НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКИТИН И ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ. Доклад
Автор публикации: Р. Гайнисламов, студент 1 курса
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ НИКИТИН И ЕВГЕНИЙ ВИКТОРОВИЧ ВУЧЕТИЧ
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | Преподаватель | Калягина Ирина Владимировна. |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5. | Название ресурса | Николай Васильевич Никитин и Евгений Викторович Вучетич. |
6. | Вид ресурса | Доклад. |
7. | Тематика ресурса | Великие люди России. |
8. | Студент, автор доклада | ГАЙНИСЛАМОВ РУЗАЛЬ. |
9. | Курс, группа | 1 курс, группа 9ТД-11 |
10. | Специальность СПО | 38.02.08 Торговое дело. |
11 | Количество знаков без пробелов | 4489 (без учёта заглавия, плана и списка информационных источников). |
12 | Дополнительно | Чтобы текст доклада отражался по заявленным требованиям конкурса - шрифт — Times New Roman, размер — 14 кегель, междустрочный полуторный интервал — дополнительно прикреплен файл в формате Word c текстом и иллюстрациями доклада. |
13 | Файл с текстом и иллюстрациями доклада формате Word | |
Николай Васильевич Никитин и Евгений Викторович Вучетич
План доклада:
1. Введение:
1.1 Актуальность темы и значимость монумента “Родина-мать”.
1.2 Краткое представление архитекторов Николая Никитина и скульптора Евгения Вучетича.
1.3 Цель и задачи доклада.
2. Основная часть:
2.1.1 Николай Васильевич Никитин – гений инженерной мысли:
2.1.2 Краткая биография и профессиональный путь.
2.1.3 Основные работы и достижения в области архитектуры и инженерии.
2.1.4 Вклад в создание монумента «Родина-мать» (инженерные и конструктивные решения).
2.1.5 Особенности стиля и подхода к проектированию.
2.2.1 Евгений Викторович Вучетич – скульптор-монументалист:
2.2.2 Краткая биография и творческий путь.
2.2.3 Особенности стиля, творческий почерк, основные работы.
2.2.4 Вклад в создание образа “Родина-мать”.
2.2.5 Символизм и идейное содержание скульптуры.
2.3.1 Совместная работа над монументом “Родина-мать”:
2.3.2 Идея создания и исторический контекст.
2.3.3 Коллаборация архитектора и скульптора, их видение проекта.
2.3.4 Этапы проектирования и строительства.
2.3.5 Технические и художественные сложности и их преодоление.
2.3.6 Значение монумента как символа мужества и героизма советского народа.
3. Заключение:
3.1 Подчеркнуть вклад Николая Никитина и Евгения Вучетича в создание культурного наследия России.
3.2 Выводы о значимости их совместной работы и влиянии на архитектуру и монументальное искусство.
3.3 Значение монумента “Родина-мать” для настоящего и будущих поколений.
4. Список использованных информационных источников.
Монумент «Родина-мать» на Мамаевом кургане в Волгограде — это не просто памятник, это символ мужества, героизма и несгибаемого духа советского народа, победившего в Великой Отечественной войне. Этот грандиозный памятник, возвышающийся над Волгой, стал не только архитектурным шедевром, но и местом памяти и скорби для многих поколений. За его созданием стоят два имени, два выдающихся таланта — инженер-архитектор Николай Васильевич Никитин и скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич. Эти два великих человека, каждый в своей области, внесли неоценимый вклад в создание этого знакового для России монумента.
Николай Васильевич Никитин, инженер и архитектор, был не просто строителем, но и гением инженерной мысли. Он родился в 1907 году в Тобольске и прожил удивительную жизнь, полную свершений. Его профессиональный путь начался после окончания Московского инженерно-строительного института, где он получил знания, позволившие ему проявить свой талант во многих областях. Среди его многочисленных работ можно отметить Останкинскую телебашню, ставшую символом Москвы и советской эпохи. Это грандиозное сооружение является свидетельством его новаторского мышления и умения реализовывать самые смелые проекты. Но особое место в его творчестве занимает, конечно же, монумент «Родина-мать» в Волгограде. Вклад Николая Никитина в создание монумента невозможно переоценить. Именно он разработал сложнейшие инженерные решения, которые позволили воплотить в жизнь грандиозную идею скульптора Евгения Вучетича. Под его руководством были спроектированы и построены уникальные несущие конструкции, которые позволили скульптуре высотой более 80 метров устойчиво стоять на вершине Мамаева кургана. Его решения отличались не только прочностью и надёжностью, но и удивительной лёгкостью и изяществом. Инженерный гений Никитина позволил создать ощущение, будто скульптура парит над землёй. Его стиль отличался сочетанием функциональности и эстетической выразительности, что делает его работы не только инженерными шедеврами, но и произведениями искусства.
Евгений Викторович Вучетич, родившийся в 1908 году, был выдающимся скульптором-монументалистом, чьи произведения навсегда вошли в золотой фонд отечественного искусства. Он был мастером, способным передать в камне и металле самые глубокие человеческие эмоции, и его работы являются не только свидетельством таланта, но и отражением духа своей эпохи. Среди его знаменитых произведений стоит отметить скульптуру «Перекуем мечи на орала», ставшую символом мира, а также монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в Берлине, олицетворяющий победу над фашизмом. Создание образа «Родины-матери» стало для Вучетича кульминацией творческого пути. Вложив в него всю свою душу, он создал символ не только скорби и боли, но и непоколебимой веры в победу, а также силы духа и стойкости советского народа. Образ могучей женщины с мечом в руке, призывающей к борьбе, выражает всю трагедию и величие Великой Отечественной войны. Скульптура впечатляет не только своими масштабами, но и динамикой и эмоциональной насыщенностью. Работа Вучетича отличается монументальностью, реалистичностью, глубоким символизмом. Его стиль узнаваем благодаря мощным, выразительным образам, наполненным драматизмом и героизмом.
Совместная работа Никитина и Вучетича стала уникальным примером успешного сотрудничества архитектора и скульптора. Идея создания монумента возникла в 1950-х годах в память о героических защитниках Сталинграда. Оба мастера были объединены общей целью — создать не просто памятник, а символ, который вечно напоминал бы о подвиге советского народа. Их работа была настоящим сотрудничеством, где каждый вносил свой вклад в создание общего шедевра. Никитин, как инженер, отвечал за конструктивную надёжность и устойчивость монумента, а Вучетич, как скульптор, — за его художественную выразительность. Проектирование и строительство монумента были сложными задачами, требовавшими огромных усилий и инновационных решений. Возведение такой масштабной скульптуры было технологически непростой задачей для того времени. Несмотря на все сложности, проект был успешно реализован, и 15 октября 1967 года состоялось торжественное открытие мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы» с центральной скульптурой «Родина-мать». С тех пор монумент стал символом не только Волгограда, но и всей России. Он напоминает о жертвах Великой Отечественной войны, о мужестве и стойкости советских людей, а также о ценности мира и свободы.
В заключение можно с уверенностью сказать, что Николай Никитин и Евгений Вучетич — великие сыны России, чьи имена навсегда вписаны в историю отечественной архитектуры и искусства. Их совместная работа над созданием монумента «Родина-мать» — это не только памятник, но и свидетельство неразрывной связи между инженерным мастерством и художественным талантом. Монумент «Родина-мать» стал символом мужества и героизма, памятником, который продолжает вдохновлять и волновать сердца людей, напоминая о великом подвиге и призывая к миру и согласию. Их вклад в создание культурного наследия России трудно переоценить, и их произведения и сегодня служат примером высочайшего мастерства и творческой самоотдачи.
«Родина-мать зовёт!» — скульптура с подсветкой
«Родина-мать зовёт!» — скульптура, композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде
Список использованных информационных источников:
1. Алферов, Н.С. Николай Никитин. — Москва: Стройиздат, 1983.
2. Бережной, И.М. Евгений Вучетич. — Москва: Искусство, 1975.
3. Васильева, Е. Монумент «Родина-мать» в Волгограде. — Волгоград: Нижне-Волжское книжное издательство, 1972.
4. Еременко, А. И. Сталинград: записки командующего фронтом. — Москва: Воениздат, 1961.
5. Жолтовский, Г.И. Великие зодчие и скульпторы России. — Москва: Белый город, 2006.
6. Казусь, И.А. Советская архитектура 1920-х — 1980-х годов. — Москва: Стройиздат, 2016.
7. История создания и строительства мемориального комплекса «Героям Сталинградской битвы». — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2010.