12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бушкина Марина Юрьевна26
2

Исследовательская работа "Использование этнокультурного материала хакасского народа на занятиях в начальной школе"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18» г. Абакан














Исследовательская работа



Использование этнокультурного материала

хакасского народа на занятиях в начальной школе








Выполнила: Кырова Софья Олеговна,

ученица 4б класса, МБОУ «СОШ №18»

Руководитель: Бушкина Марина Юрьевна,

учитель начальных классов







Абакан, 2020

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретическая часть

Материальная культура.

Национальная одежда.

Хозяйство – бытовые традиции.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Использование этнокультурного материала хакасского народа на занятиях в начальной школе.

Анкетирование.

Заключение

Список литературы

Приложение


Введение

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них - необычные и интересные. Хакасский народ хранит многовековые традиции своих предков. Это стало той основой, на которой в дальнейшем развивалась вся хакасская культура.

Актуальность данной работы заключается в том, что современное поколение не знает культуру разных народов. А чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их.

Исходя из этого, цель работы заключается в том, чтобы сформировать представления о хакасском народе: его культуре и традициях, и использовать этнокультурный материал на занятиях в начальной школе.

Задачи:

- изучить литературу и познакомиться с культурой и традициями хакасского народа;

- взять интервью у представителей хакасской культуры;

- применить полученный этнокультурный материал на практике.

Объект исследования: культура и традиции хакасского народа.

Предмет исследования: использование этнокультурного материала хакасского народа на занятиях в начальной школе.

Методы исследования: изучение литературы, поиск и отбор информации, наблюдение, анкетирование, создание проекта.

Теоретическая и практическая значимость работы: данный материал может быть использован на всех уроках в начальной школе, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка. Он интересен и познавателен.


Глава 1. Теоретическая часть

Хакасия - земля родная!

Велика и необъятна Россия, огромна Сибирь, ее восточная часть, где на юге расположена Республика Хакасия. Хакасы - тюркоязычный народ коренное население Республики Хакасия численность их составляет примерно 63000 человек. Они разделяются на четыре этнографические группы: качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов. На базе качинского и сагайского сформировался литературный язык и создана письменность. Хакасский язык считают родным 76,6% хакасов.

Территория Хакасии западную часть Хакасской - Минусинской котловины равняется 62 тыс. км.

В Хакассии выделяются три климатические зоны: степная, лесостепная и таежная.

В Хакассии насчитывается более 150 рек. На протяжении 300 км. Окаймляет территорию Хакасии река Енисей, принимающая в себя на этом пути отрезка крупный левый приток - реку Абакан - длиною 450 км.

В Хакасских степях насчитывается до 120 различных озер. Наиболее нам известные озера - это озеро Беле, Ханкуль, Туз и т.д.

Начиная с 1727г. Хакасско - Минусинский край начал обживаться русским населением. Первыми жителями стали казаки, поэтому до сих пор хакасы русских называют «хазах».


«Материальная культура»

Юрта. Основным видом хакасских поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт) как правило, родственных между собой. Аалы обычно назывались по фамилии или имени аального старшины. В 17-19 вв. основным жилищем хакасов служила юрта - иб - дом. Юрта была максимально приспособлена для полукочевого хозяйства. Чтобы перевезти такую юрту требовалось навьючить трех, иногда и шесть коней или одного верблюда, а, чтобы поставить каркас 3-4 человека затрачивали около получаса. Летом юрту покрывали берестой, чтобы не намокал от дождя или снега. Богатые покрывали юрты белым войлоком, иногда узорчатым. Считалось, что чем больше углов у юрты, тем богаче его хозяин. Самое большее достигалось до 14. Замков не существовало, но простейшие заборы были.

Юрта делилась в социальном отношении на почетную и не почетную части. Пространство от входной двери до очага считалась непочетным. Обычно сюда усаживали бедных родственников. Противоположная сторона за очагом являлась почетной, здесь устанавливался столик, за которым сидел хозяин и почитаемые гости. Столики были невысокие с квадратным или расписным верхом на четырех или шести ножках. За ним сидели, подогнув ноги по-турецки. Стол был почитаемым предметом. На него нельзя было не только сесть, но облокотиться, а если на него положить ребенка, то тот станет очень капризным. Его нельзя было шатать иначе люди, живущие здесь, не будут сытыми, крошки нельзя было сметать в сторону дверей. Гости должны уходить только после того как стол будет прибран.

