«Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

2
0
Материал опубликован 9 December 2019

Автор публикации: Я. Аджиева, ученица 10А класса

МИНОБРНАУКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

Управление образования г. Махачкалы

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №33»

РОССИЯ

Научно-практическая конференция молодых исследователей

«Шаг в будущее»

секция «Русская литература»




ТЕМА:

«Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»





Автор: Аджиева Яна Руслановна,

МБОУ «Гимназия № 33», 10 класс

Научный руководитель:

Мусаева Айлин Магомедовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 33» г. Махачкалы












Махачкала 2019 г.

Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

Аннотация

      Данная работа посвящена определению поэтических функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием». Предметом исследования являются поэтические функции глаголов несовершенного вида, особенности использования данных глаголов в поэтическом тексте. Объектом – поэма «Реквием» А.Ахматовой. «Анна Ахматова почти никогда не объясняет, она показывает».1 Каждое стихотворение представляет собой отдельное художественное произведение, композиционно законченное, цельное. Стихи отличаются друг от друга по ритму, по стилю. Некоторые из них напоминают народные песни, в других появляются библейские темы. Однако все произведения, вошедшие в этот цикл, объединяют мотивы горя, утраты, смерти. Произведения, включенные в цикл «Реквием», передают душевное состояние, переживания лирической героини Ахматовой. Именно они составляют содержание произведения.

Материалом исследования послужила лирика А.Ахматовой, а именно поэма «Реквием».

Цель работы заключается в выявлении поэтический функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием».

Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме;

2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся раскрытию данной темы;

3) произвести анализ глаголов несовершенного вида в целях выявления их поэтических функций в поэме А.Ахматовой «Реквием».

Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

План научных исследований

       Работа посвящена определению поэтических функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием». Предмет исследования - поэтические функции глаголов несовершенного вида, особенности использования данных глаголов в поэтическом тексте. Объект– поэма «Реквием» А.Ахматовой.

     Цель работы заключается в выявлении поэтический функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием».

      Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме;

2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся раскрытию данной темы;

3) произвести анализ глаголов несовершенного вида в целях выявления их поэтических функций в поэме А.Ахматовой «Реквием».

      Гипотеза исследования: глаголы несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием» не только реализуют свои лексические значения, но и выполняют разнообразные поэтические функции.

     Структура работы. Работа состоит из аннотации, плана научных исследований, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. В работе использованы следующие методы: метод сплошной выборки, типологически-сопоставительный метод, метод концептуального анализа.

Содержание

Аннотация

2

План научных исследований

3

Научная статья. Введение

4-5

Основная часть

Глава I.

6

Глава II.

7-8

Заключение

9

Список использованной литературы

10

Приложение



Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

Введение

      Данная работа посвящена определению поэтических функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием». Предметом исследования являются поэтические функции глаголов несовершенного вида, особенности использования данных глаголов в поэтическом тексте. Объектом – поэма «Реквием» А.Ахматовой. Под поэтической функцией мы подразумеваем основную функцию художественного текста, которую создает установка на то, чтобы произведение своей формой в единстве с содержанием удовлетворяло эстетическое чувство адресата и передавало мысли, эмоции автора. Благодаря поэтической функции язык художественного произведения становится средством образного отражения действительности.

      Актуальность данного небольшого исследования связана с рядом факторов:

  Во-первых, - с необходимостью продолжать изучение поэтического языка как специфического феномена. В поэтическом тексте все мотивировано, подчинено определенной цели, каждый элемент наполнен богатым эстетическим содержанием.

   Во-вторых, - со значением А.Ахматовой- крупнейшим мастером поэтического слова, творившей во время, названное Серебряным веком русской поэзии, наследие которой изучено не в полной мере. В-третьих, с осмыслением авторской художественно-эстетической позиции при исследовании состава лексико-семантической группы глаголов несовершенного вида.

      Материалом исследования послужила лирика А.Ахматовой, а именно поэма «Реквием». «Поэтическое слово Ахматовой воздвигало столбы света и громады мрака.

​​​​​​​        Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

- выявлены особенности функционирования глаголов несовершенного вида в переносно-образном значении в лирических текстах;

- установлена роль глаголов несовершенного вида в создании лирических образов в поэме А.Ахматовой.

       Цель работы заключается в выявлении поэтический функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием».

        Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме;

2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся раскрытию данной темы;

3) произвести анализ глаголов несовершенного вида в целях выявления их поэтических функций в поэме А.Ахматовой «Реквием».

