Исследовательская работа «Компьютер-хорошо или плохо?»
Автор публикации: З. Валерия, ученица 4 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №3
cельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района
Хабаровского края
Районный (заочный) конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»
Тема исследования:
Компьютер-хорошо или плохо?
Автор работы: Завалина Валерия 4класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение начальная общеобразовательная
школа №3 Сельского поселения «Село Троицкое»
Нанайского муниципального района
Хабаровского края
Руководитель: Бельды Геннадий Геннадьевич
учитель ИЗО МБОУ НОШ №3 с.Троицкое
с.Троицкое
2017г.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:
I.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………. Актуальность темы…………………………………………………… Цель и задачи исследования………………………………………… II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ………………………… Проблемный вопрос………………………………………………… Гипотеза……………………………………………………………… Вред и польза компьютерных игр…………………………………… Виды компьютерных игр…………………………………………… Результаты собственных исследований……………………………. III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………. Список используемой литературы………………………………… Приложения…………………………..………………………………..
| 3 3 4 4 4 4 4 5 5 6 7 8
|
I.ВВЕДЕНИЕ.
Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они существовали, но были очень дорогие. А теперь? Компьютером никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах и даже в детских садах. С помощью компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей.
Актуальность темы.
Сегодня в каждом доме есть ПК. Он превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни.
О пользе и вреде этого изобретения можно спорить бесконечно – ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, и школу...
Это и не удивительно: ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на организм человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Возникает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Именно на него я и постараюсь ответить, а также выяснить, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
Цель и задачи исследования.
У меня возникла проблема:
Я хочу узнать - о пользе компьютера в жизни человека, и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на организм.
Я поставила перед собой цель - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь ребенка, выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры ученику, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.
ЗАДАЧИ:
Для этого я решила:
проанализировать литературу по избранной теме;
выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей, основные положительные и отрицательные факторы при работе на компьютере;
узнать, какие виды компьютерных игр существуют;
составить анкеты для одноклассников;
провести анкетирование в классе;
узнать, в какие игры больше играют дети;
полученные результаты проанализировать и обобщить;
узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье при работе за компьютером;
сделать выводы;
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Проблемный вопрос: ребёнок у компьютера – это хорошо или плохо?
Гипотеза: компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера.
Методы исследования:
Теоретический – анализ литературы по теме исследования.
Практический - анкетирование, социологическое исследование, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Объект: процесс влияния компьютерных игр на здоровье учащихся школы.
Предмет исследования:
Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека и меры защиты человека от него.
Что я для этого сделала?
Изучила литературу
Провела опрос
Наблюдала
Для исследований я выбрала компьютерные игры, так как они наиболее распространенные, а ещё потому, что мнения родителей и детей о пользе и вреде расхожи.
Вред и польза компьютерных игр.
Польза. Психологи считают, что работа с компьютером развивает у школьников логическое и абстрактное мышление, помогает концентрировать внимание. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности детей – к примеру, изучать языки, рисовать. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей. Компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения.
Вред. Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить.
Рассмотрим факторы негативного влияния компьютера на человека: воздействие на зрение, стесненная поза, заболевания кистевых суставов. затрудненное дыхание, остеохондроз, излучение, психическая нагрузка.
Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля.
Виды компьютерных игр.
Спросите любого школьника о том, для чего нужен компьютер... Конечно, для игр! Каждая компьютерная игра, как и фильм, имеет свой жанр. Переиграть во все игры в мире невозможно, поэтому я выделю основные типы компьютерных игр: игры шутеры, симуляторы, стратегии, бегалки, поиск предметов, ролевые, познавательные.
Результаты собственных исследований.
Для выяснения отношения подростков к компьютерным играм я провела анкетирование. (прил№1) В опросе приняли участие 24 человека с 1 по 4 класс.
Полученные данные были подвергнуты статистической обработке.
Результаты социологического исследования (опрос) показали, что да, обучающиеся не выполняют нормы времени работы за компьютером. В каждом классе есть учащиеся, которые превышают допустимые нормы работы за ПК, нанося непоправимый вред своему здоровью. Причем есть учащиеся которые ответили, что находятся за ПК более 2-х часов в день (при норме 1,5 – 2 часа), у обучающихся есть интерес, как к развивающим играм, так и к виртуальным, но мало учащихся используют компьютер в учебных целях.
III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Проанализировав все материалы на эту тему, я сделала вывод:
интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера.
Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, – терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны – творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно.
При разумном подходе компьютер для ребенка никакого вреда не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться с единомышленниками.
Соблюдение несложных правил работы на компьютере (Приложение 2) позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.
План работы на 2018 – 2019 уч.гг.
Изучить более подробно влияние компьютера на память школьников
Провести исследование используя специальные измерительные приборы (практика).
Список использованной литературы.
Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.
Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание, 1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника и ее применение»); №3.
Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4.
http://www.anima-agency.ru
http://www.mumskids.ru
http://www.patee.ru
Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 84.
Рыков В., Домашний компьютер: вопросы труда и безопасности – http://itime.on.ufanet.ru/articles/2001 lst/2. html.
Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96
V.Приложения.
Приложение 1.
Анкета
1.У тебя дома есть компьютер?
Да - 22 Нет - 2
Как часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию,поиграть?
Часто- 10
Редко-14
3. Играешь ли ты в компьютерные игры?
Да – 16 Нет- 8
4.Какие твои любимые игры?
Гонки- 4
Стрелялки –4
Бегалки – 10
Обучающие – 1
Стратегии- 1
Поиск предметов –4
5.Сколько времени ты тратишь на игру?
Менее 30 мин –12
2 часа –5
Более 2-х часов –7
6.Как ты заканчиваешь играть?
Сам –19
Прерывают родители – 5
7.С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?
1) 5-6 лет-5
2) 7-8 лет-6
3) 9-10 лет-13
8. Какими программами ты пользуешься?
1) рисование- 6
2) печатать текст- 3
3)слушать музыку-4
4) интернет-9
5) другое-2
Приложение 2.
Сохранение здоровья при работе за компьютером.
Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.
Есть правила, которые хорошо бы запомнить:
-
Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.
В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.
До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.
Необходимо чаще проветривать комнату, а также установить аквариум или другие емкости с водой, так как они увеличивают влажность воздуха.
Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы – чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.
Упражнения для глаз
Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза!
Специальное питание для глаз.
Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.
Гимнастика за компьютером
Сидя на стуле, выпрямить спину, руки положить на колени. Отвести прямую правую руку в сторону, развернуть корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положить руку снова на колени - выдох. Затем повторить движения левой рукой. Это упражнение активизирует дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.
Исходное положение то же. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнять над полом и потянуть на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнять пальцы над полом, сделать перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.
Сложить руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делать круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.
Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернуться в исходное положение.
Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитировать ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.
Рабочее место
Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.
Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.