12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Миронова Лариса Алексеевна128
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Математика -царица наук»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда»


Открытый районный конкурс исследовательских и проектных работ


«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»


Направление «НАУКА»


Тема работы


«Математический театр»





Выполнили:

Секачева Мария, Павлова Анастасия

ученица 7 «Б» класса

Руководитель: Миронова Лариса Алексеевна,

учитель математики















Волгоград, 2022 г.





Математический театр.



Содержание



Введение……………………………………………………2 стр.

1.1 Обоснование возникшей проблемы……………….

1.2 Актуальность проекта……………………………

1.3 Цель и задачи проекта………………………………

Теоретическая часть……………………………………….3 стр.

Этапы занятия «Математический театр»…………………….

Типы и методы решения логических задач…………

Выбор персонажей «Математического театра»………………………..

Практическая часть…………………………………5 стр.

Подбор логических задач для составления сценария спектакля……

Составление программки и реквизитов……………..

Представление спектакля для ребят 5-6 класса……………..

Заключение……………………………………………… 11 стр.

Литература…………………………………………………12 стр.

Приложение………………………………………………..12 стр.





















Введение.

Обоснование возникшей проблемы.

Предмет математики настолько серьезен, что надо не упускать случая сделать его занимательным.

Б. Паскаль


Театр всегда являлся частью жизни человека. Даже первобытные люди, поклоняясь духам и богам, во время исполнения ритуалов играли различные роли. Что общего между математикой и театром? Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика, по мнению авторов проекта, один из наиболее трудных учебных предметов. Элементы театральной математики, маскируют ту математику, которую многие считают сухой, неинтересной и далекой от жизни. Поэтому при успешном изучении науки иногда и необходимы театральные навыки.

Мы задумались, что же такое математический театр? Какую пользу он приносит ребятам? Проблема: Как подружиться с математикой? Как сделать ее более привлекательной и интересной для друзей и одноклассников? Как развивать логическое мышление? Возможно, этому поспособствует математический театр?

Актуальность проекта.

Ребятам нравиться театр и логические задачи. Математический театр поможет совместить эти предметы. Смысл театра в том, что часть детей участвуют как актеры, а часть – как зрители, причем роли меняются. Для ребят спектакль – это интересное действие, которое позволяет выразить себя, показать свои знания, а для организаторов – это повторение пройденного материала, подбор интересных логических задач, общение со сверстниками.

Цель и задачи проекта.

Цель исследования: выяснить роль математического театра в развитии навыков решать логические задачи.

Задачи:

обработать и проанализировать литературу по выбранной теме;

исследовать этапы организации «Математического театра»;

провести подбор логических задач по математике и составить сценарии спектаклей «Математического театра»;

изготовить реквизит: презентации и персонажей Знайку и Незнайку;

провести экспериментальную проверку разработанных материалов в виде спектаклей «Математический театр»;

составить программки к спектаклям «Математический театр».

Гипотеза: через театральную деятельность ребята смогут с легкостью решать логические задачи, творчески мыслить и находить различные пути решения.

В своей исследовательской работе мы постараемся подтвердить гипотезу.


Объект исследования: процесс формирования логического мышления учеников лицея через театральную деятельность.

Предмет исследования: математический театр.

Методы исследования: анализ литературы и интернет ресурсов, социальный опрос, сравнение, наблюдение, эксперимент.

Практическая значимость проекта: Результаты проведенного исследования могут стать опорой для проведения внеклассных мероприятий. Сценарии математического театра, программки, в которых представлены задачи, решаемые на каждом спектакле, помогут заинтересовать ребят математикой, находить различные пути решения. Презентации с логическими задачами могут быть использованы учителями математики и информатики для работы с учащимися, а также учениками 5-6 классов для самоподготовки.

II Теоретическая часть.

Этапы занятия «Математический театр».

Из чего же состоит занятие в технологии «Математический театр»? Начинается все с этапа «Математического фойе». Это этап мотивации, актуализации и постановки целей. В ходе этого этапа ребята открывают новые знания и фиксируют те правила и советы по решению задач, которые они открыли. Важный элемент этого этапа – это задача-ключ, та самая проблемная задача, благодаря которой происходит открытие. Дальше этим ключом школьники смогут открывать все остальные задачи этого занятия и в дальнейшем пользоваться при решении задач.

Второй этап «Творческая мастерская» - это уже этап, на котором ребята в группах решают свои задания по теме урока, используя те знания, которые получили на предыдущем этапе. Работа в группе позволяет проработать роли при решении задач.

На третьем этапе «Сцена» участники представляют свои решения одноклассникам у доски. Зрители внимательно слушают эти самые решения, а потом записывают это решение таким образом, как они его поняли. Если они слушали внимательно, то у них получится правильное решение.

После этого все уходят в «Антракт», то есть на этап промежуточной рефлексии. Эта рефлексия по учебному содержанию. Тут школьники повторяют те правила, которые они открыли и формулируют какие-то новые советы для себя по решению задач, которые они открыли на предыдущих этапах занятий.

