12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Макарова Марина Сергеевна19

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

имени Героя Советского Союза И.В. Седова

муниципального образования «Барышский район»

Ульяновской области

Последний исполин

Работу выполнила:

Гурина Татьяна, учащаяся 2А класса

МОУ СОШ №3 им. И.В. Седова

МО «Барышский район»

Руководитель:

Макарова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 им. И.В. Седова

МО «Барышский район»

2017 год

Оглавление

Введение

3

1. Методика исследования

3

2. Результаты исследований

 

Особенности внешнего строения мамонтов

Образ жизни мамонтов

Знакомство с зубной системой мамонта

Изучение особенностей строения зуба мамонта

Определение возраста и пола мамонта по зубу

Определение приспособленности в строении зуба к виду пищи

Появление зуба мамонта в школе

4

5

5

6

6

7

7

3. Выводы

7

4. Источники информации

8

Введение

В кабинете биологии нашей школы есть небольшая экспозиция, в которой собраны окаменелые останки растений и животных былых времён. Трудно представить, сколько времени прошло с тех пор, когда они жили! В этой скромной коллекции имеется и зуб мамонта, который поразил меня внушительными размерами. Мне захотелось изучить особенности его строения, узнать об этих животных и выяснить, откуда эта находка появилась в стенах школы.

Цель: Познакомиться с особенностями строения зуба мамонта. Выяснить, откуда эта находка появилась в стенах школы.

Задачи:

Познакомиться с особенностями внешнего строения и жизнедеятельностью мамонтов;

Изучить зубную систему животного;

Провести необходимые измерения;

Определить приспособлен зуб к характеру принимаемой пищи;

Попытаться определить возраст мамонта по размеру его зуба

Оформить исследование.

Гипотеза: по особенностям строения зубов мамонта можно судить о его размерах и образе жизни.

 

Сроки исследования: с 29 ноября по 29 декабря 2017 года.

Методика исследования

При написании исследовательской работы я использовала следующие методики:

Сбор информации из разных источников;

Описание и исследование;

Обработка результатов;

Анализ фактов и обобщение полученных данных.

Результаты исследований

Особенности внешнего строения мамонтов

Мамонты – древние вымершие животные семейства слоновых. Слово «мамонт» происходит от татарского «мамма» - земля. Появилось такое название потому, что его кости жители Севера всегда находили в земле. Они думали, что мамонты живут где-то глубоко под землёй, а когда появляются на поверхности, гибнут при первом же вдохе свежего воздуха.

Мамонты обитали в Европе, Северной Азии и Северной Америке. По размерам несколько превосходили современных слонов, достигая 5,5 м длины и 3,5 м высоты. Вес животного составлял 4-5 тонн.

Если на мамонта посмотреть сбоку, то он покажется горбатым. Горб - холка, расположен в том месте, где шея переходит в спину. Здесь скапливались жировые отложения. У взрослого крупного самца холка возвышалась над поверхностью земли на 3,5 метра. Тело заканчивалось коротким мохнатым хвостом.

Шерсть мамонта состояла из волос двух мастей: мягкого светло-коричневого подшерстка длиной около 5-15 см и длинных жестких кроющих волос. Их длина составляла 70 сантиметров. По бокам тела и со спины волосы свисали прядями. Под брюхом они опускались почти до земли. Издали мамонта можно было принять за движущуюся шерстяную гору.

На короткой шее сидела большая мохнатая голова с небольшими ушами. Они были плотно прижаты к голове. Переднюю часть головы венчали два изогнутых бивня, между которыми свисал до земли очень подвижный хобот.

Хобот у мамонтов, как и у других слонов, — это длинный нос, сросшийся с верхней губой. В отличие от слонов, был покрыт шерстью. Он заменял мамонту руки, мог делать самые разнообразные движения. Пил мамонт тоже при помощи хобота. Он набирал в носовые отверстия воду (до 10 литров за один раз), а затем выливал ее в рот.

Ноги мамонта напоминали короткие столбы, диаметром у ступни — 35-50 см. Поверхность стоп — твердая как рог. Спереди на каждой ноге было по 3 небольших ногтя, которые выглядели как округлые пластинки.

    

Образ жизни мамонтов

Мамонты селились в тех местах, где было много пищи, например, в долинах рек, по берегам озер и болот. Жили небольшими стадами по 12—15 самок. Иногда в стаде было 1—2 малыша. Самцы жили поодиночке.

В течение года эти огромные звери кочевали с севера на юг и обратно, находя все новые места для кормежки и заходя в самые отдаленные уголки.

Летом мамонты лакомились сочными осоками и злаковыми растениями. Днем разбредались на несколько километров, чтобы не мешать друг другу в поисках корма, а к вечеру вновь собирались вместе на ночевку.

В самые жаркие месяцы они старались держаться поближе к леднику, где было прохладно и куда не залетали насекомые. Ближе к осени мамонты начинали обратный путь на юг.

Хуже всего приходилось зимой. В это время мамонты вынуждены были обгладывать кору молодых деревьев, вырывать из-под снега побеги кустарников. На замерзших болотах можно было найти высохшие на корню камыши, на открытых просторах степей добыть прошлогоднюю траву. Но этого было мало и во время продолжительных снежных зим мамонты худели.

