12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Рогачев Василий Ильич20

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти

«Школа с углублённым изучением отдельных предметов № 89»
 

Тема: Модель военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея


 

Ф.И.О. Абакумов Леонид Александрович,

Класс: 10


 

Руководитель:

Ф.И.О. Рогачев Василий Ильич,

учитель первой квалификационной

категории


 


 


 


 

Тольятти 2018 год

Содержание.

1. Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта.

3-5

2. Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.

6-9

3. Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи.

10-11

4. Выбор технологии изготовления изделия.

11-12

5. Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления.

13

6. Описание изготовления изделия.

14-25

7. Описание окончательного варианта изделия.

26

8. Экономическая и экологическая оценка готового изделия.

27-28

9. Реклама изделия.

29

10. Разработка конструкторской документации.

30-35

Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

36


 


 


 


 


 


 


 

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта.

Основными целями патриотического воспитания школьников является изучение исторических и военных событий, в которых наша страна принимала участие, почтение к Дням боевой славы, подвигам на войне и в труде. Прежде всего, патриотическое воспитание школьников должно прививаться каждому ученику его родителями и учителями. Если со школьной скамьи ребенку будут прививать любовь к Родине, уважение к культуре и традициям разных народов, понимание своего священного долга по защите Отечества, то это позволит вырастить достойного человека и патриота своей страны. Все чаще по общественному телевидению мы слышим, что в некоторых странах бывшего СССР пытаются переписать историю и выставить Россию агрессором и захватчиком. Чтобы не потерять подрастающее поколение, поднять патриотизм на должный уровень была разработана Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 года № 1493. В ней говорится: «С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию».

В разное время нашим солдатам приходилось защищать интересы нашей страны и за рубежами Родины. В Афганистане исполняли свой интернациональный долг жители из разных уголков всего бывшего Советского Союза. Свой воинский долг выполняли и наши земляки. Поэтому еще до выхода данной программы учителями нашей школы в рамках патриотического воспитания был организован музей, посвященный воину-интернационалисту Анатолию Александровичу Скляру – бывшему ученику нашей школы, отдавшему свою жизнь при защите интересов нашего государства во время выполнения воинского долга на территории Демократической Республики Афганистан. На центральном входе в образовательное учреждение можно увидеть памятную доску с фотографией Анатолия Скляра.

На данный момент музей в своей экспозиции имеет более 30 экспонатов, из которых 27 являются подлинными. Это личные вещи героя, его письма, документы, медаль «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», гильза с афганской землей, повестка, путевой лист. Данные экспонаты были переданы музею мамой Анатолия - Александрой Семеновной Скляр.

Также в школьном музее есть баннер с картой дислокации советских войск в Афганистане, с данными о количестве участников вооруженного конфликта, стенд с информацией о предыстории, ходе и итогах конфликта, количестве погибших и раненых наших воинов.

Экспозиция музея является напоминанием о невероятном мужестве и героизме всех советских солдат, воевавших в Афганистане, а сам Анатолий Скляр является примером для современных школьников. В свой последний рейс Анатолий выехал за рулем автомобиля ЗиЛ-131 груженного боеприпасами – это и определило тему проекта.

В связи с этим был выбран проект на тему: «Модель военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея». Модель автомобиля должна соответствовать масштабу 1:35 и быть окрашена в оригинальные цвета военного ЗиЛ-131.


Цель проекта: Изготовление изделия «Модель военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея» из пластмассы своими руками.

Задачи проекта:

- Изучение теоретического материала по теме проекта, выбор и обоснование технологии изготовления изделия.

- Изготовление «Модели военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея».

- Подведение итогов выполнения проекта, экономическое и экологическое обоснование.

Сбор информации по теме проекта. Анализ прототипов.

Военный конфликт с участием советских войск в Афганистане начался 25 декабря 1979 года, но по сути – это один из периодов гражданской войны в Афганистане, которая длится уже не первое десятилетие. Причиной конфликта стало стремление СССР поддержать Национально-демократическую партию Афганистана и обезопасить свои южные границы. В итоге советским войскам не удалось подавить сопротивление моджахедов, и они были выведены из Афганистана 15 февраля 1989 года, но гражданская война на афганской земле на этом не закончилась. Она продолжается там, и по сей день.