Дверь хакасских жилищ была строго ориентирована на восток т.к. ветры дули с запада. К дверям особенно к порогу хакасы относились с чувством почтения смешанного со страхом. Никогда не здоровались через порог, нельзя было на него наступать, а тем более сидеть на нем. Если человек будет стоять на пороге, то порог его проклянет, и беда коснется его семьи. Ребенок, сидящий на пороге, мог не вырасти, а у взрослого человека заболит спина. Если человек при входе запнется, то надо вернуться и перешагнуть заново. Дверью нельзя было хлопать, иначе жизненный путь станет суровым. Ее нельзя было открывать ударом ноги, иначе станешь злоязыким. Если стоя в дверях, будешь держаться за дверные косяки - может помутиться разум.

В бытовом отношении внутренне пространство разделялось на мужскую и женскую половину. При входе правая сторона считалось женской, а левая сторона мужской. Напротив, у входа у западной стороны ставилась супружеская кровать. Кровать завешивался пологом, он делался из шелка или из парчи. Если хозяева надолго уезжали, то клали на кровать березовый обрубок, чтобы не потерялась жизненная сила.

Пол застилался невыделанными шкурками, а сверху покрывался кошмами (киис).

Перед юртой обязательно устанавливалась коновязь 1,5-2 м. высотой. Она устанавливалась раньше юрты. Верх коновязи делали фигурной из 3 или 5 зарубок. У младшего сына делалось сквозное отверстие. Коновязь нельзя было срубить или сжечь иначе потеряешь счастье. Если коновязь сгнивал, то его клали на крышу юрты, чтобы люди не наступали на него ногами.

Заключение юрты: Все, что находилось внутри юрты, женщина при разводе забирала с собой, а скот, главное богатство, оставалось мужчине, поэтому не было разводов.


«Национальная одежда»

Одежда для повседневной носки шилась из местного сырья (материя из крапивы, конопляного холста, льняного полотна, полушерстяной материи и сукна.) Праздничная одежда шилась товарами из Китая - это атлас, плис, бархат и другие. Ткани с крупными фабричными рисунками назывались мужскими, ас мелкими - женскими.

Предпочтительным цветом для костюмов был красный, синий, зеленый, коричневый, бордовый и черный.

Покрой мужской рубахи напоминал женское платье, но был намного короче и посередине спинки не вставлялись клинья. На ее пошив шло до пяти метров ткани. На женское платье шло до семи метров полотна, и оно некогда в отличие от мужского не подпоясывалось. На праздничном женском платье поляки, обшлага и кайма украшались национальными узорами. Под воротником с двух сторон разреза пришивали по перламутровой пуговице украшенными кораллами надо отметить особое отношение хакасов к пуговицам и воротником. Они считались хранителями души человека. В холодную погоду замужние женщины поверх платья надевали безрукавку «сегедек».

Сегедек был двух типов отрезной и прямой. Прямой - шился из шелка, а отрезной из плиса. Спинка украшалась растительным орнаментом и с двух сторон пропускались кисточки «чачах».

Мастерицы при шитье применяли более 15 различных швов. Самой нарядной и почетной одеждой считалась женская шуба. Она шилась из белых осенних мерлушек, и покрывалось китайчатым шелком высшего качества. Борта обшивались из лапок соболя. Шуба носилось вместе с сегедеком. Она являлось достоянием только богатых женщин. Вдовам запрещалось его одевать. Хакасские рукавицы шились из овчины мехом духов. В сильные морозы поддевали вязанные исподки. Праздничные рукавицы покрывались черным плисом. Лицевая сторона украшалось растительным орнаментом вышитым шелковыми нитками. Шов большого пальца украшали узорами. Согласно хакаской марали, нельзя было продавать свою одежду, иначе уйдет счастье, нельзя подавать вывернутое на изнанку платье. Прежде чем надеть новый костюм его обкуривали богородской травой. Иначе там окажутся злые силы.

