Научно-исследовательская работа «Понятие и функции денег в сказках северных писателей»

2
2
Материал опубликован 12 June 2019

Автор публикации: А. Мелешкина, ученица 8Б класса

XI городская конференция "Шаг в будущее"

Лингвострановедческая секция

 

Название исследовательской работы:

Понятие и функции денег

в сказках северных писателей.

 

 

Работу выполнила:

Мелешкина Анна Кирилловна

ученица 8 Б класса

 

Название образовательного учреждения:

МБОУ Гимназия №6

 

Научный руководитель:

Смирнова Елена Владимировна

учитель русского языка и литературы

 

г. Архангельск, 2019 год

Содержание

 

1. Введение…………………………………………………………………стр. 2

2. Основная часть..............................……………….……………..…..…..стр. 2

2.1. Сущность денег в их функциях........................................................... стр. 3

Функции денег на примерах сказок северных писателей…….......…….. стр.4

2.2.1 Деньги – средство обращения……………………...……..…...……стр.4

2.2.2  Мировые деньги…………………………………..…………….......стр.5

2.2.3 Деньги – мера стоимости……………………………………………стр.6

2.2.4 Деньги – средство платежа………………………………...…..…....стр.8

2.2.5 Деньги – средство накопления………………………………....…...стр.9

3. Исследовательская часть……………………………...……….…….....стр.10

4. Заключение……………………………………..……………….…...…..стр.11

5. Список литературы............................…………………………….…......стр.12

 

1. Введение

«Сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу – урок»- эта поговорка хорошо известна каждому. Сказки, как большой вклад народной мудрости, действительно многому нас учат. Автора данной работы заинтересовал вопрос, могут ли сказки рассказать о товарно-денежных отношениях прошлых лет и функциях денег, являющихся результатом развития процесса обмена товарами.

Актуальность работы заключается в значимости финансовой грамотности на современном этапе. Не изучив прошлого, не помня историю, не зная литературу своего края, человек не может строить будущего.Очень важно, читая сказки, обратить внимание на то, как зарабатывает себе на жизнь тот или иной герой, может ли он содержать семью, иметь дом. Например, кто такой купец и что он делает для этого. Мы помним, что слово «купец», употребляется во многих сказках, например, «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек», «Сказка о царе Салтане», «Садко», «Конек-горбунок». Из истории известно, что купечество - сословие в дореволюционной России, представители которого занимались торговлей и предпринимательством. Можно ли, прочитав сказки, представить себе картину торговых отношений, узнать, чем торговали, какими денежными единицами пользовались, какая номинальная стоимость была у этих денежных знаков, дошли ли традиции торговли до наших времен. Самое главное - посмотреть, какие функции денежных средств представлены в сказках.

Цель работы: раскрыть и показать на примерах сказок северных писателей Бориса Шергина и Степана Писахова функции денежных средств.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Определение сущности и функций денег в творчестве Б.Шергина и С. Писахова;

2. Значение творчества Б. Шергина и С. Писахова при формировании финансовой грамотности подрастающего поколения;

3. Сбор информации о торговой деятельности Архангельска в период творчества Б. Шергина и С. Писахова;

4. Определение уровня осведомлённости о сказках Б.Шергина и С. Писахова и торговом прошлом Архангельска у современных школьников.

Предмет исследования: определение денег и их функций в сказках Б. Шергина и С. Писахова.

Объект исследования: творчество Б. Шергина и С. Писахова.

Гипотеза работы - сказки С. Писахова и Б. Шергина способствуют изучению денежного обращения и функций денег и формируют финансовую грамотность подрастающего поколения.

При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опрос, анкетирование, сбор информации; обработка и сравнение результатов, полученных в ходе исследования; анализ.

В процессе написания использовались труды следующих авторов: Б.Шергин, С. Писахов, Вехов Н.В., Жуков Е. Ф., Вахрин П. И., Скробов А.А., Корф О.Б.

 

 2. Основная часть

2.1. Сущность денег в их функциях

Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях, которые выражают внутреннее содержание денег. Единство функций создает представление о деньгах как об особом, специфическом товаре-эквиваленте, участвующем в качестве необходимого элемента в воспроизводственном процессе общества.

Сущность денег раскрывается в пяти функциях:

1.       Средства обращения.

2.       Мировые деньги.

3.       Мера стоимости.

4.       Средства платежа.

