Психологический кризис у подростков и способы выхода из него
Автор публикации: С. Дорохин, ученик 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Шахты Ростовской области «Средняя общеобразовательная школа №49»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС У ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НЕГО»
Подготовил: Дорохин Семен,
ученик 10 класса МБОУ СОШ №49 г.Шахты
Руководитель: Понамарева Е.Ю.,
учитель английского языка
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3 стр.
Глава 1. Причины кризиса подросткового периода 4 стр.
Ученые, изучавшие особенности подросткового периода 4 стр.
Физиологические и психологические особенности подросткового периода 6 стр.
Признаки подросткового психологического кризиса 6 стр.
Преодоление подросткового кризиса 7 стр.
Глава 2. Практическая часть 8 стр.
2.1. Анализ социологического опроса 8 стр.
Заключение 11 стр.
Список литературы 12 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Подростковый период - это один из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Подросток может перестать верить в себя и свои способности из-за неспособности справиться с возникающими проблемами: они не могут принять переход к взрослой жизни. В этот период все стороны личности подвергаются перестройке, закладываются основы поведения, формируются социальные установки. Для переходного возраста характерно изменение отношений с окружающими (родителями, друзьями, учителями и другими людьми), не всегда в положительную сторону. В результате, возникают конфликты. Несмотря на это, к подросткам следует относиться с пониманием, и окружать заботой, чтобы избежать негативных последствий. Сложность переживаемого подростком периода определяет актуальность исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что с помощью близких людей подростку легче преодолеть кризис данного возрастного периода.
Цель работы над проектом: выяснить основные причины возникновения кризиса в подростковом возрасте, найти пути выхода из него.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи проекта:
1. Выяснить, что такое психологический кризис.
2. Исследовать основные причины кризиса.
3. Рассказать об учёных, изучавшие подростковый период.
4. Рассказать о возможных последствиях кризиса и способах их преодоления.
Объект исследования: подростковый период.
Предмет исследования: кризис подросткового возраста.
Методы исследования:
- теоретические: анализ литературы, классификация, конкретизация.
-эмпирические: опрос, сравнение, статистический.
Результат проекта: буклет с причинами психологического кризиса и способами выхода из него
ГЛАВА 1: ПРИЧИНЫ КРИЗИСА ПОДРОСТКОВОГО ПЕРИОДА
Ученые, изучавшие особенности подросткового периода
Многие зарубежные и отечественные ученые изучали особенности подросткового периода.
Гренвилл Стенли Холл считается отцом психологии переходного возраста. В 1904 году он издал монографию, в которой предложил концепцию с объяснением явления отрочества и связанных с ним кризисных и негативных аспектов. В своей теории рекапитуляции Стенли Холл приравнивает подростковую стадию в развитии личности к эпохе романтизма в истории человечества. На этой промежуточной стадии между детством и взрослостью имеет место хаос, когда антропоидные тенденции сталкиваются с требованиями социума. Представления Стенли Холла о трудных подростках прочно вошли в историю психологии. Он первый описал контрастность противоречия и биполярность подросткового возраста, выделив такие «эмоциональные качели», как активность-изнурение, веселость-уныние, общительность-замкнутость, чувствительность-апатия, уверенность-застенчивость. С. Холл назвал отрочество периодом "бури и натиска" и считал его кризисом самосознания, преодолев который, человек приобретает чувство индивидуальности.
Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер, крупный исследователь подросткового возраста, в 1924 г. опубликовал книгу "Психология юношеского возраста", в которой изложил культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Согласно его концепции отрочество – это период врастания в культуру. Психическое развитие подростка - врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух конкретной эпохи; характеризуется кризисом освобождения от детской зависимости. Эдуард Шпрангер описал три типа развития отрочества:
Резкое и бурное зарождение второго «Я».
Плавное развитие, без глубоких изменений личности.
Активный, формирующий процесс, воспитание самого себя, преодоление подростком внутренних тревог и кризисов произвольно.
Эдуард Шпрангер считал главными новообразованиями отрочества - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подросток проводит дни в мечтаниях, неясных стремлениях; он не удовлетворен собой, пессимистически настроен; это возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Эдуард Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, исходя из того, что главной задачей психологии является изучение развития личности.
