Проблема создания внутренней мотивации говорения на уроках иностранного языка
Автор публикации: Н. Кнышенко, студентка 1 курса
Проблема создания
внутренней мотивации говорения на уроках иностранного языка
При обучении подростков иностранному языку возрастает значение внутренней мотивации деятельности на уроке в целом и говорения в частности. Как справедливо замечает доктор психологических наук, педагог И. А. Зимняя, человек говорит на родном языке тогда, когда испытывает потребность выразить мысль. Эта ситуация часто нарушается при обучении иностранному языку: учитель вызывает ученика и предлагает ему высказаться по теме или пересказать текст. При этом, как правило, не учитывается, хочет ли он делать это или нет.
Большими возможностями для создания на уроке внутренней мотивации иноязычного говорения обладают естественные речевые ситуации. Учителями накоплен большой опыт их создания и использования на уроках иностранного языка с помощью средств наглядности, различных форм работы с учебными текстами, ролевых игр и т. п.
Хотелось бы обратить внимание учителей, работающих с подростками, еще и на такой способ создания естественных речевых ситуаций, как использование квизов (задания, требующие умения логически мыслить и, следовательно, доказывать правильность своего ответа).
В старшем подростковом возрасте происходит не только количественное, но и качественное изменение познавательной деятельности, отличительной чертой которой становится активность и самостоятельность. Квизы, удовлетворяя коммуникативно-познавательную потребность учащихся, служат стимулом иноязычного говорения, реализуют их стремление самим найти ответ на интересные для них вопросы. Поиск истины в этом возрасте происходит обычно в спорах, обсуждениях, которые являются не только средством познания, но и средством самовыражения. В ситуации спора, обсуждения проявляется естественная речевая активность, а ведь именно ее часто недостает на уроках иностранного языка. Речевая активность учеников в подобных ситуациях направлена на доказательство своей правоты или коллективный поиск ответа на поставленный вопрос.
Как показывают наблюдения, в процессе обсуждения принимают участие все ученики, в том числе и те, которые обычно пассивны на уроках. Активность ребят в начале и в процессе обсуждения стимулируется побудительными репликами учителя: Каково ваше мнение?
Вот несколько примеров шутливых квизов, требующих от учеников не только умения логически мыслить, но и доказывать правильность своего ответа.
There are four corners is the room. There is a cat in every corner. There are three cats opposite each cat. There is a cat sitting on the tail of each cat. How many cats are there in the room?
Key: four cats.
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько же всего кошек в комнате?
Ключ: четыре кошки.
There are five apples in a basket. Divide them between five pupils so that each of them will have one apple and one apple will remain in the basket.
Key: one pupil takes an apple and a basket.
Разделите пять яблок между пятью учениками так, чтобы каждый получил по одному яблоку и одно яблоко осталось в корзине.
Ключ: один ученик берет яблоко вместе с корзиной.
A dwarf lives on the 20th floor. Every morning on his way to the office he goes out of his flat, goes into the lift, presses the button and goes down to the ground floor. When he comes back from his work in the evening, he goes into the lift, presses the button but only goes to the 10th floor. He goes the rest of the way on foot. Why doesn`t he use the lift to go up the 20th floor?
Key: a dwarf is a very-very short man and he can press only the 10-th button.
Карлик живет на 20-м этаже. Каждое утро, идя на работу, он входит в лифт, нажимает кнопку и спускается на первый этаж. Вечером, возвращаясь с работы, он входит в лифт, нажимает кнопку, поднимается на десятый этаж, а далее идет пешком. Почему он не поднимается на лифте на 20-й этаж?
Ключ: карлик может дотянуться только до десятой кнопки.
Еще большую заинтересованность и активное обсуждение вызывают квизы, которые могут удовлетворить потребность подростков в новой информации. Материалом для них служат интересные заметки из газет и журналов.
Например: Известно, что из стекла делают ткани, некоторые детали машин и самолетов. А теперь решено построить стеклянный мост через Большой канал в Венеции. Почему эксперты считают, что такой мост будет стоять века?
Ключ: стекло не ржавеет, как металл; его в отличие от дерева не подтачивают насекомые.
Рассмотренные выше пути создания естественных речевых ситуаций с помощью квизов могут быть использованы не только на уроках иностранного языка, но и на занятиях кружков и факультативов. Создавая внутреннюю мотивацию иноязычного говорения, они способствуют повышению эффективности обучения иностранному языку.
3