Проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения

2
0
Материал опубликован 8 April в группе

Автор публикации: Д. Приневских, ученица 8Б класса

Российская Федерация

КУШВИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

t1744101917aa.gif



Исследовательский проект

социально-экономического направления

«Проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения»


Автор: Приневских Дарина

Руководитель:

Демидова Алена Дмитриевна,

учитель ОБЖ, ВКК





КУШВА

2025

Содержание

Введение


с. 3 - 8

I Глава. История пожаров на Руси

1. 1. Пожары на Руси XXIIXV вв.

с. 8 – 17

с. 8 - 13

1. 2. Преобразование пожарной охраны на Руси

с. 13 - 16

II Глава. Исследования причин пожаров

2.1. Статистические данные пожаров, за период 2008 – 2009г.

с. 16 – 23

с. 16 - 17

2.2. Опасные факторы пожара, воздействующие на людей

с. 17 - 18

2.3. Причины пожаров

с. 18 - 19

2.4. Эксперимент «Можем ли мы сами потушить огонь»

с. 19 - 23

Заключение

с. 23 - 25

Библиография

с. 25 - 26

Приложения

С. 26 - 47





























Введение

Начало третьего тысячелетия в России ознаменовалось обострением многих вопросов, связанных с изменениями в жизни людей. Современный человек постоянно сталкивается со стрессовыми ситуациями, вызванными ускоренными темпами жизни и огромным количеством информации. Российский человек, особенно, ответственен за свою жизнь и здоровье, часто оказывается один на один с проблемами и трудностями. Все эти новые условия требуют от нас самостоятельного и оперативного выхода из чрезвычайных ситуаций и ответственного отношения к здоровью и жизни. Мы все более адаптированы к переменам и готовы к новым вызовам.

Каждый день на планете возникают тысячи пожаров, которые причиняют значительные экономические и экологические убытки. Горят заводы, школы, поезда, самолеты, леса, поля и дома. Пожары уносят с собой десятки тысяч жизней, в том числе и детей. Только в России ежегодно происходят более 300 тысяч бытовых пожаров, в которых гибнут более 10 тысяч человек. И каждый шестой пожар в жилых домах происходит по вине детей.

Поэтому так важно обеспечить безопасность в реальной окружающей среде. Актуальность проблемы заключается в повышении безопасности человека и его готовности к ней. Каждый ребенок и взрослый должны уметь помогать себе и другим в опасных ситуациях, принимать правильные решения и совершать конкретные действия.

Сегодня никто не застрахован от пожаров, поэтому успешный исход такой ситуации зависит от нашего знания и умения правильно действовать. Огонь был и остается неотъемлемой частью нашей жизни. Он помогает выжить и согревает нас в холодные ночи, но может стать источником опасности. Мы должны беречь и уважать огонь, так как он символизирует тепло, уют и жизнь.

Огонь – это также символ любви и свободы. Пламя пленило души поэтов и вдохновило их на создание вечных строк о любви. В каждом сердце есть «пламень уст», «костер сердец», «огонь любви». Огонь также является символом вечной памяти о тех, кто отдал свою жизнь в бою, и вечный огонь горит у памятников павшим воинам.

Таким образом, мы должны усилить безопасность и наши знания о безопасности. Это поможет нам более успешно справляться с возникающими вопросами и чрезвычайными ситуациями.

В наше время, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающий пожар требуются применить нечеловеческие усилия, большие средства и силы. Сила у огня большая-пребольшая. Огонь может быть для нас другом, а может быть и врагом. Без него невозможна жизнь на земле. Он нужен нам всюду: в домах и школах, на заводах и фабриках. Огонь костра, огонь печи, огонь газовой горелки – все это человек использует в наше время ежедневно.

Но если дать огню свободу, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.

Актуальность выбранной мною темы "проблема формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения" полностью оправдана, так как дилемма между добром и злом не решена. В основу моей работы я взяла главный вопрос "огонь – друг, огонь – враг!", ведь сегодня в пожарах продолжают гибнуть люди. И где же проходит та грань, переходя которую огонь, несущий добро людям, переходит в зло?

В своей работе я перед собой поставила проблемный вопрос "как выжить в огне?" и постаралась прийти к положительным результатам исследования. И впоследствии считаю, что необходимо продолжать изучать и исследовать проблему огня - чем он все-таки для каждого поколения людей является другом или врагом?

Объектом предоставленного исследования является процесс изучения безопасности населения при пожарах. В качестве предмета выступает культура пожаробезопасного поведения населения.



Основная цель моего исследования данной работы - формирование "личности безопасного типа", безопасной для себя, окружающих, среды обитания, ориентированной на добро, созидание и развитие и способной к защите себя, социума и природы от внешних угроз.

Гипотеза: если дать огню волю, не соблюдать правила пожарной безопасности, то добро превращается в зло.

Для осуществления поставленной мною цели нужно выполнить следующие задачи:

1. Проанализировать научно-методическую и художественную литературу по теме исследования.

2. Проследить историю пожаров с древних времен.

3. Рассмотреть опасные факторы пожара, воздействующих на людей, и их причины.