Лев Семёнович Выготский рассматривал психологический кризис подростка как коренную перестройку системы интересов в этом возрасте. По мнению учёного, особенности поведения подростков можно объяснить именно этой перестройкой. В основе её лежат органические изменения, связанные с процессами полового созревания. Лев Семёнович Выготский считал, что критичность переходного возраста нарастает с процессом взросления и поднятием культуры человеческого общества, культуры социальной среды.
Советский психолог, доктор психологических наук, профессор, ученица Л. С. Выготского Л. И. Божович считала кризис подросткового возраста самым трудным, по сравнению со всеми переломными этапами в психологическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она называла:
Перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе.
Развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь.
Л.И. Божович также перечислила причины возникновения кризиса:
Невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника.
Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении испытаний подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом.
Также, психолог выделила немаловажный фактор появления психологического кризиса – это запреты, которые подросток накладывает сам на себя. Точнее, это привычки, черты характера, которые подросток сам открыл в себе, и они мешают ему достигнуть желаемого.
Развивающаяся способность познать самого себя как личность с уникальным, присущим только ей набором качеств, порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению наиболее ценных для подростка качеств и самовоспитанию.
Алексей Николаевич Леонтьев был выдающийся отечественный психолог и соратником Льва Семёновича Выготского. Психологию подростка, он рассматривал в контексте разработанной им теории личности: то, что происходит с человеком в подростковом возрасте – это второе рождение личности. Метафора «второе рождение» вводится им потому, что слишком сильны те физические и психологические изменения, которые происходят в 13 - 16 лет с ребенком, который перестает быть ребенком и рождается как взрослый. Отсюда проявляется цитата самого Леонтьева - «Переход, знаменующий собой подлинное рождение личности, выступает как событие, изменяющее ход всего последующего психического развития».
Физиологические изменения и психические особенности подросткового периода
В основном выделяют 5 основных физических изменений:
Изменение уровня гормонов. Стресс и психологическое неравенство могу привести к изменениям уровня гормонов, такой как адреналин, который влияет на общее физическое и эмоционально состояние, у подростка случаются множество конфликтов с сверстниками и родителями в том числе.
Рост и развитие. Подростки находятся в периоде активного роста и развития и психологический кризис может привести к задержке в развитии или ускорению физического роста.
Сон и питание. Стресс может влиять на сон и аппетит подростка, что приведет к проблемам со сном, недостаточному потреблению еду или наоборот переедание, что плохо скажется на здоровье подростка.
Физическое здоровье. Психологический кризис может повлиять на общее физическое здоровье подростка, так как стресс может сказаться на иммунитет и общее состояние организма.
Эмоциональное состояние. Подросток с психологическим кризисом может испытывать эмоциональное изменения, такие как: агрессия, переизбыток пубертата, апатия и даже депрессия, что отражается на физическом состоянии подростка.
Признаки психологического кризиса
Эмоциональная нестабильность. Подросток может переживать частые скачки эмоций, такие как раздраженность, растерянность и уныние.
Заниженная самооценка. Подросток может чувствовать негатив к самому себе, думать, что он недостаточно умён, красив, дерзок, но и ничего не делает чтобы изменить ситуацию. Подростки часто думают, что они другие, не такие как все. Им необходимо понять, что каждый человек индивидуален, принять себя, чтобы сказать себе: «Я молодец».
Апатия. Апатия в подростковом возрасте характеризуется потерей интереса и мотивации к деятельности, эмоциональному выгоранию и чувством усталости.
Психопатия. Психопатия в подростковом возрасте проявляется в виде вспышек агрессии и неконтролируемых эмоциональных реакций без причин. Психика бурно реагирует на любые внешние факторы, значимые для ребёнка.
Депрессия. Депрессия в подростковом возрасте показывается как психическое расстройство, проявляющееся постоянно пониженным настроением, чувством грусти, тоски, отчаяния и другими расстройствами.
Неврозы. Подростковый невроз - это тоже психологическое расстройство, в основе которого находится нарушение нервной деятельности, сопровождаемое переменами настроения и всяческими страхами.
