Подростковая интернет - зависимость
Автор публикации: Е. Садомова, ученица 11А класса
МБОУ «Цнинская СОШ №2» п. Строитель
Тамбовского р-на, Тамбовской области
ПОДРОСТКОВАЯ
ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТЬ
Садомова Елизавета
ученица 11 «А» класса
Солопова Светлана Геннадьевна
педагог-психолог
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение..........................................................................................................................3
Глава 1..............................................................................................................................5
1.1 Что такое интернет зависимость? Чем она опасна?.................................5
1.2 Виды и причины возникновения интернет – зависимости......................6
1.3 Стадии развития интернет – зависимости...................................................8
1.4 Симптомы интернет – зависимости .............................................................9
1.5 Влияние Интернета на личность подростка ............................................10
1.6 Профилактика интернет – зависимости ....................................................12
Глава 2............................................................................................................................14
2.1 Условия, место и методы проведения исследования................................14
2.2 Результаты исследования………………………………………………...15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованных источников ……………………………………………...20
Приложение 1................................................................................................................21
Приложение 2................................................................................................................22
Введение
Интернет - это телекоммуникационная сеть, которая стала глобальной и является основой для Всемирной паутины. Согласно исследованию компании Mediascope за февраль-июль 2019 года, количество пользователей интернета в возрасте от 12 лет в России составило 95,8 млн человек, что эквивалентно 78% населения страны. Интернет не бесплатен, но его неограниченная возможность обмена информацией привлекает всех, потому многие платят деньги за доступ в Интернет, через посредников: провайдеров
Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора.
В данной работе изучается проблема подростковой интернет - зависимости.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, так как по статистике в мире интернет - зависимых в четыре раза больше, чем наркозависимых. Чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику.
Цель исследования: исследование проблемы подростовой интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.
В связи с этим можно поставить следующие задачи:
На основании литературных и электронных источников изучить явление подростковой интерет – зависимости.
С помощью электронных источников рассмотреть влияние интернет - зависимости на личность подростка.
Провести исследования на выявление интернет – зависимости среди учеников 5 – 11 классов.
Определить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы.
Сделать выводы по результатам проведенного исследования.
Гипотеза исследования: предположительно в нашей школе среди учащихся 5-11 классов есть ряд учащихся, относящихся к группе риска интернет – зависимости.
Методы исследования:
Теоретический – изучение, анализ литературы, интернет источников по теме исследования.
Практический – анкетирование, математическая обработка данных, построение диаграмм.
Объект исследования:
Учащиеся МБОУ «Цнинская СОШ №2»
Теоретические положения исследования базируются на представлениях Голдберга А., Жичкиной А.Е., Егорова А.Ю., Янг К. и других специалистов, о таких последствиях применения компьютерных технологий, как интернет-зависимость. В качестве источников были также использованы электронные сайты и средства массовой информации, посвященные данной проблеме.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть полезны школьному психологу и родителям для профилактики интернет – зависимости в школьном возрасте.
ГЛАВА 1
1.1 Что такое интернет – зависимость? Чем она опасна?
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.
Психологи бьют тревогу и сравнивают феномен интернет-зависимости не иначе как с пристрастием к алкоголю и наркотикам. Поводы для беспокойства действительно имеются. Проводимые исследования на тему интернет-зависимости показывают, что при длительном и неконтролируемом нахождении в сети происходят изменения в состоянии сознания и в функционировании головного мозга. Постепенно это приводит к потере способности обучаться и глубоко мыслить.
Николас Карр, известный американский ученый-публицист, эксперт в области процессов управления и передачи информации пришел к неутешительным выводам — быстрое и регулярное просматривание сайтов ведет к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в импульсивных и не способных к интеллектуальной работе людей.
Однако нарушение мыслительных процессов и ухудшение памяти — не единственные негативные влияние интернета на человека. Окунаясь с головой в сети всемирной паутины, человек постепенно утрачивает навыки реального общения, что приводит к некой асоциальности. Зачем встречаться с друзьями, когда можно поболтать с ними по Skype, зачем с кем-то договариваться в живую или созваниваться, если можно просто отправить iMessage, зачем искать и покупать товар в обычных магазинах, когда можно приобрести что угодно, не выходя из дома… То есть описанные ранее как преимущества, все эти удобства при длительном и безальтернативном их использовании превращаются в проблему. Так начинают появляться сложности в общении с новыми людьми, а попадание в незнакомую компанию для интернет – зависимого человека и вовсе становится стрессовой ситуацией. Дальше человек замыкается в себе, что сказывается на работе или учебе, у него появляются проблемы со сном и приемом пищи.