5.       Средства накопления и сбережения. (Приложение 1)

Автор работы решил посмотреть, какие функции денег описаны в сказках северных писателей: Степана Писахова и Бориса Шергина.

 

2.2.Функции денег на примерах сказок северных писателей

2.2.1 Деньги – средство обращения

Одна из функций денег –быть средством обращения. Деньги используются в качестве посредника в обращении товаров и услуг. Так, например, в сказке «Не любо – не слушай» уже в первых строчках мы встречаемся с ледяниками, «таки люди, которы ледяным промыслом живут». Эти люди предоставляют услугу, сдают в прокат льдины:«Льдины с моря гонят да дают в прокат, кому желательно. ˂...˃ Вот придут к ледянику да торговаться учнут, чтобы дал льдину получше, а взял бы по три копейки с человека. А транвай в те поры брал 15 копеек. Ну, ледяник ничего, для виду согласен. Подсунет дохлу льдину — стару, иглисту, чуть живу (льдины хоть и вечны, да и им век приходит). Приезжи от берега отъедут верст с десяток, тоже как путевы, песню заведут. Наши робята уж караулят — крепкой льдиной толконут, стара-то и сыпаться начнет. Приезжи завизжат: «Ой, тонем, ой, спасите!». Ну, робята подъедут на крепких льдинах, обступят: «По целковому с рыла, а то вон и медведь плывет, да и моржей напустим!» [4,с.197] В данном примере деньги используются в качестве посредника в обращении товаров. Деньги обменивают на определенную услугу. Эту услугу у продавца выторговывали по три копейки с человека, но затем доплачивали еще по целковому. Сразу вспоминаешь русскую поговорку «Скупой платит дважды».

А в сказке «Пряники» Степан Писахов описывает, как устанавливалась цена и единица измерения товара:«Простому хорошему народу мы пряники так давали, кто сколько мог на себе унести. Чиновничьему люду продавали. Цена нашим пряникам та же, что и лавошным, только мера другая. В лавках цена за фунт, а у нас за ту же цену бери махову сажень. Как-никак махова сажень — два аршина с лишним, а коли кто длинный меряет, то и три аршина. Бери сажень в вышину, в ширину!»[4,с. 315]. Получалось, что при постоянной цене за единицу товара, изменяя меру товара, герои сказки Писахова оказывали предпочтение трудовому люду.

2.2.2 Мировые деньги

Вторая функция денег – это мировые деньги. Деньги в данной функции выполняют три основные задачи: служат всеобщим платежным средством (используются для международных расчетов); служат всеобщим покупательным средством (используются при покупке товаров в других странах за наличные деньги); служат материализацией общественного богатства (являются средством перенесения богатства из одной страны в другую) [9,с.68]

Эту функцию денег мы также можем найти в текстах наших земляков. В сказе «Двинская земля» Борис Шергин характеризует Архангельск как центр международной торговли:«От архангельских пристаней беспрестанно отплывают корабли во все стороны света. На запад — в Норвегию, Швецию, Данию, Германию, Англию и Америку, на север — к Новой Земле, на Шпицберген, на Землю Иосифа». В этом же сказе Борис Шергин пересказывает старинную поморскую былину, в которой северный край характеризуется как важный международный торговый центр:

«Корабельщики хвалились дальним плаваньем,

Промысловщики-поморы добрым мастерством

Что во матушке, во тихой во Двинской губе,

Во богатой, во широкой Низовской земле

Низовщане-ти, устьяне промысловые,

Мастерят-снастят суда — лодьи торговые,

Нагружают их товарами меновными

(А которые товары в Датской надобны)» [4,с.26]

Издавна главными предметами торга на северной ярмарке были «хлебные товары» (зерно, хлеб и фураж), с одной стороны, и рыба - с другой. Ежегодно до 600 различных поморских судов с рыбой прибывали в Архангельск с Мурманских промыслов, из Белого моря и Норвегии. Они привозили на продажу по 600-800 тысяч пудов рыбы. Вот как пишет Степан Писахов в сказке «Не любо – не слушай»: «Семга да треска сами ловятся, сами потрошатся, сами солятся, сами в бочки ложатся. Рыбаки только бочки порозны к берегу подкатывают да днища заколачивают. А котора рыба побойче — выпотрошится да в пирог завернется. Семга да палтусина ловче всех рыб в пирог заворачиваются. Хозяйки только маслом смазывают да в печку подсаживают». Действительно, рыбы в крае много и в наше время, кажется, что она сама в бочки засаливается и в пироги кладется. Это сейчас имеются современные установки для хранения рыбы, а раньше был единственный способ сохранить ее - это засол. Рассматривая старые фотографии причала Северной Двины, убеждаешься, что рыбная торговля была очень популярна в Архангельске, весь берег уставлен бочками с рыбой.

