Исследовательский проект: «Женщина на политическом олимпе»
Автор публикации: Ю. Шахова, ученица 9Б класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия г. Сызрани Самарской области
Исследовательский проект
«Женщина на политическом олимпе»
Проект
ученицы 9 «Б» класса
Шаховой Юлии Владимировны
Научный руководитель:
учитель истории и обществознания
Казаченко И.А.
2022 год
Аннотация
Исследовательский проект понимает проблему гендерного равенства в политической сфере жизни общества. В своей работе я дала краткий анализ исторического опыта участия женщин в борьбе за уравнивание прав с мужчинами, как в истории мирового женского движения, так и особый российский путь женщин в политику и социальную жизнь, историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями. Со времен Олимпии де Гуж произошли глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях. И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
Цель работы – исследовать степень реализации принципа равенства полов в политической деятельности, причины низкой вовлеченности женщины в политическую деятельность.
Цель раскрывается в ее задачах:
1. Исследовать мировой опыт участия женщин в борьбе за уравнивание прав.
2. Изучить исторические особенности феминистского движения в России.
3.Рассмотреть участие женщин в политике в высших эшелонах власти в прошлом, в настоящее время.
4. Выявить тенденции участия женщин в политической жизни.
5. Изучить последствия нарушения гендерного равенства в политике.
Объект исследования – женщины как субъекты политики.
Предмет исследования – участие женщин в политической деятельности.
Предполагается, что в ходе работы можно будет определить, при каких условиях будет реально соблюдаться равенство прав женщин и мужчин в политическом процессе.
В ходе работы я изучала статистические данные, работала с таблицами. Проанализировав эти данные, мне удалось сопоставить представительства женщин в национальных парламентах и выяснить, какова роль женщин в политике в современной истории.
Список ключевых слов
Гендерное равенство, права человека и гражданина, парламент, политическая сфера жизни общества, политическая власть, политическое лидерство, феминистское движение, политический процесс, выборы.
Оглавление
1. Исторический опыт участия женщин в борьбе за уравнивание прав с мужчинами. 8
3.Российский опыт участия женщин в политике. 14
4. Российские женщины на политическом олимпе сегодня. 17
Список источников и литературы. 22
Философские и естественнонаучные исследования, изобразительное искусство и религиозные трактаты, литература и публицистика извечно обращались к проблеме женщины, ее общественного и семейного положения, равенства мужчин и женщин. В этом смысле конец XVII века был самым плодотворным, он заложил фундамент процесса осознания обществом женского вопроса. Появляются сочинения, доказывающие, что женщина - полноценный человек, она рождается с той же способностью быть свободной, полноценной личностью, что и мужчина. Эти идеи позволили накануне Великой Французской революции француженкам, по сравнению с женщинами других стран, пользоваться поразительной свободой поведения. Эмансипация женщин - стремление к уравнению прав обоих полов, исходящее от мысли, что первоначально все человеческие индивидуумы были равны между собой и что неравенство полов обязано своим происхождением насильственному подчинению женщин мужчинами. Эмансипация является, таким образом, актом освобождения, восстановлением естественного состояния и торжеством права над узурпацией. Эмансипация женщин — явление новое, начатки которого относятся к Великой Французской революции. Вслед за Декларацией прав человека Олимпией де Гуж была сформулирована "Декларация прав женщины".
Со времен Олимпии де Гуж произошли глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях. И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни. [6]
В своей работе я дала краткий анализ исторического опыта участия женщин в борьбе за уравнивание прав с мужчинами, как в истории мирового женского движения, так и особый российский путь женщин в политику и социальную жизнь, историю женского общественного движения, со всеми его проблемами и достижениями.