Кроме психических и мыслительных расстройств интеренет-зависимость опасна и возникновением физических заболеваний. Проводя много времени у экранов мониторов, мы портим свое зрение. Интернет – зависимость, которая сопровождается сидячим образом жизни, приводит к различным заболеваниям позвоночника и суставов (сколиозу, остеохондрозу, артрозу и т.д.), сердечно-сосудистым патологиям (тахикардии, аритмии, артериальной гипертонии, варикозу нижних конечностей и т.д.) и многим другим заболеваниям.
Интернет – зависимость может стать причиной нарушения отношений в семье. Кому понравится, что ребенок или вторая половинка днями и ночами сидит возле компьютера?
Интернет-зависимость — проблема современного общества!
Виды и причины возникновения интернет – зависимости
Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. На сегодня выделяются пять основных видов интернет – зависимости.
Самым распространенным видом интернет – зависимости считается необходимость в беспрерывном общении. Это могут быть форумы, социальные сети и различные чаты
К данной группе риска зависимых от интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении. Отсутствие социальных и коммуникативных навыков погружает их в виртуальный мир, который заменяет им круг друзей.
В большей степени это конечно относится к людям подросткового возраста, и не только потому, что они выросли в эпоху интернета.
Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих).
Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и, не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной интернет – зависимости у подростков, а провоцирующим фактором, стимулирующим развитие этой зависимости, выступает анонимность и невозможность проверить, насколько представленная о себе информация действительна.
Еще одной причиной появления интернет зависимости является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания.
Информационная интернет-зависимость (онлайн серфинг), или непреодолимая нужда в постоянном потоке информации, заставляет человека бесконечно путешествовать по Сети.
Навязчивый веб-серфинг предполагает неупорядоченный поиск информации, лишенный всякой цели и смысла. Человек блуждает по сайтам, базам данных, одну за другой читает статьи, заметки, комментарии к ним, бесконечно переходит по ссылкам. В итоге это бессмысленное блуждание и непрекращающийся поиск информации приводит к потере продуктивности и информационной перегрузке.
Следующий вид интернет – зависимости – игровая зависимость. Это когда человек подсаживается и не может оторваться от онлайн игр.
Почему люди начинают играть в онлайн игры? Кто-то стремится заполнить пустое место, образовавшееся в его жизни, кто-то просто от скуки. А есть люди, которые пытаются добиться превосходства, не тратя на это больших усилий. Стать первым на соревнованиях по легкой атлетике будет сложно, а вот в игре — вполне даже возможно.
Многие игроманы даже тратят реальные деньги, чтоб как-то улучшить своих персонажей и добиться мнимого превосходства. Получая огромное удовольствие, и видя, что достигли 25-го уровня, в то время как их ближайший конкурент не добрался еще и до 22-го, они продолжают играть дни напролет и в процессе этой гонки становятся интернет – зависимыми.
Такой побуждающий фактор интернет – зависимости (стремление стать лучшим, стать первым) может находить выражение не только в онлай-игрушках. Например, в тех же соцсетях, на сайтах и форумах, где пользователи сравниваются по рейтингу (какие-то баллы и уровни за активность, виртуальные деньги, количество друзей и т.д.). Чем больше у тебя баллов, тем выше ты располагаешься в рейтинге. Виртуальное превосходство, в отличие от реального, не дает полной удовлетворенности, но зато добиться его значительно легче.
Навязчивая финансовая потребность – игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в интернет – магазинах (ониомания) или постоянные участия в интернет-аукционах.
Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.
1.3 Стадии развития интернет – зависимости
На первой стадии пользователь знакомится с интернетом, узнает о его возможностях и выбирает подходящий для себя вариант виртуальной реальности. Постепенно у человека формирует собственный стиль в сети, восполняющий ему тот недостаток общения или информации, которого ему не хватает в реальной жизни.
