Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный на личностный рост и развитие участников образовательного процесса
Рабочая программа
«Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный на личностный рост и развитие участников образовательного процесса»
Участники: программа кинотерапии ориентирована на учащихся, родителей и педагогов
Срок реализации программы: 3 года
Этапы реализации: организационный, практический, аналитический
Автор: Щиголева Вероника Геннадьевна, педагог-психолог
МОУ «СОШ № 39 им. Г.А.Чернова» г.Воркуты,
169907, г.Воркута, ул. Тиманская, 6 А
Контактный телефон: 8 922 088 16 79
Отзыв на рабочую программу
«Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный неличностный рост и развития участников образовательного процесса»
педагога – психолога МОУ «СОШ №39 им. Г.А.Чернова» г. Воркуты Щиголева В.Г.
Рабочая программа составлена на основе информационных источников: Forum.detskie domiki.ru; Евгений Махлин, семейный психолог, психотерапевт: help4family.ru
В результате реализации программы предполагается личностный рост обучающихся 5-11 классов, развитие самосознания (познания себя), изменения отношения к себе и регуляции поведения, а также повышение психологической компетентности педагогов.
Оценка структуры рабочей программы: программа выдержана в соответствии с требованиями к оформлению программ.
Рабочая программа состоит из разделов:
для обучающихся «Мой мир и мир кино»;
для педагогов «Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов».
Характеристика разделов: представлены достижения мировой кинотерапии, в основу положен метод практического тренинга. Разделы содержат цели, указанны предполагаемые результаты. Выделены особенности организации процесса кинотренинга: различные уровни анализа фильма с учетом возрастных особенностей в разделах, технология тренинга кинотерапии раскрыта: включает преимущества и особенности кинотренинга, количество участников, используемые методы работы, последовательность организации поэтапного просмотра и обсуждения фильма.
Программа содержит: список рекомендуемых фильмов для проведения кинотренинга с педагогами и обучающимися с их названием и содержанием, тезаурус, предполагаемые риски (и способы снижения рисков), схему анализа фильмов, перечень используемых диагностик и методик, отзывы учащихся о тренинге кинотерапии, тематический план, анализ качественных и количественных критериев оценки достижения результатов, список используемой литературы. Программа составлена для работы в ОУ для педагогов – психологов.
Грамотно использован стиль изложения, использована специальная терминология, представлен тезаурус.
Прослеживается новизна программы через использование интерактивных форм, просмотр и коллективное обсуждение фильмов. Использование ИКТ: социальные сети, видеоресурсы, форумы.
Данные результатов контрольной диагностики позволяют сделать вывод об эффективности реализации представленной программы.
Заключение: программа направлена на социализацию и адаптацию в обществе как взрослых так и детей, используется технология интерактивного обучения, может быть использована в работе в ОУ педагогами - психологами, социальными педагогами и классными руководителями.
Заместитель директора по НМР О.В.Славова
Актуальность
Кино – это искусство, давно известное каждому из нас, но мало кто задумывался над тем, что кино может быть еще и лекарем души!
В Федеральном государственном стандарте общего образования, развитие, воспитание и социализация учащихся определены как задачи первостепенной важности.
В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшей задачей воспитания является формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе [1].
Очень важно, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. В связи с этим, встает задача создания условий для свободного выбора форм, способов самореализации учащихся, на основе освоения общечеловеческих ценностей.
Поэтому, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
Кинотерапия — современное направление психологического консультирования и психотерапии. Она является тонким и мощным инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы психики. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интеллектуальное удовольствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры отечественной и зарубежной киноклассики. В процессе просмотра фильма и анализа собственного эмоционального восприятия его образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. Вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих действий и осознанным изменениям в жизни [2].
Кинотерапию можно рассматривать как инструмент практической помощи в становлении и развитии людей, которые уже являются неординарными личностями. [3].
Человечество давно придумывает способы взглянуть на свой внутренний мир со стороны, определить причины и мотивацию своих собственных поступков. Культура и искусство – достойная альтернатива психологическим техникам на пути к самопознанию и саморазвитию людей. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности. Быть может, скоро и у нас появятся психологи, излечивающие своих пациентов мировым кинематографом [5].
Кинотерапия – средство развития личности, доступное всем. Известно, что с помощью просмотра фильмов можно стать спокойнее, умнее и даже опытнее.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Данная программа составлена с учетом:
Требований, описанных в документах:
Закон РФ "Об образовании"№ 273-ФЗ 01.09. 2013 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Конституция РФ;
Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 02.07.1992 г. № 3185-1
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка" от 24.07. 1998г. № 124 Ф-3 (изменения и дополнения от 20.07.2000г.)
Приказ Министерства здравоохранения РФ «О психотерапевтической помощи» от 16.09.2003 г. № 438.
Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования;
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г.,г. Москва).
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ
Впервые термин «терапия искусством» (арт-терапия) был использован А. Хиллом в 1938 году. Эффективность применения искусства в контексте психологической работы обосновывается тем, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне [9].
Огромный вклад в кинотерапию внес Британский психотерапевт Берни Вудер, он совершил прорыв в области лечения различных эмоциональных проблем. Вудер предложил избавляться от них с помощью художественных фильмов.
Разработке своего метода он посвятил более 10 лет. За это время Вудер подвергался насмешкам коллег и чуть ли не остракизму со стороны медицинского сообщества, но проявил завидную настойчивость и последовательность, а главное – ему удалось добиться конкретных положительных результатов [6].
Фильмы, как и сказки, и сны, богаты образами и подтекстом. Каждый человек видит и интерпретирует их по–своему, через призму своего жизненного опыта, психологических особенностей, ценностей и отношения к миру.
Если десять человек, посмотревших один и тот же фильм, соберутся вместе обсудить его, то в процессе обсуждения непременно обнаружится, что они как будто посмотрели десять разных фильмов, причем каждый увидел фильм о своей собственной жизни.
Человек во время сеанса кинотерапии получает возможность посмотреть интересный фильм и стать участником обсуждения, где при желании имеет возможность поделиться своими впечатлениями, чувствами и мыслями, возникшими во время просмотра фильма.
Обсуждая «свой» фильм с другими людьми, человек соприкасается с другим взглядом на мир, с другой интерпретацией событий, расширив тем самым свое понимание и видение мира, а может быть, и изменить взгляд на те или иные проблемы.
Не существует какого-то универсального психотерапевтического фильма, который бы лечил все проблемы. Однако при определенных проблемах бывает полезен просмотр конкретных фильмов.
Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф формирует собственную виртуальную реальность, оказывающую всё возрастающее воздействие на мировоззренческие позиции человека, на его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Зарубежный и отечественный кинематограф широко представлен во всех масс медиа. Порой они активно навязывает обществу безнравственные, ассоциальные и нереальные эталоны поведения вследствие чего оказывают негативное влияние на становление интеллектуальных, нравственных качеств личности, на формировании зрительского опыта, основанного на свободе выбора, критическом мышлении и осознанных морально-нравственных предпочтениях [6].
Многие подростки выбирают кинофильмы преимущественно с развлекательными требованиями. Это обусловливает слишком прямолинейное восприятие художественных произведений как аналогии жизни, при доминирующем критерии «похожести», позволяющем оценить только внешние чисто сюжетные характеристики.
В настоящее время особо остро стоит вопрос психологического сопровождения учеников группы риска. Как правило, такие школьники испытывают трудности в обучении, общении и социализации. С ними требуется как индивидуальная, так и групповая коррекционно- развивающая работа. Метод кинотренинга представляется наиболее экологичным со стороны влияния на сознание учеников в то же время доступным и интересным для них.
Анализ сложившейся ситуации показывает, что у современной молодежи существует проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к самому себе и обществу, в котором он живет.
Цель программы: Создание психолого-педагогических условий для личностного роста, развития самосознания (познания себя, изменение отношения к себе, регуляция поведения) учащихся.
Задачи:
- отреагирование актуальных на данный момент чувств участниками группы;
- осознание участниками своих мыслей, действий, чувств;
- осознание связи между своими эмоциональными реакциями и своими потребностями;
- развитие эмпатических способностей участников группы;
- развитие способности анализировать ситуации, чтобы управлять своей жизнью;
- расширение чувствительности восприятия себя, других людей и окружающего мира;
- расширение собственной картины мира и возможностей реагирования на вызовы действительности;
- углубление понимания замысла и аудио-визуальных средств его выражения режиссером.
Срок реализации: 3 года.
ФОРМЫ РАБОТЫ
Для реализации программы используются различные формы:
- групповые – тренинги,
- индивидуальные и групповые беседы,
- дискуссии,
- консультации для родителей и педагогов.
Тренинг
Данный вид работы используется при работе с родителями, педагогами, обучающимися.
Форма социально-психологического тренинга - это специально организованные занятия, в которых участники при содействии ведущего – психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, в ходе которого происходит решение задач психологического сопровождения. Используемые методы работы кинотерапии:
- видеопросмотр;
- групповая дискуссия;
- разбор конкретных ситуаций;
- групповое обсуждение;
- информирование.
Преимущества и особенности:
В ходе тренинга идет просмотр фильма, который пользуется популярностью у зрителей и в котором поднимаются вопросы, проблемы, затрагивающие за живое каждого человека.