Хакасы летом носили сапоги и туфли из дубленной телячьей кожи, а зимой меховые сапоги. На праздники женщины одевали вышитые золотыми нитями хромовые сапоги.

Мужчины летом носили черные войлочные шляпы, изготовленные из овечьей или овечьей, или коровьей шерсти. Зимой меховую шапку сзади него пришивается лисий рысий или волчьи хвосты.

Вселенная по мировоззрению хакасов делилась на три части: верхний мир, средний мир, нижний мир. Понятие добра олицетворяло небо, где обитают «чаяны»- творцы, создатели мира - верхний мир. В нижнем мире «айна чиры» правят подземные боги, они являлись божествами злого начала. Средний мир - это место, где обитают люди. Их окружают различные духи - «эзы». В среднем мире происходит борьба между добрым и злым началом. Поэтому люди подвержены как плохим, так и хорошим поступкам. Вся природа одухотворялась, то есть населялась духами и душами. Согласно представлениям хакасов, у каждого объекта или дерево, река или камень, птица или зверь, гром или дождь и т.д. имелся свой хозяин, который был самостоятельным и нечеловеческим существом, Этим духам хакасы поклонялись, также покланялись небесным светилам, в первую очередь солнцу и луне.

Любовь хакасов к серебру объясняется не только практичностью этого металла, но также представлениям, что лунный блеск серебра притягивает жизненную силу.

Серебро считали ценнейшим металлом, его предпочитали золоту. Вот почему с покойника были обязаны снять все серебряные украшения. Среди хакасов существовало ювелирное ремесло, имелись специальные ремесленники.

Помимо серебра практически во всех украшениях присутствовал коралл. Благодаря торговым связям, хакасы могли приобрести коралл у татар, которые привозили его из средней Азии. Коралл притягивает душу человека, так считали хакасы.

Замужние женщины носили коралловые серёжки. Они изготавливались из медной проволоки, изогнутой вверху в виде кольца. На нижнюю часть нанизывали три больших бусины из коралла и три маленькие вставляли между ними. После подвешивалась шёлковая кисточка с серебряной монетой достоинством в рубль. Видимо, верили, что женские уши не должны быть пустыми. Между большими кораллами вставлялись орнаментированные серебряные пластинки, облегавшие их сверху и снизу. Молодые девушки носили в ушах маленькие серёжки. Они имели только один коралл и также монету с кисточкой.

Перстни по сей день можно встретить среди людей. Декоративный верх перстня сделан в виде круга, сердечка, полумесяца. Весь перстень сделан из серебра, верх орнаментирован с коралловыми инкрустациями. Число кораллов было обязательно не чётное число от 1 до 5. Хакасские перстни являлись семейной реликвией и передавались из рук в руки у каждого рода.

Пого являлось неотъемлемой частью туалета замужней женщины, а также свадебного наряда свахи. Раньше пого имело форму круга. И напоминало солнце. Говорили, что оно сделало из золота, блестит, как солнце если сделано из серебра, то блестит как луна. После, со временем, оно стало приобретать форму лёгких, этим пого стало оберегать лёгкие, грудную клетку и сердце. На лицевой стороне пришивались перламутровые пуговицы, пространство между ними заполняли бисером и кораллом. Бисером обшивали орнаменты (трилистник), а также кругами, сердечками, и т. д. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных связок. В конце бисерных связок могли подвесить серебряные монетки. Пого являлось очень дорогим украшением. В нём сочетаются все важные черты хакасских украшений, материал для пого, его форма и местонахождение – всё служило для оберега. Пого изготавливали женщины своим дочерям перед свадьбой (в качестве приданного). Этим они хотели уберечь свою дочь от неожиданных неприятностей. Пого было вышито яркими цветами. Рисунок пого имеет сходство стилизованным изображением богини Умай, которая дарует души детей. Также так и надевание перстня на свадьбе, надевание пого было что-то вроде культа богини. В наше время пого стало очень широко применять в народе, изготавливаются стилизованные пого, носят их уже не только замужние женщины, но и девушки.