Далее происходит отдаление от настоящей жизни, пользователь все больше времени начинает проводить в той реальности, которую он выбрал на предыдущей стадии. Время нахождения в онлайне увеличивается. Также на второй стадии формирования интернет – зависимости, когда человек перестает использовать интернет для достижения жизненных целей, происходит перенос этих самых целей в виртуальную реальность. Например, одни люди знания, полученные в Сети, применяют в жизни, другие этими знаниями делятся тут же в интернете, используя корыстные цели (в хорошем смысле), хотят прославиться или зарабатывают деньги, третьи же поднимают себе рейтинги в соцсетях (репутацию на сайтах и форумах и т.п.) или попросту самовыражаются. Так и развивается зависимость, когда само общение становится единственным, ну или предпочтительным способом достижения цели.
Третья стадия стабилизирующая. Проблема очевидна, признаки и симптомы интернет зависимости на лицо, она плавно переходит в хроническую форму. Через некоторое время страсть к выбранному взаимодействию становится не такой выраженной, активность в сети гаснет. Человек возвращается в реальность, однако делает он это без всякого желания. Зависимость от интернета сохраняется, но уже в неактивной форме, и усиливается при стрессе или при появлении новых интересных тем.
1.4 Симптомы интернет – зависимости
Основными признаками, определяющими интернет-зависимость, можно считать следующие:
Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.
Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.
Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.
Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.
Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.
Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.
Во время интернет – серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.
Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.
Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких людей.
На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.
Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.
Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.
1.5 Влияние Интернета на личность подростка
Как Интернет и современные гаджеты влияют на подростковую психику? Почему юное поколение так легко попадает в зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Что делать, если Интернет затянул подростка? Эти вопросы ежедневно волнуют современных родителей.
Чем старше ребенок (10-15 лет), тем сильнее выражена потребность в общении и признании. Поэтому растет интерес к сетевым многопользовательским играм, где есть другие участники и появляется возможность соревнования. Теперь в игре главное общение, принадлежность к определенной группе: чаты, гильдии, профессии. В виртуальном мире, зачастую, существует максимально упрощенная и понятная модель поведения в рамках установленных правил. Обладая небольшим опытом взаимодействия в реальной жизни, ребенок предпочитает действовать в условиях высокой определенности.
Но потребность в живом общении остается, дети даже приходят, друг другу в гости, чтобы вместе играть в компьютерные игры! Интересно, что на игровом поле ребенок предпочитает играть с людьми знакомыми ему в действительности. Успешность в игре увеличивает его статус среди сверстников в реале. Это своеобразный, непривычный для старшего поколения, но современный и действенный способ социализации. Возможность общения, примерки различных ролей и обретение повышенного статуса в группе (уровни, ранги, статистика) – тоже используется производителями игр.
В возрасте 12-15 лет увлеченность игрой может обретать опасный характер: ребенок проводит у экрана более 5 часов в день; круг интересов сужается; ухудшается успеваемость и появляются прогулы; играет по ночам, а утром не может встать в школу; портятся отношения с родителями и друзьями. Иными словами, игра «превосходит по важности прочие жизненные интересы». Все это сигналы о том, что пора принимать меры, а в случае серьезных проблем обратиться к специалисту.
Старших подростков (16 лет и старше) интересуют вопросы касающееся их самих: «Как я выгляжу? Какой я? На что я способен? Как ко мне относятся? Что обо мне думают и говорят, особенно когда меня нет рядом?»
Отсюда огромное количество разных аккаунтов (отыгрывание ролей и образов), а также желание быть постоянно в курсе событий своего социального круга. На этом этапе игра нередко переходит в реальность, подростки встречаются и разыгрывают различные сценарии – ролевые игры. В этом кроется немалая опасность, ведь за игроком, который в игре представлялся 15-летним юношей, может оказаться совсем иная личность.