Сопереживая героям фильма, участники вновь погружаются в события собственной жизни, чувствуют свою сопричастность другим людям и миру.
В доброжелательной обстановке, в кругу заинтересованных собеседников, высказывая свои варианты ответов на личные вопросы.
Различные уровни анализа фильма:
- интерпретация сюжета, погружение в метафору, совместное эстетическое переживание;
- работа с символами и их возможными смыслами;
- проекция, как основной механизм восприятия киноматериала;
- спонтанное обсуждение;
- кинофильм, как средство самопознания и раскрытия внутренних резервов личности;
- кинофильм, как средство эффективной саморегуляции;
- кинофильм, как вспомогательный метод в психологическом консультировании;
- кинофильм, как вспомогательный дидактический материал в учебном процессе;
- кинофильм, как тренажер для решения проблем бизнеса;
- кинофильм, как средство внутрифирменного PR;
- кинофиль, как инструмент налаживания межличностных и межгрупповых взаимоотношений.
НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Широкий спектр различных проблем учащихся нашей школы подтолкнул на поиск нетрадиционных подходов в организации психолого-педагогической работы, а именно, - использование возможностей кино в сопровождении подростков «группы риска».
В школьных программах искусству кино почти не уделяется внимания. Личностный опыт общения подростка с миром кино складывается вне стен образовательного учреждения и зачастую под воздействием случайных факторов.
Особенностью программы кинотерапии является возможность вовлечения подростков «группы риска», как правило, - уклоняющихся от общения не только со сверстниками, но и со взрослыми, в коррекционно-развивающую работу. Кино позволяет участнику тренинга посмотреть на свои действия и поступки через призму чужих проблем
УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
Специфика образовательной организации
Анализ итогов социальной диагностики микросоциума нашей школы показывает, что он характеризуется следующими чертами (признаками):
Средним уровнем общей культуры;
Наличием неблагополучных малообеспеченных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития своего ребёнка;
Вместе с тем до 60 % семей достаточно ответственно относятся к своим родительским обязанностям, из них 30% способны глубоко изучить способности и склонности своего ребёнка, осознанно прогнозировать его будущее развитие, активно сотрудничать со школой, в рамках домашнего воспитания приобщить к достижениям общечеловеческой культуры.
Данные психодиагностики уровня личностного развития детей, поступающих в школу, подтверждают итоги социальной диагностики. Картина довольно пёстрая, представлена вся шкала развития: от детей с высоким уровнем развития, обладающих музыкальными, интеллектуальными способностями, до детей с временными задержками психического развития.
Характеристика участников:
Программа кинотерапия предназначена для учащихся, педагогов и родителей:
- кинотренинг для учащихся «группы риска», имеющих высокие показатели по результатам диагностики и имеющих трудности в регулировании своего эмоционального состояния;
- кинотренинг для педагогов по развитию эмпатии и повышения психологической компетентности педагогов»
- кинотренинг для родителей, с нарушениями детско-родительских отношений.
Распределение функционала и нагрузки специалистов:
Тренинг кинотерапии могут использовать в своей работе не только педагоги-психологи, но и классные руководители, и социальные педагоги ОУ.
Описание способов, гарантирующих соблюдение основных прав участников:
Принципы организации тренинга:
1.Организация работы в интерактивном ключе, через построение диалога.
2.Постоянный состав группы, который реализуется, так как группа состоит из одноклассников.
3.Проведение занятия в достаточно оптимальном темпе.
4.Искренность и открытость.
5.Конфиденциальность.
6.Принцип Я – высказываний
7.Принцип безопасности – положительная оценка.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения кинотренинга: DV-плеер, (компьютер) расположенный в удобном для просмотра месте, экран, проектор, диск с выбранным фильмом (электронный носитель).
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ
Алгоритм проведения тренинга кинотерапии
Первый этап кинотерапии - организационный.
1. В зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнуют фильмы, которые эмоционально созвучны внутреннему запросу. Как правило, фильм популярный и всем известный.
Подготовка к проведению занятия заключается в выборе фильма и в составлении программы проведения занятия. Психолог обязательно заранее просматривает фильм и анализирует его, чтобы избежать непредвиденных реакций. Фильм должен являться высокохудожественным произведением, должен иметь строгую и чёткую тематическую линию. Выбирать лучше такой фильм, который по времени не превышает 120 минут и 30 минут на обсуждение фильма.
Второй этап – практический - просмотр фильма.
2. Во время просмотра фильма внимание участников обращается на следующее:
- образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;
- позитивность или негативность динамики фильма и музыки;
- эмоциональные и физиологические переживания;
- стереотипы, которые разыгрываются героями и т.д.;
-после просмотра фильма допускается перерыв (отдых) на 5-7 минут.
Заключительный этап – аналитический - обсуждение фильма.
3. Спонтанное обсуждение после просмотра. Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма.
Высказываются все желающие, сообщая о том, что запомнилось из фильма, что вызвало наибольшее впечатление. Особое внимание при обсуждении фильма уделяется главным героям, анализируются чувства, мысли, реакции, которые вызвали у участников тренинга те, или иные персонажи. В процессе просмотра фильма человек сливается с одним из героев, если ему близко настроение персонажа, или ситуация, которая обыгрывается в фильме. Иногда анализ поведения и мотивов поступков персонажей помогают клиенту выразить те мысли, которые трудно было передать словами. Затем психолог обобщает то, что высказали участники группы, без обращения к личностям, дает перечень чувств и проблем, которые вскрыл фильм. После анализирует мысли, идеи, которые возникли во время просмотра и обсуждения.
4. Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей.
Количество участников: 10-15 человек .
Продолжительность: 2-2,5 часа.
Вводные рекомендации:
- «художественная» ткань фильма близка по содержанию жизненной ткани, которую учащимся необходимо научиться анализировать;
- фильм в любую минуту можно остановить, вернуть кадр, т.е. использовать самые разные методические приемы в анализе, что невозможно в реальной действительности;
- фильм дает уникальную возможность анализировать символику и «культурный язык», которые в более стертой и неявной форме присутствуют в жизни;
- фильм зачастую предлагает позитивные сценарии решения проблемы, которые не проявляют себя в реальной жизни.
Ожидаемые результаты, что получат участники:
- расширение знаний о психологических концепциях личности, мотивации поведения;
- развитие самопознания через соотнесение особенностей своей личности с образами, поступками и чувствами героев фильма;
- развитие понимания других людей с помощью соотнесения своего видения мира с позициями других участников группы;
- улучшение отношения к себе, другим людям, окружающей действительности в результате понимания и принятия сложности и многообразия мира;
- развитие способности регулировать свои эмоциональные реакции и поведение.
МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ, КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В настоящее время мы часто оказываемся в кризисных ситуациях частного или общественного характера. К кризисным ситуациям частного (личного) характера относятся конфликты в семье, чувство неудовлетворенности собой, потеря работоспособности, физическое и психологическое насилие. А особенно, это касается наших детей.
Метод кинотерапии в своей работе использую с подростками «группы риска», имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы, а также с семьями (учащимися и родителями), в которых выявлены нарушения детско-родительских отношений.
Анализ диагностики данного направления работы показал эффективность кинотерапевтической работы. Методики диагностики подбираются с учетом запроса и проблем конкретного ребенка.
Выборочный анализ результатов диагностической работы в рамках проведения кинотерапии.
За период 2012 по 2015 учебный годы приняли участие в тренинге кинотерапии - 186 учащихся, родителей – 5 чел. Из них: учащиеся «группы риска» - 125 (учащиеся с нарушениями эмоционально-волевой сферы – 91чел., нарушения детско-родительских отношений – 18 чел., учащиеся, склонные к аутоагрессивному поведению – 5чел.).
Диагностическое обследование учащихся по карте Стотта, опросника М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук, опросник суицидального риска Т.Н.Разуваева
В начале учебного года формирую базу данных учащихся по результатам первичной диагностики по карте Стотта, где совместно с классными руководителями выявляются учащиеся, вызывающие тревогу у педагогов.
Всего за период с 2012 по 2015 учебный годы продиагностировано 1952 учащихся 1-11 классов и выявлено 23 учащихся «группы риска». Получив первичные данные об учащихся, провожу выборку учащихся 7-11 классов и провожу углубленную диагностику с подростками: опросник М.И.Рожкова, М.А.Ковальчук и опросник суицидального риска Т.Н.Разуваева. За период с 2012 по 2015 учебный год классными руководителями выявлено 5 наиболее трудных подростков, склонных к аутоагрессивному поведению и все 5чел. были участниками программы кинотерапии. Анализ данных контрольной диагностики и опроса классных руководителей показал положительную динамику в поведении всех 5 наиболее учащихся.
Диагностическое обследование учащихся 8-11 классов (опросник САН) и оценка эффективности коррекционного воздействия программы
В первичном обследовании принимали участие 20 подростков 8-11 классов;
Контрольная диагностика – 6 подростков.
Первичная диагностика по методике САН направлена на оценку самочувствия, активности и настроения учащегося.
Полученные данные были использованы с одной стороны для привлечения к тренингу кинотерапии подростков, с другой стороны, в качестве первичной диагностики, результаты которой сравнивались позднее с результатами заключительной диагностики и использовались для оценки эффективности программы кинотерапии.
