Автор публикации: В. Александрова, ученица 11А класса
Исследовательская работа
по математике
на тему: «С математикой по жизни»
Выполнила: Ученица 11А класса
Александрова Владислава
Руководитель:
учитель математики
Лапко Ирина Валентиновна
Содержание
1.Введение .
2.Основная часть.
2.1. Возникновение арифметики и геометрии.
2.2.Математика в других точных науках.
2.3.Известные люди о математике.
2.4 Математика и культура.
2.5.Математика в повседневной жизни.
3.Заключение
4.Список используемых источников и литерату
Введение
Цель проекта: Изучить значение математики в жизни человека, её влияние на качества человека, повысить интерес к математике и ее изучению. Развить общие учебные навыки.
Задачи проекта:
1) Изучить взаимосвязь между математикой и жизнью.
2) Ответить на вопросы: зачем нужна математика?
Что может дать математика каждой отдельной личности?
3) Проанализировать, как связана математика с жизнью.
4) Развить навыки самостоятельной работы с текстом.
Методы исследования:
1) Изучение и анализ литературы по данной теме.
2) Использование интернет - ресурсов.
Возникновение арифметики и геометрии.
В целом, математика – это раздел, занимающийся такими понятиями, как структура, количество, соотношение, и всем, что с этим связано. По сути, развитие геометрии и арифметики было вынужденным и естественным, ведь человеку во все времена необходимо было проводить некоторые расчеты, счет, а также делать измерения поверхностей, линий и объемов. Понятие о числах формировалось постепенно, осложняясь неспособностью первобытного человека отделить числовую абстракцию от ее конкретного представления, в результате чего счет довольно длительное время оставался исключительно вещественным, то есть использовались камешки, пальцы, пометки и прочее.
С развитием древнего человека и с зарождением зачатков цивилизации появилась необходимость счета на большее количество, в связи с чем человек стал считать не только единицами, но и целыми пакетами единиц. Эта идея моментально отразилась на языке и, соответственно, в письменности. Таким образом, появилось несколько принципов именования числа: аддитивный, субтрактивный и мультипликативный. В целях облегчения запоминания счета использовались узелки, зарубки и т.п. И только с изобретением письма стали применять особые значки и буквы для сокращенного изображения больших чисел. Стоит сказать, что при подобном кодировании чаще всего отображался тот же принцип нумерации, что и в устном языке.
Как только натуральное число уверенно вошло в обиход человека, появились операции вычитания и умножения. Вслед за этим развилось практическое действие – разделение на части, которое по истечению некоторого времени трансформировалось в такую арифметическую операцию, как деление.
Зарождение геометрии
Параллельно счету начала развиваться геометрия. Ее зарождение было связано с необходимостью человека абстрагировать плоские и пространственные формы. Чаще всего их наименования совпадали с реальными предметами. К примеру, у греков трапеция (трапедсион) – столик, сфера – мяч, а ромб (ромбос) – волчок.
Теория измерений фигур и площадей появилась значительно позже и зачастую содержала немало ошибок. В качестве измерительного инструмента использовалась специальная мерная веревка с узелками или какими-то пометками. Такими приспособлениями измерить периметр было легко, а вот с определением площади возникали трудности. С развитием человечества и цивилизации в целом эволюционировали и геометрия с арифметикой, уверенно укоренившись в нашем современном мире.
Математика в других точных науках
Все точные науки пользуются понятийным аппаратом и языком математики, особенно физика и астрономия.
Астрономия добилась покорения космических высот, только благодаря математике. «Используя математические модели, учёным не нужно проводить дорогостоящие и опасные для жизни эксперименты, прежде чем реализовать какой-нибудь сложный проект, например, в освоении космоса». Математические расчеты позволят не рисковать жизнью людей, а прикинуть заранее все необходимые для запуска ракеты параметры, обеспечив безопасный полет.
Физика, как наука, изучает свойства материи в двух её формах - в форме вещества и поля. Главным объектом физики являются фундаментальные явления природы и описывающие их законы. Поэтому физика как наука тоже не может не опираться на математику. В физических исследованиях используются математические методы. Все физические законы записаны математически. А физические формулы – это не что иное, как математические уравнения с неизвестными.
Химия широко использует в своих целях достижения других наук, в первую очередь, математики. Химия немыслима без математики. Трудно найти какой-либо раздел математики, который совсем не используется в химии. Я нашла в источниках информации такое высказывание математиков о химии: «Математика для химиков – это, в первую очередь, полезный инструмент решения многих химических задач. Химики обычно определяют математику упрощенно – как науку о числах. А числами выражаются многие свойства веществ и характеристики химических реакций.
