12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мальцева Светлана Николаевна12
6

Исследовательская работа "Знакомство с историей родного села через изучение легенд и мифов"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Филипповская основная общеобразовательная школа»





Занимательное краеведение









Знакомство с историей родного села

через изучение легенд и мифов






фамилия, имя, отчество участника (полностью)

Аноев Иван Сергеевич

полное наименование образовательной организации (согласно Уставу)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Филипповская основная общеобразовательная школа»

класс участника

4 «А» класс

фамилия, имя, отчество руководителя (полностью)

Мальцева Светлана Николаевна

место работы руководителя

МАОУ «Филипповская ООШ»

должность руководителя

учитель начальных классов









Кунгурский муниципальный округ, 2023

Оглавление



Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Изучение исторических материалов, легенд и мифов

родного села…………………………………………………………………….4

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………...6

Заключение..…………………………………………………………………….7

Библиографический список …………………………………….......................8

Приложения





























Введение

Четвертый год обучающиеся нашего класса посещают кружок «Экологическое краеведение». На занятиях мы изучаем историю и природу родного края: знакомимся с литературой в библиотеке, встречаемся с интересными людьми, находим информацию о достопримечательностях нашего села и района, участвуем в конкурсах. Изучая богатую историю родного села при знакомстве с различными книгами, привлекла внимание книга: «Книга легенд». Читая эту книгу, возникло желание продолжить изучение истории родного края через знакомство с новыми легендами.

Тема исследования: знакомство с историей родного села через изучение легенд и мифов.

Цель исследования: поиск и знакомство с историческими материалами, с легендами и мифами родного села и распространение полученных знаний среди школьников.

Задачи:

1.Найти и изучить исторические и другие материалы о легендах и мифах родного села.

2.Посетить краеведческий музей в городе Кунгур и библиотеки.

3.Провести опрос среди обучающихся для выявления их знаний и интереса на данную тему.

4.Подготовить и провести для обучающихся начальной школы классные часы на данную тему и мини- экскурсию в Кунгурской Ледяной пещере.

5.Создать брошюру на основании полученной информации.

Методы исследования: чтение и изучение легенд и мифов; беседа; опрос и анализ; встреча с писателем Раппом В.; выступление.

Актуальность данной темы состоит в том, что изучение истории родного края и легенд, бытующих в данной местности, расширяет и обогащает знания о

родных местах, пробуждает интерес и любовь к своей малой родине.



Глава 1. Изучение исторических материалов, легенд и мифов родного села.

Необходимая информация для изучения данной темы была найдена в Кунгурском краеведческом музее (Приложение 1, рис. 1), библиотеках города Кунгура и в Филипповской сельской библиотеке (Приложение 1, рис. 2), у методиста экскурсоводов Кунгурской Ледяной пещеры Козловой Надеждой Николаевной. Проведена встреча с экскурсоводом и автором книг о пещере Валентином Раппом (Приложение 1, рис. 3). Анализируя теоретические источники, было установлено, что легенда-это традиционный рассказ, который обычно воспринимается как исторический факт, но не подтвержден. Легенды обычно имеют некоторую связь с реальными событиями или местами, и в легендах есть некоторая фактическая основа, именно поэтому они, как обычно полагают, верны. Они также связаны с историческими личностями, которых считают героями. Но поступки героев часто преувеличиваются и искажаются в легендах. Однако эти персонажи и события могут быть объединены со многими сверхъестественными элементами. Принимая во внимание все эти факты, можно прийти к выводу, что, хотя в легендах могут быть некоторые факты, они не являются полностью фактическими или реальными. Миф -  это традиционная история или объяснение естественного или социального явления, обычно включающая в себя сверхъестественные существа или события. Мифы и легенды придают загадочность нашей истории человечества. Также они являются предположениями или теориями древних и известных людей. Эти слухи начали распространяться и передаваться из поколения в поколение. По мифам и легендам мы учимся, узнаём что-то новое из прошлых лет, поколений, эр. И в нашем селе на протяжении столетий продолжают свою жизнь некоторые легенды. Одна из ключевых легенд, говорящих об истории нашего села, это легенда о пещерном звере - мамонте, которую услышал В.Н. Татищев, будучи в Кунгуре в начале 18 века: "Будто живёт под землёй зверь - мамонт, громаден, черён и страшен, и два рога имеет, и может двигать этими рогами как захочет. Пища зверя - мамонта -эта самая земля, и ходит он под землёй, и земля оттого подымается великими буграми, а позади него остаются глубокие рвы, и леса рушатся наземь. И целые селенья проваливаются в эти рвы, и люди гибнут. И нет спасенья остякам, вотякам, тунгусам, когда зверь тот под землёй идёт, как только выйти с поспешностью из жилища на поляну и лечь лицом наземь вниз и ждать, покуда земля замрёт"2. В своём труде "Сказание о пещерном звере - мамонте" Василий Никитич Татищев дал первое научное объяснение образования пещеры, когда под землёй образуются полости или пещеры из – за растворения водой горных пород. Как писали учёные в те времена, пещеры "водному элементу долженствуют". Некоторые легенды, передаваясь из уст в уста, на протяжении столетий имеют много вариаций. В процессе данного исследования удалось найти несколько вариантов легенды «Озеро девичьих слез».1,4Не менее известны и легенды о Ермаке. Подтверждение его пребывания в нашем селе и легенды об этом были найдены в нескольких источниках: в «Летописи Сибирской краткой Кунгурской», которую Ремезов переписал, переработал и иллюстрировал1и в других3,4. Об этом писала и Лариса Елтышева, заведующая отделом истории Кунгурского музея – заповедника5.Много легенд сложено о Кунгурской Ледяной пещере. «Туристам рассказывают о собаке, которая ушла с хозяином в пещеру, а затем вылезла возле села Березовка, в тридцати километрах от неё1,6; о «пещерном духе», о мокрых ступеньках под названием «Дамские слезки», где падала и плакала какая-то принцесса.»1,2 и другие.

