12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чимитдоржиева Марина Заятовна45

Введение

Актуальность работы

Не секрет, что здоровье человека в большей степени определяется нашим питанием. В последнее время в обществе очень много разговоров о здоровом образе жизни, о правильном и рациональном питании. И это правильно: здоровье и хорошая учеба, развитие умственных способностей очень тесно связаны между собой, ведь с пищей мы получаем энергию и строительный материал для всего организма. Но несмотря на улучшение бытовых условий жизни современного человека, люди стали чаще болеть. И это не только влияние развития технического прогресса или плохой экологии. Главным образом нужно обратить внимание на то, чем человек питается.

Что ели мои прапрабабушки и прапрадедушки? Какие продукты питания делали их выносливыми и крепкими, позволяя выжить в тяжелых условиях жизни? Что использовали в пищу? В этих вопросах и раскрывается особая актуальность моей исследовательской работы.

Методологическая основа исследования

В ходе своего исследования мне нужно было собрать информацию о продуктах питания бурят из различных источников информации: книг, статей, Интернет. Затем изучить и классифицировать рецепты национальной кухни бурятского народа на основе метода выборки материала и сравнительно-сопоставительного анализа. Также в своей работе я проводила опрос своих старших членов семьи, местных старожилов своего села для составления своего общего представления о том, что и как использовали в пищу буряты с древнейших времен. Основные свои наблюдения я обобщила в форме выводов.

Объект исследования

Объектом моей исследовательской работы бурятская национальная кухня

Предмет исследования

Предметом моего исследования стали продукты питания, которые использовали буряты с древнейших времен, рецепты национальных блюд и об их фактической пользе.

Гипотеза: если я смогу собрать материал об особенностях приготовления блюд у бурят, то я буду иметь представление о национальной кухне своего народа

Цель работы: узнать, что ели буряты

Задачи исследования состоят в том, чтобы:

1) Узнать, что ели мои предки в обычные или праздничные дни;

2) Собрать и обобщить рецепты приготовления блюд у бурят;

3) Определить ценности правильного и рационального питания как основы физического здоровья и долголетия.

Структура исследования

Научно-исследовательская работа по теме «Национальные традиции питания у бурят» состоит из введения, основной части, заключения и библиографии.

Библиография включает список литературы, использованной в ходе работе.

Основная часть

Пища – определенная жизненная потребность человека. Характер и состав основной пищи и способы ее приготовления по-своему создают условия для кулинарных предпочтений и традиций каждого народа.

Буряты – это народ кочевой, поэтому у данного народа сложились свои специфические традиции в питании. Как нам стало известно, образ жизни кочевников требовал от человека огромных энергетических затрат, в силу этого бурятская кухня – очень сытная и калорийная. Как отмечают исследователи, «система питания кочевников построена на строгом балансе мяса (и различных блюд из мяса и крови) и молочных продуктов, дополнявшихся в очень небольшом количестве растительными продуктами, а также продуктами охоты и рыбной ловли» [I: 1 - 76] – см. «Приложение 1».

В применение к пище год кочевников делился на два сезона: летний и зимний. Первый длился с апреля до октября, охватывая период от времени отела скота до окончания его дойки - время обилия молока. В это время перерабатывали и заготовляли молочные продукты для повседневного питания и впрок, на зиму. В рационе этого периода главенствующую роль играли молочные продукты, изредка употребляли мясо и мучные изделия [I: 1 - 76].

Как вспоминает моя прабабушка, в детстве ее семья заготавливала на зиму масло, которое получали посредством пахтания молока. Свежесдоенное молоко они сливали в сосуд с закваской, а дня через два скисшее молоко - тараг – пахтали в деревянных маслобойках (хурэнгэ бэлэхэ). Оказывается в старину «полученное масло хорошо промывали в холодной воде и заливали в козьи или овечьи желудки. При забое скота толстые кишки, желудки тщательно обрабатывались, вымачивались в молоке с солью. При соблюдении всех правил обработки и хранения в темном месте, законсервированный таким образом продукт хранился длительный срок (до одного года) и даже улучшал за это время свои питательные свойства» [I: 4]. После выжимки масла остается очень питательный напиток, который у бурят называется хурэнгэ. В отличие от наших современных Пепси-кола, газировок, быстрорастворимых соков этот натуральный продукт прекрасно утоляет жажду человека в летний жар, а самое главное – намного полезнее: «благотворно действует на организм человека и нормализует состав микрофлоры всего пищеварительного тракта» [II: 3]. Из молока делали сметану. Гораздо позднее с появлением ручных (механических) сепараторов сметану стали перегонять на них. Она в таком случае получалась густая и однородная. А молоко для перегона на сепараторе нужно было подогревать. Если коров дойных было 3-4 головы, то большая часть сметаны шла на производство сливочного масла. В годы Великой Отечественной войны в большинстве своем продукты отправлялись на фронт. Поэтому в рацион, по словам прабабушки, шли такие продукты, которые получали путем собирательства: это дикий лук – мангир или сараны. Такое занятие было под силу даже детям, которые, в основном, и собирали. Самое распространенное блюдо из сараны называлось тибhэн (тушеная сарана). Оно, довольно вкусное и невероятно питательное, спасло не один десяток жизней людей. Готовится блюдо из субэ и сараны. Субэ – это маслянистая беловатая жидкость, которая остается после вытапливания сливочного масла. Топленое масло сливается, а в субэ кладут очищенные и промытые клубни сараны и варят примерно 40-45 минут, пока не образуется однородная густая масса. Затем охлаждают, нарезают ломтиками и подают на стол.

Буряты - прирожденные скотоводы. Веками они разводили пять видов скота: «5 хушуу мал», прекрасно знали повадки домашних животных. Потому-то у кочевников бытуют поговорки типа: «Кто выращивает скот - у того губы всегда в масле», «Кто ходит за скотом, любовно ухаживает за ним - живет вдоволь и сытно, трудностей не боится никогда». По традиции, а складывалась она на основе особенностей натурального скотоводческого хозяйства, в каждый сезон употреблялось в пищу мясо сугубо определенного вида: летом - баранина, к зиме - конина, зимой - говядина. Мясо разных видов скота оценивалось по-разному, и соответственно различной была роль, отводимая ему в пищевом рационе. Буряты и монголы делили скот на две группы: скот с «горячим дыханием» — (халуун хушуутай мал) - овцы и лошади; скот с «холодным дыханием» - (хуйтэн хушуутай мал) - верблюды, козы, крупный рогатый скот (коровы, сарлыки (яки), хайнаки (помесь коровы с яком) [I: 1 - 79]. Прабабушка Дугвэма поделилась своими воспоминаниями об одном поразившем ее случае из детства. Дело в том, что заболел ее новорожденный родственник – родной племянник. В чем причина его болезни она не помнит, но в памяти осталось только то, что как только закололи барана, младенца запеленали в шкуру овцы. Ребенок, до этого времени громко плакавший, через часа полтора затих и смог заснуть. В скором времени он выздоровел, вырос в красивого и здорового парня. Возможно, именно поэтому мясо овец и лошадей считалось более полезным и более престижным.

Самое распространенное блюдо у бурят – суп с домашней лапшой. Это блюдо делали часто. Как отмечают моя прабабушка и бабушка – раз в день нужно кушать суп, тогда и организм человека будет крепче. В домашних условиях ее приготовить просто: в состав теста входили яйца, вода, мука. Всё смешать, намять, чтобы получилось крутое тесто. Потом из теста раскатать тонкие лепёшки. Свернуть эти лепёшки в трубочку, потом эту трубочку нарезать тонкой соломкой, потом сушить. Варим в воде как обыкновенную лапшу. Иногда можно поменять процесс: «просушить» тонкое тесто на горячей плите топящейся печи – это уже кто как любит [II: 3]. Некоторые добавляли в суп дикий лук - мангир. Не менее ценным и диетически полезным был суп из внутренностей, который называется «хирмаса» [3,248]. «Углеводов в ней (в требухе – прим. авт.) нет. Поэтому блюда из неё не приводят к повышению уровня глюкозы в крови и могут быть включены в меню людей, страдающих сахарным диабетом. К другим полезным свойствам требухи можно отнести ее благотворное влияние на состояние кожи и слизистых оболочек, пищеварительную и нервную системы. Они объясняются входящими в состав требухи витаминами группы B, макро- и микроэлементами (кальций, магний, натрий, калий, фосфор, железо и йод). Помимо этого в требухе есть вещества, обладающие антиоксидантными свойствами» [II: 6].

Конина - отличный продукт для человека, отправляющегося в дорогу, при употреблении в холодном виде она обладает согревающим свойством. К особым лакомствам относится конский жир, самый вкусный - арбин, жирность которого определялся толщиной «в четыре пальца». Особо ценили жир, находящийся на загривке (далан), - твердый, золотисто-желтого цвета, толщиной с «рукав». Спина, круп покрыты жиром (гадар) толщиной в два пальца. Эти три вида жира употребляли в сыром замороженном виде. Бабушка говорила, что зимой занесешь с морозу замороженный арбин, нарежешь на ломтики, посолишь и уплетаешь его за обе щеки с хлебом, запивая горячим зеленым чаем с молоком. Практически весь день можешь быть сытым [I: 5].

Мне удалось выяснить, что данное мясо отличается высокой калорийностью по сравнению с другими видами мяса, в нем высокий процент содержания минеральных веществ (кальция, фосфора, железа - всего свыше 20 видов), аминокислот в белке, очень важных для человека витаминов группы А и В. Мясо конины, легко усвояемое и с холестерином, практически безвредным для гипертоников. Печень и кровь содержат большое количество минеральных веществ, полезных для страдающих малокровием; конский жир содержит олеиновую кислоту, которая стимулирует нормальный обмен жирорастворимых витаминов в организме человека. В настоящее время наблюдается рост онкологических заболеваний, один из источников этой болезни - радиация, которая попадает в организм через различные источники (зараженный воздух, телевизоры, всевозможную электронную аппаратуру, рентгеновские лучи, компьютеры и т.д.). И именно конина выводит или нейтрализует ее в организме человека [I: 1 - 77].

Зеленый чай также готовился в каждой семье по-своему. Для приготовления напитка большинство использовали специальный плиточный зеленый чай. Чаще всего его завозили с территории Монголии. Чай отличался слишком терпким вкусом, на сегодня некоторые считают его горьким. Чтобы сгладить это ощущение, в Бурятии принято пить его с добавлением молока. Для настоящего истинного вкуса чая нужно было раскрошить плитку чая на мелкие части, залить его кипящей водой, добавив молоко и уже всю эту смесь кипятить некоторое время, непрерывно помешивая поварешкой «вверх-вниз». По заверению прабабушки, истинный вкус чай приобретает после 72 подобных операций. В ее семье иногда для тонуса добавляли сухие листочки сагаан дали и сливочное масло. Чай получался необыкновенно вкусным, а самое главное очень полезным: «в 100 граммах напитка содержится 94 калории. В чай входят витамин В, С, Е, Н и РР. В составе напитка полезные элементы: фосфор, магний, кремний, хлор, йод, цинк и многие другие. Чай повышает иммунитет, поднимает тонус организма и восстанавливает после болезни» [II: 3]. В некоторых районах Бурятии готовят чайный напиток с добавлением зерна. Для этого жарят пшеницу и максимально ее измельчают. В кастрюле нужно смешать чай с маслом и зерном и поварить 20 минут на медленном огне. Такой напиток называют «Зутран сай» [II: 2].

Сакральная пища: молоко и все молочные продукты - самый почитаемый, самый сакральный продукт. У бурят, как и у всех кочевых народов, бытует более десятка случаев ритуального использования молока. С глубокой древности белое молоко ежедневно подносили духам в жилище и за его пределами; самого почетного гостя встречали белой пищей; при отправлении в дальнюю дорогу вслед брызгали молоком, чтобы путь его был широким и чистым; кропили молоком шерсть при валянии войлока; белой пищей угощали духов местности - (обоо тахихада); после рождения ребенка, совершая обряд захоронения последа, брызгали в ритуальный костер масло; при возведении дома или новой юрты, при возведении коновязи - сэргэ - место установки окропляли молоком; при всех свадебных обрядах - встрече невесты, зажжении очага в доме молодых; на всех этапах встречи Нового года - Сагаалгана, проведении сурхарбана, при чествовании победителей в стрельбе из лука, в борьбе, на скачках - везде присутствует молоко как самый священный продукт [I: 1 - 76]. До сих пор в нашей семье моя мама, как только заваривает свежий чай, она отливает в маленькую рюмочку небольшую часть – дээжэ. Точно также она поступает и с молоком. Подоив корову, она также снимает в рюмочку дээжэ. Когда закалывают барана, то небольшой кусочек верхней части кровяной колбасы – хотын шуhан, также преподносят духам очага или определенной местности. У местных бурят-буддистов ритуальным мясным продуктом является только отварная баранина. Причем животное убивали, и мясо отваривали за день до коллективного жертвоприношения обоо тахилга (смотреть приложение 4).

Заключение

Изучив национальные особенности кухни бурят, я пришла к выводу:

1. Вся основная традиционная пища бурят была намного полезнее, чем та, которую потребляем мы. Почему? Да, потому что всё, что ставили мои прадедушки и прабабушки на стол, было приготовлено их руками. Растили скот, добывали грибы и ягоды, выращивали даже зерновые культуры и хлеб делали свой собственный. Следовательно, еда не содержала ГМО и прочие натуральные и ненатуральные добавки. Также стоит отметить, что на процесс приготовления пищи тратили много времени и сил, прежде чем готовое блюдо появлялось у них на столе. Если говорить о дне сегодняшнем, то мы порой очень часто ходим в магазин и, разумеется, гораздо меньше тратим времени на приготовление блюд. Плюс ко всему, у нас появились электрические «помощники»: электроплиты, микроволновые печи, пароварки, мультиварки, электровафельницы и прочее. Безусловно, всё это облегчает жизнь хозяйке, но насколько это безопасно и полезно для здоровья, стоит ещё изучить. Например, микроволновая печь несёт больше вреда, чем пользы. «Мясо, приготовленное в микроволновой печи, содержит хорошо известный канцероген, даже очень короткое облучение в микроволновой печи сырых овощей превращает их алкалоиды в канцерогены, уменьшается ценность пищи от 60% до 90%» [II: 7].

2. Также необходимо отметить, что сезонное традиционное питание давало преимущество для сохранения здоровья человека: помогало очищаться печени и всему организму, по-своему разгружало пищеварительную систему.

3. Естественно, что свадьбы и календарные праздники – это всё разные поводы, и пища на столе должна быть разной. Но в реальности стол свадебный и стол просто праздничный практически у нас ничем не отличается: обилие салатов, мясной нарезки, стряпня из магазина, конфеты, фрукты. Даже не сразу и разберёшься, что за повод. И рождественский стол, и новогодний, и стол на день рождения составлен по одному меню. Многие старые люди отмечают тот факт, что блюд на праздничном и свадебном столе у бурят было не так уж и много. Это уже современные люди разнообразили и обогатили меню. Разнообразие, несомненно, есть, а вот насчёт «обогатили» можно выразить сомнение. Так что богатство, прежде всего, заключается не в обилии блюд, а в их пользе для организма. А пользы от питания в связи с условиями современной жизни стало значительно меньше.































Приложение 1. Национальная специфика бурятской кухни.

t1670587286aa.png

Приложение 2.

t1670587286ab.png







Приложение 3. Традиционные блюда бурят

Фото блюд

Краткое описание

t1670587286ac.jpg

Буузы (позы)

Делаются из простого "пельменного" теста, по форме напоминают традиционное жилище кочевников - юрту. Внутри рубленное мясо говядины и свинины или баранины. Готовят на пару, в результате чего внутри образуется очень вкусный мясной бульон. Едят позы руками. Вначале следует надкусить краешек позы и выпить сок, а потом приступать к основной части трапезы.

t1670587286ad.jpg

Бухэлеэр (бухлёр)

Это суп, очень простой и незамысловатый, но какой вкусный! Исключительно хорош для тех случаев, когда необходимо восстановить жизненные силы. Несмотря на обилие мяса, он легок и поэтому на "ура" будет воспринят вашим организмом. Состоит из небольшого количества ингредиентов: внушительных размеров куски мяса говядины или баранины, несколько картофелин, соль, лук и мелкорубленая зелень.

t1670587286ae.jpg

Дамбар

Это мелко порезанные или перекрученные говяжьи или бараньи субпродукты, поджаренные на сливочном масле. Состав блюда звучит не очень притягательно, но вкус его зависит во многом от кулинарного мастерства. Если повар умеет готовить дамбар, то приятный аромат мяса, его правильная текстура и аппетитная жареная корочка в гармоничном сочетании со специями и зеленью будет приятным открытием в искусстве приготовления еды.

t1670587286af.jpg

Шанаhан зөөхэй (Саламат)

Очень сытное и калорийное блюдо. Для того, чтобы им насытиться нужно совсем немного. Готовят его примерно как манную кашу. Только вместо молока берут сметану, а вместо манной крупы - пшеничную муку. Раньше до распространения злаковых культур у бурят, использовали муку из корней различных съедобных растений.

t1670587286ag.jpg

Зутран

Традиционный бурятский чай. Однако это совсем не чай в привычном всем понимании. Это чай-каша. В состав входят: зеленый чай, пшеничная мука грубого помола или проста пшеничная крупа, сливочное масло или внутренний жир, соль. Таким чаем можно и напиться и наесться.

t1670587286ah.png

Хушѳѳhэн (Молочные пенки)

Свежее молоко (коровье, козье или другое) кипятится на слабом огне (желательно в чугунном котле) в течение двадцати-тридцати минут, пока не появится пена. Затем ставится в прохладное место на 12 часов. Через некоторое время на поверхности молока образуется слой пены толщиной от 1,5 до 2 см. Толщина этого слоя зависит от жирности молока. Пенку осторожно снимают березовыми лопаточками и сушат, если стоит теплое время года. Зимой ее замораживают. Сушеные или мороженые пенки нарезают в любой форме и подают на стол.

t1670587286ai.jpg

«Орёомог»

Ингредиенты:

Легкие, брюшина, внутренний жир, тонкая кишка (для обвязки)

Все, кроме тонкой кишки, порезать на тонкие ленты.

Обвязать соединенные вместе ленты тонкой кишкой. Сварить в течение 30 минут.

t1670587286aj.png

Приложение 4. Сакральная пища бурят

t1670587286ak.jpg

t1670587286al.jpgt1670587286am.jpg

Обоо в местности Тугнуй (по отцовской линии)

t1670587286an.jpg





t1670587286ao.jpgt1670587286ap.jpg

Обоо в местности Нарсатуй (по материнской линии)

t1670587286aq.jpg

Жертвоприношения перед божницей

I. Список литературы

Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. [Текст] / В.Д. Бабуева. – Улан-Удэ, 2004. – 228 с.

Бадмаев А.А. Ритуальная пища бурят [Текст] / А.А. Бадмаев // Гуманитарные науки в Сибири. – 2007. – № 3. С. 70–74.

Дугаржапова Любовь Ринчиновна, жительница села Тугнуй, 1950 года рождения.

Хамнаева Н.И. Питание народа Бурятии: традиции и создание новых пищевых продуктов [Текст] / Н.И. Хамнаева // Российские регионы: взгляд в будущее. – 2017. – Т. 4. – № 1. С. 85-95.

Цыдынжапов Г., Бадуева Е. Бурятская кухня [Текст] / Г. Цыдынжапов, Е. Бадуева. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1991. - 95 с.

Чимитдоржиева Дугвэма, жительница села Бом, 1925 года рождения.

Чимитдоржиева Роза Нимаевна, жительница села Тугнуй 1947 года рождения.

Чимитдоржиева Неля Васильевна, жительница села Тугнуй 1975 года рождения.

II. Список Интернет-ресурсов

Байкальские сказки. Байгалай онтохонууд [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://baikal-tales.ru/ - (дата обращения: 16.11.2021.)

Байкал Аян: туристическая компания. Бурятская национальная кухня Кулинарные рецепты бурятской кухни Улан-Удэ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://baikal-ayan.ru/buryatskaya-natcionalnaya-kukhnya - (дата обращения: 17.11.2021.)

Заквасок ДОМ! Здоровье домашнего приготовления [Электронный ресурс] // Режим доступа:https://vk.com/wall-32418614_2913#:~:text=Чудо-напиток%20%22Курунга%22.%20Уникальный%20симбиотический%20комплекс,лактобактерии%2C%20молочные%20дрожжи%20и%20др - (дата обращения: 20.11.2021.)

Кулинарные рецепты бурятской кухни Улан-Удэ [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vk.com/buryatrecipes - (дата обращения: 17.11.2021.)

Секреты здорового питания бурятской кухни [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://solnyshko-orlovsk.caduk.ru/p48aa1.html - (дата обращения: 16.11.2021.)

Требуха [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.neboleem.net/trebuha.php - (дата обращения: 16.11.2021.)

Федчишин Алексей. Вред микроволновки: СВЧ излучения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://gamma7.m-l-m.info/zashhita-ot-elektromagnitnogo-izlucheniya/vliyanie-elektromagnitnogo-izlucheniya-na-cheloveka/svch/ - (дата обращения: 20.11.2021.)

17


Автор материала: А. Чимитдоржиева (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.