Национальная модель мира в пейзажной лирике Н.Г. Дамдинова

3
0
Материал опубликован 7 December 2022

Автор публикации: Д. Херсун, ученик 8 класса

Министерство образования и науки РБ

Мухоршибирский район

Муниципальное образовательное учреждение «Тугнуйская СОШ»











Национальная модель мира в пейзажной лирике Н.Г. Дамдинова (научно-исследовательская работа)









Выполнил: ученик 8 класса

Херсун Данила

Руководитель:

Чимитдоржиева Марина Заятовна

тел. 8-908-599-10-37















с. Тугнуй 2022 год

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… стр. 1-2


Основная часть ……………………………………………………………… стр.2-9


Заключение …………………………………………..…………...….…….. стр.9-10


Библиография ……………………………………………………...…….. стр. 10-11


Введение

Актуальность работы

В последнее время мы часто слышим «национальная культура», «национальные традиции», «национальные обычаи», «национальная картина мира». А что подразумевается под словом «национальный»? Из каких элементов состоит модель «национальной картины мира»? С какой целью многие известные ученые, художники, писатели и поэты обращаются к национальным художественным образам? Именно этими вопросами и вызван наш интерес к теме нашего исследования.

Методологическая основа исследования

В своей исследовательской работе мы придерживались основных представлений о пространстве и времени А.Б. Темирболат, описанных в её учебном пособии «Проблема хронотопа в современной прозе». По её мнению, все те события, которые изображает писатель или поэт, происходят в определенном месте и характеризуются определенными пространственными и временными координатами. «Пространство, изображаемое в произведении, во многом определяется творческим замыслом, фантазией, особенностями мировоззрения, мировосприятия художника, поскольку каждый писатель в своем творчестве стремится передать то, что ему близко физически, эмоционально... Художественное пространство представляет собой «модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [7, стр.13]. Именно с этих положений, отмеченных исследователем, «категория пространства неразрывно связана с категорией времени» [7, стр.18]. Таким образом, основным методом нашего исследования национальной модели мира стал анализ хронотопа - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии [8].

Также в своей работе мы опирались на многочисленные исследования бурятских литературоведов, чьи диссертационные работы были посвящены изучению национальной картины мира. Данные работы позволили нам получить представление об особенностях создания национальной картины мира.

Объект исследования

Объектом моей исследовательской работы стала пейзажная лирика Николая Гармаевича Дамдинова.

Предмет исследования

Предметом моего исследования стала национальная модель мира.

Гипотеза: мы предполагаем, что изучение особенностей создания национальной модели мира в лирическом наследии бурятского поэта даст возможность сохранить народные традиции, народную культуру бурят.

Цель работы: исследовать особенности создания национальной модели мира в пейзажной лирике Н.Г. Дамдинова.

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1) Познакомиться с основными художественными образами, составляющими национальную модель мира в литературе Бурятии.

2) Проанализировать пейзажную лирику Дамдинова, выяснив основные художественные образы национальной модели мира данного автора на основе сопоставления изученного и результатов исследования.

3) Спроецировать национальную модель мира пейзажной лирики Дамдинова.

4) Оформить основные выводы, подтвердив или опровергнув свою гипотезу.

Структура исследования

Научно-исследовательская работа по теме «Национальная модель мира в пейзажной лирике Н. Дамдинова» состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.

Библиография включает список литературы, использованной в ходе работе.

Основная часть

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова из трех значений нашей теме исследования соответствует второе:

НАЦИОНАЛЬНЫЙ — Характерный для данной нации, свойственный именно ей. Национальная культура. Национальный язык. Национальный театр. Национальный костюм.

Определив значение слова «национальный», при дальнейшем исследовании, из каких элементов состоит национальная модель мира, мы выяснили, что огромную роль при создании литературного произведения играют категории времени и пространства. И прежде всего их значение заключается в том, что они служат формой существования художественного мира. Поэтому нам важно было определить, что же входит в описание пространства и как оно соотносится со временем. Мы выяснили, что пространство раскрывается в двух проекциях: бытийной, содержащей в себе описание мира, в котором совершаются изображаемые события. Во-вторых, субъективной. Мы выяснили, что все события, изображаемые писателем, развиваются в рамках определенного периода времени, в определенной последовательности, то есть имеют временную соотнесенность и протяженность. Интересно, что в зависимости от его душевного состояния один и тот же промежуток времени может восприниматься по-разному. Будучи неразрывно связанным с мироощущением человека, его чувствами, переживаниями, время может двигаться с различной степенью интенсивности, замедляя или ускоряя свой бег, обращаться вспять (в процессе воспоминаний), менять направление своего течения. Таким образом, художественная картина мира есть своеобразное соотношение времени и пространства. Как отмечает Данчинова «пространство и время – универсальные, фундаментальные категории, моделирующие в художественном сознании образ мира» [3]. В нем [сознании] отражается, как человек воспринимает мир, самого себя, свое место в мире.