В Афганистане служили жители из разных уголков всего бывшего Советского Союза. Среди них были и наши земляки. На этой войне погиб выпускник нашей школы Анатолий Александрович Скляр. Он родился 10 августа 1965 года в с.Хлебовке Новосергиевского района Оренбургской области. В 1972 году его семья переехала в Тольятти. Анатолий обучался в школе № 52 (ныне школа №89). По окончании школы он отлично учился на курсах водителей по направлению военкомата, окончил в 1983 г. ГПТУ-65, освоил профессию фрезеровщика, и 7,5 месяцев работал в цехе 28/2 прессового производства ВАЗа. Рабочие тепло и с грустью вспоминают этого доброго, простого, честного и трудолюбивого парня. Его мама, Александра Семеновна, рассказала, что сын с первой зарплаты подарил ей часы, а сестре Нине - золотую цепочку, ставшие в семье памятью об ушедшем навсегда родном человеке.19 апреля 1984 г. Анатолия призвали в армию, он попал в учебный полк в Кировабаде, служил в автомобильной роте. Мама и сестренка приезжали навестить его. Через 3 месяца был Афганистан. «Меня перевели в автомобильную роту. Дали «Урал-375», водовозку. 15 августа ездил в первый рейс через перевал Саланг. В этом рейсе погиб один пацан моего призыва. Банду уничтожили, я тоже пострелял. Только здесь я понял, что такое дом, родители, друзья. Почти каждую ночь дом снится» (26.08.1984). О первом боевом крещении Толя рассказывал спокойно и сдержанно: «5 апреля мне дали грузовую машину «Урал-375», а до этого был «ЗиЛ-131», два часа на техосмотр и - в колонну на Пули-Хумри. Возле Хинжана наша колонна была обстреляна из ПТК (калибр 12,5 мм), одну машину подбили. Приехали в полк 14 апреля в день ПВО. Нас, 5 человек, за успешное выполнение боевого задания сфотографировали возле развернутого знамени полка» (23.04.1985). И вот последнее письмо: «Десятого - юбилейный день, мне будет 20 лет, даже не верится. Сегодня воскресенье, у нас прошел спортивный праздник, я бежал стометровку» (28.07.1985). 9 августа 1985 г. Анатолий шел в колонне на своей машине «ЗиЛ -131» с боеприпасами. Душманы подожгли первые и последние машины и стали бить из гранатометов. Рвались снаряды, солдаты отошли в укрытие. Прозвучала команда: «По машинам!» И начался прорыв под пулеметным огнем. Пуля пробила ветровое стекло, горячая боль обожгла Толе плечо. Другая пуля ударила в голову. Посмертно Анатолий Скляр награжден орденом Красной Звезды, медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа» и Грамотой Президиума Верховного Совета СССР «Воину-интернационалисту».

В память о погибшем герое в нашей школе в 2009 году был открыт музей имени Анатолия Скляра. Идея создания музея принадлежит Галине Михайловне Поповой – в то время директору школы. Музей был официально зарегистрирован федеральным центром детско-юношеского туризма и краеведения 3 февраля 2015 года, протокол №1, свидетельство №4030. Руководитель музея Уманец Светлана Алексеевна, учитель истории и обществознания.

В музейной экспозиции находятся 34 экспоната, 27 из которых подлинные. Личные вещи Анатолия были переданы музею его мамой - Александрой Семеновной Скляр.

За время службы в ДРА Анатолий Скляр водил разные автомобили (ЗиЛ-131, Урал-375), но в свой последний рейс он пошел за рулем ЗиЛ-131, что и определило выбор объекта для изготовления модели.

ЗиЛ-131 — армейский грузовик Московского автозавода имени Лихачёва, основная модель. Являлась заменой грузовика ЗиЛ-157. Значительная часть этих машин производилась для Советской Армии. После признания дальнейшего развития модели "165" нецелесообразным, в 1958 на ВСХВ был продемонстрирован новый вариант автомобиля повышенной проходимости, получившего индекс ЗиЛ-131 и кабину с "оперением" от гражданского (опытного на тот момент) ЗиЛ-130.

Однако военных не устроили сложные гнутые передние крылья и витиеватая облицовка радиатора, поскольку возвращение им первоначальной формы в полевых условиях потребовало бы значительных затрат времени, поэтому автомобиль ЗиЛ-131, пущенный в серийное производство, получил простые гнутые передние крылья и такую же бесхитростную облицовку радиатора. В 1959 году были пройдены заводские испытания новых грузовиков, затем приемочные, а в 1961-1962 гг. завод должен был без остановки производства перейти на выпуск автомобилей ЗиЛ-130 и ЗиЛ-131. Но как это часто случалось в истории ЗиЛа, сроки освоения новой техники все время переносились, и если ЗиЛ-130 начали в массовом порядке выпускать с 1 октября 1964 года, то производство ЗиЛ-131 было развернуто лишь в 1966 году.

Автомобиль ЗиЛ-131 выпускался Московским автозаводом имени Лихачева с 1966г. по 1986г. Кузов - деревянная платформа армейского типа с откидным задним бортом, в решетках боковых бортов вмонтированы откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется средняя съемная скамейка на 8 мест, предусмотрена установка дуг и тента.

