12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Коптякова Светлана Ивановна891 Россия, Свердловская обл. Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся» |
Исследовательский проект "Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ОГЭ»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Лопаевская основная общеобразовательная школа»
ВЛИЯЕТ ЛИ ТИП ТЕМПЕРАМЕНТАЛИЧНОСТИ НАУСПЕШНОСТЬПОДГОТОВКИ К ОГЭ
Выполнила:
Коптякова Екатерина Михайловна, 9 класс
Руководитель:
Коптякова С. И., учитель русского языка и литературы
Содержание
№ п/п | Название раздела | Страницы |
| Введение | 3-4 |
1. | Теоретически основные исследования | 5-10 |
1.1. | Понятие о темпераменте | 5 |
1.2. | Характеристики типов темперамента | 6-8 |
1.3. | Влияние типа темперамента на обучение ученика | 9-10 |
2. | Диагностирование темперамента у обучающихся | 11-19 |
2.1. | Результаты тестирования | 12-19 |
| Заключение | 20 |
| Список использованной литературы | 21 |
Введение
Индивидуальный подход к каждому ребёнку в учебно-воспитательном процессе сейчас актуален, как никогда. В современном обществе, ориентирующемся на гуманизм и демократические ценности, использование информационных технологий, без индивидуального подхода невозможно обеспечить высокую эффективность учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие самостоятельной, независимой личности, имеющей активную социальную позицию, обладающую необходимым багажом знаний, развитыми творческими способностями.
Это связано, прежде всего, с тем, что растет число сфер деятельности и специальностей, где личность может себя эффективно проявить, как индивидуальность, опираясь на свои уникальные особенности и свойства.
Одной из таких характеристик личности является темперамент, как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности. В темпераменте коренятся индивидуальные свойства человека, определяющие и его поведение, и его переживания.
Анализ позиций различных ученых подтверждает: темперамент — интегральный компонент индивидуальности. Он не только определяет динамику психической деятельности (скорость восприятия, быстрота ума, скорость переключения внимания, темп и ритм речи и пр.). Он влияет на развитие и проявление личностных свойств, на индивидуальный стиль деятельности, на достижение цели и, следовательно, на результат.
Размышляя над проблемой успеваемости учащихся, я задумалась, почему мы по-разному относимся к окружающим, выбираем разных друзей, разные профессии, у нас разные взгляды и вкусы, мы по-разному учимся. Тема моего исследовательского проекта «Влияет ли тип темперамента личности на успешность подготовки к ОГЭ?»
Гипотеза:
Я предполагаю, что тип темперамента влияет на поведение обучающихся и на их успешность в обучении.
Цель работы:
Выяснить влияние темперамента на поведение и успешность обучающихся;
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. Систематизировать полученные сведения, сделать выводы из собранных данных.
3. Определить особенности каждого типа темперамента;
4. Провести анкетирование в классах с целью определения типов темперамента учащихся.
5. Обработать анкеты, определить типы темпераментов учащихся.
6. Проанализировать в классном журнале сводную ведомость учета успеваемости обучающихся 9 класса.
7. Сравнить тип темперамента со сдачей ОГЭ.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Анкетирование.
3. Наблюдение.
4. Анализ, обобщение.
Методики исследования:
Для того чтобы выяснить особенности темперамента подростков в нашей школе использовался опросник Ю.Романова, с помощью которого выводились следующие виды темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Подросткам предлагалось 20 вопросов об особенностях их поведения. Им нужно было выбрать из четырёх предложенных вариантов, только один.
Объект исследования: темперамент обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»
Предмет исследования: типы темперамента обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».
Теоретические основы исследования.
Понятия о темпераменте.
Толковый словарь Ожегова:
ТЕМПЕРАМЕНТ, -а, м. 1. Совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении. Сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический темпераменты. 2. Жизненная энергия, способность к внутреннему подъему. Человек с темпераментом.
Толковый словарь Даля:
ТЕМПЕРАМЕНТ м. лат.природа человека, природное сложенье его, сообразное с основными качествами души; главных темпераментов четыре: сангвинический (малокровный), холерический (нервный), флегматический (белокровный) и меланхолический (черно-кровный).
Характеристики типов темперамента.
