ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС - ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Автор публикации: Д. Ананина, ученица 7 класса
Муниципальный этап конкурса исследовательских работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук
Ножовское сельское поселение
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Ножовская средняя общеобразовательная школа"
Естественный блок
Секция «Биология. Экология. Химия"
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПРЕСС - ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ
Фамилия , имя, отчество участника (полностью) | Ананина Дарья Дмитриевна |
Полное наименование организации (согласно Уставу) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ножовская средняя общеобразовательная школа" |
Класс участника | 7 |
Контактный телефон | |
Фамилия, имя, отчество руководителя (полностью) | Горланова Ольга Михайловна |
Место работы руководителя | МБОУ "Ножовская средняя общеобразовательная школа" |
Должность руководителя | Учитель физической культуры |
Контактный телефон | 89223350633 |
Частые-2018
Оглавление
1.Аннотация.....................................................................................................3
2.Введение........................................................................................................4
3.Основная часть
Понятие "здоровье". Факторы, влияющие на здоровье..............................6
Характеристика экспресс диагностических методов...................................7
Результаты исследования................................................................................9
5.Заключение..................................................................................................14
6.Библиографический список.......................................................................15
7.Приложения.................................................................................................16
Аннотация
Автор работы Ананина Дарья, ученица 7 класса МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»
Название «Оценка состояния здоровья школьников посредством
экспресс-диагностических методов»
Руководитель, Горланова Ольга Михайловна ,учитель физической культуры, высшей квалификационной категории.
Суть моей работы заключается в том, что в наше время нет универсального критерия оценки здоровья. Поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья (экспресс - диагностические методы оценки здоровья), которые значительно расширяют диапазон контролируемых и оцениваемых показателей жизнедеятельности организма, предоставляют большие возможности для самооценивания физического здоровья.
В содержательной части работы описаны проведённые исследования, в приложении имеется дополнительный материал по пропаганде здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты: овладение учащимися экспресс – диагностическими методами оценки здоровья, умение оценить состояние своего здоровья для его сохранения и укрепления.
Практическая значимость исследования: объективная оценка здоровья учащихся, рекомендации школьникам по сохранению и укреплению
Введение
Физически здоровых детей в школу приходит с каждым годом меньше. Поэтому поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья: физического, психического и социального, созданию наиболее благоприятных условий по формированию у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении своего успеха необходимо уделять значительное внимание. В наше время нет универсального критерия оценки здоровья, поэтому в своей работе я попыталась найти наиболее простые и доступные способы определения здоровья с помощью экспресс - диагностических методов оценки здоровья. Их преимущество – это ускоренная диагностика, основанная на нормативном подходе к оценке здоровья. Именно это обусловило актуальность и выбор темы исследования.
Целью своей работы мы определили изучение наиболее доступных способов (экспресс - диагностических методов) оценки состояния здоровья, для того, чтобы учащиеся могли объективно оценить свое индивидуальное здоровье и внести коррективы в свой образ жизни с целью его сохранения и укрепления.
Объект исследования – состояние здоровья школьника.
Предмет исследования- наиболее доступные способы определения состояния здоровья.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1.Проанализировать состояние здоровья учащихся целевой группы МБОУ «Ножовская средняя общеобразовательная школа»
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения соблюдения правил здорового образа жизни.
3. Изучить, проанализировать и выбрать оптимальные способы (экспресс – диагностические методы) оценки здоровья учащихся.
4. Определить состояние здоровья учащихся посредством выбранных способов оценки.
5. На основе полученных результатов сделать выводы и разработать рекомендации для учащихся.
В процессе исследования использовались следующие методы: анкетирование, анализ литературы, объяснительно-иллюстративный метод, метод практических действий, индивидуальная и групповая работа.
Основная часть
Здоровье – это «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» (из Устава Всемирной организации здравоохранения, 1949). Определение здоровья с позиции ВОЗ ориентирует на идеальный случай, что по своей сути недостижимо. Всегда имеются объективные причины для того, чтобы в одной, а то и в двух-трех перечисленных сферах имелись какие-либо проблемы. По оценкам экспертов ВОЗ факторы, определяющие здоровье отдельного индивида и общества в целом, имеют следующее соотношение:
50 % и более – здоровье обусловлено образом жизни; на 20-25 % - состоянием внешней среды; на 20 % генетическими факторами; на 8-10 % - состоянием здравоохранения.
