12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бояркина Юлия Леонидовна35
6

Исследовательская работа "Физические явления в стихах и прозе зауральских писателей"


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Брылинская средняя общеобразовательная школа»

Каргапольского района Курганской области


Исследовательская работа

Физические явления в стихах и прозе

зауральских писателей


Авторы: Антипин Александр Евгеньевич,

Зырянова Иоанна Леонидовна,

Ефимова Олеся Николаевна


Руководитель: Бояркина Юлия Леонидовна,

учитель физики МКОУ «Брылинская СОШ»


Брылино, 2020


ОГЛАВЛЕНИЕ:

Наименование раздела

Страница



ВВЕДЕНИЕ

3

I РАЗДЕЛ. Физические явления в стихах зауральских писателей

5

II РАЗДЕЛ. Физические явления в прозе зауральских писателей

8

III РАЗДЕЛ. Верно или неверно


10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

12




ВВЕДЕНИЕ

Эрик Роджерс, британский писатель и преподаватель физики, сказал: «Физика - это наука понимать природу». Природа – это всё, что нас окружает.

Мы постоянно сталкиваемся с проявлениями физики в той или иной форме. Везде и всегда. Кажется, какое отношение имеет физика к литературе. Физика – точная наука, объясняющая явления природы. Литература – это чувства, эмоции, воображение. Писатели и поэты могут передать красоту и удивительность физических явлений в прекрасном литературном слоге.

Мы живем в окружающем нас мире и в повседневной жизни почти на каждом шагу сталкиваемся с привычными для нас как природными (дождь, гром, молния), так и физическими (свет, огонь) явлениями.

Все эти явления мы изучаем и объясняем с научной точки зрения для того, чтобы понять окружающую среду и использовать полученные нами знания на современное развитие человечества во всех сферах жизнедеятельности

На уроках литературы мы знакомимся с творчеством зауральцев. Чтение произведений должно быть осознанным, осмысленным. Необходимо понимать значение слов с научной точки зрения. Этим объясняется актуальность нашей работы.

Цель: Найти описание физических явлений в некоторых художественных произведениях зауральских писателей и поэтов и проверить их на соответствие положениям физики.


Задачи:

Изучить понятие «физическое явление».

Найти художественные произведения зауральских писателей, в которых описываются физические явления.

Уточнить, соответствует ли художественный образ физического явления научному описанию.

Объяснить с точки зрения физики природные явления, описанные в художественных произведениях.


Гипотеза –в художественных произведениях зауральских писателей встречаются физические явления

Методы, использованные в ходе исследовательской работы:

Сбор информации.

Анализ собранной информации.

Метод обобщения информации

Сопоставление, сравнение

Метод описания

Объект исследования: художественные произведения.

Предмет исследования: физические явления.

Продукт исследования: презентация для уроков физики.


I РАЗДЕЛ. Физические явления в стихах зауральских писателей


Зауральский поэт Яков Вохменцев смог передать красоту и величие природы.

А сплошной стеной надвигалась гроза

Вот под самым окном разъярённо сверкнуло

И на землю обвалом обрушился гром.

Только дождь барабанит в тесовую крышу.

Улыбаясь, берёзка на солнце глядела

И держала дождинку в зелёной горсти.

Я.Вохменцев. Ночная гроза

В отрывке этого стихотворения наблюдаются световые, электромагнитные физические явления.

Разъяренно сверкнуло – молния. Мо́лния — электрический искровой разряд в атмосфере, обычно может происходить во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом. Сила тока в разряде молнии на Земле достигает 10—500 тысяч ампер, напряжение — от десятков миллионов до миллиарда вольт. Искровой разряд выглядит как вспышка света. Свет – этоизлучение, но лишь та его часть, которая воспринимается глазом.

Дождь – конденсация, явление превращения пара в жидкость.

В ряде произведений описываются физические явления плавание тел, испарение.

Куры пили из реки,

Наклоняя хохолки.

А петух стоял, гордился,

Что раскрашенным родился,

Видит к берегу доска

Приплыла издалека,

Терлась боком о тростинку

И обсушивала спинку.

Л. Куликов. Про петушка.


С чердака я сбросил ящик

И щипцами разломал.

Даже очень подходящий

Получился материал,

Лодку сделал я из досок,

Просмолил и просушил,

Пластилиновых матросов

На скамейки посадил.

Я до завтра ждать не стану,

Я отправлю их сейчас –

Пусть плывут по океану

Под названием Миасс.

Я. Вохменцев. Судостроитель.

Приплыла издалека, пусть плывут по океану – плавание тел, просушил, обсушивала – испарение.

Испарение – это парообразование, происходящее с поверхности жидкости.

На тело, находящееся в жидкости, действует сила, выталкивающая это тело из жидкости. Сила, выталкивающая тело, целиком погружённое в жидкость, равна весу жидкости в объёме этого тела. Лодка сделана из досок, плотность дерева меньше плотности воды. Следовательно, лодка плавает на поверхности жидкости.


Ну и солнце нынче – так и пышет!

Всё живое прячется в тени.

Заманила речка ребятишек –

Над водою головы одни.

Только нет средь них покуда Вовы-

Мальчик этой радости лишен.

-Но ведь я уже вполне здоровый,-

Папу с мамой уверяет он.

-Там же мелко – мне всего по шею,

А вода теплее, чем песок.

Я.Вохменцев. Купанье.

В отрывке описываются световые явления, которые изучаются в разделе «Оптика». Есть два вида источников света: естественные и искусственные. Солнце – естественный источник света. Свет распространяется прямолинейно. Тень – это часть пространства, в которое не проникают солнечные лучи. Солнце передаёт энергию в окружающую среду с помощью излучения. В тени живому организму легче переносить жару, так как не проникают прямые солнечные лучи.

В отрывке из стихотворения «Про девочку Нину» описываются трение скольжения, давление:

Каждый день полно хлопот у Нины-

Я-то с ней не первый год знаком.

Моет пол и ходит в магазины

То за хлебом, то за молоком.

А ещё кататься любит с горки

И на лыжах по реке.

Я.Вохменцев. Про девочку Нину.


Трение – процесс механического взаимодействия соприкасающихся тел при их смещении в плоскости касания. Сила трения скольжения – сила, возникающая между соприкасающимися телами при их относительном движении.

Давление – физическая величина, численно равная силе, действующей на единицу площади поверхности, перпендикулярной этой поверхности. Девочка катается на лыжах, так как площадь опоры лыж больше площади опоры обуви и девочка не проваливается в снег и катится, так как сила трения между лыжами и снегом минимальна.

Афанасий Савинков так описывает зауральскую природу:

Утро росное, заря

Встала без разминки,

И в лучах её горят

Бусинки-росинки.

Афанасий Савинков.

Вданном отрывке стихотворения найдем описание процессов: конденсация, точка росы, насыщенный пар. Конденсация – этоявление превращения пара в жидкость. Точка росы-это температура, при которой водяной пар становится насыщенным. Насыщенный пар–это пар, который находится в динамическом равновесии.



II РАЗДЕЛ. Физические явления в прозе зауральских писателей


Лидия Попкова, каргапольская писательница, в рассказе «Снег-снежок» пишет:

«… -Эй, пацаны! Смотрите, лёд! – кричит им с дорожки мальчишка, и с разбегу раскатывается на небольшой застывшей лужице. – Е – ду – у-у-у-у!

Шумно! Весело! Задорно!...»

На небольшой застывшей лужице: твердое агрегатное состояние воды, кристаллизация.

Кристаллизация (отвердевание) – переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

С разбегу раскатывается: трение скольжения. В процессе раскатывания между подошвой и поверхностью льда образуются капельки воды, которые являются смазкой и улучшают скольжение.


Кленовый листочек

«…Стоял конец августа. И хотя календарная осень ещё не наступила, был промозглым и неуютным: несколько дней небо укрыто тяжелыми тучами, временами моросит нудный мелкий дождь, столбик термометра даже днем не поднимается выше 16 градусов. Одним словом: август напоминает октябрь…»

В данном отрывке прозы говорится о температуре. (Столбик термометра даже днем не поднимается выше 16 градусов).Температура- это показатель степени нагретости тела. В физике температура зависит от скорости движения молекул.При увеличении температуры ртуть расширяется и столбик термометра поднимается. Так как небо укрыто тучами, то солнечный свет не проникает, следовательно, воздух не сильно прогревается, столбик термометра не поднимается.

Читаем далее: «После рабочего дня возвращаюсь домой. Иду по безлюдному парку. На качелях вверх - вниз качается девочка лет 5-6 в розовой курточке и белой вязаной шапочке. «Странно, - подумала я, и хочется ей в такую погоду на мокрых качелях качаться? И почему она одна?»

На качелях вверх - вниз качается девочка. В данном отрывке мы можем наблюдать закон сохранения энергии,превращение потенциальной энергии в кинетическую. Потенциальная энергия – это энергия, которая определяется взаимным положением взаимодействующих тел или их частей одного и того же тела.Кинетической энергией обладают движущиеся тела.

III РАЗДЕЛ. Верно или неверно


Еще раз обратимся к стихотворению Я.Вохменцева Купание.

Ну и солнце нынче- так и пышет!

Всё живое прячется в тени.

Заманила речка ребятишек –

Над водою головы одни.

Только нет средь них покуда Вовы-

Мальчик этой радости лишен.

-Но ведь я уже вполне здоровый,-

Папу с мамой уверяет он.

-Там же мелко – мне всего по шею,

А вода теплее, чем песок.

Обратим внимание на последнюю строчку (А вода теплее, чем песок). Мы наблюдаем физическоепротиворечие, так как вода нагревается медленно и медленно остывает, а песок наоборот, быстро нагревается и быстро остывает. Следовательно, днем вода не могла быть теплее, чем песок.

Таким образом, не всегда описание в художественных произведениях соответствует физическим законам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Изучено понятие «физическое явление».

Найдены художественные произведения зауральских писателей, в которых описываются физические явления.

Установлено, что художественный образ физического явления не всегда соответствует научному описанию.

Объяснены с точки зрения физики природные явления, описанные в художественных произведениях.


Выдвинутая гипотеза доказана.

При выполнении этой исследовательской работы мы узналиновые произведения зауральских писателей,заинтересовались изучениемфизики.

В литературных произведениях авторы используют физические явления для описания природных явлений.

В дальнейшем нужно провести классификацию явлений, подобрать художественные произведения к соответствующим физическим явлениям.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Пёрышкин, А. В. Физика. 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2016 г.

Пёрышкин, А. В. Физика. 8 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа.

Я.Вохменцев. Про нас. 1963 год.

Л.Куликов. Сказки.

Л.Попкова. У деревни русская душа.

А.Савинков. Стихи.​​​​​​​

Авторы материала: А. Антипин (8 класс), И. Зырянова (8 класс), О. Ефимова (8 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.