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются «основными чертами» индивидуальных особенностей человека. В результате такого деления получается четыре основных типа нервной системы, каждый из которых, соответствует одному из традиционных темпераментов: слабый тип – меланхолическому; сильный, неуравновешенный – холерическому; сильный, уравновешенный, подвижный— сангвиническому; сильный, уравновешенный, инертный — флегматическому.
Сангвиник (
Сангвиник — это личность, характеризующаяся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая адаптивность, приспособляемость | Тяготится однообразием |
Общительность | Недостаточная глубина |
Высокая стрессоустойчивость | Недостаточная настойчивость |
Быстрая реакция, включение в новый вид деятельности | Деятелен только при наличии интересного дела |
Уравновешенность | Недостаточно усидчив |
Жизнерадостность | |
Гибкость ума | |
Холерик (
Холерик — это субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам, иногда бывает
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая активность, энергичность | Вспыльчивость, обидчивость |
Инициативность | Неустойчивость в поведении |
Решительность | |
Целеустремленность | Торопливость |
Познавательная активность | Негативно реагирует на критику |
Уверенность | Раздражительность |
Увлеченность делом | Высокая утомляемость |
Флегматик (
Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным
У флегматика преобладает спокойное, ровное настроение; его
При неблагоприятных условиях у флегматика может развиться вялость, бедность
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая работоспособность | Лень |
Настойчивость | Инертность |
Стрессоустойчивость | Медлительность |
Уравновешенность | Требуется время для переключения внимания |
Самообладание, терпение | |
Усидчивость | |
Меланхолик (
Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как легкоранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Павлов относил данный тип темперамента к слабому типу.
При неблагоприятных условиях у них может развиться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчуждённость. В спокойной, привычной для них обстановке, меланхолики могут успешно справляться с жизненными задачами.
Меланхолики обладают повышенным интуитивным восприятием отношения к себе окружающих людей. Они отличаются высокой чувствительностью к эмоциональному отвержению со стороны значимых лиц и высокой потребностью в сопереживании.
Позитивные черты | Негативные черты |
Высокая чувствительность | Ранимость, мнительность |
Осторожность | Низкая активность |
Склонность к творчеству | Замкнутость, неуверенность |
Внимательный собеседник | Пасует перед трудностями |
Исполнительность | Зависимость от внешних раздражителей |
| Склонность к депрессии |
. Влияние типа темперамента на обучение ученика
Холерик работоспособный и выносливый ученик, но часто растрачивает все силы в начале деятельности, отчего быстро устает. Образно говоря, холерики быстро «загораются», увлекаются заданием, но так же быстро и «гаснут», переусердствовав в самом начале. Холерики любят интенсивно трудиться в ускоренном темпе. Если задание им интересно, способны на многое за короткий срок, в таком случае их продуктивность чрезвычайно высока. Они не бояться объема, ограниченности времени и сложности заданий.
Сангвиник обладает молниеносной реакцией и умеет приспосабливаться к непредвиденной смене обстоятельств. Продуктивен в учебе, только если она осуществляется в интересной форме (например, игровой), в противном случае ему становится скучно, он ленится и всеми силами старается избежать выполнения задания. Учеба дается им легко, новый материал они усваивают быстро, но не стремятся его изучить глубже. Сангвиники способны делать несколько дел сразу, скорость переключения внимания у них высока, но такой многозадачный труд часто носит поверхностный характер. Возможно множество ошибок по невнимательности.
Сангвиники и холерики бодры, веселы, общительны, активны в школе, почти не бывают усталыми, вялыми или расслабленными. Они не испытывают какого-либо напряжения при усвоении нового материала, легко запоминают большой объем информации, быстро отвечают на вопросы и выполняют задания. Такие дети воспринимаются так непослушные, неуправляемые, слишком свободолюбивые.
Холерики и сангвиники не любят проверять выполненную работу на ошибки. Также они не любят анализировать, классифицировать, планировать, делать выводы, а эти умения очень важны в учебе. Но самая существенная проблема для таких учеников – отсутствие самоконтроля, усидчивости и недостаток концентрации внимания. Эти качества нужно развивать.
Флегматики наиболее трудоспособные учащиеся, упорные, настойчивые, аккуратные и внимательные. Их медлительность с лихвой компенсируется прилежанием. Флегматик может долго «вклиниваться» в работу, но когда уже погружается в неё, то в серьез и надолго. Любят разбираться, анализировать, сопоставлять факты, изучать тему со всех сторон и точек зрения. Это прилежные ученики, уважающие учителей.
