12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чиганова Елена Анатольевна663
В 1997 году окончила Хабаровский педагогический университет по специальности "русский язык и литература". 26 лет бессменно (вернее в две смены) работаю в школе.
Россия, Хабаровский край, р.п.Хор


Двойка в начале года! Как вам? Да, вот так бывает. Я, конечно, и Историю Олеговну (так мы между собой называем нашего учителя Викторию Олеговну, потому что до побед нам еще далеко, а история у нас 3 раза в неделю – гуманитарный класс) понимаю: а что делать учителю, когда перед ней чистый лист вместо проверочной работы. Только вопрос сверху, ею же заданный: «Почему русские оставили Москву?»

               А зачем, скажите мне, зачем было ее, Москву-то, отдавать? Бились на Бородинском поле двенадцать с лишним часов, понесли большие потери! Чтобы потом просто отступить и отдать ее французам? Не понимаю этого, хоть убейте!

         Но двойка… да еще и в начале года! Я твердо решил сам во всем этом разобраться. Сегодня же!

После школы я не побежал как обычно на улицу, не уселся за компьютер, а двинул прямо в библиотеку. Перевернул все книги по этой теме, перечитал статьи о сражении на несколько раз. Результата – ноль! Так ничего и не понял... Пришлось лезть в интернет.

Не знаю точно, сколько я пересмотрел «документалок» на эту тему, но к ночи голова моя была будто чугунная, а мозг просто отказывался воспринимать любую информацию. В итоге я сам не заметил, как вырубился перед монитором за просмотром очередного видеоразбора.

Зачем они ее сожгли? Зачем отступили и отдали французам? Совсем скоро ничего не подозревающему мне пришлось искать ответы на эти вопросы не в интернете и не в книгах…

***

Очнулся я на каком-то стоге сена и не сразу понял, где я вообще нахожусь. Немного приподнявшись на локтях, стал вертеть головой в разные стороны. Какие-то солдаты, поле… Поле?! Тут я проснулся окончательно.

Тишину утра прорезали грохот и шквал орудий. Рассветная мгла, окутывавшая все вокруг, тут же пропала, уступила густой пелене едкого дыма. И тут…совсем рядом! О, боже! От неожиданности меня прямо подкинуло. Через секунду я уже бежал к лесу не разбирая дороги. Когда остановился и прижался к какому-то дереву, начал собирать обрывки мыслей в своем спутанном сознании:

- Что происходит?! Сначала стог сена посреди поля, потом воздух прорезают…Так, стоп! Поле… а потом снаряды? Ну нет… Это сон. Я просто начитался и насмотрелся. Вот и все, да?

Но это был не сон. Воздух прорезали новые выстрелы, в ушах опять зазвенело.

Оставаться у дерева не имело смысла, поэтому я снова двинулся в неизвестном направлении. Не знаю, сколько бродил, но, выйдя на какую-то поляну, отчетливо услышал французскую речь.

- Французы! Нельзя, чтобы они меня увидели! – пронеслось в голове. В три прыжка я оказался в кустах. И как только я там засел, на поляну вышли французские солдаты. Они стали выстраиваться.

- Выстраивайтесь, настраивайтесь, - злорадствовал я, сжимая кулаки, - не пришлось бы расстраиваться.

Пушечное ядро разорвало воздух. Сотни людей попадали на землю, как костяшки домино. Дивизия была опрокинута.

Следующие две атаки я также просидел в кустах. Наблюдая со стороны за французами, я понял, что распоряжения командиров не выполняются, в войсках начинается хаос, беспорядочная стрельба.

Наверное, я просидел бы так до самого вечера, только вот, как говорит наша бабушка, у меня «во рту с утра не было маковой росинки». Я даже не пил, что уж говорить о еде. В общем, нужно было вылезать из укрытия. На счастье, войска переместились, на поляне стало пусто. Вылез, отряхнулся, вдруг слышу: ветки захрустели. Оборачиваюсь: полк гвардейских егерей (точь-в-точь как в учебнике!). Они, конечно, наставили на меня штыки, подумав, что я французский  лазутчик. Пришлось мне объяснять им, что я простой деревенский мальчишка, который заблудился. Да, я соврал! А что еще было делать?

Так я попал на поле боя самого кровопролитного сражения войны 1812 года, Бородинского сражения!

Наши солдаты, явно хорошо подготовленные, сражались, не жалея ни сил, ни своих жизней. «Братцы, за нами Москва!» - то и дело было слышно от них. И среди этих отважных людей, которые думали только о том, чтобы прогнать Наполеона со своей земли, стоял я, обычный пятнадцатилетний школьник, который попал сюда по чистой случайности. Я ведь даже сабли никогда в руках не держал. Что уж говорить о ружьях! Да мне ведь двойку по истории нужно исправить, а я здесь…Я не мог-у-у остаться на этом по-о-оле…Я еще не роди-и-и-лся!

Наши наступали на французов молча, как будто экономя силы, и, только подойдя вплотную, дружно грохали: «Ура!» Эта атмосфера всеобщего единения, витавшая над русскими войсками, заставила и меня встряхнуться. 

Так как стрелять я не умел, то в пылу сражения хватал с земли, багровой от крови и тел, все, что попадалось: обломки оружий, коряги, землю – хватал и колошматил ими французов. «Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», - напишет об этом позже Лермонтов. Мои уши, готовые вот-вот просто лопнуть, сильно болели. Да что там уши! У меня болело все: от кончиков пальцев на ногах до макушки. Разбитый нос, расцарапанные колени…А руки! Чья это кровь? Я упал на траву, такую же алую. Так я стал участником массового жестокого рукопашного боя.

Все складывалось в нашу пользу, пока раненный осколком ядра Багратион (на портрете в учебнике он такой же статный) не упал с лошади. Пришлось отступать. Под командованием Коновицына мы отошли за Семеновский овраг. Солдаты будто стали…живой стеной! Французы, увидев непрекращающийся обстрел, не решались атаковать с ходу. В этот критический момент Кутузов послал в рейд кавалерию Уварова и казаков Платова. Ненадолго наконец-то воцарилась тишина. Теперь у всех в голове была только одна мысль: прогнать проклятого Бонапарта.

В следующие часы мы потеряли батарею Раевского. Да, я знал это, читал об этом. Теперь только стали складываться в моей голове разрозненные пазлы. Но разве мог я, один человек, знающий это, изменить ход событий?!

Стихло. Последние часы была только артиллерийская перестрелка. Я отошел в сторону, потому что почувствовал, что еще чуть-чуть и просто грохнусь без сознания. И тут до меня донесся обрывок чьего-то разговора:

- Я тут слыхал: Кутузов собирается отдать Москву.

- Да ты что?

- Ну ладно тебе, это же Кутузов. У него опыта побольше, чем у нас всех вместе взятых!

- А ведь ты прав…(пауза), наверное, это какая-то хитроумная ловушка.

Москва! Ведь это из-за нее я пережил сегодня больше, чем за 15 лет! Хм… Ловушка? И тут меня осенило: ловушка! Точно, ловушка! Да я ведь столько книг прочитал, столько видео пересмотрел, я даже наизусть все рассказать могу. Как же я не понял самого простого? Французы, придя в Москву, сами загнали себя в угол. Город был абсолютно пустым, жители покинули его. Каждый день и каждую ночь французов донимали партизаны, солдаты стали болеть. А потом еще и пожары! Наполеон просто не знал, что делать… Вот он, ответ на вопрос, заданный Историей Олеговной! Слово из семи букв! Ловушка!

При отходе к Горкам я увидел тот самый стог сена, на котором оказался в начале сражения. Ноги отяжелели, стали ватными, отказывались идти, сильно болела спина. Но я двигался к нему с мыслью: «А, может быть, сработает наоборот?» Я даже не помню сейчас, как я до него дошел, не знаю, как не упал на полпути…

Ура! Пятерка по истории! Да, прав был поэт: «Недаром…» Все недаром!


Автор материала: А. Шевчук (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.