Исследовательская работа по теме: "История русского льна. Вологодское и Елецкое кружево".
Автор публикации: М. Мирошниченко, ученица 7А класса
I. Введение.
«Маленький, а весь мир одевает».
«Рожь – наша матушка, а лён – батюшка».
Если вам приходилось видеть поле во время цветения льна, скорее всего, вы не забыли это дивное зрелище. Лён обладает уникальными свойствами, что способствует человечеству обращаться к нему не одно тысячелетие. И сегодня, несмотря на грандиозное развитие химической промышленности по изготовлению различных искусственных волокон и синтетических материалов, выращивание льна и производство из него тканей и нитей не уменьшилось. Лён остаётся популярным, как и многие тысячи лет назад. Сегодня мир снова переживает льняной бум. Дело не только в моде на все натуральное, лён не вызывает аллергии и задерживает развитие бактерий. Лён дарит людям масло, одежду, нити, из которых изготавливают тончайшую ткань, Брюссельские, Елецкие, Вологодские кружева, постельное бельё, скатерти, бельё. Все изделия из него отличаются прекрасными гигиеническими качествами, прочностью, долговечностью, устойчивостью против гниения. Лен, одно из самых древних растений, люди применяли практически везде: в питании, лечении и быту. Из него быстро научились делать волокно, ткани, рыболовные сети, охотничьи силки, а впоследствии – паруса и канаты. Лен с глубокой старины и до наших дней – поэтический символ русской природы и источник народного творчества.
Мне стало интересно изучить Елецкий лён, который берёт корни на моей малой родине в г. Ельце. Узнать об особенностях знаменитых Елецких кружев, которые плетутся изо льна. Но так как сейчас я проживаю в Мирном, на Севере, попробовать сравнить с Вологодским льном, и узнать их отличия друг от друга. Узнать любимые орнаменты Елецких и Вологодских кружевниц.
Цель исследования – узнать историю русского льна и сравнить Вологодское и Елецкое кружево.
Предмет исследования – русский лён: Вологодский и Елецкий.
Объект исследования – сравнение Вологодского и Елецкого кружева.
Актуальность выбранной темы: в наши дни льняная одежда сейчас имеет большую популярность, как очень комфортная и практичная одежда.
Гипотеза: мы предположили, что, если сравнить Вологодское кружево с Елецким, то оно окажется более тонким и ажурным.
Задачи исследования:
1. Найти и изучить информацию о происхождении, распространении и использовании льна.
2. Изучить информацию о технологии производства льна.
3. Сравнить Вологодское и Елецкое кружево.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Работа с источниками Интернет-ресурсов.
3. Анализ и сравнение полученной информации.
4. Анкетирование.
II. Основная часть.
1. История происхождения и распространения льна.
Волокно дикорастущего льна использовал еще первобытный человек. О льняных тканях можно прочитать уже в Библии, а образцы этих тканей, которые использовались людьми в VIII–III вв. до н. э., были обнаружены в древних раскопках в Швейцарии. Это подтверждают музеи, в которых хранятся древние находки. Даже о методах получение льна рассказывают нам старинные фрески, рисунки на греческих вазах. Его расстилали, сушили, затем мяли, трепали, чесали, после чего пряли. Под льняными парусами ходили суда, на льняных холстах дошли до нас шедевры живописи. Льняные ткани вытеснили даже одежды из звериных шкур.
Но всё же, считается, что по-настоящему серьёзно изготовлением льняных тканей занялись в древней Индии почти 9000 лет назад. Вот с тех пор лён и выращивается как прядильная культура. Затем это дело позаимствовали Ассирия, Вавилон, Египет и другие страны. Особенно по изготовлению льняных тканей прославился Египет, где получали тончайшие, почти прозрачные ткани, – через пять слоёв такой ткани просвечивало тело. Носили одежды из тончайшего льна только царственные особы и жрецы. А еще изо льна изготавливали бинты для пеленания бальзамированных тел умерших.
Из Египта лён перешёл в Грецию, о нём писал древнегреческий историк Геродот. Он донёс до нас сведения о том, что в дар Афине Родосской принесли ткань, нить которой состояла из 360 тончайших нитей. Такую ткань, ценившуюся на вес золота, вырабатывали и в древней Колхиде, то есть там тоже знали об этом секрете. Историки предполагают, что поход аргонавтов в Колхиду за «золотым руном» был связан именно с целью разгадки секрета изготовления тончайшей льняной ткани. К сожалению, секрет не дошёл до нас.