Следующий этап «Выход на бис», это этап, на котором ребята уже работают индивидуально. Они решают задачи, которые аналогичны тем задачам, которые рассказывались в «Творческой мастерской» и на «Сцене», представляясь у доски.

И заканчивается занятие этапом «Зеркало». Это уже общая рефлексия деятельности на занятии, на которой школьники смотрят на себя, как они изменились за этот урок.

Типы и методы решения логических задач.

Логические задачи, по мнению авторов этого проекта, это самый эффективный инструмент для развития логики и мышления обучающихся. Логические задачи составляют обширный класс нестандартных задач. Сюда относятся, прежде всего, текстовые задачи, в которых требуется распознать объекты или расположить их в определенном порядке по имеющимся свойствам. Все логические задачи делятся на типы:

Истинно или ложно;

Задачи, решаемые с конца;

Задачи на переливание;

Задачи на взвешивание;

Задачи типа «Кто есть кто?»

Задачи на пересечение и объединение множеств;

Математические ребусы;

Числовые головоломки.

Решать логические задачи очень увлекательно. Дух математики в них чувствуется ярче всего - половина решения любой математической задачи состоит в том, чтобы как следует разобраться в условии, распутать все связи между участвующими объектами. При решении определенного типа задач существует свой оптимальный метод решения.


п. п.

Тип логической задачи

Метод решения

1

«Истинно или ложно?»

Метод рассуждений. Он позволяет проводить рассуждения, используя последовательно все условия задачи, и приходить к выводу, который и будет являться ответом задачи.

2

Задачи, решаемые с конца.

Метод математических вычислений, основанный на конечном результате в условии. Например, головоломка на задуманное число.

3

Задачи на переливание.

Метод построения таблиц. Таблицы не только позволяют наглядно представить условие задачи или ее ответ, но в значительной степени помогают делать правильные логические выводы в ходе решения задачи.

4

Задачи на взвешивание.

Метод рассуждений. В таких задачах требуется локализовать отличающийся от остальных предмет по весу за ограниченное число взвешиваний. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

5

Задачи типа «Кто есть кто?»

Метод графов. В задачах этого типа даются отношения между предметами и, следуя цепочке этих отношений, приходят к правильному результату.

6

Задачи на пересечение и объединение множеств

Метод Эйлера. С помощью кругов Эйлера найти некоторое пересечение множеств или их объединение.

7

Математические ребусы


Метод логических рассуждений.

8

Числовые головоломки

Метод исключения (метод зачеркивания тупиковых ходов). Либо поиск закономерностей.



Выбор персонажей «Математического театра».

При выборе персонажей «Математического театра» мы учитывали, кто сможет сразу заинтересовать ребят побуждающим диалогом, создать проблемную ситуацию. Наш выбор пал на Незнайку и Знайку. Незнайка самый известный коротышка из Солнечного города. И хотя там живет множество малышей и малышек, именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому. Незнайка – разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого реального мальчишку, такой же проказник и озорник. Результаты опроса подтвердили его популярность. На вопрос: Самый известный персонаж Солнечного города? Более 54 % ребят ответили: Незнайка, и 36 % - Знайка. Так определились основные персонажи «Математического театра». Знайка очень умный, так как читает много книг и очень любознателен. Кроме того, он бывает осторожен с выводами, но иногда и спонтанен. Знайка носит строгий костюм и очки. Знайка имеет большой авторитет среди коротышек. Его признают в ученых кругах Солнечного города.

По мнению авторов проекта, взаимоотношения Знайки и Незнайки являются мотивирующим толчком активизации внимания ребят. Ребята охотно приходят на помощь Незнайке, а если возникло затруднение, то можно обратиться к Знайке, к его научным знаниям.

Незнайка рассказывает ребятам о своей проблеме. Знайка поддерживает и направляет ребят на правильный путь решения той или иной учебной задачи, но таким образом, чтобы учащиеся не потеряли уверенность в том, что они самостоятельно пришли к нужным выводам.

III Практическая часть.

Подбор логических задач для составления сценария.

При разработке сценариев театрализованных представлений, мы опирались на то, что действия происходят в царстве Математики. Математическое содержание излагается в увлекательной форме от лица героев Знайки и Незнайки. Но действующими актерами и зрителями являются учащиеся 5-6 классов, поэтому именно для них мы подбирали логические задачи. Многие задачи на логику придуманы тысячи лет назад, но актуальны до сих пор. Зачастую они сформулированы очень забавно, так что искать остроумные ответы на них весело и увлекательно. Множество таких задач легко найти в интернете. В практической части нашей научно-исследовательской работы мы подобрали несколько логических задач для 5 – 6 классов и составили сценарии для математических спектаклей.


Составление программки и реквизитов.

Для создания театральной программки, авторы этого проекта ознакомились с образцами данной полиграфической продукции, выполненные профессионалами. Чаще всего театральная программка выполнена в виде буклета в 2-3 сложения. Части буклета могут быть как одинаковыми, так и разными. Украшают их фотографиями или рисунками, дополняя красивыми надписями.

