12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марников Николай Владимирович117
Россия, Новосибирская обл., с. Коурак

Управление образования администрации Тогучинского района Новосибирской области




муниципальная научно-практическая конференция школьников



Секция: психология

(название)


Кацендорн Полина Денисовна

(Ф.И.О. автора)


Кинотерапия как метод борьбы с подростковой депрессией

(тема работы)


МКОУ Тогучинского района

«Коуракская средняя школа» им. А.Я. Михайлова, 11 класс

(ОО, класс)



Руководитель Марников Николай Владимирович

Квалификационная категория высшая

Стаж работы 14 лет

Должность педагог - психолог










2021 год

Содержание

Введение ……………………………...…………………………………………..3

Теоретическая часть

Глава Ι. Подростковая депрессия

1.1.Что такое подростковая депрессия и причины её развития……………………………………………………………………………5

1.2.Признаки и метод борьбы с подростковой депрессией………....................7

Глава ΙΙ. Кинотерапия

2.1. Суть и цели кинотерапии…………………………………………………11

2.2.Рекомендации при проведении кинотерапии …………………………….13

Практическая часть

Глава ΙΙΙ. Кинотерапевтический эксперимент

3.1. Результаты эксперимента …………………………………………………17

3.2. Список рекомендуемых антидепрессивных фильмов…………………..18

Заключение……………………………………………………………….............21

Список литературы………………………………………………………............22

Приложение………………………………………………………………............25

















Введение


Путь к обновлённой педагогике –

это мобилизация всех культурных

ресурсов.

Е. А. Ямбург


Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжетах фильма самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подводит к принятию решения.

Актуальность темы исследования в том, что подростковый период – трудный период в развитии личности.

Цель работы:

- выяснить, действительно ли кинотерапия может, как предупредить появление депрессии у подростков, так помочь справиться с ней;

- определить фильмы, положительно влияющие на психику подростка и рекомендовать их для просмотра среди школьников.

Задачи:

- определить, что такое подростковая депрессия;

- выяснить причины появления, признаки и метод борьбы с подростковой депрессии;

- раскрыть понятие “кинотерапия” и дать некоторые рекомендации по проведению кинотерапии.

Объект исследования: кинотерапия.

Предмет исследования: влияние кинотерапии на подростковую депрессию.

Гипотеза: Я предполагаю, что кинотерапия – один из самых простых и действенных методов предупреждения депрессии и борьбы с ней.

Методы исследования:

- изучение теории по теме исследования;

- анкетирование;

- интервьюирование;

- наблюдение;

- сравнение;

- эксперимент;

- анализ;

- обобщение.

Научная новизна: впервые, на мой взгляд, кинотерапия взята как основа профилактики и борьбы с подростковой депрессией.

Теоретическая значимость исследования: изучение теории по теме работы.

Практическая значимость работы: кинотерапия помогает подросткам общаться и улучшает их общее психическое состояние и эмоциональный фон.













Теоретическая часть

Глава Ι. Подростковая депрессия


1.1.Что такое подростковая депрессия и её причины развития


Детство является самым беззаботным периодом в жизни человека, свободным от обязанностей и тревог взрослых, и с понятием депрессия его не связывают. Даже если дети и переживают какие-то негативные события, родители считают, что их раздражение и грусть – это лишь кратковременные явления, которые они чаще относят к временным факторам, например, к плохому самочувствию или недосыпанию, которые скоро пройдут. Поэтому, в течение продолжительного времени считали, что такого расстройства, как подростковая депрессия нет. Сейчас уже доказано, что это не так, и подростковая депрессия есть.

Депрессия подростков характерна тем, что дети не могут избавиться от уныния, которое начинает мешать школьным занятиям, их социальным взаимоотношениям и всей повседневной жизни. Подростковая депрессия это длительное и тяжелое расстройство, которое калечит жизнь, а иногда даже несет для нее реальную угрозу. Чаще всего родители и учителя не могут увидеть такое довольно серьезное психическое расстройство, как подростковая депрессия, за маской негативного настроения.

На сегодняшний день уровень подростковой депрессии повышается. Точных причин того, из-за чего подростковая депрессия растет — нет, но один из факторов связан с теми стремительными изменениями, которые происходят на сегодняшний день. Переполненные города, употребление психоактивных веществ, распадающиеся семьи – все это значительно влияет на стрессоустойчивость молодежи, что делает ее уязвимой по отношению к разным расстройствам.

Также депрессия у подростков может возникнуть по причине генетического фактора. Если у детей кто-то из родителей тоже страдал депрессией, риск ее появления выше, чем у других в 2-3 раза. Соответственно, если страдали депрессией оба родителя, то риск ее появления у подростка повышается еще в несколько раз. Естественным может быть и то, что подросток, имеющий темперамент меланхолика будет подвержен депрессии больше, чем, например, флегматик.