4. Установить, что если не соблюдать правила пожарной безопасности, то огонь - друг, станет огнем - врагом.

5. Показать отношение учащихся к данной теме.

6. Апробировать свои разработки на классном часе, на конференции по защите исследовательских проектов, среди учащихся школы распространить памятки.

Продуктом исследования является:

1. Памятки: "Первичные средства пожаротушения", "Правила пожарной безопасности", "Службы спасения", "Скажем пожарам нет!".

2. Эмблема "БОСП".

3. Мультфильм "Огонь воды боится".

4. Книжка-малышка "История пожаров на Руси".

5. Книжка-малышка "Детям о правилах пожарной безопасности".

6. Слайд-фильм презентация по защите исследовательского проекта "Огонь – друг, огонь – враг!".

7. Сборник сказок "В королевстве огня".



База исследования: учащиеся, их родители, независимые участники.

Методы исследования:

- Анализ научной литературы.

- Наблюдение.

- Анкетирование.

- Интервью.

- Эксперимент (эвакуация из здания школы, инсценировка тушения очага возгорания).

- Сравнение полученных результатов.

Данная работа создана на системно-структурном подходе, обнаружены внутренние связи между объектом исследования, его развитием и анализом.

Моя работа содержит разработки мною памяток, книжку-малышку, мультфильм. Весь разработанный мной материал может быть применен при преподавании на уроках ОБЖ, на внеклассных мероприятиях, а также для распространения среди учащихся и граждан города.































I Глава. История пожаров на Руси

1. 1. Пожары на Руси XXIIXV вв.

Первым делом проанализирую пожары на Руси. Они были с давних пор одним из самых тяжелых бедствий. В летописях они упоминаются и как одно из сильных орудий борьбы с врагами. Несколько раз выгорали города Юрьев, Владимир, Суздаль, Новгород. В 1194 году отмечены огромные пожары в Ладоге и Руссе.

В феодальном обществе на Руси борьба с пожарами представляла собой серьезное и сложное испытание для жителей. Как правило, деревянные строения, из которых состояли поселения того времени, были очень подвержены пожарам из-за их легковоспламеняемости. В случае возгорания, огонь мог быстро распространиться, угрожая жизням людей и имуществу. В условиях феодальной Руси существовали определенные меры по предотвращению и тушению пожаров.

Одним из способов было создание пожарных дружин. Обычно это были специально обученные люди, которые в случае пожара могли быстро реагировать и помогать тушить огонь. Пожарные дружины были организованы на местах, в близлежащих поселениях, что позволяло оперативно привлекать их к месту возгорания.

Также в феодальной Руси широко применялась практика создания пожарных сторожей. Эти люди занимались контролем за соблюдением пожарной безопасности в поселениях, следили за возможными источниками пожара и принимали необходимые меры для их ликвидации. При обнаружении пожара пожарные сторожи немедленно оповещали пожарные дружины, что способствовало быстрой борьбе с огнем.

Важным элементом борьбы с пожарами в феодальном обществе на Руси была также система штрафов и наказаний за неосторожное обращение с огнем. Люди, нарушавшие правила пожарной безопасности или являвшиеся источниками возгорания, подвергались наказаниям, что создавало дополнительную мотивацию к предотвращению пожаров.

Таким образом, в феодальном обществе на Руси борьба с пожарами осуществлялась при помощи пожарных дружин, пожарных сторожей и системы наказаний за нарушения пожарной безопасности. Эти меры позволяли минимизировать риски возникновения и распространения огня, обеспечивая безопасность жителей средневековой Руси. Так было не только на Руси.

В течение первого периода средних веков на значительной части Европы из-за постоянных войн полыхали пожары. Их быстрому распространению способствовало и то обстоятельство, что при строительстве домов применялись легкосгораемые материалы: древесина, солома, камыш. К тому же строились они очень близко друг к другу.

Свидетельства очевидцев, труды историков рассказывают о многих опустошительных пожарах в городе Москва. Город сгорел полностью в 1238 году, когда на Руси свирепствовали орды хана Батыя.

Много опасностей таил огонь и при его применении в мирное время. Печей тогда не было, огонь разводили в яме прямо в доме, причем дым выходил наружу через отверстие, изготовленное в соломенной крыше. При пожаре никто никогда не принимал мер по его тушению - спасали только детей и имущество. Огонь распространялся от дома к дому и прекращался только тогда, когда все вокруг выгорало. При таких пожарах жители уцелевших домов выбирали оставлять их на произвол судьбы и селиться за городом под открытым небом. В Москве, например, пожары были настолько привычным явлением, что жители относились к ним спокойно. Вплоть до XV века пожар квалифицировался большим, если огнем уничтожалось несколько тысяч дворов. Если сгорало 100-200 домов, то о таком пожаре не говорили.

