Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романа "Любовные похождения Трефового валета".

3
0
Материал опубликован 16 October 2020 в группе

Автор публикации: В. Чиркова, ученица 10Г класса


Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Лингвистическая Гимназия № 3»


Номинация: Французский язык. Литература (писатели и поэты франкоязычных стран).











Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль на материале романа «Любовные похождения Трефового валета».






Выполнила:

Ученица 10 «г» класса МАОУ «ЛГ №3» Чиркова Виктория

Научный руководитель:

Учитель французского языка

Бобкова Н.Г.







Улан- Удэ

2020 г.

Оглавление


Введение

Глава 1. Массовая литература.

1.1. Пьер Алексис Понсон дю Террайль как основатель массовой литературы во Франции.

Глава 2. Романы - фельетоны, как явление массовой литературы.

2.1. Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль.

Заключение

Приложение

Список использованной литературы

Глоссарий

Введение


Из всего разнообразия определения массовой литературы мы взяли определение литературоведа Н. Г. Мельникова. "Массовая литература" – это не только ценностный "низ" литературной иерархии, не только социокультурное явление – отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

Актуальность заключается в том, что мы хотим привлечь внимание к творчеству французского писателя фактически основателя «массовой литературы» Понсон дю Террайля, писавшего в жанре романа – фельетона или романа - сериала популярного жанра массовой литературы и в наши дни. В чем секрет его успеха? Классик массовой литературы сумел полнее и эффективнее использовать богатые возможности романа – фельетона.

Цель исследования – рассмотреть индивидуальную авторскую технику письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль классика массовой литературы.

Объект исследования – творчество Пьер Алексис Понсон дю Террайль.

Предмет исследования – роман Пьер Алексис Понсон дю Террайль "Похождения Трефового валета".

В связи с поставленной целью в данной работе решаются следующие задачи:

1) определить понятие «массовая литература»;

2) рассмотреть романы – фельетоны как жанр массовой литературы.

3) исследовать индивидуальные стратегии письма писателя.

Цель и задачи исследования диктуют использование следующих методов:

Сравнительно-сопоставительный анализ, метод интерпретации и статистического подсчета.

Практический характер работы – она может применяться на уроках французского языка, литературы, элективных курсах.

Глава 1. Массовая литература.

1.1. Пьер Алексис Понсон дю Террайль как основатель массовой литературы во Франции.

Виконт Пьер Алексис Понсон дю Террайль (1829 – 1871) – самый знаменитый французский писатель второй половины XIX в. Его романы издавались в 50-60 годы большими тиражами по 200-300 тысяч экземпляров, многократно переиздавались, переводились на многие языки.

Самый плодовитый романист своего времени. В течение двадцати лет он регулярно публиковал сразу в нескольких французских газетах романы - фельетоны – остросюжетные повествования, которые обрывались на самом интересном месте и заканчивались словами: «продолжение в следующем номере». Исследователи (Ю. Уваров) утверждают, что за два десятилетия им было создано 200 тысяч книжных страниц, по 10 тысяч страниц в год. В целом было опубликовано свыше 30 томов его собраний сочинений. Известно, что написал все это он один без помощников.

Он был монархистом по убеждениям, отрицательно относясь к республиканской действительности, начал писать и направлять в газеты авантюрно - приключенческие романы на исторические и современные темы. Поначалу его сочинения не имели успеха, но с середины 50-х годов стали пользоваться популярностью. Он покидает военную службу, т.к. писательская работа становится увлекательной и прибыльной.

По мнению исследователей его творчества Понсон дю Террайль ощущал себя не столько профессиональным писателем, сколько аристократом, принадлежащим к «высшему свету», и избегал общения со своими коллегами писателями.

Его имя становилось с каждым днем все более известным, особенно после того как он начал публиковать серию «Приключения Рокамболя», которая имела такой успех, что он должен был по требованию публики и издателей писать ее, не прерываясь, до самой смерти, параллельно с другими сериями. Заметим, к моменту написания этой книги (1866 г.) популярность Понсон дю Террайля достигла своего апогея, а его романы приобрели более широкий круг читателей, т.к. в 1863 г. была создана газета «Ле Пти Журналь» стоимостью всего в 1 су, доступная для каждого. Он считался самым высокооплачиваемым писателем эпохи II Империи.

