ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС - ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

0
0
Материал опубликован 29 November 2021

Автор публикации: Д. Ананина, ученица 7 класса

Муниципальный этап конкурса исследовательских работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук

Ножовское сельское поселение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Естественный блок

Секция «Биология. Экология. Химия"



 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС - ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Фамилия , имя, отчество участника (полностью)

Ананина Дарья Дмитриевна

Полное наименование организации (согласно Уставу)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Класс участника

7

Контактный телефон




Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью)

Горланова Ольга Михайловна

Место работы руководителя

МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа"

Должность руководителя

Учитель физической культуры

Контактный телефон

89223350633






Частые-2018



Оглавление


1.Аннотация.....................................................................................................3

2.Введение........................................................................................................4

3.Основная часть

Понятие "здоровье". Факторы, влияющие на здоровье..............................6

Характеристика экспресс диагностических методов...................................7

Результаты исследования................................................................................9

5.Заключение..................................................................................................14

6.Библиографический список.......................................................................15

7.Приложения.................................................................................................16


































Аннотация


Автор работы Ананина Дарья, ученица 7 класса МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»


Название «Оценка состояния здоровья школьников посредством

экспресс-диагностических методов»


Руководитель, Горланова Ольга Михайловна ,учитель физической культуры, высшей квалификационной категории.


Суть моей работы заключается в том, что в наше время нет универсального критерия оценки здоровья. Поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.


В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценить состояние своего здоровья для  его сохранения и укрепления.

Практическая значимость исследования: объективная оценка  здоровья учащихся, рекомендации школьникам по сохранению и укреплению





Введение


Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья с помощью экспресс - диагностических методов оценки здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.

Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.

Объект исследования – состояние здоровья школьника.

Предмет исследования- наиболее доступные способы определения состояния здоровья.

Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:

1.Проанализировать состояние здоровья учащихся целевой группы МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»

2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.

3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.

4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.

5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.

В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.


































Основная часть


Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:


50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.


Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.

В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.

В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:

1.Гиподинамия (недостаток движения);

2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);

3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);

4.Экология.

Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.

Экспресс - диагностические методы

Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов я выбрала наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.

Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более. (приложение №4)

Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока  и  весо–   ростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см);  вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте  160 - 175 см);  вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176  см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой индекс – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (гр) : на рост (см) . Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. (приложение №4)

Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. (приложение №4)


Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см) х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение. (приложение №4)

Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. (приложение №4)


Результаты исследования


Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся целевой группы по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования. (приложение №2). На втором этапе исследования провели  анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования. На третьем этапе  оформили результаты исследования. (приложение №4)

Исследование проводилось в профильном лагере.  С учащимися было проведено анкетирование (прил. № 1) с целью выяснения насколько учащиеся придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, вредных привычек они не имеют, режим дня соблюдают 50% учащихся, правильно питаются 42%, 58% ребят занимаются спортом. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся данного группы не придерживаются режима питания и режима дня. Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов. (приложение №4)


Результаты состояния сердечно-сосудистой системы (проба по ЧСС)

ЧСС в состоянии покоя

Кол-во (чел)-13

%

1

Хорошо(реже 70 уд/мин)

5

39%

2

Удов-но(от 70 до 80 уд/мин)

5

39%

3

Плохо(выше 80 уд/мин)

3

24%



Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых достаточно низкие. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 3 (24 %)  испытуемых из 13 выше 80 уд./мин, что говорит о нарушениях в работе сердечно-сосудистой системе. Пять человек (39%) имеют удовлетворительный результат(от 70 до 80 уд/мин). У пяти учащихся (39 %) показатель – хорошо (реже 70 уд./мин).


Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)


Показатель задержки дыхания (с)

Количество (чел)-13

В %

1.

Отлично (1 мин и более)

1

8%

2.

Норма (не менее 40 с)

6

46 %

3.

Ниже нормы (менее 40 с)

6

46%

Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых удовлетворительное: задержка дыхания соответствует норме у 6 (46 %) человек; ниже нормы – у 6 (46 %) учащихся, и лишь 1 (8 %)  ученика имеют отличные показатели.


Результаты оценки веса (показатель Поля Брока)


Показатель

Количество (чел)-13

В %

1.

Норма

3

23%

2.

Выше нормы

2

15%

3.

Ниже нормы

8

62%


Нормальный вес имеют лишь 3(23 %) человека; вес выше нормы – у 2 (15 %) человек;  ниже нормы – у 8 (62 %) учащихся.


Весо-ростовой показатель


Показатель

Количество (чел)-13

В %

1.

Норма

5

39%

2.

