Научно-исследовательская работа «Лев Толстой-писатель»
Автор публикации: А. Сидоров, ученик 2Б класса
Исследовательская работа
«Лев Толстой – писатель»
ученика 2 класса
филиала МБОУ «Нусинская ООШ»
- «Сердебашская НОШ»
Сидорова Аделя
Научный руководитель:
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Романова Равиля Аглиевна
с.Сердебаш, 2018 год
Оглавление.
1.Введение. Обоснование выбора темы.
2. Чем отличаются рассказы Толстого?
3.Чему учат рассказы Толстого?
4.Воспоминания внука о дедушке.
5.Содержание рассказов Толстого.
6.Моё отношение к творчеству Толстого.
7.Заключение
Литература
Приложение
1.Введение. Обоснование выбора темы
Тема “Лев Толстой – писатель” актуальна, потому что простые,интересные рассказы Толстого нужны и сегодня. Они актуальны и сейчас, хотя после их написания прошло более 100лет. С их помощью Лев Николаевич учит нас правильному поведению в разных жизненных ситуациях.
Цель: исследовать истории рассказов Толстого и делать выводы.
Задачи: Прочитать произведения и ответить на вопрос: «Чему призывает нас автор?»
Гипотеза: Уроки жизни Толстого очень нужны современным ученикам.
Объект исследования: творчество Толстого.
Предмет исследования: Рассказы Л.Н.Толстого.
Методы:
Анализируем художественные произведения .
Делаем выводы.
2.Чем отличаются рассказы Толстого?
«В каждом человеке и его поступках
всегда можно узнать самого себя». Л. Н Толстой
Важно научить ребенка мыслить, рассуждать, переживать, чувствовать. Книги, предназначенные для детского чтения, должны нравиться детям.
В. Г. Белинский писал: «Читать дурно выбранные книги для детей и хуже и вреднее, чем ничего не читать».
Лев Толстой был мудрым человеком. Поэтому написал мудрые книги. Мы читаем эти книги и сами становимся мудрыми.
Более ста лет тому назад Толстой написал для детей свою «Азбуку» и «Книги для чтения детей». Он сделал очень большую и полезную работу. Детских книг тогда практически не было.
3. Чему учат рассказы Толстого?
«Маленькие рассказы» написаны для маленьких детей. Их понять очень легко. Тут и мамина помощь не нужна. Скоро дети сами начинают читать эти рассказы и сказки.
Сказка «Три медведя» учит нас не покидать дом без разрешения родителей. Нельзя без спроса трогать чужие вещи. Маша сделала неправильно.
Если с товарищем случилась какая-то беда, нельзя его бросать. Нет безвыходных положений на свете.Подруги тоже сделали неправильно.
В рассказе «Филипок» мальчик тоже уходит из дома без разрешения мамы. Но это уже другая ситуация.Филипок хочет учиться.Он сделал правильно.Такие люди добиваются успеха.
Толстой с огромной любовью собирал произведения устного народного творчества всю свою жизнь и широко использовал при создании своих произведений. Пословицы, поговорки, былины, сказки учили детей народной мудрости: «Сказанное слово серебряное, а не сказанное – золотое», «Нужда и по воскресным дням постится». В небольших рассказах, дети получали много полезных сведений бытового, практического характера или указания как себя вести: «Люби Ваня Машу», «По часу сижу, азы буки учу», «Небо выше, море ниже». В его творчестве большое место занимают рассказы, описывающие происшествие с самим автором.
Большое место в рассказах занимают темы любви к физическому и умственному труду. В них автор подчеркивает большое значение упорства при выполнении работы и преодолении трудностей: «Как тетушка рассказывала о том, как она выучилась шить», «Как я дедушке нашел пчелиных маток». В ряде басен и рассказов из жизни животных Толстой показывает положительные и отрицательные черты человека. Автор смеётся над жадными: «Собака и ее тень», «Обезьяна и горох»; злыми: «Белка и Волк»; обманщиками и предателями: «Лисица и обезьяна»; льстивыми и хитрыми: «Лев, осел и лисица». Л.Н. Толстой считал, что в произведениях для детей моральное воздействие оказывается тем, что басни и рассказы бичуют дурное и ярко показывают хорошее: «Два товарища», «Лев и мышь». Толстой обращал внимание на то, что «дети любят мораль, но только умную, а не глупую».
В своих книгах Лев Николаевич отразил как собственное творчество, так и произведения других писателей и даже некоторые рассказы его учеников. Толстой старался как можно больше включать народное творчество. Произведения написаны простым понятным языком. И каждый ребенок, только начинавший читать, знакомился с фольклором.
Весь материал строился по принципу усложнения. Поэтому вначале помещались рассказ – миниатюры, дальше шли басни, рассказы – были, рассказы – рассуждения и рассказы – описания. Тематика рассказов была разнообразной. В серии рассказов о детях герои – крестьянские дети. Толстой показывает их жизнь естественную, беря случаи из жизни, в разных ситуациях. У Льва Николаевича образ ребенка всегда четко очерчен и в основном его интересует нравственная сторона. Его герои совершают подвиги: «Котенок» - мальчик спасает маленького котенка от своры собак, «Пожар» - ребенок спасает брата и сестру. Льва Николаевича всегда волновала тема воспитания правдивости. Он пишет два рассказа: «Косточка» и «Корова», и басню «Лгун» на эту тему. В этих произведениях он старается показать, что ложь иногда связана с подлостью, трусостью и выводит мораль, что нужно быть честным и правдивым.
.4.Воспоминания внука о дедушке
Внук Л.Н. Толстого, Сергей Толстой рассказал в книге «Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» о своих беседах с дедом: «Беседовал он со всеми одинаково просто и серьезно – говорил он с ребятами так, как редко говорят с ними взрослые. Все, или почти все, что говорил мне дедушка, ведь это уроки мне на целую жизнь! Ведь все, что он говорил, он говорил «с умом», желая помочь моему воспитанию, сделать из меня настоящего человека! Наверное, это будет полезно и для других ребят. Из первой же встречи с дедушкой я вынес такой урок, что всякий труд достоин уважения, что ко всем людям надо относиться одинаково. А вот еще урок: я пожалел дедушке велосипед. Он пристально, строго, и как будто грустно посмотрел на меня и сказал: «Ну, нельзя, так нельзя», не прибавив ни одного слова. Как мне было стыдно тогда. Не надо жадничать, не должно быть собственнических наклонностей. Своей иронией, когда Лев Николаевич сказал: «Нельзя, так нельзя», он проучил меня за нечуткость, за внутреннюю грубость, за невнимание к людям. Еще один урок я понял: не будь назойлив! У старших есть важные дела, и ребята не должны меша. А как узнать, когда мешаешь? Надо быть внимательным – не ждать, пока тебе объяснят, а самому соображать. А вот какой урок дал мне дедушка после школьных экзаменов: «не нервничай, держи себя в руках! Не распускай нюни! Будь всегда тверд и стоек!» А еще такая мысль была у Льва Николаевича: «В игре, да и в труде, пожалуй, - будь разумен, не делай лишних движений, делай только то, что нужно, - будь рационализатором самого себя». Эти уроки жизни, которые давал мне Лев Николаевич иногда намеками, а иногда и прямо, говоря все до конца, запомнились мне на всю жизнь. Плохо ли, хорошо ли, я старался их осуществлять».
5.Содержание рассказов Толстого.
В рассказе “Лев и собачка” необыкновенная история .Толстой пишет о внешнем поведении льва:“Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол. Целый день он бился, метался по клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих... Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней. На шестой день лев умер”.
В рассказе «Косточка» рассказывается о маленьком Ване, который впервые увидел сливы: он «никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо них». Потом мальчик съел сливу. Отец узнал правду. «Ваня побледнел и сказал: «Нет, косточку я бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал». Рассказы Л.Н. Толстого, посвященные детям, метко обличают дурное и ярко показывают доброту детской души.
Рассказы «Прыжок», «Акула» сильно воздействуют на детей. Там всё охватывает, как в интересном кино.
Лучшее произведение Толстого “Кавказский пленник” тоже написан для детей.
6.Моё отношение к творчеству Толстого.
Мне нравятся произведения Толстого. Потому что я очень люблю читать.
Мы в классе любим инсценировать. Нам нравится показывать кукольный театр. Потому что мы любим придумывать , воображать.
7.Заключение
Я могу делать вывод: произведения Толстого очень нужны современным ученикам. Потому что и взрослые, и дети нуждаются в воспитании. Гипотеза подтвердилась.
Список литературы
«Для детей»; Л.Н. Толстой; Москва, 1968 год
«Как я помню Л.Н. Толстого и чему он меня научил» С.С. Толстой; Москва 1980 год
«Мои воспоминания» И.Л. Толстой; Москва, 1969 год
«Толстой о Толстом» К.Н. Ломунов // «Духовные искания Л.Н. Толстого»; материалы и исследования, выпуск 1; Москва, 1998 год
5.«Эстетика Л.Н. Толстого» Е.Н. Куприянова; Москва, 1966 год
Приложение
Я , Сидоров Адель, очень люблю читать. Книги открывают мне волшебный мир сказок, рассказов.
Мы в классе любим инсценировать сказки, рассказы.Я-Буратино! Мне нравится быть смешным.
Мы инсценировали сказку «Белоснежка» Х.К.Андерсена.
«Красная шапочка» Шарль Перро. Мы вместе готовим костюмы для театра. Участвуем в декорации сцены для театра.
Нам нравится участвовать в кукольном театре.
Мы выступаем не только в своей школе, но и в соседней школе, в детском садике, в сельском клубе перед односельчанами.