Исследовательский проект. Тема: «Развитие легкового автомобильного транспорта в России»
Автор публикации: А. Боева, ученица 11Б класса
Муниципальное казённое образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа – город Нововоронеж»
Исследовательский проект
Тема:
«Развитие легкового автомобильного транспорта
в России»
Над проектом работала
ученица 10 «Б» класса
Боева Александра
Координатор: учитель географии
Ковалёва Галина Валентиновна
Срок реализации проекта:
2017-2018; 2018-2019 учебные года
Содержание
Введение……………………………………………………………………….....................................................3-5
Глава 1. История развития легкового отечественного машиностроения........................6-10
Глава 2. Иностранные компании легкового машиностроения в России ........................11-17
Глава 3. Перспектива развития отечественного легкового машиностроения в России …18-22
Глава 4. Прогноз развития легкового машиностроения и рост цен на 2019 год……………23-24
Заключение…………………………………………………………………...................................................25-27
Источники информации………………………………………………………….............................................28
Введение
В начале XX века в России мало пользовались автомобилем, да и то преимущественно в спортивных или туристических целях. В отличие от промышленно развитых стран - таких как Германия, Англия, Соединенные Штаты Америки - Россия традиционно считалась страной крестьянской. Основным средством перевозок и в городе и на селе, главной тягловой силой в сельском хозяйстве была лошадь.
Слово «автомобиль» означает «самодвижущаяся повозка», но в современном понимании автомобилями принято называть только средства передвижения, оснащённые автономными двигателями (внутреннего сгорания, электрическими, паровыми).
Современное автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.
Я выбрала тему «Развитие легкового автомобильного транспорта в России» потому, что люблю автомобили. У меня папа «профи», его работа напрямую связана с автомобилями, а точнее с автогрузоперевозками.
Автомобильная промышленность играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. С точки зрения налоговых сборов автомобильная промышленность является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. Она опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.
Выбранная мною тема считается наиболее актуальной на сегодняшний день, поскольку автомобильный транспорт самая массовая отрасль, которая давно заняла и прочно удерживает ведущие позиции в транспортном комплексе страны. С этим видом транспорта мы встречаемся и имеем тесное взаимодействие каждый день, соответственно, видим его недостатки, промахи, преобразования и т.д. Актуальность темы исследования и научная новизна определяется тем, что я впервые на основе обобщения большого фактического материала, предприняла попытку создать исследование развития транспорта в России.
Трудно представить сегодня человеческую цивилизацию без автомобилей, так как в современном мире сам человек уже не справится с ритмом высоких скоростей. Мир фактически разделен на «водителей», с одной стороны, и «пешеходов и велосипедистов» - с другой. Автомобиль – в первую очередь транспортное средство. В больших городах чуть ли не каждый второй житель добирается на работу или учебу на личном транспорте. Автомобиль гарантирует свободу перемещения и расширяет наш кругозор.
Проведенные исследования позволяют обобщить и оценить опыт по развитию автомобильного транспорта в России и его практическую значимость, это цель моей работы.
Задачи проекта:
1. Выяснить историю развития отечественного легкового машиностроения.
2. Исследовать какие иностранные компании легкового машиностроения в России.
3. Выяснить, есть ли перспектива развития отечественного легкового машиностроения в России.
Объект изучения: легковой автомобиль со времён его создания, до современного автомобиля.
Методы: мониторинг печатных, электронных специализированных изданий; аналитический обзор рынка; анализ и обработка материалов.
Глава 1. История развития легкового отечественного машиностроения
С чего началась история развития автомобиля? Её началом можно считать изобретение колеса более 5000 лет назад, которое справедливо относится к числу величайших технических открытий человечества.
Оригинальную «самокатку» (четырехколесную повозку) изготовил в 1770 г. И. П. Кулибин. В последующем в 1752 году русский изобретатель
Л. Л. Шамшуренков создал четырехколесный экипаж, приводящийся в движение мускульной силой двух человек.
По сведениям некоторых исследователей, первый русский автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, работающем на жидком топливе, был построен в 1882 г. группой русских инженеров во главе с Путиловым и Хлобовым в небольшом городке на Волге. Однако достаточных документальных подтверждений этого пока не получено.