Льняные одежды полюбились и римлянам, а от римлян лён позаимствовали галлы и кельты, иначе говоря, вся Западная Европа. В Средневековье и в эпоху Возрождения льняные ткани были самые распространённые.
Откуда пришла культура льна к нам на Русь? Историки предполагают – из Греции. Во всяком случае, до образования Киевской Руси льноводством уже давно занимались славянские племена, в Прибалтике в языческие времена были боги-покровители льна. В Древней Руси лен считали важнейшим растением и выращивали его в больших количествах. Летописец Нестор в «Повести временных лет» рассказывает о том, как возделывали лён, а также о производстве льняных тканей и масла Печерскими монахами. Он сообщают, что во время похода Олега Вещего на Царьград в 907 г. его участники оснастили льняными парусами небывалую по тем временам двухтысячную морскую армаду. На Руси с особым уважением относились ко льну, его ценили за целебную силу, а чистая, белая льняная одежда была символом нравственной чистоты. В XIII веке торговля льном занимала видное место на Руси, центр товарного льноводства находился в Пскове, Новгороде и в Суздале. Русские князья собирали льном подати.
2. История льна в России. Основные центры по производству льна в России.
Прямым свидетельством разведения льна в древней Руси являются письменные памятники – житие Феодосия, в котором указывается, что в Печерском монастыре из семени льна били масло согласно уставу 1051-1054 гг. В грамоте 1150 г, данной смоленским князем Ростиславом Мстиславовичем епископу Мануилу, предписано брать подать в Торопце рыболовными снастями, а также скатертями и убрусами, льном. Из полотна были сделаны шатры Великого князя Всеволода, разбитые на берегу реки Оки во время военного похода 1207 г. Льняное полотно шло на покрывала, саваны, нижнее мужское белье (порты и рубашку). Из пеньки и льна плели сети, канаты. В XII и XIII в. брали сборы льном и изделиями из него (платки, полотенца, скатерти, неводы, бредники, сежи и дели).
Выращивание льна на Руси изначально предназначалось для внутреннего потребления. Однако с развитием торговых связей очень скоро стали продавать лен и в соседние европейские страны. На продажу шли пряжа, ткани и масло изо льна. Из земель Русского Севера, из Новгородских и Псковских земель лён вывозили на продажу уже в XII – XIII вв. Лён, выросший в Пскове и других северных землях Руси, пользовался большой популярностью и на внутреннем, и на внешнем рынке. Особенно большим спросом пользовался лен золотистого белого, серого и синеватого оттенков.
К началу XVI в. льноводство становится на Руси традиционным промыслом, важной статьей экспорта и национальной гордостью. Уже к середине XVI в. ведётся активная торговля Русского государства с Западной Европой, прежде всего с Англией, которая получила большие льготы от русского правительства. Иван IV разрешил ей беспошлинно торговать по всей России, покупать товары в Москве, Вологде и Холмогорах. Торговля велась через Архангельск. Английские моряки путешествовали по миру с XV по XIX век, были оснащены парусами и канатами, на 100 % изготовленными из русского льна и конопли. Из них делали не только снасти, но и сети для рыбной ловли, и одежду. Из льна делали парусину, фламское полотно и равендук, каламенку, салфетки и многое другое. Большая популярность русского льна привела к тому, что посевы его стали увеличиваться. Начиная с XVI в. лён стали выращивать в Суздальском, Владимирском, Ярославском и Костромском уездах. В дальнейшем посевы льна стали распространяться на Волге, Волхове и Шексне, Приладожской и Прионежской землях.
Впервые о государственной торговле льном упоминается в Псковской летописи 1636 года. На своем хуторе в селе Измайлове царь Алексей Михайлович имел льняной двор с амбарами для мятья, трепания и хранения льна. В г. Шуе располагался государевой холщовый двор, где ещё и красили лён. Ткачество было сосредоточено около Москвы, в Ярославле, Новгороде, в Валдайском и Каргопольском уездах, на Двине и Ваге, в Суздальской земле, во всех этих местностях ткачество стало главным предметом труда местного населения, было, так сказать, местною кустарною или сельскою промышленностью. Льняное масло и семя с 1654 г. покупалось купцами в Новгороде, Костроме, Ярославле, Вологде и сбывалось заграницу.