Легкость возведения построек и наличие древесины позволяли быстро восстанавливать сгоревшее жилье, но это же из-за плотной застройки способствовало новым опустошениям при загорании. Развитие больших городов привело к росту численности населения и возведению новых зданий. Возросли и масштабы пожаров. В 1212 году огонь уничтожил в Новгороде 4300 дворов из 5000 имеющихся. Город Москва не был исключением. Пожар 1356 года за два часа уничтожил практически все на своем пути, включая Кремль и посады. Крупные пожары оставили след в истории многих городов. Город Вормос (Германия) выгорел в 1221 году от пожара, вспыхнувшего в жилом доме. В 1376 и 1380 годах почти полностью сгорели города Кельн-на-Шпрее и Берлин. Страсбург в XIV веке горел восемь раз. Многократно горел город Любек.

Низкий уровень общественной организации и технической культуры оказывали отрицательное влияние на катастрофические последствия возникающих пожаров. Феодальное общество, которое создавалось на глубоких социально-экономических противостояниях, оказалось целиком неспособным к борьбе с пожарами. Отсутствовала единая система, направленная на борьбу с пожарами, не проводились профилактические противопожарные мероприятия. Уровень общественной организованности был в эту эпоху существенно ниже, чем во времена господства Римской империи. Не было создано ни единой структуры, способной противостоять огню. Поэтому по мере формирования и укрепления государственности предпринимались попытки изменить сложившееся положение.

В результате принятия многочисленных новых противопожарных правил государственные структуры хотели оказать влияние на обстановку с пожарами и соблюдение жителями мер предосторожности при обращении с огнем. Были введены часть мер и наказаний за поджоги и неаккуратное обращение с огнем. Опубликованный в XI веке сборник законов, известный под названием "Русская правда", обозначил, что поджигатель и члены его семьи за содеянное обращались в рабство, а их имущество шло в казну. Судебник 1497 года усиливает меру наказания за поджог: "зажигальщику животе не дать, казнить его смертной казни".

Организация пожарной службы на Руси связана с именем великого князя Московского и всея Руси Ивана III (1440-1505 гг.). Город Москва в то время представлял собой большое поселение, в нем насчитывалось свыше 40 тысяч деревянных построек. Даже маленькое возгорание могло привести к серьезным последствиям. И причин для возникновения пожаров было довольно много: это и наличие печей без дымоходов, и использование для освещения домов свечей, лампад, и использование открытого огня ремесленниками поблизости жилья. С 1453 по 1493 год город Москва целиком выгорал десять раз.

В 1504 году после очередного опустошительного пожара были выпущены противопожарные правила, которыми запрещалась топка бань и изб летом без особой нужды. Накладывался запрет на зажигание свечей в доме с наступлением сумерек. Кузнецам и прочим ремесленникам, которые использовали в своем деле огонь, позволялось устраивать плавильни и горны вдали от строений и жилищ. Если сборник древнерусских законов содержал законодательные меры только против поджигателей, то меры Ивана III в отношении ремесленников были первым нормативным актом противопожарной безопасности на Руси. Из которого следует, что главной причиной большинства пожаров была полная беззаботность населения при применении огня.

Указы похожего рода встречались и во многих городах Европы. Учитывая уровень общественно-экономического развития государств того времени, имеется достаточно оснований считать, что эти документы были нормами права, хотя они и носили декларативный характер, и их практическая ценность была мала. Пожары полыхали по-прежнему. Нужно было не только предупреждать возникновение пожаров, но и создавать такие условия, при которых было бы возможно с ними бороться. К этому времени в ряде государств уже был накоплен опыт борьбы с пожарами. Во Франции, например, имелась королевская стража, в обязанность которой входило тушение пожаров, так и стража, составленная из ремесленников. Срок службы граждан в ней составлял 2 месяца. В Англии борьба с пожарами до XIII века полностью возлагалась на жителей.

В эпоху средневековья пожарное дело развивалось очень медленными темпами и оставалось на примитивном уровне в течение длительного времени. В отличие от современных методов и технологий, подходы к предотвращению и тушению пожаров были далеки от эффективности и организованности, что отражало общую отсталость в области безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций в средневековой жизни. Одной из основных причин медленного развития пожарной службы в средневековье была общая атмосфера хаоса и неорганизованности того времени. Города и поселения были построены из дерева и других горючих материалов, что делало их особенно уязвимыми перед угрозой пожара. Тем не менее, отсутствовали системы предупреждения, контроля и борьбы с пожарами, что приводило к частым и масштабным возгораниям, справиться с которыми было очень трудно.

В то время единственным механизмом для тушения огня были пожарные дружины, состоящие из обычных жителей, которые часто не были должным образом обучены и не имели необходимого оборудования для эффективной борьбы с пожарами. Кроме того, пожарные сторожа, которые должны были следить за возможными источниками пожара, не обладали необходимым авторитетом и полномочиями для предотвращения пожаров.

Более того, отсутствие современных технических средств и медицинской поддержки делало борьбу с пожарами еще более сложной и рискованной задачей. Культура безопасного поведения с огнем и осознание рисков пожара также оставались крайне низкими в средневековье. Несоблюдение простейших правил пожарной безопасности, неосторожность при обращении с огнем и отсутствие соответствующего образования и просвещения в области пожаротушения приводили к тому, что пожары продолжали оставаться серьезной угрозой для жизни и имущества жителей.

Лишь немногие обращали внимание на необходимость развития и совершенствования пожарной службы, что замедляло общий прогресс в этой сфере.