Также подростковая депрессия может возникнуть из-за серьёзных событий в жизни ребенка: смена местожительства, несчастный случай, смерть близкого человека или тяжелая болезнь кого-то из родных.

Ученые полагают, что депрессия у подростков может возникнуть еще по следующим причинам:

Низкая успеваемость в школе

Многие родители думают, что большинство подростков учёбой интересуются мало. Но чаще всего в глубине души дети тяжело переживают свои неудачи, а виду стараются не показывать. Более того – эти переживания они могут спрятать под маску напускного бахвальства или равнодушия, поэтому и возникает депрессия у подростков.

Неблагоприятная психологическая атмосфера в семье

Эта причина играет далеко не последнюю роль. Из-за неё также возникает депрессия у подростков. В случае если в семье ребенка ссоры являются обыденным явлением, то он будет себя чувствовать не совсем комфортно. Причем родители думают ошибочно, что если выяснение отношений происходит так, чтобы ребенок не слышал, то он об этом и не узнает. Он все равно будет чувствовать то напряжение, которое сохраняется между родителями после ссор.

Также ни о какой хорошей атмосфере не может идти речь, если скандалы происходят между ребенком и родителями. Иногда подростковый максимализм ведет к тому, что даже безобидные замечания своих родителей воспринимаются в штыки. Поэтому, чтобы не возникла депрессия у подростков, в этот сложный для них период родителям надо проявить максимум выдержки и мудрости.

Социальный статус подростка

Подростковая депрессия зависит от социального статуса ребенка, который в глазах его ровесников имеет большое значение. Любому ребенку хочется быть если не лидером, то хотя бы обладателем авторитета и влияния на своих сверстников. Но так бывает не всегда. И если он почувствует себя отвергнутым ровесниками, то в большинстве случаев подростковая депрессия не за горами.

Негативный образ своего тела

Многие специалисты считают, что из-за этого тоже может появиться депрессия у подростков и расстройство пищевого поведения.

Таким образом, все эти причины являются “хорошей почвой” для развития депрессии.


1.2.Признаки и метод борьбы с подростковой депрессии


Подростковая депрессия представляет собой одну из сложных проблем, последствия которой могут быть катастрофичными: самоубийство, насилие, наркомания … Безусловно, всё это значительно осложняет процесс взросления, поэтому крайне важно вовремя распознать, предупредить появление депрессии и помочь подростку справиться с ней.

Подростковая депрессия имеет ряд симптомов. Но не забывайте, что каждый ребенок индивидуален, поэтому симптомы в каждом конкретном случае будут отличаться – по степени выраженности, совокупности и другим показателям. Однако общее представление о том, как выглядит депрессия у подростков, можно составить.

К признакам подростковой депрессии относится:

Замкнутость

Подростковая депрессия отличается тем, что очень изменяется поведение ребенка. Еще вчера он был веселым, общительным, а сегодня, придя из школы, старается избегать любых разговоров. На все ваши вопросы отвечает кратко. Депрессия подростков отличается еще и тем, что замкнутость касается и друзей ребенка. Он не ходит с ними гулять, не хочет общаться по телефону. В особо трудных случаях подросток даже может отказаться выйти к своим друзьям, если те пришли в гости.

Забывчивость и рассеянность

Депрессия у подростков может проявляться в некоторых случаях в виде сильной рассеянности и невозможности на чем-либо сосредоточиться и самостоятельно принимать даже простейшие решения, например, выпить ему чай или кофе. Вам невозможно о чем-либо его попросить — он может пойти в магазин и прийти с пустыми руками, т.к. забыл, что ему надо было купить, или забыть забрать младшего брата из сада, или потерять телефон уже не в первый раз. Чаще родители начинают злиться, думая, что все дело в их безответственности. У них даже и мысли нет такой, что у ребенка подростковая депрессия.

Бунтарское поведение

Порой депрессия у подростков дает знать о себе не безразличием ко всему происходящему, а, наоборот, вызывающим поведением. Прежде уравновешенный и спокойный ребенок начинает дерзить родителям. Им порой кажется, что ребенок делает все нарочно.

В особо трудных случаях депрессия у подростков может проявиться в том, что они начинают употреблять наркотики, алкоголь, курить. Соответственно, появятся проблемы с законом. Родителям важно вовремя принять нужные меры, но, к сожалению, в большинстве случаев они много работают и не замечают происходящих событий.

Изменение аппетита

Депрессия у подростков часто сопровождается неожиданным изменением аппетита, который может или полностью исчезнуть, или усилиться в несколько раз. Кстати, не хочется пугать родителей, но иногда эпизодическое усиление аппетита — это признак злоупотребления ребенком наркотиков.

Соматические боли и появление чувства усталости

Депрессия у подростков часто сопровождается болевыми ощущениями. Ребёнок постоянно говорит, что чувствует боль, например, в области спины, живота. А еще депрессия подростков может сопровождаться синдромом хронической усталости, при котором ребенок чувствует себя разбитым и обессиленным с самого утра. Все действия ему даются с трудом, и постоянно хочется прилечь.

Нарушен нормальный режим сна

Депрессия у подростков сопровождается также нарушением сна. Ребенок либо мучается с бессонницей, либо с повышенной сонливостью. И то, и другое состояние должны у родителей вызвать тревогу, т.к. они говорят о нарушениях в деятельности центральной нервной системы.

Депрессия подростков может сопровождаться мыслями о самоубийстве или смерти.

Метод борьбы с депрессией – кинотерапия.

Кинотерапия – это метод терапии, предполагающий просмотр и обсуждение кинофильма. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного восприятия его образов участник кинотренинга исследует свои личностные особенности.

Кинотерапия – это творческий процесс самопознания, вслед за которым возникает возможность перехода к сознательной коррекции своих действий.

Кинотерапия помогает людям лучше понимать себя и окружающих, учит управлять своей жизнью.

Кинотерапия – один из инструментов, позволяющий проникнуть в живое психологическое действие человека.

Преимущества кинотерапии:

Осознание и принятие проблемы.

Определение возможных причин возникновения проблемы.

Определение внутренних ресурсов для преодоления трудной ситуации.

Открытие новых перспектив при разрешении проблемной ситуации.

Мотивация к принятию осознанного и взвешенного решения.

Кино, подобно зеркалу, позволяет увидеть в героях и сюжетах фильма, самих себя, своих близких, свои поступки. Оно предлагает взглянуть на проблемную ситуацию со стороны, оценить происходящее, сделать выводы и подталкивает к принятию единственно верного для нас решения.

Таким образом, на мой взгляд, кинотерапия – один из самых простых и действенных методов предупреждения депрессии и борьбы с ней.













Глава ΙI. Кинотерапия

2.1. Суть и цели кинотерапии


О том, что кино заметно влияет на личность, начали говорить психоаналитики еще в прошлом веке - они сравнивали фильмы со сновидениями. Недаром Голливуд называют «фабрикой грез», ведь фильмы напрямую действуют на наше бессознательное. Так, режиссеры часто используют звук сердцебиения, который мы не осознаем. Биение сердца зрителя синхронизируется с этим звуком, и когда режиссер ускоряет сердцебиение в фильме, наши сердца делают то же самое. То есть мы и сами не замечаем, как уже волнуемся, тревожимся или сопереживаем герою.

Вся индустрия кинематографа ориентирована на то, чтобы погрузить зрителя в другую реальность. Камера столь же подвижна, как взгляд человека, музыка рождает определенное эмоциональное состояние. В таком измененном состоянии мы начинаем переживать то же, что и герои кино, а значит, вместе с ними справляться с конфликтами и травмами, испытывать сильные эмоции и безопасным образом высвобождать накопленное напряжение. Мы частично или полностью присваиваем себе характеристики другого человека (киногероя), бессознательно имитируем его, чтобы усвоить новый образ мыслей и действий и в дальнейшем сделать это частью собственной личности». Обычно мы, сами не замечая, больше всего симпатизируем одному из героев фильма, который на нас чем-то неуловимо похож. Проходя вместе с ним через все испытания, мы как будто сами становимся немного мудрее и сильнее.

В кинотерапии рассматриваются проблемы жизни и смерти, свободы и ответственности, любви и отчуждения, смысла и бессмысленности, человека, общества и выбора.

Кинотерапия борется с: депрессией; страхами; одиночеством; зависимостями, в том числе и трудоголизмом; навязчивыми мыслями и действиями; опустошенностью и суицидальным поведением; горем, переживанием утрат; кризисами и жизненными неудачами; нерешительностью и потерей жизненных ориентиров и др.

Человек может быть тем, кем он решил быть. Его существование всегда дано как возможность выхода за пределы самого себя в виде решительного броска вперед, через свои мечты, через свои стремления, через свои желания и цели, через свои решения и действия.

Итак, цели кинотерапии:

1.Эмоциональное переживание и проживание участниками актуальных на данный момент жизни ситуаций и проблем.

2.Осознание и переосмысление себя и своих целей, действий, чувств, потребностей, психологических проблем.

3.Развитие способности самонаблюдений и умения быть честными перед самими собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью в позиции объективного наблюдения ситуации.

4.Развитие способности к самораскрытию, искренности в выражении чувств и нахождению в контакте с чувствами и смыслами других людей, способности к сопереживанию.

5. Духовный рост.

6.Формирование позитивного мышления и способности видеть многомерность и многозначность своих мотивов и мотивов значимых для них людей.

Кинотерапия – это метод ещё более эффективный, чем библиотерапия, так как фильм содержит не только сюжет, но и визуальный ряд, музыкальное сопровождение. Все это действует на состояние человека более интенсивно и раньше, чем прочитанная книга. Просмотр кинофильма менее утомителен и более приемлем для человека, не любящего читать. Кинотерапия требует гораздо меньших затрат по сравнению с библиотерапией: можно выбрать фильм, идущий по телевидению, а можно включить диск.

Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.


2.2.Рекомендации при проведении кинотерапии


Мы выяснили, что кинотерапия – это отличное средство для самоанализа и работы над собой. С помощью фильмов, можно самостоятельно прийти к реализации тех задач, которые вы для себя ставите.

Многократно доказано, что настоящие положительные эмоции – это, прежде всего здоровье. Один просмотр нужного фильма с полным погружением в каждое действие, изменяет ваше внутреннее состояние, трансформирует нежелательное состояние в ресурс для изменения ситуации в вашей жизни в лучшую сторону. Уже не секрет, что есть художественные фильмы, которые созданы профессиональными режиссерами для того, чтобы изменить жизнь людей, наполнить ее красками, заменить сложную работу над собой в чудодейственное средство. Эффект нахождения в кадре дает возможность отпустить эмоции, не прибегая к помощи третьих лиц – ты, наедине с собой, можешь проработать ту эмоцию, закрытую где-то глубоко, отпустить ее, что даст изменение в улучшении физического, морального и эмоционального здоровья, так и изменения жизни во внешнем мире.

Формы использования кинотерапии могут быть разные. Она может использоваться как индивидуально, так и в группе. Работа кинотерапии в группе сложнее, так как там есть свои правила. Самое важное правило, это то, что мы никогда не обсуждаем просто фильм. Мы никогда не оцениваем фильм с точки зрения, понравился он нам или нет, мы ж не кинокритики... Мы говорим о себе и своей жизни в том ракурсе, который задает нам фильм. Именно так, очень часто участники такой группы открывают новые стороны своей жизни и себя, а через обмен своим опытом в группе, могут находить решение проблем, которое потом переносится в жизнь.

Как проходит кинотерапия?

Первый этап кинотерапии – подготовительный. Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Организатор обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и четкую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут.

Следующий этап — просмотр фильма. Промежуток между просмотром и обсуждением не должен превышать 20 минут.

Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращается на:

- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

- позитивность или негативность динамики фильма и музыки;

- эмоциональные и физиологические переживания;

- стереотипы, которые разыгрываются героями.

Заключительный этап кинотерапии — обсуждение фильма.

Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают человеку, в частности подростку, выразить те мысли, которые трудно было передать словами.

Затем организатор обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, даёт перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения. В конце занятия обычно дается оценка успешности или не успешности работы группы.

В процессе обсуждения можно обратить более пристальное внимание на свои чувства, проанализировать и лучше осознать их. При этом очень важный опыт вы получаете не только тогда, когда сами высказываетесь, но и когда о своих чувствах говорят другие участники группы. Вы получаете поддержку, когда узнаете, что подобные эмоции возникли и у других людей, либо повод для дальнейшего самоанализа, когда понимаете, что то, что вызвало сильный эмоциональный отклик у других участников группы, вас оставило равнодушным. Вы обсуждаете любой материал, который затронул вас в процессе просмотра фильма. Возможно, вы сможете благодаря обсуждению, наконец-то, обратить внимание на очень важные для вас вещи, о которых вы привыкли обычно не задумываться.

Участие в обсуждении, в диалоге с другими членами группы, развивает способность рассуждать, саморефлексию, внимание к себе и другим, компетентность в области чувств.

Таким образом, кинотерапия делает нас более целостными и гармоничными – объединяя мысли и чувства внутри нас. Обычно для обсуждения предлагаются такие вопросы:

- Кто из героев вам совершенно не понравился? (Это показатель того, какие качества вы сами в себе не принимаете).

- На месте кого из героев фильма вам хотелось бы оказаться? (События, происходящие с этим героем, помогают задуматься о природе собственных проблем и даже найти решение).

- Какие эпизоды вы пересматривали бы снова и снова? (Указывает на то, чего вам в жизни не хватает, или какая ситуация логически не завершена).

- Что бы вы изменили в фильме, какие события добавили или убрали? (Ответ на этот вопрос - первый шаг к тому, чтобы внести изменения в вашу реальную жизнь).

Возможные побочные эффекты при кинотерапии:

1 Несовершенный мир

Реальная жизнь ни в какое сравнение не идет с тем, что мы видим на экране. И чем больше вы любите кино, тем более грубой, скучной и неэстетичной выглядит окружающая действительность.

2 Несовершенная я

Постоянно видя на экране красоток, скроенных по одному стандарту, волей-неволей начинаешь верить, что это действительно правильно. И тут начинает развиваться комплекс неполноценности.

3 Несовершенная жизнь

Кино искажает наше восприятие времени. Бывало ли, что на спектакле или на скучной презентации вы автоматически искали где-то под сценой... полосу прокрутки? «Джонни, я хочу монтаж!» - готова я воскликнуть вслед за героиней «Человека с бульвара Капуцинов». Хочу, чтобы утро длилось 10 секунд: вот я чищу зубы, вот подкрашиваю ресницы, вот, благоухая, выбегаю ловить такси. Кино показывает нам, как часто нужен в жизни «монтаж» и как много эпизодов хочется безжалостно выбросить, чтобы не отвлекали от главного.

