12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Легоцкая Вера Сергеевна44178
Люблю работать.
Россия, Брянская обл., Брянск




Помяни нас, Россия…



Номинация

Исследовательская работа о судьбе героя, с именем которого связаны памятные места населенного пункта Брянской области




Автор

Сиваева Дарья,

учащаяся 9 класса

МБОУ«Гимназия №5» г. Брянска
































2022



Оглавление

Введение……………………………….……………………………………3

1. Обзор литературы по теме исследования...……………………………4

2. Он прославил Нетьинку………………………………………………...7

Заключение…………………………………………….……………….…12

Список источников и использованной литературы…..….………..……13

Приложения……………………………………….………………………14





































Введение

Родине

Помяни нас, Россия, в декабрьскую стужу,

Перед тем как сойдешься за праздничный стол.

Вспомни тех, кто присяги тебе не нарушил,

Кто берег тебя вечно и в вечность ушел.

Помяни нас, засыпанных пеплом и пылью,

Пулеметами врезанных в скальную твердь.

Запиши нас в историю горестной былью

И рубцом материнское сердце отметь.

Помяни нас, Россия, и злых, и усталых,

Одуревших от зноя, без сна, без воды.

Отмеряющих жизнь от привала к привалу,

От звезды до звезды, от беды до беды.

Помяни нас и гордых атакой победной.

Ни на шаг не сошедших со взятых вершин.

Не трибунною речью, не строчкой газетной -

На великих скрижалях любви запиши.

Помяни нас, Россия, в извечной печали,

Златорусую косу свою расплетя.

Мы оставшимся помнить и жить завещали,

Жить, как прожили мы—для тебя!

И.Морозов [8, с.53-54].



Средняя школа в поселке Нетьинка в Брянском районе Брянской области, административного центра Нетьинского сельского поселения носит имя Юрия Борисовича Левкина. В поселке его именем названа улица, на которой он жил. Кто этот человек, удостоенный столь большой чести? Одна из моих родственниц сказала, что это герой, прославивший Нетьинку на всю страну. Какой подвиг совершил Юрий Борисович? Именно из желания найти ответ на поставленный вопрос и родилась идея данного исследования.

Цель исследования: собрать информацию о жизни и подвиге Юрия Борисовича Левкина.

Задачи исследования:

-изучить литературу по проблеме исследования;

-собрать информацию о Левкине Ю.Б. у людей, знавших героя;

-обобщить собранный материал в виде доклада и выступить на научной конференции школьников.

Методы исследования. При написании работы я обращалась к художественной и научной литературе о событиях Афганской войны, работала с материалами школьного музея Нетьинской средней школы, встречалась и беседовала с людьми, которые помнят Юрия: учителями, одноклассниками, соседями.

Практическое значение. Я не только сама собрала и изучила интересный материал о событиях нашей страны, но и поделилась полученными знаниями с одноклассниками: выступала с докладами на гимназической научной конференции, а также на классных часах в 9а, 9б, 9в и 9г классах.




























1. Обзор литературы по теме исследования

Приступая к исследованию, я, конечно, прежде всего обратилась в школьную библиотеку, где собран богатейший материал о Юрии Борисовиче. Узнав о том, что что Юрий Борисович воевал в Афганистане, я параллельно обратилась к научной и художественной литературе, чтобы изучить события, связанные с Афганским конфликтом 1979-1989 годов. Том энциклопедии «Афганский конфликт» помог мне понять события того страшного времени [2 ]. Я узнала о том, что в 1979 г. в Афганистан был введен Ограниченный контингент советских войск для вооруженной поддержки Народно-демократической партии Афганистана, пришедшей к власти в результате Апрельской революции 1978 года. Первоначально советским войскам запрещалось вступать в боевые действия, однако после массовых антиправительственных выступлений в Кабуле было принято решение о начале активных действии. В 1986 году в СССР сменился политический курс, началась перестройка, и феврале 1986 года М.С. Горбачев заявил о поэтапном выводе советских войск из Афганистана. Осенью 1986 года выведены первые полки. В этой же энциклопедии я прочитала и о потерях в этой войне- безвозвратные потери СССР составили 14,5 тыс. человек. Многие участники боевых действий, проявившие большое мужество и отвагу были представлены к государственным наградам; орденами и медалями СССР награждено свыше 200 тыс. военнослужащих, 66-ти присвоено звание Героя Советского Союза.

Еще один источник- художественно - публицистический сборник «Выполняя интернациональный долг», который повествует о мужестве и героизме советских солдат в то страшное время. Из этой книги я узнала о подвигах, которые ежедневно совершали молодые советские солдаты-срочники, порой мало подготовленные к военным действиям, но неизменно смелые, решительные, честные, справедливые, любящие свою Родину [6 ].

Повесть А.Архипова «Звёзды Платона» – еще одно произведение, раскрывшее передо мной картину тех далеких от меня событий. Повесть написана простым и понятным языком, рассказывает о простых солдатах, взявших в руки оружие. Главный герой повести, гвардии старшина Леонид Анатольевич Платонов, за мужество, отвагу и героизм был награждён двумя орденами «Красной Звезды» и медалью «За Отвагу». Был трижды ранен. Я удивлена тому, что герою было всего 19 лет. Главные герои этой повести не вымышленные, а реальные люди, именно на таких, на мой взгляд, следует равняться современным мальчишкам [1 ].

В своей повести «Афганский дневник» Верстаков В.Г. описывает события в Афганистане в 1997-1989 годах на основании материалов своих поездок в эту страну и непосредственного участия в боевых операциях. Автор пишет о том, что наши воины хотели установить мир на этой земле, где душманы терроризировали мирное население: издевались, жгли дома, угоняли скот, вырезали семьи членов партии, учителей и активистов.

Он описывает Кабул, как город, где соседствуют дворцы и глиняные домики, Афганистан – как страну, в которой еще сохранился феодализм, уклад жизни афганцев, историю их страны (кратко), историю многострадального народа, пишет о боевых операциях, в которых наши воины показали свои мужество, отвагу, ратное мастерство, о потерях нашей армии, о том, что почти 6,5 миллионов афганцев бежали от войны в соседние страны (Пакистан, Иран…) [4 ].

Военный публицист Дынин И.М. в своем произведении «После Афганистана: «афганцы» в письмах, документах, свидетельствах очевидцев», опираясь на факты из своего афганского блокнота, пишет об не устранённом быте наших воинов, о трудных боях в горах ущельях, об их подвигах и мужестве. Особенно тронули меня страницы, посвященные фронтовым медсестрам, эти милые женщины ежедневно рисковали жизнями ради спасения советских солдат, ради спасения афганцев. Мне запомнилось описание подвига Героя Советского Союза, гвардии лейтенанта, Демакова А,И., так как его подвиг похож на подвиг Лёвкина Ю.Б., совершён позже – в 1982 году [5 ].

В книге П.Ткаченко «Афганистан болит в моей душе…»: воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане, на страницах этого сборника я познакомилась с этой необычной и трагической войной, узнала, что чувствовали люди, ежедневно рискующие жизнями. В дневниках я нашла свидетельства о жизни в палатках, боях с душманами, потерях друзей, о том, что «крепкая дисциплина – лекарство против страха», песню «Кандагар – это не Сочи…». Воины вспоминают о взаимоотношениях с местным населением, о помощи и не только, так описывает случай, когда их лейтенант, безопасной бритвой, обеззараженной одеколоном, вскрывает мальчику нарыв на ноге, чтобы спасти тому жизнь [3].

Таким образом, прочитав научную и художественную литературу, я пришла к выводу, что вопросы Афганской войны широко освещены в литературных источниках, но по-прежнему волнуют читателей и историков.



2. Он прославил Нетьинку

На фасаде средней школы поселка Нетьинка установлена посвященная Юрию Борисовичу Левкину мемориальная доска. (Фото с.17)

В школьном музее на стене находится стенд «Юрий Борисович Лёвкин. 21 декабря 1961 года – 2 декабря 1981 года», (Фото с.15) где видим Юру на внутришкольном туристско-краеведческом слёте и на встрече с брянцем авроровцем Товстыко (из путешествия по Городам - Героям, г.Москва), выпускную фотографию его класса, с друзьями на службе в армии. [13, с. 55–67].

Руководитель музея Ленникова Е.В. познакомила меня с экспонатами, посвященными жизни и подвигу Юрия Лёвкина: его личными вещами (в экспозиции боксерские перчатки, воинский планшет, футболка и беретка), альбомами-дневниками путешествий, в которых он участвовал, воспоминаниями его учителей. (Фото с.19)

Первая учительница Юры Синичина Н.Г., с которой мне удалось побеседовать, вспоминала, что учился Юра на четверки и тройки, был активным, всегда вставал на защиту слабых ребят, очень любил своих маму и сестренку Свету, был маме помощником во всём. Первая учительница также отметила чувство справедливости Юры [10].

«По характеру он казался спокойным и стойким. Впечатление такое, что в нём есть внутренний стержень», - делился своими воспоминаниями Кузин Н.Н. Классный руководитель считал, что у парня была добрая душа и отзывчивое сердце, Чувствовалась готовность брать на себя ответственность и служить ближнему – это и есть то, что называют мужской дружбой, товариществом. «В классе к Юре относились с уважением, прислушивались к его мнению. Мальчик всегда со вниманием слушал объяснения учителей, задавал много вопросов. Охотно выполнял учебные задачи, готовил доклады. Любую работу выполнял с интересом и энтузиазмом, предпочитал работать с одноклассниками, вообще умел и любил работать в команде» [9].

Я поговорила с людьми, близко знакомыми с Юрой. Бывший учитель математики Тапешко Г.Н. вспоминает о работе географического общества «Горизонт» в Нетьинской школе: «Лёвкин Юра был постоянным членом этого общества. Вместе с руководителем общества Легоцким С.К. и своими друзьями он в течение года разрабатывал маршрут очередного путешествия. Они писали письма туда, где хотели бы остановиться (лучше в школе или в клубе, или на худой конец в гостинице). Зарабатывали деньги на путешествие: работали в совхозе на уборке урожая, в лесничестве на посадках сосен и уходе за ними. На каникулах на 2-3 недели отправлялись по намеченному маршруту». Следует отметить также. Что Юра не чурался никакой работы, в колхозе брался за любую, был, что называется, «рукастый» [9].

Одноклассница Юры Киреева Люда также вспоминает те путешествия, о которых рассказывает учитель математики: «Где мы только не были: ездили по Городам – Героям, за Северный Полярный круг, по комсомольской путевке в Болгарию и Румынию, на Камчатку... Везде Юра был впереди, он хотел все увидеть, узнать и при возможности потрогать. Был он хорошим товарищем: добрым, отзывчивым, всегда готовым помочь». (Фото с.14)

Рекунова Н.Г. с географическим обществом «Горизонт» совершила 3 путешествия: «В путешествии за Северный Полярный круг, я поразилась отваге этого мальчика, который без раздумья, бросился помогать мне вытаскивать из холодной реки Оби своего товарища, у которого свело ногу. Это был очень оптимистично настроенный мальчик. Единственное, что его не устраивало на маршруте - это, то, что в музеях группу не пускали очень близко к экспонатам. Юра и его товарищи были честными ребятами. (Фото с.21) Вспоминаю путь в Болгарию, перед границей Легоцкий С.К. собрал со всех нас деньги для обмена, положил их на сидение и ушёл по своим делам, уверенный в том, что никто не возьмет. Естественно, их никто и не взял. Юра всегда был готов разделить трудности путешествия с товарищами и нами, руководителями. Я думаю, что в этих путешествиях Юра получил хорошую нравственную и физическую закалку» [10 ].

После окончания школы Юра меньше года работал регулировщиком на Брянском электромеханическом заводе. А затем – армия. «В армии Юра хотел служить, хотя многие его ровесники уже тогда искали пути-дорожки, чтобы «откосить» от службы, - вспоминает сосед Юры Вадимов Н.П.- поколение таких, как Юра, выросло на фильмах и книгах о подвигах героев Великой Отечественной войны. В 70-е годы, когда произошло становление личности Юры, в школах воспитывали по-другому, много внимания уделялось военной подготовке, патриотическому воспитанию. Именно такая работа в школах и растила настоящих героев, преданных своей Родине» [10 ].

Изучая короткую, но яркую жизнь Юрия, я обратилась к материалам «Всесоюзной книги памяти». Что я узнала? «Левкин Юрий Борисович, мл.сержант, ст. стрелок. В Вооруж. Силы СССР призван 21.4.80 Брянским РВК. В Республике Афганистан с ноября 1980. Участвовал в 6 боевых операциях, во время которых показал себя смелым и решительным воином. 3.12.1981 в бою вел меткий огонь из личного оружия и вынес с поля боя погибшего товарища. При возвращении на огневую позицию был смертельно ранен. 6 апреля 1982 года за мужество и отвагу, проявленную в бою, награжден орденом Красного Знамени (посмертно)». За скупыми строками энциклопедии -целая жизнь, яркая, цельная, служащая примером для всех моих ровесников! [5 ].

Я пыталась узнать о том, как наши солдаты оказывались в Афганистане, что они чувствовали, впервые ступив на горячую афганскую землю, впервые взяв в руки боевое оружие, впервые нажав на курок. Из прочитанных книг и беседы с воином-афганцем Гридиным Н.С. я узнала, что всех солдат, прошедших отбор, поездом отправляли в город Кушку (Туркменская ССР), на границу с Афганистаном. На вокзале этого города через громкоговорители сообщалось: «Советский воин, находясь на территории Афганистана, всегда помни, что ты - представитель великой страны-победительницы. Ты- воин-интернационалист. Ты пришёл по зову нашего братского афганского народа защищать Апрельскую революцию...». Всем прибывшим выдавали инструкции советского воина. Один из пунктов документа сообщал, что в необходимые моменты по примеру наших дорогих дедов и отцов мы должны пожертвовать жизнями ради своей Родины. Также в памятке было много полезных советов, касающихся менталитета, образа жизни и религии населения Афганистана. Интересно, что чувствовал Юрий, прибыв в город, из которого шагнул в войну? Думаю, он гордился, что сможет защитить людей, нуждающихся в этом, ведь еще в школе он всегда принимал сторону слабых, сторону младших.

Интересовали меня и подробности о подвиге Левкина Юрия. Произошло это 2 декабря 1981 года у кишлака Бакхам. Подразделение десантников наткнулось на крупную банду душманов. Завязался бой. Заслуженную репутацию лучшего снайпера своей восьмой роты гвардии младший сержант Юрий Левкин в полной мере оправдал, уничтожив, до того как вражеская пуля повредила ему оптический прицел винтовки, девятерых бандитов. В это время метрах в двухстах от него погибает сержант Евгений Фоминов. Душманы пытались захватить тело десантника, чтобы надругаться над трупом, психологически воздействовать на наших солдат. Юра добровольно, захватив автомат, кинулся в ледяную воду отделяющей его от убитого товарища реки. С подоспевшими бойцами они отбили тело сержанта. Когда проводилась его эвакуация, Лёвкин осуществил прикрытие. Тут его и настигла вражеская пуля. (Фото с. 16, 18)

Похоронен Юрий в пос. Нетьинка на старом кладбище, у перекрестка дорог. Память о подвиге Юрия Левкина хранят его друзья – однополчане и земляки.

Из газеты «Брянский перекресток»: «Александр Орлов познакомился с Юрой на призывном пункте. В Афганистане они попали в одну роту; в одном взводе служили и в одной палатке жили. Орлов написал стихи, посвященные боевому другу. В них есть такие строчки: «…за спины он не прятался других, что воевал храбро – в роте это знали, и уваженье он имел средь молодых».

Из материалов библиотеки пос. Нетьинка: уроженка посёлка поэтесса Скворцова Т.И. написала стихотворение, посвященное Юрию Левкину «Кто сказал, что нет его в живых…», заканчивающееся словами «жизнь любил и за неё сражался».

15 октября 2011 года средней школе пос. Нетьинка присвоено имя погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане выпускника Юрия Борисовича Лёвкина. Именем Лёвкина названа улица, на которой он жил.













Заключение

Подведя итог проделанной работе, хочется отметить, что меня, представительницу современной молодежи, очень волнуют вопросы новейшей истории, мне хочется изучать ее на краеведческом материале, потому что приятно осознавать, что Брянщина, моя родная земля, проходит вместе со всей страной путь развития, вершит историю своего народа и всего человечества.

Вопросы Афганской войны в научной и художественной литературе представлены достаточно подробно, но продолжают вызывать интерес. Появляются новые работы, публикуются дневники, мемуары, стихи и песни.

Биография и подвиг Юрия Борисовича Лёвкина –славная страница в истории Брянщины и все великой России, свидетельство мужества, стойкости, решимости и воли к победе – всего, чем щедро награждала родная земля и наш русский народ своих воинов на протяжении сотен лет, в течение всех войн. Имя героя увековечено: 15 октября 2011 года средней школе пос. Нетьинка присвоено имя погибшего при исполнении интернационального долга в Афганистане выпускника Юрия Борисовича Лёвкина. Именем Лёвкина названа улица, на которой он жил. Я горжусь, что знаю биографию и подвиг своего славного земляка- Левкина Юрия Борисовича.











Использованная литература

Архипов А.А. Звезды Платона.- М.: Эксмо-Пресс, 1997.– 480 с.

Афганский конфликт (1979-1989): [Текст] // Большая Российская энциклопедия: т В 30 т./ Отв. ред. С.Л.Кравец. Т.2. Анкилов-Банка.– М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.– с.515.

Афганистан болит в моей душе…: воспоминания, дневники советских воинов, выполнявших интернациональный долг в Афганистане/ литературная запись П. Ткаченко.- М.: Молодая гвардия, 1990.-225 с.

Верстаков, В.Г. Афганский дневник: повесть/В. Г. Верстаков.-М.: Военное издательство, 1991. -339 с.

Всесоюзная книга памяти. URL: http://www.afgan.ru/memoryafgan/ (дата обращения 22.03.2022)

Выполняя интернациональный долг: [Текст] / Сост.: В.Н.Овсяников, А.Б.Соловьев.– М.: Политиздат,1986.- 284 с.

Дынин, И.М. После Афганистана: «афганцы» в письмах, документах, свидетельствах очевидцев/ И.М. Дынин. –М.: Профиздат, 1990.-143.с.

Из пламени Афганистана: [Текст] / Сост.: П.Ткаченко.– М.: Сов. Россия, 1990.– с.:53-54

Материалы музея Нетьинской средней школы и библиотеки пос. Нетьинка.

Воспоминания друзей и учителей.

https://bryansk.bezformata.com/listnews/znajte-takim-on-parnem-bil/1566571/ «Брянский Перекресток»



















Приложение



t1654112125aa.jpg

t1654112125ab.jpgt1654112125ac.gif

t1654112125ad.jpg



t1654112125ae.gift1654112125af.jpg

t1654112125ag.jpg



t1654112125ah.jpg


Автор материала: Д. Сиваева (9 класс)
Опубликовано в группе «"Как живу, так и пишу: свободно и свободно!"»


Комментарии (5)

Юлия Васильевна Воробьева, 02.06.22 в 08:57 3Ответить Пожаловаться
Спасибо большое автору за работу! Спасибо за память! Это очень ценно!
Легоцкая Вера Сергеевна, 02.06.22 в 20:13 3Ответить Пожаловаться
Спасибо за Ваше внимание, Юлия Васильевна!
И, 05.08.22 в 09:55 2Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, очень познавательный и актуальный материал не только для молодежи, но и для взрослых людей, желающих познакомиться с историей и героями Брянской области. успехов Вам во всех начинаниях!
Легоцкая Вера Сергеевна, 05.08.22 в 15:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина, за отзыв и внимание к работе.
Морозова Татьяна Леонидовна, 20.01.23 в 20:34 0Ответить Пожаловаться
Вера Сергеевна, материал потрясающий! Девочка грамотно представила результаты проделанной работы, поделилась своим отношением к историческому прошлому. Молодец!
Стихотворение "Родине" берёт за душу, оно не утратило актуальности и для сегодняшних дней.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.