Как видно из вышесказанного, основная роль в поддержании здоровья отводится здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни – это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепления здоровья и творческого долголетия. Потому необходимо с раннего возраста формировать у себя привычки укрепления здоровья, чтобы они стали неотъемлемой сущностью нашей жизни и не вызывали никакого эмоционального дискомфорта.
В течение всей жизни на человека оказывают влияние самые разнообразные факторы внешней и внутренней среды. Все факторы можно ранжировать в порядке их значимости для здоровья не только отдельного человека, но и человечества в целом. Такая попытка была сделана Всемирной организацией здравоохранения (здравоохранение – система общественных и государственных социально – экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения) несколько лет назад.
В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное, существенное влияние на современного человека. Особого внимания заслуживает упоминание четырёх факторов:
1.Гиподинамия (недостаток движения);
2.Неправильное питание (прежде всего избыточный вес);
3.Вредные привычки (употребление алкоголя, никотина, наркотиков и других химических веществ);
4.Экология.
Формирование здоровья должно стать одной из важнейших целей каждого человека. В школе необходимо заложить фундамент здоровья каждого ученика и для этого научить его создавать внутренние резервы жизнедеятельности, жизнеспособности, накапливать и разумно расходовать их независимо от состояния окружающей среды. Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом. Овладение экспресс - диагностическими методами позволяет достаточно объективно оценить состояние своего здоровья.
Экспресс - диагностические методы
Для оценки состояния здоровья из всего многообразия существующих диагностических методов я выбрала наиболее простые в использовании, не требующие специальной медицинской подготовки, специального оборудования и много времени.
Для определения состояния системы дыхания применялся экспресс – метод – проба Штанге. Испытуемые делали полный вдох и задерживали дыхание как можно дольше. Критерии: норма – не менее 40 с. Отличный показатель – 1 мин и более. (приложение №4)
Для определения уровня физического развития применялась формула оценки веса – показатель Поля Брока и весо– ростовой показатель. Показатель Поля Брока – наиболее простой метод определения оптимального веса. Нормальный вес (кг) вычисляется по формуле: вес(кг) = росту (см) – 100 (при росте до 165 см); вес(кг) = росту (см) – 105 (при росте 160 - 175 см); вес(кг) = росту (см) – 110 (при росте свыше 176 см). Отклонения от нормы указывают на избыточный или недостаточный вес. Весо – ростовой индекс – количество граммов веса (массы) которое приходится на каждый сантиметр роста: Показатель = Вес (гр) : на рост (см) . Показатель менее 300 г для учащихся 16-17 лет (испытуемая категория) указывает на недостаточный вес, а показатель больше 400 г – на избыточный вес. (приложение №4)
Для определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана. Он заключается в сопоставлении роста с величиной окружности грудной клетки (широкая или узкая грудная клетка). Индекс Эрисмана равен величине окружности грудной клетки (см) минус половина величины роста стоя (см). В спокойном состоянии окружность грудной клетки должна быть на 4-5 см меньше половины роста. (приложение №4)
Для определения упитанности использовался индекс пропорциональности роста и массы тела. Он рассчитывался по формуле: К= масса тела (кг): длина тела (см) х100. Критерии: индекс К -35-24 – истощение; менее 37 – достаточная упитанность; более 40 – повышенная упитанность; 45-54 – ожирение. (приложение №4)
Для определения телосложения применялся индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки (Показатель Пинье), который определяется по формуле: рост (см) – (вес в кг + окружность грудной клетки в см). Критерии: 10 и менее – крепкое телосложение; 20 – хорошее; 20-25 – среднее; 25-35 – слабое; 35 и более – очень слабое. (приложение №4)
Результаты исследования
Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе изучили проблему, определили цель и задачи теоретической и экспериментальной работы, отобрали наиболее оптимальные экспресс - диагностические способы оценки здоровья. Перед началом эксперимента мы изучили состояние здоровья учащихся целевой группы по медицинским показаниям и уровень физической подготовленности по результатам тестирования. (приложение №2). На втором этапе исследования провели анкетирование и эксперимент, обработали данные экспериментальной работы, обобщили результаты исследования. На третьем этапе оформили результаты исследования. (приложение №4)
Исследование проводилось в профильном лагере. С учащимися было проведено анкетирование (прил. № 1) с целью выяснения насколько учащиеся придерживаются здорового образа жизни. Как видно из ответов ребят, вредных привычек они не имеют, режим дня соблюдают 50% учащихся, правильно питаются 42%, 58% ребят занимаются спортом. Проанализировав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что учащиеся данного группы не придерживаются режима питания и режима дня. Затем была проведена оценка состояния здоровья с помощью экспресс – диагностических методов и анализ полученных результатов. (приложение №4)
Результаты состояния сердечно-сосудистой системы (проба по ЧСС)
№ | ЧСС в состоянии покоя | Кол-во (чел)-13 | % |
1 | Хорошо(реже 70 уд/мин) | 5 | 39% |
2 | Удов-но(от 70 до 80 уд/мин) | 5 | 39% |
3 | Плохо(выше 80 уд/мин) | 3 | 24% |
Анализ полученных данных показал, что показатели состояния сердечно - сосудистой системы испытуемых достаточно низкие. Частота сердечных сокращений (ЧСС) в состоянии покоя у 3 (24 %) испытуемых из 13 выше 80 уд./мин, что говорит о нарушениях в работе сердечно-сосудистой системе. Пять человек (39%) имеют удовлетворительный результат(от 70 до 80 уд/мин). У пяти учащихся (39 %) показатель – хорошо (реже 70 уд./мин).