Таблица 1
Диагностика САН (самочувствие, активность, настроение индивида)
(экспериментальная группа учащихся) в %
Результаты первичной и контрольной диагностики.
Таблица 1.
Шкалы |
Результаты первичной диагностики |
Результаты заключительной диагностики |
Благоприятный эмоциональный фон |
11 (55%) |
4 |
Средний уровень |
3 (15%) |
0 |
Низкий уровень |
6 (30%) |
2 |
Первый этап обследования состоял в определении самочувствия, активности и настроения подростков.
Анализируя результаты входящей диагностики по опроснику САН, можно сделать выводы: что в большей степени подростки способны учитывать предыдущий эмоциональный опыт, на основании которого у них формируются устойчивый эмоциональные отношения. В тоже время свойственная подросткам повышенная возбудимость неуравновешенность, накладывает отпечаток на характер протекания у них эмоциональных процессов. И тем не менее подростки способны сдерживать свои эмоции и управлять ими. Наряду с этим у подростков отмечаются такие эмоциональные неблагополучия как депрессия, различные страхи и тревога. Причины подобных нарушений в первую очередь кроются в семейном воспитании и влиянии ближайшего окружения.
По результатам контрольной диагностики в 2012-2013 учебном году из 6 учащихся, имеющих низкий эмоциональный фон показали положительную динамику все 6 учащихся. Реализация программы кинотерапии способствовала повышению благоприятного эмоционального фона у подростков.
Шкала одиночества Д. Расселла
Результаты первичной и контрольной диагностики.
Шкала одиночества Д. Расселла, Л.Пепло, М.Фергюсона (шкала предназначена для исследования субъективного ощущения человека своего одиночества). В первичном исследовании особенностей подросткового одиночества приняли участие подростки 14 - 15 лет, в количестве 50 человек, из них на кинотерапию были приглашены 15 учащихся.
Таблица 2.
Шкалы |
Результаты первичной диагностики |
Результаты заключительной диагностики |
Низкий уровень одиночества |
15 (30%) |
7 (46%) |
Средний уровень одиночества |
20 (40%) |
5 (34%) |
Высокий уровень одиночества |
15 (30%) |
3 (20%) |
Низкий уровень состояния одиночества был выявлен у 15 (30%) испытуемых. Средний уровень состояния одиночества был выявлен у 20 (40%) испытуемых.
Положительный результат по тесту (то есть наличие высокого уровня состояния одиночества) был выявлен у 15 подростков, что составило (30%) испытуемых. Эта группа подростков выступали в качестве контрольной диагностики и были участниками кинотренинга.
Результаты контрольной диагностики 2013-2014 учебный год показали: 5 подростков – низкий уровень состояния одиночества, и у 10 подростков положительной динамики не произошло. С данной категорией учащихся проводится коррекционная работа, индивидуальные беседы, наблюдения.
Шкала тревоги Спилбергера
Шкала тревоги Спилбергера является информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека). Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.
Таблица3.
Шкалы |
Результаты первичной диагностики |
Результаты заключительной диагностики |
||
Реактивная тревожность |
Личностная. тревожность |
Реактивная тревожность |
Личностная. тревожность |
|
Низкий показатель |
17(34%) |
20(40%) |
13 (35%) |
17 (46%) |
Умеренный показатель |
13 (26%) |
13(26%) |
18(49%) |
17 (46%) |
Высокий показатель |
20(40%) |
17(34%) |
6 (17%) |
3(8%) |
Всего за период 2012-2015 учебный год в диагностике в первичной диагностике приняли участие 50 подростков. Приняли участие в контрольной диагностике 37 подростков.
Результаты первичной диагностики показали следующее: у мальчиков оказалась высокая личностная и ситуативная тревожность в отличие от девочек. Такая ситуация складывается с респондентами, у которых была выявлена низкая тревожность. Большинство ответов показали, что у девочек уровень тревожности намного ниже. Так, подросткам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, ответственности в решении тех или иных задач.
Результаты контрольной диагностики показали: из 37 подростков показатель высокой реактивной тревожности наблюдается у 6 подростков, что составило (17%) из числа принявших участие в контрольной диагностике. Личностная тревожность наблюдается у 3 учащихся (8%). Такая ситуация складывается с респондентами, у которых была выявлена низкая тревожность. Большинство ответов показали, что у девочек уровень тревожности намного ниже. Так, подросткам с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по задачам. Для низко тревожных людей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, ответственности в решении тех или иных задач.
Диагностика самооценки и уровня притязаний
по Дембо-Рубинштейну.
Проблема самооценки и уровня притязаний является одной из актуальных проблем личностного развития, особенно в подростковом возрасте.
В своей работе для изучения самооценки использую диагностику Дембо-Рубинштейна. Цель данной диагностики – выявление уровня самооценки и уровня притязаний школьника по заранее заданным качествам личности.
Всего за 2012-15 учебный год в исследовании самооценки и уровня притязаний приняли участие 344 учащихся, из них – 90 учащихся 7-9 классов.
Количественное и процентное соотношение подростков по уровню самооценки и уровню притязаний 14-15 лет.
Результаты первичной диагностики
Таблица 4.
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
||||
заниженный |
адекватная |
завышенный |
низкий |
оптимальный |
очень высокий |
19 21% |
29 32% |
42 47% |
11 12% |
35 39% |
44 49% |
Сравнивая результаты уровня самооценки и уровня притязаний, можно отметить следующее: что количественное и процентное соотношение уровня самооценки и уровня притязаний практически одинаково. Один испытуемый имеет низкий уровень притязаний.
Результаты первичной диагностики свидетельствуют о том, что подростки в целом достаточно адекватно и высоко оценивают себя. Испытуемые с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний способны реально осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки. За адекватной самооценкой стоит позитивное отношение к себе, ощущение собственной полноценности. Также можно сказать, что человек с адекватной самооценкой и оптимальным уровнем притязаний ставит перед собой реально достижимые цели. Адекватная самооценка является необходимым условием формирования уверенного поведения. Таким образом 30 учащихся вошли в контрольную группу и стали участниками кинотренинга.
Результаты контрольной диагностики
Таблица 5.
Уровень самооценки |
Уровень притязаний |
||||
заниженный |
адекватная |
завышенный |
низкий |
оптимальный |
очень высокий |
7 % |
13 % |
10 % |
4 % |
16 % |
10 % |
Анализируя результаты первичной и контрольной диагностики по самооценке и уровню притязаний, можно сделать следующий вывод:
Наблюдается положительная динамика у учащихся, имеющих заниженную самооценку и низкий уровень притязаний. Можно сказать, что реализация программы кинотерапии способствовала повышению уровня самооценки и уровня притязаний у подростков.
Таким образом, анализируя результаты первичной и заключительной диагностик, можно сделать вывод о том, что у учащихся произошли значительные изменения в эмоционально-волевой сфере. У подростков склонных к аутоагрессивному поведению за последние 3 года наблюдается устойчивое эмоциональное поведение, снизился уровень депрессии. У учащихся повысился благоприятный эмоциональный фон, снизился показатель чувства одиночества. Значительно снизился показатель уровня тревожности, повысилась самооценка и уровень притязаний.
Исходя из этого, можно сделать вывод об эффективности программных мероприятий.
Метод кинотерапии занимает много времени. Значительная часть времени уходит на подготовку программ обсуждения и упражнений. Вместе с тем на тренинг кинотерапии приглашаются не только учащихся, имеющие определенные проблемы, но и подростки, которым интересна доверительная беседа в кругу сверстников. Я убеждена, что с помощью хорошего кино подросток может «оздоровить» свою душу, найти ответы на вопросы, увидеть новые жизненные горизонты. А иногда просто вместе со своими друзьями сесть чуть ближе, пытаясь смотреть одни и те же картины, и дышать одним и тем, же воздухом.
Как было уже отмечено выше, в своей работе метод кинотерапии использую как в групповой работе с учащимися, так и в индивидуальной работе с родителями. Как правило, это семьи «группы риска». В первом случае, рекомендую родителям в качестве домашнего задания совместный просмотр художественного фильма, который, так или иначе, затрагивает их проблемы, в основном, это – нарушение детско-родительских отношений. После просмотра происходит обсуждение фильма всеми членами семьи. Родителям рекомендую не просто коротать время за приятным просмотром, а провести параллель с собственной проблемной ситуацией, определить те качества характера и ресурсы героев, которые помогают им в разрешении жизненных трудностей, проблемах со своими детьми, определить свои собственные сильные стороны, проанализировать насколько поведение героев приемлемо в разрешении их проблемы.
Приведу пример кинотерапии из практики в работе с семьей «группы риска», где нарушены детско-родительские отношения.