Производились следующие основные варианты машины: бортовые (с лебедкой и без нее) ЗиЛ-131, автомобиль с неэкранированным электрооборудованием ЗиЛ-131А, седельный тягач ЗиЛ-131В. С 1986 года выпускается модернизированный вариант как с карбюраторным двигателем (ЗиЛ-131Н), так и с различными дизельными двигателями (ЗиЛ-131Н1 и ЗиЛ-131Н2).

Производство ЗиЛ-131Н непосредственно ЗиЛом было свернуто в 1994 году в связи с началом выпуска ЗиЛ-4334, но в Новоуральске, производство грузовика было продолжено на автомобильном заводе АМУР до 2010 года, с 2003 года было начато производство грузовика АМУР-531350, грузовик представлял собой копию ЗиЛ-131, но с дизельным двигателем. Производство ЗиЛ-131 было полностью завершено на заводе АМУР в 2011 году после его банкротства.

Автомобили под индексом ЗиЛ-131С, ЗиЛ-131НС, ЗиЛ-131АС, ЗиЛ-131НАС, ЗиЛ-131НВС предназначались для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре до -60 градусов. Такой северный вариант автомашины имел добавочный автономный отопитель, особые резинотехнические комплектующие, двойные стекла и дополнительную теплоизоляцию кабины, теплозащиту аккумулятора. Для жаркого тропического климата производилась модель под обозначением ЗиЛ-131X.

Технические характеристики:

Колёсная формула 6 х 6

Грузоподъёмность:

по грунту — 3500 кг

Снаряжённая масса:

без лебёдки — 6135 кг

с лебёдкой — 6400 кг

Полная масса:

без лебёдки — 10 185 кг

с лебёдкой — 11 925 кг

Дорожный просвет:

под передней осью — 330 мм

под задней осью — 355 мм

Подвеска:

передняя — рессорная

задняя — балансирная рессорная


Кузов — деревянная платформа с откидным задним бортом, в решётках боковых бортов предусмотрены откидные скамейки на 16 посадочных мест, имеется дополнительная средняя съёмная скамейка на 8 мест, кузов накрывается тентом на устанавливаемые дуги.

Анализ возможных идей. Выбор оптимальной идеи.

Идея 1: изготовление модели ЗиЛ-131 из древесины.

Идея 2: изготовление модели ЗиЛ-131 из фанеры.

Идея 3: изготовление модели ЗиЛ-131 из полистирола.

Идея 4: изготовление модели ЗиЛ-131 из ПВХ.

Изготовление модели ЗиЛ-131 из древесины приведет к более продолжительному сроку выполнения проекта, а также потребует более бережного хранения изделия из-за гигроскопичности материала. Древесина – горючий материал, к тому же тонкие детали кузова автомобиля потребуют более кропотливой работы по его изготовлению и более бережного отношения из-за своей хрупкости. Увеличение толщины деталей повысит прочность изделия, но при этом нарушится масштаб модели.

Изготовление модели ЗиЛ-131 из фанеры повышает его прочность, но так же, как древесина, фанера – горючий и гигроскопичный материал, что потребует более бережного хранения изделия. Наличие влаги может привести к его короблению, растрескиванию или расслоению, а вырезание деталей лобзиком увеличит срок выполнения проекта.

Изготовление модели ЗиЛ-131 из полистирола, как из древесины с фанерой, потребует более продолжительного срока изготовления проекта из-за жесткости материала. Также полистирол хорошо поддерживает горение.

Наиболее оптимальным материалом для изготовления модели ЗиЛ-131 является листовой ПВХ из-за своей гибкости, возможности вырезать детали ножом-косяком, что значительно снижает время изготовления проекта. ПВХ в отличие от древесины и фанеры не боится влаги, а также его мягкая структура позволяет наносить изображение мелких деталей способом выдавливания рельефа с помощью шариковой ручки с использованным (не рисующим) стержнем. Структура ПВХ позволяет закруглять острые края заготовок без применения напильника и наждачной бумаги – разглаживая боковой стороной шариковой ручки. Что также позволяет уменьшить срок выполнения проекта. ПВХ не поддерживает горение на открытом воздухе.


 

Выбор технологии изготовления изделия.

Для выполнения деталей изделия понадобятся инструменты: нож-косяк, мини стамеска, пробойники, слесарный молоток, подкладная доска, циркуль, линейка, угольник, набор надфилей, тепловентилятор, копировальная бумага, чертежи ЗиЛ-131 с видом сверху, спереди, сзади, с правого и левого боков в масштабе 1х35, а также карандаш и ручка с использованным стержнем.

Для покраски изделия понадобятся акриловые краски и кисти. Вместо кистей для покраски крупных деталей можно использовать аэрограф, но его покупка потребует значительных материальных вложений.