Математика и культура
Культурой называют совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за определенную историческую эпоху. Говорят также о культуре данной цивилизации: шумерской, египетской, китайской, греко-римской, европейской. И какой бы исторический отрезок мы ни взяли, какими бы географическими рамками ни ограничились, там всегда присутствует математика. Это и понятно: людям всегда надо было считать, измерять, производить всевозможные вычисления чтобы строить, торговать, делать календарные расчеты, делить урожай, собирать налоги и т. д. Поэтому математика зародилась значительно раньше других наук.
Высокоразвитую математику ученые обнаруживают в египетских папирусах и вавилонских клинописных текстах пятитысячелетней давности; за 500 лет до новой эры начался расцвет математики в древней Греции, давшей миру Пифагора, Евклида, Архимеда и многих других замечательных ученых и философов; китайские математики уже за 200 лет до н. э. достигли удивительных успехов, а в их математических книгах XIII в. обнаружены некоторые методы решения уравнений, переоткрытые в XIX в. В средние века бурно развилась индийская и арабская математика. Например, десятичная позиционная система, которой мы сейчас пользуемся для записи чисел, — изобретение индийских математиков VI века.
Математика в повседневной жизни.
Роль математики в жизни человека становится очевидной. Компьютеры, современные телефоны и прочая техника сопровождают нас каждый день, а их создание невозможно без использования законов и расчетов великой науки. Однако роль математики в жизни людей и общества не исчерпывается подобным ее применением. Без знания основных математических законов и умения ими пользоваться в современном мире становится очень трудно обучаться практически любым профессиям. С цифрами и операциями с ними имеют дело не только финансисты и бухгалтера. Астроном не сможет определить без таких знаний расстояние до звезды и наилучшее время наблюдения за ней, а молекулярный биолог — понять, как бороться с генной мутацией. Инженер не сконструирует рабочую систему сигнализации или видеонаблюдения, а программист не найдет подход к операционной системе. Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Решая простые и сложные задачи, ребенок не просто учится складывать, вычитать и умножать. Он медленно, с азов постигает устройство современного мира. И речь тут идет не о техническом прогрессе или умении проверять сдачу в магазине. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру. Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений. Современный технический прогресс тесно связан с усложнением и развитием математического аппарата. Компьютеры и телефоны, самолеты и космические аппараты никогда бы не появились, не будь людям известна царица наук. Однако роль математики в жизни человека этим не исчерпывается. Наука помогает ребенку осваивать мир, обучает более эффективному взаимодействию с ним, формирует мышление и отдельные качества характера. Впрочем, сама по себе математика не справилась бы с такими задачами. Как было сказано выше, огромную роль играет подача материала и особенности личности того, кто знакомит ребенка с миром
Заключение
Стремительно изменяется мир и сама жизнь. В неё входят новые технологии. Только математика и решение задач в традиционном понимании не изменяют себе. Математические законы проверены и систематизированы, поэтому человек в важные моменты может положиться на неё, решить любую задачу. Математика не подведёт.
Но с каждым годом у нас появляется всё больше и больше замечательных машин: сложных станков, различных автоматов. Для того чтобы хорошо работать на таких машинах, надо очень много знаний. Сейчас математика нужна не только ученому или инженеру, но и мастеру, и рабочему на заводе.
Человек постепенно учился жить: строить жилища, находить дорогу в дальних походах, обрабатывать землю и одновременно учился считать. Потому что даже в самые далекие времена, когда люди жили в пещерах и одевались в звериные шкуры, они не могли обойтись без счета и меры. Ведь всюду, где надо что-то считать, измерять, сравнивать без математики не обойтись. Математика становилась все нужнее людям. Теперь расчетами и вычислениями приходиться заниматься не только математикам: и инженеры, и моряки, и строители на каждом шагу сталкиваются с вычислениями.
Возникновение математических наук, несомненно, было связано с потребностями человека.
Источники:
1)Рихард Курант «Что такое математика?» 1941 г.
2)А. Н. Колмогоров «Математика- наука и профессия»
3)Б. А. Кордемский «Великие жизни в математике»
4)https://books.google.com.ua/books
5)http://matica.org.ua/metodichki-i-knigi-po-matematike/matematika-uchebnyi-kurs-dlia-iuristov-n-b-tikhomirov-a-m-shelekhov/7-1-matematika-i-sovremennyi-mir-matematika-i-kultura
6)http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html