12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коптякова Светлана Ивановна891
Россия, Свердловская обл.
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
4

Исследовательский проект "Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ОГЭ»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Лопаевская основная общеобразовательная школа»



















ВЛИЯЕТ ЛИ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТАЛИЧНОСТИ НАУСПЕШНОСТЬПОДГОТОВКИ К ОГЭ








Выполнила:

Коптякова Екатерина Михайловна, 9 класс

Руководитель:

Коптякова С. И., учитель русского языка и литературы








Содержание

п/п

Название раздела

Страницы


Введение

3-4

1.

Теоретически основные исследования

5-10

1.1.

Понятие о темпераменте

5

1.2.

Характеристики типов темперамента

6-8

1.3.

Влияние типа темперамента на обучение ученика

9-10

2.

Диагностирование темперамента у обучающихся

11-19

2.1.

Результаты тестирования

12-19


Заключение

20


Список использованной литературы

21










































Введение


Индивидуальный подход к каждому ребёнку в учебно-воспитательном процессе сейчас актуален, как никогда. В современном обществе, ориентирующемся на гуманизм и демократические ценности, использование информационных технологий, без индивидуального подхода невозможно обеспечить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие самостоятельной, независимой личности, имеющей активную социальную позицию, обладающую необходимым багажом знаний, развитыми творческими способностями.

Это связано, прежде всего, с тем, что растет число сфер деятельности и специальностей, где личность может себя эффективно проявить, как индивидуальность, опираясь на свои уникальные особенности и свойства.

Одной из таких характеристик личности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности. В темпераменте коренятся индивидуальные свойства человека, определяющие и его поведение, и его переживания.

Анализ позиций различных ученых подтверждает: темперамент — интегральный компонент индивидуальности. Он не только определяет динамику психической деятельности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи и пр.). Он влияет на развитие и проявление личностных свойств, на индивидуальный стиль деятельности, на достижение цели и, следовательно, на результат.

Размышляя над проблемой успеваемости учащихся, я задумалась, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по-разному учимся. Тема моего исследовательского проекта «Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ОГЭ?»

Гипотеза:

Я предполагаю, что тип темперамента влияет на поведение обучающихся и на их успешность в обучении.

Цель работы:

Выяснить влияние темперамента на поведение и успешность обучающихся;

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;

2. Систематизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.

3. Определить особенности каждого типа темперамента;

4. Провести анкетирование в классах с целью определения типов темперамента учащихся.

5. Обработать анкеты, определить типы темпераментов учащихся.

6. Проанализировать в классном журнале сводную ведомость учета успеваемости обучающихся 9 класса.

7. Сравнить тип темперамента со сдачей ОГЭ.

Методы исследования:

1. Изучение литературы.

2. Анкетирование.

3. Наблюдение.

4. Анализ, обобщение.

Методики исследования:

Для того чтобы выяснить особенности темперамента подростков в нашей школе использовался опросник Ю.Романова, с помощью которого выводились следующие виды темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.

Подросткам предлагалось 20 вопросов об особенностях их поведения. Им нужно было выбрать из четырёх предложенных вариантов, только один.

Объект исследования: темперамент обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»

Предмет исследования: типы темперамента обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».




























Теоретические основы исследования.

Понятия о темпераменте.

Толковый словарь Ожегова:

ТЕМПЕРАМЕНТ, -а, м. 1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический темпераменты. 2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъему. Человек с темпераментом.

Толковый словарь Даля:

ТЕМПЕРАМЕНТ м. лат.природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический (малокровный), холерический (нервный), флегматический (белокровный) и меланхолический (черно-кровный).































Характеристики типов темперамента.

По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.

Сангвиник (лат.sanguis, сангвис, «кровь», «жизненная сила») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание крови).

Сангвиник — это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Сангвиник стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро отзывается на окружающие события, общителен. Эмоции у сангвиника преимущественно положительные, они быстро возникают и быстро сменяются. Он быстро приспосабливается к новым условиям и быстро сходится с людьми. Его чувства легко возникают и сменяются новыми, ему свойственна выразительность, но иногда и непостоянство.

Иван Петрович Павлов считал, что у сангвиника возбудительный и тормозной процессы достаточно сильны, уравновешенны и подвижны. Он [Павлов] относил данный тип темперамента к сильному типу. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях эта подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков и поверхностность.

Позитивные черты

Негативные черты

Высокая адаптивность, приспособляемость

Тяготится однообразием

Общительность

Недостаточная глубина

Высокая стрессоустойчивость

Недостаточная настойчивость

Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности

Деятелен только при наличии интересного дела

Уравновешенность

Недостаточно усидчив

Жизнерадостность


Гибкость ума



Холерик (греч.χολή, холе, «желчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание жёлтой желчи).

Холерик — это субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает агрессивным.Данный темперамент характеризуется сильными, быстро возникающими чувствами, ярко отражающимися в речи, жестах и мимике.

Иван Петрович Павлов относил холерика к сильному неуравновешенному типу. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных обстоятельствах.

Позитивные черты

Негативные черты

Высокая активность, энергичность

Вспыльчивость, обидчивость

Инициативность

Неустойчивость в поведении

Решительность

Цикличность в работе и настроении

Целеустремленность

Торопливость

Познавательная активность

Негативно реагирует на критику

Уверенность

Раздражительность

Увлеченность делом

Высокая утомляемость


Флегматик (греч.φλέγμα, флегма, «мокрота», «слизь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа.

Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надёжную память, высокий интеллект (сверх разум), а их решение является продуманным, взвешенным и без риска.

У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его чувства и эмоции обычно отличаются постоянством. Флегматик трудно переключается с одного вида деятельности на другой и приспосабливается к новой обстановке. Характерно то, что новые формы поведения у флегматика вырабатываются медленно, но долго сохраняются. Он редко выходит из себя, не склонен к конфликтам; ему свойственны ровность, спокойствие, выдержка, иногда вялость, безразличие к окружающим, лень. Павлов относил данный тип темперамента к сильному типу.

При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность эмоций и склонность к выполнению однообразных привычных действий.

Позитивные черты

Негативные черты

Высокая работоспособность

Лень

Настойчивость

Инертность

Стрессоустойчивость

Медлительность

Уравновешенность

Требуется время для переключения внимания

Самообладание, терпение


Усидчивость


Меланхолик (греч.μέλαινα χολή, mélainachole, мелэна холе, «чёрная жёлчь») — один из четырёх типов темперамента в классификации Гиппократа (преобладание чёрной желчи).

Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Павлов относил данный тип темперамента к слабому типу.

При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.

Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании.

Позитивные черты

Негативные черты

Высокая чувствительность

Ранимость, мнительность

Осторожность

Низкая активность

Склонность к творчеству

Замкнутость, неуверенность

Внимательный собеседник

Пасует перед трудностями

Исполнительность

Зависимость от внешних раздражителей


Склонность к депрессии





































. Влияние типа темперамента на обучение ученика

Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.

Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.

Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.

Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.

Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в неё, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.

Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.

Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.

Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.

Проанализировав характерные черты, присущие людям с различным типом преобладающего темперамента, можно отметить следующее:

Каждый тип темперамента имеет достоинства. И даже негативные характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обернуться положительной стороной. Люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науки и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).

Правильно организованный процесс воспитания и самоконтроля дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку творческому; флегматику, как выдержанному; сангвинику, как человеку с гибким умом и высокой работоспособностью; холерику, как решительному и целеустремленному.

«Чистые» типы темперамента встречаются редко, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Тип темперамента как таковой не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей.

Соответственно, можно предположить, что для учащихся с различным типом темперамента необходимо по-разному строить систему психолого-педагогической подготовки к ОГЭ, так как каждый из них ведет себя в стрессовой ситуации по-разному.








Диагностирование темперамента у обучающихся.

Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами текущих оценок и промежуточной аттестации (контрольные работы – 6-8 классы), текущих оценок и ОГЭ за 9-й класс и типами темперамента личности было проведено 3 тестирования: обучающихся всей школы, 6-8 классов и учащихся 9 класса.

Иt1607537853aa.png спытуемым был предложен опросник Романова Юрия (психолога Санкт-Петербурга, который использует в своей работе следующие направления в психологии: гуманистическую психологию, гештальттерапию, логотерапию, методику резонансного консультирования и другие).

Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках.





























2.1. Результаты тестирования.

Для обучающихся 6-8 классов была предложена анкета для выявления типа темперамента. В диаграммах показаны результаты.

t1607537853ab.gift1607537853ac.gif

t1607537853ad.gift1607537853ae.gif

t1607537853af.gift1607537853ag.gif

t1607537853ah.gift1607537853ai.gif

t1607537853aj.gift1607537853ak.gif

t1607537853al.gift1607537853am.gif

t1607537853an.gift1607537853ao.gif

t1607537853ap.gift1607537853aq.gif

t1607537853ar.gift1607537853as.gif


t1607537853at.gift1607537853au.gif

t1607537853av.png

Вывод: среди обучающихся 6-8 классов 31% сангвиников, 23% холериков, 15% меланхоликов и 31% смешанных типов темперамента.


Для обучающихся 9 класса была предложена анкета для выявления типа темперамента. В диаграммах показаны результаты.


t1607537853aw.pngt1607537853ax.png


t1607537853ay.pngt1607537853az.png

t1607537853ba.pngt1607537853bb.png


t1607537853bc.pngt1607537853bd.png


t1607537853be.pngt1607537853bf.png


t1607537853bg.pngt1607537853bh.png

t1607537853bi.pngt1607537853bj.png

t1607537853bk.pngt1607537853bl.png

t1607537853bm.pngt1607537853bn.png

t1607537853bo.pngt1607537853bp.png

t1607537853bq.gif

Вывод: среди обучающихся 9 класса 50% сангвиников, 25% холериков, 25% флегматиков.

Следующим этапом моей диагностики было сравнение темперамента с результатами промежуточной аттестации обучающихся 6-8 классов.

t1607537853br.pngt1607537853bs.png


Вывод:обучающихся 6-8 классов – 13 человек

31% сангвиников – хорошистов 23% и троечников 8%, 23% холериков– троечников 23%, 15% меланхоликов – троечников 15%, 31% смешанных типов темперамента – хорошистов 23% и троечников 8%.

Закончили год «хорошо» - 4 человека.

Сангвиники – 3 человека: гибкость ума, имели интерес к делу (закончить год «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость.

Смешанный тип – 1 человек: гибкость ума, имел интерес к делу (сдать экзамены «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость, уверенность решимость, целеустремленность.

Закончили год с тройками – 9 человек.

Сангвиник – 1 человек: недостаточная усидчивость, недостаточная глубина, не имела интерес к делу (закончить год «хорошо»).

Холерики – 3 человека: неустойчивы в поведении, торопливы, не любят критику, высокая утомляемость, раздражительны.

Меланхолики – 2 человека: ранимость, мнительность, низкая активность, замкнутость, неуверенность, пасуют перед трудностями, зависят от внешних раздражителей, склонность к депрессии.

Смешанные типы – 3 человека: неустойчивы в поведении, торопливы, не любят критику, высокая утомляемость, раздражительны,недостаточная усидчивость, недостаточная глубина, не имели интерес к делу (закончить год «хорошо»), лень, медлительность.


Далее я сравнила результаты ОГЭ с темпераментом 9-классников.

t1607537853bt.pngt1607537853bu.png

t1607537853bv.pngt1607537853bw.png

t1607537853bx.pngt1607537853by.png

t1607537853bz.png

Вывод:обучающихся9-классников – 4 человека

50% сангвиников – хорошистов 25% и троечников 25%, 25% холериков - троечников 25%, 25% флегматиков - троечников 25%.

Получила аттестат без троек 1человек сангвиник: гибкость ума, имела интерес к делу (сдать экзамены «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость.

Получили аттестат с тройками – 3 человека.

Флегматик – 1 человек (3 «тройки» в аттестате): усидчивость, терпение, стрессоустойчивость, инертность.

Сангвиник – 1 человек (8 «троек» в аттестате): недостаточно усидчива, недостаточная глубина, не имела интерес к делу

Холерик – 1 человек: неустойчив в поведении, тороплив, не любит критику, высокая утомляемость, раздражимость.


Все учащиеся 9 класса, имеющие ярко выраженный темперамент сангвиник (2 человека), сдали экзамен ниже своих возможностей.

- 1 человек с темпераментом флегматиксдал экзамен в соответствии с годовой оценкой.

- Из2 человек с темпераментом сангвиник1 человек сдал экзамен в соответствии с годовой оценкой, 1человек сдал экзамен ниже годовой оценки.

- 1 человек с темпераментом холерик сдал экзамен в соответствии с годовой оценкой.

Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам девятиклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 2 человек, получивших низкую оценку на экзамене 1 – повторял основные темы, 1 человек – понадеялся на свои знания и не занимался специальной подготовкой.

По данным анкетирования девятиклассников выяснилось следующее:

Большинство учащихся-холериков отмечают, что во время экзамена их раздражала незнакомая обстановка, однообразная деятельность, видимая легкость и узнаваемость задания. Они признают, что оказались не готовы объективно оценить свои силы. Многие отметили, что покинули ППЭ намного раньше окончания экзамена.

Одноклассники с флегматическим темпераментом больше всего опасались нехватки времени, но отмечают, что им быстро удалось справиться с волнением.

Сангвиники отмечают, что не испытывали особого страха перед экзаменом, так как были уверены в себе. На экзамене им помогло то, что они пропускали непонятные задания, возвращаясь к ним в конце.

Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ОГЭ, тогда как холерики запрограммированы на неуспех.


















Заключение


Изучив различную литературу и подходы разных авторов о происхождении типов темперамента мною проводилось исследование на учениках. Для себя получила удовольствие по ходу исследования, намного глубже теперь имею представление о внутреннем мире человека. Из результатов изучения различной литературы можно сделать вывод о том, что тип темперамента дается человеку от рождения и сопровождает его всю жизнь.

Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может избегать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.

































Список использованной литературы:

Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Темперамент

https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82


Толковый словарь В. И. Даля

Темперамент

https://gufo.me/dict/dal/%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82


Википедия

Сангвиникhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA


Холерик

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA


Флегматик

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%BB%D0%B5%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA

Меланхолик

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA


Тест на определение темперамента, автор: Юрий Романов

http://psiholog-spb.ru/testy/test-na-opredelenie-temperamenta.html


Влияние типа темперамента на обучение ученика, автор Станислава Стариковская

https://ourmind.ru/vliyaniya-temperamenta-na-uchebnuyu-deyatelnost

Автор материала: Е. Коптякова (9 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.