Важно понять, насколько может быть велика роль женщины в разных сферах деятельности, в частности в политике. Как и почти 90 лет назад, сегодня актуально, звучат слова из петиции в I Государственную думу: «Русская женщина во всех областях труда и забот, в деле развития и роста Родины участвует наравне с мужчиной: в труде крестьянском,.. в работе фабричной,.. на поприще науки, литературы и искусства,.. в несении великих обязанностей воспитания будущих граждан. Она платит налоги и подати наравне с мужчиной и одинаково ответствует перед законом. Женщина должна иметь право на защиту своих интересов путем участия в законодательном собрании, решения которого близко касаются ее судьбы. Избранники земли русской, внесите обновление в жизнь женщин, признав за ними равные права для участия в служении Родине». Мировой опыт парламентаризма свидетельствует о том, что если в законодательном органе 10% мест занимают женщины, то это облегчает принятие законов в защиту детей. Если же 20 – 30% мест заняты женщинами, то все программы, отражающие интересы женского населения реализуются намного быстрее и эффективнее. Не случайно ООН во всех документах придерживается строгого принципа – без участия и наделения властными полномочиями женщин не могут быть найдены надежные решения в обществе, которому угрожают социальные, экономические и иные проблемы.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей. Приведенные статистические данные показывают, что многим странам удалось добиться представительства женщин в парламентах на уровне одной трети и более от общего числа депутатов. За вторую половину ХХ века процент женщин в законодательных органах власти в странах, имеющих парламенты, вырос в четыре раза. Согласно статистике IPU, Россия делит 84 место с Гвинеей-Бисау, 85 место занимает Камерун. По показателю участия женщин в высших органах представительной власти нас оставили далеко позади не только европейские страны СНГ, но и Таджикистан (17,5 %), Узбекистан (17,5 %), Туркменистан (16 %), Казахстан (15,9 %).[Приложение, таблица 1]
Поневоле задаешься вопросом: может политические, экономические и социальные реформы в нашей стране пошли бы в другой форме, более мягкой, без тяжелых последствий для нашего народа, если бы российские женщины имели возможность реально влиять на политику? Почему для женщин действуют неравные с мужчинами последствия утвержденного в Конституции РФ принципа равноправия полов и до сих пор нет равных возможностей с мужчинами воспользоваться этими правами?
Причин много: это и слабость развития институтов гражданского общества, и невысокая политическая активность самих женщин, низкий уровень развития демократии, недостаточная нормативно-правовая база. Но, думается, главный фактор, который существенно сдерживает продвижение женщин нашей страны в политику и власть – это устойчивое сохранение социально-культурных патриархальных традиций и стереотипов.
Цель работы – исследовать степень реализации принципа равенства полов в политической деятельности, причины низкой вовлеченности женщины в политическую деятельность.
Цель раскрывается в ее задачах:
1. Исследовать мировой опыт участия женщин в борьбе за уравнивание прав.
2. Изучить исторические особенности феминистского движения в России.
3.Рассмотреть участие женщин в политике в высших эшелонах власти в прошлом, в настоящее время.
4. Выявить тенденции участия женщин в политической жизни.
5. Изучить последствия нарушения гендерного равенства в политике.
Объект исследования – женщины как субъекты политики.
Предмет исследования – участие женщин в политической деятельности.
Предполагается, что в ходе работы можно будет определить, при каких условиях будет реально соблюдаться равенство прав женщин и мужчин в политическом процессе.
В своей работе я использовала различные источники и литературу. Браун Л. В своей книге «Женский вопрос. Его историческое значение» отразила глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Сайт http://dic.academic.ru описывает историческое становление процесса эмансипации.. Слабая сторона данного источника заключается в том, что нет возможности узнать, откуда взята информация, материал каких книг использовали авторы при написании этой статьи. В этом сообщение я нашла описание борьбы женщин за уравнивание прав с мужчинами во всех странах. В «Учительской газете» журналистка Л.Зуева в статье «Смертельная схватка с миром мужских ценностей», анализируя российский опыт женской активности в политике, приходит к выводу о том, что «Женщина в России всегда прежде всего личность. А потом феминистка. В этой стране есть яркие женские индивидуальности, а феминистского движения не было как такового никогда.» Дает этой особенности несколько объяснений.
В ходе работы я изучала статистические данные, работала с таблицами. Проанализировав эти данные, мне удалось сопоставить представительства женщин в национальных парламентах и выяснить, какова роль женщин в политике в современной истории.
Исторический опыт участия женщин в борьбе за уравнивание прав с мужчинами.
Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела, провальные реформы и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.
Тема «Женщины в мужском мире», как правило,вызывает одобрительное любопытство женщин и непонимание мужчин. Здесь срабатывает тысячелетний рефлекс «войны полов». Но ведь мир, в котором мы живем, - он, действительно, мужской. Потому что главные ценности этого мира - это мужские ценности. Ценности эти - власть и сила. Главная ценность нашего мира – это власть. Право менять ситуацию, право владеть ситуацией, правовоздействовать на ситуацию, занимать большую или меньшую социальную территорию, руководить ситуацией – всё это мужские ценности.
