Элективный курс «Женщины российского политического Олимпа» (9 класс)
МБОУ СОШ №74
Элективный курс:
ЖЕНЩИНЫ РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОЛИМПА.
Автор: Зятикова Светлана Андреевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс является предметно-ориентированным, входит в образовательную область «Обществознание», сопровождает учебный предмет «История России» и рассчитан на 9 часов (1 час в неделю).
Курс может быть использован для расширения и углубления базового уровня по отдельным темам предмета «История России», а также для построения индивидуальных программ учащихся.
Таким образом, курс наиболее эффективен и необходим при углубленном изучении истории и может включаться в образовательный процесс как курс по выбору для детей, чей познавательный интерес по истории выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов.
Программа курса разработана в формате деятельного, проблемного и развивающего принципов обучения и предполагает в процессе работы совершенствование общеучебных и предметных умений и навыков. В рамках курса учащиеся вводятся в учебно-исследовательскую среду. Так, на первом занятии задание им дается по поиску и анализу искомого материала в СМИ, что активизирует их познавательную деятельность и учит работать с документами, справочной литературой, совершенствует навыки исторического анализа, сравнения, умение аргументировано вести дискуссии, работать с текстами, систематизировать фактический материал, излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Новизна предлагаемой программы в части использования в предпрофильной подготовке заключается в следующем.
Во-первых, перед учащимися ставится «живая» проблема - анализ современных публикаций СМИ.
Во-вторых, параллельно идет процесс решения проблемной задачи: сбор материала, на основе которого затем идет защита своих точек зрения по вопросу, вынесенному в название курса.
По сути, в процессе работы над курсом строится самостоятельное учебное исследование каждого ученика с дальнейшей презентацией и защитой своих выводов. Кроме того, учащимся предоставляется реальная возможность получить дополнительные знания в процессе самообразования.
Главное отличие учебного материала курса от традиционного в том, что он даётся ретроспективно, и фрагменты этой ретроспекции подчинены одной проблеме, что в принципе мало используется в обычном общеобразовательном процессе в школе.
Освоение программы данного курса предполагает естественный выход за рамки урочной организации учебного процесса: участие в учебных проектах, выполнение учебно-исследовательских работ, выступление на школьных научно-практических конференциях.
Содержание курса и его организационно-методическое обеспечение (индивидуальные и групповые формы работы: семинар, практикум, лабораторная работа) ориентируют учащихся на развитие ряда ключевых компетентностей и формирование универсальных способностей. И в этом главный педагогический эффект курса, в котором просматривается и возможная профессиональная ориентация учащихся на дальнейшую политическую деятельность.
Цели:
1. Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
2. Приобщение к информационным технологиям в процессе обучения.
3. Совершенствование коммуникативных навыков которые способствуют умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.
4. Активизация интереса к современным политическим процессам, происходящим в стране.
5. Углубление фактологического материала по курсу «История России» в рамках тем, определённых элективным курсом.
Учебно-тематический план
Наименование тем курса |
Кол-во часов |
Форма проведения занятий |
Вид деятельности |
Форма контроля |
Введение в курс |
1ч. |
Мини-лекция |
беседа |
Составление спайдограммы |
Женщины российского политического Олимпа доимперского и имперского периодов |
4ч. |
Практическое занятие |
Групповая работа |
презентация |
Ольга и Елена - два политических порт-рета на фоне эпохи: сравнительный анализ |
2ч. |
Составление плана |
Составление сравнительной таблицы, устный политический портрет |
Регламентированная дискуссия |
Царевна Софья: история восшествия и падения. |
2ч. |
Исторический портрет |
устный политический портрет |
Исторический портрет, эссе |
Екатерина II - российская императрица: нерусская по происхождению, русская по духу. |
3ч. |
Исторический портрет |
устный политический портрет |
Исторический портрет, эссе |
Обобщение и контроль пройденных тем |
1ч. |
опрос |
Игра-викторина |
|
Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ-ХХ1 веков. |
2ч. |
Практическая работа с материалами СМИ |
Составление дайджестов, дискуссия, поиск и обработка Интернет-информации |
Защита дайджестов |
Женщины- политики. Политик глазами родственников и ближайшего окружения. Женщины современного политического олимпа: кто они? |
2ч. |
Круглый стол |
Регламентированная дискуссия |
Письменное резюме |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение в тему. (1 час)
Тема 1. Женщины российского политического олимпа до-имперского и имперского периодов. (12 час)
Практическое занятие.
1. Ольга и Елена - два политических портрета на фоне эпохи: сравнительный анализ.
2. История прихода к власти. Позитивные и негативные стороны внутренней политики: репрессии и реформы.
Лекция.
Царевна Софья: история восшествия и падения. Борьба за царский престол в условиях политической нестабильности. Стрелецкие бунты как показатель политического кризиса в стране. Софья как государственный деятель. Свержение с политического олимпа.
Семинар.
Екатерина II - российская императрица: нерусская по происхождению, русская по духу.
Понятие «просвещенный абсолютизм»; как он проявился в период правления Екатерины П. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II как отражение процессов, происходивших в российском обществе во второй половине XVIII века.
Обобщение и контроль по теме.
Тема 2. Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ-ХХ1 веков. (5 час)
Интернет-занятие.
Женщины- политики. Политик глазами родственников и ближайшего окружения.
Практическая работа с материалами СМИ.
Женщины современного политического олимпа: кто они?
СМИ о плюсах и минусах современной женской политической элиты. Мужской или женский характер определяет успешную политическую карьеру? Как происходит восхождение к власти?
Итоговое занятие.
ЛИТЕРАТУРА
1. Валъкова, В., Валъкова, О. Правители России. - М: АЙРИС ПРЕСС, 1999.
2. История России с древнейших времен до конца XX века / под общ. ред. А. Н. Сахарова. - М.: АСТ, 1997.
3. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. -СПб.: Альфа, 1993.
4. Морозова, Л. Е., Дёмкин, А. В. История России в лицах. Государственные деятели XVII в. - М: Школа-Пресс, 2001.
5. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М.: Просвещение, 1995.