Были найдены легенды о реках и горных породах нашей местности4.

1ДублянскийВ.Н., КадебскаяО.И. Кунгурская Ледяная пещера. 300 лет научной и туристической деятельности: материалы международной научно- практической конференции/ Пермь, 2003.

2Рапп В. Легенды и мифы Ледяной пещеры/ Пермь, 2001

3Пономарев П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии)/ Кунгур, типография Паркачевой А., 1897

4ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013

5Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №12/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018

6Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №31/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018

Глава 2. Практическая часть

Читая книгу «Книга легенд»4,захотелось узнать: «Как эти легенды связаны с реальными историческими фактами? Какие ещё легенды существуют? В каких источниках их можно найти? Что такое легенда?» и мы продолжили изучение истории родного края через знакомство с новыми легендами. Узнав много интересной информации, захотелось поделиться ею с другими. Было решено создать брошюру на данную тему и подарить один экземпляр в школьную библиотеку, а второй - в Филипповскую сельскую библиотеку имени Ф.Ф. Павленкова (Приложение 1, рис. 4), провести классные часы для обучающихся начальной школы и мини- экскурсию с рассказом местных легенд для одноклассников (Приложение 1, рис. 5). В ходе исследовательской работы был проведен опрос среди обучающихся 3 класса. Было опрошено 26 человек. Анализ результатов опроса показал, что ни один ребенок не знал ни одной легенды родного села. Только знают, что в селе есть камень Ермак, «Деревня Ермака», потому что есть версия, что здесь был Ермак, что в пещере есть озеро девичьих слез, где плакала девушка. В процессе опроса дети захотели узнать больше исторической информации и легенд. Чтобы доступно и интересно познакомить с легендами и фактами, была создана брошюра, в которой были собраны самые яркие местные легенды, сопоставленные с реальными историческими фактами. (Приложение 1, рис. 6-12) Для лучшего восприятия и запоминания полученной информации для обучающихся была проведена мини- экскурсия в Кунгурской Ледяной пещере, где были рассказаны легенды «О Ермаке», (Приложение 2, видео 1). «О звере- мамонте» (Приложение 2, видео 2), «Озеро девичьих слез» (Приложение 2, видео 3).






4ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013



Заключение.

В ходе работы при изучении исторических материалов была найдена новая интересная информации, прочитано много легенд. Сложилось мнение, что это не легенды, а реально описанные события, которым хочется верить. Чтобы поделиться полученным материалом, была создана брошюра, в которой интересно, кратко, доходчиво изложен исторический материал, взаимосвязанный с легендами и мифами родного села. В дальнейшем хочется продолжить работу с другими, в том числе и архивными документами и найти дополнительные факты о своей малой родине. Изучение легенд родного села помогут  лучше узнать духовное наследие своих предков, расширит знания о родном крае. В этом может помочь и созданная брошюра. Зная легенды и мифы, бытующие в данной местности, можно необычно и интересно рассказать окружающим о своей истории.
























Библиографический список



1.ДублянскийВ.Н., КадебскаяО.И., Кунгурская Ледяная пещера. 300 лет научной и туристической деятельности: материалы международной научно- практической конференции/ Пермь, 2003.

2. Рапп В. Легенды и мифы Ледяной пещеры/ Пермь, 2001

3. Пономарев П.П. Описание церквей и приходов Кунгурского уезда (Пермской губернии)/ Кунгур, типография Паркачевой А., 1897

4. ШиринкинП.С. Книга легенд. Туристские легенды Пермского края/ Пермь, 2013

5. Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №12/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018

6. Кунгурская общественно-политическая газета «Искра», №31/ Кунгур, ООО «Кунгурская типография», 2018



























Приложение 1



t1681920321aa.jpg

Рис. 1 В Кунгурском краеведческом музее

t1681920321ab.png

Рис. 2. В сельской библиотеке имени Ф.Ф. Павленкова





t1681920321ac.png

Рис. 3 Встреча с В. Раппом



t1681920321ad.jpg

Рис. 4 Изготовленная брошюра



t1681920321ae.jpg

Рис. 5 Классный час для обучающихся 3- го класса



t1681920321af.png

Рис. 6 Брошюра. Титульный лист

t1681920321ag.jpgt1681920321ah.png

Рис. 7 Брошюра стр. 1 Рис. 8 Брошюра стр. 2

t1681920321ai.pngt1681920321aj.png

Рис. 9 Брошюра стр. 3 Рис. 10 Брошюра стр. t1681920321ak.jpg t1681920321al.png

Рис. 11 Брошюра стр. 5 Рис. 12 Брошюра стр. 6









Приложение 2

Видеофрагмент - Легенда «О Ермаке»

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FWwxq%2FScdsgftBd&el=snippet

Видеофрагмент - «О звере- мамонте»

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FMF6F%2F5cwdjnFEF&el=snippet

Видеофрагмент - «Озеро девичьих слез»

https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcloud.mail.ru%2Fpublic%2FRmKA%2FNzvuzU141&el=snippet



Автор материала: И. Аноев (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.