К концу XVII века на карте Московского государства уже существовали главные пункты льноводства – Псковская и Суздальская земли и Вологодский край. В XVIII в. развитию льноводства в масштабах всей страны способствовал указ Петра I от 13 декабря 1715 года «О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В соответствии с этим указом были созданы ткацкие фабрики, которые вырабатывали широкие, тонкие полотна. Наряду с Москвой, Ярославлем и Новгородом огромную роль в производстве льна играл Русский Север. В XVI в. именно Вологда являлась столицей по производству льна. Вологодский лен славился на весь мир. Льноводство в Вологодском уезде имеет давние традиции. Особенно ценилось кружево. Вологжане успешно занимались льноводством до второй половины XX века. В XIX–начале XX в. Россия являлась крупнейшим мировым производителем и экспортером льнопродукции. Она поставляла на внешний рынок до восьмидесяти процентов всего производимого в мире льна, а Вологодская губерния занимала одно из ведущих мест среди 27 льноводческих районов России. [2]
3. Полезные свойства льна и области применения.
О полезных свойствах льна знали ещё в Древнем мире. Мумии фараонов Египта были завернуты в льняные бинты, которые сохранили прочность и эластичность. Потребительские свойства льняных тканей и изделий из них поистине уникальны – натуральность и экологичность сочетаются с высокой теплопроводностью, воздухопроницаемостью, гигроскопичностью. Льняная пряжа на разрыв почти в 2 раза крепче хлопчатобумажной и в 3 раза крепче шерстяной. Наряду с этим они обладают высокой износостойкостью и прочностью. Льняная нить в восточнославянской народной традиции была окружена благоговейным отношением, как материал священный, чистый и таинственный. Суровой льняной нитью снимают все «уроки и переполохи» при заговорах. «Нитку первоученку пряха должна сжечь и съесть». Во время святочных гаданий в некоторых районах Вологодской области девушки спускали в сосуд с водой две нитки и следили. Если нитки соединятся, то парень и девушка поженятся, если не соединятся – то нет. [3]
Среди многих обрядов, связанных с нитью, Г. С. Маслова отмечает следующий, бытовавший в Сердобском уезде Саратовской губернии: «Отправляясь к жениху с подарками, подруги невесты обязательно присоединяли к ним суровую нитку, изготовленную особым способом. Невеста пряла ее тайком на печном столбе (и в данном случае печной столб является аналогом прялки), вращая веретено в левую сторону - «на отмаш», сучила ее также «на отмаш», завязывала шесть узлов, опять-таки «на отмаш»: первые два - на пороге избы, другие два - на пороге сеней, последние - у ворот. Половину этой нитки оставляла себе, другую отдавала жениху. Делалось это для того, чтобы якобы «отнять силу у колдунов», которым неизвестно, как и где изготовлялась эта нитка». [4]
Льняной паклей утепляли дома, льняное масло наливали в светильники, из остатков пряжи делали тряпичные куклы. Из льна изготавливали одежду, постельное белье, скатерти, жаккардовое полотно, портьерные, обивочные ткани, неводы, паруса, масло, олифу, шумопоглотитель в строительстве (кóстрица), веревки, мешковину, холст, канву для вышивки. Уникальность льна такова, что из него одинаково можно делать и тончайшее батистовое полотно, и прочную парусину для брезента, пожарные рукава и даже канаты. В наши дни используется чёсаный лён для изготовления постельного белья, полотенец, скатертей, льняных костюмов, платьев, рубашек и др. Из него получают более тонкую и лучшую по качеству льняную пряжу, а также мешочные ткани, холсты.
В наши дни из льняного волокна (в стеблях его 20 -28%) делают ткани, из костры (измельчённые стебли) – звуко – и термоизоляционные плиты, которыми отделывают салоны автобусов и самолётов. Так что лён находит применение во многих сферах производства, и ни одна его часть не пропадает. Также из льна делают масло, которое используют и в наши дни. Польза льняного масла обусловлена его богатым составом: в масле отсутствуют углеводы, жиры и витамины.
4. Технология производства льна.
Лен – это однолетнее растение из семейства льновых, средняя длина стебля составляет 60-100 см, а поперечный диаметр его от 0,8 мм до 1,4 мм. Выделяют разные виды льна – прядильные и масличные. Первые носят общее название долгунцов, a вторые – кудряшей. Признано, что Россия – родина льна-долгунца.