Браслеты носили женщины и девушки. Обычно на правой руке. Они являлись очень важным предметом среди хакасов.

Воспринимая энергию, люди держали её в себе. Но, по причине болезни или недомогания, они могли заимствовать энергию у других. Это плохо сказывается на состоянии здоровья людей, у которых забирали энергию. Хакасы заряжались через ладони. В день весеннего равноденствия, когда солнце выбрасывает очень большое количество энергии – энергии, которая может убить болезнетворных микробов, они протягивают руки к восходящему солнцу. Браслеты должны были замыкать энергию человека в нём. Браслеты обшиты перламутром и бисером.

Пояс «хур» носили мужчины, им подпоясывали халат или рубашку. Пояс имел 3 цвета: синий, белый, красный. На концах имелись кисточки. Он должен был защищать пуп человека. Пуп считали место зарождения жизни и поэтому его оберегали и защищали. Цвета обозначали: белый - чистоту, синий - небо, красный - жизнь и огонь.

Пряжка на ремне закрывала и оберегала пуп. На ней указывался родовой знак.

Хакасское платье до сих пор имеет много загадок. Под воротником пришивали по перламутровой пуговице. Надо заметить особое отношение Хакасов к пуговицам и воротнику, ибо они являлись хранителями души человека. При продаже одежды обязательно надо отпороть пуговицы, иначе вместе с ними уйдёт счастье.

«Ээн» (подплечник) и «моркам» (нарукавник) вышивались орнаментами. И имели яркий характер. В вышивке сочетались семь цветов радуги и также различные оттенки. Служили для восприятия «тепла». Особенно это относится к «ээн». Лицевая сторона, которая смотрит вверх. Родовые знаки также указывались на рукавах сразу ниже «ээн».


«Хозяйственно – бытовые традиции»

Скотоводство. Традиционным занятием хакасов было скотоводство полукочевого типа, максимально приспособленное к местным природным условиям.

Основными видами стада здесь были лошади, коровы и овцы. Поэтому хакасы называли себя трехстадным народом, Лошади использовались как убойный скот на мясо и как средство передвижения. Кроме того, от них получали молочные продукты. Наличие табунов свидетельствовало о зажиточности хозяина. Если крупный рогатый скот достигал количества 100 голов, то их хозяин слыл баем.

Охота. На протяжении 18-19 вв. значительное место в хозяйстве хакасов занимала охота. Она была чисто мужской профессией. Женщинам не разрешалось прикасаться к оружию. Охота была суровым и нелегким трудом. Недаром хакасы сложили пословицу: «Силы женщины забирают дети, силы мужчин забирает тайга».

Земледелие. Основной посевной культурой был ячмень, который особенно хорошо рос по склонам гор. Сеяли также пшеницу, ярицу, овес, озимую рожь, гречиху и просо. На удобренных местах, где обычно стояли сеновалы, высаживали технические культуры - коноплю и лен, которые шли на изготовление ниток, тканей и растительного масла. В посевную страду сагайцы и бельтыры придерживались различных суеверных обычаев. С первого дня работы на пашне они не умывались, иначе можно смыть счастье, нельзя было делать талкан, иначе зерно будет с сажей. После завершения посевной обязательно нужно было окрапить засеянные пашни хлебным вином.

Рыболовство. Согласно хакасскому фольклору, жители степных районов Хакасии испытывали отвращение к речной рыбе, и чтобы пользоваться питьевой водой, проводили специальные канавы. Рыбу они называли «суг хурты» - водяные черви. У таежных жителей рыба являлась неотъемлемой частью пищевого рациона.

Местные промыслы и ремесла.

Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха. На хозяйство добывали от 2-х до 20 мешков чистого ореха, лакомым блюдом считались большие пельмени с ореховой начинкой. Сытная каша из кедрового ореха в течение двух недель восстанавливала вес и силы отощавшего охотника.

Основное занятие - скотоводство диктовало развитие определенных видов домашних помыслов. В каждом хозяйстве занимались выделение кож, катанием войлоков, свиванием арканов. Из овчины изготовляли дубленые кожи, из шерсти войлоки, для покрытия юрт. Развито также было ткачество.

В 18 веке у хакасов бытовали берестяные лодки, а также они умели делать прекрасные долбленые лодки из тополя.

Ювелирное ремесло, как и у других народов, было широко развито. Как и другие народы Центральной Азии, они очень ценили изделия из серебра. Ювелиры очень ценились. Они своими нехитрыми инструментами делали перстни. Серьги, огнива, наборную упряжь и т.д.


Глава 2. Практическая часть

2.1. Использование этнокультурного материала хакасского народа на занятиях в начальной школе

Изучив традиционную культуру и быт хакасов, мы с моим руководителем Бушкиной Мариной Юрьевной составили различные задания и предложили их использование на всех занятиях в начальной школе.

Литературное чтение

Устное народное творчество разных народов, проживающих на территории Хакасии: пословицы, загадки, игры-считалки и т.д.

Математика

1. Название физических величин разных народов.

2. Использование в процессе обучения дидактических игр, задач, математических упражнений с национальным содержанием и этнографическими данными.

Окружающий мир

1. Природно-климатические особенности региона.

2. Познавательные сведения об экологических традициях народов, проживающих в Хакасии.

3. Использование ребусов, кроссвордов, загадок с национальным содержанием.

Технология

1. Ознакомление с декоративно-прикладным искусством хакасского народа.

2. Творческая деятельность учащихся в процессе обучения по различной национальной тематике: выполнение аппликаций, поделок из различных материалов, приготовление хакасских блюд.

3. Ознакомление с основными традиционными промыслами хакасов.

Изобразительное искусство

Изобразительная деятельность учащихся по теме: «Хакасия – мой край родной!»

Рисование государственных символов Хакасии, орнаментов, сказочных героев и др.

Примеры заданий с этнокультурным материалом для младших школьников в рамках уроков математики, занятий математического кружка по следующим темам:

Тема урока: Решение задач. Пример задачи:

На территории столицы Хакасии в городе Абакане проживает 184 168 человек, на территории города Черногорска - 74 268 человек, на территории города Саяногорска - 48 299 человек, на территории города Абаза – 15 802 человека. Какова общая численность, проживающая на территории городов Хакасии? На сколько человек больше проживает в городе Абакане, чем в каждом отдельном городе?

В 2018 году городу Абакану исполнится 87 лет. В каком году он образовался?

Площадь республики Хакасия составляет 61 900 км2, а площадь города Абакана - 112 038 км2. На сколько больше площадь республики Хакасия, чем площадь города?

Тема: Величины. Единицы длины. Километр. Пример задачи:

В Хакасии протекает река Абакан, длина которой 514 км. Сколько это будет в метрах?

Тема: Единицы времени. Секунда. Век.

Империя Чингисхана пала в 1368 г. Сколько лет прошло с тех пор?

26 лет назад Республика Хакасия стала самостоятельным субъектом. В каком году это было?

Тема: Письменные приемы сложения и вычитания. Например:

По данным статистики на 2017 год в республике Хакасия проживает 536 781 человек. Из них городское население составляло 35% человек. Какая численность городских жителей? Сколько жителей республики проживает в сельской местности?

Государственный природный заповедник «Хакасский» был образован в 1999 года в результате слияния двух других государственных природных заповедников «Чазы» и «Малый Абакан». Сколько лет тому назад произошло это событие?

Тема. Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.

При изучении элементов геометрии мы также предложили следующие задания: по чертежу юрты назовите геометрические фигуры, из которых состоит юрта; сколько четырёхугольников; сколько треугольников; сосчитайте, сколько всего геометрических фигур; найдите периметр и площадь юрты.

Изучение геометрического узора. Знакомство с национальным узором.

Посмотрите на данный узор. Из каких элементов состоит?

Обратите внимание, что он симметричен.

Этнокультурный материал для составления задач содержал в себе такие данные, как численность населения основных народов, живущих в Республике Хакасия, площадь территории их проживания; длина рек, площадь озер и др.

На уроках математики можно использовать задачи с краеведческим содержанием. Хорошо проводить математические диктанты, когда используются числовые данные из сведений о республики, о городе, о селе, о регионе в целом. Например: в Республике Хакасия проживают - запишите числами: русских - 429 680 человек, хакасов – 62 800 человек, немцев – 5 764 человека, украинцев – 5 240 человек, татар – 3 144 человека и др.


2.2. Анкетирование

Для выявления знаний о культуре и обычаях хакасского народа мы с учителем Мариной Юрьевной составили анкету (Приложение №1), проанализировали и получили следующие результаты.

Опрос учащихся хакасской национальности, обучающихся в нашей школе, показал, что большинство из них бережно относится к традициям и обычаям своих предков. Отмечаются национальные праздники, готовятся блюда хакасской кухни. Многие знают хакасские сказки, песни, поговорки. К сожалению, в семьях не говорят на хакасском языке, и никто уже не носит национальную одежду. Браки у многих наших учеников смешанные.

Вывод: хакасский народ бережно хранит традиции и обычаи своих предков. Хакасы отмечают национальные праздники, рассказывают своим детям хакасские народные сказки, готовят национальные блюда. Культура хакасского народа интересна всем народам, проживающим в Хакасии.


Заключение

От наших предков до нас дошло богатое наследство - традиционная одежда, национальные праздники, кухня, которое за многовековую историю выработала свою особенность, в том числе и свой яркий художественный язык, выражающий эстетические идеалы народа.

Использование этнокультурного материала привносит в уроки выразительность, эмоциональность, красочность, показывая связь предмета с жизнью хакасского народа, своей республики, традиций. На уроках можно проводить физкультминутки под мелодии хакасских песен.

Наша республика Хакасия, многонациональная и многоликая, бурно развивающаяся, современная и богатая старинными традициями, обычаями, уходящими своими корнями в глубину веков. Прекрасный щедрый край, воспетый великими хакасскими писателями и нашими земляками. Край, завораживающий богатством и красотой природы и души народа. Недаром о Хакасии говорят – маленькая Швейцария.

В нашей школе с начальных классов прививается любовь к хакасскому языку, народным песням, традициям народа практически на всех уроках.

Теоретическая и практическая значимость: данный материал нашей исследовательской работы может быть использован на всех уроках в начальной школе, во внеклассных мероприятиях, на классных часах, на занятиях внеурочной деятельности. Он интересен и познавателен.


Список литературы:

Бутанаев В.Я. Культура и быт хакасов. Абакан: Хакасское книжное изд-во. - 1996.

Бутанаев В.Я., Бутанаева И.И. Мир хонгорского (хакасского) фольклора./ Виктор Яковлевич Бутанаев, И.И. Бутанаева. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. Университета им. Н.Ф. Катанова. – 2008.

Синова И. В. Народы России: История и культура, обычаи и традиции/ Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера». - 2008.

Тобурчинова О.Г. Трудовые традиции воспитания и современность. Абакан: Хакасское книжное изд-во. - 2008.





Приложение№1

Анкета

1. Смешанный ли у вас брак?

2. Говорят ли в вашей семье на хакасском языке?

3. Отмечаете ли вы хакасские праздники?

4. Надеваете ли вы национальную одежду хотя бы по праздникам?

5. Готовите ли вы блюда хакасской кухни?

6. Знаете ли вы сказки, поговорки, загадки своего народа?

7. Соблюдаете ли вы хотя бы частично какие-нибудь национальные обряды?



Приложение 2

Макет юрты



t1585138087aa.jpg

t1585138087ab.jpg



Пого (женское нагрудное украшение)



t1585138087ac.jpg



t1585138087ad.png

Руковица (вышивка)

t1585138087ae.jpg

Украшения

t1585138087af.jpgt1585138087ag.png

t1585138087ah.jpgt1585138087ai.jpg





Хакасские косички

t1585138087aj.jpg



Национальная одежда

t1585138087ak.jpg

Автор материала: С. Кырова (4 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Бушкина Марина Юрьевна, 25.03.20 в 15:15 0Ответить Пожаловаться
Презентация к работе Кыровой Софьи "Использование этнокультурного материала
хакасского народа на занятиях в начальной школе"
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.