Получив результаты диагностики, определила проблему. Девочка-подросток с низкой самооценкой, неуверенная в себе испытывает большую потребность в общении с мамой: не хватает тепла и материнской любви. Девочка склонна к депрессии, пассивна. Мама – занимает позицию следующую: осознает суть проблемы, но со слов мамы не испытывает к дочери материнской любви и заботы. Дочь ее раздражает, она ее не понимает и т.д. В данном случае рекомендовала просмотр художественного фильма «Волчок». Это история шестилетней девочки, которая никогда в жизни не видела свою мать. Но, однажды ненадолго появившись, та подарила ей маленькую игрушку – волчок. Девочка могла бы вырасти настоящим волком, если бы не любовь к матери. А мать снова бежит от дочери, пытаясь устроить свою личную жизнь. Этот бег – как вращение волчка – единственной игрушки, что она подарила дочери. Хочу отметить, что семья неполная, есть отчим, с которым девочка не хочет общаться. Далее, пригласив на консультацию маму и девочку, попросила рассказать о том, какие чувства и эмоции вызвал данный фильм. А главное, помог ли фильм в разрешении проблемы в отношении всех членов семьи. Со слов мамы и девочки, фильм вызвал сильные эмоциональные переживания и многие проблемы стали понятны, в особенности,- для мамы. На сегодняшний день уже есть положительные результаты, но с данной семьей продолжаю работать, в том числе и используя метод кинотерапии.
Следует отметить, что основной чертой подросткового возраста является конформность установок, то есть стремление подростка к подражанию. Поведенческие реакции, приобретенные в ходе кинотренинга подросток переносит в реальную жизнь при общении со сверстниками и людьми старшего возраста.
Во втором варианте проводится групповой просмотр фильма с учащимися, в рамках психотерапевтической группы, с последующим обсуждением.
Приведу пример группового кинотренинга с подростками в просмотре Японского мультипликационного фильма «Сад изящных слов».
В основе фильма история пятнадцатилетнего парня по имени Такао Акидзуки. Он не слишком похож на остальных своих сверстников. У Такао есть одна простая мечта, но в нее он вкладывает свой, особый смысл, юноша мечтает стать обувным мастером. Так как Такао уже определился, чем он хочет заниматься, то ходить в школу он не имеет особого желания. Больше ему нравится сидеть в беседке парка, когда вокруг идет дождь и делать эскизы моделей будущей обуви. В один из дней он как всегда сидел в парке, и ему повстречалась загадочная девушка, которую как, оказалось, звали Юкари Юкино. Несмотря на разницу в возрасте они сразу почувствовали определенную связь между собой. Их встречи происходили лишь в дни, когда идет дождь, однако, сезон дождей уже скоро закончится.
Ребятам было предложено разыграть заключительный эпизод фильма. Было очень интересно услышать мнения ребят. Далее был продолжен просмотр данного фильма.
Используя просмотр специально подобранных кинофильмов в группе, можно отметить, что они не только оставляют ощущение истинного наслаждения и обогащают духовную сферу личности, но и содержат в себе огромный целительный потенциал, который открывает широкие возможности участнику группы для осознанных личностных изменений. Помимо этого, в фильмах содержится богатый обучающий материал, позволяющий развивать социальные и культурные стандарты, а также нравственные и моральные нормы.
Практика показывает, что наиболее результативным в кинотренинге является прием «прерванного показа», который заключается в демонстрации эмоционально насыщенного эпизода кинофильма. Так подростки, интуитивно основываясь на чувствах и переживаемых эмоциях главного героя, проецируя собственную модель поведения, завершают сюжет фильма. Особенно эффективен данный прием при включении элементов психосинтеза, то есть учащиеся разыгрывают заключительный эпизод фильма, таким образом, как он должен завершиться исходя из их представлений. После чего учащимся демонстрируют действительный эпизод фильма, происходит обсуждение.
Итак, просмотр и обсуждение кинофильмов является удобным и эффективным инструментом для решения задач социальной адаптации детей «группы риска».
В ходе проведения группового тренинга с подростками обратила внимание на то, какими способами фильм усиливает впечатление зрителей: музыкой, изобразительными средствами, образами, закрепленными в языке героев, и т. д. Также хочу отметить важность сохранить за детьми право на свое виденье фильма – особенно в области оценки героев, их поведения.
В своей работе эффективно применяю метод кинотерапии в качестве профилактики употребления ПАВ. Групповое обсуждение, отрезвляет сознание подростков, помогает решить свою трудную ситуацию и найти в себе больше сил для выхода из нее, справиться с неуверенностью, исследовать свои личностные особенности и поведенческие паттерны, переоценить и скорректировать свои действия.
К сожалению, не все подростки воспринимают и «пропускают» через себя сюжеты просмотренных фильмов, но многие пытаются начать свой путь к осознанным изменениям в жизни.
Можно сказать что, возможностей у кинотерапии очень много. Но их реализация зависит не только от профессионального мастерства психолога, но и от правильного подбора фильма.
Ожидаемые риски и трудности по реализации программы
«Метод кинотерапии как практический инструмент групповой работы, направленный на личностный рост и развитие участников образовательного процесса»
Ожидаемые риски |
Способы снижения рисков |
Неправильный подбор фильмов; |
Учитывать возрастные особенности участников кинотренинга; |
Необходимо опасаться нанесения душевной травмы кому-то из присутствующих; |
Создание безопасного пространства для открытого разговора. Удавшееся обсуждение всегда объединяет участников на глубоком душевном уровне. |
Участвуя в творческом процессе - высокий риск заблудиться, забрести в дебри, из которых сложно будет выбраться. |
Необходимо и слушать, и слышать зависимых, и дать им свободу, и быть воистину ведущим группы, ненавязчиво предлагая им иное понимание реальности в ответ на понимание их проблем |
Участники тренинга не включились в обсуждение, возможно фильм может быть не актуальным (не интересен) для аудитории |
Учет возрастных особенностей участников при подборе фильма |
Педагог-психолог недостаточно подготовлен и компетентен в данном направлении |
Педагогу-психологу изучить подробно направления кинотерапии, нарабатывать опыт работы, проведения тренингов. |
Плохая видеозапись, возникали трудности во время просмотра фильма с видеоаппаратурой |
Заблаговременная подготовка места проведения и технического оснащения для проведения данного мероприятия |
Не хватило времени для полного обсуждения фильма |
Педагогу-психологу координировать время сеанса кинотерапии |
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся.
1.1.Мой мир и мир кино!
Кинотренинг эмоциональной отзывчивости подростков.
Эмоциональная отзывчивость имеет важное значение в межличностном общении подростка, его социальной адаптации.
Цель: формирование эмоциональной отзывчивости подростков на основе кинотренинга.
В основе кинотренинга эмоциональной отзывчивости подростков лежит эмоциональное состояние учащихся и героев фильма. После просмотра фильма участники по кругу высказывают чувства, которые у них вызвал фильм, отмечают наиболее яркие эмоционально-насыщенные эпизоды.
Наиболее результативным в кинотренинге является прием «прерванного показа», который заключается в демонстрации эмоционально насыщенного эпизода кинофильма. Так подростки, интуитивно основываясь на чувствах и переживаемых эмоциях главного героя, проецируя собственную модель поведения, завершают сюжет фильма. Особенно эффективен данный прием при включении элементов психосинтеза, то есть обучающихся разыгрывают заключительный эпизод фильма, таким образом, как он должен завершиться исходя из их представлений. После чего учащимся демонстрируют действительный эпизод фильма, происходит обсуждение.
Таким образом, кинотренинг глубоко воздействует на подростковую аудиторию, способствует социально-психологическому и нравственному развитию личности, является универсальным средством психологического воздействия [6].
1.2. «Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности и эмпатии педагогов»
Путь к обновлённой педагогике –
это мобилизация всех культурных
ресурсов.
Е. А. Ямбург
Повышение психологической культуры педагогов способствует снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости.
Цель: повышение психологической компетентности педагогов.
В связи со столь богатыми возможностями, которые предоставляет кинематограф для оказания психологической помощи, Т.И. Сытько выделяет следующие цели, которые определяют вид кинотерапии и, соответственно, особенности ее проведения:
1. Развитие психологической компетентности. В задачи этого вида кинотерапии входит знакомство с различными социальными типажами (типы темперамента, социальные роли и т.д.) и обучение взаимодействию с ними.
2. Развитие интеллектуальных навыков. Здесь основной задачей является тренировка внимания, памяти, наблюдательности, навыка формулирования мысли, слушания, логического мышления и т.д.
3. Развитие эмоциональной сферы. Этот вид кинотерапии ставит своей задачей обучить клиентов навыкам эмпатии, определения собственных чувств (рефлексии) и эмоциональных состояний партнера по общению (или киногероя).
4. Развитие навыков решения проблем. В данном случае психологическая работа с фильмом позволяет увеличить количество способов решения какой-либо проблемы, расширить поведенческий репертуар у членов группы (например, пятьдесят способов признаться девушке в любви).
5. Снятие стресса. Как видно из названия, такая кинотерапия позволяет снять эмоциональное напряжение, а также обучает навыкам релаксации и спонтанности в поведении.
6. Самоанализ. В сущности это направление наиболее полно отражает понятие "кинотерапия", так как именно здесь задачами являются обучение навыкам глубокой рефлексии, самоосознания и самоанализа, а также психотерапевтическая проработка психологических проблем.
7. Обучение расшифровке символического ряда. Это один из самых интересных видов кинотерапии, так как он позволяет научиться работать с символами, которые используются в фильме. "Работать" в данном контексте значить видеть эти символы, понимать их значение и уметь расшифровать смысл, которым они наполнены. Такое обращение к символическому ряду фильма позволяет сделать кинотерапию не только более глубокой и познавательной, но и увидеть волнующие проблемы в другом ракурсе, а также научиться замечать символику в повседневной жизни [4].