Выращивание льна. Сеяли лен обычно во второй половине мая, но следили, чтобы почва была достаточно влажной и теплой. 21мая/3 июня – в день Константина и Елены – посев льна уже следовало завершить. Основной уход за посеянным льном заключался в прополке. Как только «елочка» (листья на стебле) начинала «подгорать», хозяева откладывали все другие работы и, пока стоит сухая и ясная погода, спешили убрать лён. При естественной сушке стебли дозревали, волокно становилось еще более крепким. И опять-таки важно было не пересушить сноп, иначе волокно могло получиться грубым.
Обработка льна. Отделением семян занимались прямо на поле. Кичигами (изогнутыми палками с утолщенным концом) обивались головки только длинных стеблей. При очередном посеве семена из них улучшали сортность льна. Затем, для того чтобы волокно от стебля легко отделялось лен расстилали на лугах, клеверищах или ржаном жнивье. Это продолжалось от двух до четырех недель. Отделение волокна от стебля производилось при помощи специальных приспособлений – мялки и трепала. После мятья и трепания волокно расчесывали гребнем-броснухой. [2]
Прядение. К прядению подготовленного волокна крестьянки приступали с осени (с Покрова) и занимались этим до Пасхи. Их инструментами были прялка и веретено. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства. Без прялки не обходилась ни одна семья. Прядильный сезон продолжался почти пять месяцев.
В XIX в. на помощь крестьянке пришла самопрялка – устройство с маховым колесом и ножным приводом.
Ткачество. Ближе к весне крестьянки начинали ткать холсты. В каждой избе устанавливался ткацкий стан – «кросна». Основой станка служила «станина», состоявшая из четырех столбов, соединенных внизу перекладинами. На передней паре столбов на особых вырезах лежал передний навой, на который наматывалась готовая ткань. Возле задней пары столбов помещался задний навой, на который наматывалась основа. Для получения цветных льняных нитей практиковалась окраска их натуральными красителя. Основные цвета этой ткани традиционны для всего Русского Севера – красный, синий и белый, реже встречалось добавление зеленого и желтого цветов.
Беление холста. Естественный цвет льняных нитей – грязновато-серый (суровый). Такого же цвета и холст, если нити, из которых его ткали, предварительно не подверглись специальной обработке. Для шитья одежды и белья суровый холст не использовали. Чтобы придать ему более приятную для глаза окраску, а заодно и улучшить его качество, холст белили. Беление холста – довольно долгий процесс.
Крашение. В глубокой древности преобладающим цветом одежды восточных славян был белый. Такая одежда по-своему красива, но выглядит уж слишком однообразно и к тому же быстро пачкается. В домашних условиях северорусские крестьяне для придания ткани того или иного цвета использовали естественные красители. Например, древесная кора, корни и листья растений, травы, цветные глины, сажа.
Материалы и инструменты. Материалами для вышивки являются ткань (чаще всего льняная), а также льняные, шерстяные, бумажные (хлопчатобумажные), шелковые, золотые или серебряные нити (скань). Для вышивки использовались жемчуг, бисер, стеклярус, солома и даже человеческие волосы. Основной инструмент мастерицы – игла. Для удобства в работе ткань иногда натягивали на пяльцы – прямоугольную рамку из деревянных планок.
Кружево. Самым красивым, на мой взгляд, являются кружева, которые делают из льна. Кружево – очень древний вид декоративно-прикладного искусства. Кружевом называется текстильное изделие со сквозным сетчатым узором, образованным переплетением нитей. Русское название этого изделия родственно слову «кружить». Кстати, когда-то слово «кружево» и писалось как «круживо». Может быть, так указывалось на его назначение: «окружать» нарядной отделкой одежду и предметы быта из ткани. Кружева плетутся из нитей, чаще всего льняных, шелковых и хлопчатобумажных. Обычно это нити белого или жемчужно-серого, естественного для льняного волокна цвета. Но бывают и черные кружева. Используют мастерицы и цветные нитки. Основным инструментом для плетения служат коклюшки. [4]
Мне интересно рассмотреть и сравнить именно Вологодское и Елецкое кружево.
5. Вологодское и Елецкое кружево.
Вологодское кружево.
