Исследовательская работа "Знакомство с историей родного села через изучение легенд и мифов"
Автор публикации: И. Аноев, ученик 4А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Филипповская основная общеобразовательная школа»
Занимательное краеведение
Знакомство с историей родного села
через изучение легенд и мифов
фамилия, имя, отчество участника (полностью) | Аноев Иван Сергеевич |
полное наименование образовательной организации (согласно Уставу) | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Филипповская основная общеобразовательная школа» |
класс участника | 4 «А» класс |
фамилия, имя, отчество руководителя (полностью) | Мальцева Светлана Николаевна |
место работы руководителя | МАОУ «Филипповская ООШ» |
должность руководителя | учитель начальных классов |
Кунгурский муниципальный округ, 2023
Оглавление
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Изучение исторических материалов, легенд и мифов
родного села…………………………………………………………………….4
Глава 2. Практическая часть…………………………………………………...6
Заключение..…………………………………………………………………….7
Библиографический список …………………………………….......................8
Приложения
Введение
Четвертый год обучающиеся нашего класса посещают кружок «Экологическое краеведение». На занятиях мы изучаем историю и природу родного края: знакомимся с литературой в библиотеке, встречаемся с интересными людьми, находим информацию о достопримечательностях нашего села и района, участвуем в конкурсах. Изучая богатую историю родного села при знакомстве с различными книгами, привлекла внимание книга: «Книга легенд». Читая эту книгу, возникло желание продолжить изучение истории родного края через знакомство с новыми легендами.
Тема исследования: знакомство с историей родного села через изучение легенд и мифов.
Цель исследования: поиск и знакомство с историческими материалами, с легендами и мифами родного села и распространение полученных знаний среди школьников.
Задачи:
1.Найти и изучить исторические и другие материалы о легендах и мифах родного села.
2.Посетить краеведческий музей в городе Кунгур и библиотеки.
3.Провести опрос среди обучающихся для выявления их знаний и интереса на данную тему.
4.Подготовить и провести для обучающихся начальной школы классные часы на данную тему и мини- экскурсию в Кунгурской Ледяной пещере.
5.Создать брошюру на основании полученной информации.
Методы исследования: чтение и изучение легенд и мифов; беседа; опрос и анализ; встреча с писателем Раппом В.; выступление.
Актуальность данной темы состоит в том, что изучение истории родного края и легенд, бытующих в данной местности, расширяет и обогащает знания о
родных местах, пробуждает интерес и любовь к своей малой родине.
Глава 1. Изучение исторических материалов, легенд и мифов родного села.
Необходимая информация для изучения данной темы была найдена в Кунгурском краеведческом музее (Приложение 1, рис. 1), библиотеках города Кунгура и в Филипповской сельской библиотеке (Приложение 1, рис. 2), у методиста экскурсоводов Кунгурской Ледяной пещеры Козловой Надеждой Николаевной. Проведена встреча с экскурсоводом и автором книг о пещере Валентином Раппом (Приложение 1, рис. 3). Анализируя теоретические источники, было установлено, что легенда-это традиционный рассказ, который обычно воспринимается как исторический факт, но не подтвержден. Легенды обычно имеют некоторую связь с реальными событиями или местами, и в легендах есть некоторая фактическая основа, именно поэтому они, как обычно полагают, верны. Они также связаны с историческими личностями, которых считают героями. Но поступки героев часто преувеличиваются и искажаются в легендах. Однако эти персонажи и события могут быть объединены со многими сверхъестественными элементами. Принимая во внимание все эти факты, можно прийти к выводу, что, хотя в легендах могут быть некоторые факты, они не являются полностью фактическими или реальными. Миф - это традиционная история или объяснение естественного или социального явления, обычно включающая в себя сверхъестественные существа или события. Мифы и легенды придают загадочность нашей истории человечества. Также они являются предположениями или теориями древних и известных людей. Эти слухи начали распространяться и передаваться из поколения в поколение. По мифам и легендам мы учимся, узнаём что-то новое из прошлых лет, поколений, эр. И в нашем селе на протяжении столетий продолжают свою жизнь некоторые легенды. Одна из ключевых легенд, говорящих об истории нашего села, это легенда о пещерном звере - мамонте, которую услышал В.Н. Татищев, будучи в Кунгуре в начале 18 века: "Будто живёт под землёй зверь - мамонт, громаден, черён и страшен, и два рога имеет, и может двигать этими рогами как захочет. Пища зверя - мамонта -эта самая земля, и ходит он под землёй, и земля оттого подымается великими буграми, а позади него остаются глубокие рвы, и леса рушатся наземь. И целые селенья проваливаются в эти рвы, и люди гибнут. И нет спасенья остякам, вотякам, тунгусам, когда зверь тот под землёй идёт, как только выйти с поспешностью из жилища на поляну и лечь лицом наземь вниз и ждать, покуда земля замрёт"2. В своём труде "Сказание о пещерном звере - мамонте" Василий Никитич Татищев дал первое научное объяснение образования пещеры, когда под землёй образуются полости или пещеры из – за растворения водой горных пород. Как писали учёные в те времена, пещеры "водному элементу долженствуют". Некоторые легенды, передаваясь из уст в уста, на протяжении столетий имеют много вариаций. В процессе данного исследования удалось найти несколько вариантов легенды «Озеро девичьих слез».1,4Не менее известны и легенды о Ермаке. Подтверждение его пребывания в нашем селе и легенды об этом были найдены в нескольких источниках: в «Летописи Сибирской краткой Кунгурской», которую Ремезов переписал, переработал и иллюстрировал1и в других3,4. Об этом писала и Лариса Елтышева, заведующая отделом истории Кунгурского музея – заповедника5.Много легенд сложено о Кунгурской Ледяной пещере. «Туристам рассказывают о собаке, которая ушла с хозяином в пещеру, а затем вылезла возле села Березовка, в тридцати километрах от неё1,6; о «пещерном духе», о мокрых ступеньках под названием «Дамские слезки», где падала и плакала какая-то принцесса.»1,2 и другие.
Были найдены легенды о реках и горных породах нашей местности4.
1ДублянскийВ.Н., КадебскаяО.И. Кунгурская Ледяная пещера. 300 лет научной и туристической деятельности: материалы международной научно- практической конференции/ Пермь, 2003.
2Рапп В. Легенды и мифы Ледяной пещеры/ Пермь, 2001
3Пономарев П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии)/ Кунгур, типография Паркачевой А., 1897
4ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013
5Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №12/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018
6Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №31/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018
Глава 2. Практическая часть
Читая книгу «Книга легенд»4,захотелось узнать: «Как эти легенды связаны с реальными историческими фактами? Какие ещё легенды существуют? В каких источниках их можно найти? Что такое легенда?» и мы продолжили изучение истории родного края через знакомство с новыми легендами. Узнав много интересной информации, захотелось поделиться ею с другими. Было решено создать брошюру на данную тему и подарить один экземпляр в школьную библиотеку, а второй - в Филипповскую сельскую библиотеку имени Ф.Ф. Павленкова (Приложение 1, рис. 4), провести классные часы для обучающихся начальной школы и мини- экскурсию с рассказом местных легенд для одноклассников (Приложение 1, рис. 5). В ходе исследовательской работы был проведен опрос среди обучающихся 3 класса. Было опрошено 26 человек. Анализ результатов опроса показал, что ни один ребенок не знал ни одной легенды родного села. Только знают, что в селе есть камень Ермак, «Деревня Ермака», потому что есть версия, что здесь был Ермак, что в пещере есть озеро девичьих слез, где плакала девушка. В процессе опроса дети захотели узнать больше исторической информации и легенд. Чтобы доступно и интересно познакомить с легендами и фактами, была создана брошюра, в которой были собраны самые яркие местные легенды, сопоставленные с реальными историческими фактами. (Приложение 1, рис. 6-12) Для лучшего восприятия и запоминания полученной информации для обучающихся была проведена мини- экскурсия в Кунгурской Ледяной пещере, где были рассказаны легенды «О Ермаке», (Приложение 2, видео 1). «О звере- мамонте» (Приложение 2, видео 2), «Озеро девичьих слез» (Приложение 2, видео 3).
4ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013
Заключение.
В ходе работы при изучении исторических материалов была найдена новая интересная информации, прочитано много легенд. Сложилось мнение, что это не легенды, а реально описанные события, которым хочется верить. Чтобы поделиться полученным материалом, была создана брошюра, в которой интересно, кратко, доходчиво изложен исторический материал, взаимосвязанный с легендами и мифами родного села. В дальнейшем хочется продолжить работу с другими, в том числе и архивными документами и найти дополнительные факты о своей малой родине. Изучение легенд родного села помогут лучше узнать духовное наследие своих предков, расширит знания о родном крае. В этом может помочь и созданная брошюра. Зная легенды и мифы, бытующие в данной местности, можно необычно и интересно рассказать окружающим о своей истории.
Библиографический список
1.ДублянскийВ.Н., КадебскаяО.И., Кунгурская Ледяная пещера. 300 лет научной и туристической деятельности: материалы международной научно- практической конференции/ Пермь, 2003.
2. Рапп В. Легенды и мифы Ледяной пещеры/ Пермь, 2001
3. Пономарев П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии)/ Кунгур, типография Паркачевой А., 1897
4. ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013
5. Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №12/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018
6. Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №31/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018
Приложение 1
Рис. 1 В Кунгурском краеведческом музее
Рис. 2. В сельской библиотеке имени Ф.Ф. Павленкова
Рис. 3 Встреча с В. Раппом
Рис. 4 Изготовленная брошюра
Рис. 5 Классный час для обучающихся 3- го класса
Рис. 6 Брошюра. Титульный лист
Рис. 7 Брошюра стр. 1 Рис. 8 Брошюра стр. 2
Рис. 9 Брошюра стр. 3 Рис. 10 Брошюра стр.
Рис. 11 Брошюра стр. 5 Рис. 12 Брошюра стр. 6
Приложение 2
Видеофрагмент - Легенда «О Ермаке»
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FWwxq%2FScdsgftBd&el=snippet
Видеофрагмент - «О звере- мамонте»
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FMF6F%2F5cwdjnFEF&el=snippet
Видеофрагмент - «Озеро девичьих слез»
https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FRmKA%2FNzvuzU141&el=snippet