Таким образом, пожарное дело в эпоху Средневековья развивалось медленными темпами из-за отсутствия организованности, эффективных методов и средств борьбы с огнем, а также из-за общего низкого уровня осведомленности и культуры безопасности в том времени. Недостаточная внимание к этой важной.

В период повсеместного использования в качестве строительного материала древесины возникавшие пожары имели катастрофические последствия.

О пожаре 1356 года, во время которого сгорел Кремль и Замоскворечье, летописец оставил следующее свидетельство: "..в один-два часа весь город сгорел без остатка". В те года была очень сильная засуха, и буря была к тому же сильная, перекидывала за 10 дворов головни и бревна с огнем и нельзя было тушить..." В документах того времени упоминаются и другие пожары, силу которых через века донесли нам сведения о пожаре 1485 года: "Погорел город Москва, Кремль весь... Железо вдавилось, как олово, расплавленная медь текла, как вода".

Главным способом борьбы с огнем являлось сносом ближайших к пожару строений. Чтобы спасти не загоревшиеся постройки их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, которые проливали водой.

Средневековые документы содержали правила, затрагивающие использования открытого огня, покрытия крыш, водообеспечения, а также строгие меры наказания за неосторожное пользование огнем. Пренебрегая правилами, владельцы домов возводили новые на месте сгоревших построек. При этом плотность строений оставалась на прежнем уровне, сохранялась та же опасность возникновения пожаров. Существовала и еще одна причина, приводящая к опустошительным пожарам. Связано это было с суеверием. Несмотря на жестокие наказания со стороны городских властей, большое количество горожан отказывалось тушить огонь, считая пожар карой, посланной Богом, противиться которой грех.

1. 2. Преобразование пожарной охраны на Руси

Начиная с середины XVI века началось преобразование системы пожарной охраны в Русском государстве. Ранее действовавшие указы и распоряжения по большей части запрещали определенные действия. Однако, в 1547 году был издан указ Ивана Грозного, который обязывал жителей Москвы иметь чаны с водой на крышах своих домов и во дворах. Это стало прогрессивной мерой, поскольку население могло быстро тушить небольшие пожары самостоятельно. В те 10-15 минут, которые требовались на доставку воды из ближайшего колодца, возникший пожар уже был невозможно остановить. Теперь же была возможность приступать к тушению сразу же, исключая необходимость разрушать близлежащие постройки - главный способ борьбы с огнем того времени. И чтобы спасти незагоревшие постройки, их закрывали войлочными или брезентовыми щитами, проливая их водой.

С развитием промышленности, ремесел и увеличения численности населения (город Москва имел около 100 тысяч человек в XVI веке), пожары стали тормозить экономический прогресс. Это заставило власти искать эффективные меры борьбы с огнем. Начиначле люди неумело и несистематично осуществляли организацию пожарной охраны. Созданная пожарно-сторожевая охрана не могла справиться с огнем. Эта ситуация предопределила формирование структурированных подразделений для борьбы с огнем, которые сосуществовали с пожарно-сторожевой охраной.

Внедрение Стрелецкого приказа в 1550 году позволило направлять стрельцов на пожары в Москве. Это был значимый шаг вперед, который имел ряд положительных аспектов. Во-первых, это была военная организация с определенной дисциплиной, подчинением командиру и привычкой к совместным действиям. Во-вторых, основным вооружением стрельцов были бердыши и топоры, которые могли использоваться при разборке загоревшихся строений. В-третьих, они находились в постоянных местах, таких как стрелецкие слободы в Москве. Им не нужно было тратить время на сборы при пожаре, они немедленно отправлялись на место пожара. В начальном периоде численность составляла 3000 человек, что позволяло направлять достаточное количество стрельцов на пожары. Россия стала первой страной, где использовались вооруженные силы для борьбы с огнем. Позднее этот опыт использовали в Японии, Франции и других странах.

Немецкий путешественник, ученый и дипломат Адам Олеарий, который четырежды посещал Москву в 30-40 годах XVIII столетия, писал, что "жилые городские дома (кроме поместий бояр, богатых купцов и духовенства) были построены из дерева. Крыши из теса часто вызывали пожары, так что не проходило и недели, чтобы не горело несколько домов, а при сильном ветре - целые улицы.". Антиохийский патриарх Макарий, который также посетил Москву примерно в то же время, подтверждал: "...дома по всей стране Московии строились из еловых бревен... пожары были постоянными...".

Сохранилась информация об одном из способов борьбы с огнем, о котором писал Адам Олеарий: "В случае пожара стрельцы и особая стража занимались предотвращением распространения огня. Они не тушили пожары водой, а останавливали его путем разрушения близлежащих построек, чтобы огонь потерял силу и сам поутих. Каждый солдат и ночной сторож был обязан иметь при себе топор".

Однако были и исключения из правил, о которых свидетельствует секретарь Римского посольства Лизек: "Чтобы предотвратить распространение огня, дома разрушали вокруг. Если кто-то платил, чтобы сохранить свой дом, стрельцы ставили щиты из бычьей кожи и непрерывно обливали их водой, чтобы защитить дом от огня".

