12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ильчук Марина Владимировна119
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»
5

Исследовательская работа «Образ морской волны в творчестве М.Ю. Лермонтова»




Образ морской волны в творчестве М. Ю. Лермонтова
PPTX / 8.3 Мб


Варламов. Белеет парус одинокий
MP3 / 1.92 Мб

/data/files/q1533612789.mp3 (Варламов. Белеет парус одинокий)Образ морской волны в творчестве М.Ю. Лермонтова

(презентация)

Слайд 2: Целью данной исследовательской работы является изучение того, каковы место и роль образов моря и паруса в творчестве М.Ю.Лермонтова, каково их символическое значение.

Задачи:

1) Изучить и проанализировать литературу по исследуемой теме.

2) Проанализировать, какое значение образы-символы моря и паруса имеют в прозе М.Ю.Лермонтова.

3) Рассмотреть, как реализуются эти образы в лирике поэта.

Слайд 3: Творчество М.Ю.Лермонтова никогда не переставало удивлять читателей. В наследии великого поэта и писателя каждый находит что-то близкое сердцу, что-то соответствующее душевному состоянию читателя. Творчество М.Ю.Лермонтова исследовалось многими литературоведами и историками литературы.

Статья "Женщина и море" Е.Отрощенко отражает взаимосвязь в лирике М.Ю.Лермонтова женских образов и образа моря. Следует отметить также, что Е.Отрощенко исследует не только образ моря, но и реки, волн, воды в целом. Можно ли сделать вывод, что образ моря иногда возникает из образов воды и волн? Да, но не всегда. В данном случае следует исходить из контекста или истории создания рассматриваемого произведения, чтобы определить: перед нами образ моря или образ реки, а затем, исходя из контекста, анализировать и все произведение.

В статье Б.А.Нахапетова "Образ морской волны в поэзии М.Ю.Лермонтова" рассматривается не столько образ в целом, сколько морской пейзаж, в том числе и образ моря и паруса.

Слайд 4: В художественном произведении пейзаж может раскрывать характер и внутренний мир героя, может отражать его мировоззрения, пейзаж может быть созвучен с настроением героя или контрастен ему. Иногда в пейзаже раскрывается авторская позиция, его отношение к персонажам. Часто пейзаж создает эмоциональный фон, на котором происходят события. Пейзаж может выступать как часть социальной или национальной действительности, отражать особенности быта народа, национальное своеобразие в изображении природы. Иногда природа изображается как живое существо, способное помнить, мыслить, страдать, сопереживать, взаимодействовать с людьми. Природа является одним из средств развития сюжета. Иногда пейзаж контрастирует с событиями, происходящими в мире людей. Пейзаж может играть обрамляющую роль в композиции.

Природа воспроизводится в словах, звуках, красках, художественных образах.Шум, шипение, шёпот, лепет, плеск, ропот, рёв, с помощью которых волны ведут свой «разговор», живой и полный выраженья.

Слайд 5: В творчестве М.Ю.Лермонтова сочетаются два художественных метода: реализм и романтизм. Юношеские произведения поэта и писателя тяготеют к романтизму.

Романтизм-как литературное направление сформировался в конце XVIII — начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека, мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко чувствующая личность. Мир, в котором находится такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических произведениях являются темы одиночества, бегства от действительности, поиск идеала, внутренней и внешней свободы.

В нашей стране романтизм как литературное направление сложился к 20-м годам XIX века. У его истоков стояли Батюшков, Жуковский, последователи немецкой традиции романтизма. В России это направление развивалось в произведениях Пушкина и Лермонтова, идеалом для которых стал Байрон и его мятежный романтический герой.

В творчестве Лермонтова проявляется общая закономерность развития русской литературы 20—30-х годов: от романтизма к реализму. Однако овладение методом реализма не привело Лермонтова к отказу от романтизма.

Слайд 6: "Морской пейзаж, как и все вообще пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселен. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, несущийся на всех парусах "по синим волнам океана", неверный, дощатый, волной кидаемый и ею же расшибленный челнок "с полусгнившей скамьей", мачта, которая "гнется и скрипит", "парус, серый и косматый, /Ознакомленный с грозой". Еще реже встречаются люди: "трепетный пловец", "красавица-дева", сидящая над морем, царевич, купающий в море коня" [Нахапетов, 1999, 16].

Слайд 7: Образ моря возникает у М.Ю.Лермонтова гораздо чаще, чем образ паруса, и не зависит от него. Впервые, читая лирику поэта, мы сталкиваемся с образом моря в стихотворении "Наполеон" (1829 год)

Где бьет волна о брег высокой,

Где дикий камень положен,

В сырой земле и в яме не глубокой –

Там спит герой, друзья! – Наполеон!..

Вещают так: и камень одинокой,

И дуб возвышенный, и волн прибрежных стон!..

Образ моря создается из образов волн. Море символизирует полную побед и поражений жизнь Наполеона, ему как символ вечного покоя противопоставлен остров.

Слайд 8: В творчестве поэта море тесно связано с женскими образами.

В стихотворении "Баллада", написанном в 1829 году, тоже встречается образ моря. "В этом произведении три равноправных героя: "красавица дева", море и юноша" [Отрощенко, 2003, 28].

Сюжет стихотворения таков: сидящая на берегу моря дева просит влюбленного в нее юношу достать со дна моря сначала ожерелье, а потом "коралл дорогой", юноша гибнет в пучине. Каким рисует море М.Ю.Лермонтов? Это "пенная бездна", "пучина". "Из стихотворения понятно, что для "красавицы-девы" море совсем не является чем-то враждебным, скорее наоборот. "Деву" совсем не пугают те опасности, которые таятся в "пучине" для "милого", в то время как для юноши море явно враждебно. Юноша борется со стихией и в конце концов гибнет" [Отрощенко,2003, 28].

С душой безнадежной младой удалец

Прыгнул, чтоб найти иль коралл, иль конец.

Из бездны перловые брызги летят,

И волны теснятся, и мчатся назад,

И снова приходят и о берег бьют,

Но милого друга они не несут.


 

Море является символом борьбы юноши с судьбой.

В период с 1828 по 1832 годы образ моря постоянно присутствует в лирике поэта. Наиболее часто море символизирует человеческую жизнь и страсть.

Слайд 9: В произведении М.Ю. Лермонтова «Парус» проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между "морем" и "парусом" символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан. "Парус" постоянно противопоставляет "морю" личную волю, контрастную с состоянием стихии.

А каким мы видим "море"? Сначала это лишь туман, в котором ничего не видно, затем буря: "Играют волны – ветер свищет", и следом "Струя светлей лазури…" Изменчивое и в то же время предсказуемое, как сама человеческая жизнь. Море становится символом жизни, судьбы человека в мире других людей.

На стихи Лермонтова была положена музыка, созданная Александром Егоровичем Варламовым – известным русским композитором 19 века. Стихотворение появилось в 1832 году; музыка — в 1848.

Варламов одним из первых композиторов обратился к поэзии Лермонтова, которая была созвучна духовой атмосфере 1830-1840-ых годов и передавала острую неудовлетворенность окружающей жизнью и «вольнолюбивость мечты» русских людей.

Романтический пейзаж в романе «Герой нашего времени», глава «Тамань»

Образ морской стихии предстает и в романе Лермонтова. В главе «Тамань» пейзаж типично-романтический: обрывистый берег, лунная ночь, беспрерывный ропот волн. Пейзаж служит раскрытию характера Янко, которым, несмотря на неприятную ситуацию, восхищается и слепой, и Печорин:

- Видишь, я прав, - сказал опять слепой, ударив в ладоши,- Янко не боится ни моря, ни ветров, ни тумана, ни береговой стражи…

Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив … я с невольным биением сердца глядел на бедную лодку, но она, как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены…

(Янко: «… а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит»)

Средства выразительности

Произведения М. Ю. Лермонтова богаты различными средствами выразительности. Они придают художественную поэтическую яркость речи, обогащают содержание высказываний и помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру. Вот некоторые из них:

Эпитет: перловые брызги, парус одинокий, луч солнца золотой и т.д.

Метафора:в тумане моря, стон прибрежных волн

Олицетворение : «играют волны», «ветер свищет», «он (парус) ищет, кинул, бежит».

Слайд 10: Образ моря в творчестве М. Ю. Лермонтова в разных произведениях имеет разные символы.

Слайд 11:Интересный факт

Согласно исследованиям, в стихотворениях М. Ю. Лермонтова слово «океан» встречается 19 раз, «буря» - 8 раз, «море» - 101, а слово «Волна» - 172 раза.

Слайд 12:Волны в описании Лермонтова также одиноки, хотя они связаны между собой и всецело принадлежат морю. Но они этим не тяготятся, им их неволя и холод дороже «знойных полудня лучей». Трагедия возникает тогда, когда одна из волн почувствует, осознает свою слабость, неодинаковость, непохожесть, когда она поймет, что она выше, лучше, талантливее, способнее других, но при этом она, к несчастью, до конца своих дней связана с морем и ограничена в своих передвижениях береговой чертой. Так и гениальный поэт вынужден жить среди обычных и пошлых людей.

Автор материала: А. Илунина (8 класс)
Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (3)

Петренко Наталья Борисовна, 07.08.18 в 07:04 1Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа. Спасибо! Девочка- умница!
Четверикова Лариса Александровна, 07.08.18 в 14:10 1Ответить Пожаловаться
Работа- супер. Спасибо большое
Горбачёва Марина Юрьевна, 31.07.23 в 10:56 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа! Заходите в гости!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.