      Основная гипотеза исследования: глаголы несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием» не только реализуют свои лексические значения, но и выполняют разнообразные поэтические функции.
Теоретическая значимость исследования заключается в осмыслении роли в поэтическом тексте глаголов несовершенного вида, организации языковой картины мира поэта; работа вносит вклад в разработку методики лингвистического анализа глагола несовершенного вида в лирическом тексте; результаты работы могут быть использованы в лексикографическом описании глагола несовершенного вида.

       Практическая значимость исследования состоит в возможности использования полученного материала в практике филологического анализа текста художественного произведения на факультативных занятиях и на уроках в лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением русского языка и литературы, фактический материал работы может быть использован при создании методических разработок по анализу семантической структуры глагола и особенностей его функционирования в лирическом тексте.

Наше исследование опирается на научные достижения отечественной лингвистики в следующих областях:

Изучение глагола: работы Н.С. Авиловой (1976), Ю.Д. Апресяна (1967), В.В. Виноградова (1986), Н.Ю. Шведовой (2000, 2005), Шахматова (1941) и др.

Изучение языка художественной литературы: В.В. Виноградова (1980), и др.

Изучение творчества А.Ахматовой: работы Е.Добина (19), Виленкина В.А. Гончаровой Н. Г., Наймана А.Г. и др.

Структура и объем исследования: работа состоит из Введения, Плана научных исследований, Основной части, Заключения, Списка использованной литературы.
Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

Глава 1.

          В.В. Виноградов считает «глагол является наиболее сложной, грамматически организованной, отвлеченной и в то же время наиболее насыщенной, то есть непосредственно отражающей действительность, категорией современного русского языка. В глаголе лексическая многозначность совмещается с богатством и многообразием грамматических форм»3. .

        Глагол обладает огромной силой экспрессии, выразительности, широкими возможностями описания жизни в ее динамике, развитии, а также оценке. А.Н. Толстой образно определил значение глагола: «Движение и его выражение - глагол - является основой языка. Найти верный глагол для фразы - это значит дать движение фразе»5.

         Лирика Анны Ахматовой пронизана движением с ранних стихотворений вплоть до последнего цикла стихов. «Преодоление косности, споспешествование мировому движению, подвижность, как подвиг: это - вообще основные линии его одновременно подвижной и величавой поэзии»6. А. Ахматова выделяла движение как непременный атрибут любого из явлений как материальной, так и духовной жизни и придавала ему особое значение. Ее произведения наполнены динамикой, которая передается посредством употребления глагола. В отличие от некоторых поэтов Серебряного века, которые стремились употреблять данную часть речи как можно реже, А.Ахматова подчеркивала его необходимость в стихотворных текстах. Ведь «глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи» (Алексей Югов).

                             Что обозначают глаголы несовершенного вида?

1) регулярно совершающееся действие (аористическое, повторяющееся); 2) конкретное единичное действие (конкретно-процессным), очень ярко выражена идея процессуальности; 3) факт прошлого.

Глава II.

Анализируя роль глаголов в лирике А.Ахматовой, их поэтические функции, мы стали задумываться о том, а какое место отводится глаголам в поэме «Реквием»? Какую роль выполняют глаголы несовершенного вида? Какого времени и наклонения чаще встречаются слова данной части речи в поэме? Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы решили проанализировать произведение А.Ахматовой «Реквием».

       В поэме поэт использует 89 глаголов несовершенного вида, 49 - совершенного. Категория времени также тесно связана с категорией вида. У несовершенного вида – 3 времени, у совершенного – 2. Чем отличаются глаголы совершенного и несовершенного вида друг от друга? Прежде всего глаголы совершенного вида обозначают законченное действие, указывают на его завершённость или результат и отвечают на вопрос "Что сделать?". Глаголы несовершенного вида обозначают незаконченное действие, не указывают на его завершённость и отвечают на вопрос "Что делать?". Все глаголы несовершенного вида из «Посвящения» поэмы А.Ахматовой «Реквием» распределим по значению (см.Приложение):

      Как мы видим из таблицы, глаголы движения/действия, создающие динамику, преобладают. Из них 13 глаголов в настоящем времени, изъявительном наклонении, 3 – в прошедшем времени в том же наклонении. Поэт использовал всего один глагол несовершенного вида- «хлынут». Поэма начинается с метафоры «Перед этим горем гнутся горы», где глагол «гнутся» несет смысловую нагрузку и является ядром метафоры. Глагол «гнутся показывается» насколько горе может быть тяжелым, что горы не могут его выдержать. Начало потрясает своей трагедийной насыщенностью. Олицетворение «Для кого-то нежится закат» также усиливает драматичность. «Веет ветер свежий» и «нежится закат» - «для кого-то», но больше не для нас. Ахматова использует синономичные глаголы настоящего времени изъявительного наклонения:

«Но идет… Шатается… Одна… /… чудится в сибирской вьюге,/… мерещится им в лунном круге?» Глагол «идти» стилистически нейтральный, «шатается» разговорный, «чудится» книжное, «мерещится» разговорное. Автор использует глаголы – синонимы, относящиеся к разным стилям речи, чтобы показать состояние души лирической героини, движения. «Посвящение» - это описание чувств и переживаний людей, которые всё своё время проводят в тюремных очередях.

