Помогаю строить жизненные перспективы (из опыта работы)
Помогаю строить жизненные перспективы
(из опыта работы)
На сегодняшний день актуальность профориентационной работы в школе четко прописывается в Государственном стандарте среднего общего образования: «Выпускник современной школы – это человек, который ориентируется в мире профессий и понимает значение профессиональной деятельности для человека и общества. Он осознанно подходит к выбору дальнейшей траектории образования». Во всех семьях перед детьми и их родителями поздно или рано встаёт вопрос выбора профессии. Эта проблема сложно решается, ведь активная позиция в этом плане у большинства ребят еще не сформирована, поэтому ежедневный пример родителей, родственников, а порой целых династий играет огромную роль в процессе формирования их профессионального самоопределения.
Современное понимание профориентационной работы классного руководителя 6 класса, заключается в формировании универсальных качеств учащихся, которые в дальнейшем, позволят из множества профессий осуществить осознанный выбор. Мной как классным руководителем, регулярно проводятся различные мероприятия в рамках профессионального самоопределения. Это встречи с интересными людьми различных профессий, классные часы, фестивали рабочих профессий, квесты, мастер - классы, экскурсии, диспуты и др.
Одной из эффективных форм профессионального самоопределения с учащимися 6 класса считаю экскурсии. В начале провожу экскурсию по городским улицам, где ученики узнают о местонахождении предприятий, находящихся в городской черте. Надёжным помощником в проведении таких экскурсий является сотрудник Луганского краеведческого музея Карташова Людмила Михайловна. Так знакомство с профессией пожарный произошла во время посещения Государственной спасательной части № 5 города Луганска. Здесь ребята узнали о личных качествах людей, которые связали свою жизнь с этой мужественной профессией. Посетив типографию редакции газеты «Экспресс – клуб», учащиеся видели, как организован труд людей, занятых в типографии, узнали все о профессиях дизайнера шрифта, оператора компьютерного набора, верстальщика. Выяснили, что многие типографские профессии устарели, и специалиста, который придумывает то или иное изображение букв, называют не иначе, как дизайнер шрифта.
Неизгладимое впечатление на детей произвела экскурсия в Гончарную мастерскую села Пархоменко. Ребята познакомились с гончарным искусством и своими руками изготовили кувшин. В школе ученики выполнили коллективный проект – тарелка в технике папье-маше. Провожу экскурсии и в самой школе, на рабочие места, где трудятся родители моих учеников. Это и столовая (знакомство с профессией повара), и медицинский кабинет (работа школьной медсестры), и учебные кабинеты (профессия учитель), и библиотека. Вместе с ребятами в сентябре 2019 года мы посетили ВДНХ (выставку достижений народного хозяйства Луганской Народной Республики), на которой были представлены профессии и отрасли хозяйства, а также находились представители металлургической, деревообрабатывающей, машиностроительной, пищевой, угольной, ювелирной, химической,сельскохозяйственной промышленности. На выставке народного хозяйства, учащиеся получили представление о развитии науки и техники. Внимание ребят, акцентрировалось на положительном отношении к труду и профессиональной деятельности. Результатом для школьников стало написание сочинения на темы «Кем я хочу стать» и «Почему я уважаю профессию …». Круг экскурсий мной расширяется, ориентиром служат трудовые вакансии города.
Профориентационную работу в классе стараюсь выстроить по принципу трёх «китов»: взаимодействие с родителями, профориентационные игры, выход на проектную деятельность. Грамотно построенное взаимодействие классного руководителя с родителями способствует формированию в сознании школьников разнообразных представлений о мире профессий, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости работы специалистов для жизни и развития общества. Имея небольшой опыт работы классным руководителем, пришла к выводу, что игра — очень эффективная для восприятия форма работы: взрослому она даёт возможность увидеть проблему в целом, а школьнику на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением. Таким образом, профориентационная игра является эффективным средством влияния на профессиональное самоопределение учащихся. К ученикам приходят интересные люди, профессионалы своего дела, в игровой форме ребята становятся докторами, продавцами, парикмахерами, примеряя на себя ту или иную профессию. Деловая игра «Ландшафтное бюро» познакомила шестиклассников с работой озеленителей. Тренинговые игры, направленные на самопознание, в ходе которых ребята пробуют себя в игровых профессиональных ситуациях («Служба быта», «Школа»), а по мере возможности и развивают профессионально важные качества («Парикмахерская», «Новичок-наставник»).
Также знакомство с профессиями провожу на основе печатных изданий. В школьной библиотеке, в книжных магазинах имеется богатый энциклопедический материал о профессиях. Такие книги обязательно есть и у детей, поэтому организовываю выставки книг. На основе рассказов об особенностях разных профессий формируется интерес к ним, к людям труда и результатам их деятельности. Проводимые мероприятия проходят в тесной связи с родителями, где они выступают в роли членов жюри на конкурсах или организаторами встреч.
В рамках тесного сотрудничества со столичной Центральной Детской Библиотекой г. Луганска и ГУК ЛНР "Молодёжной библиотекой, способствую проведению на базе моего класса, профессионально ориентированных часов общения (Галерея профессий "Найди своё призвание"), диалог-диспутов ("Твоя профессия" и " Сокровища духовного мира").
Правильный выбор профессионального будущего для молодого человека является основой самоутверждения в обществе, одним из главных решений в жизни. Задача педагога: развивать у учащихся личностный смысл в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях.
На своих занятиях по профориентации стремлюсь заинтересовать учащихся, пробудить у них интерес к профессиям, нацелить их на дальнейшее сотрудничество в этой сфере.
Убеждена в том, что профориентационная работа не только интересна учащимся, но и способствует их правильному профессиональному самоопределению, успешной реализации себя во «взрослой» жизни.
Буду знакомить с новыми профессиями. У меня ещё всё впереди!