Среди зданий, которые неоднократно горели, был Московский печатный двор. Поскольку этот объект относился к особо важным, до нас дошла информация о способах его защиты от огня. По расходным книгам установлено, что в 1624-1626 годах двор был обеспечен 4 водоливными трубами, две из которых были немецкого производства, а две местное. Для быстрого захлопывания окон при пожаре приобрели кирпич, пять брезентовых парусов. Стражам были выданы топоры и заступы, а во дворе установлены водяные кадки, которые накрывали рогожами, чтобы предотвратить испарение воды. Среди приобретенного оборудования было восемь ушатов и ведер, шесты для багрования и тому подобное.

В 1582 году правила пожарной безопасности, действующие в городе Москва, были распространены и за его пределы. Для контроля за соблюдением этих правил Борис Годунов в 1603 году разделил столицу на 11 округов и назначил ответственных членов боярской думы, которым поручил заботиться о предотвращении пожаров. Факт того, что среди них были известные люди в России, такие как Н. Р. Трубецкой, И. Ф. Баеманов, В. В. Толицин и другие, свидетельствует о серьезном отношении царя к предотвращению пожаров. Более того, он приказал вновь назначенным лицам использовать любые меры, чтобы "...не было пожаров на улицах и переулках Москвы".



























II Глава. Исследования причин пожаров

2.1. Статистические данные пожаров, за период 2017 – 2023г.

В последние годы в России наблюдается тревожный рост количества пожаров, особенно в жилом секторе. Увеличивается и число пострадавших и погибших людей при возгораниях, затрагивающих не только взрослых, но и детей.

Сегодня Россия занимает ведущее место по числу погибающих от пожаров в мире. Специалисты провели исследование и определили процентное соотношение основных причин возникновения пожаров.

Основная доля пожаров (до 50%) происходит из-за неосторожного обращения с огнем. Неисправность электрооборудования также является значительной причиной пожаров и составляет около 20%. Неисправности печного отопления занимают примерно 10-11%. Шалость детей с огнем также играет свою роль и составляет до 10%. Поджоги составляют 5-7% всех пожаров.

С целью проведения анализа, я изучила данные о числе пожаров в Кушвинском городском округе за период с 2017 по 2023 годы. Результаты представлены в таблице 1.

Такие статистические данные должны стать основой для всестороннего анализа и разработки мер по предотвращению пожаров. Необходимо принимать эффективные меры по образованию и пропаганде основ безопасности, а также повышению качества электрооборудования и отопительных систем. Чтобы спасти жизни людей, необходимо стремиться к снижению числа пожаров и созданию безопасной среды для жизни и работы.

Таблица 1

п/п

Период, год

Травмы, полученные во время пожара (кол. человек)

Гибель на пожарах

(кол. человек)

2017 – 2018


2

6

2018 – 2019


2

5

2019 - 2020

3

В т. ч. детские - 2

7

2020 - 2021

5

В т. ч. детские - 1

8

2021 - 2022

4

3

В т. ч. детские - 2

2022 - 2023

5

15


За период 2021 – 2023 года резко увеличилось количество жертв.

2.2. Опасные факторы пожара, воздействующие на людей

Открытый огонь очень опасен, но случаи его прямого воздействия на людей случаются не так уж часто. Чаще всего опасность доставляют лучистые потоки, испускаемые пламенем, уже через полминуты пожара.

Температура среды. Наибольшую опасность для человека представляет вдыхание горячего воздуха, приводящее к поражению верхних дыхательных путей, удушью и смерти. Так, воздействие воздуха, температура которого выше 1000 С, приводит к потере сознания человека и гибели его через несколько минут. Серьезны также и ожоги кожи.

Токсичные продукты горения. При пожарах в современных зданиях и сооружениях, где много полимерных и синтетических материалов, на человека воздействуют токсичные продукты горения. Основной причиной гибели людей при пожарах является отравление оксидом углерода. При отравлении наступает кислородное голодание, после которого теряется способность рассуждать, и человек становится равнодушным и безучастным, не стремится избежать опасности, наступает оцепенение, головокружение, нарушается координация движений, а при остановке дыхания наступает смерть.

Потеря видимости вследствие задымления. Скорость процесса эвакуации обеспечивается лишь при беспрепятственном движении людей. Во время эвакуации люди обязательно должны четко видеть или путь эвакуации, или указатели выходов. При потере видимости организованное движение людей нарушается, и становиться беспорядочным, каждый человек двигается в произвольно выбранном направлении. В результате процесс эвакуации затрудняется или становится невозможным, что проводит к жертвам.

Понижение концентрации кислорода. В условиях пожара при сгорании опасных веществ и материалов концентрация кислорода в воздухе уменьшается. Происходит понижение концентрации кислорода всего лишь на 3 % вызывает ухудшение двигательных функций организма человека.

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей, представляют серьезную угрозу для безопасности и жизни. Пожары могут возникнуть в самых разных местах: в жилых домах, офисах, торговых центрах, промышленных помещениях и т.д. Независимо от места возгорания, опасности, с которыми сталкиваются люди, остаются примерно одинаковыми.