Предлагаю рассмотреть модель кинотренинга по развитию эмпатии у педагогов.
Эмпатия играет большую роль как в межличностном общении, так и в социальной адаптации, позволяя человеку, оптимально поняв другого, наилучшим образом построить свои взаимоотношения с окружающими. Это часто является особенно актуальным для педагогов.
Основой других видов кинотренинга является интеллектуальный анализ ситуации (выстраиваются версии увиденного, разбираются действия героев, выявляется их мотивация и т. п.), а на этих занятиях внимание направленно на эмоциональное состояние – как участников, так и персонажей фильма [3].
Действие можно организовать следующим образом.
1. После просмотра киноленты участники по кругу высказывают чувства, которые у них вызвал фильм, и указывают наиболее запомнившиеся эпизоды, описывая вызванное этими эпизодами эмоциональную реакцию. Таким образом, происходит настраивание группы на работу с чувствами, ставится акцент на эмоциональный способ восприятия.
2. Поскольку во время просмотра каждый участник группы обычно психологически соединяется с кем–либо из героев (с тем из них, который наиболее близок по поведенческим и эмоциональным реакциям), то следующий шаг – указать ситуации в фильме, при которых он (член группы) наиболее сильно сопереживал герою, ощущал себя на его месте. Даётся задание обсудить эти ситуации с точки зрения эмоциональной значимости – чем они вызваны, почему присоединение было наиболее полным именно в этих случаях.
3. Всё предыдущее – лишь настрой, подготовка к третьему этапу. А его задача – разбудить способность эмпатически соединяться с абсолютно различными людьми, которые могут быть эмоционально и поведенчески совершенно не близкими участнику тренинга. Для этого, выбрав одного из психологически «чужых» персонажей, даётся задание найти в нем что – то эмоционально близкое (вспомнить ситуации, в которых он был наиболее эмоционально близким) и затем попытаться ощутить его чувства (и описать) в различные моменты фильма. Диагностика успешности психологического соединения проводится с двух сторон: с одной стороны ведущим, а с другой – тем из участников, которому этот герой наиболее психологически близок (надо отметить, что эта задача не всегда решается сразу даже у наиболее эмпатически развитых участников группы) [2].
Приложение 1.
Краткий тематический план проведения кинотренинга с учащимися
№№ п/п |
Название фильма |
Режиссер |
Количество часов |
Содержание |
1 |
«Волчок» |
Василий Сигарев Россия |
2,5 часа |
Шестилетняя девочка никогда в жизни не видела свою мать. Но, однажды появившись, чтобы скоро снова уйти, мать подарила девочке маленькую нелепую игрушку — волчок. Это имя как нельзя лучше подошло и самой девочке… Девочка могла бы вырасти настоящим волком, если бы не преданная, глубокая любовь к матери, живущая в детском сердце. А мать снова и снова бежит от дочери в поисках себя, чужой любви, пытаясь устроить свою личную жизнь. Этот бег — бесконечный ряд повторяющихся ошибок, как мелодия шарманки, как вращение волчка — той единственной игрушки, что она подарила дочери когда-то. Но однажды это вращение обрывается… |
2. |
« За имя моё» |
Мария Можар Россия |
2,5 часа |
Фильм рассказывает о русской душе. В некой русской деревне жила одна девочка, которую ненавидели ее сверстники. И приютил эту девочку местный священник отец Александр. Но советская власть распорядилась расстрелять священника. |
3. |
«Вам и не снилось» |
Илья Фрэз Россия |
2,5 часа |
Школьники Роман и Катя тянутся друг к другу со всей безоглядностью первой любви. Мать Кати очень счастлива во втором браке и в озарении этого счастья хорошо понимает дочь. Роман находит поддержку у отца, давно и безответно любящего Катину маму. Но рядом ходят люди, ничего не знающие о любви. |
4. |
«Забавы молодых» |
Евгений Герасимов Россия |
2,5 часа |
Группа студентов техникума из-за прогулов осталась без зачета по физкультуре. Чтобы избежать неприятностей, они придумывают розыгрыш: одна из «пострадавших» должна объясниться учителю в любви, растрогать его и получить зачет для себя и своих друзей. |
5. |
«Слон» |
Владимир Карабанов Россия |
2,5 часа |
Фильм повествует о тяжелой судьбе слона, отправленного на бойню. По сюжету фильма, сначала водитель не понимает, что слон, которого он везет, уникальный. Но слон каждую сцену фильма пытается это доказать. В конце концов водитель все понимает и начинает всячески помогать слону… |
6. |
«12» |
Никиты Михалкова Россия |
2,5 часа |
Это история о 12-ти присяжных, которые должны принять решение: виновен ли чеченский юноша в убийстве своего приемного отца, российского офицера? Фильм — размышление о том, что такое свобода, сострадание, способность помочь совершенно постороннему человеку, оказавшемуся в беде, серьезный разговор о том, что волнует сегодня каждого. Все роли исполнят звезды отечественного кинематографа. |
7. |
«КостяНика. Время лета» |
Дмитрий Федоров Россия |
2,5 часа |
Лето 1995 года. Подмосковный поселок. Тут, как водится, кипит своя веселая дачная жизнь. Старшеклассники, опьяненные свободой трехмесячных каникул, ведут себя соответственно возрасту. Ежевечерние собрания, громкая музыка из магнитофона, бренчание гитары, легкий флирт. В этой легкомысленной, ни к чему не обязывающей обстановке и рождается настоящее чувство между 15-летней Никой и 16-летним Костей. Ника — девушка из обеспеченной семьи, ее отец — известный художник. Ее мама умерла, когда девочке было шесть лет, воспитывает Нику гувернантка Полина. У отца молодая жена и, по сути, своя жизнь. Полина — женщина строгая, без особых сантиментов, со своими амбициями. Так что живет девушка в полном материальном достатке, в шикарном коттедже, но с пустотой в душе. Костя оказывается единственным человеком, который понял Нику, смог стать ей другом. Но самое главное, что девушка нездорова и ее недуг еще больше обостряет интригу сюжета. |
8. |
«В ожидании чуда» |
Евгений Бедарев Россия |
2,5 часа |
История молодой девушки, верящей в чудеса. Парни на нее не обращают никакого внимания, на работе крадут и пользуются ее идеями, друзья считают ее немного странной, но юная девушка не унывает и продолжает верить в принца на белом коне. И однажды он появляется. Красивый, молодой, ему подвластно волшебство, а отныне и ее чувства. Как теперь не поверить в сказку, когда сама в ней оказалась?… Долгожданный принц сделает ее жизнь поистине волшебной. |
9. |
«Чучело» |
Ролан Быков Россия |
2,5 часа |
Главными героями, точнее героинями, стали 13-летние девочки. Разные по характеру, по социальному положению, они влюблены в одного и того же парня — музыканта по профессии, восходящую звезду местного значения. После одного из концертов у него угоняют автомобиль. С этого момента и развиваются драматические события в жизни наших героев. |
10. |
«Девочка» |
Елена Николаева Россия |
2,5 часа |
Лена Ярцева, московская школьница. У нее обычная семья со скромным достатком. Лена любит мечтать о красивой жизни и много времени проводит в ближайшем торговом центре, где царство грез, а из зеркала смотрит ее отражение — обычно одетой девочки. Слишком велика разница между ее желаниями и возможностями родителей. Максимализм, ярость, вспыльчивость берут свое: Лена ссорится с родителями и уходит из дома. Внутренний перелом души и воли — плохо изученный и прогнозируемый процесс. Иногда недостаточно многих бед, чтобы измениться, иногда, оказывается, достаточно взглянуть на себя в зеркало. Острая игла сочувствия и любви к себе пронзила Лену, когда она увидела свое отражение |
11. |
«Пацаны» |
Динара Асанова Россия |
2,5 часа |
Хотя бы один взрослый, которого можно называть на «ты», должен быть в жизни каждого пацана… Актеры экстракласса — Валерий Приемыхов и тринадцатилетний Андрей Зыков — и ведущая тема фильмов Динары Асановой: непонимание, бесправие и одиночество подростка, против которого — весь мир взрослых.цаны» |
12. |
«Бабуся» |
Лидия Боброва Россия |
2,5 часа |
Бабуся так ласково звали ее внуки, для которых она была главным человеком на свете. Прошли годы. Внуки выросли, обзавелись своими семьями. Бабушка продала свой дом и вырученные деньги отдала внукам на обзаведение, а сама осталась жить с дочерью и зятем в полученной ими городской квартире. Но тут случилась беда — тяжело заболела, а потом и умерла дочь Вера. Зять категорически отказался жить с бывшей тещей. Он собирался заново устроить свою личную жизнь и не хотел брать на себя такую обузу. Оставались внуки. Но у каждого из них свои причины не брать старую женщину к себе и баба Тося тайком уходит в зимнюю холодную ночь. |
13. |
«Остров спасения» |
Галина Яцкина Россия |
2,5 часа |
Таких мест, как Свято-Алексеевская Пустынь, на земном шаре почти нет. Недаром сюда съезжаются из самых разных частей планеты. Что заставило в большинстве своем здоровых, сильных людей покинуть родные города, бросить перспективный бизнес? У каждого жителя своя история. Можно не один десяток книг написать. Многих привело в Свято-Алексеевскую желание уберечь своих детей. Уберечь от того, что сегодня твориться в нашем «цивилизованном» мире, где так много тяжелых проблем и нерешенных вопросов. Почему современные набалованные дети не способны концентрировать внимание на чем-то серьёзном? Почему они не знакомы с чувством ответственности, с чувством уважения к родителям, учителям? Почему представления о нравственности размыты? Почему так крепко развиты в них самомнение и хищные навыки эгоиста-потребителя? Почему брошенных живыми родителями детей, сегодня больше, чем беспризорников во времена гражданских войн? В Свято-Алексеевской Пустыни на многие такие вопросы получаешь долгожданный ответ... |
14. |
«Тише» |
В.Косаковский Россия |
2,5 часа |
