Автор публикации: А. Носов, ученик 2В класса
IV научно-практическая конференция
«Первые шаги в науку»
Номинация:
«История национального костюма»
Автор работы: Носов Алан
Место выполнения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия №118 имени Валерия Николаевича Цыганова»"
Научный руководитель: Куринова Ю.А
«История национального костюма»
Проблемный вопрос:
Почему интерес к народному костюму не иссякает, несмотря на веяния современной моды?
Гипотеза исследования:
Знание художественных особенностей народного костюма, и связанных с ним обычаев и обрядов позволяют создавать одежду в народном стиле.
Цитата:
«Какова еда, такова и миска, каков человек, такова и одежда»
(Татарская народная пословица)
Первые упоминания о татарах Дона относятся к 1623 году в казачьих ведомостях как о казаках-мусульманах. Донские татары участвовали в боевых действиях казаков, в посольствах выполняли дипломатические поручения, вели разведку. В столице казачества Старочеркасске имелось татарское поселение с мечетью. Это поселение и поныне называется татарской слободой. После основания новой столицы казачества г. Новочеркасска татарское поселение было перенесено на новое место вблизи с городом и преобразовано в хутор Татарский. Это поселение существует и ныне и называется «Татаркой».
На Дону издавна жили татары, которые после развала Золотой Орды влились в состав русского государства. Они могли быть потомками разбитого войска Шейх-Ахмета, последнего хана Большой Орды. Мещерские татары также активно участвовали в освоении т.н. Дикого Поля. Историк А. А. Шенников упоминает о «сосуществование татар и русских в Червленом Яру. Последний оказывается не единственным тюрко-славянским образованием в юго-восточной Руси. Интересно и то, что подобные полиэтнические образования могли при определенных условиях приобретать не только форму территориально-общинных объединений протоказачьего типа, но и форму феодальных княжеств». Один из атаманов казаков-татаров Сары-Азман упоминается в переписки Ногайского князя Юсуфа в 1549 с Иваном Грозным: "Холопи твои, нехто Сары Азман словет, на Дону в трех и четырех местех городы постали... да наших послов... и людей стерегут да разбивают". Иван Васильевич на это отвечал: "А что еси писал, наши холопи Сары Азман ваших гостей побили, и те наши холопи в нашей земле много лиха учинили и ... убежали в поле". Давно исчезли бывшие приокские ханства, а их население переселилось в другие места или ассимилировалось с русскими. Осколки той культуры органически влились в состав здешнего казачества на заре его образования. На Нижний Дон татары могли попасть и с запорожскими казаками, в составе которых также был существенный тюркский компонент.
Тата́ры (самоназвание — тат. татарлар, tatarlar) — тюркский этнос, живущий в центральных областях европейской части России, в Поволжье, Приуралье, в Сибири, Казахстане, Средней Азии, СУАР и на Дальнем Востоке.
Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на два диалекта: западный (мишарский) и казанский (средний) диалект.
По религиозному признаку татары в основном мусульмане-сунниты, также есть православные (кряшены) и атеисты.
По данным доктора исторических наук Дамира Исхакова татары идут по европейскому пути демографического развития: низкая рождаемость не покрывает смертность. Существует 3 прогноза относительно численности татар к 2025 году в России. По одному из прогнозов к 2025 году татар станет на полмиллиона меньше по сравнению с 2002 годом.
Татары говорят на татарском языке кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской семьи. Литературный язык татар сформировался на основе среднего (казанского) диалекта с морфологической структурой западного (мишарского) диалекта.
С X века по 1927 год существовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1936 годы использовалась латинская графика (яналиф), с 1936 года вплоть до настоящего времени используется письменность на кириллической графической основе. Существуют планы перевода татарской письменности на латиницу. В татарском алфавите 39 букв.
Есть школьное образование на татарском языке — ведётся по общероссийской программе и учебникам, переведённым на татарский язык.
Татарский костюм представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя изготовление тканей, сложных и богато орнаментированных головных уборов, производство различных видов обуви, высокохудожественных ювелирных украшений. Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль.
Татарский народный костюм – художественный ансамбль, гармонично сочетающий в себе все элементы одежды.
Нужно отметить, что наиболее ярко национальные особенности в одежде прослеживаются в женском костюме - в силу эмоциональности женщин и их внутренней потребности к красоте, он отличается необычайным своеобразием. При всей цветовой экзотичности татарский традиционный костюм не выпадает из общей мировой тенденции моды, в нем прослеживаются стремление к приталенному силуэту, отказ от больших плоскостей белого цвета, широкое применение продольного волана, использование в отделке объемных цветов, позументов, драгоценностей. Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с восточной насыщенностью цветов, обилием вышивок, применением большого количества украшений.
Комплекс женской одежды
Туникообразная рубаха (кулмяк):
повседневная- льняная, холщевая;
праздничная- шелковая, из парчи, шерсти;
девичья- с мелкими оборками (бала итяк), украшали лентами;
женская- нижний нагрудник (кукрече), украшали вышивкой, бисером.
Передник узорчатый (алъяпкыч).
Камзол с вышивкой (сенебет).
Штаны (ыштан)- легкая ткань.
Головной убор- калфак, платок (баш яулык) с вышивкой.
Атрибуты костюма татарки.
Украшения: накосники- монетные, серьги- кольцевые, нагрудники из позолоченных пластин или перевязь, браслеты, перстни, кольца.
Изучая татарский народный костюм, мы стремились проследить пути становления декоративно-прикладного искусства татар и проявление в нем духовной жизни народа.
Вывод:
к коллекции народной татарской одежды постоянно обращаются этнографы и искусствоведы, художники и народные ансамбли, работники кино и телевидения.
Выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Использованная литература:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Татары
http://komanda-k.ru/Татарстан/национальная-татарская-одежда
http://www.hobobo.ru/poslovitsy-i-pogovorki/tatarskie-poslovitsy-i-pogovorki/
9