Одним из наиболее опасных факторов пожара является задымление помещения. Дым, образующийся при горении, содержит множество токсичных веществ, таких как угарный газ, оксиды углерода, формальдегид и другие. Вдыхание такого дыма может привести к отравлению и немедленной утрате сознания. Если человек оказывается в задымленном помещении, шансы на спасение существенно снижаются.

Тепловое воздействие пожара также является опасным фактором. Высокая температура огня способна вызвать ожоги кожи, даже на некотором расстоянии от источника пламени. Чем ближе находится человек к очагу возгорания, тем больше вероятность получения тяжелых ожогов. Кроме того, высокая температура может вызвать разрушение конструкций здания, что приводит к обрушению потолков, стен и перекрытий.

Пожары также могут привести к задержанию кислорода в помещении. Сгорающие материалы поглощают кислород и выделяют вредные газы. Кислород является необходимым для нормального функционирования организма. Если его уровень в воздухе становится недостаточным, человек может испытывать дыхательные затруднения, головокружение и даже потерю сознания.

Еще одним опасным фактором является возможность возникновения паники среди людей во время пожара. Паника может привести к массовым толчкам и столкновениям, когда люди пытаются покинуть здание одновременно. Такие ситуации часто приводят к травмам и даже к смертельным случаям. Кроме того, паника может привести к потере логики и рассудка, что ухудшает возможности эвакуации и спасения.

Опасные факторы пожара, воздействующие на людей, требуют принятия мер предосторожности и соблюдения правил поведения в случае возникновения пожара. Проведение регулярных тренировок по эвакуации, использование средств пожаротушения и установка датчиков дыма - это лишь некоторые из мер, которые можно предпринять для минимизации опасностей. Человеческая жизнь важнее всего, и каждый должен знать, как правильно действовать в чрезвычайной ситуации.

2.3. Причины пожаров

Понятие пожара подразумевает процесс горения различных веществ (твердых, жидких, газообразных). Перечислить все потенциальные причины возникновения пожаров сложно, однако я подробно расскажу об основных из них.

Неосторожное обращение с огнем является одной из основных причин пожаров. Оставленные горящие спички или окурки могут привести к трагическим последствиям, а зажигание спичек в жилых помещениях, на балконах или чердаках может легко привести к возгоранию. В домах и на дачах, где используются печки, необходимо быть особенно внимательными, чтобы избежать возгорания из-за небрежного обращения с огнем.

Нарушение правил безопасности при использовании электробытовых и электронагревательных устройств также часто приводит к пожарам. Перегрузка электрической сети из-за подключения множества устройств к одной розетке или забытый включенный утюг или обогреватель могут стать источниками пожара.

Нарушение правил хранения и использования легковоспламеняющихся жидкостей, таких как лаки, краски, бензин и ацетон, также представляет серьезную угрозу. Эти жидкости легко воспламеняются и могут быстро распространять огонь по поверхности. Утечка газа из-за неисправностей в газовом оборудовании может быть причиной пожара. Без присмотра конфорка газовой плиты или оставленная на газовой плите посуда могут привести к взрывам и возгоранию. Неосторожное обращение с пиротехническими изделиями, такими как хлопушки, петарды и фейерверки, может также вызвать пожар из-за разнообразия искр и огня, которые они могут порождать. Важно внушать культуру безопасного поведения с огнем с детства, чтобы сократить риск пожаров и избежать потерь среди взрослых и детей.

2.4. Эксперимент «Можем ли мы сами потушить огонь»

Эксперимент на тему "является ли для человека огонь другом или врагом" был проведен мной в «Средней общеобразовательной школе № 3». Я, Дарина Приневская, была автором этого эксперимента, а ответственность за его проведение лежала на учителе основ безопасности жизнедеятельности, Алене Дмитриевне Демидовой. Эксперимент проходил с 01.11.2023 г. по 01.12.2023 г. и включал 96 учащихся 3, 4, 5 и 7 классов.

Результаты эксперимента были представлены в виде письменного отчета, а также презентации, которая была показана на классном часе. К отчету были приложены различные продукты исследовательской работы, включая памятки по первичным средствам пожаротушения, правилам пожарной безопасности и службам спасения. Также были приложены эмблема "БОСП", мультфильм "Огонь воды боится", книжка-малышка "История пожаров на Руси", книжка-малышка "Детям о правилах пожарной безопасности", слайд-фильм презентация "Огонь - друг, огонь - враг!", сборник сказок "В королевстве огня" и сборник рисунков "Знает каждый гражданин этот номер '01'!".

Опытно-поисковая работа была проведена в 3 этапа. На первом этапе были определены исходные данные для исследования, которые были собраны в форме анкетирования учеников. Вопросы в анкете были конкретными и требовали ответа "да" или "нет". Из результатов анкетирования стало понятно, что большинство учащихся рассматривают огонь как друга, но также признают его и врагом. Также все опрашиваемые согласились с утверждением о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности для предотвращения пожаров.