Избыточный вес

2

15%

3.

Недостаточный вес

6

46%


По результатам более точного весо - ростового показателя выявлен избыточный вес у 2 (15 %) испытуемых , 5 человек имеют нормальный вес (39%), 6 (46%) человек имеют вес ниже нормы.

Определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана.


Показатель

Количество (чел)

В % отношении

1.

Выше нормы

4

30 %

2.

норма

1

8 %

4.

Ниже нормы

8

62%


Нормальная конституция тела у 1 (8 %) учащегося; выше нормы – 4 (30%); ниже нормы – 8 (62 %) учащихся.

Индекс массы тела (индекс Кетле)


Показатель

Количество (чел)-13

В %

1.

Норма

5

39%

2.

Ниже нормы

6

46%

3.

Ожирение 1-й степени

2

15%

По  индексу массы тела (индекс Кетле)  вес ниже нормы имеют 6 (46 %) человек; нормальный вес – 5 (39 %); ожирение 1-й степени – 2 (15 %)человека.


Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы

Показатель

Количество (чел)-13

В %

1.

Истощение

8

62%

2.

Достаточная упитанность

3

23%

3.

Ожирение

2

15%

Индекс пропорциональности роста и массы тела показал, что у 8 (62 %) испытуемых – истощение, у 3(23%)– достаточная упитанность; и у 2 (15 %)– ожирение.





Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки (показатель Пинье)

Показатель

Количество (чел)-13

В % отношении

1.

Крепкое телосложение

2

16 %

2.

Хорошее телосложение

1

8 %

3.

Среднее телосложение

1

8 %

4.

Слабое телосложение

9

68%

Крепкое телосложение имеют 2(16 %) учащихся; хорошее – 1(8 %); среднее – 1 (8 %); слабое – 9 (68 %).


Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых ниже нормы; состояние сердечно -сосудистой и дыхательной систем неудовлетворительное.

Выводы:

В результате исследования было выявлено, что из 13 учащихся нет ни одного практически здорового человека, показатели которого соответствовали бы общепринятым нормам в оценке здоровья:

ЧСС выше нормы – 3 человека( 23 %);

Показатели состояния дыхательной системы ниже нормы – у 6 человек (46 %);

Вес выше нормы – у 2 человек (15 %) учащихся; ниже нормы – у 8 человек (62 %). Индекс массы тела ниже нормы – у 8 человек (62 %); ожирение – у 2 человек (15 %);

Индекс пропорциональности роста и массы тела: повышенная упитанность – у 3 человек (23%); ожирение – у 2 человек (15 %);

Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: слабое телосложение – у 9 человек (68 %) учащихся;

Овладение экспресс – диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (избавиться от вредных привычек, рационально питаться, соблюдать режим дня, заниматься физической культурой и спортом и т.д.).

Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.

Рекомендации для учащихся.

Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно  проходить медицинские осмотры.

Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.

Отказаться от вредных привычек.

Соблюдать режим дня и режим питания.

Знать, что такое ЗОЖ,- это одно, а вести его- совсем другое.


В результате я разработала брошюру "Я и мое здоровье", где собраны и описаны экспресс- диагностические методы определения состояния здоровья и рекомендации. Распространила ее среди учащихся нашей школы.




















Заключение

В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь  его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знаний:

строения человеческого организма и особенностей его функционирования;

наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь, подверженных заболеваниям;

о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;

наиболее опасных для вас факторов риска;

своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;

о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.

Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.

Здоровье- формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.








Библиографический список

Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с. В данной статье описаны различные функциональные пробы для определения состояния систем организма.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005. В работе описаны способы контроля за состоянием здоровья в домашних условиях и в школе.

Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163),  январь 2010, 41-43 с.  Автор  сравнивает модели, отражающие определения здоровья в медицине и валеологии.

Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с.  В данной статье автор дает советы, как привести свою физическую форму в хорошее состояние с помощью физических упражнений.

Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с. В  данной статье автор обращает внимание о необходимости должного врачебно-педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом.

Всё о болезнях ребёнка/С.Зайцев- 2-е изд. Стереотип-Мн:Книжный дом,2009-832с.

Сергеева К.М С32 Заболевания детей раннего возраста(2-ое изд)-СПб:Питер,2002-480с.

Ю.Хван Здоровье заказывали?Получите! Сборник специальных упражнений для самовосстановления организма. –СПб:Издательство «прайм-ЕВРОЗ» 2001-160с.

Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. Москва 2005. В.Н.Косаткин;И.А.Паршутин;А.С.Митькин;Т.П.Константинова;А.В.Тихомирова;П.П.Огурцов.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.