12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Боранова Анна Михайловна130
Я работаю педагогом дополнительного образования . Веду занятия в творческом объединении ,, Палитра,, Очень люблю своё дело и своих талантливых детей. Увлекаюсь сухим валянием, ватной игрушкой и работой с эпоксидной смолой.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
3

Научно-исследовательская работа "Первые художники человечества"

XIV конкурс исследовательских работ и проектов

дошкольников и младших школьников

«Я познаю мир»

(в рамках Всероссийского конкурса «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»)





"Первые художники человечества"
PPT / 5.01 Мб


Подлужный Стефан

МАУДО ЦРТДЮ «Нарт», РСО-Алания, г.Владикавказ






Научный руководитель:


Боранова Анна Михайловна

педагог дополнительного образования

высшей категории










г. Владикавказ, 2019/2020 учебный год

Оглавление



Введение …………………………………………………………………………….…………………… 3

Глава I. Теоретический анализ ………………………………………………………………………..... 4

1.1. Палеолит-время зарождения изобразительного искусства ……………………………………… 4

1.2. Пещера Альтамира-первая находка ……………………………………………………………….. 4

1.3. Сюжеты и предназначение наскальной живописи ………………………………………………. 5

1.4. Материалы и инструменты первых художников …………………………………………………. 6

Глава II. Практическая часть исследования. Эксперимент …………………………………………... 7

2.1. Создание панно «Наскальная живопись» …………………………………………………………. 7

Заключение ………………………………………………………………………………………………. 8

Библиографический список …………………………………………………………………………..… 9























Введение



Рисовать я начал с раннего детства, это мое любимое увлечение. И мне стало интересно: когда же появились первые в истории человечества рисунки? Кто были первые художники? Чем они рисовали, где брали художественные материалы?

Мы можем предположить, что самые первые простые рисунки древние люди могли сделать подобранным на кострище угольком или кровью убитого животного. Или выцарапывали их острыми камнями и костями на поверхности дерева. Но такие рисунки, конечно же, не могли сохраниться до наших дней.

Возможно, древние люди окрашивали своё тело порошком из природных красителей, они верили, что это защитит их во время охоты. Но никаких свидетельств об этом также нет.

Актуальность темы: человечество еще долгое время будет задумываться о возникновении искусства и его значении в нашей жизни. Становление изобразительного творчества отдалено от нас десятками тысячелетий и поэтому первобытное искусство всегда вызывало большой интерес.

Цель исследования: узнать, как возникла наскальная живопись первобытных людей.

Задачи:

1. Выяснить, когда появились первые наскальные изображения

2. Кем были первые художники и что они изображали

3. Какими материалами пользовались

4. Выполнить практическую художественную работу: декоративное панно

Предмет исследования: изобразительное искусство палеолита

Объект исследования: наскальные рисунки палеолитического человека

Гипотеза исследования: Первыми художниками были пещерные люди. Рисовали они на скалах природными органическими красителями.

Методы исследования: изучение литературных и электронных источников, обобщение найденного материала, практическая работа, анализ полученных результатов.








Глава I. Теоретический анализ


1.1. Палеолит-время зарождения изобразительного искусства



Первые рисунки - так называемые наскальные изображения (в науке они называются петроглифами) - были выполнены людьми эпохи позднего палеолита. Они были найдены и изучены археологами в пещерах Европы и Азии. Именно в пещерах жили и укрывались от хищников и непогоды древние люди, которые оставили нам свои послания. Этим рисункам около 30 - 40 тысяч лет!

Установление возраста наскальных рисунков связано с определёнными трудностями. В связи с тем, что пещеры и скалы, на которых находятся наскальные рисунки, подвергались воздействию загрязнения в течение многих столетий, метод радиоуглеродного анализа часто оказывается ненадёжным и даёт ошибочные результаты. Более надёжными являются методы анализа частиц красителей, из которых состоят рисунки. Также возраст рисунков возможно приблизительно определить, если на них изображены животные, обитавшие в местности нахождения рисунка в прошлом, например, во времена последнего ледникового периода.




1.2. Пещера Альтамира-первая находка



Впервые в Испании в 1868 году пещеру Альтамира случайно обнаружил археолог – любитель Саутуола вместе со своей 9-летней дочерью Марией, которая была увлечена археологией и хотела в пещере найти кремень и древние кости. Именно девочка сделала открытие. На потолке пещеры она обнаружила рисунки странных животных- бизонов, оленей, кабанов. Изображения отлично сохранились и поначалу ученые приняли их за подделку. В пещере были найдены цветные рисунки размером от 1,4 до 1,8 метров, это добавляет им уникальности.

Пещера Альтамира использовалась в период позднего неолита в течение 22 000 лет, пока главный вход в неё не был заблокирован оползнем. Это позволило сохранить бесценные картины древности.

Позже такие пещеры были найдены в различных уголках мира, от Европы и Африки до Малайзии и Австралии. А также в Северной и Южной Америке . Также в России в Сибири известна Капова пещера.

1.3. Сюжеты и предназначение наскальной живописи



На стенах своих пещер древние люди изображали животных, на которых они охотились: бизонов, оленей, лошадей, медведей. Так же на них можно увидеть и вымерших животных: длинношерстных мамонтов, саблезубых тигров.

На ранних наскальных рисунках изображены только животные и сцены охоты. Из этого можем сделать вывод, что первыми художниками были мужчины-охотники. Позже появились и схематичные изображения людей, вооруженных копьями, луками, стрелами.

Все рисунки сделаны с удивительным мастерством: умением передавать изобразительными средствами динамику и характерные особенности животных. Часто в них можно увидеть и перспективу, и светотень, и разные ракурсы. Хотя были и курьезы: встречались изображения животных с большим количеством ног- так художники пытались передать движение.

Часто на рисунках с животными нарисованы копья, и изображены раненые животные с торчащими из них стрелами. Вероятно, древние художники верили, что их изображение приносит удачу во время охоты. Возможно перед рисунками разыгрывались ритуальные обряды- охотники как бы отрабатывали ход будущей охоты.

До сих пор остается загадкой, почему сцены охоты были изображены в труднодоступных, тёмных пещерах. Именно благодаря этому наскальные изображения в таких местах сохранились до наших дней. Ученые полагают, что через образы животных люди выражали какие-то важные для них представления о мире. Быть может предания, мифы. Таким образом мы можем предположить, что авторами рисунков могут быть также шаманы племен, населявших пещеры.

Кроме изображений животных и человека, найдены также и отпечатки ладоней. В « пещере рук» в Аргентине на стенах в разное время запечатлены в основном отпечатки ладоней левой руки мальчиков-подростков. Для этого процесса использовались жидкие краски из натуральных минералов, и с помощью костяной трубочки разбрызгивались на руку и стену, оставляя разноцветные отображения руки, эти трубочки сохранились до наших дней в этой пещере. По предположениям ученых процесс запечатления рук на стенах пещеры входило в обряд инициации. Мальчик, становясь взрослым, должен был оставить контур своей руки в этом священном месте.







1.4. Материалы и инструменты первых художников



Пещера освещалась факелами, сделанными из шерсти или мха, они были смочены в животном жире.

Конечно, красок в современном понимании этого слова у древних художников не было. Для своих рисунков они брали природные красители.

Краски изготавливали из окрашенной мягкой горной породы. Её перетирали в порошок и добавляли животный жир или древесную смолу для связки. Растирали породу в порошок камнем. Хранили полученную краску в полых костях животных, концы кости затыкались мхом или комками жира. Цвет красок получался в зависимости от цвета породы: белый, охра, желтый, коричневый.

Благодаря тому, что краски имели минеральное происхождение они и сохранились в таком хорошем состоянии до наших дней. Для получения пурпурного цвета использовалась окись железа, для белого цвета – белая глина, для черного – окись марганца, желтый цвет выделялся с помощью натроярозита, а красный из гидрата окиси железа. Таким образом, получалась многоцветная палитра.

Иногда фигурки зверей рисовали бегло с помощью разноцветных камешков или кусочков угля, который всегда под рукой, а иногда тщательно. Тогда изображение высекалось с помощью острого камня и углубления замазывались краской из цветной глины. Часто сначала рисовали контур животного, а затем закрашивали силуэт краской.

Для нанесения краски использовали пальцы, кусочки меха, пучки мха. Или же кисточки, которые делали из пучков шерсти. Их привязывали к небольшим костям.













Глава II. Практическая часть исследования. Эксперимент.


2.1. Создание панно «Наскальная живопись»



В ходе практической работы я попытался воспроизвести наскальные рисунки древних людей, используя максимально приближенные к природным материалы.

1. Сначала я сделал фактурную поверхность, напоминающую скалу с помощью строительной шпатлевки.

2. Попытался создать краски, используя природные материалы. Для этого мне понадобились: глина, уголь, мел, кирпич. Их я перетёр в порошок. Для связки вместо жира добавил клей ПВА. Получились такие цвета: серый (глина), черный (уголь), белый (мел), охра красная (кирпич)

3. Я подготовил эскиз с изображением охоты на мамонта

4. Перенес его на поверхность «скалы» с помощью кусочка угля от кострища.

5. Острым предметом я процарапал контуры изображений.

6. С помощью полученных мною природных красителей я раскрасил рисунки. Процарапанные углубления так же замазал краской . Для этого я использовал пальцы и кусочки меха.

Вот такое произведение первобытного искусства у меня получилось.
















Заключение.



Результаты эксперимента:

Я сам провёл эксперимент и выполнил наскальный рисунок .

Таким образом, можно сделать вывод:

1) Конечно красок в современном понимании этого слова у древнего человека не было. Он брал для своих рисунков природные материалы.

2) Цвет применялся для раскраски, хотя не очень отличался от естественного. Он носил условный характер, для выделения более важных предметов в рисунке.

3) Роспись осуществлялась минеральными красками, красками из растительного и животного мира

Из своего исследования я сделал вывод: выдвинутая мной гипотеза, что первыми художниками были люди эпохи палеолита охотники и шаманы и рисовали они на скалах природными органическими красителями, которые находили в природе, полностью подтвердилась. Первыми минеральными красками были:

охра – глина с примесью железа, бывает желтого, коричневого, красноватого цветов;

сурик – красный или бурый железняк, дает оранжевый, красный, коричневый цвет;

уголь – для получения черной краски

















Библиографический список



1. Дмитриева Н.А. Первобытное искусство./ Н.А. Дмитриева.//Краткая история искусств. Вып. 1. От древнейших времен по XVI век. - 4-е изд., стереотип. - М.: Искусство, 1986


2. Л . Д. Любимов. Искусство древнего мира, Астрель, 2002


Интернет-ресурсы



1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. http://phototravelguide.ru/top10/drevniye-naskalnye-risunki/

3. b.m/article/160087/risunki-drevnih-lyudey-drevnie-naskalnyie-risunki

4. http://www. sunhome.ru/iournal/121969 Наскальная живопись

5. https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17615-istorija-krasok.html

Автор материала: С. Подлужный (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.