12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тяпкин Юрий Борисович21

Информационно-познавательный проект

 

Тема проекта:

Оптическая иллюзия

 

 

Автор проекта: Шемелин Антон Евгеньевич обучающийся 7 класса МКОУ «СОШ №1», г. Миасс

Наставник проекта: Тяпкин Юрий Борисович, учитель физики

 

 

Оглавление:

Введение……………………………………………………………..….…..3

1.Теоретическая часть

1.1 Иллюзия и ее разновидности……………………………………….…4

1.2 Оптическая иллюзия............................................................................4

1.3 Кто придумал первую оптическую иллюзию и как её создавал……5

2. Практическая часть ................................................................................6

Заключение .................................................................................................9

Литература.................................................................................................10

 

 

Введение

Оптические иллюзии встречаются довольно часто. Как в природе: миражи, и естественные очертания ландшафтов в не естественном цвете в разное время суток и при разных погодных условиях, так и искусственно созданные человеком. И я увидел проблему: как это происходит? Почему, например, прямые линии кажутся косыми, а одинаковые отрезки — разными по длине [1]? Поэтому цель моего проекта: выяснить, почему мы воспринимаем изображение не так, как оно есть на самом деле. В этой работе я хочу создать свою иллюзию, чтобы проверить достоверность информации из других источников.

Для выполнения проекта я поставил перед собой несколько задач:

1) Изучить исторический и научный материал об оптических иллюзиях.

2) Сравнить информацию, как оптические иллюзии влияют на наше восприятие, из литературных источников и проведя опрос среди сверстников.

3) Создать свою иллюзию.

4) Обобщить изученный в ходе работы материал и сформулировать вывод.

 

 

Теоретическая часть

1.1 Иллюзия и ее разновидности

Иллю́зия (лат. illusio «заблуждение; обман») — это: обман чувств, нечто кажущееся, то есть искажённое восприятие реально существующего объекта или явления. Существуют физические, оптические иллюзии, звуковые иллюзии, физиологические, слуховые, тактильные, парейдолические, аффективные, вербальные, иллюзии восприятия времени, органические (метаморфопсии), иллюзии осознаваемости (приложение 1) [4].

 

1.2 Оптическая иллюзия

Оптическая иллюзия, также зрительная иллюзия (приложение 2) — ошибка в зрительном восприятии, вызванная неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа (лунная иллюзия, неверная оценка длины отрезков, величины углов или цвета изображённого объекта, иллюзии движения, «иллюзия отсутствия объекта» — баннерная слепота и др.), а также физическими причинами («сплюснутая Луна», «сломанная ложка» в стакане с водой).

Все что мы видим – это всего лишь отражение света от поверхности предметов. Информация, которая поступает от глаз к мозгу, может быть слегка искаженной. Даже если мы считаем, что сфокусировавшись на одной точке, наши глаза не двигаются – это не так. Они все время осуществляют едва заметные движения и передают нашему мозгу множество почти одинаковых, но, все таки, отличающихся друг от друга картинок. Далее наш разум уже формирует логическое изображение, составляя его на основании предыдущего опыта и накопленных знаний.

Например, стоя у пешеходного перехода, мы видим движущийся поток машин и красный свет светофора. Наш мозг воспринимает это, как сигнал «стоять», так как предыдущие наши знания и опыт, показывают, что это правильное и безопасное действие в данной ситуации. Чаще всего, наш разум правильно расшифровывает данные сигналы, но время от времени при совокупности определенных факторов он дает сбой.

Ситуацию со светофором, можно назвать шаблонной. Подобные шаблоны помогают нам быстрее ориентироваться в пространстве, затрачивая минимальное количество времени и сил на обработку поступающей информации. Но в некоторых случаях, при определенном сочетании факторов, предельно простые ситуации могут завести наш разум в тупик [3].

 

1.3 Кто придумал первую оптическую иллюзию и как её создавал

Так как в переводе с латыни слово «иллюзия» означает «ошибка, заблуждение», то это говорит о том, что иллюзии с давних времен интерпретировались как некие сбои в работе зрительной системы. Поэтому трудно сказать, кто придумал первую оптическую иллюзию [2].

Например, картинка, на которой изображена молодая девушка, а другие видели на ней только старуху, впервые была опубликована в юмористическом журнале Puck в 1915 году (приложение 3). В художественных изображениях намеренное искажение перспективы вызывает особые эффекты, лучше всего известные по работам Мориса Эшера (см., например, его литографии: «Вверх и вниз» (1947), «Выпуклое и вогнутое» (1955), «Бельведер» (1958) и т. д.) (приложение 4).

Создание оптических иллюзий часто было темой работ Сальвадора Дали (см., например, его картины «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938), «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и т. д., (приложение 5).

Вывод по теоретической части. В результате исследования литературы по данному вопросу я сделал вывод, что некоторые зрительные образы – это на самом деле иллюзия, которая воспринимается нами в силу наших особенностей восприятия. В практической части я хочу сравнить эту информацию, проведя опрос среди сверстников. И попробовать создать свою иллюзию.

Практическая часть

Для выполнения практической части я выбрал оптическую иллюзию, составил несколько вопросов по ней и провел опрос. Вот какой результат я получил:

1. Что вы видите на этой картинке?

Класс

Популярный ответ

Бегающие черные точки.

Чёрные точки на белых точках.

Бегающие точки и чёрные квадраты.

 

2.Вам это кажется или это на самом деле так?

Класс

Кажется

На самом деле

Не знаю

8

2

0

11

2

0

5

12

1

 

3.Как вы думаете почему это происходит?

Класс

Популярный ответ

Потому что это иллюзия.

Не знаю.

Так как глаза воспринимают сразу несколько цветов.

Не знаю.

Потому что наши глаза не могут увидеть все белые точки.

 

В результате опроса я сделал вывод:

1. почти все ребята знают, что такое оптическая иллюзия,

2. но мало кто знает, как воспринимает их человек.

Я попытался создать свою иллюзию, за пример я взял иллюзию изменения длины. С нескольких попыток я получил вот такое изображение.

В этом же опросе я предложил ребятам ее и задал вопрос: как вы считаете, какая из этих 2-х линий больше?

Класс

Первая

Вторая

Они одинаковые

9

6

5

1

3

7

5

2

8

 

В результате большинство ответило, что линии обе одинаковые. Я думаю, что это те, кто понял, что это иллюзия. На втором месте по числу те, кто ответили первая линия. Думаю, это те, кто не правильно понял вопрос. Потому что вопрос был не корректно составлен. Нужно было употребить слово длиннее. На третьем месте, ответ соответствующий особенностям восприятия иллюзии. Следовательно, можно сделать вывод: оптическую иллюзию создать возможно самому, только нужны более точные и ровные линии. Для этого необходимо понимать перспективу, пространственную геометрию и особенности восприятия человеком изображения.

 

 

Заключение

В результате исследования литературы по данному вопросу я сделал выяснил, что некоторые зрительные образы – это на самом деле иллюзия, которая воспринимается нами в силу наших особенностей восприятия. В результате выполнения практической части я сделал вывод: почти все ребята знают, что такое оптическая иллюзия, но мало кто знает, как воспринимает их человек. На своем опыте при создании иллюзии я еще раз в этом убедился. Выполнив проект, могу сказать, что цель выяснить, почему мы воспринимаем эти изображения не так, как они есть на самом деле, достигнута, задачи выполнены. Меня очень заинтересовала эта тема, потому что оптические иллюзии привлекают внимание, включают воображение. Сама иллюзия эта как фокус, её можно разгадать, а можно так никогда и не узнать её секрет. В дальнейшем я бы хотел продолжить изучать и создавать свои иллюзии!

 

 

Литература

1. https://lifehacker.ru/optical-illusions/

2. https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/HYPERLINK "https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-illyuzij-kotorye-vzorvut-vash-mozg-522155/"10HYPERLINK "https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-illyuzij-kotorye-vzorvut-vash-mozg-522155/"-illyuzij-kotorye-vzorvut-vash-mozg-HYPERLINK "https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-illyuzij-kotorye-vzorvut-vash-mozg-522155/"522155HYPERLINK "https://www.adme.ru/tvorchestvo-hudozhniki/10-illyuzij-kotorye-vzorvut-vash-mozg-522155/"/

3. http://nutrinews.ru/opticheskie-illyuzii-kak-im-udaetsya-obmanut-nash-mozg/

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия"Иллюзия

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/Иллюзия"Иллюзия

 

 

Приложения

Приложение 1

Физические — связаны с действующими в мире объективными законами физики (например, оптическая иллюзия: чайная ложка, погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная).

Оптические иллюзии — ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов не осознаваемой коррекции зрительного образа (например, если рассматривать какой-либо объект через  псевдоскоп, то, вследствие создаваемой прибором отрицательной  диспоратности, человек получает возможность наблюдать эффекты обратной перспективы)

Звуковые иллюзии, например, тон Шепарда.

Физиологические — связаны с особенностями периферических или центральных звеньев анализаторов (органов чувств) человека (например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару предметов одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем предмет, находящийся в другой руке) (см. Установка (психология)).

Слуховые — искажённое восприятие характеристик звука: силы, ритма, расстояния до источника звука.

Тактильные — иллюзии восприятия тактильных ощущений. Обонятельные, вкусовые — проявляются в виде изменения качества ощущений, например, сладкое ощущается кислым.

Парейдолические (зрительные иллюзии, функциональные иллюзии) — особый вид иллюзий, при которых из сложных узоров (на ковре, зимнем стекле) возникают и постепенно развиваются сложные фантастические картины.

Аффективные (психические иллюзии, эмоциональные иллюзии) — возникают под влиянием выраженных колебаний настроения или в связи с остроформирующимся аффектом страха, тревоги.

Вербальные — возникают в результате искажённого восприятия реальных разговоров окружающих людей.

Иллюзии восприятия времени — искажённое восприятие хода времени, например, kappa effect[HYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/kappa_effect"enHYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/kappa_effect"], chronostasis[HYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/chronostasis"enHYPERLINK "https://en.wikipedia.org/wiki/chronostasis"].

Органические (метаморфопсии) — искаженное зрительное восприятие формы, величины, цвета, пространственного расположения, состояния покоя или движения реально существующего предмета; различают аутометаморфопсии (ощущения изменения величины, формы частей собственного тела) и экзометаморфопсии (нарушения восприятия окружающих предметов); данный вид расстройств восприятия может наблюдаться не только у психически больных, но и у психически здоровых людей с патологией органа зрения.

Иллюзии осознаваемости (воплощенной осознаваемости) — ощущение, что рядом якобы кто-то находится; этот вид иллюзий выделен К. Ясперсом; по мнению автора, данный вид иллюзий является признаком формирования галлюцинаций и бреда [4].

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

 

Приложение 4

«Выпуклое и вогнутое» (1955)

 

«Бельведер» (1958)

Приложение 5

«Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» (1938)

 

«Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937)

Автор материала: А. Шемелин (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.