Противостояния между мужчиной и женщиной не было только в первобытном обществе, когда человек еще не осознавал себя полноценно человеком, отличным от мира природы. Интересен такой факт: чем ближе к цивилизации, тем более устойчив моногамный мир. Эпоха патриархата продержится дольше, чем матриархата.Он жив еще и сейчас, но время его прошло. Было бы неверным предположить, что женщины с этим мирились абсолютно. Но в один прекрасный момент эти нормы пошатнулась, когда Олимпией де Гуж была издана та самая "Декларация прав женщины". Главные требования её заключались в активном и пассивном избирательных правах и в допущении ко всем должностям. Во времена Конвента женщины принимали участие в клубах, вмешивались в прения, основывали особые женские клубы и защищали свои права в особых печатных органах. Когда вожди женского движения стали предлагать представительницам своего пола одеть мужские костюмы, чтобы уничтожить внешние различия полов, Конвент постановил лишить женщин права иметь свои собрания и закрыть женские клубы. Эмансипация женщин вновь выступила на сцену в эпоху июльской революции 1830 г.; к этому времени относится и появление самого термина. Возрождение женского вопроса находилось в тесной связи с французским социализмом. Более реальные цели стали преследоваться сторонниками эмансипация со времени февральской революции 1848 г., когда за это движение стал Консидеран, предложивший в парламенте даровать избирательные права женщинам. Несколько позже то же предложение и столь же неуспешно внесено было Пьером Леру.
Со второй половины XIX в. феминистическое движение во Франции развивалось, но больших политических приобретений им не сделано.
В Англии Мэри Вольстонкрафт в своей книге старалась доказать, что недостатки и слабости женского пола — исключительно последствия неправильного воспитания и ложного общественного положения женщин. Она указывала на необходимость экономической независимости женщин и признания за ними тех же общественных и политических прав, какими пользуются мужчины.
По почину социологического общества, в Англии появился первый союз для поощрения женского промышленного труда, за которым последовали другие общества подобного же характера. С 1865 г. началась агитация за избирательные права женщин при парламентских выборах. Право активного участия в муниципальных выборах было предоставлено в 1869 г. самостоятельным, платящим налоги женщинам. Акт о местном управлении 1894 г. дал женщинам в Англии активное и пассивное право при выборах в общинный и окружной советы.
Из британских колоний дальше всего на пути эмансипация женщин пошла Новая Зеландия, где с 1893 г. все местные жительницы, не моложе 21 года, имеют избирательные права. Такие же права женщинам в 1894 г. даны и Южной Австралией. Во всей Австралии в отношении общинных выборов не признается различия прав обоих полов.
В Канаде женщинам принадлежит активное право участия в общинных выборах. В Германии еще в 1792 г. Т. фон-Гиппель издал книгу, в которой во имя государственного блага требовал освобождения женщины. Предложения Гиппеля не встретили поддержки в германской литературе, и до последнего времени в Германии практически не существовало политического женского движения. С 1860-х годов стали появляться многочисленные общества и союзы, чаще всего устроенные одними женщинами; стали возникать учебные заведения, сильно подвинувшие вперед женское образование.
В Северной Америке с самого начала положение женщины было более выгодное, чем в Европе. То обстоятельство, что женское население в большинстве местностей в Штатах долго было в меньшинстве, привело к тому, что как замужние, так и незамужние женщины искони пользовались здесь большей свободой и самостоятельностью, чем у народов более древней культуры.
В Норвегии женщинам, достигшим 25 лет и лично или сообща с мужем платящим налоги, предоставлено право голоса в коммунальных общинных выборах. Тогда же в Христиании Рагною Нильсен основан был "Союз женщин-избирательниц". Те немногие женщины, которые были избраны, оказались, однако, весьма энергичными и, во всяком случае, не принесли вреда своей деятельностью.
В 1891 г. в Америке создался национальный союз женщин, по образцу которого в 1894 г. в Берлине устроен союз германских женских обществ. Подобные союзы появились и в других государствах. После того как союзы мужчин-рабочих высказались за организацию представительниц женского труда, подобные общества стали в большом числе появляться в Англии. Решение мужчин-рабочих вызвано было тем соображением, что улучшение платы за женскую работу сделает женскую конкуренцию менее опасной мужчинам.
В Чикаго был основан "международный совет женщин". Ростом движения в пользу эмансипации следует объяснить и появление большого количества женских благотворительных обществ. Своеобразным явлением в области феминизма является американское женское общество трезвости. Избыток во всех культурных государствах женского населения над мужским привелк частичному занятию женщинами под давлением нужды некоторых профессий, ранее находившихся в сфере исключительно мужского труда. По данным конца XIX в. % женского рабочего населения сравнительно с общим количеством женщин был: в Австрии — 47 %; в Германии — 20 %; в Италии — 40,8 %; во Франции — 21,6 %; в Англии — 17,3 %. На местах руководителей предприятий и на самостоятельных работах женщины встречаются реже мужчин. В либеральных и высших профессиях количество их все усиливается, особенно в учебном и врачебном деле. Учительницы составляют следующий % преподавательского персонала: в Австрии — 20 %, во Франции, в Италии, в Англии — 50—60 %, в Германии — 17 %.
