12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Токтарова Элида Семёновна20

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Мустаевская средняя общеобразовательная школа имени Шабдара Осыпа»

Сернурского района Республики Марий Эл
 

Использование этнокультурного компонента 
на уроках информатики

Методические материалы к учебным занятиям

Подготовила учитель информатики

Токтарова Элида Семёновна

Мустаево

2019


 

Аннотация

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине «Информатика». В разработке представлены уроки с этнокультурным компонентом. Системное использование этнокультурного компонента помогает учащимся лучше усвоить базовые знания по дисциплине, повысить наглядность обучения и повышает интерес к изучаемому материалу.

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………… 4

Основная часть……………………………………………….. 5

Заключение…………………………………………………… 8

Библиографический список…………………………………. 9

Приложения ……………………………………….………… 10

 

 

 

 

Введение

 

Основная задача «новой школы» - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к современной жизни.

(Д.А. Медведев)

 

В законе “Об образовании” закреплены два компонента стандарта – федеральный и региональный. Федеральный компонент стандарта обеспечивает единство образовательного пространства на территории Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками общеобразовательных учреждений базовыми знаниями, умениями и навыками, обеспечивающими возможности продолжения образования. Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона. Он отвечает потребностям и интересам региона и позволяет организовать поддержку образовательных областей.

Главная задача учителя школы - воспитание достойных граждан своей страны, их всестороннее и гармоничное развитие. Один из путей ее решения - введение в учебный процесс образования этнокультурного материала.

Включение этнокультурного компонента в образовательный процесс помогает сохранить и передать подрастающему поколению культурное наследие своего народа: историю, духовные ценности, традиции. Кроме того, данный метод помогает делать учебный процесс более интересным, значимым, и несет в себе, кроме учебной, еще и воспитательную составляющую.

Чтобы воспитывать на уроках информатики патриота, нужно для начала заинтересовать ученика своим предметом, создать условия для развития мотивации, а в дальнейшем чтобы они могли делать различные научные открытия в этой области.

Перед учителем стоит задача выбора методов и технологий, при помощи которых он может сформировать у учащихся компетенции для успешной социализации, социокультурной интеграции, воспитать носителя национальной культуры.

В курсе информатики нет специальных тем, раскрывающих традиции и обычаи народов своего края. Однако можно дополнить образовательное поле фактами, которые помогут сформировать целостную картину. Элементы краеведения можно использовать на различных этапах урока.

Основная часть

Материалы для использования на уроках информатики.

 

Тема «Растровая и векторная графика».

При изучении темы «Графика» с редактором (Paint) учащиеся разрабатывают национальный узор, орнамент (марийский, русский или других на­циональностей по выбору), рисуют изображение герба республики. Для создания орнамента нужна большая предвари­тельная подготовка: изучение национальных орнаментов, костюмов, создание эскизов. Ма­териал для работы учащиеся находят в иллюстрированных книгах, журналах, Интернете, CD - дисках. (Приложение 1)


 

Тема «Текстовый редактор».  

Любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Язык - наши истоки, наши национальные корни, поэтому очень бережно надо относиться к родному языку, воспитывать уважение к нему в наших детях. При создании и обработки текста можно дать учащимся такое задание «Наберите текст загадок на родном (марийском) языке и добавьте картинки с отгадками.

При изучении темы «Маркированные и нумерованные списки» создать список озер и рек Республики Марий Эл. (Приложение 2)

 

Тема «Электронные таблицы».

Задание «Используя данные таблицу построить столбчатую или круговую диаграмму». Для работы с электронными таблицами можно использовать данные о водных ресурсах республики, о количестве районов. К работе по составлению задач с краеведческим содержанием необходимо привлекать и учащихся. Ведь ребятам для составления задачи нужно подобрать материал, систематизировать его, обработать данные. Решение краеведческих задач не только знакомит учеников с новыми данными и характеристиками того или иного процесса, объекта, но и развивает учебные умения. (Приложение 3)

 

Тема «База данных».

