Статья «Взаимодействие семьи и школы в социализации учащихся с ОВЗ»
Е.Б.Бабиченко
ГБОУ СО «Школа АОП №1 г.Саратова»
Взаимодействие семьи и школы в социализации учащихся с ОВЗ
В статье рассматриваются задача вовлечения родителей в процесс социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Вопрос / Кем быть?/ один из главных для каждого молодого человека. От его решения зависит вся дальнейшая жизнь. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких результатов и показателей в трудовой и общественной деятельности, а удовлетворенность процессом труда и его результатами дает возможность максимального проявления творчества, лучшего эмоционального настроя, более полного осуществления всех жизненных планов как одного человека, так и общества в целом.
Коррекционная школа и семья призваны обеспечить условия для социально трудовой адаптации и реабилитации детей с ОВЗ, для включения их в производительный труд и жизнь общества.
Современные семьи по разному относятся к своим детям обучающимся в коррекционной школе, можно выделить наиболее типичные их группы:
Не понимающие значения школьной профессионально-трудовой подготовки в развитии ребенка.
Равнодушные, не проявляющие интереса к жизни ребенка в школе.
Не уделяющие должного внимания социализации ребенка.
Поэтому первоочередная задача, стоящая перед каждым учителем вспомогательной школы состоит в том, чтобы вовлечь родителей в процесс социализации ребенка через профессионально-трудовую подготовку.
Работа с семьями строится целенаправленно и дифференцированно. Комплексный подход в работе с родителями реализуется через различные формы работы на каждом этапе обучения ребенка.
Первый этап - это первичное знакомство с семьей.
Второй этап - проявление родительского интереса к формированию навыков трудовой деятельности ребенка.
Беда многих родителей - это слабые педагогические представления
отстраненность, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого - педагогических знаний и нежеланием родителей разбираться в сложном мире ребенка.
Одним из способов привлечения внимания к проблеме профессионально - трудовой подготовке детей является наглядная агитация. Демонстрация практических работ, участие ребенка в профессионально - трудовых конкурсах, отбор лучших работ на выставку, награждение за работу грамотой, все это служит стимуляцией активности как ученика, так и его родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, учитель просвещает и активизирует родителей в вопросах воспитания и развития трудовых навыков ребенка. Любая деятельность по разработке и внедрению наглядных форм работы с родителями действует в рамках упорядоченной системы. Только в этом случае она будет иметь логическое продолжение. Эта система действий подчиняется определенным принципам, включающим в себя:
Принцип целенаправленности . Хорошо продуманная цель придает процессу целеустремленность, направленность, предупреждает стихийность и самотек в действиях.
Принцип научности - информация касающаяся родителей, должна нести здравый смысл, соответствовать научным взглядам и успешно использоваться в практике.
Принцип доступности требует чтобы наглядная агитация строилась на уровне возможностей восприятия родителей, без интеллектуальных и моральных перегрузок. Каждый родитель стремиться узнать о своем ребенке как можно больше. Поэтому естественный интерес вызывает та информация, содержанием которой являются конкретные работы учащегося.
Принцип систематичности и последовательности также применим к процессу наглядной агитации. Его применение позволяет за меньшее время достичь больших результатов.
Принцип наглядной агитации. Название принципа является лаконичным содержанием его сути.
Принцип развивающей и воспитывающей направленности знаний состоит в осознании роли родителей в воспитании и развитии собственных детей.
Главной задачей обучения и воспитания умственно отсталых детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах, является развитие их познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие трудовых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение умственно отсталого школьника к доступному ему общественно полезному труду и приобретение им социального опыта, в чем не малую роль играет взаимодействие семьи и школы.
Литература
1. Щербакова А. М. Проблема трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы. Дефектология 1996 №4.
2. Мирский С. Л. Методика профессионально – трудового обучения во вспомогательной школе. М 1988г.
3. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М (Педагогика) 1969г.