Вид из окна - тончайшая материя, состоящая не из одних лишь бытовых зарисовок, но из парения выхлопных газов, отравляющих атмосферу, даже запашок нет-нет да уловишь, хотя экран не пахнет. Мокрый асфальт тоже живой, пульсирующий каждой своей клеткой, словно кожа, или человеческий орган, живущий в определенном ритме, или лава затухшего вулкана. Кружится снег в свете тусклого фонаря. Ребенок показался в окне. Что там за окном, какая такая неведомая жизнь - малышу интересно, он еще ничего о ней не знает. Собаки, люди, кошки, коловращение разных жизней... Подъехала милицейская машина, скрутили каких-то парней. Руки за спину. И как обрамление происходящего - бесконечная асфальтовая заплатка под окном, живущая своей неповторимой жизнью, находящаяся в постоянной трансформации. Спасибо коммунальщикам за это проявление жизни. Гран-при XIV открытого фестиваля документального кино «Россия»; Гран-при Санкт-Петербургского международного кинофестиваля «Послание к человеку»; Приз за лучший документальный фильм XI кинофестиваля «Окно в Европу»; Гран-при Мюнхенского кинофестиваля; приз зрителей Лионского кинофестиваля. Приз за лучший полнометражный фильм на видео IV Национального Конкурса в области неигрового кино и телевидения ЛАВР; Номинант Национальной кинематографической премии «Ника»; Режиссер – лауреат премии «ТРИУМФ». |
15. |
«Свято» |
В.Косаковский Россия |
2,5 часа |
Героем является шумно шалящий двухлетний сын режиссёра (о чём догадываешься только по финалу, когда Косаковский сам появляется в кадре и наконец-то объясняет малышу, который уже устал биться с собственным отражением в зеркале, что тот видит там одного лишь себя). И маленький человек, вглядываясь уже не в некоего «чужого», а в своё «я», вдруг целует это изображение, потом оставляя поцелуй ещё и на снимающей его камере. Данный поцелуй ребёнка можно было бы назвать своего рода «поцелуем невинности», если понимать под невинностью, прежде всего, отсутствие какого-либо знания о самом себе. Между прочим, ложно настраивающее кого-то даже на святость и духовность, которые ныне стали показной модой, заглавие фильма «Свято» объясняется куда проще — это всего лишь уменьшительное имя от Святослава (так зовут маленького сына). И Виктор Косаковский своей 33-минутной зарисовкой обычных проказ дитяти в семейном интерьере доказал с лёгкостью и лукавством, что российское кино должно, как чёрт ладана, бежать всякой многозначительности и пустозвонства. Всё намного яснее и естественнее, как в детстве. |
16. |
«Да здравствуют антиподы!» |
В.Косаковский Россия |
2,5 часа |
Однажды режиссер фильма Виктор Косаковский оказался в Аргентине и глядя на рыбака, стоящего на середине моста через реку, подумал: если мысленно продлить леску через всю Землю, где она выйдет? Оказалось, что леска выйдет в центре Шанхая. Так возникла идея фильма о людях, живущих друг у друга «над головой». Вертикальные оси проведены между Аргентиной и Китаем, Новой Зеландией и Испанией, Сибирью и Чили, Гавайями и Ботсваной. Авторский концептуальный угол зрения выявляет глубинные связи между людьми и ландшафтами, расположенными максимально далеко друг от друга. |
17. |
«Мне не больно» |
А.Балабанов Россия |
2,5 часа |
Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре большого города. Они молоды, полны сил и энергии, у них есть талант, сноровка, жажда жизни и… — в общем, у них есть всё, кроме одного. Кроме денег. Впрочем, за этим они сюда и пришли — предложить услуги дизайнера хозяйке дома. Натэлла Антоновна тоже молода, но, кажется, жизнь ей уже успела наскучить. По крайней мере, так было до встречи с Мишей. Он помог ей снова влюбиться в жизнь, а она нашла ему и его друзьям интересную работу. Богатые клиенты, дорогие обеды, огромные гонорары — друзья об этом и не мечтали. И самое главное — она любит его! Но при этом скрывает что-то очень важное, что неизбежно повлияет на их будущее. |
18. |
«Страна глухих» |
В.Тадоровский Россия |
2,5 часа |
Действие происходит в Moскве в 1990-е годы. Героиня фильма — Рита вынуждена скрываться; её друг Алеша исчез, проиграв в рулетку чужие деньги. Её спасает и прячет у себя глухая танцовщица ночного клуба Яя, живущая единственной мечтой — накопить денег и уехать в некую сказочную «страну глухих», где живут только глухие люди и поэтому царит добро и справедливость. Неожиданно девушки оказываются в центре жестокого столкновения двух кланов мафии, глухих и слышащих. |
19. |
«Пара гнедых» |
С.Крутин Россия |
2,5 часа |
На лето к бабушке Лидии Петровне, которая живет на море, приезжает внучка-студентка Ирина. Между ними непростые отношения: они редко видятся, так как отец Ирины (сын Лидии Петровны) давно умер, а между невесткой и свекровью отношения не сложились с самого начала. На первый взгляд бабушка и внучка очень разные. Ирину смешит старомодная деликатность Лидии Петровны, а ту, в свою очередь, тревожит прямолинейность и категоричность внучки. Но постепенно между ними возникают душевная близость, взаимопонимание, и внучка начинает меняться под влиянием бабушки. Лидия Петровна пробуждает в юной Ирине женственность, мудрость, деликатность к чужим чувствам и стремлениям. Более того, она незаметно помогает ей рассмотреть в соседском пареньке того мужчину, с которым можно прожить всю жизнь |
20. |
«Не думай про белых обезьян» |
Ю.Мамин Россия |
2,5 часа |
Герой фильма — молодой бармен Вова — энергичен и самоуверен. Мерилом ценностей для него являются деньги. Его будущий тесть Гаврилыч, влиятельный бизнесмен, отвел ему под жилье заброшенную мансарду и велел переделать под ресторан подвал. На чердаке наш герой сталкивается со странной троицей — нищими представителями художественной богемы: суицидной и экстраординарной девушкой Дашей, художником-алкоголиком Геной и странным лысым человеком по прозвищу Ху-Пунь. Вова хочет приспособить их под дешевую рабочую силу. Но эта встреча переворачивает его представление о мире. Он осознает, что смысл жизни можно найти в совершенно бесполезных, на первый взгляд, вещах — в рисунке, мелодии, в созерцании городских крыш и плывущих облаков… Он узнает, что любовь и секс, совершенно разные вещи… И стройная налаженная жизнь Вовы летит кувырком. |
21. |
«Пеликан» |
О.Орле Франция |
2,5 часа |
После смерти жены мужчина отказывается выходить на улицу и не хочет общаться с единственным сыном. Жизнь теряет смысл, перестает для него существовать. Однажды мальчик находит птенца пеликана, которого решает оставить у себя. Он выкармливает птицу, и между ними завязываются теплые дружеские отношения. Пеликан помогает мальчику вновь обрести своего отца и возродить его к жизни. |
22. |
«Сад изящных слов» - мультипликационный фильм |
Макото Синкай Япония |
2,5 часа |
Такао, желающий стать в будущем дизайнером обуви, не упускает возможности пропустить школу в дождливые дни. Когда идёт дождь, Такао останавливается в саду японского стиля и любит там рисовать наброски обуви. Однажды, во время дождя, он встречает в саду загадочную женщину, Юкино, которая выглядит старше него. Юкино и Такао не раз после этого встречались в саду и беседовали на лёгкие темы, но это было лишь в дождливые дни. Вскоре они становятся друг другу чуть ближе, чем просто знакомые, но в ближайшее время сезон дождей должен закончиться. |
23. |
«Весна, лето, осень, зима… и снова весна» |
Ким Ки Дук Корея |
2,5 часа |
Никому не дано нарушить смену времен года, когда вначале все рождается, затем растет, а потом угасает. Ход жизни неподвластен даже двум монахам, живущим в плавучей хижине на озере, окруженном горами. По мере наступления времени года их души наполняются энергией, что ведет как к чувству одухотворенности, так и к трагедии. Что еще важно, они не могут вырваться из круга жизни, желаний, страданий и страстей, которым подвержены все из нас. Под строгим взглядом Старого Монаха Молодой Монах познает потерю невинности, когда игра становится жестокой…, познает любовь, когда в их замкнутом мире появляется женщина…, познает преступную власть зависти и одержимости…, цену искупления, просветление опытом. И хотя одно время года неминуемо сменяет другое, их хижина, подобно колыбели духа, находится между настоящим и будущим… |
24. |
«Человек дождя» |
Барри Левинсон Англия |
2,5 часа |
История страдающего аутизмом Рэймонда и его циничного брата Чарльза Бэббита |
25. |
«Общество мертвых поэтов» |
Питер Уир США |
2,5 часа |
Джон Китинг — новый преподаватель английской словесности в консервативном американском колледже. От чопорной массы учителей его выгодно отличают легкость общения, эксцентричное поведение и пренебрежение к программе обучения. Однажды он посвящает своих подопечных в тайну Общества мёртвых поэтов. С этого момента каждый из учеников старается обрести свой собственный голос в безликом хоре, взглянуть на окружающий мир, высоко подпрыгнув над серой школьной оградой. |
26. |
«Скафандр и бабочка» |
Джулиан Шнабель Франция |
2,5 часа |
В возрасте 43 лет перенёс сильнейший инсульт — рядом с Боби был сын (они направлялись на прогулку на его новом спортивном автомобиле). Через двадцать дней Боби вышел из комы и обнаружил, что у него парализовано всё тело кроме левого глаза. Врачи в клинике придумали специальный алфавит для Боби, в котором буквы располагались по частоте их использования во французском языке. Обычно логопед медленно читал буквы в этом специальном порядке, и если это была нужная буква, то Боби мигал один раз. Одно мигание означало «да», два мигания — «нет». Таким способом Боби смог написать целую книгу о своём внутреннем мире и об ощущениях. Книга имела грандиозный успех. Боби умер от пневмонии всего через десять дней после издания книги |
27. |
«Босиком по мостовой» |
Тиль Швайгер Германия |