Создать сетевую базу данных в программе GenoPro (Живая Родословная). Учащиеся, исследуя свой фамильный род, составляют Генеалогическое древо своей семьи. Дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как главными помощниками в исследованиях являются родители, дедушки и бабушки. (Приложение 4)

 

Тема «Поиск в Интернете».

При изучении темы «Поиск информации в сети Интернет» учащимся в качестве домашнего задания можно предложить такие задания: « Узнать какие животные и растения, находящиеся на территории Республики Марий Эл, занесены в Красную книгу» или «Крупнейшие озера Марий Эл» . (Приложение 5) 

Ресурсы Интернета чрезвычайно обширны. Учащиеся выполняют поиск и используют найденную информацию для выполнения проектов, создания презентаций. Изучая краеведческий материал, рассказы жителей села создают буклеты на темы: «История моей деревни», «Мои земляки». (Приложение 6)


 

Заключение

Использование регионального компонента способствует развитию чувств любви к родному краю, стремление к познавательной деятельности, связанной с прошлым и настоящим своей малой Родины.

Задания, составленные на местном материале, можно использовать как на уроках информатики, так и на внеклассных занятиях. Эти задания вызывают у учащихся большой интерес к предмету, что способствует активизации их деятельности. А ведь это главное условие ФГОС - побудить ребенка к деятельности, т.е. осуществить системно - деятельностный подход.

В наш век для современного учителя, главное - не бояться трудностей, надо экспериментировать, пробовать различные методы и методики в преподавании своего предмета. Учиться должно быть интересно не только ученикам, главное, чтобы и учителю было интересно преподавать свой предмет.
 

 

 


Библиографический список

 

Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: методические указания/ Министерство образования и науки Российской федерации.- М Просвещение 2014 год.

 

Марийский фольклор. Авторы. Александр Ефимович Китиков, Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В.М. Васильева. Издатель. МарНИИЯЛИ, 2006.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов  http://www.dissercat.com/content/formirovanie-i-razvitie-poznavatelnogo-interesa-k-russkomu-yazyku-u-uchashchikhsya-srednei-s#ixzz5fWedCZT8

Соловьева, Г.И. Орнамент марийской вышивки / Г.И. Соловьева. – Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1982.


 


 

 

Приложения


 

Приложение 1. Создать национальный узор в графическом редакторе PAINT.


 

Приложение 2.

Наберите текст загадок на марийском языке, добавьте картинки с отгадками.

Тушто

Вашмут

1

Чевер мундыра мландым куча.

 

2

Ик кÿтÿчö тÿжем шорыкым кÿта.

 

3

Вуйжо - шаньык, почшо - ÿштервоштыр.

 


 

Приложение3.

1. Численность населения Марий Эл составила 685,8 тысяч человек. Национальный состав региона: русские - 45,1%, марийцы - 41,8%, татары - 5,5%, чуваши- 1%, украинцы - 0,5%, другие национальности – 6,1%. Постройте круговую диаграмму.

 

Приложение 4.

Создать сетевую базу данных в программе GenoPro (Живая Родословная).


 

Приложение 5.

Название

Рисунок или фото

Содержание

Ссылка

Поисковая система

 Тетерев

О собенность - после наступления сумерек эти птицы прячутся под снег, образуя там туннель с «камерой» в конце. В морозы ниже -20° C они проводят там до 23 часов в сутки, выбираясь на свет лишь для того, чтобы отыскать корм. 

https://www.turkaramamotoru.com/ru/Красная-книга-Республики-Марий-Эл-515641.html

 

yandex

Ландыш

Н ежные, утонченные ландыши давно стали символом весны, они легко завоевывают внимание ценителей прекрасного.

https://agronomu.com/bok/6646-landysh-mayskiy.html

 

yandex

Приложение 6.

Опубликовано


Преемственность в образовании
приглашает на вебинары для педагогов и специалистов

29
мая

Оптическая дисграфия у детей дошкольного и школьного возраста. Способы коррекции

Бесплатный вебинар

30
мая

Организация музыкальных занятий в летнее время

Бесплатный вебинар

31
мая

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками

Бесплатный вебинар

Все бесплатные вебинары для педагогов «Преемственности в образовании»

Видеозаписи всегда в свободном доступе

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.