12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана35

Особенности жизненных перспектив старшеклассников

Социальная ситуация в российском обществе, характеризующаяся глобальными переменами во всех его сферах, способствовала возникновению совершенно новых социально-психологических проблем в различных областях жизни. Особое значение имеет влияние происходящих в социуме изменений на молодое поколение. Появляются качественно новые элементы в процессе жизненного самоопределения молодежи, переосмысливается социальная значимость тех или иных жизненных целей и ценностей.

Важнейшим звеном самоопределения в юношеском возрасте является планирование жизненной перспективы. Как известно, без четко сформированных жизненных планов, перспектива личности утрачивает свою основную функцию - целенаправленную саморегуляцию поведения на основе предвидения отдаленных событий будущего.

В современной ситуации резкого изменения социальной действительности, реализация жизненных планов юношей и девушек сталкивается с реальными противоречиями между необходимостью и возможностью долговременного планирования ими своей жизни.

Исходя из этого, мы решили провести исследование, целью которого является изучение психологических особенностей жизненных перспектив старшеклассников.

Прежде чем говорить о самом исследовании, нужно разобраться в том, что же такое жизненные перспективы личности. Жизненная перспектива – это целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, от которых, по мнению индивида, зависит его социальная ценность и смысл жизни. Проще говоря, это планы человека на его будущее.

Психологи по-разному дают определение жизненным перспективам. Здесь мы не будем вдаваться с теоретические подробности, но стоит отметить, что в целом жизненные перспективы личности, их четкое осознание, их дальность, надежность и т.д. определяются профессиональным, семейным и возрастным самоопределением в жизни, которое зависит от личности, от ее социально-психологической и социальной зрелости и активности.

После того, как мы немного разобрались в том, что такое жизненные перспективы, можно перейти к разбору самого исследования.

Для проведения исследования нами был разработан специальный план, который включал в себя четыре методики. В этот список вошли диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности, автором которой является С. С. Бубнова, шкала безнадежности Бека, линия жизни и анкета "Жизненные перспективы личности". В исследовании участвовало 20 испытуемых, все они являются учащимися десятого или одиннадцатого классов, возраст испытуемых составляет от шестнадцати до восемнадцати лет.

Сначала нами была проведена диагностика структуры ценностных ориентаций личности. Результаты получились неоднозначные. Для большинства испытуемых(18,6%) приятное времяпрепровождение и отдых оказались самой главной жизненной ценностью, на втором месте(16,3%) оказались признание и уважение людей и влияние на окружающих. Третьей по популярности(14%) оказалась социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. Четвертое место(11,6) одновременно разделили высокое материальное благосостояние помощь и милосердие к другим людям. Самыми менее значимыми(2,3%) ценностями оказались любовь, высокий социальный статус и управление людьми и здоровье. Это позволяет нам объяснить тенденцию того, что семья у молодого поколения теперь не стоит на первом месте, вместо нее на первый план выступают высокое благосостояние, признание других людей, социальная активность и приятное времяпрепровождение.

Далее для того чтобы упростить процесс анализа, нами среди испытуемых был проведен тест на безнадежность, который называется шкалой безнадежности Бека. Результаты нас не разочаровали, потому что у 9% наблюдается тяжелая степень безнадежности. Напомним, что в опросе принимало участие 20 старшеклассников, поэтому эти 9% составляют 2 человека. В данном случае имеющаяся у большинства легкая степень безнадежности ни на что не влияет, т. к. испытуемые выбирали отрицательные ответы только в вопросах о видении своего будущего, а многим достаточно трудно представит себя в будущем говорить о какой-то определенности. С достаточно большим отрывом на третьем месте находятся испытуемые, у которых наблюдается умеренная степень безнадежности. Такие люди подвержены сомнениям по поводу своего будущего, они не всегда верят в себя и свои силы, чаще всего у них занижена самооценка. К счастью, самой малочисленной группой стали испытуемые, имеющие тяжелую степень безнадежности. Старшеклассники, оказавшиеся в этой группе, не видят никакой ясности в своем будущем, не уверены в себе, не проявляют большого энтузиазма к чему-либо, обладают низкой самооценкой. По итогу можно отметить, что большая часть опрошенных не безнадежна, только небольшое количество из этих людей не видит своего будущего в хорошем ключе.

Далее нами было проведено задание под названием "Линия жизни". Это было самое важное и емкое в плане извлекаемой информации задание. Испытуемым было предложено нарисовать стрелку, которая и я является их линией жизни, далее отметить на этой стрелке себя в настоящий момент. Затем написать то, как они видят себя через 2 года, 5, 7, 10, 20 и 25 лет, также отметив эти периоды на стрелке. Важно отметить, что трое из испытуемых не смогли выполнить это задание, по причине того, что им сложно представить себя в будущем. Подробно изучив результаты проводимого задания, мы можем сделать выводы. Можно четко увидеть то, что в приоритете у старшеклассников находится высокое материальное благосостояние, ведь про работу многие упоминают уже при поступлении в ВУЗ. Но стоит также отметить, что о семье задумываются многие, но видят себя в качестве супруга или родителя значительно позже, только через 10-20 лет. Это еще раз доказывает то утверждение, что молодежь все же ставит на первое место карьеру нежели семью. Очень часто испытуемыми упоминаются путешествия, что оправдывает высокий процентный показатель количества испытуемых, у которых само выраженной жизненной ценностью является приятное времяпрепровождение и отдых.

Последним проведенным заданием, которое прошли испытуемые, стало заполнение анкеты "Жизненные перспективы личности". По результат опроса мы можем сделать повторный вывод о том, что молодое поколение в приоритет ставит высокое материальное благосостояние нежели собственную семью. В ближайшее время для старшеклассников важно успешно сдать выпускные экзамены и поступить в желаемое учебное заведение. А указание на лень, как на тот фактор, что может помешать в достижении поставленных целей, еще раз оправдывает то, что для большинства ведущей жизненной ценностью оказались приятное времяпрепровождение и отдых.

По итогам всех пройденных испытуемыми заданий и тщательного анализа полученных результатов мы можем прийти к главному выводу и, соответственно, выявить главную особенность жизненных перспектив старшеклассников. Учитывая результаты всех четырех проведенных заданий, можно сказать, что у нынешней молодежи все же в приоритете находятся признание других людей и высокое материальное положение, нежели создание собственной семьи. Очень важно отметить, что многие опрошенные планируют заниматься активной социальной деятельностью в виде благотворительности или разного рода активизма.

Также нами был составлены рекомендации для старшеклассников, которые можно просмотреть ниже.

Рекомендации:

1. Посетить курсы, посвященные планированию профессиональных и жизненных перспектив, где школьников должны научить как это лучше (грамотнее) сделать, как ориентироваться в различных ситуациях жизненного и профессионального выбора, курсы могут проходить как в онлайн, так и в оффлайн режимах.

2. Записаться на индивидуальную консультацию к психологу, требующую особого отношения и внимания к посетителю.

3. Принимать участие в профессиональных и профессионально-социальных пробах.

4. Провести беседу с родителями , которые должны дать по возможности объективное представление о своей или знакомой профессии, не культивируя у ребенка предвзятое отношение к данной профессиональной деятельности.

5. Самостоятельно определить свои интересы и оценить свои возможности, обратить внимание на успеваемость по отдельным школьным предметам, дополнительно посещаемым занятиям и секциям

6. При помощи специально разработанных методик определить свои жизненные ценности, степень безнадежности, проделать задания, напрямую помогающие определить жизненные перспективы, за основу можно взять методики, представленные в данной работе.












Автор материала: К. Ниязова (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.