Официально считается, что в 1896 году русские изобретатели из Санкт Петербурга Е.А. Яковлев и П.А. Фрезе сконструировали самый первый русский автомобиль Автомобиль имел оригинальное рулевое управление и мог развивать скорость около 32 км/ч. В 1901 г. инженер Б. Л. Луцкий построил на Ижорском заводе автомобиль, который успешно прошел испытания, но не был принят к производству. Конструктор вынужден был уехать за границу. «Позднее Русско-Балтийский вагоностроительный завод в Риге за семь лет изготовил 451 легковой автомобиль, несколько грузовиков и спецмашин». Автомобильная промышленность получила значительное развитие в России только после Октябрьской революции.
В конце 1920-х годов советское правительство, вынужденное тратить доллары на покупку автомобилей, задумалось о том, что лучше было бы на эти деньги купить инструменты для их производства - иначе говоря, приобрести лицензию у иностранной компании. Выбор пал на Ford Motor. Согласно контракту американцы обязались предоставить чертежи двух автомобилей - легкового и грузового, помочь в строительстве завода и обучить рабочих. Массовое автомобилестроение в Советском Союзе было создано в тридцатые годы в рамках программы социалистической индустриализации. Первым легковым авто, освоенным на построенном в 1932 году Нижегородском автомобильном заводе (НАЗ), стала самая массовая модель компании Ford Model A. В 1933 г. город переименовали в Горький, а завод в ГАЗ, и автомобиль приобрел свое историческое название ГАЗ-А. Первый советский автомобиль массовой сборки ГАЗ-А редко попадал в частные руки, а использовался чаще всего как штабной автомобиль в армии, санитарное авто, а также такси. Грамотный подход к заимствованию в 1930-х годах позволил отечественным конструкторам в дальнейшем разрабатывать хорошие автомобили, находившие спрос даже в тех странах, где есть своё развитое автомобилестроение. Буквально за шесть лет, с 1931 по 1937 год, производство автомобилей в стране выросло в 50 раз - до 200 тысяч единиц в год. Советский Союз вошел в пятерку ведущих автомобилестроительных держав мира.
Завод ГАЗ демонстрировал большую производительность, его продукция шла на оснащение советской армии. Одновременно, во время войны велись конструкторские разработки легкового авто. Они завершились выпуском отличной, единственной в своем роде, Победы. Эта машина подняла репутацию автомобильной промышленности СССР. Интерес к ней оказался настолько высоким, что были созданы модели в экспортном исполнении. И продавались за рубежом – это был прорыв! Последующие этапы развития автомобильной промышленности СССР приходятся на середину прошлого века.
Массовая автомобилизация СССР началась со строительством Италией под ключ в 1966--1970 гг. Волжского автомобильного завода (ВАЗ) в Тольятти (Самарская область). За основу при производстве был взят итальянский Fiat-124 - советским аналогом его стал ВАЗ-2101 и развёртыванием массового выпуска на его мощностях (первоначально 660 тыс. автомобилей в год, а с 80-х -- 730 тыс.) легковых автомобилей марок Жигули и Нива (первых массовых комфортабельных полноприводных джипов, что стало достаточно передовым и для Европы).
Расширением мощностей в Ижевске легковое автомобилестроение стало лидирующим сектором в отрасли, а общее производство автомобилей в СССР в 1971 году впервые за всю историю существования советского автопрома перешагнуло за миллионный рубеж.
Машины известны и пользовались заслуженной популярностью не только на внутреннем рынке, но и далеко за пределами России. Машины обладают неоспоримыми достоинствами:
- автомобили надежные и морозоустойчивые;
- техника обеспечена недорогим техническим обслуживанием и запчастями;
- высокая проходимость машин обусловлена условиями их эксплуатации на сложных дорогах России;
- низкая, по сравнению с зарубежными аналогами, стоимость автомобилей.
И еще. Несмотря на неказистый внешний вид, отечественные легковушки отличаются удивительной живучестью. Неутомимая «Победа», быстрая красавица «Волга», «Чайка», старые, надежные трудяги «Москвичи» и «Жигули». Значит и российский автопром, который ассоциируется сейчас с низким качеством, мог достигать высоких успехов!
