Исследовательская работа "Физические явления в стихах и прозе зауральских писателей"
Автор публикации: А. Антипин, ученик 8 класса
Автор публикации: И. Зырянова, ученица 8 класса
Автор публикации: О. Ефимова, ученица 8 класса
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Брылинская средняя общеобразовательная школа»
Каргапольского района Курганской области
Исследовательская работа
Физические явления в стихах и прозе
зауральских писателей
Авторы: Антипин Александр Евгеньевич,
Зырянова Иоанна Леонидовна,
Ефимова Олеся Николаевна
Руководитель: Бояркина Юлия Леонидовна,
учитель физики МКОУ «Брылинская СОШ»
Брылино, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Наименование раздела | Страница |
| |
ВВЕДЕНИЕ | 3 |
I РАЗДЕЛ. Физические явления в стихах зауральских писателей | 5 |
II РАЗДЕЛ. Физические явления в прозе зауральских писателей | 8 |
III РАЗДЕЛ. Верно или неверно | 10 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 11 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ | 12 |
ВВЕДЕНИЕ
Эрик Роджерс, британский писатель и преподаватель физики, сказал: «Физика - это наука понимать природу». Природа – это всё, что нас окружает.
Мы постоянно сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме. Везде и всегда. Кажется, какое отношение имеет физика к литературе. Физика – точная наука, объясняющая явления природы. Литература – это чувства, эмоции, воображение. Писатели и поэты могут передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге.
Мы живем в окружающем нас мире и в повседневной жизни почти на каждом шагу сталкиваемся с привычными для нас как природными (дождь, гром, молния), так и физическими (свет, огонь) явлениями.
Все эти явления мы изучаем и объясняем с научной точки зрения для того, чтобы понять окружающую среду и использовать полученные нами знания на современное развитие человечества во всех сферах жизнедеятельности
На уроках литературы мы знакомимся с творчеством зауральцев. Чтение произведений должно быть осознанным, осмысленным. Необходимо понимать значение слов с научной точки зрения. Этим объясняется актуальность нашей работы.
Цель: Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях зауральских писателей и поэтов и проверить их на соответствие положениям физики.
Задачи:
Изучить понятие «физическое явление».
Найти художественные произведения зауральских писателей, в которых описываются физические явления.
Уточнить, соответствует ли художественный образ физического явления научному описанию.
Объяснить с точки зрения физики природные явления, описанные в художественных произведениях.
Гипотеза –в художественных произведениях зауральских писателей встречаются физические явления
Методы, использованные в ходе исследовательской работы:
Сбор информации.
Анализ собранной информации.
Метод обобщения информации
Сопоставление, сравнение
Метод описания
Объект исследования: художественные произведения.
Предмет исследования: физические явления.
Продукт исследования: презентация для уроков физики.
I РАЗДЕЛ. Физические явления в стихах зауральских писателей
Зауральский поэт Яков Вохменцев смог передать красоту и величие природы.
А сплошной стеной надвигалась гроза
Вот под самым окном разъярённо сверкнуло
И на землю обвалом обрушился гром.
Только дождь барабанит в тесовую крышу.
Улыбаясь, берёзка на солнце глядела
И держала дождинку в зелёной горсти.
Я.Вохменцев. Ночная гроза
В отрывке этого стихотворения наблюдаются световые, электромагнитные физические явления.
Разъяренно сверкнуло – молния. Мо́лния — электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10—500 тысяч ампер, напряжение — от десятков миллионов до миллиарда вольт. Искровой разряд выглядит как вспышка света. Свет – этоизлучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом.
Дождь – конденсация, явление превращения пара в жидкость.
В ряде произведений описываются физические явления плавание тел, испарение.
Куры пили из реки,
Наклоняя хохолки.
А петух стоял, гордился,
Что раскрашенным родился,
Видит к берегу доска
Приплыла издалека,
Терлась боком о тростинку
И обсушивала спинку.
Л. Куликов. Про петушка.
С чердака я сбросил ящик
И щипцами разломал.
Даже очень подходящий
Получился материал,
Лодку сделал я из досок,
Просмолил и просушил,
Пластилиновых матросов
На скамейки посадил.
Я до завтра ждать не стану,
Я отправлю их сейчас –
Пусть плывут по океану
Под названием Миасс.
Я. Вохменцев. Судостроитель.
Приплыла издалека, пусть плывут по океану – плавание тел, просушил, обсушивала – испарение.
Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.
На тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости. Сила, выталкивающая тело, целиком погружённое в жидкость, равна весу жидкости в объёме этого тела. Лодка сделана из досок, плотность дерева меньше плотности воды. Следовательно, лодка плавает на поверхности жидкости.
Ну и солнце нынче – так и пышет!
Всё живое прячется в тени.
Заманила речка ребятишек –
Над водою головы одни.
Только нет средь них покуда Вовы-
Мальчик этой радости лишен.
-Но ведь я уже вполне здоровый,-
Папу с мамой уверяет он.
-Там же мелко – мне всего по шею,
А вода теплее, чем песок.
Я.Вохменцев. Купанье.