На втором этапе эксперимента была проведена эвакуация школьников, где мы приняли непосредственное участие. Предположительно, в кабинете физики на 3 этаже здания произошло возгорание. Мы наблюдали за действиями учеников, отмечали ошибки и подводили итоги. Все учащиеся были эвакуированы за 3 минуты, при этом не было никаких пострадавших. Были выявлены некоторые ошибки, такие как неправильное закрытие органов дыхания и несоблюдение полусидящей позы при эвакуации.

На третьем этапе мы проанализировали полученные результаты и сделали следующие выводы: подготовленность учеников к пожару является выше среднего, но при неправильном использовании средств пожаротушения и недостаточных теоретических знаниях о пожарах, огонь может принести вред. Мы также подчеркнули важность контроля и соблюдения правил пожарной безопасности, чтобы огонь оставался добром.

Выводящиеся результаты эксперимента позволяют нам заключить, что огонь может быть как другом, так и врагом, и его характер зависит от контекста и обстоятельств. Главное - контролировать его и соблюдать правила безопасности, чтобы избежать возможных негативных последствий.



























Заключение

В ходе эксперимента, направленного на выявление ситуаций, когда огонь представляет собой как источник блага, так и зла, мной было установлено, что с давних времен огонь является постоянным и неотъемлемым компаньоном человечества, одновременно являясь его противником и товарищем в жизни. Без огня жизнь на планете Земля становится невозможной. Чаще всего человек превращает огонь в источник зла. Мы переоцениваем свои возможности и часто становимся заложниками огня. Мной было доказано, что обладая необходимыми знаниями и навыками по предотвращению пожаров, каждый человек способен обезопасить как себя, так и окружающих в их жизненной среде. "Личность безопасного типа" способна ориентироваться на добро, быть созидательной и готовой к самозащите. В моей работе я не пыталась дать окончательное и безапелляционное утверждение относительно добра или зла, исходящих от огня. Я лишь частично затронула тему того, насколько важно понимать, в каких ситуациях огонь, изначально добрый, может превратиться в зло. Для правильного использования огня необходимо иметь знания о следующем: - история пожаров; - опасные факторы, воздействующие на людей в случае пожара; - причины возникновения пожаров; - основная цель использования огня. Исходя из изложенного, делаю вывод о необходимости проведения дополнительных исследований для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в его реальной окружающей среде.

Свою работу мне хотелось бы закончить стихотворением «Пожарная охрана» автор, которого является Владимир Гиляровский:

Мчатся искры, вьется пламя, грозен огненный язык.
Высоко держу я знамя, я к опасности привык!
Нет неделями покоя, - стой на страже ночь и день.
С треском гнется подо мною зыбкой лестницы ступень.
В вихре искр, в порыве дыма, под карнизом, на весу,
День и ночь неутомимо службу трудную несу.
Ловкость, удаль и отвага нам заветом стать должны.
Мерзнет мокрая сермяга, волоса опалены…
Правь струю рукой умелой, ломом крышу раскрывай
И рукав обледенелый через пламя подавай.
На высоких крышах башен я, как дома, весь в огне.
Пыл пожара мне не страшен, целый век я на войне!


































Библиография

А. Ильечев Популярная энциклопедия выживания. – Челябинск: Юж. – Урал. КН. Изд – во, 1996.

М. И. Кузнецов, Личная безопасность школьника. – 2004. № 31

В.А., С.К. Миронов, Безопасность человека: 5 – 11 кл. – М., 2004

Е. Ф. Лысюк. «Культура безопасности жизнедеятельности». - Екатеринбург.: 2008.

Б.И. Мишин. Настольная книга основ безопасности жизнедеятельности. – М.: АСТ; 2002.

И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 1997.

Г.П. Шалаев, «Правила поведения для воспитанных детей». – М.: «Слово», 2007.

























Приложение 1

Эмблема для отряда Дружины юных пожарных «БОСП»

Бесстрашные

Отважные

Смелые

Пожарные

t1744101917ab.png



t1744101917ac.jpg





































t1744101917ad.gif

Составитель: обучающаяся 7 класса, Приневских Дарина

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 3, Кушва.: - 2023.





t1744101917ae.gif

































t1744101917af.gift1744101917ag.jpg

Играть с огнем это может привести к пожару, взрывам, разрушениям, гибели людей и животных.





t1744101917af.gift1744101917ah.jpg

Оставлять непотушенный костер.



t1744101917af.gift1744101917ai.jpg





Зажигать свечи и бенгальские огни на елке.



t1744101917af.gift1744101917aj.jpg



Оставлять печь и отопительные приборы без внимания.



t1744101917af.gift1744101917ak.jpg



Оставлять без присмотра

газовые горелки.



t1744101917af.gift1744101917al.jpg



Использовать «жучки» в неисправной электропроводке.



t1744101917af.gift1744101917am.jpg



Использовать спички для игры.





t1744101917af.gift1744101917an.jpg

Оставлять без присмотра нагревательные приборы.

t1744101917ao.gifПриневских Д.





t1744101917ap.gif

История пожаров

на Руси

























































Составитель: обучающаяся 7 класса, Приневских Д.



t1744101917aq.gif



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 3, Кушва.: - 2023.



































СБОРНИК из школьных сочинений

t1744101917ar.jpg



В королевстве огня





Руководитель: А.Д. Демидова

Составитель: обучающаяся 7 класса,

Приневских Д.