Отрасль нуждалась в государственной поддержке и инвестициях. Вместо этого случился непоправимый провал. К 1980-м гг. в советском легковом автомобилестроении стали проявляться кризисные явления, типичные для эпохи застоя: фактически прекратился рост производства легковых автомобилей (стабилизировался на 1,3 млн в год), при этом их доля составила немного более половины от всего автопроизводства (что намного меньше чем в развитых странах), оставалось низким качество комплектующих и сборки, сохранялся устойчивый дефицит запчастей. Однако в это десятилетие были освоены принципиально новые переднеприводные легковые модели с кузовами хэтчбек: ВАЗ-2108 «Спутник», Москвич-2141 «Алеко», ВАЗ-1111«Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия». Советский Союз в 1990 году занимал восьмое место мире по производству легковых автомобилей. С распадом СССР в 1991 году советское автомобилестроение, сконцентрированное преимущественно в России, Белоруссии и на Украине, распалось на национальные автомобильные промышленности, судьба которых сложилась по-разному. За четыре последующих года выпуск автомобильной техники теперь уже в суверенной России сократился почти вдвое, однако она по прежнему входила в десятку ведущих автомобилестроительных держав. Спад производства в 1990 - 1993 годах не превысил в нем 30% и остался в конъюнктурных рамках. В Тольятти производственные мощности были загружены на 72% (связано это было с выпуском первых вазовских переднеприводных моделей – «ВАЗ» 2108 и «ВАЗ» 2109, имевших большую популярность у автолюбителей). В Ижевске произошло четырехкратное падение производства. Стабильно работали заводы в Ульяновске и Нижнем Новгороде, Горьковский автозавод увеличил выпуск «Волг». За четыре года общий вывоз автомобилей из России сократился почти в четыре раза.
Кардинальное обновление производственных программ российских автозаводов оказалось практически невозможным из-за слабой финансовой системы (дороговизна кредитов) и чрезмерного давления на производство расходов по социальной сфере, доставшейся автопрому со времен СССР, а также морального старения и физического износа оказавшихся избыточными производственных мощностей. В результате остановились даже заводы АЗЛК и ИЖ, выпускавшие по более чем 150 тысяч более менее востребованных рынком недорогих легковых автомобилей.
Причина этого - распад СССР и резкое снижение покупательной способности населения в странах СНГ, а также снижение популярности российских моделей за рубежом (отечественные автомобили продавались, в основном, в социалистических странах, а с распадом Советского Союза и падением «железного занавеса» в эти страны открылся свободный доступ для иностранных автопроизводителей, предлагавших более качественные и экологически безопасные автомобили, нежели российские производители, практически по такой же цене).
В то же время, лидеры отрасли АвтоВАЗ, ГАЗ смогли выпустить в 90-х новые модели: ВАЗ-2110, ГАЗ3110 Волга, ГАЗ-3302/-2705/-3221 позволившие им пережить наиболее тяжёлую фазу кризиса. После дефолта и девальвации рубля 1998 года российский автопром, как и все отечественные произодители, получил кратковременную передышку, были освоены новые модели ВАЗ-1118 «Калина», ГАЗ-31105 «Волга», ГАЗ-2217/2752, но негативная тенденция сокращения доли рынка у отечественных производителей сохранилась. Большая часть российских автомобильных и моторных заводов была объединена в первой половине 2000-х в холдинги «Руспромавто» (ныне «Группа ГАЗ») и «Северсталь-авто» (ныне «Соллерс»). «Со́ллерс» (Sollers) — российская автомобилестроительная компания. Штаб-квартира — в Москве
На современном этапе развития рыночных отношений в России автомобильный транспорт является одной из наиболее быстро изменяющихся и растущих отраслей национальной экономики.
Глава 2. Иностранные компании легкового машиностроения в России
Рост выпуска отечественных автомобилей начался с 2010 года, однако, незначительными темпами. Основным направлением развития принята стратегия производства у себя иностранных моделей. Начиная с 2002, в России нарастает сборка иномарок (в 2008 -- 618,2 тыс. из 1 790 тыс. всех произведённых). Появилась совместная разработка Chevrolet-Niva. Зарубежные концерны строят на территории РФ свои автозаводы. Доля производства иностранных моделей составила в сегменте легковых автомобилей 41,3 %. В 2000-е годы в России было открыто несколько десятков автомобильных заводов, выпускающих автомобили под марками известных производителей, среди которых Volkswagen, Skoda, BMW, Ford, Renault, Toyota, Chevrolet, Автомобильный альянс Peugeot-Citroen-Mitsubishi, Nissan, Opel, Kia, Volvo Truck и некоторые другие. Мощности заводов рассчитаны на производство, начиная от от крупноузловой до мелкоузловой сборки, включая Completely Knocked Down (CKD) сборку с высокой степенью локализации производства, со сваркой и окраской кузовов, и агрегатов. Открытие новых заводов продолжается.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
Рис.1
«АвтоВАЗ» — российская автомобилестроительная компания, крупнейший производитель легковых автомобилей в России и Восточной Европе
Полное официальное название — Публичное акционерное общество «АВТОВАЗ».
Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Нива», «Спутник », «Samara», «Ока». Помимо перечисленных марок автомобилей на экспорт в некоторые страны мира поставлялись автомобили под маркой «Riva», а также автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций. Штаб-квартира и основное производство находятся в городе Тольятти.
С 2014 года эффективная доля альянса Renault-Nissan в капитале АвтоВАЗа превысила 50 % . На июнь 2017 года 64 % компании принадлежит голландской Alliance Rostec Auto B.V. (у «Ростеха» в этом совместном предприятии 17,55 %) и 24 % — кипрской Renaissance Securities . С начала 2017 года Renault начала консолидировать в отчетности показатели «АвтоВАЗа», и теперь российский рынок стал вторым по величине для Renault после Франции.
«Хёндэ Мотор» - южнокорейская автомобилестроительная компания. Крупнейший автопроизводитель в стране и четвёртый в мире. Штаб-квартира расположена в Сеуле.
«Фольксваген Рус» - немецкий автомобильный концерн (группа компаний). Штаб-квартира компании находится в городе Вольфсбург (Wolfsburg), Германия. Компания названа по марке Volkswagen («народный автомобиль»).
«Автотор» – закрытое акционерное общество, основанное в декабре 1994 года с целью реализации крупных инвестиционных проектов по созданию в Калининградской области автомобильного производства на базе конверсии оборонных предприятий.
«Рено Россия» — российская автомобилестроительная компания. Создавалась как совместное предприятие компании Renault и правительства Москвы, но к концу 2012 года была полностью выкуплена французами. Мощность завода — 188 тыс. автомобилей в год. Штаб-квартира и производство расположены в Москве.
«ИжАвто» (Ижевский автомобильный завод) — российское автомобилестроительное предприятие, расположенное в Ижевске. Ранее являлся частью оборонного завода «Ижмаш». Контролируется «АвтоВАЗом» через дочернюю компанию «Объединённая автомобильная группа»
«Го́рьковский автомоби́льный заво́д» (сокращённо ГАЗ) — советское и российское автомобилестроительное предприятие,крупный производитель легковых, лёгких грузовых автомобилей, микроавтобусов и военной техники. Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени В. М. Молотова. Находится в Нижнем Новгороде (с 1932 по 1990 годы — Горький).
«Форд» - американская автомобилестроительная компания, производитель автомобилей под маркой Ford. Четвёртый в мире производитель автомобилей по объёму выпуска за весь период существования; в настоящее время — третий на рынке США после GM и Toyota, и второй в Европе после Volkswagen.
«GM-АВТОВАЗ» - совместное предприятие американской корпорации General Motors и российского ПАО «АвтоВАЗ» по производству автомобилей марки Chevrolet, в г. Тольятти Самарской обл. проектной мощностью 95 тысяч автомобилей в год.
«Ниссан» - японский автопроизводитель, один из крупнейших в мире. Компания основана в 1933 году.
«Toyota» - «Тоёта», по-русски чаще пишется «Тойота») — крупнейшая японская автомобилестроительная корпорация, также предоставляющая финансовые услуги и имеющая несколько дополнительных направлений в бизнесе. Является крупнейшей автомобилестроительной публичной компанией в мире, а также крупнейшей публичной компанией в Японии. Главный офис компании находится в городе Тоёта, префектура Айти (Япония).
«Со́ллерс» - публичное акционерное общество, российская автомобилестроительная компания. Штаб - квартира - в Москве.
«Улья́новский автомоби́льный заво́д» (ООО «Ульяновский автомобильный завод», ранее «Ульяновский дважды ордена Трудового Красного Знамени автомобильный завод имени В. И. Ленина», аббревиатуры УАЗ, UAZ) - предприятие в Ульяновске, основано в июле 1941 года, входит в состав автомобильного холдинга «Соллерс».
