12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Ильинская56
Россия, Нижегородская обл.
4

Научно-исследовательская работа Особенности художественного мира в повести Ю. Яковлева «Гонение на рыжих»

Филиал муниципального бюджетного образовательного учреждения Сокольской средней школы «Пелеговская основная школа»


Секция по русскому языку и литературе «Моё открытие»



Тема «Картина мира в художественных

произведениях русской литературы»








Научно-исследовательская работа


Особенности художественного мира

в повести Ю.Яковлева «Гонение на рыжих»








Выполнила: Смирнова Алена,

учащаяся 9 класса,

филиала МБОУ Сокольской СШ

«Пелеговская основная школа»

Научный руководитель:

Ильинская Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы



с. Пелегово

2023 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


I. Введение……….……………………………………………………… стр. 3-4

II. Основная часть

1.О писателе…………………….………………...……………………… стр. 5

2.Особенности художественного мира произведения …………………. стр. 6

1) Художественное пространство ………………………….…………… стр. 6

2)Художественное время ………………………………………………… стр. 9

3)Психологизм детской души.……………………...…………………… стр. 10

III. Заключение……..………………………………………………….. стр. 12

IV.Список использованных источников и литературы…………… стр. 13
























Введение

«Если ты родился рыжим — считай, что тебе не повезло. Каким бы ты ни был хорошим человеком, тебе постоянно будут напоминать, что ты рыжий…Тебя будут называть рыжим, как будто у тебя нет другого имени», — рассуждает героиня повести Юрия Яковлева «Гонение на рыжих». И всё же писатели любят сочинять истории о рыжих, ведь им всегда интересны непохожие на других герои.

За многовековой опыт существования литература накопила множество разнообразных приемов, с помощью которых создается художественный мир произведения. Детская литература — это особый мир художественных произведений, в которых раскрывается специфика жизни ребенка: становление личности, взаимоотношение с другими людьми, личные переживания. У каждого талантливого писателя своя манера изображения. Незаслуженно забытым классиком детской литературы ХХ века можно считать писателя Юрия Яковлевича Яковлева. Творчество писателя - это сложный мир человеческой психологии. При этом творчество Яковлева не имеет глубоких исследований в отечественном литературоведении. После смерти писателя в 1995 году, творчество Яковлева оказалось забытым.Кроме небольших предисловий к некоторым изданиям, не осталось произведений, написанных Яковлевым в автобиографическом жанре.Исходя из этого, единственным доступным исследовательским методом остается изучение мира писателя через его тексты. Произведения Яковлева о детях показывают художественный мир, учитывая детскую психологию, помогают понять и раскрыть душу ребенка. Образ взрослеющего подростка и описание психологии мы наблюдаем в повести Юрия Яковлева «Гонение на рыжих».


Объект исследования: повесть Ю.Яковлева «Гонение на рыжих».

Предмет исследования: художественный мир повести Ю.Яковлева «Гонение на рыжих»; 


В настоящем исследовании нами предпринята попытка доказать гипотезу: предположим, если читатели вновь заинтересуются произведениями Юрия Яковлева, то чтение не только познакомит с героями, ищущими ответы на жизненные вопросы или делающими нравственный выбор, но и обогатит их внутренний мир.

Цель исследования: провести комплексный анализ художественного мира повести Ю.Яковлева «Гонение на рыжих» с точки зрения пространства и времени, определить роль психологизма детской души главной героини.


Задачи исследования:

1. изучить текст повести Ю.Яковлева «Гонение на рыжих» и найти примеры изображения художественного мира: пространства и времени;

2. проанализировать психологизм детской души в ключе нравственного формирования главной героини.


Научная новизна работы исследования заключается в том, что художественный мир повести и способы изображения характера героини проведены на материале произведения, которое мало знакомо современному поколению и его анализ практически отсутствует в критике.

В начале работы было проведено анкетирование среди учащихся 5-9 классов.

Текст анкеты состоял из 4 вопросов:

1. Знаете ли Вы писателя Юрия Яковлева?

2. Какие его произведения читали?

3. Что запомнилось больше всего?

4. Хотелось бы Вам больше узнать об этом авторе?


По результатам обработки анкет были сделаны следующие выводы:

5% учеников знакомы с творчеством Юрия Яковлева. Большинство не могут вспомнить его произведений.

3% назвали сказку «Умка», «Разбуженный соловьями» и «Непослушный мальчик Икар» (читали по рекомендации учителя).

60% опрошенных учеников хотели бы больше узнать об этом авторе.


Таким образом, актуальность моей работы подтверждена.



Практическая ценность исследования заключается в возможности использования его результатов при изучении художественного мира произведения, для лингвистического и литературоведческого анализа текста на уроках русского языка и литературы.

Основная часть

О писателе

  


"Особенности художественного мира в "Гонение на рыжих"PPTX / 4.56 Мб

/data/files/t1680028031.pptx ("Особенности художественного мира в "Гонение на рыжих")Юрий Яковлевич Яковлев (настоящая фамилияХовкин) родился 22 июня 1922 года в Ленинграде. Биография Юрия Яковлева характерна для многих писателей его поколения: школа, Дом пионеров, армия, война, Литературный институт. Взрослым сделала его война, она дала жизненный опыт, научила мужеству, определила его характер и стремления. Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба» и печатался в школьной стенгазете.

 После окончания школы восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию, через полгода началась Великая Отечественная война. Будущий писатель сначала был наводчиком зенитной батареи, а в часы затишья писал стихи и очерки для фронтовой газеты «Тревога». Тогда и было принято окончательное решение стать писателем. Сразу после войны он поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

  Самой первой книгой был сборник стихов для взрослых о буднях армии. Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многие произведения имеют документальную основу. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято множество мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

   Ю. Яковлев — один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям…», - так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Своего юного читателя он делает собеседником — не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники.

Последняя книга писателя- «Ваши права, дети» - представляет собой художественное изложение Конвенции о правах ребенка. Тогда же вышел и последний прижизненный сборник — «Избранное».

Юрий Яковлев умер 29 ноября 1995 года в Москве после долгой тяжелой болезни.

Особенности художественного мира произведения.

    О художественном мире произведения историк древнерусской литературы Д. С. Лихачев говорит так: «Художественный мир объединяет идейную сторону произведения с характером его сюжета, фабулы, интриги», и при анализе литературного произведения «следует обращать внимание прежде всего на то, каков тот мир, в который погружает нас произведение ... искусства, каково его время, пространство, социальная и материальная среда, каковы в нем законы психологии и движения идей, каковы те общие принципы, на основании которых все эти отдельные элементы связываются в единое художественное целое».

   В анализируемой повести каждое событие в жизни Тани Вьюник, главной героини, происходит в определенном возрасте (подросток 15 лет), в определенном месте (город, а в нем школа и цирк). «Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем» (М.М.Бахтин). Таким образом, хронотоп– это комплексная текстовая категория, объединяющая категории текстового времени и текстового пространства. Точное географическое местоположение не указано, поэтому пространство обозначено условно.

    В повести Яковлева местами пересечения времени и пространства является город, где героиня ходит по улицам, и его природа. Основные события происходят в школе, а потом и в цирке. Это организационные центры основных сюжетных линий. Именно в этих хронотопах Таня Вьюник приобретает опыт своего взросления. У Яковлева оценка всех событий дается с позиций героини с учетом её возраста, влияния окружающих. В ходе нашего исследования мы постараемся проследить, как художественное время и художественное пространство помогают созданию целостного образа мира героя.


Художественное пространство повести

  В повести рассказ о событиях ведется от лица пятнадцатилетней девочки Тани Вьюник.  Большинство времени она проводит в школе или на улицах города. Это есть художественное пространство ее мира. Жизнь героев вынесена в класс Тани, в учительскую, то есть проходит на виду.

   С первых страниц мы видим недовольную собой девушку-подростка, сидящую перед зеркалом и разговаривающую с собой. «Слова о верблюдах и бегемотах успокаивали ее и как бы переносили в детство. Неожиданно она увидела себя девочкой. Маленькой, энергичной, никому не дающей спуска». А сейчас Тане не нравятся яркие, рыжие волосы, худые плечи и длинная шея. Героиня остается «недовольна встречей с самой собой». Она слышит вечные шутки от своих сверстников, учителей и от проходящих мимо людей. Таня красит волосы, думая, что «изменится не только цвет волос, но и все остальное».В результате этого «волосы стали красные, как мех лисы-огневки». С огненно-красными волосами, торчащими во все стороны и напоминающими красный клоунский парик, она идет в школу, стараясь «внушить себе, что все по-старому, в порядке». Часто поступки Тани импульсивны, как и у всех подростков. Видно, что она ищет своё место в жизненном пространстве и не находит его. Вот Таня встает на карниз третьего этажа школьного окна, пытаясь спрятаться от насмешек одноклассника Князева. Пространство расширяется за окном. Героиня не испытывает страх: « подняла глаза и почувствовала, что небо рядом. Оно нахлынуло влажной голубизной, …показалось, что щеку холодит мягкое прикосновение облака… Под ногами у нее начиналась пропасть.…она чувствовала себя спасенной, попавшей в такое место, где ее уже никто не настигнет». Автор использует оксюморон («наслаждалась жутковатым покоем») соединяя разговорное прилагательное со значением «слегка жуткий» со словом «покой».

  Писатель использует художественные средства, символизирующие окружающее пространство. К их числу следует отнести пейзаж, описание которого   может использоваться для более глубокого понимания характера. Он служит и для передачи настроения литературного персонажа в определённый период времени. Таня живет в городе, где её окружают дома, дороги, транспорт. Писатель в начале повести почти не показывает этого, но когда героиня намеренно «обвиняет» себя в поджоге («если ты заявишь, что поджег дом, тебе поверят»), то пейзаж становится ей незнакомым. Повтор слова «незнакомый» усиливает растерянность героини: Таня «вдруг почувствовала, что очутилась в чужом городе. Вокруг стояли незнакомые дома, мимо шли незнакомые люди, мчались автобусы по незнакомым маршрутам». Её одиночество подчеркивают эпитеты «чужим и холодным», «потерянная, заблудившаяся». И в этом пространстве Таня учится жить в мире взрослых, познает природу человеческих отношений, приобретает ценные знания для своего взросления и дальнейшей жизни. В  ее  жизни происходят конфликты с учительницей, испытание первой любовью, встречи с понимающими ее людьми, такими как завуч Михаил Иванович и дрессировщица морских львов Викторина Гай. У Тани нет своего личного замкнутого пространства, где она могла бы укрыться от посторонних. Героиня боится зарождающегося чувства любви. Она бежит от него и не может убежать. Тогда ей просто хочется уехать куда-нибудь. Мы слышим внутренний монолог героини, наполненный невыразимой болью: "Раньше были лишние люди... Например, Онегин и Печорин… Теперь тоже есть лишние люди. Например, я... Я осталась без места в жизни. Мне нужно хотя бы самое скромное местечко..."

   Многие, на первый взгляд, фантастические или даже сюрреалистические детали сюжетов произведений Яковлева на самом деле не являлись художественным вымыслом, а были взяты автором из реальной жизни. Этим приемом писатель как бы стремился подчеркнуть, что сам окружающий мир и те законы, по которым он живет, являются для него первичным источником вдохновения. Отмечая это, литературный критик Лидия Фоменко пишет о нравственной основе в жизни писателя, приводя в пример образ матери, о котором в предисловии к одной из последних книг упоминает Яковлев: «Она вела нас с сестрой через трудную жизнь, создавая на нашем пути теплое, незамерзающее течение».

  Яковлевский образ «теплого течения» неоднократно появляется в повести «Гонение на рыжих». Таня Вьюник находится в постоянном противоборстве. Ее жизнь напоминает странное течение, которое «начиналось у ворот дома и кончалось у школьного крыльца…». В начале произведения автор восклицает: «Тане никогда не приходило в голову двинуться против течения! ». Героине даже нравится оно: «очень удобно, что есть то самое незамерзающее течение. Не надо думать, где поворачивать, где идти прямо». Течение в продолжении повести не стоит на месте. Его направление меняется после того, как Таня из противоречия в своем поведении сообщает Генриетте Павловне, что она подожгла дом. Мировоззрение героини меняется. Она выходит из школы и понимает, что не знает пути: «Все здесь было чужим и холодным… Теплое течение застыло, перестало действовать». Наступает перелом в жизни Тани Вьюник. Она решает бросить школу. Когда героиня попадает в цирк, то «новое течение подхватило Таню и понесло вперед…». По словам Лидии Фоменко, «часто у Яковлева рассуждения даются в форме не собственно прямой речи. Автор как бы перевоплощается в своего героя и уже рассуждает и размышляет в духе его … мысли». Взросление героини происходит и через такие размышления: «...Меняются теплые течения. На смену одному приходит другое. Оно так же подхватывает тебя... И …не надо задумываться, где поворачивать, где идти прямо. На помощь приходят трамваи и троллейбусы. Они, как корабли, плывут по течению… Старое течение приводило Таню в школу. Новое выносит ее к круглому зданию цирка». Изменения в душе и взросление девушки-подростка показано Яковлевым через образ-символ. Героине сложно вернуться в школу, ей кажется « словно старое доброе течение ушло на глубину, и путь затянуло льдом». У этого символа много эпитетов: «незамерзающее», «теплое», антонимы «новое – старое» и, наконец, «доброе».

  В финале произведения героиня начинает чувствовать себя легко и независимо. Изменения в её внутреннем мире показаны через снег. Таня стоит на набережной и смотрит на снежинки, падающие в воду: «снежинки… как бы проваливались в темную бездну и продолжали полет где-то в глубине... Ей начинало казаться, что она смотрит в небо, которое лежит у ее ног и в которое, отрываясь от земли, летят снежинки, чтобы превратиться в белые звезды». Пространство переворачивается. Девушка «…от радостной легкости, от веселого холодка, от неба… почувствовала себя всесильной». И если в начале повести от снега не стоит ждать ничего хорошего, то в конце снег меняет и облик героини: волосы «перемешались со снегом, и в ранних сумерках … уже не горели рыжим огнем, а стали голубоватыми». Он объединяет героев общим коконом. Мы видим как у героини появляется личное пространство, которое объединяет ее с Князевым. «Вокруг них колобродил снег. Он обвил их множеством мохнатых нитей, и оба они как бы очутились в невесомом снежном коконе. Сквозь белые стенки кокона не проникали ни ветер, ни холод, ни разноголосица города».

Таким образом, хронотопы школы и города у Яковлева соединяются в единый хронотоп, характеризующий единство человека и окружающего мира. 


Художественное время повести

    Яковлев показывает происходящее время несколькими штрихами. События повести начинаются в октябре, когда снег валитбольшими хлопьями на зеленую траву. Настроение создают слова и фразы, созвучные характеру героини, её порывам: «Получилась полная неразбериха: зима смешалась с летом. Из этой смеси не могло выйти ничего путного», « снег шел на верную гибель», «не мог остановиться».

   Несколько раз в своих мыслях героиня возвращается в детство. Это не только «место», но и «время» той жизни». Эти понятия взаимосвязаны. Таня находится в подростковом возрасте, когда происходит осмысление, становление личности, понимание собственного «я». Воспоминания детства помогают героине быть увереннее и решительно делать свой выбор: «…Ах да, это было в детстве. Она шла по лабиринту, шла и …не могла найти выхода. И тогда к ней пришла мысль, которая никогда не приходит людям в лабиринте. Таня полезла на забор, и все оказалось просто…Таня вспомнила про лабиринт и неожиданно для себя толкнула первую попавшуюся дверь».

   Время в произведении постоянно меняется в мыслях героев. Вот оно звучит во внутреннем монологе героини: «Сколько времени длится гонение на рыжих?». И мы понимаем тогда, что иногда оно идет слишком медленно.

Прошлое (военное) время появляется в воспоминаниях мамы главной героини или завуча Михаила Ивановича, куда вместе с ним переносится и девушка. В этих местах-моментах происходят изменения во взглядах Тани и отношению кжизни, совершается преобразование ее внутреннего мира.

   Время не стоит на месте. Оно идет и меняет героиню, ее мысли, поступки к лучшему. «С тех пор как Таня ушла из школы и поступила на работу в цирк, в ее жизни наступило равновесие. Она как бы перешла границу и попала из одной жизни в другую». Движение времени замечает и сама героиня на своей двери, в уголок которой можно поплакать: « на ней сохранились отметины, которые Таня делала, когда была девочкой. Каждый год после лета. Сейчас эти отметины достают до локтя, до плеча, до уха. Так Таня росла. И вот выросла».

   Важный композиционный прием, который часто использует Яковлев в своих произведения, открытый финал. Так заканчивается и «Гонение на рыжих». Таня и Князев идут по заснеженному городу и ведут словесный поединок, рассказывая друг другу о том, что они любят. «В их тихой перекличке не было особого смысла. Но каждая фраза начиналась словами "я люблю". По мнению писателя, эти слова должны «звучать, не умолкая». Метафора «если они погаснут,… жизнь остановится» созвучна словам апостола Павла: «Любовь никогда не перестает». Открытый финал говорит о продолжении жизни, о том, что время идет дальше. Героиня ликует от признания Князева, и её радость выражается в метафорическом образе: «...Эй, звезды, держитесь крепко за небо! Как разбегусь, как подпрыгну, как достану самую крупную!». И вновь пространство и время соединяются вместе в единый хронотоп.


Психологизм детской души

Психологизм в литературе - это «глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев: их мыслей, желаний, переживаний, составляющее существенную черту эстетического мира произведения». Сюжеты наполнены глубоким психологизмом и служат раскрытию  сложного внутреннего мира, помогают понять душу. Портрет героини дается несколькими штрихами: только цвет волос и манера одеваться. «На Тане куртка. Видавшая виды. Пригодная для всех случаев жизни. Куртка давно обтерлась и стала мала… Руки в карманах. Локти прижаты к бокам. Над плечами две маленькие косички, стянутые резинками от лекарств». Для этого он использует неполные предложения.

Нам интересны внутренние переживания и воззрения главного героя, которые раскрываются во внутренних монологах. Она погружена в свои мысли: « Я несчастная, потому что некрасивая. У меня большой рот, длинная шея. Совсем нет плечей. А свитер сидит на мне, как на мальчишке. Но самое страшное - что я рыжая. Ненавижу себя за то, что рыжая…». Часто героиня задает себе философские вопросы: «Что такое раздвоение личности? Это когда один человек превращается в двух. Но на этих двух остается один нос, одна голова, одно сердце. Разбирайся как хочешь… Ни разъехаться, ни разойтись. Потому что на двоих один нос». Можно предположить по фразам «разбирайся как хочешь», «на двоих один нос», сравнению «живут в одном теле, как в коммунальной квартире» насколько героиня мыслит иронично. Говоря о чувствах Тани Вьюник, писатель часто использует метафоры и сравнения: «Это новое безымянное чувство наполнило ее… Как сильная, высокая вода, оно поднималось, заполняло все уголки Таниной жизни, грозя выйти из берегов…». В мыслях о Князеве «Таня старалась перевести мысль о нем на другие рельсы. Но стрелка не работала, и с другими рельсами ничего не выходило. Тогда, думая о нем, Таня старалась вызвать неприязнь и сгустить краски. Но краски не сгущались. Она испепеляла его, а он возникал из пепла». Видовременные формы глагола «сгустить – сгущались» тоже показывают время.

Самое главное средство раскрытия характера, которым неоднократно пользуется Ю. Яковлев – поступки героев. Работая в цирке, она защищает медвежонка от дрессировщика, который жесток к животному, забыв, что медведь — хищный зверь. Там Таня впервые ощущает себя той силой, которая может противостоять жестокости и несправедливости. Фамилия «Вьюник» говорящая: героиня всегда в движении, словно вьюн. Автор многократно употребляет глагол «бежать»: Таня «пускается бежать», «побежала на другую сторону, как бегают девочки, а не взрослые девицы». В финале повести она бежит (3 раза употребляется этот глагол), а потом автор через метафору показывает как героиня « …остановилась. А сердце еще продолжало бежать. Она слышала его удары-шаги». Таким образом переживания взрослеющей героини выходят на первый план. Автор изображает тот психологический процесс, когда подросток преодолевает жизненные ситуации.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


   Проанализировав текст повести и очерк творчества о писателе, согласимся с мнением Лидии Фоменко, которая утверждает: «Писатель рисует живые характеры, не без изъянов… он проникал в реальный мир юных героев. У писателя нашелся ключ к душе подростка. Танин цвет волос превращается в символ несгибаемости характера: «Да здравствуют рыжие неудачливые люди. Рыжий – это не цвет волос, это цвет характера».



В ходе исследования нами были сформулированы конкретные выводы:


1. Город в качестве пространства является основным центром действия повести, дает возможность автору достоверно передать происходящее в духовном мире героини.

2. Время взаимосвязано с пространством, показан процесс взросления героини, который помогает понять внутренний мир человека.

3. С помощью психологизма детской души изображено глубокое постижение законов и правил окружающей действительности. Мысли подростка лучше слов передают его переживания и попытки понять мир взрослых, выбрать правильные нравственные ориентиры в процессе становления.

Проблемы, поднятые писателем, актуальны и сейчас. Юрий Яковлев пытался донести до своего читателя, что детство – самая счастливая пора в жизни человека.


Практическая ценность исследования состоит в возможности использования материалов на уроках литературы в 8-9 классах.

Некоторые сцены могут служить аргументами к сочинению на ОГЭ и ЕГЭ.









VI. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

БАХТИН М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975. Цитируется по:

http://biblio.imli.ru/images/abook/teoriya/Bahtin_M.M._Voprosy_literatury_i_

estetiki_1975.pdf.


2.ЛИХАЧЕВ Д. С. Внутренний мир художественного произведения. //

Вопросы литературы, №8, 1968. С. 74-87. Цитируется по

www.psujourn.narod.ru/lib/lih_inworld.htm



3. Юрий Яковлев «Гонение на рыжих» https://reallib.org/reader?file=343940

4. Фоменко Лидия «Юрий Яковлев. Очерк творчества», Москва, изд. «Детская литература», 1974г., стр.82-84, 107.




Автор материала: А. Смирнова (9 класс)
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.