Компьютерные игры лишь частично удовлетворяют запросы подростков в самопознании и самоопределении, поэтому многие переходят в социальные сети. Чем выше статус в игре или социальной сети – тем большую значимость обретает подросток среди сверстников в реальной жизни. Некоторые молодые люди так и застревают на этом этапе. Постоянно проверяя свой статус и ведя ежедневную борьбу за «лайки», другие делают жизнь в социальных сетях своей профессией и быстро адаптируются к постоянно меняющимся тенденциям, третьи уходят в реальность и используют игры для снятия стресса, а социальные сети для редкого общения с дальними родственниками или друзьями.
Смена интересов отражает обычные этапы личностного роста, через которые в свое время проходил любой зрелый человек. Просто сцена, на которой происходит этот процесс у современных подростков, немного расширилась и обогатилась еще одним полем – виртуальной реальностью. Такие явления как троллинг, буллинг, интернет-преследование сделали процесс более опасным.
Особенно подвержены интернет - зависимости дети, имеющие трудности в реальной жизни: тяжёлая семейная обстановка, развод, длительная болезнь, гиперопека или отсутствие внимания со стороны родителей, трудности в учебе или в общении со сверстниками, заниженная самооценка. В параллельной реальности этих проблем нет, поэтому ребенок сбегает в мир, который удовлетворяет его естественные потребности: в стабильности, в комфорте, во внимании и признании. Интернет дает возможность окунуться в воображаемый мир, удовлетворить свою фантазию, отринуть скучные и неприятные будни.
1.6 Профилактика интернет – зависимости у подростков
Что делать родителям при игровой компьютерной зависимости? Нет смысла ругать, наказывать, подростка, поскольку будет в ответ агрессия и истерика. От пристрастия следует избавлять подростка правильно. Родителям необходимо понять, что избавить ребенка навсегда от компьютера не удастся. Впоследствии знание компьютера сыграет положительную роль: ребенок будет более успешно учиться, готовиться к экзаменам, но все же снижать влияние компьютера необходимо. Родителям следует беседовать на тему небезопасности долгого сидения за монитором.
Зачастую игровая компьютерная зависимость превращается в явную проблему в возрасте 10-ти лет и поэтому взрослым следует контролировать время пребывания ребенка за монитором, чтобы не возникло болезненное пристрастие. Необходимо параллельно с компьютером увлечь ребенка другими занятиями: спорт, творчество, путешествия, выезды на природу. В случае если ребенок пристрастился к играм, то рекомендуется родителям разнообразить его жизнь играми развивающего или спортивного характера и самим участвовать в них, например, Менеджмент, футбол, волейбол, теннис, бадминтон, плавание, восточные единоборства.
Следует ограничивать использование ребенком интернета и установить временные ограничения. Подросткам можно разрешать сидеть за монитором до 2-х часов в сутки.
Лечение компьютерной зависимости у подростка достаточно долгий и трудный процесс, требующий участия самого ребенка и родителей. После отказа подростком от игр необходимо образовавшуюся в жизни пустоту заполнить каким-нибудь творчеством или занятием, новым увлечением. Избавлять подростка от интернет – зависимости следует тактично, полностью запрещать пользоваться компьютером нельзя. Ребенок не будет ощущать себя комфортно, если будет чувствовать себя не таким, как все, отказавшись полностью от компьютера. Однако и позволять ребенку постоянно играть без правил и временных ограничений тоже нельзя. Зачастую вовлеченные в компьютер детские личности превращаются в замкнутых, теряют интерес к образованию, перестают общаться, проявляют агрессию в сторону близких.
Если подросток все чаще просит, чтобы его оставили в покое, а сам прогуливает занятия в школе, сидит напролет всю ночь за компьютером, не высыпается, отказывается от еды, то на лицо все признаки компьютерного пристрастия. Попытки самостоятельного освобождения от данного пристрастия зачастую приводят к депрессии, которая отступает после возвращения ребенка к привычному сидению за монитором. В этом случае помощником в излечении компьютерной зависимости будет психотерапевт.
Многие родители сомневаются в необходимости лечения у подростка пристрастия к компьютеру, относя его к увлечению. Зависимость опасна тем, что подростки данного возрастного периода (14-16 лет) пребывают на самом сложном этапе своего развития, который может стать причиной возникновения в дальнейшем различных психологических проблем. Вместо этого подросток просиживает все время за компьютером, когда он должен начинать строить свои первые отношения с противоположным полом, ставить осмысленные цели перед собой, искать в обществе свое место.