Трудно сказать, когда именно кружевоплетение стало известно на Русском Севере. Можно предположить, что его появление в Вологодском крае было связано с открытием в XVI в. Северного морского пути. Если это так, то кружева попали в Вологду через Белое море, Северную Двину и Сухону вместе с товарами, завезенными из Западной Европы. Готовая продукция через скупщиков попадала в Москву и Петербург. В столичных магазинах вологодские кружева высоко ценились.
Вологодское кружево плетётся на коклюшках, материал для кружев в основном лён, отбелённый или суровый. Сначала кружева плелись с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью, а позже вологодские кружевницы перешли на льняную нить. Для создания вологодского кружева нужно разработать сколок – схему или трафарет узора, которое называется сколочным. По технологии создания оно бывает двух типов: парное и сцепное. Парное - самое сложное, основной узор и фон плетутся одновременно, парой. Так получались длинные полосы кружев. В парном и узор, и фон для него плетутся одновременно, это трудоемкая техника. Орнамент здесь геометрический, состоящий из нескольких повторяющихся элементов. Парное кружево было широко распространено в народном быту. Его называли еще и мерным, так как плелось оно в виде полосы, от которой при продаже отрезали куски нужной покупателю длины. Такое кружево шло на отделку платьев, праздничных рубах, полотенец, свадебных постельных принадлежностей. При создании кружева такого типа число коклюшек достигает до 300 пар.
Но какими бы сложными ни были изображения, все они состоят из нескольких элементов. В вологодском кружеве контуры рисунка выплетаются тесьмой, которая имеет вид полосы, напоминающей рогожку. Сцепное – основные элементы узора выполняются в виде тесемки, называемой «вилюшкой», а затем соединяются между собой крючком, образую решётку. В полотнянку часто вплетается «скань», утолщенная нить, придающая кружеву рельефность. «Насновки» – элементы в виде плотных овалов или квадратиков – заполняют пространство, ограниченное тесьмой. Фоном для созданного таким образом узора является ажурная решетка из «плетешков» (тонких шнурочков из двух пар нитей). Отвивные петельки (крученые нитки на плетешках) придают кружеву воздушность. Число пар коклюшек колеблется в среднем от 6 до 12.
Характерные признаки любого кружева – прозрачность, ажурность, воздушность, тонкость, эластичность, узорность. Вологодское кружево отличают особая плавность линий рисунка, ритмическое повторение элементов орнамента, богатая узорность. Вологодское кружево вызывает эмоции, сходные с впечатлением от звучащей мелодии. Вот почему, наверное, вологодское кружево считают «музыкальным». А еще его называют «нетающим инеем». В белоснежных узорах легкого прозрачного кружева часто встречаются элементы, похожие на снежинки и колючие елочки, покрытые белой опушкой. Любимый орнамент – снежинка с белой опушкой. В одной из сказок С. Г. Писахова оно названо «мороженой песней».
Снежинка — главный символ вологодского кружева. Перед тем как кружево сплести, его придумывают. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решеток, заполняющих фон между фигурами, делающих кружево похожим на морозные узоры, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетенному из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость, в отличии от воздушного елецкого кружева. Ажурная строчка и так называемое «вологодское стекло» (местное игольное кружево) прекрасно «уживаются» с плетеным кружевом, создают с ним единое целое — уникальный праздничный предмет, гордость девушки-невесты. В свадебных вологодских подзорах встречается и широкое многопарное кружево с замысловатым геометрическим узором, и сцепное, с прихотливо вьющейся тесьмой — вилюшкой. Ее изгибы складываются в стилизованные цветочные узоры, орнаменты, розетки, иногда среди них помещаются условно изображенные фигуры птиц или животных. [2]
Еще в 1876 г. вологодские кружева получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии. С неменьшим успехом их демонстрировали в 1893 году в Чикаго. На выставках в Париже (1925) и в Брюсселе (1958) они были удостоены Золотых медалей. Высшая награда, Гран-При, была им присуждена на Парижской выставке в 1937 году.
В 1920 г. была основана кустарно-промысловая секция Северсоюза, и кружевниц объединили в артели. К этому времени их насчитывалось уже около 70 тысяч. Важное значение для развития промысла имела профтехшкола, созданная в городе Вологде в 1928 году. Она готовила мастериц и инструкторов по кружевоплетению. Здесь были разработаны многие виды кружевных решеток, оригинальные образцы современных изделий. Этим Вологда выгодно отличалась от других российских центров кружевного промысла, где заботились главным образом о сохранении традиции. В 1930 г. был создан Вологодский кружевной союз, который объединил более 50 артелей, расположенных на территории 8 районов: Вологодского, Грязовецкого, Лежского, Чебсарского, Кубеноозерского, Усть-Кубинского, Харовского, Сокольского.