Результаты состояния дыхательной системы (проба Штанге)
№ | Показатель задержки дыхания (с) | Количество (чел)-13 | В % |
1. | Отлично (1 мин и более) | 1 | 8% |
2. | Норма (не менее 40 с) | 6 | 46 % |
3. | Ниже нормы (менее 40 с) | 6 | 46% |
Состояние дыхательной системы у основной массы испытуемых удовлетворительное: задержка дыхания соответствует норме у 6 (46 %) человек; ниже нормы – у 6 (46 %) учащихся, и лишь 1 (8 %) ученика имеют отличные показатели.
Результаты оценки веса (показатель Поля Брока)
№ | Показатель | Количество (чел)-13 | В % |
1. | Норма | 3 | 23% |
2. | Выше нормы | 2 | 15% |
3. | Ниже нормы | 8 | 62% |
Нормальный вес имеют лишь 3(23 %) человека; вес выше нормы – у 2 (15 %) человек; ниже нормы – у 8 (62 %) учащихся.
Весо-ростовой показатель
№ | Показатель | Количество (чел)-13 | В % |
1. | Норма | 5 | 39% |
2. | Избыточный вес | 2 | 15% |
3. | Недостаточный вес | 6 | 46% |
По результатам более точного весо - ростового показателя выявлен избыточный вес у 2 (15 %) испытуемых , 5 человек имеют нормальный вес (39%), 6 (46%) человек имеют вес ниже нормы.
Определения пропорциональности (гармоничности) конституции тела применялся Индекс Эрисмана.
№ | Показатель | Количество (чел) | В % отношении |
1. | Выше нормы | 4 | 30 % |
2. | норма | 1 | 8 % |
4. | Ниже нормы | 8 | 62% |
Нормальная конституция тела у 1 (8 %) учащегося; выше нормы – 4 (30%); ниже нормы – 8 (62 %) учащихся.
Индекс массы тела (индекс Кетле)
№ | Показатель | Количество (чел)-13 | В % |
1. | Норма | 5 | 39% |
2. | Ниже нормы | 6 | 46% |
3. | Ожирение 1-й степени | 2 | 15% |
По индексу массы тела (индекс Кетле) вес ниже нормы имеют 6 (46 %) человек; нормальный вес – 5 (39 %); ожирение 1-й степени – 2 (15 %)человека.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и массы
№ | Показатель | Количество (чел)-13 | В % |
1. | Истощение | 8 | 62% |
2. | Достаточная упитанность | 3 | 23% |
3. | Ожирение | 2 | 15% |
Индекс пропорциональности роста и массы тела показал, что у 8 (62 %) испытуемых – истощение, у 3(23%)– достаточная упитанность; и у 2 (15 %)– ожирение.
Индекс пропорциональности роста (длины тела) и обхвата грудной клетки (показатель Пинье)
№ | Показатель | Количество (чел)-13 | В % отношении |
1. | Крепкое телосложение | 2 | 16 % |
2. | Хорошее телосложение | 1 | 8 % |
3. | Среднее телосложение | 1 | 8 % |
4. | Слабое телосложение | 9 | 68% |
Крепкое телосложение имеют 2(16 %) учащихся; хорошее – 1(8 %); среднее – 1 (8 %); слабое – 9 (68 %).
