Проектно-исследовательская работа «Развитие познавательных интересов в процессе элементарной исследовательской деятельности»
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ В ПРОЦЕССЕ
ЭЛЕМЕНТАРНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторы:
Лосева Оксана Николаевна
Кутанова Екатерина Николаевна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»
города Мичуринска Тамбовской области
Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Дети дошкольного возраста очень любознательны. Наблюдая окружающий мир, они постигают законы природы и мира людей каждый день, совершая свои маленькие открытия.
Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования любознательности у детей, что позволяет нам сформировать у детей активный интерес к аграрному труду, привить детям уважение к людям сельскохозяйственных профессий.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все её сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и инновационных технологий
Актуальность проекта обусловлена недостаточным объёмом знаний у детей в области естественнонаучных представлений, затруднением в установлении взаимосвязи живой и неживой природы. Исследовательский проект, суть которого свобода его участников в выражении субъективного мнения, в выборе содержания деятельности и средств решения проблемы может стать решением проблемы развития познавательных интересов у дошкольников
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить всё новое – основа формирования этого качества.
В процессе разработки проекта по развитию познавательных интересов и способностей была поставлена цель: развитие познавательного интереса и практических навыков детей в исследовательской деятельности
Для реализации цели были поставлены следующие задачи.
Дидактические:
развитие умения прогнозировать, анализировать;
развитие способности к поисковой деятельности: определение задач, исходя из поставленной проблемы; планирование этапов своих действий; выбор материала и способа действий;
развитие познавательных интересов;
развитие у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, мыслительных процессов, любознательности.
Методические:
воспитание интереса к познанию окружающего мира, опытнической деятельности;
сохранение и укрепление здоровья детей, и их эмоционального благополучия;
обеспечение личностно – ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком;
создание атмосферы успеха, которая позволит каждому ребёнку реализовать свою познавательную активность.
После анализа работы дошкольного образовательного учреждения по экологическому воспитанию дошкольников были выявлены проблемы, которые решались в рамках проекта:
Какие средства использовать при поисковой деятельности для эффективного развития познавательного интереса дошкольников;
Какое влияние оказывает исследование детей на развитие познавательных интересов;
Как поощрять детскую любознательность;
Как может повлиять участие родителей на результаты работы по экологии.
Так же в рамках проекта проводились исследования:
использование методов исследования во время образовательной деятельности;
целевые прогулки как фактор развития познавательных интересов;
детская проектная деятельность как способ развития исследовательских способностей;
развитие познавательных интересов через исследования живой и неживой природы.
Проект реализовывался в 3 этапа.
Во время первого этапа реализации проекта были проведены следующие мероприятия : анализ современных программ и инновационных технологий; подбор методической литературы, периодических изданий; разработка программы и перспективного плана кружка; подбор инструментария для уголка исследования; создание картотеки опытов; анкетирование родителей, анализ; создание предметно-развивающей среды в групповой комнате, центра исследований; оформление уголка экспериментирования.
На втором этапе реализации проекта: родительское собрание «Развитие познавательных интересов»; кружковые занятия; целевые прогулки на природу ; деятельность на опытном участке; создание детских проектов; работа в теплицах (посадка, уход, сбор урожая ); сбор материала для гербария; открытая образовательная деятельность для ГПО; оформление «Красной книги растений Тамбовской области»; представление практики по агроэкологии на региональном уровне .
Заключительный этап в себя включил: обработка и оформление материалов проекта; анализ результативности проекта; диагностические исследования развития познавательных способностей; презентация «Красной книги растений Тамбовской области»; представление опыта работы на Интерактивных площадках города.
После реализации проекта были проведены диагностические исследования (методика по программе Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа).
Были получены следующий результат: положительная динамика развития познавательных способностей дошкольников составила 32%.
Работа в рамках данного проекта позволила сделать следующие выводы:
работа в экспериментальных группах способствовала развитии коммуникативных навыков детей;
в процессе разрешения специально моделируемых ситуаций дети научились определять задачи, исходя из поставленной проблемы, планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций;
дошкольники проводили настоящие исследования, самостоятельные экспериментальные работы, получил навыки её проведения.
ЛИТЕРАТУРА
ВераксаН.Е., Т.С.Комарова, М.А.Васильева «От рождения до школы». – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г.
А.Данюкова «Вы любите проекты?». Обруч. 2001. № 4, с. 11-13.
О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М.:ТЦ «Сфера», 2001, 192 с.
Л.С.Киселёва «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». М.: АРКТИ, 2003, 196 с.
Н.А. Рыжова «Наш дом – природа». М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. — 192 с.
А.И.Савенков «Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики». «Дошкольное воспитание». 2002, №2, с.8-17.
Интернет-ресурсы