Служу отечеству
Автор публикации: А. Тимяшева, ученица 10Б класса
Служу Отечеству
Март 1941 года. Село Старая Шентала Куйбышевской области, только начались оттепели.
-Петя, Петя,- раздавались крики на весь дом.
-да, дорогая,- прибежала с огорода запыхавшийся муж
-рожаю, повитуху зови,- сказала жена, опираясь на кровать.
Через пару минут пришла старуха-повитуха. Роды были не такие тяжёлые, муж, хлопотавший по хозяйству, достраивал баню на берегу реки Кондурчи.
девочка!- крикнула повитуха из окна. Муж ,бросив все дела кинулся к новорождённой дочери. Прибежав, попросил взять дочку на руки. Повитуха осторожно отдала малышку, пока мама отдыхала.
Какая милая, какая хорошая…- проговорил молодой отец шёпотом, будто боясь повредить своё драгоценное сокровище.
Раечка… Рая…- проговорила из последних сил изнемождённая женщина.
Матрёна, так звали молодую маму, необычное имя, но очень красивое.
В семье Седаевых Петра и Матрёны уже было четверо детей: Владимир, Павел, Лидия, Нина. Все старались помогать маме с сестрёнкой и работой, то в колхоз с отцом поедут, то дома уберутся, то воды домой натаскают. Помощники росли. Шли месяцы малышка росла, а жили всё так же, Лида с Ниной по дому помогали, Володя и Пашей баню отцу помогали достраивать, в колхозе работали, огород копали. Жили дружно и радостно. Наступил июнь, начало лето было подозрительно холодным, проливные дожди не давали спокойно работать и засаживать огород. Вот и сейчас шёл дождь, а отец лишь стоял возле окна и смотрел на реку.
Петя, что ж делать то будем? - обеспокоенно одёрнула мужа жена
О, Матрёна, я думал ты в передней.- удивился Петр,- не знаю, воды не набрать, огород смывает, запасы в подполе есть, но не засадим не хватит.
А у колхоза наворовать?- сказала первое, что пришло в голову девушка
Сплюнь! Ишь что удумала, Гальку-то только недавно судили за расхищение имущества, а она лишь пару зёрен вынесла с завода,- муж не одобрил эту идею испуганно смотря на жену прошептал- нельзя государственными преступниками становится, как батюшка Ленин сказал, так себя вести и будем.
Айда за стол, картошку сварила,- сказала Матрёна, уже выходя из комнаты
3 июня- Троица, на праздник этот Мордва ходят на кладбище и отмечают его в семейном кругу. Так и на этот год, ребяты пошли на речку рыбу ловить, а взрослые отмечать. Приехал в тот день из города важный человек. Мишкой звали, кличка у него смешная была « куяр». Огурец в переводе с мордовского, местные мальчишки раньше огурцы у него воровали, да такие сладкие… таких в деревне ни у кого больше не было.
Петька, монь ули мелем кортамс мартонк( Петь, поговорить с тобой хочу) ,- шёпотом позвал его Миша- такое узнал недавно, войну обещают
Да не может быть, враньё,- невозмутимо ответил ему друг
Вот увидишь- сказал Мишка и, развернувшись, ушёл
Дня 3 крутилась в голове у Пети эта мысль, а позже сама развеялась. 22 июня Миша поехал в город, а вернулся с глазами полными ужаса. Увидев мужа, девушка тут же подбежала: « Петя, Петенька, что случилось?»
Война!- ответ был чётким, коротким и при этом полным ужаса.- Нас забирают, дорогая, ты только не скучай, я обязательно приеду,- проговорив, он устремился собирать важные вещи.
Матрёна опустилась на пол, одна с пятью детьми, с работой, она думала о муже, но не о себе. Просидев так пару минут, она спохватилась, когда муж стоял уже на пороге.
Любимая, я вернусь, обещаю,- он сказал это так мягко ,будто всё хорошо, поцеловал жену нежно нежно в лоб
А та, лишь отойдя в сторонку, дала ему попрощаться с детьми. Отец дал мальчикам наказ следить за матерью и сёстрами и во всем помогать, а девочкам слушаться.
Дверь закрылась, а Матрёна закрыла рот рукой и плакала….
1942 год. Матрёна, открыв ящик, перебирала и перечитывала военные письма мужа, возле ног бегала маленькая Рая, остальные дети были на огороде, за исключением Нины ,она собирала лебеду для супа. Вдруг раздался стук в дверь, девушка думала, что это почтальон, и понеслась открывать дверь.