Меланхолики очень старательны и скрупулезны, любят добираться до сути, они усердны так же, как и флегматики, но намного быстрее утомляются, им чаще приходится делать перерывы на отдых. Порой им не хватает упорства, уверенности в себе и силы воли (особенно если задание не нравится). Любят работать не по принуждению, а по вдохновению.
Флегматики и меланхолики ведут себя на занятиях спокойно и сдержанно, это послушные и любознательные дети. Их аккуратность и прилежание доходят до педантизма и перфекционизма. Дома флегматики и меланхолики занимаются учебой большую часть времени. Родители рады, видя своего ребенка таким прилежным и послушным, но для гармоничного развития ему нужна не только учеба. Игры, общение со сверстниками, хобби не должны исключаться из жизни ребенка.
Сангвиникам и холерикам часто не хватает терпения и старательности. Проверка знаний в школе обычно осуществляется в письменном виде, а такие задания легче выполнять меланхоликам и флегматикам. Им труднее, нежели холерикам и сангвиникам усваивать новый учебный материал, но усидчивость и трудолюбие приводят к тому, что они становятся отличниками.
Проанализировав характерные черты, присущие людям с различным типом преобладающего темперамента, можно отметить следующее:
Каждый тип темперамента имеет достоинства. И даже негативные характерологические черты, которые приведены выше, в определенных условиях могут обернуться положительной стороной. Люди холерического темперамента более пригодны для активной рискованной деятельности («воины»), сангвиники - для организаторской деятельности («политики»), меланхолики - для творческой деятельности в науки и искусстве («мыслители»), флегматики - для планомерной и плодотворной деятельности («созидатели»).
Правильно организованный процесс воспитания и самоконтроля дает возможность проявиться: меланхолику, как человеку творческому; флегматику, как выдержанному; сангвинику, как человеку с гибким умом и высокой работоспособностью; холерику, как решительному и целеустремленному.
«Чистые» типы темперамента встречаются редко, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.
Тип темперамента как таковой не может оказывать влияние на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого. Можно установить закономерность в возникновении трудностей.
Соответственно, можно предположить, что для учащихся с различным типом темперамента необходимо по-разному строить систему психолого-педагогической подготовки к ОГЭ, так как каждый из них ведет себя в стрессовой ситуации по-разному.
Диагностирование темперамента у обучающихся.
Для выявления возможных закономерностей и проведения сравнения между результатами текущих оценок и промежуточной аттестации (контрольные работы – 6-8 классы), текущих оценок и ОГЭ за 9-й класс и типами темперамента личности было проведено 3 тестирования: обучающихся всей школы, 6-8 классов и учащихся 9 класса.
И спытуемым был предложен опросник Романова Юрия (психолога Санкт-Петербурга, который использует в своей работе следующие направления в психологии: гуманистическую психологию, гештальттерапию, логотерапию, методику резонансного консультирования и другие).
Результаты диагностики представлены в сводных таблицах, диаграммах и графиках.
2.1. Результаты тестирования.
Для обучающихся 6-8 классов была предложена анкета для выявления типа темперамента. В диаграммах показаны результаты.
Вывод: среди обучающихся 6-8 классов 31% сангвиников, 23% холериков, 15% меланхоликов и 31% смешанных типов темперамента.
Для обучающихся 9 класса была предложена анкета для выявления типа темперамента. В диаграммах показаны результаты.
Вывод: среди обучающихся 9 класса 50% сангвиников, 25% холериков, 25% флегматиков.
Следующим этапом моей диагностики было сравнение темперамента с результатами промежуточной аттестации обучающихся 6-8 классов.
Вывод:обучающихся 6-8 классов – 13 человек
31% сангвиников – хорошистов 23% и троечников 8%, 23% холериков– троечников 23%, 15% меланхоликов – троечников 15%, 31% смешанных типов темперамента – хорошистов 23% и троечников 8%.
Закончили год «хорошо» - 4 человека.
Сангвиники – 3 человека: гибкость ума, имели интерес к делу (закончить год «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость.
Смешанный тип – 1 человек: гибкость ума, имел интерес к делу (сдать экзамены «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость, уверенность решимость, целеустремленность.