Низшие должности среди чиновничества часто занимаются женщинами в Америке. Немало женщин-художниц, архитекторов, бухгалтеров и писательниц. В области труда женская эмансипация от мужского покровительства достигнута еще далеко не вполне. Женский труд оплачивается нижемужского, что объясняется, с одной стороны, сравнительной новизной этого труда, с другой, — меньшей требовательностью и большей беззащитностью женщин. Таким образом исторический опыт участия женщин в борьбе за уравнивание прав с мужчинами , начатый эпохой Просвещения, прошел продуктивным путём Великой Французской революции, нашел свое отражение в истории стран Британской империи 19 века. Распространенной формой женского движения стало создание женских обществ в странах Америки и Европы.
2. Прорыв женщин в высшие эшелоны власти во второй половине 20 века.
Вторая половина XX века характеризуется прорывом женщин в высшие эшелоны власти. Это в основном характерно для Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки.
Мария Корасон Кохуангко-Акино— президент Филиппин с 1986 по 1992 годы. Стала первой женщиной-президентом в Азии.Приход к власти КорасонАкино стал символом демократических реформ. Сама Акино была названа «женщиной года» журналом «Time» и номинировалась на нобелевскую премию мира. [8]
Маргарет Хи́льда Тэтчер - премьер-министр Великобритании в 1979—1990. Известна как «железная леди». Первая и пока единственная женщина, побывавшая на этом посту. Железная леди была самой властной женщиной в мире в течение 10 лет. Тэтчер достигла самой вершины власти элиты, ориентированной на мужское превосходство, и достигла этого, только посвятив всю свою жизнь целеустремленности и борьбе. Она совершила невозможное: дочь непритязательного владельца магазина имела безрассудство вторгнуться в надежно защищенную крепость мужской власти и стать премьер-министром Великобритании. Она оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам. Тэтчер – превосходная модель “женского лидера” для всех женщин, где бы они не находились. [7]
Гру Харлем Брунтланд – эта женщина стала самым высокопоставленным представителем в Норвегии на международном уровне. Она приступила к выполнению обязанностей на посту Генерального директора Всемирной организации здравоохранения. В Норвегии эта обаятельная женщина пользуется огромной популярностью, о чем говорит ее многолетняя работа в качестве премьер-министра страны и председателя Норвежской рабочей партии. Именно таких женщин ждет наше будущее. [8]
Кэролин Моррис – самая высокопоставленная афроамериканка в истории Федерального Бюро Расследования США. Она назначена на должность помощника директора ФБР по информационным ресурсам. Кэролинc 1980 года работает в ФБР. [8]
Беназир Бхутто— премьер-министр Исламской республики Пакистан в 1988—1990 и 1993—1996 годах, первая в новейшей истории женщина — глава правительства в стране с преимущественно мусульманским населением.[8]
Моно Алин – вице-премьер Швеции. Она занимает пост министра по вопросам равноправия. Своей главной задачей она считает превращение Швеции в наиболее прогрессивное государство в вопросах равенства, уже сейчас зарплата шведских женщин ближе к зарплате мужчин, чем в любой другой стране. Слывет достаточно жестким политиком. Общественные обязанности успевает сочетать с воспитанием троих детей.[8]
Индира Ганди – премьер министр Индии. Вступила в партию Индийский национальный конгресс(ИНК). Член рабочего комитета и член Центральной избирательной комиссии ИНК, председатель женской организации этой партии и член Центрального парламентского совета Всеиндийского комитета ИНК. Председатель ИНК. Министр информации и радиовещания. Член национального совета обороны. Лидер парламентской фракции ИНК. Премьер-министр. Министр атомной энергии. Председатель плановой комиссии. Министр иностранных дел. [8]
Мери Робинсон – президент Ирландии. Сейчас она избрана новым Верховным Комиссаром ООН по правам человека. Победив на выборах в 1990 году, профессор права Робинсон стала первой в истории Ирландии женщиной-президентом и завоевала международную признательность успешной деятельностью на этом посту. А будучи президентом, незаурядная женщина продолжила борьбу за права человека в более широком масштабе. У Мери дружная семья – муж и трое детей. [8]
Ангела Дороте́я Ме́ркель - немецкий политик, лидер партии Христианско-демократический союз с 10 апреля 2000 года. С 21 ноября 2005 года Ангела Меркель занимает пост федерального канцлера Германии после победы руководимой ею партии ХДС на досрочных парламентских выборах в сентябре 2005 года.[8]
Санна Марино - премьер-министр Финляндии, социал-демократ европейской страны, где лидируют женщины в политике.
