Анализ пейзажной лирики Ф.Тютчева и А.Майкова на уроке литературы в 5 классе
«Ласточки» Аполлон Майков
Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.
Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…
А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!
Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!
И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!
И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!
1856
1.О чем размышляет лирический герой ? _____________________________________________________________________________
2. К какому типу лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________
3. Какое чувство охватило лирического героя? _____________________________________________________________________________
4.Какова идея стихотворения? _____________________________________________________________________________
5. На сколько частей можно разделить стихотворение? Озаглавьте каждую часть: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Перечислите приметы осени: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.Определите стихотворный размер: ______________________________________________
8.Как называется художественное средство: «настурций огненный куст» ________________
9.Найдите и выпишите повторы: __________________________________________________
10.Почему в стихотворении так много восклицательных предложений? _____________________________________________________________________________
11.Какую антитезу выразил автор в стихотворении? _____________________________________________________________________________
«Есть в осени первоначальной…» Федор Тютчев
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь —
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…
1857
1. К какому типу лирики можно отнести это стихотворение? ___________________________
2.Какое чувство охватывает лирического героя при наблюдении за началом осени? _____________________________________________________________________________
3.Найдите и выпишите деталь, говорящую об ощущении завершенности земледельческих работ, завершенности определенного периода жизни: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4.Выпишите эпитеты: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5.Определите средства художественной выразительности: «льется чистая и теплая лазурь», «бодрый серп», «праздная борозда» _____________________________________________________________________________
«весь день стоит как бы хрустальный»_____________________________________________
6.Выпишите строки, передающие мотив звенящей тишины: _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.Определите стихотворный размер: ______________________________________________
8.Составьте синквейн на тему «ОСЕНЬ»
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________