12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Ильинская56
Россия, Нижегородская обл.
3

Научно-исследовательская работа «Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении»

8












Научно-исследовательская работа



«Звуковой фон истории об алых парусах

и его роль в произведении»















Автор: МИРОНОВА Дарина, учащаяся 7 класса

филиала муниципального бюджетного образовательного

учреждения Сокольской средней школы

«Пелеговская основная школа»

Научный руководитель:

Ильинская Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы








Аннотация


Миронова Дарина

городской округ Сокольский, с.Пелегово, филиал МБОУ Сокольской СШ «Пелеговская ОШ» , 7 класс

«Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении»

научный руководитель: Ильинская Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, филиал МБОУ Сокольской СШ «Пелеговская ОШ»

Цель научной работы: исследовать звуковой фон феерии А.Грина «Алые паруса».

Методы проведенных исследований: комментированное чтение, сопоставление, анализ.

Основные результаты научного исследования (научные, практические): выявлена роль звукового фона в феерии.



































Содержание:

Введение. Роль звука в жизни человека……………………………… Стр. 3

Актуальность темы……………………………………………………..Стр. 3

Основная часть…………………………………………………………..Стр.4-6

Лонгрен и море.

Звучащая душа Ассоль.

Мир Грея.

Жители Каперны

Музыка в произведении

Заключение. Роль звукового фона …………………………………………Стр. 6

Литература…………………………………………………………………….Стр. 7





































Введение

Звуки мы слышим вокруг себя с самого рождения. Голоса людей и животных, пение птиц, шум ветра, стук дождя по крыше сопровождают человека всю жизнь. Из звуков рождаются слова, с помощью звуков появляется музыка. Так человек узнает мир, поэтому звуковой фон является важной частью жизни людей.

Произведения литературы тоже полны звучания. Возьмем любую книгу, начнем внимательно читать - оживают страницы книг и слышатся разныеголоса, шорохи, шелест, удары. Каждый текст насыщен звуками. Не всегда читатель обращает особое внимание на звуковой фон, слышимый в произведении. Какую роль могут играть звуки в тексте?

Актуальность темы

По мнению исследователей творчества Александра Грина, автор пользуется словами, словно музыкальными знаками. Страницы его произведений насыщены звуками моря, музыкальных мелодий. Звуки помогают нам понять текст, передать внутреннее состояние героев.

Предметом исследования служит феерия Александра Грина «Алые паруса».

Объектом данной работы является «Звуковой фон истории об алых парусах и его роль в произведении».

Звуковой фон чрезвычайно важен для понимания смысла феерии Александра Грина «Алые паруса». В литературоведении этот вопрос недостаточно изучен.Все вышесказанное приводит к выводу об актуальности данной темы.

Целью данной работы является попытка выяснить значение звукового фона в тексте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выяснить, какой звуковой фон использует автор, изображая события и характеры героев.

Показать роль звуков в раскрытии внутреннего состояния героев.

Обратить о внимание не только на звуковой фон, но и на его отсутствие.

Понаблюдать за музыкальным звучанием в финальных главах.


Основное содержание работы составляет комментирование текста с точки зрения выбранной темы. Выбирая такую форму работы, мы можем прийти к более глубокому осмыслению художественного текста.

III. Основное содержание

Первая глава феерии Грина «Алые паруса» знакомит читателей с главной героиней Ассоль и её отцом Лонгреном. Герои живут в небольшой приморской деревнеКаперна. Изображение моря сопровождает героев на протяжении всего повествования. Звуков немного. Лонгрен тяжело переживает потерю жены через много лет после её смерти. Отдых «измученной душе» героя дает море. Оно мрачно и холодно, как и внутреннее состояние Лонгрена. «Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды… - давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая… равна действием глубокому сну». Звучание огромных морских волн передается через повтор согласных «с - ш», а вой ветра усиливают звуки «у – в». Звуковой фон подчеркивает одиночество и тоску Лонгрена без жены. Герой молчит, не произносит никаких звуков. В один из таких дней, когда лодка уносит Меннерса в бушующий простор, Лонгрен тоже молчит: «…казалось, он не слышал отчаянного вопля… Меннерс рыдал от ужаса…» Бешено плещется вода, «удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана». Звуки бушующего океана подчеркивают молчание героя, которое содержит смысл: «Она так же просила тебя!» Грин объясняет поведение героя глубоким презрением: «…большее, чем ненависть, было в его молчании». Мы видим, что тишина так же является звуковым фоном произведения. Через много лет Лонгрен часто уходит на лодке в море, чтобы успокоиться и поразмышлять. Ночью в море он слушает плеск воды. «Тишина, только тишина и безлюдье – вот что нужно ему для того, чтобы все самые слабые и спутанные голоса внутреннего мира зазвучали понятно».

Знакомство с Ассоль начинается сразу со звучания её голоса: «…забавно напевала матросские песни – дикие ревостишия». Перед нами необычная героиня – ее сопровождают звуки музыки. Грин сравнивает Ассоль с «живой стихией созвучий», со скрипкой. Ее имя, по словам собирателя песен и сказокЭгля, «…музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины». Героиня живет в своем звучащем мире, а в душе постоянно слышится музыка. «Её голова мурлыкала песенку жизни».«Ассоль говорила с теми, кого понимала и видела». И они отвечали ей взаимностью: деревья «говорят басом», «родственно скрипели». Можно сказать, что она является частью природы. Чем ближе встреча Ассоль с Греем, тем сильнее звуковой фон. Девушка идет по дороге, и ей «…казалось, что она звучит, как оркестр», «… находится во власти звонкого хора». Таким образом, звуки прекрасной музыки в душе Ассоль показывают внутреннюю красоту героини.

Грей, родившийся в большом богатом замке, кажется, не может иметь ничего общего с Ассоль и Лонгреном, живущими бедно в жалкой лачуге. С раннего детства он был мальчиком с живой душой, неутомимо делающей открытия. Посещение кухни открыло ему мир звуков: «… шипения, клокотания кипящих жидкостей, стука ножей…», «окрики звучали как команда и заклинание». «…Грей жил в своем мире». Посещение библиотеки наполняет душу героя звуками, переходящими в осмысление жизни. Картина, изображавшая «корабль, вздымающийся на гребень морского вала», полна звучания. Море с картины вошло в душу мальчика. Грей слышит внутри себя «беззвучный голос…, шум… долгих обвалов, эхо и мрачный ветер». Внутренний звучащий голос делает его похожим с Ассоль, а любовь к морю – с Лонгреном. Мальчик читает книги, где «двигались корабли». В его душе «постепенно укладывалось огромное море». Описание кораблей звучащее. Повтор согласных «ф – х – ш – щ – р» помогает представить огромный мир будущего капитана.Море тоже успокаивает Грея. Он, как и Лонгрен, чтобы понять себя, едет на рыбалку. Звуковой фон негромкий: «руль глухо звучал, звенели и плескали весла, все остальное было морем и тишиной». Звуки словно затихают перед встречей с Ассоль. Тишина становится наравне с остальным звучащим фоном. Сцена в трактире, где Грей находится в поисках информации об Ассоль, содержит много громких звуков.Увидевпроходящую мимо девушку, Грей чувствует «как бы удар – одновременно в голову и сердце». Мы не слышим звука, но ощущаем его величину. Угольщик, возмущенный лживыми словами Меннерса об Ассоль, издает «дикий рев», в продолжение разговора «рявкнул пением» и даже «взвыл».

Звуковой фон приморской деревни, звуки ее жителей отличаются от фона, окружающего главных героев. Собиратель песен Эгль говорит о Каперне : «у вас не поют песен…, а если рассказывают и поют… эти грязные…, грубые коротенькие четверостишия с ужасным мотивом». Звуки приморской деревни, где слышатся перебранка и лай, нарушают тишину ночи, когда Грей находится недалеко на берегу. В последней главе феерии в Каперне происходит «такое замешательство, …волнение, … суета, какие не уступят эффекту знаменитых землетрясений». При виде корабля с алыми парусами «жители перекликались…, наскакивали друг на друга, вопили и падали». Глаголы «перекликались»,«вопили» создают звуковой фон деревни в этот момент. Пока Ассоль не было среди толпы людей на берегу, «ее имя перелетало среди людей…, больше говорили мужчины; сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины». На протяжении всего повествования о жителях происходит перекличка шипящих «с-ш-ж» согласных с сонорными «р-л». Эти звуки помогают представить грубость, ненависть жителей Каперны, показать их темные души.Когда Ассоль «стремительно вбежала в толпу, все смолкли». Тишина вновь становится наравне с остальным звучащим фоном. Музыка с корабля раздражает жителей деревни: «грянула по нервам толпы».

Звуки Каперны противопоставлены музыке в душах героев. Музыка появляется и в окружающем мире. После покупки алого шелка, Грей слышит недалеко от лавки звуки виолончели и флейты. В одном музыканте он узнает Циммера и просит собрать оркестр из людей, тонко чувствующих музыку, заставляющих плакать простые сердца. Когда «Секрет» с алыми парусами приближается к Каперне, «негромкая музыка лилась в голубом дне». Звуки начинают звучать громче:«…мелодия грянула… полным, торжествующим хором», «вновь кинулась огромная музыка».Звуковой фон заполняет все вокруг. С музыкой связаны имя героини, инструментов, музыкальных терминов. Произведение завершается негромким звучанием виолончели с «волшебным, неземным голосом».

IV. Заключение

Звучащие страницы «Алых парусов» помогают читателю понять замысел писателя.

Подводя итоги, можно сделать выводы:

Во-первых, звуковой фон произведения подчеркивает богатство души человека или ее бедность. Музыка в душах героев помогает подняться человеку над реальностью. Звуки, сопровождающие главных героев, создают яркие краски разного мира.

Во-вторых, звуковой фон связан с пейзажем (образы моря, леса). Все вокруг приобретает красивое звучание, а читатель ясно представляет природный мир, созданный писателем.

В-третьих, тишина или молчание героя могут являться звуковым фоном и нести смысловую нагрузку.

В-четвертых, музыка в конце произведения завершает историю чудесной встречи.











Литература:

Грин А.С. Алые паруса: Феерия - М.: Современник, 1986. – 47с.

Ковский В.Е. Романтический мир Александра Грина - М., изд. «Наука», 1969 г. – 114-118 стр.







Автор материала: Д. Миронова (7 класс)
Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.