Таким образом, немало женщин в мире могут одновременно успешно вести политическую деятельность, иметь семью и воспитывать детей. Женщин в мире живет свыше 3 миллиардов человек. В среднем они составляют половину или немногим более половины населения любой страны. Избирательное право в большинстве стран женщины получили позднее мужчин. Например, в США мужчины – с 1870 г., а женщины – с 1920 г., в Японии мужчины – с 1925 г., женщины – с 1945 г. Но всё же, в конце XX – начале XXI века замечен резкий прорыв женщин в политическую жизнь во многих странах мира [Приложение, таблица 2]
В Древней Руси женщина играла значительную роль как в обществе, так и в семье. Женщины в стародавние времена участвовали в политике, будучи, например, регентшами, как великая княгиня Ольга или мать Ивана Грозного Елена Глинская. Очень многие женщины выдвинулись на политическую арену. Женщина была активна во внешней политической жизни. Княгиня Ольга возглавила два посольства в Византию и отправила дипломатическую миссию в Германию, к императору Оттону. Задолго до Владимира собиралась крестить Русь. Прогрессивная эпоха Петра Великого вывела целую плеяду русских цариц. Весь XVIII век проходит под знаком женщин: Екатерина I – вдова Петра I, Анна Иоанновна – его племянница, Анна Леопольдовна – внучка его старшего брата, Елизавета Петровна – дочь. Екатерина II взошла на престол, свергнув Петра III. [3, c.14]
Итак, истоки появления женщин-политиков на Руси берут начало еще в Киевской Руси.
Княгиня Ольга — княгиня, правила Киевской Русью после гибели мужа, князя Игоря Рюриковича, как регент с 945 до примерно 960 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая. Во время своего правления она покорила древлян, установила систему погостов, положила начало каменному градостроительству на Руси, основала город Псков.[8]
Марфа Боре́цкая - жена новгородского посадника Исаака Борецкого. Впервые на политической сцене Новгорода Марфа появляется в 1470 году во время выборов нового архиепископа Новгородского. Марфа и её сын, новгородский степенный посадник Дмитрий, в 1471 году выступали за выход Новгорода из зависимости от Москвы. Марфа была неформальным лидером боярской оппозиции к Москве.[8]
Софья Алексеевна — царевна, дочь царя Алексея Михайловича, в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване. В начале июля 1682 умелыми действиями пресекла в Москве бунт стрельцов, заключила выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар. В 1687 была образована Славяно-греко-латинская академия. [4]
А́нна Иоа́нновна — российская императрица из династии Романовых. Cформировала Кабинет. При ней была воссоздана Тайная Канцелярия. Она создала Кадетский корпус, отменила закон о единонаследии.[4]
Елизаве́та Петро́вна— российская императрица из династии Романовых, дочь Петра I и Екатерины I. Господствующими принципами внутренней и внешней политики Елизавета провозгласила возвращение к петровским преобразованиям. Внутренняя политика Елизаветы Петровны отличалась стабильностью и нацеленностью на рост авторитета и мощи государственной власти. [4]
Екатери́на II Великая — императрица всероссийская (1762—1796). Период её правления часто считают золотым веком русского дворянства. Императрица так сформулировала задачи, стоящие перед российским монархом:
Нужно просвещать нацию, которой должно управлять.
Нужно ввести добрый порядок в государстве, поддерживать общество и заставить его соблюдать законы.
Нужно учредить в государстве хорошую и точную полицию.
Нужно способствовать расцвету государства и сделать его изобильным.
Нужно сделать государство грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.[5]
Для России яркий всплеск политической активности женщин относится к первой половине XX века. Большевики открыли дорогу женщинам в сферу политической деятельности в 1917 году. Был принят ряд законов, защищающих права женщин. Разработан специальный механизм по работе среди этой части. На первом Всероссийском съезде работниц и крестьянок выступал В.И.Ленин. Ему принадлежат слова: «успех революции зависит от того, насколько в ней участвуют женщины». Съезд определил новые формы и методы активации женщин, вовлечения их в общественно полезный труд, государственную политическую деятельность.
В сфере политической деятельности зазвучали имена женщин политиков: И.Ф. Арманд, П.С. Землячки, А.М. Коллонтай, Н.К. Крупская- советский партийный и общественный деятель, жена Владимира Ильича Ленина,Е.А. Фурцева — советский государственный и партийный деятель, М.И. Ульянова, Е.Д. Стасова.
Все эти женщины были образованными, многие – из обеспеченных семей, у многих были дети. Так, у И. Арманд и К.И. Кирсановой было по пять детей, у С. Смидович – трое детей.
Первым наркомом государственного призрения была назначена А.М. Коллонтай. Она в последующем стала первым послом в Норвегии, а затем в Швеции. Ее работа в наркомате государственного призрения отличалась кипучей энергией по организации работы в воспитательных домах, колониях прокаженных, санаториях для туберкулезных больных. Она занималась пенсиями, яслями, приютами для сирот. В.И. Ленин отмечал что «у нас в партии есть надежные, умные и неутомимые деятельные коммунистки». Это свидетельствует о способностях женщин, о высокой ценности их деятельности для общества.