В сказке Бориса Шергина «Гость с Двины» описывается еще один вид традиционного северного товара и иностранная валюта, которую он за него получает:«В свой урочный год Андрей погружает в судно дорогой товар — меха и зуб моржовый. Благополучно переходит Гандвиг, Мурманское море и Варяжское. Причаливает у города Ютты. Явился в гильдию, сдал договоренный товар секретариусу и казначею. Сполна получил договоренную цену — пятьсот золотых скандинавских гривен»[4,с.79].

Еще одним распространенным товаром архангельского края особенно для международной торговли испокон веков был лес. Сразу в нескольких сказках Степан Писахов описывает истории, как заграничные купцы приезжали именно за лесом. Например, сказка «Морожены песни» начинается так: «В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили»[2,с.25] , а в сказке «Соломбальска бывальщина» такое начало: «В бывалошно время, когда за лесом да за другим дорогим товаром не пароходы, а корабли приходили, балласт привозили, товар увозили…»[5,с.81].

В сказке «Не любо - не слушай» Степан Писахов рассказывает нам о других природных ресурсах края, которые всегда были предметом торговли и до сих пользуются большим спросом как на международном рынке, так и на рынках нашего северного края:«А на том берегу всяка благодать, всяческо благорастворение. Морошка крупна, ягоды по три фунта и боле, и всяка друга ягода».

В настоящее время жители области в течение всего летнего сезона продают ягоды, собранные своими руками, упомянутые в сказке: морошку, бруснику, клюкву. На современных мини-рынках добавились в продажу и ягоды, выращенные на своих приусадебных участках: клубника, малина, смородина, крыжовник, которые раньше не росли в нашей области. На данный момент самой популярной и самой доходной является продажа не натуральных ягод, а продукции из них: джемов, варенья, конфитюра, так как он более рентабельный и нескоропортящийся. При использовании денег товаропроизводитель получает возможность, например, продать свой товар сегодня, а купить сырьё лишь через день, неделю, месяц и т. д. При этом он может продавать свой товар в одном месте, а покупать нужный ему совсем в другом. Таким образом, деньги как средство обращения преодолевают временны́е и пространственные ограничения при обмене.

2.2.3 Деньги – мера стоимости

Третья функция денег - мера стоимости. Деньги являются средством выражения товарных цен. Для определения цены товара деньги приравниваются к его стоимости, формируя цену товара и выполняя функцию меры стоимости [9,с.84]

Сначала обмен товаров осуществлялся без денег (бартерный обмен). Момент купли был одновременно моментом продажи: чтобы получить нужный товар, надо было найти другой товар, необходимый владельцу первого товара. Но постепенно в ходе обмена выделяются наиболее ходовые товары, обменяв на которые свой товар, можно было беспрепятственно выменять его на другие товары. У разных народов в роли такого товара — всеобщего эквивалента (денег) — использовались скот, меха, ракушки, соль и др. Но постепенно роль посредников в обмене прочно закрепилась за металлами. И главную роль эквивалента денег заняло золото.

Считается, что основная функция металла - обеспечить денежное выражение цены всех товаров, сделать их количественно и качественно сравнимыми друг с другом. Со временем для простоты обращения общество отказалось от золота, передав функцию меры стоимости более удобному эквиваленту - деньгам.

В период, когда денег еще не было, как уже отмечено, в качестве их замены использовался обычный товар, что прослеживается и наших северных сказках. В старинные времена в Архангельске главным мерилом стоимости товаров служила рыба. Загрузив в Архангельске хлеб и продав его в северонорвежских портах, русские на вырученные деньги закупали рыбу и доставляли её в Россию. Рыба была главным пищевым продуктом в бедной Архангельской губернии, она стоила здесь дешевле хлеба, и для покрытия спроса на неё требовались ещё сотни тысяч пудов трески и палтуса [3,с.46].