«Groupe PSA» - (Peugeot Société Anonyme) (Акционерное общество Пежо), 1991 - 2016 - PSA Peugeot Citroën(Euronext: UG) - французская автомобилестроительная компания, второй по величине производитель автомобилей в Европе. Штаб - квартира - в Рюэй-Мальмезон, Иль-де-Франс, Франция.
Владелец таких брендов, как Citroën, Peugeot, Opel, Vauxhall и DS Automobiles.
Промышленная сборка в России вынуждает иностранные автоконцерны возвращаться к технологиям вчерашнего дня, так как у нас не обеспечивается производство электроники и других высокотехнологичных компонентов для их автомашин. По данным Минпромэнерго, лишь немногие отечественные заводы сегодня соответствуют американским, европейским и азиатским стандартам качества, где главное - организация непрерывного технологического контроля на всех этапах цикла продукции. О качестве требований к персоналу на заводе Volkswagen в Калужской области говорит открытие нового факультета в МГТУ им. Баумана и учебного центра для подготовки специалистов рабочих профессий. По этой же причине для Ford в России стало принципиально важно не брать людей с опытом работы в российских автоконцернах, так как легче научить новых, чем переквалифицировать работников с опытом».
Однако у нас, забыв о борьбе за потребителя, без прибавления в качестве приблизили наш автомобиль по стоимости к иномаркам. Поэтому отечественный автопром проигрывает в конкурентной борьбе, требующей максимальных продаж и минимальных цен, стимулирующих расширение рынка новых автомобилей. Ныне темпы выбытия старых автомобилей в России крайне низки и составляют 3% в год, средний возраст машин Lada - 12,3 года, других отечественных машин - 16,2 года, при растущем спросе на подержанные автомобили.
Рис.2
Зарубежные автопроизводители теснят российских по кредитным предложениям, дилерскому и постпродажному обслуживанию, рассматривая инвестиции в потребителя как важный источник своей прибыли.
Утилизация старья сегодня связана с переносом мировым автопромом своего устаревшего сборочного производства в страны третьего мира и Россию, импортирующую к тому же большое количество подержанных автомобилей.
Рис.3
Глобальный технологический прогресс, вовлекающий миллиарды людей в экономику - это и следствие, и причина развития автомобильной промышленности, важнейшего сегмента рынка наукоемкой продукции. Отказ от полномасштабной реанимации отечественного автопрома означает технологический застой приоритетных отраслей, определяющих экономическую независимость страны. Поэтому необходимы меры поддержки рынка отечественной автопродукции и его развития.
В последние годы автомобильная отрасль перерождается: рост платежеспособного спроса, автокредитования и последующее за ними увеличение импорта автомобилей вынудили российских производителей либо разрабатывать новые модели и улучшать качество (например, «Калина» АвтоВАЗа, «UAZ Patriot» УАЗа), либо перепрофилироваться на сборку иномарок (ИжАвто, ТагАЗ (ТагАЗ) - автосборочное предприятие, расположенное в городе Таганроге (Ростовская область России). Аффилированное предприятие ОАО «Таганрогский комбайновый завод».).
Переориентация части спроса на иномарки, в том числе собранные в России, вызвана следующими факторами:
- ростом доходов населения в совокупности с развитием системы автокредитования, повышающих спрос на более дорогие модели. По оценкам представителей автосалонов до 70% автомобилей продается в кредит;
- гибкой ценовой и с бытовой политикой дилеров иностранных компаний, появлением на рынке умеренно дорогих моделей иномарок;
- продолжающимся укреплением рубля и ростом цен на сырье и автокомпоненты, что вынуждает отечественных производителей повышать цены, теряя одно из своих важнейших преимуществ. В результате некоторые российские модели оказались в одном ценовом диапазоне с дешевыми иномарками более высокого качества;
- развитием сборочных производств, способствующих удешевлению иномарок (KIA, Ford, GM, Hyundai, Daewoo). Сегодня лишь сборка обеспечивает прирост производства легковых автомобилей в России.
Глава 3. Перспектива развития отечественного легкового машиностроения в России
Согласно заявлению премьер-министра Путина в сентябре 2011 года, планируется, что к 2018 году Россия станет крупнейшим в Европе центром по производству автомобилей, что должно подразумевать годовой выпуск, больший, чем в последние годы не только в Испании и Франции но и в Германии. Министерство промышленности и торговли РФ оценивает совокупные затраты по стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г. в размере 1,2-1,8 трлн. руб. Из указанной выше суммы на развитие автопрома около 630 млрд. руб. придется на долю российских игроков рынка. В частности, 330 млрд. руб. будет направлено на проекты модернизации производства, 100 млрд. руб. планируется направить на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе на разработку новых моделей - 24 млрд. руб.).