Сегодня центром кружевоплетения в Вологодской области является фирма «Снежинка», где работают такие известные художники, как Н.В. Веселова, Г.Н. Мамровская, М.Ю. Пальникова, А. Н. Ракчеева и Т. Н. Смирнова. Под их руководством трудятся сотни мастеров кружевоплетения. Кружево востребовано и в наш компьютерный век, Вологда с полным правом может называться кружевной столицей России.
Елецкое кружево.
С конца XVIII в. В России стали известны Елецкие кружева. Знаменитое Елецкое кружево плетётся на коклюшках из льняной, шёлковой пряжи. Центр производства – город Елец (Липецкая область). В промышленных масштабах вывозилась такая продукция, как платья, ночные сорочки, воротники, скатерти, салфетки и разнообразные элементы декора. В отличии от изделий мастериц других районов страны, Елецкие кружева богаты более светлой сеткой, узорчатыми деталями, различной плотностью плетения, выбором новых мотивов в формах цветов и листьев. В отличии от Вологодского кружева Елецкое более нежное, с мягкими переходами от плотного к ажуру. Елецкие кружева выделяются также своеобразным построением композиции рисунка: орнамент на крупных вещах состоит из небольших отдельных растительных узоров, розеток, квадратов и нарядных решеток. Весь рисунок кружева построен в строгом выразительном ритме: детали чередуются, но вместе составляют единую художественную, осмысленную, гармонически слитную картинку.
В Елецком кружеве много разнообразных решеток, в орнаменте распространен мотив цветка, цветочные формы и розетки заключаются в какую-либо геометрическую форму: круг, квадрат, ромб или прямоугольник. Изящество и тонкая проработка деталей орнамента, нежность и воздушность – главные качества. Сначала использовали золотые и серебряные нити, а когда научились плести из льна и шёлка, из хлопчатобумажных нитей. Любимые орнаменты елецких кружевниц – «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». [2]
Показателем расцвета елецкого кружевного промысла стал Елецкий валансьен. Этот вид кружева отличался изяществом и легкостью. Название он получил по аналогии с французским валансьеном. Считалось, что Елецкий вид был не хуже французского. Особенность кружевных изделий этого вида кружев в том, что узоры его расположены на свободном прозрачном фоне типа тюлевой сетки. Между тем, Елецкое кружево значительно отличается от французского. Французские кружевницы плели фон и узор одинаково тонкими нитями, поэтому узоры кружева как бы утопали в светлом фоне, теряли четкость и художественную выразительность. Елецкие же кружевницы для большей рельефности, сочности рисунка вкладывали по контору узора более толстую нить (скань), иногда для большей четкости рисунка использовали нитки из шелка и бумаги различной тонкости. Также елецкие кружевницы для фона применяли разнообразные сетки, причем некоторые из них были доступны для плетения только елецким мастерицам.
В годы первой мировой войны кружевной промысел в Ельце пришел почти в полный упадок. Не было сырья, уменьшился спрос на изделия. Многие кружевницы вынуждены были оставить любимое ремесло. Позитивные изменения в развитии и процветании елецкого кружевного промысла начались только после 1917 г., когда в Елецком уезде кооперативные артели кружевниц объединились в Елецкое товарищество, в 1924 г. преобразованное в «Елецкий союз кружевниц». В 1937 г. «Елецкий союз кружевниц» представлял свои художественные изделия на Международной выставке в Париже, и снова елецкие кружевницы были отмечены «Золотой медалью».
Великая Отечественная война почти на два года прервала работу кружевниц. Многие мастерицы приняли непосредственное участие в войне. Кружевные артели были переведены на изготовление теплых вещей для бойцов: шили рукавицы, белье, носки. Годы войны глубоко отразились на промысле, многие образцы кружев были утеряны, большинство сколков, хранивших интереснейшие старинные узоры, сгорели. В 1943 г. Указом Правительства СССР было принято постановление о восстановлении елецкого кружевного промысла. В послевоенный период «Елецкий союз кружевниц» проделал большую работу по обновлению и расширению ассортимента, по улучшению качества продукции.