  Во «Вступлении» также преобладают глаголы движения, из которых 7 в прошедшем времени, 5 в настоящем. Глаголы чувства всего 4, из которых 1 «плакали» в прошедшем времени, а 3 – в настоящем. Отсутствуют глаголы цвета. Эта часть поэмы также начинается с метафоры: «Это было, когда улыбался/ Только мёртвый…» Много изобразительно-выразительных средств: «короткую песню разлуки паровозные пели гудки», «звезды смерти стоят над нами», «безвинная корчилась Русь» и др. – передающих предельную экспрессивность образов, безысходность боли. Глаголы прошедшего времени «уводили тебя на рассвете», «в темной горнице плакали дети» несут языковую нагрузку. «Буду я, как стрелецкие женки,/Под кремлевскими башнями выть». Эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта. В данном сравнении глагол несовершенного вида будущего времени «буду выть» ярко и точно передает эмоциональное состояние лирической героини, ее отчаянное положение.

Резкие и мрачные краски поражают скупостью, сдержанностью.

В «Приговоре» из поэмы «Реквием» отсутствуют глаголы несовершенного вида, оно начинается с глагола совершенного вида прошедшего времени «упало», которое играет важную роль в образовании следующей метафоры: «И упало каменное слово
На мою еще живую грудь».7 

В поэме глаголы несовершенного вида движения/действия превышают в количестве остальные слова. В финале поэма наполняется звуками: это и громыхание, хлопание, вой: «Забыть громыхание черных марусь/Забыть, как постылая хлопала дверь/И выла старуха, как раненый зверь», «…кричит стомильонный народ» - врезаются трагические ноты. Страдания народа и лирической героини сливаются. В олицетворениях: «выглядывает страх», метафорах: «опадают лица», «страдание выводит на щеках8» (Выводить наружу что-н. (разг.) — обнаруживать, делать для всех ясным, очевидным.), «улыбка вянет», «дрожит испуг» центральное место занимают глаголы несовершенного вида, настоящего времени, изъявительного наклонения, которые придают речи строкам выразительность.

Обилие глаголов несовершенного вида в поэме «Реквием» показывает незавершенность действий, страдания, выпавшие на долю лирической героини, не заканчиваются. Данные глаголы являются сильными местами текста, благодаря им мы видим, слышим, ощущаем эмоциональную состояние лирической героини. "Реквием" автобиографичен. В нём оплакивается скорбящая мать, потерявшая сына, жена, потерявшая мужа.

И сама Ахматова пережила обе эти драмы, но за ее личной судьбой стоит трагедия всего русского народа.

Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

Заключение

Данная работа посвящена определению поэтических функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием». Предметом исследования является поэзия А.Ахматовой. Объектом – поэма «Реквием» А.Ахматовой.

Цель работы заключается в выявлении поэтический функций глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием».

Для достижения этой цели решены следующие задачи:

1) изучить и проанализировать разную литературу по данной теме; 2) выделить и исследовать основные термины и понятия, касающиеся раскрытию данной темы; 3) произвести анализ глаголов несовершенного вида в целях выявления их поэтических функций в поэме А.Ахматовой «Реквием»;

Нам удалось установить, что состав глаголов несовершенного вида превышает количество глаголов несовершенного вида (89 глаголов несовершенного вида, 49 – совершенного) Мы выявили наиболее продуктивные глаголы несовершенного вида у автора (глаголы движения/действия являются наиболее частотными у поэта).

Произведенный нами небольшой анализ показывает, что глаголы несовершенного вида являются опорными словами в тексте, смысловыми ядрами изобразительно-выразительных средств.

Основная часть поэтических функций данных глаголов характерна для поэмы «Реквием»: изображение хода времени, передача восприятия звука, создание динамичной картины мира, изображение смерти, изображение движения как духовного подвига, выражение мечты и устремлений героя, выражение эмоций, чувств и состояний и др.

В ходе проведенного анализа выявлена характерная модель сочетаемости глаголов несовершенного вида с другими частями речи (существительное, местоимение, наречие)

В ходе анализа установлено, что подавляющее большинство глаголов данного вида употреблено в форме изъявительного наклонения.