2,5 часа |
На что ты способен ради любви? На самом деле Ника Келлера в настоящее время занимают совсем другие вопросы. Он не удерживается ни на одном рабочем месте, и его семья — особенно отчим Хайнрих и брат Виктор — считают его законченным неудачником. Лишь его мать продолжает в него верить. Работая уборщиком в психиатрической больнице, Ник в последнюю секунду спасает от самоубийства девушку Лайлу, что приводит к непредвиденным последствиям: Лайла тайно выслеживает своего спасителя и однажды вечером неожиданно появляется в дверях его квартиры. В ночной сорочке и босиком. Все попытки Ника избавиться от Лайлы кончаются неудачей. Девушка твёрдо решила остаться у него навсегда. И вот необычная парочка — Ник, впервые в жизни вынужденный нести за кого-то ответственность, и Лайла, смотрящая на мир изумлёнными глазами ребёнка, — отправляется в путешествие, которое их сблизит и навсегда изменит их жизни… |
28. |
«Цветы на чердаке» |
Джеффри Блум США |
2,5 часа |
Когда у Корин внезапно умер любимый муж, для нее и четырех детей настали тяжелые времена. Она осталась без гроша, без работы и не знала, что делать. Жизнь вынудила ее вернуться в дом своих родителей, людей богатых, но скупых и жестоких. Отец всегда был против ее брака и лишил ее наследства. Корин надеется смягчить его и ради этого идет на обман: она прячет на чердаке своих детей, о существовании которых он и не подозревает... |
29. |
« Адажио» |
Гарри Бардин Россия |
2,5 часа |
Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи — причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире. На протяжении всего мультфильма звучит Адажио Альбинони |
30. |
« Невидимые дети» |
М.Шареф, Э.Кустурица Франция, Италия |
2,5 часа |
Дети — цветы жизни. Им больше всего необходимы наши поддержка, внимание и забота. Но жизнь штука жестокая. И порой на детскую долю выпадает ноша, непосильная для этих маленьких созданий. Этот фильм — часть всемирного проекта ЮНИСЕФ (UNICEF) и Международной продуктовой программы ООН (WFF). |
30. |
«Повелитель приливов» |
Барбра Стрейзанд США |
2,5 часа |
Жизнь Тома Винго состоит из одних разочарований: он несчастлив в браке, лишен работы и надежды на будущее. К этому прибавились переживания за родную сестру, которая во второй раз пыталась покончить жизнь самоубийством. Том обращается к ее психиатру Сьюзан, и неожиданно сам становится пациентом. Чтобы спасти сестру, он вынужден раскрыть самые мрачные страницы их детства. Но ни один врач не сможет избавить Тома от страшных воспоминаний и заглушить его боль. Это под силу только женщине и ее любви, которая побеждает страх и возвращает утраченные надежды. |
31. |
«Секрет» |
Дрю Хэриот США |
2,5 часа |
Эта тайна существовала всегда. Ее раскрывали миру, ее держали в секрете, ее теряли и находили снова. За ней охотились, ее стремились узнать всеми доступными силами и средствами. И вот сейчас настал момент, когда это тайное знание снова раскрывается миру. Многие великие люди прошлого обладали этим знанием: Платон, Леонардо, Галилей, Наполеон, Бетховен, Линкольн, Энштейн, Карнеги и многие другие. Части его появлялись в великих учениях, в литературе, в философских трактатах и религиозных текстах. Впервые в истории все разрозненные фрагменты собраны вместе в этом удивительном послании, коренным образом меняющим жизни тех, кто к нему прикасается. Этот документальный фильм познакомит вас с одними из величайших людей современности. Известные ученые, психологи, бизнесмены, доктора и историки поделятся с вами секретами, которые перевернули их жизнь. Каждый из этих людей – живое воплощение принципов, простое следование которым делает невозможное возможным. Вы узнаете, как применять эти знания, чтобы привлечь в свою жизнь радость, здоровье, богатство, успех в делах, прекрасные отношения с людьми и многое, многое другое. Это практическое руководство поможет вам воплотить в жизнь свои самые сокровенные мечты! |
32. |
«Джумаджи» |
Жако Ван Дормель США |
2,5 часа |
Приложение 2
Рекомендуемые фильмы для проведения кинотренинга с педагогами
№№ п/п |
Название фильма |
Режиссер |
Количество часов |
Содержание |
1. |
« Саймон Бирч» |
Марк Стивен Джонсон |
3 часа |
Фильм поставлен по роману американского писателя Джона Ирвинга под названием «Молитва об Оуэне Мини».В американском городке растут два мальчика. Один, Джо, чей отец неизвестен, принадлежит к семейству основателей города. И второй — очень маленький мальчик со странным голосом — Саймон Бирч. Саймон настолько мал, что даже отбить бейсбольной битой мяч для него проблема. Когда же ему, наконец, удается это сделать, он случайно убивает мячом мать своего лучшего друга. Это фильм о дружбе, о взрослении, о вере, о подвиге. |
2. |
«Билли Элиот» - |
Стивен Долдри |
3 часа |
Чем должен увлекаться сын шахтера? Сомнений нет: боксом и только боксом. Но у 11-летнего Билли 43лиота на этот счет было свое мнение. Он был влюблен в… балет. Отец и старший брат Тони впадают в ярость, когда узнают, что он «променял бокс» на менее «мужественный балет». И только острая на язык миссис Уилкинсон поддерживает Билли в его желании танцевать, и он получает шанс поступить в Королевскую балетную школу. |
3. |
« Война» |
Иладж Вуд и Кевин Костнер |
3 часа |
Отца мучит комплекс вины за то, что он предал умирающего товарища. Оба опустошены войной: отец – той, большой, что в прошлом, сын – битвой местного значения, которую ему приходится вести с бандой, напавшей на его жилище. И хотя эти вещи несравнимы, война есть война – она убивает, калечит души, разжигает национальную, расовую, биологическую ненависть в людях и ее лицо всегда отвратительно. |
4 |
« Перед рассветом» |
Ярополк Лапшин |
3 часа |
Когда-то давно, в середине девяностых, случайная встреча Джесси и Селин подарила молодым людям несколько восхитительных и трогательных часов в предрассветной Вене. Спустя девять лет им снова предстоит увидеть друг друга! Теперь у них в распоряжении несколько часов в предзакатном Париже, в течение которых необходимо решить — каким станет их завтра |
5. |
« Мосты округа Мэдисон» |
Клинт Иствуд |
3 часа |
Франческа — жена американского фермера и мать двоих детей. Она родом из Южной Италии, где ее романтическим мечтам не суждено было сбыться. Неожиданно в ее монотонную жизнь вмешивается судьба: встреча с Робертом. Роберт — свободный фотограф, он давно уже привык жить один. Но эта встреча меняет и его судьбу. Они страстно и без оглядки влюбились друг в друга. На эту любовь, о которой они мечтали всю жизнь, им отпущено всего 4 дня. |
6. |
«Последний урок» |
Жан-Поль Лилиенфельд |
3 часа |
Обычная школьная учительница находится на грани нервного срыва из-за постоянных угроз и издевательств своих учеников — детей из неблагополучных семей. Руководство бездействует, предпочитая игнорировать тревожные признаки назревающей трагедии. Во время очередного урока, в ходе потасовки с главарём школьной банды, она завладевает настоящим пистолетом. Раздаются выстрелы. Испуганные подростки оказываются в заложниках у собственной учительницы. Сложившуюся ситуацию уже никто не в состоянии контролировать. Снаружи — готовая к захвату опергруппа, внутри — притихшие, но озлобленные дети, вынужденные учить Мольера под дулом револьвера в руках одинокой и растерянной женщины. Трагическая развязка близка. Но пока ещё есть время, они вместе пробуют разобраться, откуда у этих ребят накопилось столько злобы и ненависти к окружающему миру. |
7. |
«Волчок» |
Василий Сигарев |
3 часа |
Шестилетняя девочка никогда в жизни не видела свою мать. Но, однажды появившись, чтобы скоро снова уйти, мать подарила девочке маленькую нелепую игрушку — волчок. Это имя как нельзя лучше подошло и самой девочке… Девочка могла бы вырасти настоящим волком, если бы не преданная, глубокая любовь к матери, живущая в детском сердце. А мать снова и снова бежит от дочери в поисках себя, чужой любви, пытаясь устроить свою личную жизнь. Этот бег — бесконечный ряд повторяющихся ошибок, как мелодия шарманки, как вращение волчка — той единственной игрушки, что она подарила дочери когда-то. Но однажды это вращение обрывается |
8. |
«Пролетая над гнездом кукушки» |
Милош Форман |
3 часа |
Как насчет отдыха за государственный счет в небольшой психиатрической больнице? Именно это и сделал беспокойный и независимый МакМерфи, у которого в венах — огонь, а язык остер как бритва: симулировал сумасшествие и поселился «у психов». Немедленно его заразное чувство независимости начинает отравлять серую рутину больничных будней. Если по телевизору идет всемирный чемпионат по бейсболу, он не допустит, чтобы накаченные успокоительными таблетками пациенты слонялись вокруг. Это — война! На одной стороне — МакМерфи. На другой — санитарка Рэтчед, у нее спокойный голос, она — один из самых хладнокровных и беспощадных злодеев в истории кино. На кону судьба каждого пациента в палате. |
9. |
«Я люблю тебя Париж» |
Франция, Германия, Швейцария |
3 часа |
|
10. |
«Меркурий в опасности» |
3 часа |
Бывший сотрудник ФБР Арт Джеффрис защищает от безжалостных федеральных агентов Саймона, девятилетнего мальчика, сумевшего вскрыть новый, «не поддающийся дешифровке» правительственный код. Саймон может читать «Меркурий», новейший шифровальный код, так же легко, как другие дети читают книги. Эти способности ставят под угрозу сам смысл существования новейшей разработки стоимостью миллиард долларов, особенно если враги Соединенных Штатов узнают о необыкновенном мальчике и захватят его. Глава Программы Ник Кудроу приказывает устранить «угрозу безопасности страны», но он не учитывает, что в дело вмешивается Джеффрис. Преследуемые кровавыми убийцами, Саймон и Джеффрис понимают, что никому доверять нельзя. |
Приложение 3.
Тезаурус
Конформность - одатливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
Эмпатия - (от англ. empathy — сочувствие, сопереживание, умение поставить себя на место другого, проникновение в субъективный мир другого).
Остракизм - в широком смысле остракизм — презрение, неприятие, осмеяние со стороны окружающего общества.
Синдром Аспергера - является одной из форм аутизма, которая представляет собой пожизненную дисфункцию, сказывающуюся на том, как человек воспринимает мир, обрабатывает информацию и относится к другим людям.
Поведенческие паттерны - формируются не сами по себе, а в процессе наблюдения за деятельностью других, обучения и воспитания. Чтобы любое действие стало поведенческой реакцией, определяющей все лицо личности, необходимы ряд обстоятельств, а именно: положительное подкрепление, апробация в различных условиях и ситуациях, частое повторение.
Приложение 4.
В своей работе использую программу психологического тестирования и обработки результатов научно – производственной фирмы ООО «Эффектон», что позволяет качественно и быстро получить результаты проведенной индивидуальной диагностики с учащимися, родителями.
№№ п\п |
Диагностика |
Возрастная категория |
|
Психодиагностика эмоционально - личностной сферы |
|||
1. |
Личностный опросник Кеттела |
Углубленная диагностика личностных особенностей и выявление нарушений формирования личности. |
Подростковый вариант |
2. |
Тест-опросники Шмишека |
Для выявления акцентуаций характера учащихся, определяющим развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. |
Взрослый вариант |
3. |
Личностные опросники Айзенка |
Для изучения и коррекции индивидуально -психологических особенностей: «экстра-интроверсии» и «нейротизма». |
Подростковый вариант |
4. |
Опросник Басса-Дарки |
Для исследования уровня проявления и основных видов агрессии и враждебности у учащихся. |
Подростковый вариант |
5. |
Шкала личностной тревожности Спилбергера. |
Для исследования уровня личностной тревожности, во многом обуславливающей поведение учащихся и прямо коррелирующей с эмоциональными и невротическими срывами, с психосоматическими заболеваниями. |
|
6. |
Шкала одиночества Д.Рассела, Л.Пепло, М.Фергюсона |
Предназначена для исследования уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. |
|
7. |
Дембо-Рубинштейн |
Изучение самооценки и уровня притязаний. |
|
Психодиагностика текущего состояния |
|||
1. |
Тест САН (самочувствие, активность, настроение) |
Для экспресс-диагностики психологического состояния, анализа динамики показателей в зависимости от значимых для учащихся событий. |
|
2. |
Первичная диагностика по карте Стотта |
||
3. |
Шкала ситуативной тревожности. |
Измеряет состояние тревожности, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию (например экзамен). |
|
4. |
Методика измерения выраженности состояния нервно-психического напряжения" (по Т.А.Немчину) |
Позволяет выявить уровень нервно-психического напряжения. |
|
Диагностики при нарушении детско-родительских отношений |
|||
1. |
Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого. |
Предназначена для диагностики особенностей взаимоотношений родителей с ребенком, степени удовлетворения его потребностей, уровня и адекватности применяемых требований. |
|
2. |
Рисуночный тест "Рисунок семьи" (Т. Г. Хоментаускас). |
Позволяет выявить особенности внутрисемейного общения. |
|
3. |
Методика "Диагностика родительского отношения" А.Я.Варга и В.В. Столина. |
Позволяет выявить особенности отношения родителей к ребенку, описываемые в ракурсе следующих пяти шкал: 1) Принятие — отвержение ребенка. 2) Кооперация. 3) Симбиоз. 4) Авторитарная гиперсоциализация. 5) "Маленький неудачник". Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Ребенок представляется не приспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний |
Приложение 5.
Схема анализа фильмов
1.О чем говорит фильм?
1.1.Каково общее впечатление от фильма? Какие мысли и чувства он вызывает и почему?
1.2. Какова основная тема фильма?
1.3. Приходит ли фильм к какому-либо явному утверждению, выводу и если да, как это выражено?
1.4. Есть ли в фильме неявный подтекст, предубеждения или допущения?
1.5. Каково отношение автора к снимаемой реальности? Каковы цели автопа? Каковы задачи фильма по отношению к реальности?
1.6. Как показаны люди – как личности, «типы», представители неких социальных общностей; в каких группах показаны люди – в семьях, в группах по полу, по ролям и т.п.
2. Как автор говорит это?
2.1. На какое восприятие рассчитан фильм в большей степени – интеллектуальное или эмоциональное ( т.е. этот фильм больше для ума иди чувств)?
2.2. Как в фильме представлены время и пространство? Где происходит действие? Как изменяется пространство во время фильма? Какой период времени захватывает фильм?
2.3. Вызывает ли фильм ощущение исчерпанности темы или ощущение недосказанности? Какими средствами это достигается?
2.4. На какую аудиторию ориентирован фильм?
2.5.Насколько фильм кажется типичным для возраста или представления проблемы?
2.6. Дает ли фильм зрителю возможность самому думать и делать выводы?
2.7. Какие самые яркие сцены и фразы из фильма вы запомнили?
2.8. Какие идеи и находки фильма могут пригодится вам в вашей жизни?
Приложение 6.
Отзывы учащихся о тренинге кинотерапии
- кинотерапия – хорошая возможность узнать себя и весь мир с помощью замечательных фильмов;
- для меня кинотерапия, это возможность повысить свой интеллектуальный, духовный и культурный уровень, способ посмотреть на мир другими глазами, увидеть его новые краски и уроки. Это возможность к самопознанию;
- кинотерапия – это самый легкий способ разобраться в себе и помочь себе развиваться как личность.
- кинотерапия открыла мне глубину фильмов и все великолепие гениального замысла режиссеров, некоторые фильмы, которые я видела ранее, после просмотра с психологом и группой, предстали перед мной в совершенно другом свете.
Используемая литература:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования. Утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897.
2. Евгений Махлин, семейный психолог, психотерапевт : help4family.ru
3. Bestforum.7bk.ru
4. Светлана Савостьянова, психолог, бизнес-тренер
5. Forum.detskie domiki.ru
6. Инсурина Г.Л. и др. «Трудные» подростки в массовой школе
7. Баженова Л.М. «В мире экранных искусств», ВИПК, Викинг, 1992 г.
8. Баранов О.А. «Экран становится другом», М.Просвещение, 1979 г.
9. Бондаренко Е.А. «Диалог с экраном». Учебное пособие, 1994 г.
10. Левшина И.С. «Подросток и экран». М.Педагогика, 1989 г.
11. Пензин С.Н. «Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы. Воронеж, 1987 г.
Алчинова Екатерина Леонидовна