Презентация к уроку русского языка «Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

4
0
Материал опубликован 23 March 2016 в группе

Урок русского языка в 6 классе Автор презентации: Грибанова И.Э., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 с.Камбулат Туркменского района Ставропольского края

Прочти предложение и выполни задание Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

Образование деепричастий. Деепричастия совершенного и несовершенного вида Определим тему урока!

Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает … добавочное действие. 2. Деепричастие отвечает на вопросы… что делая? что сделав? как? каким образом? почему? и др. 3. Деепричастие объединяет признаки… глагола и наречия. 4. Наречные признаки – это … неизменяемость, зависимость от глагола- сказуемого, в предложении - обстоятельство. 5. Глагольные признаки деепричастия – это… возвратность-невозвратность, вид. Продолжи предложение

6. Деепричастие, объединяя признаки глагола и наречия, показывает, … каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым. 7. Из морфем в составе деепричастия отсутствует … окончание. 8. Деепричастный оборот – это … деепричастие с зависимыми словами. 9. Деепричастный оборот на письме … всегда выделяется запятыми. 10.НЕ с деепричастиями пишется …. раздельно, кроме случаев, когда слово без НЕ не употребляется.

Понаблюдаем!

От глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, деепричастия образуются от основы неопределённой формы: От глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, деепричастия образуются от основы неопределённой формы: узнавать - узнают- узнавая, вставать - встают - вставая. От глагола быть образуется деепричастие будучи. Деепричастия несовершенного вида не образуются: от глаголов на -чь беречь, мочь, жечь, печь, стричь, стеречь… ; от глаголов на -нуть вянуть, тонуть, пахнуть, киснуть… ; от глаголов, у которых в основе настоящего времени нет гласных тку, лгу, рву, шью, пью… ; от большинства глаголов с основой на шипящий в настоящем времени: вяжу, мажу, пишу, кажусь. Внимание!

Задание 1 Выделите глаголы, от которых не образуются деепричастия несовершенного вида. Беречь, мечтать, узнавать, тянуть, дёргать, писать, мочь, удерживать

Задание 2 Выделите деепричастия несовершенного вида. 1. Кот, ещё сильнее выгнув шею, зашипел и ударил лапой Каштанку по голове. 2. Ласточка стремглав неслась по улице, щебеча и всех извещая, что прилетела она из дальних стран. 3. Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стёжкам. 4. Лошади, отбиваясь хвостами от слепней, бегут шибкой полевой рысью. 5. Следя за небом, не теряйте из виду землю.

Понаблюдаем! С утра покинув приозёрный луг, летели гуси дикие на юг.

Задание 3 Выделите деепричастия совершенного вида. 1. Много встречных, особенно молодых парубков, брались за шапку, поравнявшись с нашим мужичком. 2. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой, отчаянно устремившись вперёд. 3.У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног. 4. Далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши. 5. Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.

Задание 4 Выделите суффиксы в деепричастиях совершенного вида. Заперев, растерявшись, мчась, сверкая, взойдя, поджигая, разбежавшись. Выделите глаголы, от которых можно образовать деепричастия совершенного вида. Стараться, подскакивать, наклеить, разукрасить, сосчитать.

Задание 5 Заполни таблицу. Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья, напомнив о брате.    Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

Задание 6 Образуй от глаголов деепричастия, определи вид, обозначь суффиксы деепричастий. Расставь знаки препинания. (Перестать) _______________ читать люди перестают мыслить. Делай великое (не) (обещать) __________________ великого. (Одарить) _____________ человека многими талантами природа, к сожалению, не предохранила его от глупых поступков. (Научиться) ____________________ управлять своими чувствами можно многого добиться.

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.