Для нанесения разметки деталей можно использовать линейку и карандаш, а можно, используя чертежи машины, копировальную бумагу и ручку с использованным стержнем перевести габаритные размеры детали на заготовку, что повысит точность разметки и снизит время ее нанесения.

Для склеивания деталей можно использовать недорогой дихлорэтан, но его применение потребует наличия вытяжного шкафа для выполнения работы. Клей для пластмассы производства Германии значительно дороже дихлорэтана, но работа с ним не требует наличия вытяжного шкафа, а также удобная для использования тара с иглой-дозатором позволяет экономно и аккуратно наносить клей на детали, что повышает качество склеивания.

Для нанесения разметки и вырезания круглых деталей можно использовать циркуль и нож-косяк, а можно выдолбить детали с помощью пробойников и слесарного молотка.

Нанесение рельефного изображения мелких деталей можно выполнить с помощью резьбы ножом-косяком и стамеской, но проще выдавить ручкой с использованным стержнем.

Для выполнения рельефного изображения боковых стекол кабины и заднего панорамного стекла можно использовать ручку с использованным стержнем, но снятие небольшого слоя материала с помощью ножа-косяка и мини стамески дает более рельефное и натуральное изображение окон.

Для придания эффекта старения автомобиля можно использовать метод покраски «сухая кисть». Большинство моделистов в настоящее время гораздо больше уделяют время на окраску моделей, чем на их сборку. Однако, независимо от того насколько хорошо была окрашена модель, она все еще может выглядеть безжизненной и нереалистичной. Проще говоря, свет и тень выглядят по-разному на масштабных моделях и на оригиналах, так что, если окрасить модель в тот же цвет что и оригинал, это будет выглядеть нереалистично. Покраска методом «сухая кисть» используется с двумя целями: для осветления углов модели и для придания текстурного эффекта некоторым её деталям. Применять данный метод лучше в самую последнюю очередь, как финишное покрытие.


Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления.

Для снижения стоимости изделия следует обратить особое внимание на правильность и экономичность нанесения разметки. Использование отходов для изготовления мелких деталей ящиков под боеприпасы тоже поможет сэкономить на материале. Также использование старых не пишущих стержней шариковых и капиллярных ручек для изготовления осей и карданов позволит снизить затраты на изготовление проекта. Использование клея для пластмассы германского производства несколько повысит стоимость изделия, но позволит выполнять работы без использования вытяжного шкафа.

Пластиковые изделия служат довольно долго, но после окончания срока эксплуатации их необходимо утилизировать в соответствии ГОСТ 12.3.002. При нашей школе на площадке хранения баков для вывоза мусора «Эковоз» установил контейнеры для сбора и вывоза пластмассовых изделий, поэтому проблем с утилизацией модели ЗиЛ-131 не будет.

Описание изготовления изделия.

Последовательность выполнения операций

Графическое изображение

Инструменты и оборудование

1

Выбрать заготовку лист ПВХ размерами 470х250х3 мм, нанести разметку деталей рамы автомобиля ЗиЛ-131 и вырезать их.

Угольник, карандаш, нож-косяк, подкладная доска.

2

Склеить раму ЗиЛ-131.

Клей для пластмассы.

3

Вырубить с помощью пробойника детали муфты распределительной коробки и склеить их.

Пробойник, молоток, подкладная доска, клей для пластмассы.

4

Нанести разметку и вырезать детали распределительной коробки и склеить их.

Карандаш, циркуль, линейка, нож-косяк, клей для пластмассы.

5

Нанести разметку и вырезать детали редукторов переднего, среднего и заднего мостов и склеить их.

Карандаш, циркуль,линейка, нож-косяк, клей для пластмассы.

6

Вырубить детали картеров редукторов переднего, среднего и заднего мостов и склеить их.

Пробойник, молоток, клей для пластмассы.

7

Вырезать автомобильную ось для переднего, среднего и заднего мостов из использованного стержня гелевой ручки диаметром 4,5 мм.

Линейка, нож-косяк.

8

Просверлить отверстия в картерах редукторов переднего, среднего и заднего мостов под автомобильные оси.

Дрель, сверло диаметром 4,5мм.

9

Обработать края картеров плоским надфилем, а отверстия круглым.

Плоский и круглый надфиль.

10

Соединить картеры с осями и редукторами переднего, среднего и заднего мостов.

Клей для пластмассы.

11

Выбрать заготовку ПВХ размером 150х200х1 мм, нанести разметку деталей рессор и вырезать их.

Угольник, карандаш, нож-косяк, подкладная доска.

12

Склеить детали рессор.

Клей для пластмассы.

13

Приклеить передние рессоры к раме.

Клей для пластмассы.

14

Вырезать из использованного стержня гелевой ручки диаметром 4,5 мм центральную ось задних рессор.

Нож-косяк, линейка.

15

Нанести разметку и вырезать из заготовки ПВХ 1 мм толщины детали крепления задних рессор, просверлить отверстия под центральную ось и приклеить детали крепления к рессорам и центральной оси.

Карандаш, нож-косяк, дрель, сверло диаметром 4,5 мм, подкладная доска, клей для пластмассы.

16

Нанести разметку и вырезать из заготовки ПВХ 1 мм толщины детали крепления задних рессор со средней и задней осью, просверлить отверстия под оси и приклеить детали крепления к средней и задней оси.

Карандаш, нож-косяк, дрель, сверло диаметром 4,5 мм, подкладная доска, клей для пластмассы.

17

Вырезать карданные валы из использованного стержня от шариковой ручки диаметром 3мм.

Линейка, нож-косяк.

18

Склеить детали заднего моста и закрепить их на раме с помощью клея.

Клей для пластмассы.

19

Склеить детали переднего моста и закрепить их на раме с помощью клея.

Клей для пластмассы.

20

Нанести разметку деталей колес на заготовку ПВХ толщиной 3мм.

Циркуль.

21

Вырезать детали колес.

Нож-косяк, подкладная доска.

22

Нанести разметку рельефа на лицевые детали колес и выдавить рельеф с помощью ручки с использованным (не рисующим) стержнем.

Циркуль, ручка с использованным стержнем.

23

Склеить детали колес.

Клей для пластмассы.

24

Нанести рельеф протектора с помощью трехгранного надфиля.

Трехгранный надфиль.

25

Приклеить колеса к переднему и заднему мосту.

Клей для пластмассы.

26

Нанести разметку и вырезать детали крепления запасного колеса.

Линейка, подкладная доска, нож-косяк.

27

Приклеить детали крепления к запасному колесу.

Клей для пластмассы.

28

Нанести разметку и вырезать из заготовки ПВХ 3мм толщины детали крепления кузова.

Нож-косяк, линейка, подкладная доска.

29

Склеить детали крепления кузова и придать им форму трапеции.

Клей для пластмассы, подкладная доска, нож-косяк.

30

Обработать края надфилем.

Плоский надфиль.

31

Приклеить крепления кузова к раме.

Клей для пластмассы.

32

Нанести разметку на заготовку ПВХ 3мм и вырезать детали кузова.

Угольник, карандаш, нож-косяк.

33

Нанести разметку профиля досок на детали кузова, вырезать пазы и отверстия.

Линейка, ручка с использованным стержнем, мелкая стамеска, нож-косяк.

34

Склеить детали кузова.

Клей для пластмассы.

35

Вырезать из стружки оставшейся после работы стамеской перекладины для кузова.

Нож-косяк, линейка.

36

Приклеить перекладины к кузову.

Клей для пластмассы.

37

На заготовке ПВХ 1мм нанести разметку и вырезать детали инструментального ящика.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

38

Нанести рельеф ребер жесткости на детали ящика под инструменты.

Ручка с использованным стержнем.

39

Обрезки от крепления кузова приклеить к бортам инструментального ящика для жесткости соединения деталей.

Клей для пластмассы.

40

Склеить инструментальный ящик.

Клей для пластмассы.

41

Приклеить инструментальный ящик к креплению запасного колеса.

Клей для пластмассы.

42

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку и вырезать детали бензобаков.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

43

Склеить детали бензобаков.

Клей для пластмассы.

44

Придать бензобакам овальную форму с помощью ножа-косяка для грубой и надфиля для чистовой обработки.

Нож-косяк, надфиль.

45

На заготовке ПВХ 1мм толщины нанести разметку и вырезать детали крепления бензобака

Линейка, карандаш, нож-косяк.

46

Приклеить бензобаки к креплениям.

Клей для пластмассы.

47

Вырубить из заготовки ПВХ 3мм толщины горловины бензобаков.

Молоток, пробойник 5мм.

48

Приклеить горловины к бензобакам.

Клей для пластмассы.

49

Приклеить крепления бензобаков к раме.

Клей для пластмассы.

50

Приклеить инструментальный ящик с запасным колесом к раме.

Клей для пластмассы.

51

На заготовках ПВХ 1мм и 3мм толщины нанести разметку и вырезать детали аккумуляторного ящика.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

52

Нанести разметку, продавить ребра жесткости на стенке аккумуляторного ящика и склеить его детали.

Ручка с использованным стержнем, клей для пластмассы.

53

Приклеить аккумуляторный ящик к раме.

Клей для пластмассы.

54

С помощью ручки с использованным стержнем и копировальной бумаги нанести разметку крыши и капота на заготовку ПВХ 3мм толщины.

Ручка с использованным стержнем, копировальная бумага, чертеж ЗИЛ-131 вид сверху в масштабе М 1:35

55

Вырезать капот автомобиля.

Нож-косяк.

56

Используя вырезанную заготовку как лекало вырезать из листа ПВХ 3мм толщины детали для увеличения толщины крышки капота и склеить их.

Нож-косяк, клей для пластмассы.

57

Используя нож-косяк для грубой и надфиль для чистовой обработки закруглить края крышки капота.

Нож-косяк, плоский надфиль.

58

На заготовке ПВХ 1мм толщины нанести разметку и вырезать деталь решетки радиатора с боковинами капота, согнуть ее по краю крышки капота.

Нож-косяк.

59

Используя крышку капота как лекало вырезать из заготовки ПВХ 3мм толщины днище капота.

Нож-косяк.

60

Соединить детали капота с помощью клея, используя ручку с использованным стержнем нанести рельеф решетки радиатора.

Ручка с использованным стержнем, клей для пластмассы.

61

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку задней стенки кабины и вырезать ее.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

62

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку и вырезать детали боковых стенок кабины.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

63

На заготовке ПВХ 1мм толщины нанести разметку и вырезать лобовое стекло машины.

Линейка, нож-косяк.

64

Используя тепловентилятор загнуть края лобового стекла.

Тепловентилятор.

65

Используя обрезки ПВХ 3мм толщины для жесткости конструкции склеить капот, заднюю и боковые стенки кабины.

Клей для пластмассы.

66

Используя нож-косяк для грубой, а надфиль для чистовой обработки закруглить края кабины.

Нож-косяк, плоский надфиль.

67

Вырезать крышу кабины и используя ее как лекало нанести разметку на заготовку ПВХ 1мм толщины увеличив ее размер на 1мм со всех сторон.

Нож-косяк, карандаш.

68

Вырезать вторую заготовку крыши кабины и склеить обе детали.

Нож-косяк, клей для пластмассы.

69

Используя нож-косяк для грубой, а надфиль для чистовой обработки закруглить края крыши кабины.

Нож-косяк, плоский надфиль.

70

Приклеить крышу к кабине автомобиля.

Клей для пластмассы.

71

На заготовке ПВХ 1мм толщины нанести разметку, вырезать детали люков крыши кабины и закруглить их края.

Линейка, карандаш, нож-косяк, плоский надфиль.

72

Приклеить крышки люков к крыше кабины и нанести на нее ребра жесткости с помощью ручки с использованным стержнем.

Клей для пластмассы, линейка, ручка с использованным стержнем.

73

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку и вырезать заготовки для крыльев кабины.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

74

Надрезать по разметке места сгибов на крыльях кабины и согнуть их.

Линейка, нож-косяк.

75

Используя кабину машины как лекало нанести разметку крыльев кабины на их заготовки.

Карандаш.

76

Вырезать крылья с припуском на обработку. Выполнить подгонку крыльев с помощью плоского и полукруглого надфилей.

Нож-косяк, плоский и полукруглый надфиль.

77

Приклеить крылья к кабине.

Клей для пластмассы.

78

На отходах ПВХ 3мм толщины наносится разметка деталей блоков-фар и вырезается с помощью ножа-косяка.

Карандаш, линейка, нож-косяк.

79

Приклеить блокфары на крылья кабины и нанести на них рельеф фар и поворотников.

Клей для пластмассы, ручка с использованным стержнем.

80

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку и вырезать передний бампер машины.

Карандаш, линейка, нож-косяк.

81

Разогреть передний бампер с помощью тепловентилятора и отогнуть края.

Тепловентилятор.

82

Используя кабину и передний бампер как лекало, нанести разметку верхней части бампера на заготовку ПВХ 1мм толщины размером 15х65мм.

Карандаш.

83

Вырезать верхнюю часть переднего бампера и приклеить его к переднему бамперу.

Нож-косяк, клей для пластмассы.

84

Приклеить передний бампер к раме и нанести на его лицевую часть ребра жесткости с помощью ручки с использованным стержнем.

Клей для пластмассы, ручка с использованным стержнем.

85

Используя нож-косяк нанести габаритные размеры заднего и боковых стекол, после чего стамеской заглубить их.

Нож-косяк, стамеска шириной лезвия 3мм.

86

На заготовке ПВХ толщиной 3мм нанести разметку деталей корпуса оружейного ящика размерами 28х14мм по 3 шт. на 1 ящик.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

87

Склеить корпуса оружейных ящиков.

Клей для пластмассы.

88

Обработать края корпуса оружейного ящика.

Плоский надфиль.