Полученные результаты позволяют сделать вывод: уровень физического развития испытуемых ниже нормы; состояние сердечно -сосудистой и дыхательной систем неудовлетворительное.
Выводы:
В результате исследования было выявлено, что из 13 учащихся нет ни одного практически здорового человека, показатели которого соответствовали бы общепринятым нормам в оценке здоровья:
ЧСС выше нормы – 3 человека( 23 %);
Показатели состояния дыхательной системы ниже нормы – у 6 человек (46 %);
Вес выше нормы – у 2 человек (15 %) учащихся; ниже нормы – у 8 человек (62 %). Индекс массы тела ниже нормы – у 8 человек (62 %); ожирение – у 2 человек (15 %);
Индекс пропорциональности роста и массы тела: повышенная упитанность – у 3 человек (23%); ожирение – у 2 человек (15 %);
Индекс пропорциональности роста и обхвата грудной клетки: слабое телосложение – у 9 человек (68 %) учащихся;
Овладение экспресс – диагностическими методами позволяет объективно оценить состояние своего здоровья и внести коррективы в свой образ жизни (избавиться от вредных привычек, рационально питаться, соблюдать режим дня, заниматься физической культурой и спортом и т.д.).
Использование экспресс методов повышают интерес учащихся к состоянию своего здоровья, мотивирует их на его сохранение и укрепление.
Рекомендации для учащихся.
Для сохранения здоровья необходимо следить за его состоянием, регулярно проходить медицинские осмотры.
Для укрепления здоровья следует вести здоровый образ жизни.
Отказаться от вредных привычек.
Соблюдать режим дня и режим питания.
Знать, что такое ЗОЖ,- это одно, а вести его- совсем другое.
В результате я разработала брошюру "Я и мое здоровье", где собраны и описаны экспресс- диагностические методы определения состояния здоровья и рекомендации. Распространила ее среди учащихся нашей школы.
Заключение
В сохранении и укреплении здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. Для этого крайне необходимо уметь его оценивать. Точность самооценки здоровья зависит от знаний:
строения человеческого организма и особенностей его функционирования;
наиболее слабых мест своего организма, в первую очередь, подверженных заболеваниям;
о перенесенных заболеваниях, прививках, показателях кровяного давления, группе крови, норме веса, лекарствах, которые вам противопоказаны;
наиболее опасных для вас факторов риска;
своей наследственности и тех болезней, развитие которых наиболее вероятно по этой линии;
о своем телосложении, поскольку некоторые заболевания присущи определенным типам телосложения.
Каждому человеку важно научиться оценивать и постоянно контролировать состояние своего здоровья – заниматься его мониторингом.
Здоровье- формирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволяющей человеку находить собственные пути укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни на базе сформированной культуры здоровья.
Библиографический список
Анисимов В.В. Экспресс – диагностические методы оценки здоровья /ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 7 (157), июль 2009, 8-13 с. В данной статье описаны различные функциональные пробы для определения состояния систем организма.
Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома / В.Ф.Базарный.- М.:Аркти,2005. В работе описаны способы контроля за состоянием здоровья в домашних условиях и в школе.
Залыгин В.Е. О моделях определения здоровья в медицине и валеологии / ОБЖ. Основы безопасности жизни/ ежемесячный научно-методический и информационный журнал № 1 (163), январь 2010, 41-43 с. Автор сравнивает модели, отражающие определения здоровья в медицине и валеологии.
Лисицкая Т.С. Что такое ЗОЖ. Привести себя в норму./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 3/2007, 50-52 с. В данной статье автор дает советы, как привести свою физическую форму в хорошее состояние с помощью физических упражнений.
Николаев В.Р. Тренироваться и быть здоровым./ Физическая культура в школе/ ежемесячный научно-методический журнал № 5/2007, 75-79 с. В данной статье автор обращает внимание о необходимости должного врачебно-педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом.
Всё о болезнях ребёнка/С.Зайцев- 2-е изд. Стереотип-Мн:Книжный дом,2009-832с.
Сергеева К.М С32 Заболевания детей раннего возраста(2-ое изд)-СПб:Питер,2002-480с.
Ю.Хван Здоровье заказывали?Получите! Сборник специальных упражнений для самовосстановления организма. –СПб:Издательство «прайм-ЕВРОЗ» 2001-160с.
Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. Москва 2005. В.Н.Косаткин;И.А.Паршутин;А.С.Митькин;Т.П.Константинова;А.В.Тихомирова;П.П.Огурцов.