Цели Стратегии — 2020
Рис.4
В 2017 году наблюдается тенденция к увеличению производства: по данным Росстата за первые два месяца с конвейеров российских автозаводов сошло 187 тысяч легковых автомобилей, что на 3% больше, чем за тот же период прошлого года.
Рис.5
Несмотря на неполную загрузку большинства предприятий, некоторые компании планируют в ближайшие года открыть свои производства в России. В 2017 году запущен завод «Ставрополь-Авто», где производятся автомобили Foton и Great Wall, а также предприятие Lifan в Липецке. В 2019 году состоялся запуск российского завода концерна Daimler, по выпуску автомобиля Mercedes-Benz.
(Daimler - транснациональный автомобилестроительный концерн со штаб-квартирой в городе Штутгарт (Баден-Вюртемберг), Германия. Крупнейшая по обороту компания Германии).
Данные за начало 2017 года вселяют надежду на то, что негативный тренд в отрасли будет окончательно переломлен и производство легковых автомобилей в России начнет стабильно расти. Косвенно подтверждают позитивные изменения и российские производители.
Для того чтобы выжить в острой конкурентной борьбе, российскому автопрому требуются коренные изменения. Этот тезис подтверждается статистическими и аналитическими исследованиями авторитетных организаций, таких как «Автостат». Существующее положение дел не устраивает ни потребителей, ни производителей.
По данным ВЦИОМ (Всеросси́йский це́нтр изучения обще́ственного мне́ния, ВЦИО́М (до 1992 года - Всесоюзный) - старейшая российская исследовательская организация, регулярно проводящая социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Одна из крупнейших российских компаний на этом рынке. Создана в 1987 году. 100% акций компании принадлежат государству.), автолюбители ездят преимущественно на старых отечественных машинах (до 2006 года выпуска) по причине их доступности. Более современные модели для своего класса дороги, иностранные не доступны большинству граждан. Старые автопредприятия испытывают нехватку в современных технологиях. Новым заводам не хватает ресурсов. Отдельные локализованные производства плотно сотрудничают с мировыми автомобильными брендами, что позволяет им создавать собственные перспективные разработки. Благодаря этому, возможность выпускать недорогую и надежную технику приобретает реальные очертания. Что отличает продукцию АвтоВАЗа от конкурентов.
Самым главным отличием отечественных автомобилей от зарубежных конкурентов является доступная цена на сами автомобили и на запасные части. Во многом это связано с невысокой себестоимостью автомобиля. Качество производимой продукции постепенно улучшается и находится практически на уровне зарубежных аналогов.
Согласно данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на территории РФ числится 42,4 млн легковых автомобилей (на 1 января 2018 года). У нас в стране имеется 10 региональных парков, объем каждого из которых составляет не менее 1 млн автомобилей. Помимо Москвы (3,71 млн шт.) и Подмосковья (2,62 млн шт.), на долю которых суммарно приходится 15%, сюда также входят Краснодарский край, Санкт-Петербург, Ростовская и Свердловская области, Татарстан, Башкортостан, Челябинская и Самарская области. Если рассматривать марочную структуру парка легковых автомобилей, то здесь тоже 10 марок обладают парками, превышающими 1 млн экземпляров. Самым большим парков обладает отечественная LADA (13,87 млн шт.), а среди иномарок первенствует Toyota (3,76 млн шт.). Также в эту группу попадают Nissan, Hyundai, KIA, Renault, Chevrolet, Volkswagen, Ford и Mitsubishi, показатели которых составляют 1 – 2 млн единиц. Всего же иномаркам принадлежит 61% парка. Отметим также, что российский парк довольно стар, т.к. свыше половины (54%) легковых автомобилей находится в возрасте старше 10 лет. Доля машин, соответствующих экологическим стандартам не ниже «Евро-5», составляет 13% от общего объема. Примерно каждый пятый автомобиль в России – это внедорожник или кроссовер (22%). А дизельных легковых машин числится всего лишь 5%.
Рис.6
Особенностью является и то, что автомобиль российского концерна легко обслуживается любым автосервисом России. Несмотря на то что современные автомобили ВАЗа имеют множество опций и «обросли» всевозможной современной автомобильной электроникой, многие узлы и механизмы по-прежнему можно обслуживать самостоятельно.
В стратегии отмечается необходимость наращивания объёмов экспорта. Напомним, сейчас мощности российских автозаводов загружены примерно на 40% (из-за спада спроса на российском рынке). К 2020 году поставки легковых машин за рубеж могут вырасти, предположительно их количество должно превысить 4,4 млн. экземпляров.
Рис.7
Глава 4. Прогноз развития легкового машиностроения и рост цен на 2019 год
С 1 января 2019 года повышение НДС до 20%, безусловно, окажет влияние на авторынок, а также такие сложнопрогнозируемые факторы как курсовые колебания или экономическая ситуация. Стоимость автомобилей может увеличиться от 2 до 10% в зависимости от марки. Опираясь на опыт прошлых лет, бренды будут корректировать цены постепенно, в несколько этапов, чтобы не отпугнуть покупателей. Среди факторов, специфичных для отрасли, будет объем государственных промышленных субсидий для автопроизводителей и господдержки, направленной на стимулирование спроса, а также динамика роста цен, заложенная автопроизводителями. Поэтому в марочной структуре авторынка кардинально ситуация не изменится, и первые места останутся за новыми моделями текущих лидеров: KIA, Hyundai, в регионах – LADA.
Рис. 8
Так, меньше всего выросли цены на Haval, Chevrolet и отечественный УАЗ – всего на 1,6 – 1,9%. Не более, чем на 3% подорожали автомобили Smart, Mitsubishi, Hyundai, BMW и Fiat. Основная масса автопроизводителей повысила цены в пределах 5%, при этом у некоторых марок зафиксирован минимальный рост на отдельные модели или комплектации. К примеру, у Volvo и KIA нижняя граница повышения цен составила 0,4% и 0,9% соответственно. Примерно также поступили Cadillac и Mazda – рост цен на их модели начался с 0,8% и 0,9%. Меньше, чем на 1% выросли цены на отдельные модели Ford, тогда как другие автомобили американского бренда подорожали более, чем на 6%. Модели, рост цен на которые превысил 6%, есть у нескольких марок – Mercedes-Benz, Porsche, Toyota и Citroen. Но настоящим рекордсменом по ценовым прибавкам в январе стал Zotye – отдельные модели китайского бренда подорожали более чем на 10%.
Заключение
Сейчас отечественная автомобильная промышленность стремится строить новую техническую политику на пути реорганизации и в сотрудничестве с различными партнерами. Опыт истории развития мирового автотранспорта показывает, что многие зарубежные автомобильные компании и фирмы находились в таком же состоянии, но, преодолев трудные времена, вновь выпускали автомобили уже известных и новых марок, моделей и модификаций. Россия сейчас на пути прорыва вперед.
Этапы развития автотранспортной отрасли качественным образом связаны с событиями, кардинально изменившими материально-техническую базу, формы собственности и соответственно формы экономических отношений с социалистических на рыночные (капиталистические). В соответствии с этими условиями изменяются методы организации производства и управления им, организационная структура транспортной отрасли, отношения управления, регулирования и др.
Борьба предприятий за конкурентное преимущество, его создание и удержание, с одной стороны, инициирует прогресс отрасли, с другой стороны, тормозит его.
Точная оценка возможных изменений в технике и экономике связана с необходимостью построения прогнозов и планов развития транспортной отрасли, выявления основных факторов ее развития. Реальность предопределяет множественность вариантов будущего (каждый из которых требует правильной оценки качества, существа и природы исследуемых процессов и явлений) для построения стратегии развития и транспортной отрасли в целом, и ее отдельных элементов – видов транспорта, транспортно-дорожного комплекса, инфраструктуры, предприятий.
Только государство способно в условиях рынка сбалансировать развитие видов транспорта в транспортной системе, определив приоритеты, в полной мере приемлемые и для экономики России в целом, и для участников рынка транспортных услуг.
В рыночных условиях специалисты автомобильной подотрасли располагают большими возможностями быстро совершенствовать технику, технологии, информационные и коммуникационные сети, применять новейшие статистические и математические методы, позволяющие глубоко и всесторонне оценивать объективные закономерности развития транспорта, а также более полно использовать результаты исследований экономических процессов и отношений, повышая эффективность отрасли и экономики России.