Обратимся непосредственно к произведениям Н. Дамдинова. Всего в имеющемся в нашем распоряжении сборнике стихов Н. Дамдинова методом выборки мы отобрали несколько лирических произведений пейзажной тематики. Нужно отметить общую закономерность: главный лирический герой стихов Дамдинова – это лицо мужского рода, обозначенное чаще всего местоимением «я», в одном из стихов «Мой отчий край – долина Баргузина» мы находим «Кто я такой?// Сын этих гор и вод!». В стихотворениях автора поэтично создан идеал мужчины в народных традициях. Дамдинову было «важно подчеркнуть в своем лирическом герое характерное для представителя кочевой культуры стремление к движению, приносящее особое ощущение свободы и жизни» [5]: «…Коня пустил я в мах//И поскакал один в звенящей тишине, - Поводья сжал в руке, привстал на стременах!» [2, здесь и далее выделено авт.]. В этом проявляются фольклорные мотивы, «когда образ кочевника (всадника), сливается с образом мужчины, способным держать в узде себя, свои страсти» [5].Также нужно отметить, что нет отдельных описаний пейзажа или отмечается их сравнительно небольшое количество. Большая часть представляет собой описание пейзажа через раздумья, мироощущение, мировосприятие самого лирического героя. Как отмечают многие исследователи, подобной композиции стихов свойственна определенная модель соотношения времени и пространства «вертикаль времени пересекает горизонталь пространства». По мнению исследователей, это есть традиционный в литературе прием показа существующего противопоставления «духовного «верха» и «материально-телесного низа» [5].

При дальнейшем анализе лирических произведений мы обозначаем существование третичной картины мира: существует Верхний, Нижний и Земной миры. В стихотворении «Сосна» мы отмечаем:

Сосна… Наверно, неспроста споткнулся вороной.

И ворон неспроста, видать, кричал во мраке.

И всадник вытащил тогда сосуд берестяной

И ровно на десять сторон плеснул хмельной араки.

 Число «десять» связано с понятием «Арбан Хангал» в буддизме (Арбан Хангал  – хурал, посвященный всем 10 сахюусанам) [10]. Эти «десять сахюусанов» (защитники) охраняют людей от всяких напастей [9]. Традиционно восходит к мифологическому одушевлению окружающего мира: все имело своих духов и, чтобы избежать несчастий, необходимо задобрить их своим подношением. По композиции само стихотворение состоит из 3 глав, раскрывая ход истории в жизни кочевого народа: прошлое, настоящее. Последняя строчка «И нет ему предела…», заканчивающаяся своеобразным многоточием отсылает нас в недалекое будущее. Таким образом, вертикаль времени усложняется наслоением проекции «прошлое – настоящее - будущее».

Следующее лирическое произведение «Песнь степей» имеет присущую только Дамдинову композицию: оно разделено на части, в общей сложности их количество составляет число «4», имеющее сакральное значение в национальной культуре бурят. Оно соответствует символу единства и целостности мироздания. Как отмечают исследователи, «мировосприятие восточного человека циклично… все в мире взаимосвязано, поэтому ничто не существует само по себе…»[3]. В этом символически обозначено «круговращение жизни, всей вселенной». Жизнь, время – есть непрерывное, неостановимое, быстрое движение. «Каждый жизненный круг нов, качественно иной, неизменное в нем - сам человек как личность» [3]. Так мы полнее понимаем замысел поэта – «Как степью широкой, по жизни хочу пройти…» - своеобразное символическое обозначение жизненного пути человека: детства, юности, зрелости, старости. Также мы отмечаем еще один художественный национальный образ в модели мира Дамдинова – степь. Как отмечает М.Д. Данчинова, «восточное восприятие мира нельзя представить в художественном произведении без фольклористической основы и без понятий степь, юрта, конь, очаг» [3]. В этом перекликаются и наблюдения Матуевой А.Б. о том, что «символ пути, приобретая значение неограниченного, разомкнутого пространства (степь), перерастает в бесконечность человеческого пути, т.е. вечность круговорота жизни, ее повторяемость во времени и пространстве».

В идейном содержании примыкает к предыдущему и другое лирическое произведение «Четыре неба». Вновь мы отмечаем единую связь жизни природы и человека. Всего строф в лирическом произведении 4. Данное количество строф соотносимо с названием стиха «Четыре неба». Мотив «четыре неба» по содержанию строф ассоциируется с 4 временами года: 1-я строфа – весна, 2-я строфа – осень, 3-я строфа – лето, 4 строфа – зима. Такая композиция не случайна. Обратившись к исследованиям в этой области, для себя определили, что существует «мифопоэтическая модель мира с присущими ей противоположными оппозициями: верх-низ, своё-чужое, временные оппозиции: лето-зима, весна-осень, день-ночь, закат-восход» [7]. Также в стихотворном произведении мы отмечаем еще один национальный художественный образ – НЕБО. Общее представление о детском возрасте в 3 строфе дополняется мотивом шатра как символом родного дома и определяет образ отца. Этот мотив сложен, так как наполняется и символическим значением синего цвета. В народной символике синий цвет обозначает одного из двух главных высших сил – Вечного Неба. В мифологическом сознании народа Небо олицетворяется с отцом, первопредком всех живых существ во Вселенной [1, стр. 24]. Наряду с этим образом нужно отметить не менее значимый образ луны, обозначенный традиционным в материальной культуре бурят бытовым словом (обычно пуговицы изготовляли из серебра):

Серебряною пуговицей пришита

К халату неба белая луна.

Подобное мифологическое представление мы можем отметить при анализе стихотворения «Детство осталось дальше эллинских древних мифов». В этом лирическом произведении мы находим строчки:

Мы на земле лежали,

юные и смешные.

Я наблюдал, как ветер

неслышно качал цветы –

Будто бы в колыбели

тихо качалась ты.

Образ колыбели отсылает нас к еще одному национально-художественному образу степи как прародительницы всего живого, Матери-Земли. Здесь Дамдинов пространство малой родины осмысливает как бесконечно родное, личное пространство, выбирая для образа степи из лексики домашнего быта слово «колыбель».

В следующем стихотворении «Ночи весною» художественные образы лиственницы (олицетворение «лиственницы тихо подзывали»), черемухи (сравнение «черемухи неслышно проплывал подобьем туч»), скалы, определенной в эпитете «невидимой», в триедином усилении вертикальной проекции подчеркивают устремленность чувств и мыслей лирического героя «вверх» в метафорическую модель «в бездонном черном небе, как в провале». С подобной картиной перекликаются строки из стиха «Гудящие сосны»:

Скала, где росли эти стройные сосны,

Вздымается в синем таежном простор

До неба отсюда – один лишь прыжок…

Образы скалы и дерева символически напоминают нам о традиционных в литературе образах мировой горы и мирового дерева.

В стихотворении «Река течет» мы находим еще один художественный образ – РЕКА:

Простору радуясь, течет река.

Высокое небо синеет над нами бездонно,

Под куполом синим

влажно зеленеет земля.

Ты возле меня.

Ты смотришь на мир влюблено –

И нет человека счастливей сейчас, чем я.

Мы видим простое человеческое счастье на родной земле «тоонто», которое невозможно представить без «этнокультурного своеобразия концептов воздуха и земли, заключающихся в национальной традиции почитания Вечного Синего неба (мужское начало) как отца и почитания земли (женское начало) как матери» [6]. Эти же мысли подтверждают и дополняют слова М.Д. Данчиновой о том, что «для бурятских поэтов слова "тоонто" и "мир" обладают степенью равнозначности. Маленький уголок родины выступает моделью целого мира» [3]. В отношении лирического героя ко времени проявляется национальная философия, которой свойственны восточная созерцательность, спокойствие, принятие всего мира:

Если долго глядеть

на стремительный бег воды:

Я растворяюсь в твоей безмерности, время…

Это находит отражение и в ритмике, звукообразах, звуковом стихотворном ряду произведения. Размеренная ритмика, плавная мелодичность, интонация раздумья придают стихотворению лирическую тональность. Своеобразен в лирическом произведении поэта звукообраз журчания реки, который передает движение и в пространстве и во времени, напоминая неторопливое течение человеческой жизни. Раздумья лирического героя доходят до космических размеров:

Я забыл,

от какой мы начало ведем звезды.

Из какой глубины бесконечного мирозданья

Занесло нас на землю

прожить отведенный срок –

Занесло в это место

тревожных людских свиданий,

На этот

в небе затерянный, крохотный островок?..

Своеобразным обобщением по теме исследования является интересное по идейному содержанию стихотворение «Певице». В пении жаворонка заложена очищающая душу человека великая сила пения: «Он на белый свет родился, чтоб очищать нам души высотой». Это своеобразный символ извечного стремления человека к КРАСОТЕ или, другими словами, к высшей духовности, когда человек способен откликаться на малейшее проявление прекрасного в жизни человека. В данном стихотворении собраны все национально-художественные образы модели мира. Это и солнце «мелодий этих солнечных не счесть», и степь, и «кедр высокий», и река «заключена в истоках жизнь реки», и «степное небо», и «игреневый скакун». В данный ряд Дамдинов включает и само творчество поэта как великую силу очищения, воплощающейся в знакомых до слез картинах родного пейзажа:

Ты запоешь – струна тихонько дрогнет,

И светлою печалью озарит,

И радостью высокой душу тронет,

Когда в ответ тебе заговорит…

Ловлю твой чудный голос, как удачу!..

Я плачу, -

И этих легких слез не стыдно мне.

Заключение

Исследование хронотопов в пейзажной лирике Дамдинова – очень интересное занятие. За время проведения исследования я много узнала из духовной и материальной культуры бурят. Выяснила, что национальная модель мира дает мне представление о национальных традиционных ценностях, которые проявляются в определенных установлениях, нормах поведения, идеях, обычаях, обрядах, позволяющие моей нации сохранить свое неповторимое своеобразие, специфические особенности, свое мышление. Если моя работа позволила мне узнать так много о своей родной культуре, то наша гипотеза подтвердилась: изучение особенностей создания национальной модели мира в лирическом наследии бурятского поэта дает возможность узнать как можно больше о своей культуре. Она послужила тому, что я испытала особе чувство гордости и уважения к своему народу и своей родной культуре, а значит она поспособствовала и сохранению исконных народных традиций, народной культуры бурят. В ходе своего исследования мы пришли к таким выводам:

1) В большинстве стихотворений Дамдинова личное, человеческое тесно переплетается с географическим. Такое построение стиха говорит о тесной взаимосвязи человека и природы, что свойственно бурятам как кочевому народу.

2) Также основу целостности национальной картины мира Дамдинова составляют две взаимосвязанные модели отражения — горизонтальная и вертикальная, в которых индивидуальная поэтическая мысль получает свое национальное и общечеловеческое выражение.

3) В вертикальной и горизонтальной проекциях художественного пространства Дамдинова точкой отсчета является человек, образ которого в поэзии формируется во многом под воздействием буддийских воззрений, национального сознания, согласно которым окружающее представляется единством микро- и макрокосма.

4) Языковые и стиховедческие аспекты при создании образа национального человека, предметов реалии, используемые Дамдиновым, во многом отражают традиционные, народнопоэтические и религиозные взгляды автора.

5) В создании национальной модели мира участвуют географические объекты, предметы реалии и народного быта, либо присущие национальной культуре бурят, как кочевого народа, либо имеющие в своей основе сакральный смысл;

6) Национальная картина мира в бурятской поэзии, созданная взаимодействием культурных и этнопоэтических традиций, способна органично вписаться в общелитературный контекст.

Библиография

1) В.Д. Бабуева «Материальная и духовная культура бурят», Улан-Удэ – 2004 год;

2) Николай Дамдинов «Избранные произведения». В 2-х т. т. 1. Стихотворения. Поэмы – М., Сов. Россия, 1981.

3) М.Д. Данчинова «Художественная картина мира в литературе Бурятии 1960-1990-х гг.: пространственно-временная архитектоника», Улан-Удэ, 2000 год.

4) А.Б. Матуева «Взаимодействие культурных и этнопоэтических традиций в национальной картине мира бурятских поэтов 1960-1980-х гг»

5) А.Б. Темирболат «Проблема хронотопа в современной прозе», Алматы, 2003 год

6) О.А. Шобоева «Этнокультурное своеобразие концептов «Пространство» и «Время» в поэзии Л.Д. Тапхаева», Улан-Удэ, 2007 год

7) Л.Ц. Халхарова «Проза Ч.Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира», Улан-Удэ, 2007 год.

8)

http://enc-dic.com/litved/Hronotop-298 - Словарь литературоведческих терминов

9) http://icde.ru/library/metodicheskie-materialy/glava-2-simvolika-chisla - Символика числа, автор - Цыбикова Сэсэгма Жигжитовна

10) http://www.iloveburyatia.ru/2011/06/blog-post_7712.html - Буддийские обряды и церемонии




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.