В отрывке описываются световые явления, которые изучаются в разделе «Оптика». Есть два вида источников света: естественные и искусственные. Солнце – естественный источник света. Свет распространяется прямолинейно. Тень – это часть пространства, в которое не проникают солнечные лучи. Солнце передаёт энергию в окружающую среду с помощью излучения. В тени живому организму легче переносить жару, так как не проникают прямые солнечные лучи.
В отрывке из стихотворения «Про девочку Нину» описываются трение скольжения, давление:
Каждый день полно хлопот у Нины-
Я-то с ней не первый год знаком.
Моет пол и ходит в магазины
То за хлебом, то за молоком.
А ещё кататься любит с горки
И на лыжах по реке.
Я.Вохменцев. Про девочку Нину.
Трение – процесс механического взаимодействия соприкасающихся тел при их смещении в плоскости касания. Сила трения скольжения – сила, возникающая между соприкасающимися телами при их относительном движении.
Давление – физическая величина, численно равная силе, действующей на единицу площади поверхности, перпендикулярной этой поверхности. Девочка катается на лыжах, так как площадь опоры лыж больше площади опоры обуви и девочка не проваливается в снег и катится, так как сила трения между лыжами и снегом минимальна.
Афанасий Савинков так описывает зауральскую природу:
Утро росное, заря
Встала без разминки,
И в лучах её горят
Бусинки-росинки.
Афанасий Савинков.
Вданном отрывке стихотворения найдем описание процессов: конденсация, точка росы, насыщенный пар. Конденсация – этоявление превращения пара в жидкость. Точка росы-это температура, при которой водяной пар становится насыщенным. Насыщенный пар–это пар, который находится в динамическом равновесии.
II РАЗДЕЛ. Физические явления в прозе зауральских писателей
Лидия Попкова, каргапольская писательница, в рассказе «Снег-снежок» пишет:
«… -Эй, пацаны! Смотрите, лёд! – кричит им с дорожки мальчишка, и с разбегу раскатывается на небольшой застывшей лужице. – Е – ду – у-у-у-у!
Шумно! Весело! Задорно!...»
На небольшой застывшей лужице: твердое агрегатное состояние воды, кристаллизация.
Кристаллизация (отвердевание) – переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.
С разбегу раскатывается: трение скольжения. В процессе раскатывания между подошвой и поверхностью льда образуются капельки воды, которые являются смазкой и улучшают скольжение.
Кленовый листочек
«…Стоял конец августа. И хотя календарная осень ещё не наступила, был промозглым и неуютным: несколько дней небо укрыто тяжелыми тучами, временами моросит нудный мелкий дождь, столбик термометра даже днем не поднимается выше 16 градусов. Одним словом: август напоминает октябрь…»
В данном отрывке прозы говорится о температуре. (Столбик термометра даже днем не поднимается выше 16 градусов).Температура- это показатель степени нагретости тела. В физике температура зависит от скорости движения молекул.При увеличении температуры ртуть расширяется и столбик термометра поднимается. Так как небо укрыто тучами, то солнечный свет не проникает, следовательно, воздух не сильно прогревается, столбик термометра не поднимается.
Читаем далее: «После рабочего дня возвращаюсь домой. Иду по безлюдному парку. На качелях вверх - вниз качается девочка лет 5-6 в розовой курточке и белой вязаной шапочке. «Странно, - подумала я, и хочется ей в такую погоду на мокрых качелях качаться? И почему она одна?»
На качелях вверх - вниз качается девочка. В данном отрывке мы можем наблюдать закон сохранения энергии,превращение потенциальной энергии в кинетическую. Потенциальная энергия – это энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или их частей одного и того же тела.Кинетической энергией обладают движущиеся тела.
III РАЗДЕЛ. Верно или неверно
Еще раз обратимся к стихотворению Я.Вохменцева Купание.
Ну и солнце нынче- так и пышет!
Всё живое прячется в тени.
Заманила речка ребятишек –
Над водою головы одни.
Только нет средь них покуда Вовы-
Мальчик этой радости лишен.
-Но ведь я уже вполне здоровый,-
Папу с мамой уверяет он.
-Там же мелко – мне всего по шею,
А вода теплее, чем песок.
Обратим внимание на последнюю строчку (А вода теплее, чем песок). Мы наблюдаем физическоепротиворечие, так как вода нагревается медленно и медленно остывает, а песок наоборот, быстро нагревается и быстро остывает. Следовательно, днем вода не могла быть теплее, чем песок.
Таким образом, не всегда описание в художественных произведениях соответствует физическим законам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучено понятие «физическое явление».
Найдены художественные произведения зауральских писателей, в которых описываются физические явления.
Установлено, что художественный образ физического явления не всегда соответствует научному описанию.
Объяснены с точки зрения физики природные явления, описанные в художественных произведениях.
Выдвинутая гипотеза доказана.
При выполнении этой исследовательской работы мы узналиновые произведения зауральских писателей,заинтересовались изучениемфизики.
В литературных произведениях авторы используют физические явления для описания природных явлений.
В дальнейшем нужно провести классификацию явлений, подобрать художественные произведения к соответствующим физическим явлениям.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016 г.
Пёрышкин, А. В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.
Я.Вохменцев. Про нас. 1963 год.
Л.Куликов. Сказки.
Л.Попкова. У деревни русская душа.
А.Савинков. Стихи.