12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рыбакова Ольга Владимировна343
Учитель литературы в Православной классической гимназии
Россия, Самарская обл., Тольятти

«Ласточки» Аполлон Майков

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

                                  1856

1.О чем размышляет лирический герой ? _____________________________________________________________________________

2. К какому типу лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________

3. Какое чувство охватило лирического героя? _____________________________________________________________________________

4.Какова  идея стихотворения? _____________________________________________________________________________

5. На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте каждую часть: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Перечислите приметы осени: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Определите стихотворный размер: ______________________________________________

8.Как называется художественное средство: «настурций огненный куст» ________________

9.Найдите и выпишите повторы: __________________________________________________

10.Почему в стихотворении так много восклицательных предложений? _____________________________________________________________________________

11.Какую антитезу выразил автор в стихотворении? _____________________________________________________________________________

 

                             «Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

                                                1857

1. К какому типу лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________

2.Какое чувство охватывает лирического героя при наблюдении за началом осени? _____________________________________________________________________________

3.Найдите и выпишите деталь, говорящую об ощущении завершенности земледельческих работ, завершенности определенного периода жизни: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4.Выпишите эпитеты: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5.Определите средства художественной выразительности: «льется чистая и теплая лазурь», «бодрый серп», «праздная борозда» _____________________________________________________________________________

«весь день стоит как бы хрустальный»_____________________________________________

6.Выпишите строки, передающие мотив звенящей тишины: _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7.Определите стихотворный размер: ______________________________________________

8.Составьте синквейн на тему «ОСЕНЬ»

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________

______________________________________________
 


 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.