При создании нашей программки мы воспользовались готовым шаблоном, выбрав его из специальной библиотеки Microsoft, и добавили свою информацию в текстовые блоки и заранее подготовленные места.

Персонажей математического театра Незнайку и Знайку мы сделали из картона и шаблона для печати. Подставку попросили сделать мальчиков на уроке технологии. 

Для проведения спектаклей в нашем математическом театре нам необходимо создание презентаций. Презентация – это способ наглядного представления информации в удобной форме. План презентации мы изобразили на листочке бумаги в виде квадратиков. Каждый квадратик – это слайд презентации, внутри кратко указываем, что именно будет на нем, какая основная мысль. После этого переносим слайды в электронный вид, используя готовый шаблон. 


Представление спектакля для ребят 5-6 класса.

Следующим этапом был показ спектакля для ребят 6 а класса. Чтобы познакомить ребят в нашим театром, мы совершили экскурсию в «Математический театр», для этого нам понадобились указатели. (Приложение 4)


Сценарий «Экскурсия в «Математический театр»

Незнайка: Что такое математический театр? Там, наверное, ребята задачи решают?

Знайка: Ребята там не просто задачи решают, секреты задач они сами открывают. Решение логических задач – яркое событие. И требует оно научного открытия. Когда же открытие состоится, каждый хочет с другим поделиться.

Незнайка: Мне интересно в театр заглянуть.

Знайка: Тогда поскорей отправляемся в путь!

Этап 1 Математическое Фойе

Знайка: Сначала мы заходим в математическое фойе. Сцены из спектаклей мы видим на стене. А этот спектакль сегодня играет.

Незнайка: О чем он?

Знайка: Давай из программки узнаем.

Этап 2 Творческая мастерская.

Знайка: Теперь заглянем в творческую мастерскую. Работа в группах. Здесь вместе решит задачу любой. У каждой группы свое задание. Командой они открывают новое знание.

Незнайка: А если затруднение, то что тогда?

Знайка: Из затруднения есть выход всегда. Учитель сразу придет на подмогу. Ребята найдут к решенью дорогу. Правильное решение и вывод обязательно будут получены.

Незнайка: Понятно. Одна голова – хорошо, а четыре то лучше.

Этап 3 Сцена.

Знайка: Задачи решены, пора и на сцену. Актеры друг другу выходят на смену. Каждая группа решение своей задачи представляет.

Незнайка: Словом математический мини спектакль играют.

Знайка: Зрители вникают в задачи решение, задают вопросы на уточнение.

Незнайка: За радость открытий, восторга моменты, дарят актерам аплодисменты.

Знайка: Каждый актер раскрыл свой талант. Задача засверкала как бриллиант.

Этап 4 Антракт.

Незнайка: Каждый актер может сам выбирать, какую задачу на бис сыграть.

Знайка: Работает сосредоточенно, мыслит логично, поскольку время то ограниченно.

Незнайка: Но есть знания, силы и вера в успех. Ура, победа!

Знайка: Звонок. Время вышло!

Незнайка: Аплодисменты для всех. Расходятся зрители. Пустеет зал.

Этап 5 Зеркало

Знайка: Актер, расскажи, как ты сегодня играл?

Незнайка: У зеркала, глядя друзьям в глаза, актеры поймут, удалась ли игра.

Знайка: Скажут спасибо тем, кто помог. Словом подведут спектаклю итог. Но это сегодня. А через неделю зрители опять вернуться в театр, чтобы в новом спектакле сыграть.

Незнайка: Экскурсия по «Математическому театру» подходит к концу.


IV Заключение

В данной научно-исследовательской работе мы познакомились с понятием «Математический театр», узнали его структуру и особенности проведения спектаклей. Для «Математического театра» были подобраны логические задачи для 5-6 классов. Мы узнали, на какие типы они делятся, какие бывают методы и способы их решения.

Принимая действенное участие в спектакле и театрализованных постановках, связанных с решением логических задач, ребята развивают логику, мышление.

В ходе работы наша гипотеза полностью подтвердилась, с помощью «Математического театра» ребята с интересом решают логические задачи, в составе группы они справляются с заданием, находят различные пути решения.

V Список литературы и Интернет-сайтов.

Петерсон, Л. Г. Математический театр: учебное пособие по олимпиадной математике для 3 класса. – Л. Г. Петерсон, О. Н. Агаханова. – М: Институт СДП, 2021. – 144 с,: ил. – ISBN 978-5-93549-062-1.

Ю. В. Андрианова, А. В. Бегунц Комплексное повторение и углубление курса математики 5-6 классов: Учеб. пособие. – М.: Центр математического творчества МГУ имени М. В. Ломоносова, 2019. – 36 с.

Выговская В. В. В92 Сборник практических задач по математике: 6 класс. – М.: ВАКО, 2012. – 64 с. ISBN 978-5-408-00811-7

Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2003


10


Авторы материала: А. Павлова (7 класс), М. Секачева (7 класс)
Опубликовано в группе «Математика -царица наук»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.