Закончили год с тройками – 9 человек.
Сангвиник – 1 человек: недостаточная усидчивость, недостаточная глубина, не имела интерес к делу (закончить год «хорошо»).
Холерики – 3 человека: неустойчивы в поведении, торопливы, не любят критику, высокая утомляемость, раздражительны.
Меланхолики – 2 человека: ранимость, мнительность, низкая активность, замкнутость, неуверенность, пасуют перед трудностями, зависят от внешних раздражителей, склонность к депрессии.
Смешанные типы – 3 человека: неустойчивы в поведении, торопливы, не любят критику, высокая утомляемость, раздражительны,недостаточная усидчивость, недостаточная глубина, не имели интерес к делу (закончить год «хорошо»), лень, медлительность.
Далее я сравнила результаты ОГЭ с темпераментом 9-классников.
Вывод:обучающихся9-классников – 4 человека
50% сангвиников – хорошистов 25% и троечников 25%, 25% холериков - троечников 25%, 25% флегматиков - троечников 25%.
Получила аттестат без троек 1человек сангвиник: гибкость ума, имела интерес к делу (сдать экзамены «хорошо»), уравновешенность, высокая стрессоустойчивость.
Получили аттестат с тройками – 3 человека.
Флегматик – 1 человек (3 «тройки» в аттестате): усидчивость, терпение, стрессоустойчивость, инертность.
Сангвиник – 1 человек (8 «троек» в аттестате): недостаточно усидчива, недостаточная глубина, не имела интерес к делу
Холерик – 1 человек: неустойчив в поведении, тороплив, не любит критику, высокая утомляемость, раздражимость.
Все учащиеся 9 класса, имеющие ярко выраженный темперамент сангвиник (2 человека), сдали экзамен ниже своих возможностей.
- 1 человек с темпераментом флегматиксдал экзамен в соответствии с годовой оценкой.
- Из2 человек с темпераментом сангвиник1 человек сдал экзамен в соответствии с годовой оценкой, 1человек сдал экзамен ниже годовой оценки.
- 1 человек с темпераментом холерик сдал экзамен в соответствии с годовой оценкой.
Чистоте эксперимента мешает то, что нет возможности с минимальной погрешностью определить, насколько качественно готовились к экзаменам девятиклассники. Возможно, что низкий результат некоторых из них связан с тем, что они просто не учили программный материал. Этот вопрос выявлялся мной через анкетирование (достоверность которого на совести респондентов). По данным анкет, из 2 человек, получивших низкую оценку на экзамене 1 – повторял основные темы, 1 человек – понадеялся на свои знания и не занимался специальной подготовкой.
По данным анкетирования девятиклассников выяснилось следующее:
Большинство учащихся-холериков отмечают, что во время экзамена их раздражала незнакомая обстановка, однообразная деятельность, видимая легкость и узнаваемость задания. Они признают, что оказались не готовы объективно оценить свои силы. Многие отметили, что покинули ППЭ намного раньше окончания экзамена.
Одноклассники с флегматическим темпераментом больше всего опасались нехватки времени, но отмечают, что им быстро удалось справиться с волнением.
Сангвиники отмечают, что не испытывали особого страха перед экзаменом, так как были уверены в себе. На экзамене им помогло то, что они пропускали непонятные задания, возвращаясь к ним в конце.
Конечно, нельзя делать скоропалительные выводы о том, что сангвиники и флегматики идеальны для сдачи ОГЭ, тогда как холерики запрограммированы на неуспех.
Заключение
Изучив различную литературу и подходы разных авторов о происхождении типов темперамента мною проводилось исследование на учениках. Для себя получила удовольствие по ходу исследования, намного глубже теперь имею представление о внутреннем мире человека. Из результатов изучения различной литературы можно сделать вывод о том, что тип темперамента дается человеку от рождения и сопровождает его всю жизнь.
Все зависит от правильно организованной системы подготовки, от того, насколько школьник может избегать проблемы и опираться на сильные стороны своего темперамента.
Список использованной литературы:
Толковый словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой
Темперамент
Толковый словарь В. И. Даля
Темперамент
Википедия
Сангвиник
Холерик
Флегматик
Меланхолик
Тест на определение темперамента, автор: Юрий Романов
Влияние типа темперамента на обучение ученика, автор Станислава Стариковская