Михаил Васильевич Ломоносов
Автор публикации: В. Беспалов, ученик 7Б класса
Михаил Васильевич Ломоносов
(19 ноября 1711-15 апреля1765)
«Он был первым нашим университетом».(А.С. Пушкин)
«Ломоносов был великий человек.
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым
нашим университетом».
Выдающийся русский ученый, первый русский академик, поэт, реформатор русского языка, художник и историк Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 в селе Мишанинское Куростровской волости Двинского уезда Архангельской губернии в семье крестьянина-помора Василия Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.
Михаилу было десять лет, когда он первый раз вышел с отцом в море. Рыбная ловля закалила Михаила Васильевича, сделала его сильным и крепким.
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником был крестьянин Иван Шубный . Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, который преподавал ему грамматику, алгебру, привил любовь к литературе. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
От Шубного Михаил Васильевич узнал, что большинство наук пишется на латинском языке, которому обучают только в Москве или Киеве, поэтому захотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Родители хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». В декабре 1730 года Михаил Ломоносов тайно ушел из дома, захватив с собой только две рубахи, тулуп и нескольких книжек, и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и, скрыв свое происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, где в 1735 году дошел до предпоследнего класса – «философии».Ученый потом вспоминал, что был предметом насмешек сокурсников из-за бедности своего гардероба. Иначе он и не мог, так как ежедневный лимит составлял всего один алтын.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он занимался естественными и техническими науками.
В 1736 году в числе лучших студентов Михаила Ломоносова отправили в Германию, там он изучал физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме наук, он занимался изучением иностранных языков, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.
В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься науками. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и Ломоносов получил звание профессора химии. Михаил Васильевич стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Он также занимался литературным творчеством – писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а потом на казенные деньги во дворе этого дота возвели первую в России химическую лабораторию.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.
В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».
В тот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
В 1757 году Ломоносов издает свой главный труд по филологии – «Российскую грамматику». В ней ученый впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».
Научную деятельность М.В. Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве. Изначально воплотить в жизнь такой дорогостоящий проект было очень сложно, от чиновников неизменно поступали вежливые отказы. Но Ломоносов пошел на хитрость: предложил свой проект фавориту императрицы Елизаветы Петровны – Ивану Ивановичу Шувалову. Основное представление об открытии Московского университета было утверждено сенатом в июле 1754 года, а 25 января 1755 года Елизавета подписала устав, предложенный Ломоносовым. Под учебные корпуса был отведен казенный дом у Воскресенских ворот, в котором раньше находилась аптека.
К началу 1760-х годов Михаил Васильевич Ломоносов управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук, начал составлять Большой атлас Российской империи наук. Также создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений – до сих пор ведущая в науке.
С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Васильевича Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала чин статского советника.
Михаила Васильевича Ломоносова не стало 15 апреля 1765 года. Ему шел 54-й год. Смерть наступила из-за воспаления легких. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.
«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…». Иван Аксаков
Список литературы
Коровина В. Я. Литература, 7 класс. Часть 1. – 20-е изд. – М.: Просвещение, 2020.
Литература. Справочник школьника. М., Филологическое общество «Слово», 1995.
Меншуткин Б. Н. Жизнеописание Михаила Васильевича Ломоносова. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1997.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Интернет-портал «elib.gnpbu.ru»
Интернет-портал «bioslovhist.history.spbu.ru»
Интернет-портал «licey.net»
Работа кадета 7 Б класса
ГОАУ АО «Амурский кадетский корпус имени Героя Советского Союза
генерал-майора Ю.В.Кузнецова»
Беспалова Вячеслава