12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА5300
Россия, Донецкая Народная Респ., г. Донецк
Материал размещён в группе «Математика - наука великая»

Исследовательская работа

по математике

на тему: «С математикой по жизни»


 


 

Выполнила: Ученица 11А класса

Александрова Владислава

Руководитель:

учитель математики

Лапко Ирина Валентиновна

 


                                           Содержание

1.Введение .

2.Основная часть.

2.1. Возникновение арифметики и геометрии.

2.2.Математика в других точных науках.

2.3.Известные люди о математике.

2.4 Математика и культура.

2.5.Математика в повседневной жизни.

3.Заключение

4.Список используемых источников и литерату

                                             

Введение

Цель проекта: Изучить значение математики в жизни человека, её влияние на качества человека, повысить интерес к математике и ее изучению. Развить общие учебные навыки.

Задачи проекта:

1) Изучить взаимосвязь между математикой и жизнью.

2) Ответить на вопросы: зачем нужна математика?

Что может дать математика каждой отдельной личности?

3) Проанализировать, как связана математика с жизнью.

4) Развить навыки самостоятельной работы с текстом.

Методы исследования:

1) Изучение и анализ литературы по данной теме.

2) Использование интернет - ресурсов.


Возникновение арифметики и геометрии.

    В целом, математика – это раздел, занимающийся такими понятиями, как структура, количество, соотношение, и всем, что с этим связано. По сути, развитие геометрии и арифметики было вынужденным и естественным, ведь человеку во все времена необходимо было проводить некоторые расчеты, счет, а также делать измерения поверхностей, линий и объемов. Понятие о числах формировалось постепенно, осложняясь неспособностью первобытного человека отделить числовую абстракцию от ее конкретного представления, в результате чего счет довольно длительное время оставался исключительно вещественным, то есть использовались камешки, пальцы, пометки и прочее.

   С развитием древнего человека и с зарождением зачатков цивилизации появилась необходимость счета на большее количество, в связи с чем человек стал считать не только единицами, но и целыми пакетами единиц. Эта идея моментально отразилась на языке и, соответственно, в письменности. Таким образом, появилось несколько принципов именования числа: аддитивный, субтрактивный и мультипликативный. В целях облегчения запоминания счета использовались узелки, зарубки и т.п. И только с изобретением письма стали применять особые значки и буквы для сокращенного изображения больших чисел. Стоит сказать, что при подобном кодировании чаще всего отображался тот же принцип нумерации, что и в устном языке.

   Как только натуральное число уверенно вошло в обиход человека, появились операции вычитания и умножения. Вслед за этим развилось практическое действие – разделение на части, которое по истечению некоторого времени трансформировалось в такую арифметическую операцию, как деление.

 

Зарождение геометрии

   Параллельно счету начала развиваться геометрия. Ее зарождение было связано с необходимостью человека абстрагировать плоские и пространственные формы. Чаще всего их наименования совпадали с реальными предметами. К примеру, у греков трапеция (трапедсион) – столик, сфера – мяч, а ромб (ромбос) – волчок.

   Теория измерений фигур и площадей появилась значительно позже и зачастую содержала немало ошибок. В качестве измерительного инструмента использовалась специальная мерная веревка с узелками или какими-то пометками. Такими приспособлениями измерить периметр было легко, а вот с определением площади возникали трудности. С развитием человечества и цивилизации в целом эволюционировали и геометрия с арифметикой, уверенно укоренившись в нашем современном мире.

 

Математика в других точных науках

   Все точные науки пользуются понятийным аппаратом и языком математики, особенно физика и астрономия.

   Астрономия добилась покорения космических высот, только благодаря математике. «Используя математические модели, учёным не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты, прежде чем реализовать какой-нибудь сложный проект, например, в освоении космоса». Математические расчеты позволят не рисковать жизнью людей, а прикинуть заранее все необходимые для запуска ракеты параметры, обеспечив безопасный полет.

   Физика, как наука, изучает свойства материи в двух её формах - в форме вещества и поля. Главным объектом физики являются фундаментальные явления природы и описывающие их законы. Поэтому физика как наука тоже не может не опираться на математику. В физических исследованиях используются математические методы. Все физические законы записаны математически. А физические формулы – это не что иное, как математические уравнения с неизвестными.

   Химия широко использует в своих целях достижения других наук, в первую очередь, математики. Химия немыслима без математики. Трудно найти какой-либо раздел математики, который совсем не используется в химии. Я нашла в источниках информации такое высказывание математиков о химии: «Математика для химиков – это, в первую очередь, полезный инструмент решения многих химических задач. Химики обычно определяют математику упрощенно – как науку о числах. А числами выражаются многие свойства веществ и характеристики химических реакций.

Математика и культура

   Культурой называют совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за определенную историческую эпоху. Говорят также о культуре данной цивилизации: шумерской, египетской, китайской, греко-римской, европейской. И какой бы исторический отрезок мы ни взяли, какими бы географическими рамками ни ограничились, там всегда присутствует математика. Это и понятно: людям всегда надо было считать, измерять, производить всевозможные вычисления чтобы строить, торговать, делать календарные расчеты, делить урожай, собирать налоги и т. д. Поэтому математика зародилась значительно раньше других наук.

     Высокоразвитую математику ученые обнаруживают в египетских папирусах и вавилонских клинописных текстах пятитысячелетней давности; за 500 лет до новой эры начался расцвет математики в древней Греции, давшей миру Пифагора, Евклида, Архимеда и многих других за­мечательных ученых и философов; китайские математики уже за 200 лет до н. э. достигли удивительных успе­хов, а в их математических книгах XIII в. обнаружены некоторые методы решения уравнений, переоткрытые в XIX в. В средние века бурно развилась индийская и араб­ская математика. Например, десятичная позиционная система, которой мы сейчас пользуемся для записи чи­сел, — изобретение индийских математиков VI века.


 


 

Математика в повседневной жизни.

    Роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без использования законов и расчетов великой науки. Однако роль математики в жизни людей и общества не исчерпывается подобным ее применением. Без знания основных математических законов и умения ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями с ними имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Решая простые и сложные задачи, ребенок не просто учится складывать, вычитать и умножать. Он медленно, с азов постигает устройство современного мира. И речь тут идет не о техническом прогрессе или умении проверять сдачу в магазине. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру. Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений. Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна царица наук. Однако роль математики в жизни человека этим не исчерпывается. Наука помогает ребенку осваивать мир, обучает более эффективному взаимодействию с ним, формирует мышление и отдельные качества характера. Впрочем, сама по себе математика не справилась бы с такими задачами. Как было сказано выше, огромную роль играет подача материала и особенности личности того, кто знакомит ребенка с миром

 

Заключение

    Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.

   Но с каждым годом у нас появляется всё больше и больше замечательных машин: сложных станков, различных автоматов. Для того чтобы хорошо работать на таких машинах, надо очень много знаний. Сейчас математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру, и рабочему на заводе.

   Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю и одновременно учился считать. Потому что даже в самые далекие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета и меры. Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать без математики не обойтись. Математика становилась все нужнее людям. Теперь расчетами и вычислениями приходиться заниматься не только математикам: и инженеры, и моряки, и строители на каждом шагу сталкиваются с вычислениями.

   Возникновение математических наук, несомненно, было связано с потребностями человека. 

 

Источники:

1)Рихард Курант «Что такое математика?» 1941 г.

2)А. Н. Колмогоров «Математика- наука и профессия»

3)Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике»

4) https://books.google.com.ua/books

5) http://matica.org.ua/metodichki-i-knigi-po-matematike/matematika-uchebnyi-kurs-dlia-iuristov-n-b-tikhomirov-a-m-shelekhov/7-1-matematika-i-sovremennyi-mir-matematika-i-kultura

6) http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html

Автор материала: В. Александрова (11 класс)
Опубликовано в группе «Математика - наука великая»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.