Также существуют такие последствия, как алкогольная зависимость или никотиновая зависимость, что негативно сказывается на здоровье ребёнка.
1.4 Преодоление подросткового кризиса
По моему мнению, чтобы подросток прошел этот период, родителям, в первую очередь, следует понять ребенка и предпринять следующие действия:
Искать компромисс.
В случае конфликта с ребенком, нужно всегда находить лазейки и точки соприкосновения мнений. Если ребенок не соглашается с вашим мнением, предложите более ему подходящее решение, либо спросить его мнение.
Семейное равноправие.
Подростка всегда надо вовлекать во всякие обсуждения семейных дел, проблем, советоваться насчет планов. Самое главное – это дать подростку возможность высказать свое мнение и учитывать его мнение для окончательного решения.
Эмоциональное равновесие.
Всегда важно держать себя в руках, не смотря на все провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие и демонстрировать спокойствие в конфликте.
Поощрять и поддерживать.
Необходимо интересоваться увлечениями ребёнка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.
ГЛАВА 2: ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Анализ результатов социологического опроса
С целью опровержения или подтверждения выдвинутой в начале исследования гипотезы мною был проведен социологический опрос, в котором приняли участие 22 учащихся 10 – 11 классов МБОУ СОШ №49 г.Шахты.
На вопрос, считаете ли вы, что нужно серьезно относиться к кризису подросткового возраста, ответили 22 человека, и в результате я выяснил, что 2 человека считают, что подростковый кризис — это не проблема, остальные 20 человек ответили, что подростковый кризис — это реальная проблема и нужно к ней относиться серьезно. Я думаю, что 20 человек, которые ответили «да» испытывает или когда-то испытывали данный кризис и понимают, к чему это может привести.
17 человек ответили, что подросток должен обратиться за помощью, я думаю, что с помощью можно легче преодолеть всю сложность подросткового кризиса. 5 человек ответили, что самостоятельно будет лучше. Я предполагаю, что они не поняли, что это за период, что обратиться к кому-то за помощью это не стыдно.
На вопрос, к кому следует обратиться подростку, 10 человек ответили, что нужно обратиться к психологу, я думаю, что они ответили так, потому что чаще всего люди обращаются за помощью к психологу. Психолог, я думаю, может помочь. 8 человек ответили, что нужно обращаться к родителям, этот вариант подходит абсолютно всем, ведь кто как не мама или папа знают своего ребенка и что ему нужно для счастья и смогут помочь. Лишь 4 человека ответили, что нужно обратиться к друзьям, я думаю, они ответили так, потому что у них не тесные отношения с родителями. Друзья могут быть рядом, но они не всегда есть.
Заключение
В процессе работы над исследовательским проектом была рассмотрена проблема подросткового периода и его кризис. В процессе было изучено 6 книг по психологии и Интернет-ресурсы. Реализации цели исследования поспособствовало решение следующих задач:
Были изучены труды ученых, изучавших психологию подростков, и показан их вклад.
Была собрана информация о причинах психологического кризиса и способы его преодоления
Был проведен социологический опрос
Был создан буклет со способами преодоления психологического кризиса.
В ходе проведенного исследования нашлось подтверждение моей гипотезе – подростку легче всего пройти данный период взросления, когда рядом есть близкие ему люди.
Результаты опроса показали, что проблема, которую я выявил при выборе темы, существует, а значит, сама работа актуальна. Мой продукт проекта может использоваться школьниками на внеурочных занятиях.
Список литературы
1.Выготский Л. С. «Психология развития ребенка» - М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2005. - 512 с.
2.Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте» - (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. – 464 с.
3.Обухова Л. Ф. «Детская психология: теории, факты, проблемы»- М.: Тривола, 1998. - 352 с.
4.Обухова Л. Ф. «Возрастная психология» - М.; 2009. – 79 с.
5.Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» - М.: «Наука», 2022. – 674 с.
6.Обрамова Г. С. «Возрастная психология» - Разделы, посвященные кризисам подросткового возраста. - М.; 2009. – 79 с.