Являлась мерой стоимости и поморская соль. В XII веке добыча соли была широко распространена в Поморье. Большое количество соляных источников в этих местах, морская соль, осаждающаяся в полосе отлива-прилива самого соленого внутреннего моря России. Беломорской солью, называемой «морянкой», торговали по всей Руси до начала XX века. Соловецкому монастырю принадлежало 54 соляные варницы на Беломорье. В житии основателей Соловецкого монастыря Зосимы и Савватия монахи «…воду из моря черпляху…» и варили из неё соль, которую затем меняли на нужные им товары. Соль доставалась большим трудом, ценилась высоко и приносила огромный доход. От одной «вари» менее чем за двое суток опытный солевар получал около 200 пудов «белого золота».[6,с.37] В XVI веке русская соль в небольших количествах экспортировалась из Архангельска в Швецию, Литву, Англию. Между тем русское правительство не поощряло вывоз соли за границу, потому что добываемой на российских промыслах соли не хватало. В сказке Степана Писахова «Как соль попала за границу» заморскому царю очень понравилась еда с солью: «Мало погодя в кухню царь прибежал, кусок дожевыват и повару кричит:

— Жарь, вари, стряпай, пеки ишшо, гости все съели и есть хотят, ждут сидят. И что тако ты сделал, что вся еда така приятна?

— Да вот человек приехал из Архангельского городу и привез соль.

Царь к Гулене:

— Много ли у тебя этой соли? И сколько чего хошь, чтобы мне одному всю продать! Други-то цари-короли еду с солью попробовали, им без соли ни быть ни жить больше. А как соль будет у меня одного, то буду я над всеми главным» [7, с.190]

Главный герой сказки продал царю соль с уговором: «Чтобы вы, цари-короли, жили мирно, без войны, всяк на своем месте, своим добром и на чужо не зариться, на этом слово дай».

2.2.4 Деньги – средство платежа

Четвертая функция денег — быть средством платежа. Иначе говоря, это способность денег погашать долговое обязательство, возникающее из акта продажи товара с отсрочкой платежа и отделения момента платежа от момента продажи. В силу определенных обстоятельств товары не всегда продаются за наличные деньги и этому есть несколько причин: неодинаковая продолжительность периодов производства и обращения различных товаров; сезонный характер производства и сбыта ряда товаров, что создает нехватку дополнительных средств у хозяйствующего субъекта. В результате возникает необходимость купли-продажи товара с отсрочкой платежа, т.е. в кредит. Сегодня деньги в функции средства платежа используются для погашения долговых обязательств; предоставления и погашения кредитов; выплаты заработной платы, пенсии; оплаты налогов; осуществления коммунальных платежей [10,с.94]

Функцию денег как средства платежа можно наблюдать в сказке Бориса Шергина «Пронька грязной». Так американец дал Проньке в долг денег под условие: «Увидел я, мистер Пронька, велику в тебе жадность к деньгам и надумал держать с тобой пари. Я, американский гражданин, строю на главном пришпехте магазин, набиваю его разноличными товарами и передаю тебе в пользование. Торгуй, розживайся, капиталы оборачивай, пропивай, проедай… За это ты, мистер Пронька, 15 лет не должен мыться, стричься, бриться, сморкаться, чесаться, утираться, ни белья, ни одежды переменять. Мои доверенны будут твои торговы книги проверять и тебя наблюдать. Ежели за эти 15 лет хоть однажды рукавом утрессе, лишаю тебя всего нажитого и выбрасываю тебя босого на улицу». [8,с.73]

Также Борис Шергин описывает, как Пронька стал богачом, но стал грязным, как «навозная куча»: «Стал Пронька именитым купцом. Ездит на рысаках. Как навозну кучу, повезут по городу. Однако этой куче ото всех почет и уважение. Все у ней в долгy. Сам государь тысячами назаймовал. К двенадцати-то годам у Проньки на царя полна шкатулка кабальных записей».

А название еще одной сказки Бориса Шергина - «Долг» - прямо указывает нам на функцию денег быть средством платежа: «Молодой промысловец занял у Маркела денег на перехватку. Отдавать явился, а Маркел в море ушел. Так и побежало время: то Маркела на берегу нет, то у должника денег нет».[5,с.171] Далее молодой человек отдал свой долг Маркелу не деньгами, а необычным способом, обучивщись грамоте: «Теперь считай: буквы ты учил-трудился. Значит, из твоего долга сорок алтын долой, титла изучил – другие сорок алтын из долга вон. По толкам ты читал усердно – остальных сорок алтын отработал. Ты за эту зиму, дитя, сполна твой долг отработал. И больше ты мне ни о каких долгах не смей поминать».

В сказе «Гость с Двины» Бориса Шергина мы также находим описание денег как средства платежа. Автор описывает тяжелую долговую ситуацию, о которой повествует жена помора: «Тогда задумывает муж сходить в Готтский берег на ярмарку. Но где взять деньги на покупку прибыльного в Готтах товару? И опять судьба улыбнулась нам: здешняя гильдия дает моему мужу деньги в долг на срок — вернуть долг сполна по возвращении с Готтского берега. ˂...˃Днем муж закупал товар и погружал на судно. Ночами мы рассчитывали, сколько у нас останется прибыли по уплате долга в гильдию. Я не плакала, провожая мужа, я радовалась. Но пути божьи неисповедимы. Еще кораблик наш не дошел Готтского берега, налетела штормовая непогода. Кораблик нанесло на камни и разбило в щепы. Дорогой товар утонул».

А затем в этом сказе описывается, как долг погашается: «Вот, держи обеими руками этот кожаный кошель. В нем сто золотых гривен. Завтра утром иди в гильдию, объяви о себе секретариусу и казначею. Они примут гривны счетом и весом. Также выдадут тебе пергамент с печатями, что твой муж чист от всякого долга. Завтра, до полудня, твой муж возвратится домой полноправно и свободно.»[5,с.79]

2.2.5 Деньги – средство накопления

Пятая функция денег — быть средством накопления. В функции средства накопления (сбережения) деньги используются для образования резерва покупательного и платежного средства. Выполнение деньгами функции средства накопления обусловлено потребностями в расширенном общественном воспроизводстве, дорогостоящем потреблении. Так, товаропроизводитель, желая приобрести дорогостоящее оборудование, должен прибегнуть к накоплению, т.е. после реализации товара не обращать денежную выручку в новый товар. С расширением товарного хозяйства, превращением его в непрерывно воспроизводящуюся систему отношений возникает необходимость создания страховых запасов не в натуральном виде, а в более компактном и универсальном денежном облике.

Функцию средства накопления выполняют как реальные деньги (серебряные, золотые и т.п.), так и их представители — бумажные и иные виды денег.

В сказке «Общая казна»Борис Шергин так описывает функцию денег как средства накопления: «Был дружинник – весь доход и пай клал в дружину, в общую казну. И некогда пришло на ум: «Стану откладывать на черный день. А то вклады у нас неравные, мне не больше людей надо».

А в широко известной сказке Степана Писахова «Как поп работницу нанимал» данная функция денег сосредоточена в финальной реплике жадного попа: «Да ведь, девка, не даром. Деньги платить буду. Кажной год по рублю! Сама подумай. Сто годов — сто рублев. Богатейкой станешь!» И если в первых трех предложениях этой финальной фразы деньги выступают как средство платежа, то в последних двух предложениях деньги выступают в качестве средства накопления: «Сто годов - сто рублев. Богатейкой будешь!»[5,с.356]

3. Исследовательская часть

Автор работы многое узнал, изучив историю торговли Архангельска, денежное обращение и функции денег, прочитав сказки Б. Шергина и С. Писахова. В рамках изученного материала автор решил выяснить, что современные школьники знают о вопросах, рассмотренных в теме исследования, предложив учащимся разных возрастных групп ответить на вопросы анкеты (Приложение 3).

В опросе приняли участие 133 школьника. Проанализировав анкеты, автор увидел, что учащиеся 5-6 классов и учащиеся 8-10 классов имеют примерно одинаковые знания о творчестве Бориса Шергина и Степана Писахова.

По итогам опроса, Степан Писахов – самый известный северный писатель, с его творчеством знакомы 98% учеников 5-6 классов и 91% старшеклассников. Бориса Шергина знает 47% учащихся 5-6 классов и 64% учащихся 8-10 классов. Интересно, что 40% учеников обеих возрастных групп считают своим земляком А.П. Гайдара. Это говорит о том, что творчеству А.П. Гайдара в нашем городе уделяется большое внимание.

Самой известной сказкой северных писателей у учащихся является сказка «Апельсин» С. Писахова. Ее отметили 28% учащихся 5-6 классов и 26% старшеклассников. Затем отметили сказку «Не любо - не слушай» С. Писахова 21% и 14% соответственно. Далее ученики старших классов отметили сказки Бориса Шергина «Волшебное кольцо» – 12%, «Шиш московский» - 10%, и только 4% учащихся 5-6 классов отметили эти сказки. Можно сделать вывод, что старшеклассники лучше знакомы с творчеством Бориса Шергина. Самый известный литературный герой северных сказок – это Сеня Малина. Его отметили 51% учащихся 5-6 классов и 41% учеников 8-10 классов. Старшеклассники отметили также Перепилиху, Налима Налимыча и Шиша.

На вопрос могут ли сказки отражать торгово-денежные отношение своего края, утвердительно ответили 87% учащихся 5-6 классов и 86 % учащихся 8-10 классов. О том, что сущность денег раскрывается в пяти функциях, знает 21% учеников 5-6 классов и 27 % старшеклассников.

Опрашиваемые обеих групп, среди продаваемых товаров на архангельских ярмарках, отдали предпочтение рыбе 87% и 95% соответственно. Затем идет морошка, хлеб, соль и морж.

Определение денег как особого товара, который принимается в обмен на любые товары и услуги знает 79 % учащихся 5-6 классов и 79% учащихся 8-10 классов. При передаче денег из рук в руки считают, что при этом выполняется функция средства платежа 64% учеников 5-6 классов и 51% учеников 8-10 классов; принимают за средство обращение 26% и 42 %; за мировые деньги 6% и 2%; как средство накопления 2% и 0% (Приложение 4).

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что большинство школьников:

- знакомы с творчеством Степана Писахова и Бориса Шергина;

- знают определение понятия денег;

- считают, что деньги выполняют не одну функцию, а несколько, но не знают точного количества функций денег;

- не знают сущности функций денег;

- знают торгово-денежные отношения своего края.

 

 4. Заключение

Подводя итоги данной исследовательской работы, необходимо отметить, что экономическое значение денег трудно переоценить. Без понимания функций денег невозможно понимание действия механизмов рыночной экономики, а главное – воздействие на них. Если вы хотите понять, что есть «экономика» и как процессы, протекающие в ней, влияют на жизнь нашего общества, займитесь изучением денег, их сущности и функций. А примеров тому огромное множество в окружающей нас жизни, например, в наших северных сказках Писахова и Шергина. Изучая их, можно познакомиться как с родным краем, проникнуться любовью к своей малой родине, так и познакомиться с азами экономики.

На примере творчества северных сказочников в данной исследовательской были проанализированы все функции денег. Читая северные сказки родного края, можно найти описание различных экономических явлений. Этот интерес может стать первой ступенькой к постижению секретов экономических наук. Сказки Писахова и Шергина могут помочь школьникам в будущем стать успешными и финансово независимыми. И будет неудивительно, если рожденные на поморской земле мальчишки и девчонки, начинавшие свой путь в экономические науки с северных сказок, в ближайшем будущем прославят российскую науку и выведут Россию на лидирующие позиции в мировой экономике.

 

Список литературы

1.     Корф О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я / О.Б. Корф- М.: Стрелец, 2006.

2.     Степан Писахов Архангельские сказы/С. Писахов СПб:БХВ-Петербург,2018

3.     Вехов Н.В. Старинные ярмарки Архангельской губернии/ Н.В. Вехов – Московский журнал.-2004.-№11. –с.43-49

4.     Б.Шергин, С. Писахов Сказы и сказки/Вступ.статьи А.А.Горелова – М.:Современник,1983

5.     Поморская сага/Редактор Л.В.Сидорова – М.: Советская Россия,1984

6.     Скробов А.А. Соляные источники севера европейской части СССР / Соляные ресурсы СССР. Т. 1 Соляные месторождения Европейской части СССР. – М.-Л.:АН СССР, 1945

7.     Степан Писахов Сказки. Очерки. Письма/С. Писахов – Арх.: Северо-западное книжное издательство

8.     Шергин Б.В. Рассказы и сказки/Детская литеоатура.-М.,1987

9.     Жуков Е. Ф. «Общая теория денег и кредита» - М 2002

10.  Вахрин П. И. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Финансы. - М. 2002

 

 Приложение 1

Таблица наименований функций денег и их сущности.

Наименование

функции

Её сущность

Средство обращения (обмена)

Деньги используются для покупки товаров и услуг. Деньги могут обмениваться на любой другой товар, облегчая связь между производителями товара. Деньги играют роль посредника в обмене товаров и услуг.