ГЛАВА 2
Условия, место и методы проведения исследования
Исследование по выявлению интернет – зависимости и наиболее часто используемых интернет – ресурсов проводилось среди учащихся 5 – 11 классов МБОУ «Цнинская СОШ №2». Число испытуемых составило 574 человека. Для проведения исследования были выбраны следующие методики:
Тест Кимберли – Янг на интернет-зависимость
Социальный опрос на выявление зависимости от социальных сетей
Тест Кимберли – Янг на интернет-зависимость – тестовая методика, разработанная и апробированная в 1994 году д-ром Кимберли Янг профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде. Тест представляет собой инструмент самодиагностики патологического пристрастия к интернету (вне зависимости от формы этого пристрастия).
Социологический опрос был направлен на выявление:
Сколько времени подросток проводит в сети;
Какое место в жизни подростка занимает интернет;
Наиболее часто используемые интернет ресурсы.
Результаты исследования
По результатам теста Кимберли – Янг было выявлено, что 27% опрошенных не имееют интернет – зависимости, 39% - имеют слабую зависимость, у 26% - диагностируется средняя степень зависимости и у 8% обучающихся выражена сильная интернет – зависимость.
Получается, что в «группе риска» 73% учащихся, а это – 419 человек.
Так же в ходе исследования удалось выяснить, что интернет занимает у подростков очень много времени. 75% респондентов не могут прожить без Интернета ни дня, 18% опрошенных школьников заходят в Интернет 2-3 раза в неделю и лишь 7% - 5 – 6 раз в месяц.
Чем старше респондент, тем больше времени он проводит в сети. У старших школьников наиболее современные гаджеты, которые позволяют заходить в сеть в любое время. Это не только усугубляет состояние интнрнет – зависимости подростка, но и все больше отдоляет его от социума.
Так же было интересно узнать, как подростки используют Интернет и для каких целей. 89% школьников ответили, что чаще всего используют Интернет для общения и знакомства, 90% опрошенных Интернет помогает в учебе, 75% узнают из Интернета свежие новости, 40% мовершают различные покупки и 25% ищут для себя развлечение. Данные не стоит соотносить друг с другом, так как одному ученику могут быть свойственны несколько ответов.
В этом и состоят положительные стороны пользования Интернетом. Можно быстро и в любой момент узнать всю интересующую нас информацию. А также виртуальный мир помогает нам общаться с теми, кто далеко от нас.
С помощью социального опроса так же было выявлено, какие Интернет – ресурсы являются наиболее популярными среди подростков. Первое место занимает Google. Его используют 89% учащихся. Второе место YouTube – 75%.
На третьем месте Instagram – 65% и четвертое место VK – 63%. Instagram и VK используют, как показало анкетирование, ученики старших классов. И на пятом месте 45% разместились другие Интернет – ресурсы, такие как различные образовательные платформы, игры, менее популярные социальные сети.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что все учащиеся с 5 – 11 классы имеют доступ в Интернет и являются активными пользователями. Большинство учащихся 5 – 6 классов пользуются Интернетом для учебы, так как родители контролируют время, проведенное за компьютером или смартфоном. Старшие школьники 7 – 11 класса преимущественно используют социальные сети для общения.
Заключение
В ходе исследовательской работы было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет – источников по проблеме подростковой интернет – зависимости.
Сейчас очень сложно найти подростка, который ни разу не выходил в Интернет. И подростка ни разу, не игравшего в компьютерные игры. Компьютеры, ноутбуки, телефоны, планшеты все более доступны и разнообразны. Сложно представить семью, в которой нет хотя бы одного подобного гаджета.
Интернет – зависимость – это патологическое пристрастие к работе или проведению времени в Интернете.
К основным причинам подростковой интернет – зависмости можно отнести:
одиночество
социальная дезадаптация
поиск новых или острых ощущений, недоступных в реальном мире
депрессия
психические отклонения
Подобная зависимость несет в себе разрушающий вред для личности подростка.
Интернет является привлекательным для подростков:
как средство ухода от реальности;
как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности;
это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;
это неограниченный доступ к информации.
