К постановке проблемы социализации в двуязычной семье
Автор публикации: У. Мухиддинова, студентка 2 курса
К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ
В ДВУЯЗЫЧНОЙ СЕМЬЕ
Мухиддинова У.А. – магистрант 2-курса,
Научный рукаводитель – Эргашев П.С., д. психол. н., доцент,
Международная исламская академия Узбекистана,
Узбекистан, г.Ташкент
Аннотация
В данной работе обсуждается вопрос об относительно слабой разработанности проблемы социализации ребенка, воспитывающегося в условиях билингвальной семейной среды, обозначаются некоторые перспективные направления исследований в этой области.
Ключевые слова
Билингвизм, социализация, семейная среда, психическое развитие.
По последним данным до 50% мирового населения является билингвами [3]. В век всеобщей глобализации знание нескольких языков становиться не просто очередной востребованной компетентностью современности, но также особым условием социальной адаптации и важным фактором “выживания” в конкурирующей среде. Многоязычие является феноменом. Который достаточно хорошо изучен в науке, но еще скрывающий в себе множество интересных, и главное, практически значимых загадок.
Можно с уверенностью предполагать, что большая часть этих задач кроется в психологических аспектах данного вопроса. В этой работе мы попытались определить двуязычие семейной ситуации как научно-исследовательскую проблему с точки зрения социализации личности в семье.
Как известно, семья выступает важнейшим институтом социализации личности, положительные и отрицательные последствия влияния которого, никак не сопоставим с психологическими эффектами других социализирующих агентов и каналов. Достаточно, просмотреть мировую статистику различного рода девиантных отклонений среди молодежи в корреляции с семейным фактором, чтобы вновь убедиться во всей его значимости для полноценного развития. Есть данные о том, что у детей из неблагополучных семей было обнаружено в 7 раз больше суицидальных попыток, в 3 раза больше вероятность помещения в детский дом или сходные государственные учреждения, в 2 раза больше вероятность раннего брака, в 2 раза больше вероятность психических заболеваний, в 2 раза больше вероятность делинкветного поведения [1].
На уровне даже житейского взгляда на психологию семьи не трудно понять, что социализирующий потенциал семейного фактора во многом, сконцентрирован вокруг семейной среды, атмосферы в семье, так называемого социально-психологического климата. Следовательно, уместно предположить, что любые факторы, определяющие особенности этой среды будут выступать важной детерминантой психического развития в семье. Наше теоретическое исследование показывает, что одним из таких факторов может выступать двуязычность в семейном общении.
Двуязычность в семье, в основном, выступает как результат межнациональных браков или репатриационных процессов. Влияние билингвизма на психическое развитие ребенка в современной науке изучено достаточно подробно. Зачастую исследования в этом направлении больше всего интересует когнитивные аспекты психического развития детей билингвов. В этом отношении, данные одних исследований показывают, что билингвизм улучшает навыки классифицирования, образования концептов, проведения аналогий, способствует развитию творческого подхода, большей когнитивной гибкости [2, c.95], в других, упоминаются некоторые недостатки – более позднее начало речи, меньший словарный запас, меньшая скорость поиска слов [4, c.92].
По части социально-психологического развития билингвов, в основном, внимание исследователей привлекает то, что билингвизм повышает культурную толерантностью лучше развивает социокоммуникативную чуткость [5, c.88]. Вместе с тем, в обсуждении социально-психологического аспекта проблемы не уясненным остается ряд вопросов:
-как билингвальная семейная среда влияет на формирование представлений о семье, семейных ролях, семейных традициях;
-в чем проявляется специфичность социализации в семье, где говорят на двух языках из одной языковой группы (напр., узбекском и казахском) и двух разных языковых групп (напр., узбекском и русском);
-как влияет билингвизм лишь одного из родителей на социализацию ребенка при монолингвизме другого;
-как семейный билингвизм в семьях с более современными взглядами на семейный уклад и в семьях с жесткими традиционными взглядами отражается на социализации ребенка.
Одним словом, нам кажется, что наступает время, когда чрезмерная увлеченность последствиями билингвизма в интеллектуальной сфере должна переключиться на вопросы социально-психологического плана. В этой связи требуется следующее:
во-первых, пересмотреть традиционные классификации семей с учетом особенностей билингвальной семейной среды;
во-вторых, глубже изучить особенности внутрисемейной коммуникации между детьми и родителями при специфических билингвальных условиях;
в-третьих, в практическом аспекте рассмотреть вопросы психологической поддержки детей из числа несбалансированных билингвальных и полиэтнических семей с риском маргинального развития личности.
Список литературы:
1.Адильханова А.Х. Медико-социальные предпосылки становления репродуктивной системы у девочек - подростков из неблагополучных семей: Автореф. дис. ... к. мед. н. – Санкт-Петербург: С.-Петерб. гос. педиатр. мед. акад., 2011. – 22 с.
2.Емельянова Я.Б. Различные подходы к оценке влияния билингвизма на интеллектуальное развитие личности// Вестник ЧГПУ. – 2010. – №2. – С.91-102.
3.Илюшкина М.Ю., Елисейкина М.И. Активизация механизмов запоминания при искусственном билингвизме// Педагогическое образование в России. – 2018. – №4. – С.70-77.
4.Соколова И.В. Влияние билингвизма на социо-когнитивное развитие личности// Образование и наука. – 2012. – №8. – C.81-95.
5.Тройникова Е.В. Многоязычие и социо-когнитивное развитие детей// Многоязычие в образовательном пространстве: Сборник статей серии «Языковое и межкультурное образование». – Ижевск, 2014. – С.85-89.