89

На заготовке ПВХ 3мм толщины нанести разметку размером 3х32мм и вырезать детали крепления ручек от оружейного ящика.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

90

Приклеить детали крепления ручек к корпусу оружейного ящика.

Клей для пластмассы.

91

Нанести разметку на заготовку ПВХ 1мм толщины размером 3х90мм и вырезать ручки и перекладины оружейного ящика.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

92

Приклеить рукоятки к оружейному ящику.

Клей для пластмассы.

93

Приклеить перекладины к оружейному ящику.

Клей для пластмассы.

94

На заготовке ПВХ 1мм толщины размером 5х60мм нанести разметку и вырезать детали корпусов защитной решетки фар.

Линейка, карандаш, нож-косяк.

95

Склеить детали корпусов защитной решетки фор.

Клей для пластмассы, пинцет.

96

Очистить медную проволоку диаметром 0,5мм длиной 200мм от изоляции и нарезать ее по 20мм.

Кусачки, линейка.

97

Проткнуть отверстия в деталях корпусов защитной решетки фар, продеть в них проволоку и закрепить ее с помощью клея.

Игла швейная, клей для пластмассы.

98

Отрезать выступающие части защитной решетки и обработать края надфилем.

Ножницы, плоский надфиль.

99

Окрасить в черный цвет раму, бензобаки, инструментальные ящики, колеса, передний, средний и задний мосты, защитные решетки фар.

Кисти, акриловая краска черного цвета производства завода «Луч».

100

Окрасить в цвет хаки детали кузова, кабину, передние крылья, корпуса блокфар, оружейные ящики.

Кисти, акриловая краска зеленого цвета производства завода «Луч».

101

Окрасить в белый цвет стекла кабины, фары головного освещения.

Кисти, акриловая краска белого цвета производства завода «Луч».

102

Окрасить в красный цвет поворотники блокфар.

Кисти, акриловая краска красного цвета производства завода «Луч».

103

Приклеить к раме кабину.

Клей для пластмассы.

104

Приклеить к раме кузов.

Клей для пластмассы.

105

Приклеить защитные решетки к крыльям и переднему бамперу.

Клей для пластмассы.

106

Обработать методом «сухая кисть» (dry-brushing) все поверхности автомобиля для придания эффекта старения.

Кисть, акриловая краска светло-серого цвета производства завода «Луч», салфетка.


 


 

Описание окончательного варианта изделия.

Изучив технологическую литературу и другие источники, в которых приводятся материалы по теме проекта, были выбраны:

- материал для изготовления макета военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея – листы ПВХ толщиной 3мм и 1мм как наиболее дешевый, трудновоспламеняемый и легкий в обработке материал.

- способ крепления деталей – соединение с помощью клея для пластмассы производства Германии.

- способ отделки изделия – нанесение рельефного изображения мелких деталей методом выдавливания с помощью ручки с использованным стержнем.

- способ окрашивания изделия – покрытие акриловыми красками с помощью кисти. Согласно «Руководству к применению», данные краски на водной основе практически лишены запаха и могут применяться для покрытия игрушек. Данный вид продукции отличают высокая устойчивость к моющим средствам, температурным колебаниям, воздействию влаги, а также воздействию ультрафиолетовых лучей.

- для придания эффекта старения покрытия автомобиля методом «сухая кисть» нанести штрихи светло-серой акриловой краской.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Экономическая и экологическая оценка готового изделия.

Виды затрат

Количество затрат

Цена за единицу меры

Стоимость затрат

Спвх1– стоимость ПВХ 1мм

Sпвх1 = a*b (м²) – a=0,15м, b=0,2м.

Sпвх3=0,15х0,2 =

=0,03 м²

Цпвх1 – количество рублей за 1м²= 152,16477512 руб.

Спвх1=Цпвх1*Sпвх1= 152,16477512х0,03 =4,56 (руб.)

Спвх3– стоимость ПВХ 3мм

Sпвх3 = a*b (м²) – a=0,47м, b=0,25м.

Sпвх3=0,47х0,25 =

=0,1175 м²

Цпвх3 – количество рублей за 1м²= 235,48413147 руб.

Спвх3=Цпвх3*Sпвх3= 235,48413147 х0,1175 =27,67 (руб.)

Ск. – клей, краска.

Мк - масса клея ≈2 грамм

масса краски – 5 мл

Цк – 312 руб. за 25грамм,

краска – 64 руб за 40 мл

Ск=Цк:25 х Мк =

312:25х2 = 24,96 руб

64:40х5= 8 руб

Со - освещение

Ао=Wл*to*N расход электроэнергии на освещение.

Wл – мощность лампы 0,06кВт,

to – время работы лампы 20 часов,

N – количество ламп – 10 шт.

0,06х20х10=12кВт/ч

Цэл = стоимость 1 кВт/часа - 3,8 руб.+ НДС 18%

Со=Ао*Цэл

n +НДС

n – количество учащихся выполнявших работу

12х3,8:15х1,18≈35,87 руб.

Ст – тепловен-тилятор

Ат=Wт*tт расход электроэнергии на работу тепловентилятора

Wт – мощность 1кВт

tт – 2 минуты

2:60х1=0,033кВт/ч

Цэл = стоимость 1 кВт/часа - 3,8 руб.+ НДС 18%

Ст=Ат*Цэл+НДС

0,033х3,8х1,18≈0,15 руб

Собщ=4,56+27,67+24,96+8+35,87+0,15 = 101рубль 21 копейка.


 

Минимальная стоимость модели военного автомобиля составляет 1200 рублей. Затраты на оплату труда составят 30% - 360 рублей. Следовательно, экономия составит: 1200-(101,21+360)=738 рублей 79 копеек.

Одним из наиболее универсальных показателей горючести материалов является значение Кислородного Индекса (КИ, англ. Oxygen Index, OI). Величина КИ определяется процентным содержанием кислорода в окружающей атмосфере, при котором материал начинает поддерживать свечеобразное устойчивое пламенное горение. В атмосфере воздуха процентное содержание кислорода составляет 20%-21%. Таким образом, если значение КИ материала ниже 21%, то этот материал будет поддерживать горение на воздухе. В случае, когда значение КИ больше 21%, материал не поддерживает горение на открытом воздухе. Чем больше значение КИ, тем менее материал склонен к горению. Все материалы, имеющие значение КИ больше 27%, относятся к группе "трудно воспламеняющихся" и "само затухающих" при выносе их из открытого огня. Полистирол имеет значение КИ от 17,9% до 18,2%, древесина и фанера от 20% до 22%, а ПВХ от 36,7% до 47%. Из чего следует, что ПВХ в отличие от древесины, фанеры и полистирола имеет наибольший показатель кислородного индекса и является наиболее безопасным, в пожарном отношении, материалом.

Самым вредным для здоровья считаются лакокрасочные работы. В данном проекте для проведения покрасочных работ применялись акриловые краски на водной основе. Данный вид красок отличают высокая устойчивость к моющим средствам, температурным колебаниям, воздействию влаги, а также воздействию ультрафиолетовых лучей. Также среди достоинств акриловых красок выделяют их негорючесть, прекрасные декоративные и эстетические свойства.


 


 


 


 

Реклама изделия.

Секрет успеха современного музея – его погружение в современность. Успешный музей постоянно предлагает своему посетителю новые ощущения и впечатления. Все больше музеев используют в своей работе интернет-ресурсы. Так и наш музей имеет свой сайт: https://sites.google.com/site/muzejimeni /.

"Модель военного автомобиля ЗиЛ-131 для школьного музея" как проводник в историю нашей страны поможет учащимся глубже окунуться в героическое прошлое ребят, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане, неделями находящихся в рейсах на узких горных дорогах, каждую секунду ожидавших нападения душманов или обвалов камней с горных круч.

 

По дорогам крутым, сквозь холодный туман

Тянут в гору ЗиЛы надрывая кардан.

Автомат у руля, передернут затвор,

Не остаться б в горах, так молись за мотор.

(песня про Афганистан)

 


 

Разработка конструкторской документации.

Рама автомобиля ЗиЛ-131. Масштаб 1:35.


 

Автомобиль ЗиЛ-131 вид справа. Масштаб 1:35.
 


 

Автомобиль ЗиЛ-131 вид справа. Масштаб 1:35.
 


Автомобиль ЗиЛ-131 вид спереди. Масштаб 1:35.


 


 

Автомобиль ЗиЛ-131 вид сзади. Масштаб 1:35.


 


 


 

Автомобиль ЗиЛ-131 вид сверху. Масштаб 1:35.


 

Список используемой литературы и интернет - ресурсов.

https://sites.google.com/site/muzejimeni/home

http://www.tgl.ru/files/files/afgan_012010_file_1360129418.pdf

http://www.chemkor.ru/articles/polivinilxlorid-yasnaya-ekologicheskaya-perspektiva.html

http://www.helvetica-don.ru

http://warbook.info/item/gruzovik-zil-131

http://world-model.ru/tonirovanie-suhoj-kist-yu/

«Грузовые автомобили высокой проходимости». Военное издательство министерства обороны СССР. - Москва. 1969г авторы: Я.Е.Голодовский, И.В.Зайцев, О.М.Лавров.

«Конструктивные изменения автомобилей ЗиЛ». Выпуск 26. - Москва. 1971г. Издательство: ЦНИИТЭИМС, отв. редактор А.Г.Зарубин.

Автор материала: Л. Абакумов (10 класс)
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.