Мировые деньги

Деньги используются для расчетов на мировом рынке. Совсем недавно эту функцию выполняло только золото, но постепенно выделились устойчивые национальные валюты, к которым перешла данная функция.

Мера стоимости

Мера стоимости – денежная единица, используемая для измерения и сравнения стоимостей товаров и услуг

Средство платежа

Деньги принимаются для выплат без прямого обмена на товары: уплата налогов, внесение арендной платы и т.д.

Средство накопления (сбережения)

Изъятые из обращения полноценные реальные деньги превращаются в различные ценности – сокровища: золото, ценные бумаги, недвижимость, валюту и т.д. или сберегаются для будущих покупок товаров и услуг

 

Приложение 2

Вопросы анкетирования, определяющие уровень знаний учащихся о произведениях северных писателей, торгово-денежных отношений края, знание определения денег и их функций.

 

1.     Подчеркните фамилии русских писателей, которые родом из Архангельска:  Аркадий Гайдар, Борис Шергин, Павел Бажов, Степан Писахов, Михаил Пришвин.

2.     Подчеркните название самой известной, по вашему мнению,    сказки северного писателя. Кто её автор?

                   «Шиш московский»                       «Апельсин»   

                  «Не любо – не слушай»                «Как поп работницу нанимал»

                 «Волшебное кольцо»                     Свой ответ:

3.     Напишите имя самого известного литературного героя из сказок северных писателей.

4.     Могут ли сказки отражать торгово-денежные отношения своего края?

да     нет

5.     Сколько функций выполняют денежные средства:

1   2   3    4   5     7     9    (ответ обвести в кружок)

6.     Какие товары продавались на архангельских ярмарках?

хлеб          морошка         песец         соль         

       лес            рыба                морж        мясо           чайка

       7.   Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые    товары и услуги.

              А) верно   Б) неверно 

 

     8. Когда необходимо передать деньги из рук в руки, то   выполняется функция денег как…

             А) мировые деньги

             Б) средство накопления

             В) средство платежа

             Г) средство обращения

 

 

Приложение 3. Результаты исследования.

Самый известный северный писатель.

 

5-6 классы

8-10 классы

С.Писахов

98%

91%

Б.Шергин

47%

64%

А.Гайдар

40%

38%

М.Пришвин

9%

4%

П.Бажов

2%

4%

 

Самое известное произведение северных писателей

 

5-6 классы

8-10 классы

«Апельсин» С. Писахов

28%

26%

«Не любо – не слушай» С. Писахов

21%

14%

«Волшебное кольцо» Б.Шергин

4%

12%

«Шиш московский» Б.Шергин

4%

10%

«Как Поп работницу нанимал» С. Писахов

4%

5%

 

Самый известный герой северных сказок

 

5-6 классы

8-10 классы

Сеня Малина

51%

48%

Перепилиха

7%

12%

Шиш

2%

4%

Налим Налимыч

2%

4%

Белые медведи

-

2%

 

Могут ли сказки отражать торгово-денежные отношения своего края?

 

 

5-6 классы

8-10 классы

да

87%

86%

нет

13%

9%

не знаю

-

5%

 

Сколько функций выполняют денежные средства

 

 

5-6 классы

8-10 классы

1 функцию

11%

1%

2 функции

19%

9%

3 функции

21%

19%

4 функции

17%

24%

5 функций

21%

27%

7 функций

4%

13%

9 функций

4%

2%

 

Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги

 

5-6 классы

8-10 классы

Верно

79%

79%

Неверно

21%

20%

Не знаю

-

1%

 

Какие товары продавались на архангельских ярмарках

 

5-6 классы

8-10 классы

Рыба

87%

95%

Морошка

79%

79%

Хлеб

64%

44%

Соль

55%

56%

Лес

36%

30%

Песец

13%

30%

Морж

48%

28%

Мясо

34%

22%

Чайка

2%

6%

 

При передаче денег из рук в руки выполняется функция денег как…

 

5-6 классы

8-10 классы

Мировые деньги

6%

2%

Средство накопление

2%

-

Средство платежа

53%

64%

Средство обращения

42%

26%

Не знаю

5%

2%

Комментарии

Интересная проектная работа! Спасибо!

13 June 2019

Благодарю вас, Валентина Ивановна!

13 June 2019