12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана Андреевна452
Победитель ПНП "Образование" в соответствии с квотой губернатора Воронежской области в 2013 г. (приказ от 29.08. 2013 г. № 836, департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области).
Россия, Воронежская обл., Воронеж

МБОУ СОШ №74

Элективный курс:

ЖЕНЩИНЫ РОССИЙСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ОЛИМПА.

Автор: Зятикова Светлана Андреевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс является предметно-ориентированным, входит в образовательную область «Обществознание», сопровождает учебный предмет «История России» и рассчитан на 9 часов (1 час в неделю).

Курс может быть использован для расширения и углубления базового уровня по отдельным темам предмета «История России», а также для построения индивидуальных программ учащихся.

Таким образом, курс наиболее эффективен и необходим при углубленном изучении истории и может включаться в образовательный процесс как курс по выбору для детей, чей познавательный интерес по истории выходит за рамки общеобразовательных программ и стандартов.

Программа курса разработана в формате деятельного, проблемного и развивающего принципов обучения и предполагает в процессе работы совершенствование общеучебных и предметных умений и навыков. В рамках курса учащиеся вводятся в учебно-исследовательскую среду. Так, на первом занятии задание им дается по поиску и анализу искомого материала в СМИ, что активизирует их познавательную деятельность и учит работать с документами, справочной литературой, совершенствует навыки исторического анализа, сравнения, умение аргументировано вести дискуссии, работать с текстами, систематизировать фактический материал, излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Новизна предлагаемой программы в части использования в предпрофильной подготовке заключается в следующем.

Во-первых, перед учащимися ставится «живая» проблема - анализ современных публикаций СМИ.

Во-вторых, параллельно идет процесс решения проблемной задачи: сбор материала, на основе которого затем идет защита своих точек зрения по вопросу, вынесенному в название курса.

По сути, в процессе работы над курсом строится самостоятельное учебное исследование каждого ученика с дальнейшей презентацией и защитой своих выводов. Кроме того, учащимся предоставляется реальная возможность получить дополнительные знания в процессе самообразования.

Главное отличие учебного материала курса от традиционного в том, что он даётся ретроспективно, и фрагменты этой ретроспекции подчинены одной проблеме, что в принципе мало используется в обычном общеобразовательном процессе в школе.

Освоение программы данного курса предполагает естественный выход за рамки урочной организации учебного процесса: участие в учебных проектах, выполнение учебно-исследовательских работ, выступление на школьных научно-практических конференциях.

Содержание курса и его организационно-методическое обеспечение (индивидуальные и групповые формы работы: семинар, практикум, лабораторная работа) ориентируют учащихся на развитие ряда ключевых компетентностей и формирование универсальных способностей. И в этом главный педагогический эффект курса, в котором просматривается и возможная профессиональная ориентация учащихся на дальнейшую политическую деятельность.

Цели:

1. Создание условий для самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.

2. Приобщение к информационным технологиям в процессе обучения.

3. Совершенствование коммуникативных навыков которые способствуют умению вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.

4. Активизация интереса к современным политическим процессам, происходящим в стране.

5. Углубление фактологического материала по курсу «История России» в рамках тем, определённых элективным курсом.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Кол-во часов

Форма проведения занятий

Вид деятельности

Форма контроля

Введение в курс

1ч.

Мини-лекция

беседа

Составление

спайдограммы

Женщины российского политического Олимпа доимперского и имперского периодов

4ч.

Практическое занятие

Групповая работа

презентация

Ольга и Елена - два

политических порт-рета на фоне эпохи: сравнительный анализ

2ч.

Составление

плана

Составление сравнительной таблицы, устный политический портрет

Регламентированная дискуссия

Царевна Софья: история восшествия и падения.

2ч.

Исторический портрет

устный политический портрет

Исторический портрет, эссе

Екатерина II - российская императрица: нерусская по происхождению, русская по духу.

3ч.

Исторический портрет

устный политический портрет

Исторический портрет, эссе

Обобщение и

контроль пройденных тем

1ч.

опрос

Игра-викторина

 

Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ-ХХ1 веков.

2ч.

Практическая работа с материалами СМИ

Составление дайджестов, дискуссия, поиск и обработка Интернет-информации

Защита дайджестов

Женщины- политики. Политик глазами родственников и ближайшего окружения.

Женщины современного политического олимпа: кто они?

2ч.

Круглый стол

Регламентированная дискуссия

Письменное резюме

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Введение в тему. (1 час)

Тема 1. Женщины российского политического олимпа до-имперского и имперского периодов. (12 час)

Практическое занятие.

1. Ольга и Елена - два политических портрета на фоне эпохи: сравнительный анализ.

2. История прихода к власти. Позитивные и негативные стороны внутренней политики: репрессии и реформы.

Лекция.

Царевна Софья: история восшествия и падения. Борьба за царский престол в условиях политической нестабильности. Стрелецкие бунты как показатель политического кризиса в стране. Софья как государственный деятель. Свержение с политического олимпа.

Семинар.

Екатерина II - российская императрица: нерусская по происхождению, русская по духу.

Понятие «просвещенный абсолютизм»; как он проявился в период правления Екатерины П. Внутренняя и внешняя политика Екатерины II как отражение процессов, происходивших в российском обществе во второй половине XVIII века.

Обобщение и контроль по теме.

Тема 2. Женщины российского политического олимпа рубежа ХХ-ХХ1 веков. (5 час)

Интернет-занятие.

Женщины- политики. Политик глазами родственников и ближайшего окружения.

Практическая работа с материалами СМИ.

Женщины современного политического олимпа: кто они?

СМИ о плюсах и минусах современной женской политической элиты. Мужской или женский характер определяет успешную политическую карьеру? Как происходит восхождение к власти?

Итоговое занятие.

ЛИТЕРАТУРА

1. Валъкова, В., Валъкова, О. Правители России. - М: АЙРИС ПРЕСС, 1999.

2. История России с древнейших времен до конца XX века / под общ. ред. А. Н. Сахарова. - М.: АСТ, 1997.

3. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. -СПб.: Альфа, 1993.

4. Морозова, Л. Е., Дёмкин, А. В. История России в лицах. Государственные деятели XVII в. - М: Школа-Пресс, 2001.

5. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. - М.: Просвещение, 1995.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.