Образ Михаила Ярославовича Тверского в живописи и скульптуре Исследовательский проект по краеведению обучающихся 9 А класса Двойновой Анастасии и Добычиной Юлии
Автор публикации: Ю. Добычина, ученица 9А класса
Автор публикации: А. Двойнова, ученица 9А класса
17
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Весьегонская средняя общеобразовательная школа»
Образ Михаила Ярославовича Тверского в живописи и скульптуре
обучающихся 9 А класса Двойновой Анастасии и Добычиной Юлии
Руководитель Кузнецова Александра Михайловна учитель истории и обществознания
Весьегонск 2018г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. | |
Образ Михаила Ярославовича Тверского в живописи и скульптуре. | |
1. Иконы и фрески с изображением князя. | |
2. Памятники скульптуры. | |
3. Образ князя, созданный на основе памятников. | |
Заключение. | |
Список источников. | |
Приложения | |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связана с юбилеем Михаила Ярославовича Тверского: 700 лет, как Михаил Ярославич отдал жизнь за спасение Твери. Он был первым князем, получившим титул Великого князя всея Руси. Он был первым, кто нанёс поражение монгольскому войску, приведённому на русскую землю московским князем Юрием Даниловичем. Но подвиг князя не в этом, а в том, что, избавляя свою землю от разорения, он пожертвовал собственной жизнью. Жизнь и подвиг князя – пример истинного патриотизма, который так необходим для воспитания этого чувства у нас школьников.
В учебниках истории и краеведения упоминается о роли Михаила Ярославовича Тверского в событиях конца XIII - начала XIV века, даны краткие сведения о его жизни и гибели, но вот оценочные суждения в них отсутствуют, возможно, потому, что Тверь и тверские князья все же проиграли в борьбе за объединение русских земель. Поэтому мы можем лишь предполагать, что потомки по достоинству оценили вклад Михаила Тверского в историю нашего государства, историю Тверского края, его подвиг во имя русского народа, его патриотизм. Патриотизм – это качество, ценность которого признавалась во все времена. Память о патриотах, любивших своё Отчество и служивших ему, народ чтил, сохраняя память о них в различных памятниках искусства.
Память о Михаиле Тверском должна быть увековечена потомками разных поколений. Такова гипотеза, которую мы попытались доказать своим исследованием. В каких именно памятниках, как показал опрос, знают очень не многие. Исходя из этого, были сформулированы цели и задачи исследовательской работы.
Цель исследования:
доказать, что образ Святого великомученика Михаила Ярославовича Тверского запечатлён в памятниках, относящихся к различным жанрам искусства.
ЗАДАЧИ:
- собрать информацию о памятниках литературы, живописи, скульптуры, посвящённых Михаилу Тверскому;
- создать образ князя на основе полученной информации;
- представить результаты работы в виде доклада на уроке краеведения.
Срок реализации проекта: октябрь 2018 г.
На разных этапах работы над проектом использовались различные методы исследования. В начале работы главными были поиск и изучение информации по теме в сети Интернет. Мы изучили требования к написанию и оформлению исследовательской работы по истории и краеведению, собрали и сохранили на скриншотах информацию о памятниках Михаилу Тверскому. В результате анализа полученной информации был составлен план написания работы, выделены основные вопросы, которые мы сможем в ней рассмотреть.
Заключительным этапом работы стало представление и защита проекта на уроке краеведения. Впоследствии данный материал может быть использован как на уроках краеведения, так и во внеурочной деятельности для воспитания чувства патриотизма и гордости за подвиги наших предков.
ОБРАЗ МИХАИЛА ЯРОСЛАВОВИЧА ТВЕРСКОГО В ЖИВОПИСИ И СКУЛЬПТУРЕ
1. ИКОНЫ И ФРЕСКИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ КНЯЗЯ.
В результате изучения информации в Интернете мы узнали, что самое древнее изображение Михаила Тверского было сделано ещё при его жизни в XIV веке в списке «Хроники Георгия Амартола», выполненном по заказу князя мастером Прокопием. На протяжении шести столетий вплоть до начала ХХ века прижизненный княжеский портрет на этой миниатюре стал образцом для всех образов Михаила Ярославича Тверского в русском искусстве[2]. Большинство сохранившихся икон с изображением тверского князя хранятся в Тверской областной картинной галерее. Самые значительные из них относятся к ХVII веку.