Таким образом, глаголы несовершенного вида являются стержнем фразы, изобразительно-выразительных средств, способны передавать разные смыслы, тончайшие оттенки при характеристике как перемещения материального, так и движения духовного.


Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 101класс

Список использованной литературы

Авилова Н.С. Способ глагольного действия и возможности видовой соотносительности глагола // Филологические науки. 1978. № 4.

Ахматова А.А. Стихотворения. Поэмы. Проза. Владивосток. Издательство Дальневосточного университета/1989

Виленкин В.А. «Летопись жизни и творчества А.Ахматовой» Часть 2, г.Москва/1998

Гончарова Н. Г. «Фаты либелей» А.Ахматовой» Москва
Санкт-Петербург/ 2000г.

Добин Е.С. «Поэзия Анны Ахматовой» Советский писатель/ Ленинградское отделение/1968г.

Найман А.Г. «Рассказы об А.Ахматовой» Москва/1989

Ожегов С.И. «Словарь русского языка» г.Москва/1990






















Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

Аджиева Яна Руслановна

Россия, Республика Дагестан, г.Махачкала

МБОУ «Гимназия №33», 10 «1» класс

Приложение

Глагол движения,
действия

Глагол 
звучания

Глагол 
цвета

Глагол 
состояния

Глагол 
чувства

гнутся (1), не течет (1), веет (1), подымались (1), шли (1), встречались (1), идет (1), шатается(1), шлю (1)

Поет (1)


Нежится(1)

Слышим (1), чудится (1), мерещится (1), не знаем (1)

«Вступление»

Глагол движения,
действия

Глагол 
звучания

Глаг
цвета

Глагол 
состояния

Глагол 
чувства

Болтался (1), шли (1), (1), корчилась (1), шли (1), уводили (1), льется (1), идет (1), входит (1), шлю (1),качается (1), кидалась (1), летят (1)

Пели (1), кричу (1), зову(1), буду выть (1)


кончается (1), грозит (1),

плакали(1), видит (1), страдает(1), глядит (2)

В следующей части поэмы «К смерти» мы видим:

Глагол движения,
действия

Глагол 
звучания

Глагол 
цвета

Глагол 
состояния

Глагол 
чувства

Поит (1)


Сияет (1)

Жду (1), клубится (1)

Манит (1),

В следующей части поэмы «Распятие» мы видим:

Глагол движения,
действия

Глагол 
звучания

Глагол 
цвета

Глагол 
состояния

Глагол 
чувства

Билась (1)

Рыдала (1)


Каменел (1), стояла (1)


В следующей части поэмы «Эпилог» мы видим:

Глагол движения, действия

Глагол 
звучания

Глагол 
цвета

Глагол 
состояния

Глагол 
чувства

Опадают (1),

выглядывает (1), ищет (1), не топчет (1), прихожу (1), идут (1), струится (1)

Слышу (1), кричит (1), хлопала (1), выла(1), гулит (1)

выводит (1)

Вянет (1), дрожит (1), стоял (2),

Чувствую(1), вижу (1), вспоминаю (1), поминают (1)































Рецензия

На работу ученицы 10 класса МБОУ «Гимназия №33» г.Махачкалы

Аджиевой Яны Руслановны

«Поэтические функции глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием»

представленной на научно-практической конференции

«Шаг в будущее»

Работа состоит из краткой аннотации, плана научных исследований, 2 глав, заключения и списка использованной литературы. В работе использованы следующие методы: метод сплошной выборки, типологически-сопоставительный метод, метод концептуального анализа.

Аджиева Я.Р. показала роль глаголов несовершенного вида в поэме А.Ахматовой «Реквием». Из каждой главы выписала глаголы несовершенного вида, распределила их по значениям. В аннотации в краткой форме изложено содержание статьи, обоснованы актуальность и новизна темы.

В основной части, в двух главах раскрыты цель и задачи исследования, но не достигла всех поставленных задач. В первой главе автор рассказал о том, какую роль выполняет глагол в поэтических текстах. Во второй - Аджиева Я. в данной работе конкретизирует, акцентирует внимание на глаголах несовершенного вида, но раскрывает не все их поэтические функции. В заключении сделаны выводы, содержащие ответы на поставленные в работе задачи.

Работа имеет теоретическую значимость и практическую ценность.





Кандидат филологических наук ДГУ Чалаева Ф.Ш.

Доцент кафедры дагестанских языков ДГУ



1 [А.Найман 1989:234]

2 [Е.Добин, 1968:55]

3 [Виноградов, 1986:476]

4 [Шведова, 2005: 394-395]

5 [Толстой, 1961: 212]

6 [Айхенвальд, 2000: 502]

7 [А.Ахматова 1989:325]

8 [C.И.Ожегов 1990:155]

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации