Статья на тему «Интерактивная доска как средство повышения мотивации на уроках географии»

0
0
Материал опубликован 12 May 2020

Ковалева Наталья Валерьевна

учитель географии

МОУ Красночикойская СОШ

Забайкальский край


ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию эффективности применения интерактивной доски как средства повышения мотивации учащихся на уроках географии. Автором отмечено, что визуальные средства обучения наиболее эффективно способствуют улучшению знания предмета, творческой активности и надлежащему усвоению необходимого материала, а интерактивные доски - это одно из лучших технических средств для наглядного обучения, существующих на сегодняшний день, так как они благоприятно влияют на эффективное взаимодействие учителя с классом. Уроки географии с использованием интерактивной доски позволяют визуально демонстрировать различные видео- и фотоматериалы, а также использовать учебные видеоигры или другие программы, что существенно улучшает усвояемость материала.

Ключевые слова: интерактивная доска, география, урок, мотивация, педагог, ученик.


Современные школьники имеют совсем другой, чем в предыдущие годы, психотип. Сейчас почти в каждой семье есть компьютер, ноутбук, планшет или смартфон, а иногда и все перечисленные гаджеты в нескольких экземплярах. Ребенок, который начинает обучение в школе, уже имеет какие-то начальные навыки работы с компьютером: играет в игры на планшете, может создавать папки и файлы на рабочем столе, знает иные базовые приемы работы с компьютером. Поколение, выросшее на мобильных телефонах и компьютерах, требует постоянной зрительной стимуляции, быстрого динамического учебного процесса, который может, прежде всего, заинтересовать их, в чем помочь педагогу может интерактивная или мультимедийная доска. Целью данной статьи является исследование сущности и целесообразности использования интерактивной доски на уроках географии в качестве средства повышения мотивации учащихся.

Традиционная образовательная система России рассматривает каждого ребенка не столько как объект, требующий влияния, сколько как личность, которая интенсивно развивается в процессе учебной деятельности [7]. Не смотря на то, что география является одной из наиболее захватывающих и интересных наук в школьной программе, для того, чтобы ученик занимал активную позицию во время учебной деятельности, он должен иметь мощные источники мотивации к познанию. Теория мотивации вытекает из необходимости строить педагогический процесс таким образом, чтобы его методика ориентировалась на максимально глубокое проникновение во внутренний мир ребенка, пробуждала и развивала в нем способности и наклонности в определенной сфере творчества, проявления таланта [5]. Поэтому основой в педагогическом искусстве учителя является умение побуждать, а не заставлять.

Мотивацию на уроках географии следует осуществлять регулярно с учетом таких психолого-педагогических условий:

‑ осознание того, что географическая наука существенно влияет на развитие человечества;

‑ географические знания должны заинтересовывать учеников;

‑ перед рассмотрением новой темы учитель создает проблемную ситуацию, которая способна увлечь учеников;

‑ учитель должен с уважением относиться к мыслям и позициям учащихся;

‑ должна быть обеспечена связь теории с практикой, чтобы учащиеся реально почувствовали практическое значение новых знаний и умений в своей жизни;

‑ должен господствовать благоприятная атмосфера, которая способствует (мотивирует) развитию творческих способностей школьников, здоровой конкуренции в классе [4].

В современных условиях обеспечить все компоненты мотивации учеников можно посредством интерактивных технологий. Во время организации урока учителю необходимо мотивировать учеников к изучению интерактивного материала путем выбора наиболее интересных для учеников случаев, проблем, информационных данных и пр. На этом этапе педагог может использовать краткий рассказ, беседу, познавательные игры и игровые ситуации, отрывки из художественной и научно-популярной литературы, а для демонстрации наглядности – интерактивную доску [3].

Концепция интерактивного применения учебной доски была придумана в 1987 г. соучредителем и главным управляющим компании «Smart» Д. Мартином (David Martin), а в 1991 г. на свет появилось первое поколение интерактивных досок.

Интерактивная доска (ИД) относится к специализированным мультимедиа средствам, применяемым в образовании для повышения эффективности обучения. Обычно, интерактивной доской считают комплекс с такими компонентами: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, программное обеспечение [1]. Именно программное обеспечение является основой этого комплекса, потому как превращает интерактивную доску на новое техническое средство обучения, сочетающее в себе все преимущества современных компьютерных технологий. Интерактивная доска не только соответствует способу восприятия информации поколением нынешних школьников, но и позволяет учителю создать ситуацию успеха любого ученика, независимо от уровня знаний и умений.

Возможности использования интерактивной доски в совокупности с мультимедийным проектором и учебно-программным обеспечением ограничены, но овладение ими требует накопления опыта работы многих педагогов-экспериментаторов с последующим его осмыслением и обобщением [2].

Интерактивный программно-технологический учебный комплекс на является мощным техническим средством и воплощением нового средства мультимедийных технологий. Его собственное программное обеспечение легко интегрируется с наиболее распространенными программами-приложениями, открывает широкие возможности разработки и использования интерактивных средств обучения, учебных элементов и интерактивных лекториев [7]. Использование интерактивной доски дает новые возможности учебного процесса, к которым можно отнести: интерактивность, мультимедийность, коммуникативность и моделирование.

Интерактивность - это поочередное взаимодействие учителя и ученика с использованием цифрового образовательного ресурса. Каждое действие или реакция участников взаимодействия отражается на доске, доступно для рассмотрения, осознания и обсуждения всеми участниками учебного процесса.

Мультимедийность интерактивной доски предоставляет возможность отражать объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть в комбинации средств представления информации. Интерактивная доска выводит мультимедиа на качественно новый уровень, включая в процесс восприятия информации не одного человека (как в случае работы ученика с персональным компьютером), а весь коллектив учащихся, что является более удобным и целесообразным для последующего процесса обсуждения и совместной работы на уроке географии.

Коммуникативность - это возможность непосредственного общения участников учебного процесса, оперативность диалога каждого участника, контроль за состоянием процесса со стороны учителя.

Моделирование - имитационное моделирование реальных объектов или процессов, явлений. Моделирование реализуется с помощью интерактивной доски, но только при наличии соответствующего электронного образовательного ресурса. В этом случае функции доски предоставляют возможность как индивидуального, так и коллективного взаимодействия с моделью, обсуждения работы и результатов урока. Производительность в контексте использования компьютера означает автоматизацию нетворческих рутинных операций, одновременную работу со всем коллективом, рассмотрение важнейших для всех моментов.

При проведении занятий по географии среди средств обучения наиболее часто используются учебники, географические карты и атласы. Учитывая высокий уровень применения современных технологий при преподавании географии в общеобразовательных школах, следует обратить внимание на использование таких современных средств обучения, как интерактивные карты. Интерактивная карта - электронное картографическое средство нового поколения. Это картографическое пособие для совершенствования изучения географии в школе в соответствии с требованиями учебной программы по соответствующему курсу. Она является наглядным учебным средством, путем сочетания различных форм восприятия помогает учителю в подготовке и проведении уроков на базе интерактивной доски, а ученикам - в углублении географических знаний и повышении учебной мотивации. С ее помощью учитель творчески обрабатывает тему урока, выбирая и соединяя различные формы и способы представления материала, информации, тем самым активизирует самостоятельную деятельность учащихся. Кроме того, учитель обогащает собственный педагогический опыт и реализует принципы развивающего и личностно-ориентированного обучения. Интерактивные карты позволяют повысить уровень преподавания географии за счет увеличения информативности карт с одновременным обеспечением простоты и легкости восприятия картографического материала.

В целом, интерактивную доску можно использовать для изучения нового материала, обобщения, коррекции и проверки знаний, умений и навыков учащихся, выполнения ими практических работ. Для контроля знаний, умений и навыков по избранной теме на интерактивной доске предусматриваются тестовые задания и географические задачи с соответствующей оценкой. Демонстрационные возможности интерактивной доски могут быть обогащены за счет справочной информации в виде таблиц, графиков, диаграмм, словаря терминов, слайдов, анимаций.

Таким образом, для успешного социального развития общества учебные заведения должны готовить не только высококвалифицированных специалистов, но и полноценных всесторонне развитых личностей, которые будут конкурентоспособными на современном рынке труда, будут отвечать требованиям информационного общества, эффективно действовать в профессиональном и социальном пространстве и будут способными учиться на протяжении жизни. Для подготовки таких субъектов социума в учебном процессе необходимо применять интерактивные технологии, что на современном этапе становятся новым образовательным стандартом.

Как показывают исследования современных специалистов сферы информационных технологий, педагогики и психологии, высокоэффективные технические средства дают возможность использовать как традиционные, так и инновационные педагогические технологии в процессе обучения географии. Проблема развития новых технологий заключается в разработке принципиально новых подходов к организации и проведению учебного процесса. Современные технологии обучения базируются на принципах оптимизации - они направлены на совершенствование, перспективы. Преподаватели географии, соответственно, должны свободно владеть новейшими информационными технологиями, с помощью которых решение любых социально-педагогических задач будет происходить методически правильно, на основе приобретенных знаний, умений и навыков.

Изучение интересов и склонностей школьников, их учебных возможностей, а также анализ перспектив развития этих возможностей должны послужить исходным моментом в совершенствовании традиционных форм обучения географии и более глубокого изучения интерактивных форм обучения предмету.


Список использованной литературы

Анурова Н.И. Использование интерактивной доски на уроках // Сборник статей II международного научно-методического конкурса «Педагогическое призвание»: в 3 ч. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2020. С. 92-100.

Еникова В.Ф. Использование интерактивной доски для формирования картографической грамотности учащихся на уроках географии // Материалы международной научно-практической конференции «Современные направления развития физической географии: научные и образовательные аспекты в целях устойчивого развития». Минск: Белорусский государственный университет, 2019. С. 486-490.

Мамирова К.Н. Принципы и формы организации интерактивного обучения // География и экология в школе XXI века. 2016. №7. С. 72–76.

Рогуля Л.И. Роль мотивации на уроках географии // Вестник научных конференций. 2018. № 9-2 (37). С. 81-82.

Садыкова А.Ж. Развитие мотивации современного школьника через использование информационно-коммуникационных технологий на уроках географии и во внеурочной деятельности // Ямальский вестник. 2018. № 1 (11). С. 26-28

Тавасиев В.Х. Современный урок географии в условиях введения ФГОС // Материалы научно-методического семинара педагогических работников образовательных организаций Минобороны России «Теория и практика военного образования: педагогический поиск». М.: Физматкнига, 2017. С. 188-189.

Тавасиев В.Х., Иванов Э.Г. Использование интерактивной доски как условие повышения качества обучения на уроках географии // Сборник статей «Развитие современной системы образования: теория, методология, опыт» / под ред. Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева, А.С. Егорова. Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2019. С. 20-23.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации