Технологическая карта урока по окружающему миру «Помни о памяти» (4 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПРОЕКТНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Автор: Григорьева Елена Владимировна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №189 г.Новосибирска
Урок: |
Окружающий мир |
Класс: |
4 класс |
Место занятия в структуре образовательного процесса: |
1 четверть, 15 урок |
Тема урока |
Помни о памяти |
Цель урока |
Познакомить учащихся с ролью памяти в жизни человека и возможными путями ее развития |
Задачи.: |
- познакомить учащихся с ролью памяти в жизни человека; - показать необходимые и возможные пути её развития; - способствовать активизации познавательной активности учащихся; - развивать память и внимание; - активизировать словарный запас учащихся. |
Основные понятия |
Память, виды памяти |
Ресурсы: - основные - дополнительные |
Раздаточный материал- листочки, шаблоны таблиц, рабочая тетрадь к учебнику, энциклопедии, интернет ресурсы, проектор, интерактивная доска |
Организация пространства |
Работа индивидуальная, в группе |
Этап урока |
Содержание учебного материала |
Деятельность учащихся |
Деятельность учителя |
Формируемые УУД |
1.Организационный момент. . |
. Каким вы хотели бы видеть наш урок? Желаю всем на сегодняшнем уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира. |
Формулируют правила поведения на уроке и аргументируют их |
Проводит инструктаж, настраивать детей на работу. |
Познавательные УУД поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Личностные УУД смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Познавательные УУД смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик Коммуникативные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; — постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его Познавательные УУД рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его ре- зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне- ний и отличий от эталонадействий |
2.Актуализация знаний. Постановка проблемы |
Учитель предлагает посмотреть мультфильм «Ехал Ваня на коне» и ответить на вопрос: - «С какой проблемой столкнулись клоуны?» Далее детям самим предлагает вспомнить ситуации из жизни, а также предлагает свои ситуации ,например: -Вы долго дома учили стихотворение, пришли в школу, вышли отвечать и вдруг понимаете, что не можете рассказать то, что учили, забыли. Или другая ситуация: положили дома какую-либо вещь, а через некоторое время не можете её найти, хотя твёрдо уверены в том, что она где-то дома. - Что же подводит человека в таких ситуациях? - Сегодня на уроке мы и поговорим о памяти , проведем исследование. |
Работают с информацией, представленной в форме высказываний детей, учителя, фильма Участвуют в обсуждении проблемных вопросов, Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Приводят примеры из личного опыта |
Сообщает план работы Организует беседу Активизирует мышление и речь учащихся на основе опыта детей Создает проблемную ситуацию |
|
3.Изучение нового материала. Работа с учебником и предоставление информации из дополнит. источников Физминутка Проектно-исследовательская деятельность 4.Домашнее задание 5.Рефлексия деятельности |
Учителем предлагается : Чтение и обсуждение текста «Зачем человеку память» , «Как развивать память» (Учитель предлагает прочитать и подготовить ответы на вопросы.) Ответы на вопросы. (на доске вопросы) - Что такое память? ( Память - это способность человека запомнить то, что он воспринимает с помощью органов чувств.) - Если у человека нет памяти, что с ним может произойти? - С чем можно сравнить память? (Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.) - Как вы понимаете «У него хорошая память». (Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.) -Кто из вас знает, на какие виды делится память? (Далее выступают докладчики с заранее приготовленными сообщениями о видах памяти (зрительная, слуховая, моторная) -А знаете ли вы, какая память у вас лучше развита? Хотите проверить? Зачем? Мы проведем исследование и выясним степень развития памяти и решим как ее развивать. А все данные занесем в таблицу. (Далее учитель проводит подготовленные методики проверки видов памяти. У всех детей заранее приготовлены подписанные листочки. Ребята делятся на группы и обрабатывают полученные результаты. Данные заносят в шаблон таблицы. Данные всех групп заносятся в общую таблицу.) Далее ребята делают выводы о необходимости поиска или разработки упражнений по развитию памяти, систематических тренировок , планируют провести повторное исследование в 4 четверти Ознакомиться с памяткой как развивать память, найти или придумать упражнение на развитие памяти и предложить его товарищам. - Кому понравился наш урок? -Что особенно запомнилось из урока? - Что сможете дома рассказать родителям? - Кто запомнил приемы запоминания? |
Участвуют в поиске решения поставленных вопросов. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Работают с информацией Делятся информацией из доп.источников Проводят исследование Анализируют . обрабатывают , обобщают информацию , представляют в виде модели Реализуют правила совместной деятельности Осуществляют взаимный контроль и Оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Оценивают правильность выполнения заданий Делают выводы Планируют дальнейшую работу Оценивают свою работу |
.Включает учащихся в обсуждение поставленных вопросов Мотивирует учащихся на исследование Организует исследовательскую работу каждого ученика и в группах Обеспечивает контроль за выполнением задания. Помогает оформить таблицу результатов исследования Планирует дальнейшую совместную работу над проектом Организует диалог, показаывает учащимся, насколько полученные знания важны для детей.
|