В Верховных Советах депутатов трудящихся удельный вес женщин был высоким. В начале 80-х годов в СССР их было 32,8 %, в РСФСР – 35%, в союзных республиках – 36,2%, в автономных – 40,3%. Много женщин работало в местных органах власти. Это объяснялось тем, что на местах решались конкретные практические задачи, результаты этой работы были очевидными. В стране повсеместно функционировала четко отработанная система квотирования участия женщин в органах власти.
В 1993 женщин-депутатов было 13,6%, или 69 человек, в 1995 году их стало еще меньше – 46 человек, или 9,6%.
Выборы 1999 года в Государственную Думу были еще более негативны в отношении женщин – избрано всего 34 женщины.
От советского периода россиянкам досталось весьма неоднозначное наследие - полная эмансипация в трудовой деятельности. На самых престижных постах женщины всегда продвигались с большими трудностями – министры, дипломатический корпус, научная номенклатура сплошь мужчины. И все же общеизвестно, что женщинам по силам и бремя власти, и достижение высот в экономике, науке, политике. Что касается вопроса о роли женщины в политике в России, с 1994 года впервые в России в Государственной Думе работала женская фракция, доказавшая, что политическая активность женщин возросла.Исход голосования был определен поведением женского электората, обеспечившего его блоку «Женщины России» четвертое место в списке партий и движений.[3, с.14]
Кто же сегодня российская эмансипированная женщина? Нищая интеллектуалка, отброшенная новой экономикой за черту бедности, но гордая своими убеждениями? Или, наоборот, состоятельная дама, демонстрирующая свою независимость и деловитость? Политический лидер, стремящийся навести в стране домашний уют? Или жена успешного бизнесмена, обеспечивающая ему тыл, воспитывающая детей с прицелом на цивилизованное общество? Митингующая, охрипшая от надрыва, с которым защищает права своих сыновей, пацифистка? Или женщина-воин? [3, c.14]
Например, выборы в парламент РФ 2016 года дает состав Государственной Думы России преимущественно мужской: из 450 депутатов 70, т.е 15%. Кандидатами в президенты РФ в разные периоды выдвигались Галина Старовойтова в 1996г. ЦИК отказал в регистрации. Элла Панфилова в 2000 году лидер движения "За гражданское достоинство" по итогам набрала 1,01% голосов. В 2004 году Ирина Хакамада как общественный деятель от "Союза правых сил" получила 3.84% голосов. В 2012 году выдвигалась Светлана Пеунова , лидер партии "Воля". ЦИК отказал в регистрации. В 2018 году телеведущая Ксения Собчак от партии "Гражданская инициатива" стала четвертой в избирательной гонке , набрав 1,68% голосов. В составе правительства во главе с Михаилом Мишустиным три женщины Виктория Абрамченко, Татьяна Голикова, Ольга Любимова из 33 его членов.
Нельзя говорить, что у нас нет женщин, готовых разделить бремя власти с мужчинами – в каждом министерстве на уровне заместителей министров есть женщины. В недалеком прошлом мы помним активную, энергичную, прагматичную вице-президента Валентину Матвиенко.В. Матвиенко— советский и российский государственный деятель, политик, дипломат,председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ — представитель в Совете Федерации Федерального Собрания РФ от Правительства Санкт-Петербурга. [8]
К сожалению, представляя абсолютное меньшинство во власти, женщины вынуждены играть по мужским правилам. В результате они, незаметно для себя, но очень быстро утрачивают самое главное своё богатство – очарование, женственность, мягкость, приобретают некоторые черты “сильных мира сего”, а теряют от этого все. Ирина Хакамада несколько лет назад признавалась: “Мужчины не терпят женщину-политика”.И. Хакамада- российский политический и государственный деятель, кандидат экономических наук, писатель, радиоведущая, телеведущая.[8]
Жизнь женщины-политика – это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать. Они “ведут за собой, а не следуют”, день за днем упорно работают над собой, не признают слов вроде “Я не могу” или “Это слишком трудно”. Сами создают свой собственный разум. Никогда ничего не делают только по той причине, что так делают твои друзья. Эта положительная черта характера, которая почти всегда других приводит в восхищение. Эти решительные и уверенные женщины-политики не собираются капитулировать перед все отрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.
