Формирование позитивной социализации детей дошкольного возраста в семье

2
0
Материал опубликован 7 December 2021

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ.


Аннотация.

Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Семья как социальный институт играет важную роль в позитивной социализации детей.

Ключевые слова: позитивная социализация, семья, личность, ребенок, дошкольный возраст.


Дошкольный возраст – неповторимая и яркая страница в жизни каждого человека. Он является благоприятным периодом для социального развития и значимым для вхождения ребёнка в мир социальных отношений.

В последнее время проблема социального развития ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

 Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (далее ФГОС ДО) - документ, линиями которого являются индивидуализация и социализация ребёнка, коренным образом меняет наше представление о системе дошкольного образования в целом, меняет отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Стандарт не только учитывает индивидуальные потребности ребёнка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, но и акцентирует внимание на то, что в образовании малыша участвуют два социальных института: семья и детский сад, являющихся партнёрами в общем деле.

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста предполагает:

Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

Развитие взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми и сверстниками;

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Основным источником развития ребенка является окружающая действительность, которая и определяет путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности и формирует индивидуальность в процессе социального развития. Другими словами, социальная ситуация развития – это соотношение внешних условий, воздействующих на ребенка, и его внутреннее отношение к этим условиям. Следовательно, окружающая среда, культура общения взрослого с ребенком, ребенка со сверстниками, диапазон, разнообразие видов деятельности, соотносящихся с возрастом ребенка – это и есть основные компоненты позитивной социализации дошкольника.

Цель позитивной социализации – приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.    

При всех замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольная образовательная организация лишь дополняет воспитание, получаемое ребёнком в семье. Приоритетным фактором в воспитании и развитии ребёнка, в приобретении им социального опыта является семья, как один из институтов позитивной социализации. Уникальный общественный институт, каким является семья, природой предназначен для рождения и воспитания. В ней одной существует возможность тонких душевных взаимовлияний и длительные индивидуальные взаимодействия, что сочетается с достаточно прочной нормативной основой. В семье ребенок оказывается включенным в социальные отношения, которые составят содержание будущей личности. Основополагающей матрицей социализации личности в любом типе культуры выступает семья. Именно этому институту социальной системы принадлежит главная и безусловная роль в воспитании и социализации детей, несмотря на то, что в этих процессах участвуют и другие социальные институты, такие как образование, наука, искусств. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый социальный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни, учится общению, социальному ориентированию. В силу изменяющихся условий, семьи характеризуются различными типами и структурами. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях возрастает социальная роль семьи. Семья как социальный институт играет важную роль в социализации детей. Современная семья выполняет многочисленные функции, которые способствуют социализации ребенка:

- рождение и воспитание детей;

- сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала;

- удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке чувства безопасности, ощущение ценности и значимости своего «Я», эмоциональном тепле и любви;

- создание условий для развития личности всех членов семьи;

- удовлетворение этических потребностей;

- удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга;

- организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь;

- удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении коммуникативных связей с ними;

- удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве или материнстве, контактах с детьми;

- организация деятельности по финансовому обеспечению семьи;

- рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.

В развитии личности ребёнка современная семья испытывает воздействие как позитивных, так и негативных процессов, происходящих в обществе. Развитие личности ребёнка, его социализация происходит в общении, во взаимодействии с родителями. Стили общения, варианты родительского поведения являются условиями формирования личности ребёнка. Осуществление процесса позитивной социализации в семье возможно при построении общения с детьми на основе конструктивно-личностного подхода:

Одобряет оригинальность мысли и поступки ребенка, если они не причиняют вреда окружающим.

Не сдерживает желание ребенка изобразить или выполнить что-то по собственной инициативе.

Признает точку зрения ребенка, какой бы она не была «абсурдной» или «ошибочной». Не сдерживает инициативу и творчество своими «истинным» мнением.

 Представляет ребенку большую возможность и не препятствует свободному изложению в рисунках, в словесных, звуковых, тактильных и вкусовых образцах, интересных движений и других спонтанных творческих проявлений в деятельности.

Не сравнивает ребенка с другими детьми, а только с ним самим и с его прошлым опытом.

Не усмехается над необычными образами, словами или движениями ребенка, не провоцирует своим критическим смехом у ребенка обиду, не вызывает страх сделать ошибку, а в дальнейшем желание экспериментировать и искать новые решения.

Позволяет себе играть, творить и даже шалить вместе с ребенком.

Не принуждает и не навязывает свои образцы и действия, манеру изображения и мышления.  Принимает логику воображения ребенка.

На социализацию детей оказывают негативное влияние такие факторы как педагогическая некомпетентность семьи, асоциальные отношения в ней, конфликтные семьи с нарушением детско-родительских отношений. В современных условиях семья переживает трудности своего развития.

Для повышения эффективности позитивной социализации детей в семье важным условием является совершенствование взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи. В своей деятельности педагоги исходят из того, что семья играет главную роль в этом процессе, духовном развитии детей. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и поиск новых форм работы с семьями со стороны дошкольной организации, поэтому одной из главных задач педагогов является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог – дети – родители». Педагоги при планировании образовательной деятельности с детьми учитывают воспитательный потенциал семьи, широко используют в практике работы совместные детско – родительские проекты, беседы, консультации, повышая педагогическую культуру и компетентность родителей:

Собрания-беседы на воспитательные темы: «Совместный труд с детьми дома», «Игра, как средство воспитания», «Защита прав и достоинства ребёнка», «Знаете ли вы своего ребёнка?»

Круглый стол «В каждом доме свои традиции», «Детские праздники в семье».

Консультации «Как воспитать в детях самостоятельность», «Учимся, играя», «Как научить детей дружить», «Почему ребёнок дерётся?»

Организация выставок и конкурсов детско-родительского творчества.

Информационные памятки, папки – передвижки, листовки по темам «Любите своего ребёнка», «Ребёнок и комплексы», «Как воспитать оптимиста?»

Тематическая информация «Приобщение детей к игре», «Учите детей трудиться», «Возрастные особенности детей», «Наши верные друзья – полезные привычки».

Анкетирование.

Дискуссии «Идеальный родитель. Какой он?»

Семинар – практикум «Давайте поиграем», «Вместе весело шагать»

С огромным интересом посещают родители показ фрагментов образовательных ситуаций, режимных моментов, после их посещения часто возникают вопросы к педагогам, где можно подобрать литературу по данной теме, (потешки, скороговорки, где можно приобрести современные развивающие игры) и другие.

Организация детско – родительских образовательных проектов, встреч с интересными людьми,

Издание семейных газет «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Мой ребенок – самый лучший», «Талантливые дети талантливых родителей».

Совместное с родителями создание тематических альбомов «Профессии моих родителей», «Дом, где мы живем», «Уголок родного края».

Организация субботника, походов выходного дня. 

Важнейшим результатом такой работы с родителями должна стать их активная позиция в социализации ребёнка.

Позитивная социализации ребенка зависит от семьи. Положительное воздействие семьи на личность ребенка заключается и в том, что никто не любит его так и не заботится так, как близкие для него люди в кругу семьи. Процессы успешной позитивной социализации и идентификации личности в семье как задают долговременные межличностные отношения, так и направляют на реализацию высоких социальных и духовно-нравственных ценностей. Одним из важнейших условий нормального развития и благополучного вхождения в мир социальных отношений и культуры общества является эмоциональный комфорт ребенка в семье. Сегодня, как никогда, человек нуждается в поддержке близких людей: в сопереживании, понимании, ласке, уважении и признании уникальности и самоценности его личности. Семейные ценности уникальны по своей природе, так как именно семья является той нишей, где человек может найти внимание, тепло, понимание и защиту. Для родственного общения важно, чтобы члены семьи были взаимно заинтересованы, доброжелательны, деликатны, понимали и поддерживали своих близких. Эти потребности очень сложно, а порой и невозможно удовлетворить вне семьи: нельзя уподобить семейным не только никакие межличностные связи, но и тем более формальные организации.


 





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.