КУШВА

2023



Умей действовать при пожаре!

В одно мгновенье школа № 3 загорелась. Все выбежали в панике, кроме 5 А. Мы с моим другом Димой взяли марлевые повязки, которые мы делали на уроке «Культура безопасности жизнедеятельности» и спускались по лестнице. Мы пригнулись, как могли.

Я увидел малыша, наверное, это был первоклашка. Он задыхался от дыма. Мы с другом подбирали к нему взяли его на руки и выбежали все вместе на улицу.

Все из школы благополучно эвакуировались. Нас с Димой за то, что мы спасли ребенка. Нас похвалили за храбрость, смелость и решительность.

Я рад, что все закончилось благополучно. Ведь надо уметь действовать при пожаре!



Басов Я. 5 Б кл. шк. № 3





Умей действовать при пожаре!

Если загорится школа, то надо выбежать на улицу или нужен платок, чтобы закрыть органы дыхания. А потом пригнуться и убегать.

Гулиева А 6 а кл. шк. № 3

Детская шалость с огнем.

Детям нельзя давать спички, зажигалки их шалость может привести к пожару.

Дети любят играть спичками, но ни в коем случае не оставляйте их без присмотра. Нужно их хорошо спрятать. И детей нельзя оставлять одних дома.

Родители будьте бдительны!

Костромин А. 6 а Кл. шк. № 3



В мире огня.

Увидел спички их лучше не бери. Не балуйся газовой плитой, а то может быть пожар. Не оставляй включенный утюг на одежде. Не включай много электроприборов в одну розетку.



Лакшеева А. 6 а Кл. шк. № 3



В королевстве огня.

Жил был принц. У него во дворе была маленькая щель. И он не знал, что или кто живет в этой щели. Однажды вечером, когда его родители заснули, он решил продолбить молотком эту щель на 15-20 см. И он пролез в эту щель и закричал «А-а-а!». И от туда вышел Огонь. Принц у него спросил: - как тебя зовут?

- Огонь. Ответил он.

- А меня зовут Огнетос.

- А, что ты любишь делать? Спросил принц.

- Что нибудь поджечь. Ответил Огонь

И они вместе пошли во дворец и подожгли его. А от туда выбежали родители. Они стали тушить огонь водой. А когда пожар закончился. Они отругали принца. И наказали ему, чтобы он никогда больше не играл с Огнем!

Овчаров А. 6 а кл. шк. № 3











В королевстве огня.

В одном королевстве жил был царь и у него была дочь Огневушка-спичушка. Это королевство было небольшим оно называлось Огонь.

Однажды Огевушка решила поиграть и начала бегать. Тут от счастья и она разгорелась. Начался пожар. И царь Огей решил вызвать свою сестру Воду. И она тут же примчалась на помощь. И так она разозлилась, что сразу залила все царство Огней.

Огевушка-спичушка после этого случая больше никогда не играла так, чтобы не разжечь огонь.



Приневских Д. 7 Б кл. шк. № 3















В королевстве огня.

Жил-был огненный принц. Его звали «Человек –факел». И у него была доченька, ее звали «Дама-факел». Как-то раз она пошла гулять со своими подружками из королевства огня. Гуляли они очень долго.

Вдруг пошел дождь. Девочки запаниковали. К ним подошла Дама-факел.

- Не бойтесь! – крикнула она. Я перенесу вас своим волшебством в безопасное место.

Она выполнила свое обещание. Девочки заплакали от счастья. Даму-факел наградили волшебным медальоном.

С тех пор принц Факел отменил дождь. И они жили долго и счастливо.



Петелин С. 6 а кл. шк. № 3















Огонь приносит в дом беду

Жила – была девочка Маша. Мама ушла в магазин, а дочка осталась одна. Скучно ей было и решила она приготовить обед. Взяла коробок со с спичками, чиркнула появился огонек. Понравился он Маше и решила она еще зажечь. Баловалась, баловалась и уронила нечаянно спичку на пол.

Огонь быстро разжегся по кухне. Маша начала сильно плакать. Она выбежала из кухни и набрала номер пожарной части 01. Приехали пожарные спасли девочку, потушили пожар.

Тут пришла мама. Плача, она спросила у дочки, что случилось. Маша маме все рассказала. Мама крепко обняла дочки и сказала, что нельзя баловаться с огнем.

- Я, больше не буду трогать спички! «Ведь спички детям не игрушка!»



Цаплин Д. 6 а кл. шк. № 3







В королевстве огня.

Как то раз девочка увидела странную дверь в подъезде, в который она зашла. На двери была табличка «Вход с огнем запрещен!».

Но девочка решила заглянуть, да взяла с собой спички, вдруг там темно! Девочку звали Проша. Проша зашла и чиркнула спичку. Но вдруг спичка упала и все вокруг загорелось. В этой сарайке хранился порох.

Девочка быстро выбежала на улицу и позвонила в пожарную часть. Через несколько минут приехала машина с пожарными работниками и затушили огонь.

С тех пор Проша никогда не берет спички в руки.



Чудиновских В. 6 а кл. шк. № 3







45


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.