В основе композиции икон этого времени – предстояние тверских святых в единой молитве облачному Спасу Вседержителю. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что в это время в Твери идет перестройка Спасо-Преображенского собора (1689 – 1696 гг.) и происходит сложение местной традиции почитания духовных покровителей города – князя Михаила Ярославича и святителя Арсения Тверских. Несомненно, большая часть этих икон написана в Твери, где существовали, судя по архивным материалам, иконописные мастерские. Совершенным примером этой иконографии является икона «Святитель Арсений и святой благоверный князь Михаил Ярославич Тверские» с тверским Кремлем и «Преображением» из собрания Тверской областной картинной галереи. Икона находилась в Тверском музее, куда поступила из коллекции московского собирателя П.И. Щукина в 1893г. Святые молятся иконе «Преображение Господне» - одного из двунадесятых праздников, в честь которого был освящен Тверской кафедральный собор, Спас Златоверхий. Святитель Арсений и святой благоверный князь Михаил Ярославич - молитвенники и заступники за всю тверскую землю, её символом предстает на иконе тверской Кремль[2].
Мы нашли 4 подобные иконы, опубликованные в Интернете на сайте Тверской областной картинной галереи. (Приложение 1).
Богато украшенные окладами иконы с изображением Тверского кремля появились во множестве в течении XIX века. Иконы этого периода названы в описании семейными, потому что на них изображалось сразу несколько святых. Мы сделали вывод, что в ХIХ столетии была особо популярна традиция создания семейной иконы со святыми, соименными членам данной семьи. Это доказывают и сохранившиеся на обороте надписи с именами и адресами заказчиков. Святой благоверный князь Тверской Михаил Ярославич часто входит в состав таких семейных охранителей и предстателей-молитвенников, что говорит о популярности самого этого имени. (Приложение 2)
В Интернете мы нашли также фотографию иконы конца XVII века «Святые Михаил и Ксения Тверские». Икона происходит из ризницы Спасо-Преображенского собора Твери, куда вложена в 1702г. архиепископом Сергием(1682-1702), известна в науке с 1860 –х годов. На иконе Михаил и Ксения предстают как первые крупные строители Твери, основатели Спасо-Преображенского собора, который строился с 1285 по 1290. В центре иконы на первом плане - Владимирские ворота города, за ними, левее, кафедральный собор и Благовещенская церковь; в центре, за башней,- колокольня; правее, по всей вероятности, Афанасиевский монастырь; за ним- княжеские палаты и две домовые княжеские церкви- Архангела Михаила и Бориса и Глеба. Весь комплекс зданий, видимо, отчасти соответствует топографии Твери XV века эпохи Бориса Александровича. Сейчас икона находится в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве, куда была передана из частной коллекции в 1984 году[3].(Приложение 3)
В начале XX века получают распространение однофигурные иконы, которые заказывались как часть иконостаса для местных церквей или как миниатюрные образки для паломников. В ТОКГ представлены 4 таких иконы.(Приложение 4)
Кроме того мы узнали, что в собрании ТОКГ находятся две картины, написанные в пышной повествовательной манере по законам академической живописи: «Напутствование князя Михаила Тверского» и «Смерть Михаила Тверского», созданные в 1847 г. художником П.Н. Орловым по заказу купца А.И. Сутугина для интерьера Спасо-Преображенского собора. Исторические композиции иллюстрируют житие князя, составленное игуменом Александром, который отразил весь страстной путь Михаила Ярославича в “Повести о Михаиле Ярославиче Тверском” вскоре после его мученической смерти и возвращении его тела в Тверь. На одной из них коленопреклоненный князь с сыном Константином внимает словам игумена. Шея князя закована в колодку. Справа появляется убийца - бритоголовый татарин с обнаженным кинжалом. Венчает картину летящий ангел с мученическим крестом[3].(Приложение 5).
Ещё больше интересной информации мы узнали, когда искали материал о фресковой живописи. Оказалось, что даже в нашем районе есть три церкви, в росписи которых, если верить автору, присутствует образ Михаила Ярославовича Тверского. Это церкви в деревнях Баскаки, в селах Пятницкое и Любегощи, причём в последней образ тверского князя воссоздан в копии с картины уже упоминавшегося нами автора Пимена Орлова “Прощание Михаила Тверского с сыном Константином и боярами перед смертью” (последняя беседа князя) и “Убиение Михаила Тверского». Мы узнали об этом из статьи Павла Иванова, опубликованной в газете «Тверские ведомости». «...Бывает, что, путешествуя по Тверской области, даже по ее отдаленным забытым уголкам, в каком-нибудь старом заброшенном храме, хранящем еще остатки великолепной стенной живописи, вдруг будто встречает тебя хорошо знакомый человек - на каком-нибудь обломке стенописи видишь узнаваемое лицо с высоким лбом с залысиной, обычно без шапки. По княжеской шубе и иногда сохранившейся надписи он узнается сразу - наш князь, образы которого за сравнительно небольшой срок (несколько десятилетий конца XIX - начала XX века) проникли во все уголки обширной губернии», - пишет автор[1]. Павел Иванов называет множество церквей Тверской области в разных районах, где ещё сохранились старинные фрески, на которых встречается образ Тверского князя. К сожалению, фотографий к данной статье мы не нашли.
Думается, стенописи тверских храмов сохранили гораздо больше образов князя Михаила Тверского, хотя бы потому, что они, в отличие от икон, не сжигались и не выносились из зданий. Увы, наше время безжалостно к этим произведениям искусства, пережившим советские десятилетия. Ныне в храмах, оставшихся без надзора, без крыш, окон и дверей, они быстро исчезают. Хотелось бы не только успеть посмотреть на них теперь, когда мы о них знаем, но и сохранить эту возможность для потомков.
2. ПАМЯТНИКИ СКУЛЬПТУРЫ
В результате исследования мы выяснили, что образов князя, воссозданных в монументальном искусстве, гораздо меньше. Мы нашли всего три скульптурных изображения Тверского князя.
Первое скульптурное изображение Михаила Ярославовича Тверского относится к XIX веку и создано Микешиным для памятника «Тысячелетие России», установленного в Новгороде в 1862 году. Скульптура Тверского князя помещена в нижнем ярусе памятника среди военных людей и героев земли русской. Повергнутый на колени князь стоит с закованными в цепи руками, а за его спиной фигуры Даниила Галицкого, Александра Невского, Дмитрия Донского. В позе князя нет ни покорности, ни послушания, только готовность умереть за свой народ, веру и своё Отечество. (Приложение 6)
В 1996 г. в городском саду в городе Твери был установлен Поклонный крест Михаилу Ярославичу Тверскому. Крест сделан из белого гипса скульптором Евгением Антоновым. В 2001 году была изготовлена копия Поклонного креста из камня в сером цвете, установлена она не на изначальном месте, а вблизи от центральных ворот Городского сада. Памятный крест установили на месте бывшего Спасо-Преображенского Собора, строительство которого было начато в 1285 году, в годы княжения Михаила Ярославича. В центре креста изображён лик Михаила Ярославовича, схожий с иконописными образами князя.(Приложение 6)
23 мая 2008 года был установлен и открыт конный памятник Великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу. Когда работы по созданию монумента только начинались, основной задачей являлось возвращение имени князя Михаила Тверского в культурное пространство, поскольку масштаб его подвига достоин внимания потомков.
Автором скульптурной композиции в Твери выступил Андрей Ковальчук, народный художник России. Памятник князю Михаилу отлит из бронзы и возвышается на постаменте, изготовленном из светло-серого гранита. Князь Михаил Тверской изображен сидящим на коне, с простёртой вперёд рукой. Это одновременно и приветствие, и прощание, и благословение. Князь в полном княжеском облачении и в шапке Мономаха – символе великокняжеской власти. Вокруг постамента – пояс в форме славянского орнамента на православную тематику. Постамент также увенчан бронзовым щитом - символом защиты Тверской земли и всей Руси [4]. (Приложение 6)
3. ОБРАЗ КНЯЗЯ, СОЗДАННЫЙ НА ОСНОВЕ ПАМЯТНИКОВ
Рассматривая иконописные изображения Михаила Ярославовича, мы заметили, что лик князя всегда узнаваем. Несмотря на разницу сюжета, фон обычно золотой или закрыт серебряным окладом, часто с мелким тисненым орнаментом, травчатым или имитирующим древнерусские плетенки на миниатюрах рукописей, иногда этот орнамент по раме иконы расцвечивается голубыми, зелеными, розовыми красками. Согласно описаниям, он символизирует небесный свет. Михаил чаще всего в княжеской одежде, горностаевой мантии, всегда без шапки, в трехчетвертном развороте, обращенный к Святителю Арсению или княгине Анне (которая всегда изображена в монашеской схиме). Правая рука князя чаще всего прижата к груди – жест, символизирующий усиленное моление. Это вполне соответствует каноническому образу князя – образу охранителя и заступника Твери, как на этом, так и на том свете, созданному в тверской иконописной школе.
Во фресковой живописи мы наблюдаем влияние иных традиций. Павел Иванов, в частности, пишет: «Так, от второй половины XIX века (с 1870-х годов) остались образы князя в храмах сел Баскаки (Весьегонский район), Хабоцкое и Мицыно (Краснохолмский район), Карамышево и Поляны (Сандовский район) и многих других. У мастеров этого региона был другой образец, отличный от тверского. Князь изображен с ножом (по католическому обычаю, перенятому в XVII веке в России, изображать мучеников с тем орудием, которым их убили). В начале XX века становится популярным, наконец, изображение князя с мечом (как благоверного правителя и праведного государя) или с крестом (общехристианским символом мученика). Таковы образы князя в росписях храмов сёл Воронья Нога (Бежецкий район), Пятницкое (Весьегонский район) и других»[1]
Гораздо более героический и торжественный образ создан нашим современником. У автора памятника Андрея Ковальчука князь не мученик, не святой и молитвозаступник, а, в первую очередь, правитель.
Образ великого князя является олицетворением величия духа и источает уверенность и спокойствие государственного деятеля и великого человека. Несмотря на разнообразие, все эти образы свидетельствуют об одном – об уважении к подвигу и самопожертвованию, к правителю, заботившемуся прежде всего о своём народе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведённого исследования нам удалось выяснить, что память о Михаиле Ярославовиче Тверском действительно пережила века и сохранялась поколениями, а иногда и вопреки их воле, возможно, для того, чтобы жить вечно. Эта память нужна для того, чтобы мы не забыли о величии подвига служения людям, о несгибаемости русского характера, о верности долгу и вере. Отрадно, что сохранились традиции иконописи, так как в Интернете есть предложения о продаже современных икон с изображением Михаила Тверского, написанных с соблюдением канонов и достоверного образа князя. Труднее сохранить фресковую живопись, так как многие храмы в запустении и разрухе. Но на месте старых соборов и церквей строятся новые и по крайней мере одна из них построена в память о Михаиле Тверском. (Приложение 7)
Кроме того новые поколения предлагают новые способы сохранения памяти патриотов и героев: бывшая Советская площадь теперь носит имя Михаила Тверского, за выдающиеся заслуги перед Тверской областью награждают Почётным знаком Губернатора Тверской области «Крест святого Михаила Тверского». (Приложение 7)
Это значит, что наша гипотеза верна: память о Михаиле Тверском увековечена потомками разных поколений.
Хочется верить, что наше исследование будет способствовать сохранению этой памяти, так как с его результатами уже ознакомлены обучающиеся 9 классов, а найденный интересный материал можно использовать на уроках краеведения и для проведения внеклассных мероприятий. Планируется публикация исследовательской работы на сайте «УРОК.РФ» для участия во всероссийском конкурсе исследовательских работ учащихся.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1.Тверской Дайджест. Тверские ведомости 18 января 2009г. Иванов П. Михаил Тверской в Тверском церковном искусстве. Режим доступа: https://otveri.info/inform/mihail-tverskoy-v-tverskom-tserkovnom-8/
2.Тверская областная картинная галерея. Виртуальная выставка: «Небесный покровитель тверской земли благоверный князь Михаил Ярославич Тверской в произведениях XVII – начала ХХ веков». Режим доступа:
http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
3.Радио ВЕРА//Семейные истории с Туттой Ларсен//февраль4, 2014. Михаил Тверской и Анна Кашинская. Режим доступа: https://radiovera.ru/mihail-tverskoy-i-anna-kashinskaya.html
4. Википедия – свободная энциклопедия. Михаил Ярославович (князь владимирский). Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Ярославич_
5. Википедия – свободная энциклопедия.Награды Тверской области. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Ярославич_
Приложение 1. Иконы с изображением Михаила Тверского и Арсения.
1. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские с Тверским кремлем и «Преображением». Конец XVII в. Дерево, паволока, левкас, темпера, золочение. 30,5х27
Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
3. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские. 1760 г. Дерево, паволока, левкас, темпера. 34,5х29,5
Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
2. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские. Начало XVIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера. 30,7х25,7
Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
4. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские. Крестьянские письма. XIX в. Дерево, левкас, темпера. 30х24 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
Приложение 2. Семейные иконы с изображением Михаила Тверского
5. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские. Крестьянские письма. Кон. XIX – нач. XX вв. Дерево, левкас, темпера, серебрение, прочеканка. 26,5х22,5 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
6. Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские, преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей. XIX в. Дерево, масло. 103,5х80
Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
7. Икона. Избранные святые с благоверным князем Михаилом Тверским. Мастер Е. К. Поташин. Тверь. II половина XIX в. Дерево, левкас, темпера, золочение, прочеканка. 31,4х27,9 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
8. Икона в киоте. «Избранные святые с облачным Деисусом». XIX в. Икона: дерево, левкас, темпера. Киот: дерево, резьба, левкас, золочение по полименту, фанеровка. 52,5х43,5 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
Приложение 3. Иконы с изображением Михаила Тверского и Анны Кашинской и великомученицы Соломонии
9.Икона. Святые Михаил и Ксения Тверские. Конец XVII века. Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
10.Икона. Святые благоверный князь Михаил Тверской и великомученица Соломония. Конец XIX в. Дерево, левкас, масло, золочение, прочеканка. 35,6х31,2 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.htm\\l
Приложение 4. Иконы с изображением Михаила Тверского однофигурные.
11. 12.
11. Икона в окладе. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Мастер СГ. Начало XX в. Дерево, темпера. Серебро, чеканка, гравировка. 7,2х6 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
12. Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, бумага, печать. 11,2х8,7 Скопировано http://gallery.tver. ru/exhibitions/showroom/1 1.html
12 13 14
12.Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, паволока, левкас, масло, золочение, прочеканка. 106х48,5 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
13.Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, паволока, левкас, масло, золочение, прочеканка. 106х48,5 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
13.Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, паволока, левкас, масло, золочение, прочеканка. 106х48,5 Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
Приложение 5. Сюжетные иконы с изображением Михаила Тверского, написанные Пименом Орловым.
15. 16.
15. Орлов П.Н. Напутствование Михаила Тверского. 1847 г. Из Спасо-Преображенского собора в Твери. Холст, масло. 223х133
16. Орлов П.Н. Смерть Михаила Тверского. 1847 г. Из Спасо-Преображенского собора в Твери. Холст, масло. 223,5х134
Скопировано http://gallery.tver.ru/exhibitions/showroom/11.html
Приложение 6. Скульптурные изображения Михаила Тверского
16. 17.
16. Фото. Памятник «Тысячелетие России». Скульптор Микешин. Г. Новгород.
17. Фото. Изображение Михаила Тверского на памятнике «Тысячелетие России».
18. 19.
18. Памятный крест Михаилу Ярославовичу Тверскому. Г. Тверь. Фото Кузнецовой А.М.
19. Памятник князю Михаилу Ярославовичу Тверскому. Скульптор А. Ковальчук. Г. Тверь.
Фото Кузнецовой А.М.
Приложение 7. Храм Михаила Ярославовича Тверского и Почётный крест.
20 21
20. Фото. Храм Михаила Тверского. Построен по проекту архитекторов А.Ю. Барковского и В.В. Курочкина. Г. Тверь, стрелка, образуемая реками Тьмака и Волга. Скопировано https://ru.wikipedia.org/wiki/Михаил_Ярославич_
21. Почётная награда губернатора Тверской области. Памятный крест Михаила Ярославовича Тверского. Скопировано https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1383423