Но, с другой стороны, может, красивая история вдохновит вас на то, чтобы самой стать режиссером своей судьбы?


Практическая часть

Глава ΙΙI. Кинотерапевтический эксперимент

3.1.  Результаты эксперимента


Кинотерапевтический эксперимент проходил в МКОУ Тогучинского района «Коуракская средняя школа им. А.Я. Михайлова», с октября по декабрь 2020 года.

Цель работы:

- выяснить, действительно ли кинотерапия может, как предупредить появление депрессии у подростков, так и помочь справиться с ней;

- определить фильмы, положительно влияющие на психику подростка и рекомендовать их для просмотра среди школьников.

В экспериментальном исследовании принимало 10 ребят, учащихся 11-го класса.

Я предполагаю, что кинотерапия – один из самых простых и действенных методов предупреждения депрессии и борьбы с ней.

Моя практическая работа носит экспериментально-опытный характер и проходила в три этапа:

проверочный эксперимент;

формирующий эксперимент;

заключительный контрольный эксперимент.

В ходе проверочного эксперимента нами был проведён тест (Приложение №1), целью которого было выявить наличие подростковой депрессии и определить её уровень: лёгкий, средний или высокий. Диагностирование проходило по шкале депрессии доктора наук Дона Эдварда Бека.

Ребятам, учащимся 11 класса, был предоставлен тест, в котором они должны были прочитать и выбрать тот вариант ответа, который наиболее точно определяет их самочувствие в настоящий момент.

Таким образом, мы получили следующие результаты, которые выражены в процентах для большей наглядности (Приложение №2):

Лёгкая депрессия – 20%

Средняя депрессия – 40%

Высокая депрессия – 40%

Затем после проверочного я провела формирующий эксперимент. Это просмотр фильма «Сваты», положительно влияющего на психику подростка.

Через  героев сериал учит многим вещам: ценить людей, относиться к жизни с радостью, просто интересно жить обычной жизнью. Сериал заряжен положительной энергией.  Фильм о семейных ценностях и отношениях поколений. Нелепые ситуации, в которых оказываются герои, разрешаются всегда хорошо! В общем, после просмотра «Сватов» хорошее настроение вам гарантировано! Это лучшее лекарство от депрессии.

Заключительный контрольный эксперимент был проведён с целью проверки и подтверждения выдвинутой нами гипотезы. Окончательные результаты (Приложение №3) таковы:

Лёгкая депрессия – 50%

Средняя депрессия – 50%

Высокая депрессия – 0%

Таким образом, полученные данные показывают, что уровень депрессии снизился, что доказывает правильность выдвинутой мной гипотезы.

В ходе эксперимента я выяснила, что кинотерапия действительно может, как предупредить появление депрессии у подростков, так и справиться с ней (Приложение 4. Отзывы учащихся о тренинге кинотерапии).


3.2.  Список рекомендуемых антидепрессивных фильмов


Все мы любим, смотреть фильмы: кто-то в кинотеатре, кто-то дома. С какой целью люди смотрят фильмы? Для кого-то это проведение свободного времени, для кого-то — погружение в сказку, а для кого-то — погоня за модными тенденциями в мире кино. Но, наверное, никто из нас не задумывается над тем, что кино может не только развлекать, но и лечить.

Культура и искусство - достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.

Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает, полезен просмотр конкретных фильмов.

Предлагаю вашему вниманию составленный список фильмов на основе рекомендаций психологов под названием Домашняя кинотерапия”:

Разбитое сердце и любовные разочарования: «Москва слезам не верит», «Влюблён по собственному желанию», «Ешь, молись, люби», «Обещать - не значит жениться», «Мой лучший любовник», «Гордость и предубеждение», «Шоколад», «Приходи на меня посмотреть», «Жестокий романс», «Унесенные ветром», «Вечное сияние чистого разума», «Сладкий ноябрь», «Легкое поведение», «Разум и чувства», «Знакомьтесь, Джо Блек», «Фрида».

Когда нехватает решимости, чтобы достичь цели: «Король говорит», «Билли Эллиот», «Побег из Шоушенка», «Эрин Брокович», «Беги, Лола, беги», «В погоне за счастьем», «Крепкий орешек», «Куда приводят мечты», «127 часов», «Чужие», «Нокдаун», «Миллионер из трущоб».

Когда мучаешься чувством вины: «Мосты округа Мэдисон», «Пианино», «Натали», «Зависть богов», «Мех: воображаемый портрет Дианы Арбус», «Инди».

При плохом настроении и подавленности: старое доброе советское кино - «Любовь и голуби», «Служебный роман», «Покровские ворота», «Тот самый Мюнхаузен», мультфильмы - «Ледниковый период», «Рапунцель: запутанная история», «Кунг-фу панда», «Валли-И», фильмы - «Амели», «Кофе и сигареты».

Когда в отношениях кризис: «История о нас», «Сцены из супружеской жизни», «Близость», «Дорога перемен», «Питер ФМ», «Разрисованная вуаль», «Влюбись в меня, если осмелишься», «Истинные ценности», «Крамер против Крамера», «Они поженились и у них было много детей».

Когда мир кажется жестоким, а жизнь бессмысленной и хочется найти душевную опору: «Форрест Гамп», «Монолог», «Собачье сердце», «Заплати другому», «Маленькая мисс Счастье», «Сохраняя веру», «Жизнь прекрасна», «Сирота казанская».

Когда жизнь превратилась в болото и хочется перемен: «Хороший год», мультфильм «Вверх», «Достучаться до небес», «Трасса 60», «Красота по-американски», «День сурка», «Умница Уилл Хантинг», «Изгой», «Лучше не бывает», «Внутри себя я танцую». Слезогонное, если надо проплакаться: «Титаник», «Храброе сердце», «Гладиатор», «Дневник памяти», «Хатико: самый верный друг», «Искусственный интеллект», «Танцующая в темноте», «P.S. Я люблю тебя», «Спасти рядового Райана», «Зеленая миля», «Белый Бим, черное ухо».

Пополнение списка продолжается …









Заключение

В результате исследования темы я выяснила, что кинотерапия действительно может, как предупредить появление депрессии у подростков, так и справиться с ней. Депрессия стала бичом современности, она преследует каждого третьего взрослого человека и даже добирается до детей. Этот вид психологического расстройства очень коварен, поскольку его легко можно перепутать с сезонной хандрой, расстройствами от неприятностей в семье или учёбе. Если вовремя распознать депрессию, то с ней можно легко справиться и своими силами. А поможет в этом кинотерапия.

Оказывается, просмотр фильмов может быть не просто развлечением, но и способом работы над собой. Просмотр подходящего фильма может улучшить настроение, помочь найти решение своих проблем, натолкнуть на «свежую» мысль, мало того, – задуматься над смыслом свей жизни, проанализировать свои поступки и свои качества.

Кинотерапия очень эффективна для работы с подростками, которые не могут чётко сформулировать свои проблемы. Она помогает мягко и быстро сделать первые шаги в работе над собой. Понимая содержание фильма – подросток переосмысливает собственный внутренний мир и расширяет возможности сознания, участвуя в обсуждении фильма – он развивает способность рассуждать. Таким образом, кинотерапия делает подростков более целостными и гармоничными – объединяя мысли и чувства внутри них.

Практическая значимость моего исследования в том, что я, используя кинотерапию, помогла испытуемым подросткам улучшить их общее психическое состояние и справиться с подростковой депрессией.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась: кинотерапия – один из самых простых и действенных методов предупреждения депрессии и борьбы с ней.

Список литературы


1.Баженова, Л.М. В мире экранных искусств. Книга для учителей начальных классов, воспитателей, родителей /Л.М. Баженова. – Изд-во ВИПК, ВИКИНГ, Ассоциация деятелей кинообразования, 1992. – 71 с.

2.Баранов, О.А. Экран становится другом / О.А. Баранов. – М.: Просвещение, 1979. – 96 с.

3.Бондаренко, Е.А. Диалог с экраном. Учебное пособие для среднего школьного возраста по предмету «Основы экранной культуры» / Е.А. Бондаренко. – М.: SVR-Аргус, 1994. – 96 с.

4.Коноткин, Э.О. Использование средств звукозаписи в учебном процессе / Э.О. Коноткин, Д.И. Полторак, Л.Д. Цесарский, Л.С. Якушина. – М.: Высшая школа, 1975. – 156 с.

5.Левшина, И.С. Подросток и экран / И.С. Левшина. – М.: Педагогика, 1989. – 176 с.

6.Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С.Н. Пензин. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. – 176 с.

7.Прессман, Л.П. Методика применения технических средств обучения: Экранно-звуковые средства / Л.П. Прессман. – М.: Просвещение, 1988. –

191 с.

8.Психолого-педагогический словарь / Сост. В.А. Мижериков. Ред. П.И. Пидкасистый. – Ростов: Феникс, 1998. С. 241.

9.Рабинович, Ю.М. Кино как средство воспитания школьников (опыт создания системы) / Ю.М. Рабинович // Кино: прокат, реклама, методика, практика. М.: Союзинформкино, 1986. – 32 с.

10.Спичкин, А.В. Что такое медиаобразование / А.В. Спичкин. – Курган: Изд-во Института повышения квалификации и переподготовки работников образования, 1999. – 114 с.

11.Фёдоров, А.В. Подготовка студентов педвузов к эстетическому воспитанию учащейся молодежи / А.В. Фёдоров // Специалист. – 1994. – №1. – С. 15–19.

12.Фёдоров, А.В. Система подготовки студентов педвузов к эстетическому воспитанию школьников на материале экранных искусств (кино, телевидение, видео) / А.В. Фёдоров: Дис. д-ра. пед. наук. – М., 1993.

13.Фёдоров, А.В. Трудно быть молодым: Кино и школа / А.В. Фёдоров. – М.: Киноцентр, 1989. – 66 с.

14.Шариков, А.В. Возрастные особенности телевизионных ориентаций школьников / А.В. Шариков: Дис. канд. пед. наук. – М., 1989.

15.Шариков, А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт / А.В. Шариков. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. – 66 с.

20.Шеин, С.А. Психологические особенности отношения старшеклассников к персонажам кинопроизведений / С.А. Шеин: Дис. канд. псих. наук. – М., 1982.

Интернет-ресурсы

1. http://psy.piter.com

2. http://psychology.net.ru

3. http://www.psycho.all.ru

4. http://www.psychology.ru

5. http://www.psi-net.ru

6. http://www.psyche.ru

7. http://www.flogiston.ru

8. http://www.psyh-portret.ru

9. http://psy.rin.ru

10. http://mnemotexnika.narod.ru

11. http://www.e-psy.ru

12. http://www.psychologies.ru

13. http://www.psy-gazeta.ru

14. http://psy.1september.ru

15. http://psynews.narod.ru

16. http://psycheya.ru

17. http://psylib.kiev.ua

18. http://www.lib.ru/PSIHO/

19. http://www.zovu.ru/psy/

20. http://www.ippd.ktk.ru

21. http://www.pirao.ru/

22. http://www.psi.med.ru/

23. http://www.analitik.narod.ru/

24. http://www. transpersonal.ru

25. http://www.gestalt.ru/

26. http://www.migip.org.ru/ind.shtml

27. http://www.private.peterlink.ru/philo/

28. http://www.geocities.com/Pentagon/Bunker/3426/kaf-rus.html

29. http://philopsy.wallst.ru/

30. http://www.csa.ru/DistanceLearning/











Приложение №1


Тест по шкале депрессии Бека



Шкалы: уровень депрессии.

Назначение теста: методика предназначена для диагностики уровня депрессии.

Инструкция к тесту: прочитайте утверждение и выберите тот вариант ответа, который наиболее точно определяет ваше самочувствие в настоящий момент.


Тест

1. Выберите один из вариантов ответа:

А) я чувствую себя хорошо;

Б) мне плохо;

В) мне все время грустно, и я ничего не могу с собой поделать;

Г) мне так скучно и грустно, что я не в силах больше терпеть.

2. Выберите один из вариантов ответа:

А) будущее не пугает меня;

Б) я боюсь будущего;

В) меня ничто не радует;

Г) мое будущее беспросветно.

3. Выберите один из вариантов ответа:

А) в жизни мне большей частью везло;

Б) неудач и провалов было у меня больше, чем у кого-либо другого;

В) я ничего не добился в жизни;

Г) я потерпел полное фиаско.

4. Выберите один из вариантов ответа:

А) не могу сказать, что я не удовлетворён;

Б) как правило, я скучаю;

В) то бы я ни делал, ничто меня не радует, я как заведенная машина;

Г) меня не удовлетворяет абсолютно всё;

5. Выберите один из вариантов ответа:

А) у меня нет ощущения, будто я кого-то обидел;

Б) может, я и обидел кого-то, сам того не желая, но мне об этом ничего не известно;

В) меня такое чувство, будто я всем приношу только несчастья;

Г) я плохой человек, слишком часто я обижал других людей.

6. Выберите один из вариантов ответа:

А) я доволен собой;

Б) иногда я чувствую себя несносным;

В) порой я испытываю комплекс неполноценности;

Г) я совершенно никчемный человек.

7. Выберите один из вариантов ответа:

А) у меня не складывается впечатление, будто я совершил нечто такое, что заслуживает наказания;

Б) я чувствую, что наказан или буду наказан за нечто такое, чему стал виной;

В) я знаю, что заслуживаю наказания;

Г) я хочу, чтобы жизнь меня наказала.

8. Выберите один из вариантов ответа:

А) я никогда не разочаровывался в себе;

Б) я много раз испытывал разочарование в самом себе;

В) я не люблю себя;

Г) я себя ненавижу.

9. Выберите один из вариантов ответа:

А) я ничем не хуже других;

Б) порой я допускаю ошибки;

В) просто ужасно, как мне не везет;

Г) я сею вокруг себя одни несчастья.

10. Выберите один из вариантов ответа:

А) я люблю себя и не обижаю себя;

Б) иногда я испытываю желание сделать решительный шаг, но не отваживаюсь;

В) лучше было бы вовсе не жить;

Г) я подумываю о том, чтобы покончить жизнь самоубийством.

11. Выберите один из вариантов ответа:

А) у меня нет причин плакать;

Б) бывает, что я и поплачу;

В) я плачу теперь постоянно, так что не могу выплакаться;

Г) раньше я плакал, а теперь как-то не выходит, даже когда хочется.

12. Выберите один из вариантов ответа:

А) я спокоен;

Б) я легко раздражаюсь;

В) я нахожусь в постоянном напряжении, как готовый взорваться паровой котел;

Г) мне теперь все безразлично; то, что раньше раздражало меня, сейчас будто бы меня не касается.

13. Выберите один из вариантов ответа:

А) принятие решения не доставляет мне особых проблем;

Б) иногда я откладываю решение на потом;

В) принимать решение для меня проблематично;

Г) я вообще никогда ничего не решаю.

14. Выберите один из вариантов ответа:

А) мне не кажется, будто я выгляжу плохо или хуже, чем прежде;

Б) меня волнует, что я неважно выгляжу;

В) я выгляжу плохо;

Г) я безобразен, у меня просто отталкивающая внешность.

15. Выберите один из вариантов ответа:

А) совершить поступок – для меня не проблема;

Б) мне приходится заставлять себя, чтобы сделать какой-либо важный в жизни шаг;

В) чтобы решиться на что-либо я должен очень много поработать над собой;

Г) я вообще не способен что-либо реализовать.

16. Выберите один из вариантов ответа:

А) я сплю спокойно и хорошо высыпаюсь;

Б) по утрам я просыпаюсь более утомленным, чем был до того, как заснул;

В) я просыпаюсь рано и чувствую себя невыспавшимся;

Г) иногда я страдаю бессонницей, иногда просыпаюсь по несколько раз за ночь, в общей сложности я сплю не более пяти часов в сутки.

17. Выберите один из вариантов ответа:

А) у меня сохранилась прежняя работоспособность;

Б) я быстро устаю;

В) я чувствую себя уставшим, даже если почти ничего не делаю;

Г) я настолько устал, что ничего не могу делать.

18. Выберите один из вариантов ответа:

А) аппетит у меня такой же, каким он был всегда;

Б) у меня пропал аппетит;

В) аппетит у меня гораздо хуже, чем прежде;

Г) у меня вообще нет аппетита.

19. Выберите один из вариантов ответа:

А) бывать на людях для меня так же приятно, как и раньше;

Б) мне приходится заставлять себя встречаться с людьми;

В) у меня нет никакого желания бывать в обществе;

Г) я нигде не бываю, люди не интересуют меня, меня вообще не волнует ничто постороннее.

20. Выберите один из вариантов ответа:

А) я чувствую себя вполне здоровым и забочусь о своем здоровье так же, как и раньше;

Б) у меня постоянно что-то болит;

В) со здоровьем дело обстоит серьезно, я все время об этом думаю;

Г) мое физическое самочувствие ужасно, болячки просто изводят меня.


Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту: баллы за ответы начисляются по следующей схеме:

• Ответ «а» – 0 баллов,

• «б» – 1 балл,

• «в» – 3 балла,

• «г» – 4 балла.

Интерпретация результатов теста

Степень депрессии:

• 0-4 балла – депрессия отсутствует;

• 5-7 баллов – легкая депрессия;

• 8-15 баллов – средний уровень депрессии;

• 16 и более баллов – высокий уровень депрессии.







Приложение 2

Результаты проверочного эксперимента


Диаграмма 1. Результаты проверочного эксперимента по шкале депрессии Бека (октябрь 2020 г.).

t1618897959aa.gif


Таким образом, результаты проверочного эксперимента по шкале депрессии Бека показали:

- у 20% учащихся 11 класса – лёгкая депрессия;

- у 40% учащихся 11 класса выявлен - средний уровень депрессии;

- у 40% учащихся 11 класса выявлен – высокий уровень депрессии.








Приложение 3


Результаты контрольного эксперимента

Диаграмма 2. Результаты контрольного эксперимента по шкале депрессии Бека (декабрь 2020 г.).


t1618897959ab.gif

Таким образом, результаты контрольного эксперимента по шкале депрессии Бека показали:

- у 50% учащихся 11 класса – лёгкая депрессия;

- у 50% учащихся 11 класса выявлен - средний уровень депрессии;

- высокий уровень депрессии не выявлен.
















Приложение 4


Отзывы учащихся о тренинге кинотерапии


- «Кинотерапия – хорошая возможность узнать себя и весь мир с помощью замечательных фильмов»;

- «Для меня кинотерапия, это возможность повысить свой интеллектуальный, духовный и культурный уровень, способ посмотреть на мир другими глазами»;

- «Это возможность к самопознанию»;

- «Кинотерапия – это самый легкий способ разобраться в себе и помочь себе развиваться как личность»;

- «Кинотерапия открыла мне глубину фильмов и все великолепие гениального замысла режиссеров»;

- «Некоторые фильмы, которые я видела ранее, после просмотра с психологом и группой, предстали передо мной в совершенно другом свете».











































































































34



Автор материала: П. КАЦЕНДОРН (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.