Все его романы представляли собой наглядный образец умелой коммерциализации литературы. Он совершенно сознательно перевел литературную деятельность в иной, нелитературный регистр. Он был первым, кто поставил дело создания романов исключительно на коммерческую основу, и стал фактически основателем того, что сегодня называют «массовая литература».

Глава 2. Романы - фельетоны, как явление массовой литературы.

2.1. Особенности авторской техники письма Пьера Алексис Понсон дю Террайль.

Отметим, что романы П. Понсон дю Террайля пользовались такой огромной массовой популярностью, что их читали взахлеб, вырывая друг у друга из рук. В чем секрет его успеха? Исследователи говорят о том, что автор «Приключений Рокамболя» сумел полнее и эффективнее других использовать богатые возможности «романа – фельетона». «Он выжал максимум из этого вида издания, для успеха которого нужно было писать так, чтобы человек, прочитавший сегодняшнюю газету, сгорая от нетерпения, с трудом дожил бы до утра, чтобы узнать, наконец, продолжение.

Индивидуальные стратегии писателя базируются на использовании элементов массовой литературы:

1. Повторяющийся персонаж.

Известно, что Рокамболь в начале романного цикла – второстепенный персонаж, жуликоватый и плутоватый мальчик-слуга. От романа к роману он преобразуется в неуловимого и лихого главаря воровской шайки «Червонных валетов», на каторге душевно перерождается, становится главным героем повествования, попадает в невероятные и даже фантастические ситуации, появляется в разных масках и обличиях, то в роли аристократа, светского льва, то знатного иностранца. Поэтому неудивительно, что этого героя полюбили читатели. Как отмечает исследователь Уваров Ю «Огромные массы простых людей с нетерпением ждали следующего номера газеты чтобы узнать, что же произойдет с этим необыкновенным персонажем, который так ловко обманывает и «потрошит» богачей, оказывается умнее «сильных мира сего». В последних романах Рокамболь вообще перерождается в «положительного героя», начинает вести борьбу с преступниками, фактически, выполняя функции полицейского. Неуловимый, вездесущий, одаренный необычайной ловкостью и находчивостью, Рокамболь обладает благородством в духе героев Дюма-отца.

Популярность Рокамболя с 1859 г. отразилась появлением во французском языке словом rocambolesque –«невероятно-удивительный» или «в стиле Рокамболя».

Понсон дю Террайль внешне сохраняет внешнее обличие романтического персонажа, но это «удешевленный», выхолощенный романтизм, без его пафоса и высоких устремлений (Ю. Уваров).

Заметим: Огромная популярность этого образа принесла автору и славу, и деньги, что в немалой степени способствовало успеху и других его романов-фельетонов.

2. Увлекательный сюжет.

Чтобы побудить читателя, во что бы то ни стало купить следующий номер газеты, роман должен быть остросюжетным, захватывающим, увлекательным. Интересный сюжет, динамичность событий, острая конфликтность ситуаций романов Понсон дю Террайля, которые прерывались тогда, когда возникало что-то неожиданное или резко обострялось напряжение, завоевали симпатии массового читателя. Все было изложено предельно ясно, доступно каждому читателю. Композиционно его романы состоят из множества эпизодов каждый рассчитан на один номер газеты) с крайне заостренным сюжетным действием. Все «романы – фельетоны» о Генрихе IV строятся как сменяющие друг друга эпизоды столкновений борющихся сторон Генриха IV и других гасконских дворян, а также жена Генриха IV Маргарита. В разной комбинации действуют те или иные герои, которые оказываются в разнообразных острых, напряженных, порой страшных ситуациях. Симпатии автора на стороне Генриха IV, поэтому он или люди из его группы постоянно одерживают победу, несмотря на непреодолимые трудности. Одним словом, автор стремится создавать сюжетные сцены как можно более острые и увлекающие читателя. В целом повествование развертывается как сумма отдельных, законченных эпизодов с туго заведенной пружиной действия. Роман производит впечатление некоторой фрагментарности, он вроде бы без начала и без конца. Он мог бы начаться и кончиться в любом месте, поскольку главное в нем –не связанное и последовательное изложение событий, и не рассказ о судьбах людей, а набор острых сюжетных сцен для наполнения сменяющих друг друга эпизодов.

3. Четкая идейная линия.

Нельзя сказать, что в романе Понсон дю Террайля все сводится к умелому изображению динамичного действия. У него есть четкая «идейная» линия – это прославление любви к монархии и верности королю. Так, преданы до самопожертвования Генриху IV все его «валеты». Если для Д`Артаньяна и мушкетеров главной ценностью была честь, в понятие которой входила и верность королю, то для беарнских дворян, главных героев романа, превыше всего – бездумное повиновение королю и служение монархии. Автор несколько раз поддерживает по ходу романа мысль о необходимости верно служить монархическим идеалам.

4. Курьезные и нелепые моменты.

Будучи человеком дисциплинированным, он вставал между четырьмя и пятью часами утра и работал напряженно, без отдыха до десяти часов. Работать писателю приходилось быстро, не было времени отшлифовывать стиль и задумываться над способами выражения мысли. Не перечитывая текста и ничего не правя, он посылал написанное в газету. В статьях и книгах об этом периоде творчества писателя исследователи приводят множество курьезных и даже нелепых фраз, которые в спешке создавал Понсон дю Террайль.

Например:

В его романах появляются персонажи, уже убитые в предшествующих частях серии.

Называется разный возраст одних и тех же героев книг. Так, Рокамболю вначале романа 13 лет, а через несколько глав, хотя действие происходит в том же году, ему 16 лет.

Чтобы избежать таких потешающих всю Францию ляпсусов, писатель стал заказывать восковые фигурки действующих лиц, и по мере их исчезновения он убирал их со стола. На каждой фигурке были написаны цифры, указывающие возраст персонажа.

5. Трансформация жанра.

Известно, что в 30-40-ые годы «роман-фельетон» завоевал огромные читательские массы, позволил литературе пробиться в такие пласты населения, куда она прежде не попадала. Писатели, принадлежавшие к романтическому направлению, стали ориентироваться на широкого демократического читателя, и их произведения обретали все более ярко выраженный социально-обличительный пафос. В последние годы царствования Луи – Филиппа началась «перестройка» общества старого, феодального типа на новый капиталистический лад. Дело шло к народному взрыву. В этой острой общественной обстановке «романы-фельетоны» стали восприниматься как «народные романы», написанные для народа и защищающие его интересы.

Но после прихода к власти Наполеона III и установления Второй Империи восторжествовала реакция, была введена строгая цензура, романтизм перестал господствовать в литературе. В этой изменившейся обстановке произошли качественные перемены и в «романе-фельетоне». Внешне он сохранил прежние контуры и построение действия, чисто романтическое противостояние добра и зла «благородного героя» и «черного злодея». Однако ушло былое идейно-возвышенное или социально-разоблачительное содержание. Образовавшаяся пустота заполнилась увлекательностью и остротой действия, лишенного былой идейно-нравственной основы. Эту трансформацию жанра произвел Понсон дю Террайль.

6. Авантюрно-приключенческий роман на историческом материале.

Романтический исторический роман того типа, который лучше всех получался у А. Дюма, Понсон дю Террайль преобразует в авантюрно-приключенческий роман на историческом материале. Проследим это на примере романа «Любовные похождения Трефового валета». Время действия романа – XVI век, период молодости короля Наваррского, будущего короля Франции – Генриха IV, когда шла острая борьба гугенотов и католиков, бушевали религиозные войны. Эта эпоха полная ярких и красочных событий, привлекала и привлекает писателей. Понсон дю Террайль увидел в этом историческом периоде материал для своих «романов-фельетонов» и создал серию под названием «Молодость, которая в течение нескольких лет печаталась в одной из парижских газет.

Понсон дю Террайля не интересовали ни доктрины католиков или гугенотов, ни человеческие характеры представителей борющихся сил, ни проблема судьбы личности в бурную, жестокую эпоху, ни, наконец, образ Генриха IV. Его привлекали только динамичность событий, острая конфликтность ситуаций. Он берет за основу четкое противоборство двух лагерей того времени. В одном находится Генрих IV и персонажи романа – Ноэ, Гектор и другие гасконские дворяне, лично преданные ему, и даже гвардейский капитан Пибрак, служащий королю Карлу IX. Жена Генриха Маргарита, ее служанка Нанси. В другой, враждебной группировке – королева Екатерина Медичи, ее сын король Франции Карл IX, ее приближенный – «черный злодей» флорентинец Рене, один из герцогов Гизов и его сторонники и слуги.

Заключение

Исследование романа П.А. Понсон дю Террайль «Любовные похождения Трефового валета» позволило подвести следующие итоги:

Понсон дю Террайль сумел полнее и эффективнее других использовать богатые возможности «романа – фельетона». Индивидуальные стратегии писателя базируются на использовании элементов массовой литературы:

1. Повторяющийся персонаж.

Рокамболь в начале романного цикла – второстепенный персонаж, жуликоватый и плутоватый мальчик-слуга. От романа к роману он преобразуется в неуловимого и лихого главаря воровской шайки «Червонных валетов», на каторге душевно перерождается, становится главным героем повествования, попадает в невероятные и даже фантастические ситуации, появляется в разных масках и обличиях, то в роли аристократа, светского льва, то знатного иностранца. В последних романах Рокамболь вообще перерождается в «положительного героя», начинает вести борьбу с преступниками, фактически, выполняя функции полицейского. Неуловимый, вездесущий, одаренный необычайной ловкостью и находчивостью, Рокамболь обладает благородством в духе героев Дюма-отца.

2. Увлекательный сюжет.

Интересный сюжет, динамичность событий, острая конфликтность ситуаций романов Понсон дю Террайля, которые прерывались тогда, когда возникало что-то неожиданное или резко обострялось напряжение, завоевали симпатии массового читателя. Композиционно его романы состоят из множества эпизодов каждый рассчитан на один номер газеты) с крайне заостренным сюжетным действием. Автор стремится создавать сюжетные сцены как можно более острые и увлекающие читателя. В целом повествование развертывается как сумма отдельных, законченных эпизодов с туго заведенной пружиной действия. Роман производит впечатление некоторой фрагментарности, он вроде бы без начала и без конца. Он мог бы начаться и кончиться в любом месте, поскольку главное в нем – не связанное и последовательное изложение событий, и не рассказ о судьбах людей, а набор острых сюжетных сцен для наполнения сменяющих друг друга эпизодов.

3. Четкая идейная линия.

В романе Понсон дю Террайля есть четкая «идейная» линия – это прославление любви к монархии и верности королю. Так, преданы до самопожертвования Генриху IV все его «валеты». Если для Д`Артаньяна и мушкетеров главной ценностью была честь, в понятие которой входила и верность королю, то для беарнских дворян, главных героев романа, превыше всего – бездумное повиновение королю и служение монархии. Автор несколько раз поддерживает по ходу романа мысль о необходимости верно служить монархическим идеалам.

4. Курьезные и нелепые моменты.

Работать писателю приходилось быстро, не было времени отшлифовывать стиль и задумываться над способами выражения мысли. В статьях и книгах об этом периоде творчества писателя исследователи приводят множество курьезных и даже нелепых фраз, которые в спешке создавал Понсон дю Террайль.

Например:

В его романах появляются персонажи, уже убитые в предшествующих частях серии.

Называется разный возраст одних и тех же героев книг. Так, Рокамболю вначале романа 13 лет, а через несколько глав, хотя действие происходит в том же году, ему 16 лет.

Чтобы избежать таких потешающих всю Францию ляпсусов, писатель стал заказывать восковые фигурки действующих лиц, и по мере их исчезновения он убирал их со стола. На каждой фигурке были написаны цифры, указывающие возраст персонажа.

5. Трансформация жанра.

После прихода к власти Наполеона III и установления Второй Империи восторжествовала реакция, была введена строгая цензура, романтизм перестал господствовать в литературе. В этой изменившейся обстановке произошли качественные перемены и в «романе-фельетоне». Внешне он сохранил прежние контуры и построение действия, чисто романтическое противостояние добра и зла «благородного героя» и «черного злодея». Однако ушло былое идейно-возвышенное или социально-разоблачительное содержание. Образовавшаяся пустота заполнилась увлекательностью и остротой действия, лишенного былой идейно-нравственной основы. Эту трансформацию жанра произвел Понсон дю Террайль.

6. Авантюрно-приключенческий роман на историческом материале.

Романтический исторический роман того типа, который лучше всех получался у А. Дюма, Понсон дю Террайль преобразует в авантюрно-приключенческий роман на историческом материале. Понсон дю Террайля не интересовали ни доктрины католиков или гугенотов, ни человеческие характеры представителей борющихся сил, ни проблема судьбы личности в бурную, жестокую эпоху, ни, наконец, образ Генриха IV. Его привлекали только динамичность событий, острая конфликтность ситуаций.

Список использованной литературы

1. Обухова, О. От перевода к оригиналу (к вопросу о массовой литературе) [Электронный ресурс] URL: http://www.utoronto.ca/tsq/10/obukhova10.shtml (25.07.2018).

2. Решетников, К.Ю. Я могу варить из исторических сухофактов любой компот

[Электронный ресурс] URL: http://www.peoples.ru/art/literature/prose/detectiv/akunin/

interview3.html (16.10.2018).

3. Рудановская, Д. О модном в литературе [Электронный ресурс] URL: Интернет – журн. молодых писателей России (18.08. 2018).

4. Сидорова, М.Ю. Квалифицированный читатель и массовая литература [Электронный ресурс] URL: www.philol.msu.ru/`sidorova/files/reader.doc (14.04.2009).

5. Тартаковская, И.Н. Феномен бестселлеров и массовая культура. Обзор исследований по социологии чтения [Электронный ресурс] URL: knowledge.isras.ru / sj / sj (26.06.2018).

6. Трескунов, М. Александр Дюма [Текст] / М.Трескунов // Эмма Лиона. А. Дюма. – Л., 1991. – С. 385-394. Текст] / Н.Н. Суворов. – СПб. 2004. – 235с.

7. Уваров, Ю Король романа-фельетона [Текст] / Уваров Ю // Любовные похождения Трефового валета. П.А. Понсон дю Террайль. – М.: Советский писатель. - 304 с.


Словари

1. Le Petit Robert. Les Dictionnaires Robert – Canada S.C.C. Montreal, Canada, 1992.


Художественная литература

1. P.A. Ponson du Terrail. Les Exploits de Rocambole ou les drames de Paris.- Paris, 1991.

2. П.А. Понсон дю Террайль Любовные похождения Трефового валета [Текст] / Понсон дю Террайль П.А. – М.: Советский писатель. - 304 с.

Глоссарий ​​​​​​​

1. «Валет» – в XVI в. офицер королевской свиты. Карточный термин «валет» появится только в XVII в.

2. Массовая литература – это не только ценностный "низ" литературной иерархии, не только социокультурное явление – отлаженная индустрия, специализирующаяся на серийном выпуске стандартизированной литературной продукции развлекательной, а иногда пропагандистской направленности, это еще и собственно литературное явление, сопряженное со специфической поэтикой: номенклатура популярных жанрово-тематических канонов, имеющих в своей основе трафаретные сюжетные схемы, обладающих общностью тематики, устоявшимся набором действующих лиц и стилевых клише.

3. Пьер Алекси́с Понсо́н дю Терра́й, также Понсон дю Террайль (фр. Pierre Alexis, vicomte Ponson du Terrail, 8 июля 1829МонморВерхние Альпы — 10 января 1871Бордо) — популярный и очень плодовитый французский писатель-романист, преимущественно на уголовные сюжеты; мастер жанра роман-фельетон (роман в выпусках, роман с продолжением); создатель персонажа разбойника Рокамболя, популярность которого с 1859 года отразилась появлением во французском языке словом rocambolesque — «невероятно-удивительный» или «в стиле Рокамболя».

4. Рома́н-фельето́н — жанровая разновидность крупной литературной формы: художественное произведение, издаваемое в периодическом печатном издании в течение определённого периода времени в нескольких номерах.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.