Открыв её, она чуть не потеряла сознание:
Петя! Вернулся! Живой! Господи, спасибо!- жена кинулась к нему на шею.
Всё кончилось? Ты теперь с нами?- говорила обеспокоенная жена.
Дорогая, меня отпустили в отгул, я тут мальчишкам пули привёз военные, настоящие.
На крик матери прибежали дети и с криками: « Папа!»- один за другим стали его обнимать.
Родные мои, я ненадолго. На два дня отпустили,- сказал с улыбкой отец
Глаза Матрены наполнились слезами. Опять расставание, неизвестно насколько. Эту ночь они провели вместе. На следующий день Петя уехал. За окном газели шёл снег.
Петя,- раздался шёпот
Петя…- шёпот повторился
Мужчина повернул голову и воскликнул: « Куяр! Ты то что здесь делаешь?»
Служу Отечеству!- ответил он с гордостью- У своих был?
Да, приезжал проведать- сказал Петя с досадой- быстро время прошло
В каком полку?- спросил Миша с любопытством
340-я стрелковая- ответил Петя
Я там же…- не успел договорить Миша ,как прилетел снаряд
Все из машины! Быстро! Быстро!- кричал водитель.
Все выбежали, обстрел, даже до поезда не доехали. Шли пешком, долго, тяжело. Параллельно рыли окопы, скоро 31 декабря, Петя и Миша сидели и разговаривали.
-Петь, а ты если бы Дед Морозом был ,ты бы что сделал?- спросил Миша.
Хотел бы, чтобы война кончилась, голод, я бы Куйбышев столицей сделал и переехал бы туда жить, да вот только как без участка то. Но с этим бы разобрались, я бы волшебным посохом наколдовал, чтобы голод закончился, и у всех детей на Новый год были подарки, чтобы все счастливы были, и все, кто во время войны искалеченным стал, вылечился. Хотел бы чтобы больше не было войны. Никогда. Хотел бы вернуться домой к детям и жене, собрались бы мы всей деревней и на Кондурче пляж бы сделали, и дорогу сделали, а ещё лучше школу новую детям поставить не деревянную, а кирпичную и в райцентр просьбу написать, чтобы дорогу чистили. Ох, сколько всего после войны придётся сделать, но ничего, справимся, мы же люди советские, многонациональные. Трудолюбивые очень, и все у нас получится.
Миш, а ты бы чего хотел?
Петь, а я в чудеса не верю
Жаль, ведь если в них верить, то они всегда сбываются
Добрым человеком Петя был, видимо ,младшая дочка Зина, рождённая в марте 1943, в отца пошла, неизвестно, дошло письмо на фронт или нет, да только и глаза, и губы были папины. Петя же погиб 14 сентября 1943, убит был в Сумской области, деревне Засулье. Пришла тогда похоронка, Матрёна переживала ужасно, молоко пропало, про работу забыла, любила она его очень, больше жизни. Дети тогда были рядом с ней, они её поддержка и опора. И только иногда во снах они встречали и она лишь шептала : « Петя, Петя…»
Прошло много лет, дети выросли, девушки вышли замуж, мужчины женились, очень сильно семья выросла. Многих уже нет в живых, внуков у Пети сейчас было бы не сосчитать, а правнуков тем более. Дочка его Рая искала про отца очень много информации, документы, найденные ей, до сих пор хранятся в семейном архиве. Володя сына своего Петром назвал. Родственники его традиции все до сих пор соблюдают, и язык до сих пор сохраняют, очень часто в деревне на нём разговаривают. Деда все помнят и уважают как героя, да и просто хорошего человека, дети, что постарше всегда рассказывали истории, связанные с папой, младшие дочки правда, только по рассказам его и знали. И мечты Петины почти все осуществились: война кончилась, голод тоже, Куйбышев, ныне Самара был запасной, сейчас же это очень красивый город является областной столицей. Люди, искалеченные во время войны, конечно не вылечились, многие умирали, кто-то оставался инвалидом и лишь малому количеству удавалось жить как раньше и не замечать шрамов. Домой к жене и детям он тоже не вернулся, дорогу так и не сделали, правда школа у детей позже стала кирпичная, но это сильно позже, ближе к 1990-м годам. Люди после войны и правда справились, сплотила она всех, такая кровожадная, беспощадная, не жалела никого. Стоит только задуматься о том, что Петя и вся его дивизия пережила, а что чувствовали самые близкие люди, ушедших на фронт. Ведь каждый солдат лишь повторял: « Служу Отечеству!»