Исходя, из проведенного исследования можно сказать, что в нашей школе среди учащихся 5-11 классов есть ряд учащихся, относящихся к группе риска интернет – зависимости. Гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. Цель работы достигнута, все сопутствующие задачи выполнены. В ходе работы было получено много интересной и познавательной информации.
Обобщая теоретическую и практическую часть исследовательской работы, можно сделать следующие выводы:
Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, но в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.
Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют Интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья:ухудшение зрения, искривление осанки, раздражительность и др.
Интернет – одно из лучших изобретений в мире. Но всему нужна своя мера. Просто используйтесь Интернетом, как средством для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.
Результаты исследовательской работы могут быть использованы:
Родителями;
Учителями;
Учениками.
Рекомендации по использованию полученной информации в ходе исследовательской работы представлены в Приложении 1,2.
Список использованых источников
1. Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Войскунский А.Е. «Коммуникация в компьютерных сетях: психологические детерминанты и последствия» Вестник МГУ. Сер.14.1996. Вып.4.
2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. «Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете» Под ред. А.Е. Войскунского (Москва: Можайск-Терра, 2000г)
3.Балонов И.М. «Компьютер и подросток» М., 2002 г.
4.Солдатова Г.В., Зотова Е.Ю., Чекалина А.И., Гостимская О.С.Пойманные одной сетью: социально-психологическоеисследование представлений детей и взрослых об Интернете / Под ред. Г.В. Солдатовой. —М., 2011.
6.http://www.narcom.ru/ideas/common/15.htmlстатья«Диагноз–интернет-зависимость» Кимберли С. Янг
7.www.netaddiction.com/parents
8.http://www.proreklamu.com/articles/advertising-on-the-internet/18602-vse-o-sotsialnyh-setjah-vlijanie-na-cheloveka-1-4.htmlВсе о социальных сетях. Влияние на человека.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
ИНТЕРНЕТ – ЗАВИСИМОСТИ .
1.Будьте внимательны: вовремя заметить и предупредить появление и развитие интернет – зависимости легче, нежели потом с ней бороться.
2. Постоянно проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей подростка. Содействуйте и поощряйте его творческие начинания от увлечения живописью до прыжков с шестом.
3. Следует помнить, что интерет – зависимость реже проявляется у подростков, занимающихся спортом, поэтому постоянно следите, чтобы подросток должное время уделял физическим нагрузкам.
4. Личный пример в использовании возможностей интерета. Попутно прививайте навыки культуры общения с современной техникой.
5. Культивирование чувства семейной, коллективной общности. Одиночество (в силу разных причин) –повод и основание ухода в виртуальный мир.
6. Корректно используйте свое право на запрет, так как «запретный плод всегда сладок».
7. Всегда ищите возможность подчеркнуть полноту жизненных проявлений в реальности и однобокость переживаний в режиме on-line.
8.Если у ребенка нет в настоящий момент необходимости выйти в Интернет, учите его выключать компьютер.
9.Не разрешайте употреблять пищу, сидя за компьютером или смартфоном, так ребенок сможет отвлечься от онлайн-режима.
10.Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.
11. Отрегулируйте режим дня.
12.Воспитайте в ребенке культуру интернет пользования, сделайте это царство безграничных возможностей средством для достижения целей и решения, реальных, а не виртуальных задач.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПОДРОСТКАМ
1. Используйте реальный мир для расширения социальных контактов. Реальный мир, жизнь человека – это постоянное освоение, расширение и преображение реальности, и внутренней, и внешней. Таким путём человек становится совершеннее.
2. Определите своё место и цель в реальном мире. Ищите реальные пути быть тем, кем хочется. Избегайте простых способов достигать цели: бесплатный сыр - только в мышеловке.
3. Виртуальная реальность заполняет «дыры» в жизни. Живите без «заплаток»!
4. Компьютер – это всего лишь инструмент, усиливающий ваши способности, а не заменитель цели.
5. Развивать в виртуальной реальности то, что для вас не важно в реальной жизни, - нельзя. Делайте то, что хотите, в реальной жизни!
6. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир даёт только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения.
7. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками.
8. Имейте собственные чёткие взгляды и убеждения.
9. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности.
10. Пребывайте «здесь и сейчас», а не «там».
11. Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером.