Статья «Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка»

3
0
Материал опубликован 11 May 2021

«Мои инновации в обучении и воспитании»

(из опыта работы)

Тема «Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка»

Выбор данной темы обусловлен изменениями во всей системе образования. Повышением статуса учебного предмета «иностранный язык», который в настоящее время рассматривается как один из общеобразовательных предметов, позволяющий реализовывать совместно с другими предметами функции в воспитании и развитии личности школьников. Успешность подготовки ученика к жизни и труду не возможна без всестороннего развития. Личность проявляет свою активность в процессе взаимодействия с окружающим миром, в зависимости от своих потребностей. В современном мире изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранных языков. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала. Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности школьников, позволяющей им быть равными партнерами межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах. Иностранный язык, таким образом, как инструмент познания в условиях коммуникативно-ориентированного обучения становится также средством социокультурного образования. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранным языкам означает формирование у школьников коммуникативной компетенции языковой, разговорной, практической, социально лингвистической и мыслительной, когда ученик готов использовать иностранный язык как орудие речемыслительной деятельности. К сожалению, нельзя сказать, что уже познаны и сформированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность. Обучение иноязычной форме вербального общения как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. Однако оно лишь заменило собой понятие обучения иноязычной речи или является синонимом такового. Предмет обучения иноязычному общению еще не исследован должным образом, хотя уже имеется достаточно богатый опыт методической организации коммуникативно-ориентированного обучения иноязычной речи (Беляев Б.В., Бим И.Л., Ведель Г.Е., Гурвич П.Б., Зимняя И.А., Кузовлев В.П., Леонтьев А.А., Пассов Е.И., Скалкин В.Л., Царькова Б.В., Шубин Э.П.)

В своей педагогической деятельности провожу постоянный поиск, цель которого - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения.

Передо мной стоит задача сформировать личность, которая будет способна участвовать в межкультурной коммуникации, включающую в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию. Поэтому необходимо иметь представление о социокультурных особенностях страны изучаемого языка.

Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся применяю такие приёмы как: правильная организация учебного процесса, повышение интереса к предмету,речевые зарядки, речевые ситуации, игры, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, снятие умственного напряжения, положительный морально-психологический климат,положительное эмоциональное состояние учащихся, нетрадиционные формы проведения занятий: видеоурок, урок-дискуссия, урок-спектакль, урок-экскурсия и т.п. Во время таких уроков расширяется кругозор учеников, плюс с увеличением информации о культуре страны изучаемого языка, совершенствуется социокультурная компетенция учащихся.

Основа коммуникативного обучения носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка:

-учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;

-каждый участник общения остаётся в фокусе внимания остальных;

-участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.

Основным видом деятельности, которым овладевает ребёнок на уроках иностранного языка, является коммуникативно-познавательная.

Однако главное место принадлежит коммуникативному развитию.

Создание коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка в современной психолого-педагогической литературе.

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.

Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса обучения иностранного языка. Как учебный предмет он обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться как специальная задача.

Поэтому неслучайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Поэтому так важны правильные приёмы создания коммуникативной атмосферы на уроках иностранного языка, которые обеспечивают не только прочное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникабельность, желание помочь другим. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой, несовместимы с этой технологией.

Задачи при создании коммуникативной атмосферы :

Обучение иностранному языку преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Практическая, или коммуникативная, задача «нацелена» на формирование у учащихся коммуникативной компетенции, то есть речевой активности.

Общеобразовательные задачи призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор.

Воспитательная задача — воспитание у учащихся оценочно-эмоционального отношения к миру, положительного отношения к иностранному языку, к культуре народа, говорящего на этом языке.

Развивающие задачи намечают пути формирования и развития мотивационной и эмоциональной сфер личности учащихся, ценностных ориентиров, готовности к дальнейшему самообразованию в иностранном языке.

Реализация перечисленных задач является необходимым условием для создания коммуникативной атмосферы и достижения желаемых результатов. Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. Прежде всего, хотелось бы ответить на вопрос: Что же такое коммуникативная компетенция? Коммуникативная компетенция – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных её этапах. В состав коммуникативной компетенции входят знание личностных особенностей людей, их понимание, умение правильно воспринимать и оценивать людей, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с другими людьми. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации.  Идея диалога культур подразумевает открытость культур друг другу. Но это возможно при выполнении ряда условий: равенства всех культур, признания права каждой культуры на отличия от других, уважения к чужой культуре. Именно обучение иноязычной коммуникации, организованное на основе заданий коммуникативного характера, используя все необходимые для этого задания и приемы, является отличительной особенностью урока иностранного языка. Считается, что обеспечению коммуникативной мотивации учащихся способствуют такие факторы как доброжелательная обстановка на уроке, положительный эмоциональный климат, доверительные отношения между учителем и учениками.Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное обучение иностранному языку носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Экспериментальная работа проводилась в обычной общеобразовательной школе. Обучение было практически ориентировано на реализацию создания коммуникативной атмосферы на уроках. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся применялись такие приёмы как: правильная организация учебного процесса, повышение интереса к предмету, речевые зарядки, речевые ситуации, игры, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, снятие умственного напряжения, положительный морально-психологический климат, положительное эмоциональное состояние учащихся, нетрадиционные формы проведения занятий: видеоуроки, уроки-дискуссии, уроки-спектакли, уроки-экскурсии. Вся работа носила деятельностный характер. В процессе приобщения к различным языкам, в процессе приобретения коммуникативной компетенции и учитель, и ученики проходили несколько ступеней, взаимосвязь между которыми довольно диалектична и сложна. К таким ступеням, в частности, мы можем отнести толерантность, понимание и принятие иностранного языка, а также способы поведения в проблемных коммуникативных ситуациях, знание грамматики и лексики. Коммуникативная компетенция является характеристикой личности человека, его способностью, которая проявляется в его поведении, деятельности, позволяя ему разрешать жизненные ситуации.Вовлечение учащихся в коммуникацию организовывалось путём их личностно ориентированной самостоятельной работы. В течение последних лет работы, усвоив технологию преподавания иностранного языка, продолжая совершенствовать приёмы обучения, познав некоторые секреты мастерства, пришлось столкнуться с менее определённой, но не менее значимой стороной урока- его психологическим компонентом. Он оказался ведущим, и эмоциональный тон урока определял результат обучения. Пришло убеждение, что без учёта психологического компонента самые эффективные методы и приёмы не дают желаемых результатов. Даже, если урок был подготовлен методически правильно, оптимальный результат не достигался, так как были не учтены взаимоотношения между учащимися и учителем, а иногда объективные условия, в которых проходил урок. После этого большое внимание было уделено учебной ситуации, которая постоянно изменяется, каждый класс и каждый ученик , каждый день приносил что-то своё, что-то новое, часто неожиданное .Стали прогнозироваться возможные варианты реализации форм работы, которые зависели от места урока в расписании, от дня недели и от степени обучаемости класса. Входя в класс, плохое настроение оставлялось за дверью, приветливая улыбка, бодрый вид. Результаты наблюдений убедили в правильности выбранной системы обучения.Все применяемые приёмы создания коммуникативной атмосферы на уроках способствовали развитию познавательной активности учащихся, развитию их творчества, повышению интереса к предмету.Правильная организация учебного процесса, коммуникативная направленность, использование нетрадиционных форм урока, игровых , речевых зарядок и ситуаций, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, вовремя снятие умственного напряжения, создание благоприятного морально-психологического климата, положительное влияние на эмоциональное состояние учащихся на уроках иностранного языка в качестве основных приёмов обучения позволяют создать коммуникативную атмосферу, добиться хороших результатов в работе. Учащиеся выражают свои мысли без стеснения, на уроках создаётся здоровая психологическая атмосфера, способствующая развитию личности ребёнка.


Литература

Бим И.Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе. М.: Просвещение

Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.М.: Арти-Глассо,

Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М., 1989.

Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку.// Иностранные языки в школе,2000.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.