Как известно, российское правительство оценивает свою работу либо на «хорошо», либо на «отлично». Если послушать отчеты правительственных чиновников, складывается стойкое ощущение, что они как минимум повторяют успехи первых пятилеток, ударными темпами превращая страну в мирового экономического лидера.
Взять хотя бы тему моего проекта отечественного автопрома. Глава правительства Дмитрий Медведев охарактеризовал успехи в данной области следующим образом: «По итогам 2018 года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом раньше, причем рост наблюдается по всем сегментам от легковых автомобилей до автобусов».
Особое внимание хотелось бы заострить на легковых автомобилях и задаться вопросом, а где глава правительства нашел в России российские предприятия? Конечно же, легковые автомобили в России выпускаются, вот только носят они отнюдь не российские названия – Hyundai, Kia, Renault, Nissan, Ford, Mitsubishi, Mazda и т.д. Есть, правда, такая марка, как «Лада», но она только формально может считаться российской, так как АвтоВАЗ принадлежит зарегистрированной в Голландии компании Alliance Rostec Auto B.V., где 50% акций принадлежит концерну Renault и 17,3% - Nissan Motor. На сегодняшний день в России остался один-единственный отечественный производитель легковых автомобилей – УАЗ. За прошлый год Ульяновский автозавод выпустил 41 632 автомобиля, что является каплей в море, учитывая тот факт, что в России в 2017 году было продано 1,6 млн. легковых автомобилей. У нас фактически нет российского легкового автопрома, поэтому зачислим в него инофирмы со сборочными заводами в России. У нас нет своих электромобилей. И не надо быть экспертом, чтобы понять очевидное – если электромобили и появятся в России в относительно больших количествах, то это будут «китайцы», а не отечественные мифические электрокары, которые только предстоит разработать тем инженерам, которых только предстоит вырастить и всему обучить.
В настоящее время Российская автомобильная промышленность не обеспечивает потребности транспортного рынка в конкурентоспособном подвижном составе высокого уровня безопасности, качества, ресурса и других технико-экономических показателей. Это одна из основных причин ухудшения работы автотранспорта. Невозможно сформировать оптимальный парк автотранспортных средств, что сказывается на качестве услуг автоперевозчиков и из-за чего транспортники России несут большие потери.
Чтобы смягчить падение продаж, целесообразно рассмотреть возможность использования дополнительных мер стимулирования спроса, таких как увеличение финансирования и продление программы обновления автопарка, обеспечение снижения эффективной ставки по автокредитам, госзакупки автомобилей российского производства; создание благоприятных условий для экспорта автомобилей, произведенных в России.
Источники информации
Рубец А.Д. История автомобильного транспорта России. - М.: Высшее образование, 2003. - 299 с.
Экономика автомобильного транспорта: Учеб. пособие для студентов высш. уч. заведений. Кононова Г.А. – М: Издательский центр «Академия», 2006 – 320 с.
«Экономика отрасли. Автомобильный транспорт» И.С. Туревский: издательство “Форум», 2007.
Русские автомобили. Назаров Р.А. 2012 г.
Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. – 75 с 13.
Акулов М.П. Сжимая время и расширяя пространство // Автомобильный транспорт. 2014. № 9
Голомзин А.Н., Давыдов Г.Е. Показатели, характеризующие степень достижения целей реформирования автомобильного транспорта, определенных в Программе структурной реформы отрасли // Бюллетень транспортной информации. 2013. № 4
Об основных итогах развития транспортного комплекса в 2013 году и задачах на перспективу // Автомобильный транспорт. 2014. № 5
Россия в цифрах. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. М.: Росстат. 2017
Данные сайта http:// www. Gks. Ru
www.at.asmap.ru // Журнал «Автомобильный транспорт»
www.bse.sci-lib.com/article092606.html – Автомобильный транспорт. Энциклопедия БСЭ.
http://www.km.ru/avto/2018/03/15/avtomobilnyi-transport-v-rossii/821748-perspektivy-rossiiskogo-avtoproma-fantazii-na Перспективы российского автопрома: фантазии на высшем уровне.
Развитие легкового автомобильного транспорта в России
PPTX / 12.17 Мб
Текст для защиты проекта
DOCX / 24.49 Кб
29
Авхадеева Раиса Ивановна
Ковалева Галина Валентиновна