На сегодняшний день Елецкие кружева переживают свое второе рождение – они популярны не только в России, но и за границей. В наши дни ассортимент продукции «Елецких кружев» насчитывает около 200 наименований. Сюда входят и строчевышитые изделия, выпускающиеся в отдельном цехе, и, разумеется, штучные, поистине уникальные как по замыслу, так и по исполнению ручные работы. Елецкие кружевницы продолжают работать традиционным методом, стараясь не использовать машинное плетение. Елецкая фабрика сотрудничает с современными дизайнерами, создавая вместе с ними новое прочтение для изделий традиционного ремесла. Она старается расширять производство, но не боится нововведений, продолжая развивать этот вид искусства.
6. Изделия из льняных тканей сегодня.
Мода на кружева была всегда. На данный момент в России много популярных кружев. Самыми известными кружевными центрами России считаются: Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский. Все они не уступают друг другу по красоте и славятся своими особенностями. Например, вологодское кружево плотное с крупным узором, когда елецкое воздушное и ажурное. Но помимо кружев производят льняные рубашки, платья, ночные сорочки, кружевные зонтики, салфетки, хлебницы, постельное бельё. И всё это имеет большой спрос. Ведь одежда изо льна известна своей гигроскопичностью, антибактериальными свойствами, долговечностью, универсальностью. Такая одежда комфортна, красива и никогда не выйдет из моды.
III. Заключение.
Для полного раскрытия выбранной мной темы, я использовала разнообразный печатный материал, информацию сети Интернет, к тому же большую консультационную помощь мне оказала мой научный руководитель.
На основании проведенного исследования и полученных результатов можно сделать выводы: выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута, мы расширили свой кругозор, познакомились с историей русского льна и Вологодским и Елецким кружевом.
По итогам проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
В результате работы с разнообразным материалом, я обогатила свои знания по истории появления льна, его полезных свойствах, использовании.
Мне удалось поближе познакомиться с историей Вологодского и Елецкого льна.
Исследовательская работа полезна тем, что данную презентацию можно использовать на уроках истории.
Наша гипотеза подтвердилась, если сравнить Вологодское кружево с Елецким, Елецкое окажется более тонким и ажурным.
IV. Библиографический список.
1. Баранов С.Ю. Культура Вологодского края. Рукоделия и ремесла Вологда: ВИРО. Учебное пособие, 2004-160с.
2. Давыдова С. А. Кружевной промысел в губерниях Орловской, Вятской, Казанской и Вологодской: исслед. С. А. Давыдовой. - Санкт-Петербург: Типография В. Киршбаума, 1886. - С. 38-83.
3. Даль В. Пословицы русского народа. Т. 2. - М.: Худ. Литература. 1984. 347 с.
4. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX начала XX вв.- М.: Наука, 1984.С. 37-38.
V. Приложения
Приложение 1
Анкета для учащихся 7 классов по теме: «История русского льна.
Вологодское и Елецкое кружево».
Вопрос | Слышал | Могу рассказать | Не знаю |
Знаете ли Вы, что такое лён? | 5 | 19 | 0 |
Где может использоваться лён? | 10 | 7 | 7 |
Чем полезны вещи изо льна? | 5 | 4 | 15 |
Слышали ли Вы о Вологодском и Елецком кружеве? | 3 | 2 | 19 |
Результаты знаний учащихся:
Всего в опросе участвовало 24 человека, выяснилось, что большинство учеников знают или слышали обо льне, как о растении, единицы, как о ткани. На вопрос, где может использоваться лён, перечислили разную одежду, кто-то упомянул льняное масло. О полезности вещей изо льна практически никто не знает, разве, что о том, что кожа в льняной одежде дышит. Увы, мои одноклассники совсем не знают о Вологодском и Елецком кружеве, а если кто и слышал, то никогда его не видел.
Выводы:
К сожалению, сегодняшнее поколение знает обо льне в основном, как о растении. Мало кто интересуется материалом, кружевом. А зря, это очень красиво и будет актуально, думаю, ещё много-много лет. Ведь лён, как материал очень практичен и удобен. А кружево придаёт особый шарм вещам, украшает и преображает их.
Приложение 2
Елецкое кружево:
Вологодское кружево:
Льняное масло:
Кукла- мотанка из льна:
Кукла из льна:
20