Знакомство с зубной системой мамонта

Зубная система – это все виды зубов у животного. Зубная система мамонта состояла из резцов и коренных зубов.

Бивни - это изменившиеся передние верхние резцы. У мамонтят были молочные бивни всего несколько сантиметров длиной. Потом они выпадали и появлялись уже настоящие бивни, которые росли всю жизнь. У самых крупных самцов бивни могли достигать 4—4,5 м в длину и весили до 100 кг. Их диаметр у основания составлял около 18—19 см. Мамонт активно использовал бивни для различных работ. От этого на концах они обычно стачивались и иногда даже ломались.

Как и современные слоны, с каждой стороны верхней и нижней челюстей мамонт имел по одному, но очень крупному коренному зубу весом более 2 килограммов. По внешнему виду они были похожи на терки. Каждый зуб состоял из отдельных пластин, покрытых эмалью. Пластины скреплялись друг с другом прослойками зубного цемента.

В течение жизни животного коренные зубы менялись 6 раз. Три первых считались молочными, а три последних - постоянными. Смена происходила так: задний зуб двигался вперёд и выталкивал истёртый передний. Когда последний полностью стирался, зверь терял способность кормиться и погибал.

Изучение особенностей строения зуба мамонта

Изучив зуб мамонта, я отметила следующие его особенности.

Показатель

Величина

Масса зуба

1 кг.40 гр.

Высота зуба

12,5 см.

Длина жевательной поверхности

14 см.

Ширина жевательной поверхности

4 - 8 см.

Толщина слоя эмали

1 - 4 мм.

Количество гребней

9

Ширина гребней

4 мм. - 1 см.

Вероятнее всего этот зуб располагался на нижней челюсти. Жевательная поверхность представляет собой широкую и длинную пластину. На ней хорошо видны поперечные гребни, образующие жесткие бугорки. Второй, а особенно первый гребень значительно стёрты.

Задняя часть зуба разрушена. На некоторых участках отсутствует эмаль. На разрушенной части между пластинами хорошо виден цемент.

Мне кажется, что я смогла определить наружную и внутреннюю стороны зуба. Внутренняя сторона короче и ровнее. Значит это правый зуб.

Каждая пластина оканчивается двумя корнями. Задние корни самые мощные. Края обломаны. Внутри видна небольшая полость.

На всей поверхности зуба многочисленные трещины, это свидетельствует о том, что зуб продолжает разрушаться.

Определение возраста и пола мамонта по зубу

Во время написания работы мне стало интересно узнать, кому принадлежал этот зуб. Сколько лет было животному, когда оно погибло? Много прочитав, я поняла, что ответить на эти вопросы я не смогу. Для этого необходимо иметь бивни взрослых животных. Это их «ежегодник». Слои дентина, как годовые кольца на деревьях, хранят информацию о количестве прожитых лет, состоянии мамонта в определенное время. По бивню можно определить и пол. Бивень самца более изогнут и толще в диаметре, чем у самок.

Строение же поверхности коренных зубов позволяет различать отдельные виды мамонтов. Но если судить по массе и размерам, можно сказать, что это зуб небольшого мамонта – подростка.

Определение приспособленности в строении зуба к виду пищи

Мамонт – растительноядное животное. Его зубы были хорошо приспособлены для перетирания пищи. У них широкая поверхность. Вероятно, во время жевания гребни верхних зубов входили в желобки между гребнями нижних зубов, поэтому пища хорошо измельчалась. То есть зубы служили мамонту «терками» для употребления 300-400 кг. корма в сутки.

Появление зуба мамонта в школе

Расспросив родителей, учителей школы, я выяснила, что этот зуб появился в школе более 30 лет назад. Он был подарен Ярцевой Вере Дмитриевне бывшим учеником. В то время она работала учителем географии. Вспомнить имя дарителя Вера Дмитриевна не смогла. С её слов, эта находка была обнаружена в одном из песчаных карьеров Ульяновской области. Такие экспонаты есть в музеях г.Ульяновска, с.Ундоры. Это говорит о том, что мамонты обитали в наших краях. После их вымирания более крупных существ здесь не водилось, поэтому моя работа и называется «Последний исполин».

Выводы

Я научилась находить нужную информацию: беседовала с людьми, использовала Интернет и книги.

Выяснила, как попал зуб мамонта в школу.

Познакомилась с особенностями строения и образом жизни этих доисторических существ.

Узнала о зубной системе животных.

Исследовала коренной зуб мамонта. Предположила, где в ротовой полости он находился.

Нашла черты приспособления в строении зуба к виду потребляемой пищи.

Поняла, что точно установить пол и возраст животного с его помощью невозможно.

4. Источники информации

http://www.zin.ru/museum/expositions/mammoth_fauna.html Зоологический музей Российской Академии наук

http://ru.wikipedia.org/wiki/Мамонты Википедия

http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/134769/Мамонт Академик. ру

http://www.ammonit.ru/tag/171/popfotos/1 Палеонтологический портал «Аммонит.ру»

BBC: Прогулки с чудовищами - 06.Путешествие мамонта :: альбом BBC: Прогулки с чудовищами / Walking with Beasts

А.А Наумов, Т.В. Наумова «В помощь юному исследователю природы»

Автор материала: Т. Гурина (2 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.