Даже приятно, что мнений может быть много и разных. Женщина в России всегда прежде всего личность. А потом феминистка. В этой стране есть яркие женские индивидуальности, а феминистского движения не было как такового никогда. Этому есть несколько объяснений. Во-первых, излюбленный Россией третий путь – российская женщина в массе своей не жесткая американизированная бизнесвумен. Нам привычнее встать чуть свет, накормить мужа, детей и завоевывать деловые горизонты, будучи самой-самой красивой, самой доброй и самой понимающей. Во-вторых, у России женская душа. В отличие от большинства европейских стран в российской культуре элементы матриархата никогда не исчезали окончательно. Наша женственность связана с культом Матери Земли, Божьей матери, культом Силы Животворящей.
По статистике женщины более высокообразованны, чем мужчины. Работают они в основном в банковском деле, экономике, в области права, образования, медицины и сферы услуг. Вдобавок, занимаясь ведением домашнего хозяйства, приобрели значительный опыт, который необходим для открытия собственного дела. Но для того чтобы получить работу, женщинам приходится демонстрировать лучшие профессиональные качества. Быть гораздо мужественнее сильного пола, мобильнее и гибче. Работать в самом деле лучше с женщинами. У них меньше амбиций.
А что, собственно, значит быть феминисткой сегодня? Да это просто возможность быть современной женщиной, обладающей правом на уважение к себе и своему выбору! [3, c.14]
В чем же причина такого положения, какие механизмы в обществе устранили женщин от участия в политической деятельности, нужно ли это изменить?
Провозглашение в России свободы и равенства всех людей перед законом предполагает пересмотр всей совокупности властных отношений в обществе. Суть демократического устройства, модернизации общественных систем состоит не только в перераспределении полномочий между ветвями власти, между государством и гражданским обществом, но также между мужчинами и женщинами. Степень участия женщин в структурах власти является критерием устойчивости базы демократии, т.е. Включения в демократические процессы всех членов общества, независимо от пола.
Тот факт, что женщина занимает определенный руководящий пост, сам по себе еще не может служить гарантией соблюдения интересов женщин. Однако в обществе всегда присутствуют интересы мужского и женского населения, и они различны. Гендерный подход при принятии политических решений означает, прежде всего, осознание того, что те или иные явления по-разному могут влиять на мужское и женское население, вызывать неодинаковую их реакцию, поддерживать социальную напряженность в обществе. И женщины, находящиеся во властных структурах, объективно способны привнести в политическую культуру те элементы, которые помогут отстоять, защитить интересы и женского, и мужского населения. Партнерство женщин и мужчин в политике является источником более полной и представительной демократии, создания реальных возможностей учета многополюсных интересов в обществе.
Президент России Дмитрий Медведев на Международном саммите женщин-лидеров экономики и политики отметил необходимость «сделать все возможное для повышения социальной активности женщин». По его словам, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала прекрасной половины человечества – одно из условий стабильного и эффективного развития любого государства.
Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мировой опыт в который раз убеждает в обратном. Политическая деятельность женщин – это особая сфера, до сих пор не получившая научного обоснования, которое необходимо, потому что мужская политика обречена на провал. Этому достаточно примеров: бесконечные войны, рэкет, расхождение слова и дела и многое другое. В современных условиях приходится отмечать, что доминирующей мужской российской элите не удается поддерживать в стране здоровое демократическое общество, устойчивую и сбалансированную политическую систему, а также сильную государственную власть. Отчуждение женщин от власти, а также от собственности оборачивается серьезным просчетом мужской части элиты.
Тема «Женщины в мужском мире», как правило, вызывает одобрительное любопытство женщин и непонимание мужчин. Здесь срабатывает тысячелетний рефлекс «войны полов». Но ведь мир, в котором мы живем, - он, действительно, мужской. Потому что главные ценности этого мира - это мужские ценности. Ценности эти - власть и сила. Главная ценность нашего мира – это власть. Право менять ситуацию, право владеть ситуацией, право воздействовать на ситуацию, занимать большую или меньшую социальную территорию, руководить ситуацией – всё это мужские ценности.
В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни, и надо решать их вместе. В целом, в дискуссиях о механизмах продвижения российских женщин во власть проглядывается какая-то неопределенность: не говорится ни "да", ни "нет". С одной стороны, развитие демократии в нашей стране с необходимостью требует признания этой нормы и решения вопроса, как ее осуществить на практике. С другой стороны, очень заметно желание отложить конкретные решения, достаточно долго не предпринимать никаких правовых мер, не брать на себя юридических обязательств, которые вынуждали бы партии серьезно готовить к выборам женщин-кандидатов в депутаты всех уровней власти. Обилие политической риторики по данной проблеме подменяет и затемняет серьезную юридическую проработку закона о квотировании. А суть дела заключается в том, что квотирование и нормирование участия женщин в выборных органах власти не одно и тоже: квоты спускаются сверху, их "дают", нормы – результат общественного договора, закрепленный в законе, их принятия добиваются заинтересованные группы. Сама идея введения нормы, обеспечивающей гендерный баланс при составлении списков кандидатов в структуры власти, долго вызывала отторжение в российских политических кругах. В этом, думается, и состоит главная проблема – такое нормирование не рассматривается в качестве приоритетного шага государственной политики, направленной на выравнивание возможностей мужчин и женщин в политическом управлении.
Исследовав мировой и российский опыт продвижения женщин в политику можно сделать выводы:
Если в США и в Западной Европе женское движение направлялось по двум, правда, переплетающимся руслам, из коих одно конечным своим пунктом имеет уравнение женщин с мужчинами в гражданских и политических правах, а другое, — обеспечение экономической самостоятельности женщин, главным образом, путем расширения их образования,— то в России для женского движения первое русло было и остается совершенно закрытым. [6]
Конечно, нам сложно равняться на западные страны, которые десятилетиями развивались по другой модели. Но, с другой стороны, у российских женщин, если они хотят изменить политический и морально-нравственный климат в стране, стать полноценными гражданами, нет другого пути, кроме завоевания своей доли власти. Одним из главных тормозов паритетной гендерной политики в России является авторитарный тип существующих отношений власти. Признается авторитет силы, а сила всегда была преимуществом мужчин. Каковы же последствия нерасторопных действий нашей политической элиты в изучаемом мной вопросе? Главное, думается, состоит в том – если положение с политической активностью женщин не изменится, то демократическое общество, которое сегодня строится в России, будет демократией без женщин и не для женщин. Это будет демократия с определенным патриархальным уклоном. Ведь слабая представленность или маргинальность женщин в политике будет иметь своим следствием воспроизводство не гражданской и демократической, а "подданнической" политической культуры. И политическая жизнь для большинства женщин так и останется каким-то второстепенным, чуждым для их насущного мира делом. Но, будучи носительницами "подданнической" культуры, они будут непременно ее воспроизводить в процессе воспитания подрастающего поколения, передавая ему эти "подданнические" нормы. Учитывая это далеко идущее последствие, можно с полным основанием утверждать, что гендерное неравенство в сфере политики является одним из самых существенных препятствий на пути демократических преобразований России.
Список источников и литературы.Браун Л. «Женский вопрос. Его историческое значение» - М., 1987.
2. «Дневники Н.Каманина» - М, 1982.
3. Л.Зуева «Смертельная схватка с миром мужских ценностей», «Учительская газета» от 10 марта 2017 года, №10 (10351).
4. В.О. Ключевский Курс русской истории. Часть V. — М.: Государственное социально-экономическое издательство, 1937.
5. М.Рахматуллин «Императрица Екатерина II» - М., 2000.
6. http://dic.academic.ru (история эмансипации женщин)
7. www.narod.ru(биографии)
8. http://ru.wikipedia.org (биографии)
9. http://forum.gender.ru (состав Государственной Думы)
Таблица 1. Представительство женщин в национальных парламентах (в % от общего числа парламентариев)
№ | Страна | Нижняя палата в % | Сенат в % |
1 | Швеция | 47 | - |
2 | Норвегия | 36,1 | - |
3 | Дания | 38 | - |
4 | Финляндия | 41,5 | - |
5 | Бельгия | 35,3 | 38 |
6 | Германия | 31,6 | 21,7 |
7 | Австрия | 32,8 | 24,6 |
8 | Испания | 36,6 | 23,2 |
9 | Польша | 20,4 | 8 |
10 | Франция | 18,2 | 18,2 |
11 | Италия | 17,3 | 14 |
12 | Россия | 14 | 4,7 |
13 | Канада | 21,3 | 34,4 |
14 | США | 16,8 | 16 |
15 | Япония | 9,4 | 18,2 |
1990 | |||
1990-1991 | |||
1990-1991 | |||
1991-1992 | |||
1992-1993 | |||
1993 | |||
1993-1996 | |||
1999-2007 | |||
1999-2005 | |||
2000- | |||
2001-2010 | |||
2001-2002 | |||
2002 | |||
2005 | |||
2005- | |||
2005-2010 | |||
2007-2010 | |||
2008- | |||
2008- | |||
2009 | |||
2009- | |||
2009- | |||
2009- | |||
2009- | | | |
2010 | |||
2010 | президент и глава Временного правительства | ||
2010 | |||
2010 | |||
2011 | |||
2011 | |||
2011 | |||
2011 |
Таблица 3. Женщины - члены правительства.
ФИО | Должность |
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития | |
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы — руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы, полномочный представитель Мэра Москвы в Московской городской Думе | |
заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента имущества города Москвы | |
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы | |
министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы |
Калягина Ирина Владимировна
Легоцкая Вера Сергеевна